Кто такие католики и православные отличия

Католицизм

кто такие католики и православные отличия

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве.

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара.

Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса.

Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения «католицизм»

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство.

Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора (православие признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия — целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов.

Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.

Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма.

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат.filioqueи от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

  • крещение;
  • причащение (евхаристия);
  • священство;
  • покаяние (исповедь);
  • миропомазание (конфирмация);
  • брак;
  • елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом.

Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих.

Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/katolicizm.html

Православный крест. История, особенности, отличия от католического

кто такие католики и православные отличия

Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции? Постараемся ответить.

статьей с друзьями:

История креста

Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.

Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.

См. также: Книги о масонах и Конце света. Польза или вред?

Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.

Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.

В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.

Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой

Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.

В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.

Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.

Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.

В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.

Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.

Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.

Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».

Формы креста

Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.

Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».

Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.

С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.

Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.

Отличие православного и католического креста

В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.

Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».

Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом

В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова.

Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа.

Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.

С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.

См. также: Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?

Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.

Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва

Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа.

Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены.

Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.

Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.

Священник Афанасий Гумеров:

«В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса»

К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.

Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.

Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».

Константин Бернатович

См. также:

Самые известные иконы Крещения Господня

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/pravoslavnyj-krest-istorija-osobennosti-otlichija-ot-katolicheskogo.html

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

кто такие католики и православные отличия

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты  правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь.

Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов.

Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Православные и католики: рана до сих пор не исцелена

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы.

В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы.

В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как заботиться о душе

Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.).

По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими.

То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности.

К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям.

Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/katolitsizm/

Различия католической и православной церквей в современном мире

Православная и католическая церковь были едины до 1054 года, когда произошло их разделение. Некоторые отличия в традициях относятся к вероучению, а другие имеют обрядовый характер.

Высшая власть в церкви

В католической церкви верховным епископом для всех христиан и наместником Иисуса Христа на земле, источником всякой церковной власти считается Папа Римский. В православной церкви нет единого верховного епископа, но каждая автокефальная (самостоятельная) церковь управляется своим собором епископов, во главе которого стоит предстоятель – патриарх, митрополит или архиепископ. Все предстоятели поместных церквей, а их насчитывается 15, равны между собой, ни один не подчиняется другому.

Непогрешимость авторитета

В католической церкви существует учение о непогрешимости и безошибочности Папы Римского, когда он выступает с кафедры, излагая церковное учение. Любое соборное решение, в том числе по богословским или догматическим вопросам, вступает в силу только после утверждения его Папой.

В православной церкви нет человека, который обладал бы непогрешимым авторитетом. И окончательные решения по богословским вопросам выносятся соборами епископов.

Святая Троица

Католики верят, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Соответствующее прибавление, так называемые филиокве, они сделали в Символе Веры.

Православные верят, что Дух Святой исходит от Отца, основываясь на словах Иисуса Христа из Евангелие от Иоанна.

Загробная жизнь

Католики верят, что помимо рая и ада существует еще чистилище – промежуточное состояние между блаженством и мучением, которое имеет временный характер. Муки, испытываемые там грешниками, имеют очистительный характер.

Православные не верят в существование чистилища, признавая только два посмертных состояния, в соответствии со словами Иисуса Христа: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).

Отличия в датах

У католической и православной церквях разные календари. Основные церковные праздники являются общими, однако даты их празднования не совпадают. Пасха лишь иногда празднуется православными и католиками в один день, но чаще в разные дни.

Обет безбрачия

В католической церкви латинского обряда не только епископы, но и священники должны быть безбрачными. В православной церкви священник может быть как безбрачным, так и состоящим в браке.

Традиции причащения

В католической церкви латинского обряда широко распространено причащение мирян под одним видом – только Телом Христовым. В православной церкви миряне причащаются под двумя видами – Телом и Кровью Христа.

Святое Причастие

У католиков для Евхаристии употребляется только пресный хлеб, а у православных – квасной.

Изображение креста движением кисти

Католики совершают крестное знамение слева направо всеми пятью пальцами. Православные крестятся справа налево тремя пальцами, а в старом обряде – двумя пальцами.

Крещение младенцев

В католической традиции младенцев после крещения не миропомазывают и не причащают. К причастию дети допускаются, как правило, по достижении 7 лет, а к миропомазанию – в более позднем возрасте.

В православной церкви таинство миропомазания над младенцем совершается одновременно с таинством крещения. Все крещеные младенцы допускаются к причастию.

Источник: http://rsute.ru/699619-katolicheskaya-i-pravoslavnaya-cerkvi-kakie-osnovnye-otlichiya-v-veroucheniyax-i-obryadax.html

Концептуальные отличия православной и католической церкови — Философия

Великому церковному расколу, поделившему христианство на католическую и православную церкви, вот уже почти тысяча лет, а он до сих пор будоражит умы верующих обеих конфессий. Кто был прав, а кто виноват в той давней истории, которую многие воспринимают, как трагедию, что неудивительно ‑ ведь церковь Христова, которая должна была быть единой и неделимой, оказалась не просто разделена, ‑ долгое время она была в противоборстве.

На сегодняшний день отличий между православной и католической церквями стало уже так много, что о воссоединении уже если и говорят, то лишь на высоких церковных встречах, да и то потому, что того требует дипломатический протокол.

Что же так непоправимо раскололо Церковь Христову, основанную на крови мучеников, и до XI века имевшую общих святых? Ведь все мы прекрасно понимаем, что различия не сводятся к тому, что католические и православные храмы, богослужения, иконы отличаются; раскол лежит намного глубже ‑ на уровне догматического учения.

Главным и основополагающим догматом католической церкви является филиокве ‑ учение об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Иисуса Христа ‑ Сына.

Различия в учениях между католической и православной церковью

Одно из самых важных отличий между католической и православной церковью ‑ учение о браке.

Если в православии основой для признания Таинства брака является богослужебное действие ‑ венчание, которое всегда совершается священнослужителем, то у католиков для того, чтобы брак считался действительным, достаточно заявления жениха и невесты о желании заключить совместный союз.

При этом, лишь на католическом Тридентском соборе, прошедшем в XIX веке, было установлено, что брак считается действительным лишь тогда, когда заявление сделано в присутствии священника, а до этого было достаточно взаимного желания жить вместе.

Еще одно различие, разделяющее православную и католическую церковь ‑ западный культ сердец Иисуса и Пресвятой Богородицы. В основу его легли видения монахини Маргариты Марии Алякок, умершей в 1690 году и причисленной католической церковью к лику святых.

Она заявляла, что постоянно видит во сне Иисуса, который показывает ей Свое сердце и обучает ее почитать его.

Православная церковь видит в этом экзальтацию и психологическую самонакачку, ведь в православии, наоборот, строго запрещено при молитве представлять себе телесно Господа, Богородицу и святых.

В католических и православных храмах присутствуют иконы, которые, правда, сильно отличаются внешне (сравним православную Богородицу и католическую Мадонну), при этом в католицизме также принято почитать статуи и статуэтки, что в православии считается заблуждением.

Католический и православный храм это готика и Византия

Наиболее видимые различия между католической и православной церковью ‑ внешние ‑ как раз несут в себе меньше всего смысловой нагрузки. Разница между православными и католическими храмами, так возмущающая последователей восточного христианства ‑ наличие скамеек для молящихся, отсутствие алтарной перегородки ‑ являются всего лишь отражением культур различных стран.

А вот разница в преподавании в католических и православных храмах причастия верующим мирянам (у православных ‑ и Тела, и Крови Христовых, а у католиков ‑ только Тела) носит в себе уже более глубокое противоречие, ведь, согласно Евангелию, Христос причастил Своих учеников-апостолов и Телом, и Кровью, и заповедал то же самое делать своим последователям.

Источник: https://filosofia.ru/konceptualnye-otlichiya-pravoslavnoj-i-katolicheskoj-cerkovi/

Великий пост у католиков и православных: сходства и различия

«Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху — ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь.

Но была и другая категория людей — те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения — в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста — ред.

), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста.

Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы «, — рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.

«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа.

Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием.

И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», — пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием — с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

«Страстной четверг — это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница — то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота — день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года — «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», — говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции — богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта.

И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу.

Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли.

Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается.

И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», — отметил Кирилл Горбунов.

«Пост — то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», — добавил он.

Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное», и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

«Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы», — отметил он.

И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения «пищевого устава», эти недели тоже имеют свои особенности.

«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной», то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу.

А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь», — продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие — ред.) Четыредесятницу».

А последующие дни — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем.

В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня», — поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.

И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя.

Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли в Сухоядение пить кофе

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма.

А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви.

А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Источник: https://ria.ru/20160210/1372454543.html

Католики и православные — в чем разница?

Католики и православные — в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье — ответы на эти вопросы коротко простыми словами.

Католики относятся к одной из 3-х основных конфессий христианства. Всего в мире три христианских конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самой молодой является протестантизм, возникший в 16 веке в результате попытки Мартина Лютера реформировать католическую церковь.

Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 году, когда Папа Римский Лев IX составил акт об отлучении Патриарха Константинопольского и всей Восточной Церкви. Патриархом же Михаилом был созван собор, на котором отлучили от Церкви и прекратили поминовение пап в восточных церквях.

Главные причины разделения церкви на католическую и православную:

  • разные языки богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви),
  • догматические, обрядовые различия между восточной (Константинополь) и западной (Рим)церквями,
  • желание Папы Римского стать первым, главенствующим среди 4-х равных христианских патриархов (Рим, Константинополь, Антиохия, Иерусалим).

В статье Вы найдёте главные различия в догматах и верованиях 2-х христианских церквей — католической и христианской. Но важно понимать, что все христиане: и католики, и протестанты, и православные, никак не «враги» друг другу, а, напротив, братья и сестры во Христе.

Догматы католической церкви. Отличия католицизма от православия 

Вот основные догматы католической Церкви, которые отличаются от православного понимания Евангельской истины.

  • Filioque — догмат о Святом Духе. Утверждает, что Он исходит и от Бога Сына, и от Бога Отца.
  • Целибат —  догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов.
  • Для католиков Священным Преданием являются только решения, принятые после 7-ми Вселенских Соборов, а также Папские послания.
  • Чистилище — это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточное место (чистилище), где возможно искупление грехов.
  • Догмат непорочного зачатия девы Марии и её телесного вознесения.
  • Догмат о причастии духовенства Телом и Кровью Христовыми, а мирян — только Телом Христовым.

Догматы православной церкви. Различия православия и католицизма

  • Православные христиане, в отличие от католиков, верят, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Об этом говорится в Символе веры.
  • В целибат православии соблюдается только монахами, остальное духовенство вступает в брак.
  • Для православных Священным преданием является древняя устная традиция, постановления первых 7-ми Вселенских Соборов.
  • В православном христианстве нет догмата о чистилище.
  • В православном христианстве нет учения о переизбытке добрых дел Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов (“сокровищнице благодати”), позволяющем “черпать” из этой сокровищницы спасение. Это учение и допустило появление индульгенций*, которые стали камнем преткновения между протестантами и  католиками. Индульгенции глубоко возмущали Мартина Лютера. Он не хотел создавать новую конфессию, он хотел реформировать католицизм.
  • Миряне и духовенство в православии Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Другие полезные статьи: Как приготовиться к исповеди и причастию?Как научиться правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?Есть ли Бог на самом деле? Доказательства и мнения учёных. 

Кто такие католики, в каких странах живут?

Больше всего католиков живет в Мексике (около 91% населения), Бразилии (74% населения), США (22% населения) и Европе (варьируется от 94% населения в Испании до 0,41% — в Греции).

Каков процент населения по всем странам исповедует католицизм можете посмотреть в таблице в Википедии: Католицизм по странам >>>

Всего католиков в мире более миллиарда. Главой Католической Церкви является Папа Римский (в православии — Вселенский Патриарх Константинопольский). Существует расхожее мнение о тотальной непогрешимости Папы, однако это не верно. В католицизме непогрешимыми считаются только вероучительные решения и высказывания Папы. Сейчас Католическую Церковь возглавляет  Папа Франциск. Он был избран 13 марта 2013 года.

И православные, и католики — христиане!

Христос учит нас любви абсолютно ко всем людям. И уж тем более, к нашим братьям по вере. Не Поэтому не стоит устраивать споры, какая вера более правильная, а лучше показывать своим ближним пример милостыни, помощи нуждающимся, добродетельной жизни, всепрощения, неосуждения, кротости, милосердия и любви к ближним.

Надеюсь статья «Католики и православные — в чем разница?» была для Вас полезной и теперь Вы знаете, в чем главные различия католичества и православия, в чем разница между католиками и православными.

Желаю всем замечать в жизни хорошее, радоваться всему, даже хлебу и дождю и благодарить бога за всё!

Алёна Краева

Делюсь с Вами полезным видео ЧЕМУ МЕНЯ НАУЧИЛ ФИЛЬМ «ОБЛАСТИ ТЬМЫ»:

Вам также может понравиться

Источник: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/katoliki-i-pravoslavnye-v-chem-raznica/

Протестанты и католики в чем разница

1 сентября, 2018

В данной статье вы узнаете, чем отличаются католики от протестантов? А есть ли между ними разница вообще?  Почему католики не признают протестантов христианами, а протестанты не признают католиков христианами?

С чего все началось

Началось все еще задолго до появления католиков и протестантов. В Иудее образовались первые общины верующих в Йеhошуа hа-Машиаха (Иисуса Христа). Эта община состояла исключительно из евреев. Первым язычником, который обратился в Мессианскую веру, был Корнилий со своим семейством, изучающий Тору и соблюдающий ее заповеди. Ему и была ниспослана милость спасения за его добрые дела и молитвы:

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

(Деян.10:1-5)

Впоследствии, язычников, принявших Мессианское учение, становилось все больше и больше и они уже во много раз превосходили по количеству еврейские общины.

Римская община

В Риме была смешанная община, где между язычниками и евреями всегда были конфликты. Это хорошо просматривается в Послании к Римлянам. Евреи гордились своим еврейским происхождением, язычники гордились тем, что Бог их помиловал, а евреев отверг. По этому поводу апостолу Павлу пришлось написать вразумительное послание для обеих сторон.

Однако так как евреев становилось более и более в Римской общине, то впоследствии они взяли и руководство в свои руки. В то время и Павла уже не было в живых и общину, по сути уже никто не контролировал, кроме властей Рима.

Римская община отличалась своим вероучением от учения Римских религиозных общин, которые поклонялись различным богам, во главе которых был Зевс. Поэтому, римскую общину всячески притесняли, за то, что они верят в еврейские Писания и в еврейского Бога. На то время уже существовало учение о божественности Иисуса Христа и о богородице Марии, которая родила Бога-Иисуса.

Сам сюжет богородицы позаимствован из легенд, в которых якобы боги спускались на землю к красивым женщинам, совокуплялись с ними и те рождали им человекобогов. Так, например Европа – любовница Зевса, была им похищена и, он сделал ей насилие, после чего она зачала и родила Зевсу двух сыновей.

Муж Европы был благодарен Зевсу и принес ему жертвы, потому как его жена, Европа, была бесплодной. Зевс ее оплодотворил. Именно по этой причине европейские государства называются Европой, так как они представляют собой любовницу Зевса.

 Современная Европа – это любимица Зевса и других богов, которые помогают Зевсу.

Император Константин

Когда к власти пришел Император Константин, то он увидел, что учение, которое исповедует Римская община, более принципиально, нежели учение Зевса. С политической точки зрения он увидел, что с помощью этой религии, которая становилась все более популярной, можно управлять массами.

А если сделать ее государственной религией, то все, захваченные территории автоматически будут поклоняться Богу-Христу. Чем больше захваченных земель, тем шире становится деятельность новой религии, и тем прочней становится власть Рима на земле.

После некоторого раздумья, Император Константин, делает Христианство официальной религией Рима, а Римскую церковь, делает центром Вселенной. Поэтому, она была названа Католикус (Вселенская).

Впоследствии Рим захватил все европейские племена и сделал их христианскими государствами. Таким образом, Иисус Христос стал богом всех европейцев.

Первый Никейский Собор

Пе́рвый Нике́йский собо́р — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским (Католическим) собором в истории христианства.

На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

(Википедия)

Все последующие Соборы так же были организованы римскими королями для определения врагов в Европе, коими были евреи и инакомыслящие. Это делалось укрепления Римской империи.

Появление Папы Римского

Католическая (Вселенская) церковь, первым Папой Римским считает апостола Петра, который передал ключи церкви своему преемнику  святому Пину (Vl – Vll), который стал первым официальным Папой Римским. С этого времени началась эпоха Папства.

Кто такие Католики

Итак, заглянув в историю, мы видим, что Католики – учение Христианства, установленное самим императором Константином для укрепления Римской империи, чтобы люди были едины и поклонялись только одному Богу-Христу.

Как выше уже говорилось, учение Христианства формировалось веками, где главной составляющей были политические цели.

По этой же причине была выпущена Библия, в которой были отредактированы еврейские тексты, включая и тексты апостолов, в пользу Римской империи, где все фокусировалось на христоцентричности – Христос Бог во плоти, предводитель Римского Христианства.

Появление протестантов

Протестант, происходит от слова протест. Первым протестантом, протестующим против беспорядков в церквах, стал Мартин Лютер, о котором уже все много наслышаны. Чем был недоволен Лютер? Он был недоволен тем, что священники не выполняют своих обязанностей по отношению к пастве.

Многие считают, что Лютер был против Папы, его власти, против учения Католической церкви. Это не так. Если прочитаете 95 тезисов Лютера внимательно, то вы увидите, что Лютер был и оставался до мозга костей католиком. Он не собирался создавать какое-то новое движение или учение. Его действия можно сравнить с борцом за справедливость. Он хотел навести порядок.

Он по-прежнему признавал Папу, высшим органом Христианства, а священников — уполномоченными Папой. Кроме того, он не отвергал индульгенции, но был против того, что индульгенции стали формальностью, которые по вине священников не приносят пользы в преображении паствы. Индульгенции предназначались изменить сознание человека, чтобы он перестал грешить. Но священники делали превратное – наживались на индульгенциях. И это раздражало Лютера.

И в ревности по чистоте Католической церкви, он написал свои легендарные 95 тезисов.

В чем же отличие католиков от протестантов

Разница между католиками и протестантами как раз лежит в тезисах, которые написал Лютер. По сути, Лютер был революционер, борющийся за справедливость в своей церкви. Он не мог и представить, что кроме Католической церкви, может существовать еще какая то. Лютер нашел много сторонников, которые поддержали его реформу.

Что такое Реформация

Реформация лежит в основе различия между католиками и протестантами. Реформация происходит от слова Реформа.

Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

(Википедия)

Лютер, не собирался изменять Католическое вероучение. Какую же цель преследовал Лютер в своей Реформе Католической церкви? Ответ однозначен – укрепление и обновление Католических основ.

Кто такие протестанты

Итак, мы видим, что протестанты, возглавляемые Лютером, до мозга костей оставались католиками. После принятия ими тезисов Лютера, как основу Реформации Католической церкви, протестанты намеревались улучить духовное состояние своей церкви.

Однако, Папа Римский не признал Реформацию Лютера, как способ улучшить духовное состояние церкви объявил Лютера и его сподвижников смутьянами.

Но, Реформация набрала такой вес, что Папа стал побаиваться, как бы армия протестантов, не пошла войной на  Рим.

Папа Лютер

Тем временем, Лютер, отторгнутый Папой, продолжал ревностно бороться за чистоту Католической церкви и основывал для этого свои общины в городах, находящихся во власти протестантов. Таким образом, Лютер, стал Папой протестантов. Впоследствии у него была своя мощная армия, с помощью которой он подавил восстание крестьян, казнив 8000 пленных. Так же он казнил и предводителя восстания – Томаса Мюнцера.

Благодаря своей армии, Лютер сохранил территории, принадлежавшие протестантам. Армия Папы Римского, не смогла воевать с армией Лютера. Впоследствии, когда католики-протестанты уже держали Европу в своих руках, они завоевали Америку, Африку и Австралию. Поработили аборигенов на этих материках, разграбили ресурсы.

Итог — разница между католиками и протестантами

Из всего выше приведенного, можно заявить, что разница между католиками и протестантами заключается лишь в официальном статусе Папы. По своему же вероучению, протестанты – это реформированные католики, или, если говорить простым языком, более совершенные, более духовные католики, которые боролись за чистоту церкви. Для этого они использовали 98 тезисов Лютера.

Если говорить о догматике протестантов, то их догматике полностью основывается на догматике Католической церкви. А догматика Католической Церкви – это постановления Вселенских Соборов. Протестанты полностью признают власть постановлений Вселенских Соборов и следуют этому вероучению. Даже неграмотный в религии человек, заметит, что у католиков и протестантов (европейских) все церковные праздники в один день.

В Русском протестантизме, церковные праздники отмечают дважды – один раз по католически, другой раз по православному. На почве этого у них много происходит разногласий, но все же авторитет католического вероучения более влиятельней, нежели авторитет православия. Догматика Русских протестантов такая же, как и у европейских, потому что Русские протестанты появились на почве миссионерской деятельности европейских протестантов.

Соответственно, они полностью поддерживают их догматику.

Миф о тезисах Лютера

Оправдание по вере – именно это лежит в основе протестантизма. Но, извините, точно такое же заявление делают и католики, и мессианские евреи. Почему? потому что так написано в Библии.

Лютер не преследовал цели, доказать кому-то из своих единоверцев, что оправдание по вере не признается в католицизме. Эту истину знали и знают все католики. Еще раз следует подчеркнуть, что при внимательном и целенаправленном чтении 95 тезисов Лютера, вы не увидите, того, о чем говорят современные протестанты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Отец илий переделкино как попасть

Впоследствии, когда в Европе протестантская власть превзошла по силе власть Папы, протестантские политики нарисовали выгодный для протестантского движения образ Лютера и его призыв. Для чего это было нужно? Чтобы уничтожить авторитет Папы. Чем меньше авторитет Папы, тем больше движение католиков-протестантов приобретет себе новых сторонников. И по сей день, в сознании протестантов, Лютер – это добрейшей души человек.

Однако, как показывает история, Лютер был жестокий диктатор и тиран. Протестантские же политики это скрывают, чтобы Лютер был идеалом в сознании каждого протестанта, потому что Лютер – отец реформации. Ну, а что такое реформация, нам уже понятно – это улучшение уже существующего. А разница между католиками и протестантами – это отсутствие официального статуса Папы и принятие учения Лютера, изложенного в его тезисах.

Источник: https://nev-tanah.info/protestanty-katoliki-raznica/

Православный крестик и католический: главные различия между двумя изделиями

:

Самый частый вопрос, который так же часто остается без ответа: «Чем отличается католический крестик от православного?» Нерелигиозный человек вряд ли поймет разницу: зачастую такие крестики очень похожи внешне, да и носятся одинаково. Но не всё так сложно, как может показаться. Чтобы научиться их различать, не обязательно углубляться в религиозные знания. Достаточно знать всего 5 важных деталей!

Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения

Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения — яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.

За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.

Форма креста — первое и главное отличие 

Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.

В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.

Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием.

Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма. 

Четырехугольный крест

По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест — классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным. 

Шестиконечный крест

Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец — тяжесть от не раскаяния, а верхний — облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное. 

У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского. 

Восьмиконечный крест

Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая — так выглядит православный крест с восемью концами.

Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых — путь в духовное царство. Верхний конец на кресте — дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.

Различия католического и православного крестного символа

Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.

Надписи

Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».

Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.

До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.

Изображение

Одно из самых дискуссионных отличий — изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.

Основной посыл православного распятия не в физических страданиях, а в торжестве воскрешения (ладони Иисуса развернуты к людям), в победе над смертью, Духа над телом. 

На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.

Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.

У христиан принято носить крестик под, а не поверх одежды, поскольку он считается личным оберегом каждого верующего. По мнению церковников, если крестик важен как символ веры, его не следует демонстрировать окружающим.

Расположение Христа

Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков — скрещены вместе.

Количество гвоздей

Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный.

У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.

История возникновения раскола

Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.

Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.

Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.

Выбор крестиков в сети Ювелірна Карта

В нашей ювелирной коллекции собрано более 100 моделей католических и  православных крестов в комбинации различных типов золота, а также с элегантной инкрустацией и растительными узорами. Все модели мужских крестиков, как и женских, отличаются аккуратностью исполнения, что позволит приобрести изделие в качестве значимого атрибута веры и изысканного украшения. 

Дополнительные вставки из драгкамней делают изделия более яркими и современными на вид.

Все крестики (для взрослых и детей) можно посмотреть в каталоге на Diamant.ua (с подробным описанием характеристик). Элегантные цепочки из белого/желтого/красного аурума составят крестику гармоничный ансамбль.

Среди множества моделей вы непременно найдете свой драгоценный талисман!

Источник: https://diamant.ua/ru/articles/chem-otlichaetsja-katolicheskij-krestik-ot-pravoslavnogo/

Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

  • Православие и иудаизм
  • Православие и буддизм
  • Православие и сектанство

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай.

    В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.

  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах

  1. В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
  2. Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
  3. Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы.

     Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский

  4. Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.

  5. Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.

    Папа римский

  6. Православие считает каноничными только законы и изменения в обрядах, принятые на Вселенских соборах, в то время как католицизм отдал право изменять богословские определения понтификам.
  7. По учению православия Богородица была призвана Богом, как не имеющая земных личных грехов, родила в непорочном зачатии Иисуса и почила, как простая смертная, после чего была вознесена Ангелами на Небо.
  8. Католики утверждают, что перед непорочным зачатием с Девы Марии был снят первородный грех всего человечества, по этой, только Ей данной, привилегии, была Она вознесена на небо душой и телом.

Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения

  1. Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
  2. В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
  3. Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов.

    Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.

  4. Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.

  5. В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
  6. Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
  7. В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.

    Исповедальня в католической церкви

  8. В восточном обряде усопшие поминаются на третий, девятый и сороковой день, а в латинском течении — третий, седьмой и тридцатый.
  9. Чисто человеческий вопрос — о возможно применения контрацепции. Католики в этом случае категорически против контрацепции, православным разрешено предохраняться в некоторых случаях.

Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-katolicizm.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь