Даниил Московский
Князь Даниил Московский — сын Александра Невского, отец Ивана Калиты, предок московских царей. Занимался созиданием, а не войной. Почитается святым Русской православной церковью.
Детство и юность
В 1261 году в семье Великого князя Киевского и Владимирского Александра Ярославича Невского родился четвертый, младший, сын. Имя младенец получил в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого христиане отмечают 11 декабря, поэтому историки предполагают, что родился княжич в конце осени или начале зимы. Александр Невский умер, когда мальчику было два года.
Даниил Московский и Александр Невский
Княгиня Александра (в некоторых текстах Параскева) Брячиславна родила мужу четверых сыновей — Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила — и дочь Евдокию. После смерти супруга княгиня приняла постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса, заслужив праведной жизнью уважение местных жителей. Опеку над маленьким Даниилом принял его дядя, тверской князь Ярослав.
Евдокию родственники выдали замуж за князя Константина Ростиславича Смоленского, а братья поделили отцовское наследство. Младшему в кормление выделили Московское княжество – на тот момент самое маленькое и бедное, не идущее ни в какое сравнение с Новгородским или Владимирским. Первые семь лет вместо малолетнего князя правил его дядя-опекун Ярослав, а мальчик изучал грамоту, воинское и политическое искусства.
Даниил Московский
Как рассказывается в житии святого, больше, чем науку управления государством, маленький Даниил любил храм Божий: свободное время он проводил в церкви, слушая хоровое пение и молитвы. В 1272 году Ярослав Ярославич умирает, а одиннадцатилетнему мальчику приходится заступить на правление княжеством и переехать в Москву. Обустройство на новом месте юноша начал с реконструкции Кремля, в частности приказал построить Спасо-Преображенскую церковь.
Правление
Князь Даниил прославился заботой о людях. До приезда юного хозяина в Москву там правили наместники, беспокоившиеся о личном обогащении больше, чем о процветании города. Князь же лично проверил систему налогообложения, объездил окрестные села с проверкой, пообщался со старостами и купцами. Для торговли выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью.
Князь Даниил Московский
По приказу Даниила устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрестком торговых путей. Вместо деревянных церквей строились каменные, возводились целые комплексы построек: архиерейские дома и укрепленные монастыри. Роль монахов в те неспокойные времена не сводилась только к молитвам за мирян, каменные монастыри были настоящими крепостями, а монахи во время войны брались за оружие.
Любимым детищем князя стал монастырь, получивший название в честь покровителя князя, преподобного Даниила Столпника. Место для Свято-Данилова Спасского (попросту Данилова или Даниловского) монастыря было выбрано не случайно: он стал первым в цепи укрепленных обителей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1296 году правитель приказал построить Богоявленский монастырь, а в 1300 году — каменный архиерейский дом и храм имени Петра и Павла.
Богоявленский монастырь
Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В биографии князя нет темных эпизодов с братоубийством и коварными интригами. В 1282 году вместе с тверским князем выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения.
С 1283 года поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол. В 1293 году Андрей Городецкий привел на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Тудана (Дюденя). Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город.
Даниил Московский и Андрей Городецкий
Предательский поступок князя Андрея не был забыт братом, и в 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступает против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире.
А вот в 1301 году московский князь продемонстрировал таланты умелого полководца, разгромив под Коломной войска рязанского князя Константина Романовича вместе с его союзниками татарами. Рассеяв татар и захватив Коломну, Даниил Александрович не стал присоединять завоеванные земли к своим владениям и даже не позволил воинам их разграбить. Такое поведение выглядело в глазах современников достойным удивления.
Святой Даниил Московский является путешественнику
В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский и завещал свои земли дяде Даниилу, которого уважал за разум и благочестие. Унаследовав Переяславское княжество, Даниил Московский не стал переносить столицу в богатый и укрепленный Переяславль, но стал одним из самых влиятельных князей, преумножая богатства Москвы.
Личная жизнь
Имя и происхождение жены князя в сохранившихся первоисточниках не встречается. Однако Петр Владимирович Долгоруков, составлявший «Русскую родословную книгу» в ХIХ веке, записал ее под именем Евдокии Александровны.
Иван Калита, сын Даниила Московского
О дочерях Даниила также ничего достоверно не известно, потому что истории женщин в ту эпоху редко попадали в летописи. А сыновей у князя было пятеро: Юрий, Александр, Борис, Иван и Афанасий.
Смерть
Достоверно известно, что Даниил Александрович умер в 1303 году от болезни, успев перед кончиной принять монашеский постриг согласно традиции правителей того времени. По поводу места захоронения известны две версии. Одна, изложенная в «Степенной книге» и вошедшая в канонические жития святого, гласит, что князь завещал похоронить его на общем кладбище при Даниловском монастыре, что и было исполнено.
Саркофаг Даниила Московского
Вторая версия основана на несохранившейся Троицкой летописи, написанной в XIV веке и сгоревшей на пожаре в 1812 году. Н. М. Карамзин, работавший с летописью, почерпнул оттуда информацию, что тело захоронили в Соборе святого Архистратига Михаила в Москве. Это же место называет и Лицевой летописный свод Ивана Грозного.
Как бы то ни было, но в 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь Алексей Михайлович приказал перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке. Произошло это событие 30 августа (12 сентября) и с тех пор ежегодно отмечается церковью.
Храм Даниила Московского
После революции 1917 года мощи хранились в Троицком соборе. В 1930 году их переместили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Во время борьбы советской власти с религией мощи были утрачены и до сих пор не найдены. Поминают святого 4 (17) марта и в переходящий праздник — день Собора Московских святых. В эти дни в церквях читаются положенные каноны и акафисты.
Иконы Даниила Московского
На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря. К святому обращаются с молитвой об избавлении от ссор и разногласий, его просят о помощи в обретении дома и защите от воров, об успешном исходе судебного процесса, считают покровителем инженерных войск вооруженных сил России.
Память
- 1547 – поднят вопрос о канонизации, написаны стихиры и канон
- 1652 – обретение мощей
- 1791 – канонизация благоверного князя как местночтимого святого
- 1975 – написан роман Д.М.Балашова «Младший сын»
- 1983 – возрожден Данилов монастырь в качестве ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви
- 1988 — учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней
- 1996 — именем князя названа атомная подводная лодка Северного флота
- 1997 – установлен памятник в сквере Даниловской площади Москвы
- 1997 – изображение Даниила Московского и Данилова монастыря появилось на российских марках
- 1998 – построена православная часовня в сквере на площади Серпуховской Заставы в Москве
- 2013 – документальный фильм «Миротворец. Святой Даниил Московский»
Источник: https://24smi.org/celebrity/13795-daniil-moskovskii.html
Даниил Московский: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» — Церковь Успения Богородицы
В период кровавых междоусобиц святой князь предпочитал войне миролюбие.
17 марта Русская православная церковь отмечает день памяти святого Даниила Московского. Его считают первым князем Москвы и родоначальником московской династии Рюриковичей. В период братоубийственных войн и смуты на русской земле он был единственным, кто призывал к миру и предлагал решать проблемы путем переговоров, а не войной.
Монастырь
Отцом Даниила Московского был один из величайших сынов Руси — легендарный Александр Невский. Когда Даниилу исполнилось два года, его отец скоропостижно скончался, не успев дать сыну свои наставления. Воспитанием маленького князя занимался родной дядя, Ярослав Ярославович. От своей матери юный Даниил унаследовал смирение и христианскую кротость, именно у нее он научился княжить мудро и справедливо.
Когда Даниил подрос, ему во владение достался ничтожный удел, с городом Москвой, недавно вновь выделенный от Владимирского княжества и своего князя на тот момент не имевший. В то время как старшие братья боролись за титулы и все больше погрязали в междоусобных войнах, юный Даниил тихо правил в своем княжестве, которое было настолько маленьким, что никого не интересовало.
Еще только вступив во владения захудалым и неухоженным маленьким княжеством, Даниил озаботился и духовными трудами. Перво-наперво князь построил в Москве монастырь, выбрав для строительства место на берегу реки, и освятил его именем своего святого, преподобного Даниила Столпника. Именно вокруг Данилова монастыря, действующего и поныне, собралась первая в Москве монастырская община.
Между двух братьев
Как ни старался Даниил, ссор и участия в кровавых междоусобицах избежать не удалось. Однако при вмешательстве Даниила в споры братьев удавалось решить дело миром.
Старший сын Александра Невского, Дмитрий, получил княжение во Владимире, а вместе с ним — титул великого князя. Средний сын Невского, Андрей Городецкий, в стремлении заполучить этот титул заручился поддержкой ордынцев и пошел войной на родного брата.
Вмешавшись в противостояние братьев, Даниил занял сторону Андрея. Когда его войска вместе с войском брата и других князей подошли к стенам Дмитрова, ему удалось убедить князей решить дело переговорами, не проливая кровь собравшихся на поле брани воинов.
Позже, во время очередной усобицы, Даниил встал на сторону старшего брата, Дмитрия — и вновь ему удалось убедить братьев разойтись миром, не вынимая мечей из ножен. Даниилу не раз удавалось помирить таким образом не только собственных братьев, но и других враждующих князей.
«Держал себя умеренно, бережа совесть, ища утолять ссоры любовью. Мужественный духом, храбрый в бою, он только из крайней необходимости для обороны от врагов брался за меч. И все добрые качества его тихой души еще на земле получили награду», — так описывает духовный рост юного князя в своем труде «Святые вожди земли Русской» русский публицист Евгений Поселянин.
Приращение удела
Вскоре пришла пора и самому князю Даниилу озаботиться вопросом, как помочь вырасти своему уделу, но, наблюдая кровавые распри между князьями и то, к чему это приводит, Даниил всегда старался найти другой путь.
Житие сообщает: в 1301 году Даниил Александрович, услышав, что у града Рязани собралось множество татар, пошел туда со своим войском, чтобы не дать им в разорение отечество свое. Под Рязанью он победил татар и взял в плен их союзника, рязанского князя Константина Романовича.
Однако и здесь Даниил проявил свой миролюбивый характер. Приведя Константина в Москву, он, как пишут летописи, «держал того в чести, хотел укрепиться с ним крестным целованием и отпустить в Рязань» — лишь бы Константин не препятствовал дальнейшему «собиранию земель».
По результатам этого похода к Москве отошла Коломна.
Следующее приращение московского княжества произошло по воле Божией, без кровавой борьбы. Племянник Даниила, Иоанн Дмитриевич, владевший Переяславским уделом, не сумел обзавестись наследником. Умирая, он передал свои владения дяде, с которым был очень дружен. Переяславское княжество считалось в те времена значимым и тем самым усилило позиции Московского княжества.
Так владение младшего Александровича превратилось в одно из самых обширных и сильных княжеств Северо-Восточной Руси и, как показали дальнейшие события, уже могло претендовать на ведущую роль в политических делах страны. Именно при Данииле сформировалась основная государственная территория Московского княжества, был создан материальный фундамент, на котором его преемники начали строить хрупкое здание главенства над Русью, отмечает историк XX века Вадим Каргалов.
Московское княжество в при Данииле Московском
Всегда с народом
Нелегкое бремя татаро-монгольского ига князь Даниил разделял с собственным народом. Когда в 1293 году к стенам Москвы подошли татарские полчища, разорившие перед этим Муром, Коломну, Суздаль, Дмитров и другие города, сил сопротивляться у москвичей не было.
У жителей был выбор — покинуть город и разбежаться по окрестным деревням, у князя такой выбор тоже был — по морали того времени, он также мог спрятаться в одной из деревень и пережить нападение захватчиков. Даниил, чтобы избежать кровопролития, решил впустить в Москву татарскую рать. Отдав врагу стены, он сохранил главное — свой народ.
И уже через год разграбленный город нашел в себе силы отстроиться заново.
Предания сохранили такую легенду о миролюбивом князе. Как-то он гулял по рыночным рядам, располагавшимся на Красной площади (впервые главную площадь Москвы Красной назвал именно Даниил Александрович) и захотел приобрести некую красивую вещь. Хозяйка, поняв, кто перед ней, предложила эту вещь князю бесплатно. Даниил узнал, что сын женщины погиб с оружием в руках и отказался брать подарок, щедро заплатив за понравившуюся вещь со словами: «Возьми, ведь это я не сберег твоего сына».
Князь Даниил Московский. А.М. Васнецов
Дело князя продолжили его сыновья. Возможно, памятуя об отцовских наставлениях, Иван Данилович, позже прозванный Калитой, всегда держал при себе небольшой кошелек, чтобы помогать нищим.
Наследие князя, доставшееся нам, его потомкам — Данилов монастырь, где ныне размещается резиденция патриарха и заседает Священный синод, а также построенный чуть позже Богоявленский монастырь, горевший за свою жизнь несколько раз.
Заступничества Даниила и других святых покровителей Православной церкви, увы, не хватило на то, чтобы полностью уберечь город и монастырские стены от всех бед и невзгод. Однако по воле Божией каждый раз обители отстраивались заново. А вместе с ними — и сама Москва.
«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», — так говорил Даниил Московский о своем наследии, сообщая нам секрет владения земным по вере Божьей.
Елена Горбачева
Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/110232/daniil-moskovskiy-kogda-bogatstvo-umnozhaetsya-ne-prilagayte-k-nemu-serdtsa/
Даниил Александрович. Библиотека — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Святой благоверный князь Дании́л Алекса́ндрович
ноябрь/декабрь 1261 — 5 марта 1303, Москва
Память и почитание
В 1652 году состоялось обретение мощей князя; по мнению Евгения Голубинского, в 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Дни памяти
4 (17) марта и 30 августа (12 сентября) — обре́тение мощей.
Определением патриарха Пимена и Священного синода от 28 декабря 1988 года учреждён Орден святого благоверного князя Даниила Московского трёх степеней.
В подмосковном Нахабине, которое считается историческим центром инженерных войск Вооружённых сил Российской Федерации, построен храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск ВС России.
С 18 сентября 1996 года имя князя носит атомная подводная лодка Северного флота.
В культуре и искусстве
- Даниилу Александровичу посвящён исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова.
- В 1997 году в ознаменование 850-летия основания Москвы на площади Серпуховской заставы установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Князь в левой руке держит храм, в правой — меч. Оружие Даниил держит не в боевой готовности, желая показать, что распри, войны и кровопролития — деяния, не угодные Богу. На постаменте памятника барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261—1303».
Тропарь благоверного князя Даниила Московского
глас 4
Княжения твоего славу отложив,/ озаряемый Божественною благодатию,/ Богомудре княже Данииле,/ весь разум в сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложил еси/ и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси,/ целомудрием же и равноангельным твоим житием/ течение добре совершая,/ веру соблюл еси непорочну,/ тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех,/ яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей;/ сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои./ Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу,/ моли спасти отечество твое// и мирней быти державе нашей.
Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому
глас 5
Благодатнородный сын Твой,/ Всетворителю Господи Боже наш,/ щедрототворством христоподражательный отец Даниил/ в евангельском заповедании и благоразумном своем житии/ чудесодарования и Небесная со святыми пребывания восприят/ от Тебе, Спасителя нашего Христа Иисуса./ Возымев бо Твое Божественное пособие,/ суетномирския и плотоогненныя страсти упраздни/ и враги демоны, невидимый и видимыя злотворны/ и разорители своего великокняжескаго наследия, победи./ Того молитвами спаси вся,/ зовущия Тебе: Аллилуйя.
Кондак благоверного князя Даниила Московского
глас 4
Избранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.
Ин кондак благоверному князю Даниилу Московскому
глас 8
Яко Богонасажденное и Богоразумное древо в России возрасл еси/ и многоплодием Богоподобных добродетелей твоих утучнявши сердца благочестивых./ Темже в крепости помощи твоея, преблаженне Данииле,/ от всяких нас бед свободи,/ да поем присно: Аллилуйя.
Ин кондак святого благоверного князя Даниила
глас 6
Еже по образу соблюд непреложно/ и яже в мире тленная оставив,/ со ангельскими лики предстоиши Христу,/ преподобне княже Данииле,/ никакоже забывая чад твоих,/ но милостивно посещая и глаголя им:/ аз есмь с вами и никтоже на вы.
Молитва благоверному князю Даниилу Московскому
Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.
Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.
Ина молитва благоверному князю Даниилу Московскому
О угодниче Божий, свитый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный.
Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше. Весна покаяния да украсит дела наша.
Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоей прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими.
Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.
holder
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/80038-daniil-aleksandrovich/
Святой Даниил Московский
Дни памяти:
17 марта — день преставления святого князя Даниила Московского
12 сентября – день обретения святых мощей благоверного и преподобного Даниила
О чем молятся святому Даниилу Московскому
Житие благоверного преподобного Даниила Московского
Молитвы святому Даниилу Московскому
Акафист святому Даниилу Московскому
Величание святому благоверному Даниилу Московскому
фильм -Даниил Московский
В чем помогает святой князь даниил московский
Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. В жизни, будучи миролюбивым, он помогает в защите от всяких ссор, от нападений.
Московский Даниилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических, о рождении ребенка, о помощи в поиске работы, при несправедливых обвинениях, о решении жилищных проблем.
Таких свидетельств очень много и это все можно увидеть в благодарственных книгах, находящихся в монастыре.
Некоторые из этих свидетельств ( а также житие, акафист и молитвы) есть в небольшой брошюрке Благоверный и преподобный князь Даниил Московский.
Святого благоверного князя Даниила Московского почитают небесным покровителем Инженерных войск Российской армии.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.
Житие преподобного даниила московского
В своих молитвах Русская Церковь так обращается к святому благоверному князю Даниилу:
“Церкве похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение”
Мы почитаем его, как устроителя, создателя и небесного покровителя основанного им Даниилова монастыря в Москве.
Святой благоверный князь Даниил — сын святого благоверного князя Александра Невского, защитника Руси.
Он родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме, тогда столице мощного Владимирского княжества. Он рано осиротел, через два года после рождения, в 1263 году, князь Александр умер, по пути домой из Золотой Орды.
После раздела наследства, Даниил стал князем самого маленького, на то время, Московского княжества, превратившееся усилиями святого в Великое княжество Московское.
Это время было очень трудное для Руси, которое осложнялось не столько монголо-татарским игом, сколько княжескими междуусобицами.
Именно миролюбие, которым отличался святой князь, было в те годы необходимым и редким качеством для правителей.
За тридцать лет своего правления Даниил не только ни разу не пытался расширить свои владения, наоборот, он часто старался примирить враждовавших князей, даже и в тех случаях, когда они восставали против него самого.
В 1293 году его жадный властолюбивый брат, князь Андрей Александрович, с монголо-татарским войском напал на Москву и разграбил ее. Князь Даниил помог своим подданным, он раздал все свое имущество на восстановление города и в помощь разоренным людям.
Через два года святой князь все-таки вынужден был выступить в поход против «немирного и свирепого» князя Андрея. Встретившись возле города Юрьево Полчища, их войска девять дней стояли друг против друга, но битва так и не началась, миролюбие, проявленное святым Даниилом предотвратило братубийственное сражение.
Московский князь, по примеру Христа, простил своему старшему брату все зло.
В 1296 году состоялся съезд русских князей, на котором, благодаря князю Даниилу Московскому, произошло их примирение друг с другом.
В 1300 году князю Даниилу снова пришлось сражаться — рязанский князь Константин, при помощи одного из монгольских ханов, запланировал захват Московской земли. Но Даниил выступил навстречу и разбил нападавших возле Переяславля рязанского, а Константина взял в плен.
По обычаям того времени, Даниил Московский мог захватить земли или ограбить побежденных, но он не стал этого делать. Вместо этого, он содержал брата князя Константина в Москве не как пленника, а как дорогого гостя, чем и примирил его с собой.
Эта победа князя Даниила была началом на пути избавления от монголо-татарского ига, предвестником поражения монголо-татар в 1380 году на Куликовом поле, которое выиграл его правнук князь Дмитрий Донской.
Святой князь Даниил никогда не захватывал чужие земли, он был исключительно миролюбивым правителем и за эту его добродетель Господь Бог много помогал святому.
В 1302 году князь получил по завещанию Переяславльское княжество от своего умершего племянника князя Иоанна.
В то время это было второе, после Ростова Великого, княжество по числу людей и укреплению главного города (сейчас это Переславль-Залесский). Хотя размеры московских земель были меньше, князь Даниил остался в Москве, и не стал переносить столицу.
Это объединение превратило московское княжество в мощное и влиятельное, и положило начало объединению русских земель вокруг Москвы.
Благочестивый князь Дмитрий придавал огромное значение распространению православной веры и строительству новых храмов. На Боровицком холме, внутри Кремля, по его указанию был воздвигнут храм «Спас-на–Бору».
Около 1282 года было завершено на берегу Москвы-реки строительство церкви прп. Даниила Столпника, при которой был основан первый в Москве мужской монастрь. В 1296 году князем Даниилом был основан Богоявленский монастырь.
В 1300 году в Крутицах был построен храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.
«С кротостью и мудростию в богоугодных добродетелях» управлял святой Даниил Московский своими землями. На 42 году своей жизни, приняв схиму в честь пророка Даниила, 4/17 марта 1303 года он скончался.
По его завещанию, он был погребен не в храме основанного им Данииловского монастыря, а на монастырском кладбище среди простых иноков «конечного ради смирения».
Основанный святым князем Данилов монастырь вскоре, после его смерти, по приказу его сына Ивана Калиты, был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители, около 200 лет, стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что на этом месте когда-то был монастырь, да и сама могила князя была предана забвению.
В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше, из свиты Великого князя Иоанна, явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну:
“Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог”.
Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков – Великого князя Даниила и всех сродников.
Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но, вдруг, ему явился незнакомец, который сообщил:
“Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”.
На что Шуйский произнес: “Мало ли лежит здесь князей”. После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу, князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.
Третье напоминание о святом Данииле Московском было при Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении.
Один купец, вместе с больным сыном, на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви.
Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила.
Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.
Святые мощи святого князя Даниила находились в земле 350 лет, с 1303 по 1652 год и он сам охранял место почивания своих мощей, не единожды являясь людям и указывая это место.
Эти явления, и многочисленные их подтверждения, побудили Иоанна Грозного отдать указ о восстановлении в 1547-1560 годах Даниловой обители на ее прежнем месте.
А 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, со священным собором во главе с Патриархом Никоном, прибыли в Даниловский монастырь для раскрытия могилы святого.
Когда тело подняли, все увидели, что оно сохранилось целым и неповрежденным, а среди людей произошло немало исцелений. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен в лике святых.
Сама история Данилова монастыря показывает, насколько Господь любит Своего Угодника. За 700 лет существования обители, она много раз испытывала бедствия, дважды была полностью разорена, но всегда получала помощь от своего святого Божиего заступника и хранителя.
В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, Данилов монастырь был закрыт в числе последних в 1930 году. А в 1983 году Патриарху Пимену было предложено, для возвращения Церкви, выбрать одну из обителей и его выбор пал на Даниловский монастырь, хотя его состояние было самым тяжелым из всех предложенных. Так оказалось, что после многих лет атеизма, Данилов монастырь стал первым, возвращенных Церкви. Святой князь Даниил снова призвал свою обитель на служение людям.
Величание даниила московского
Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Видеофильм о данииле- московский святой
Икона Божией Матери Неопалимая Купина
Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/svyatoj-daniil-moskovskij/
Житие святого благоверного князя Даниила Московского
17 марта, дата смерти святого, православный мир воздает дань памяти благоверному князю Даниилу Московскому, основателю Москвы и хранителю русских земель.
12 сентября в храмах отмечается, как дата обретения мощей праведного сына Руси. Правитель, в котором полностью воплотился замысел Божий, стал родоначальником Рюриковичей по московской ветке, от него произошли знаменитые дворяне и цари.
Детские годы и отрочество
8 января 1261 года в семье великого князя Александра Невского родился четвертый и последний сын, которого назвали в честь святого Даниилом.
Статьи о других святых:
Отец мальчика, сын Ярослава Великого, Александр Невский был женат на дочери полоцкого правителя Брячислава. После рождения последнего сына через год при таинственных обстоятельствах умирает Александр Невский, а вскоре земной мир покидает и мать молодого дворянина.
Даниил, младший сын Александра Невского — первый удельный князь Московский
Мальчика опекают старшие братья, которые отдали сироту на воспитание в монастырь. В исторических записях ничего не сказано о том, как прошли первые 20 лет будущего основателя Москвы, но историки утверждают, что за это время юноша получил самое лучшее воспитание и образование, соответствующее его княжескому титулу.
Кроткий и терпеливый молодой дворянин, помогающий в монастыре бедным и сиротам, без ропота принял в свои владения бедное, мало кому известное княжество, не имеющее до того времени над собой правителя, владение Москва.
Получивший образование в ведении дел, молодой князь по-хозяйски взялся за дело, ликвидировав остатки владения наместников в виде недоимок, приписок, казнокрадства. Даниил с любовью относился к своему княжьему уделу, он привел в порядок все, пригодное для ведения торговых дел, сельского хозяйства и охоты. Первой постройкой нового хозяина стал монастырь, укреплением стен которого князь руководил самостоятельно.
На заметку! Со времен правления Даниила украшением Москвы стала Красная площадь, в то время центр с торговыми рядами, а ныне символ столицы России.
Миролюбивая политика праведника Божьего
Незадолго от начала правления молодого государя небольшого княжества маленький и незавидный удел превратился в первопрестольную столицу, и Даниил получил имя великого князя Московского.
То было время монголо-татарского ига, постоянных нашествий варваров и обложения неподъемным налогом. При набегах татаро-монголов уничтожались целые селения, людей истребляли от детей до стариков, а мужчин уводили в рабство, но это не мешало дворянам раздирать владения, ведя междоусобные войны.
Миролюбивая политика князя способствовала прекращению и избеганию кровопролитий, даже предательский урок брата не сумел поколебать любви правителя к народу.
похожие статьи:
Старший брат Андрей пошел на мировую с главой татарской орды Дюденем, открыл для его опустошительных набегов ворота многих русских городов. Пепелища остались вместо Мурома, Суздаля, Твери, Можайска, которые пытались оказать сопротивление кочевникам.
Житийная икона святого князя Даниила Московского
Молодой Даниил сам открыл ворота Москвы перед татаро-монголами, предотвратив кровопролитие, а после ухода орды раздал пострадавшим москвичам свое богатство.
Божий помазанник не стал мстить старшему брату за предательство, но жизнь поставила перед ним еще одно испытание. Проходит всего 2 года и свирепый Андрей выступает против младшего брата, назначив битву около селения Юрьево Полчища.
9 дней русские воины разных княжеств стояли лицом к лицу, миролюбивые воззвания московского правителя возымели действие, битва закончилась, не начинаясь. Русская кровь не была пролита благодаря любви Христа, живущей в сердце святого правителя.
Важно! 1301 год стал годом перелома в отношениях дворян, которые на общем съезде услышали Московского князя и решили объединиться, прекратив вражду между собой.
Перед этим москвичи отбили атаку дворянина Константина при содействии татар, варваров уничтожили, а рязанского бунтовщика привели к Даниилу.
Первая победа показала русскому народу, что татар можно побеждать, в то же время молодой правитель дал христианскому миру пример милосердия и бескорыстия, не умертвив, а воздав честь плененному рязанскому дворянину. Милосердный победитель не стал завоевывать чужих земель, за доброе христианское сердце Господь постоянно даровал святому мужу Свое благословение.
Так было положено начало конца торжества монголо-татарской орды, которую окончательно победил внук князя Дмитрий Донской в битве на Куликовом поле в 1380 году.
Объединение Руси
1302 год, умирает правитель Переяславля-Залесского, оставляет дяде Даниилу свое княжество в наследство, княжество Москвы превращается в самый крупный и мощный удел, что положило начало единой мощной державе. Переяслав был намного больше Москвы в то время, но князь не стал переносить столицу из Москвы. Вокруг его княжества началось объединение земель Руси.
Наполненный верой и благочестием сын Александра Невского способствовал строительству православных церквей по всей русской земле, так возникли:
- кремлевский храм Спас-на-Бору;
- храм преподобного Даниила Столпника, позже превращенный в мужской монастырь;
- Богоявленский монастырь;
- Петропавловский храм.
Жители Москвы и Переславля любили своего правителя за кроткий, боголюбивый нрав, милосердие.
Монашество и последние дни
В возрасте 41 года великий правитель Московский отошел от дел, принял схимнический сан и полностью посвятил себя служению Богу.
Святой благоверный князь Даниил Московский
В марте 1303 года схимник Даниил покинул этот мир, завещав похоронить его на кладбище около простых монахов.
Сын Иван Калита через несколько лет распорядился перенести Даниилов монастырь в кремлевский храм Спас-на-Бору, оставив около праха отца церковь Даниила Столпника.
Прошло 2 столетия, кладбище было заброшено, и никто уже не мог вспомнить, где была могила великого основателя Москвы.
Чудеса, дарованные через поклонение мощам святого
Прошло время, и на престол Руси взошел Иоанн Третий. Одному из его соратников во сне явился незнакомый муж Божий, представился, как основатель столицы и оставил послание своему потомку, велев передать, несмотря на то, что царь ищет земные утешения и забыл его, Господь же всегда с ним.
Ещё интересные статьи о православии:
Это послание коснулось сердца Иоанна ІІІ, он вспомнил все рассказы о праведности Даниила и выдал указ о проведении соборных панихид и храмовых служб в память о выдающемся предке.
Второй раз великий основатель столицы заявил о себе сыну Иоанна ІІІ Великому князю Василию, который пребывал неподалеку основанной прадедом церкви. Его соратник, дворянин Шуйский, после прогулки, встал на камень, чтобы вскочить на лошадь, но услышал, что это надгробная плита великого Даниила Московского. Шуйский не поверил сказанному. В тот же миг его конь встал на дыбы, перекинулся на спину и сдох, придавив своим весом всадника.
Святой князь Даниил Московский. Явление юноше
Заказав молебен по великому святому, Шуйский искренне раскаялся в непослушании и небрежном отношении к месту захоронения праведника, и после богослужения был исцелен.
Недаром говорят, что Бог любит Троицу. Иоанн Грозный является потомком Даниила Московского в 9-м поколении. Третий раз дал знать о себе великий праведник во время правления Иоанна Грозного.
Купеческий сын был настолько плох, что отец решил на лодке отвести в московский монастырь. Проплывая мимо Даниловой церкви, купец остановился и на руках отнес сына на могилу праведного покровителя Москвы. Трудно передать силу молитвы отчаявшегося отца, у которого оставалась одна надежда на Бога через покровительство праведного и верного Даниила. Слезы застилали глаза отца так, что он не сразу заметил, что сын смотрит на него открытыми глазами, он обрел исцеление.
Сила нетленных мощей
На протяжении 350 лет святой князь Московский не раз указывал место своего захоронения, являясь людям в разное время. Царь Иоанн Грозный принял решение о восстановлении Даниловой обители на старом месте.
30 августа в 1652 году священный собор, возглавляемый патриархом Никоном, присутствовали при вскрытии могилы праведника и стали свидетелями дивного явления — мощи святого оказались нетленными и множество народа, присутствующего на панихиде, получили в тот день исцеления. Церковь присоединила благоверного князя к лику святых праведников.
Благодаря любви Творца к Своему посланнику, несмотря на разорения и перенесенные бедствия, Данилова обитель выстояла после гонений 1930 года и была восстановлена по указу Патриарха Пимена в 1983 году.
Святой праведник по-прежнему служит людям в обители, обустроенной 7 столетий тому назад.
Данилов монастырь в Москве
После смерти праведника паломники стали отмечать, что их прошения и молитвы сбываются, особенно если просить защиты от:
- ссор;
- набегов врагов;
- враждебно настроенных соседей и родственников.
Важно! Именно к иконе Даниила Московского идут русские люди просить о защите Отечества и дарования ему мира и благополучия.
В монастырских книгах Данилова монастыря Москвы хранится множество благодарственных записей. Люди воздают хвалу святому за чудеса исцеления от онкологии, рождение ребенка наперекор вердикту врачей, получение жилья и справедливое решение суда.
Инженерные войска армии России считают преподобного Даниила своим покровителем на Небесах.
Даниил Московский
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-knyazya-daniila-moskovskogo.html
Святой благоверный князь Даниил Московский
4 / 17 марта 31 августа / 12 сентября
Святой благоверный князь Даниил – сын святого благоверного Великого князя Александра Невского. Родился князь Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, столице могущественного княжества Владимирского. Он рано осиротел – князь Александр умер в ноябре 1263 года, возвращаясь на Русь из Золотой Орды.
При разделе отеческого наследства князю Даниилу, как младшему, досталось самое малое и бедное из всех княжеств – Московское.
Но Господь даровал князю Даниилу иные богатства – сердечную кротость, миролюбие и нестяжательность, и благодаря этим добродетелям «из малого соделалось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила еще при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам кроткий и смиренный пред лицом Господа, без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим князем Московским».
Это время было особенно трудным для Руси: татаро-монгольское иго, княжеские междоусобицы. И именно миролюбие было в те годы самым необходимым и самым редким качеством для правителя. Святой князь Даниил за тридцать лет своего правления не только ни разу не пытался расширить свои владения силой, но более того – многократно примирял враждовавших князей.
В 1293 году его брат, князь Андрей Александрович, отличавшийся воинственностью и властолюбием, тайно привел из Золотой Орды на Русь татарское войско, которое должно было помочь ему отобрать великое княжение у старшего брата Димитрия.
Татары, подойдя к Москве, каким-то образом, как говорится в летописи, «обольстиша» князя Даниила и, въехав в город, разграбили его, как до этого поступили уже со многими русскими городами.
Князь Даниил разделил со своими подданными тяготы этого нашествия, он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям своего княжества и скорейшее возобновление города Москвы. И город быстро поднялся.
Через два года князь Даниил все-таки вынужден был выступить против «немирного и свирепого» князя Андрея близ места Юрьево Полчище, полки девять дней стояли друг против друга, но и здесь стремление к миру Московского князя возобладало, и кровопролития удалось избежать.
В 1300 году, когда князь Рязанский Константин с помощью одного из татарских ханов собрался напасть на Московские земли, князь Даниил, предупредив вторжение врагов в пределы своего княжества, выступил в поход и разбил татарский отряд у Переяславля Рязанского.
Но святой князь не воспользовался победой, как это обычно делал победитель – чтобы захватить чужие земли и взять богатую добычу.
Он явил удивительный пример истинного братолюбия: взяв в плен князя Константина, князь Даниил содержал его в Москве не как пленника, а с честью, как гостя, и тем примирил с собой.
Победа Московского князя Даниила над татарами у Переяславля Рязанского имеет важнейшее значение для Русской истории – она предвосхитила победу на Куликовом поле в 1380 году, при правнуке святого князя Даниила – святом князе Димитрии Донском. Это была первая победа над поработителями, первый порыв к свободе от ига, она подняла русский дух.
Святой князь Даниил никогда не пытался захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал свои владения Московскому князю.
Переяславское княжество было в то время вторым после Ростова Великого по числу людей и укреплению главного города (ныне Переславль-Залесский), но святой князь Даниил остался верен Москве и не стал переносить столицу.
Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных, чем было положено начало объединению Русских земель вокруг Москвы в единую, мощную державу.
Благочестие святого князя Даниила проявлялось также в особом попечении о строительстве в своем уделе храмов Божиих. На Боровицком холме, внутри деревянного тогда Кремля, был построен храм «Спас-на-Бору».
Не позднее 1282 года на берегу Москвы-реки святой князь воздвиг церковь в честь преп. Даниила Столпника и основал при ней первый в Москве мужской монастырь. В 1296 году благоверный князь Даниил основал еще один монастырь в Москве –Богоявленский.
В 1300 году на Крутицах был построен архиерейский дом и храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Так управляя своей державой «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», достиг святой Даниил предела своего земного пути и на 42-м году жизни, 4/17 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, скончался.
О великом христианском смирении князя говорит то, что погребен он был, по его завещанию, даже не в храме основанного им Данилова монастыря, а на монастырском кладбище, среди могил простых иноков –«конечнаго ради смирения не изволи в церкви положен быти», как говорит об этом летопись.
Святой князь Даниил при земной своей жизни заслужил всеобщую любовь и благодарность своих современников, оставив по себе долговременную память князя доброго, справедливого и благоразумного. Божие благоволение лежит на всех делах князя Даниила: росла и превратилась в первопрестольную столицу Православной Руси Москва, Московское княжество стало великой Российской державой.
Тропарь, глас 4
Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.
Источник: https://monasterium.ru/monastyri/svyatie/svyatoy-blagovernyy-knyaz-daniil-moskovskiy/
Икона Даниила Московского — Иконописная мастерская Радонежъ
Рукописная икона Даниила Московского. Выполнена в академическом (живописном) стиле, на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, маслянные краски, лак. Классическая гравировка по левкасу. Ноябрь, 2018 год. Сергиев Посад.
Согласно традиции Русской Православной Церкви святой благоверный князь Даниил Московский изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на голове) и сапожках. Может быть изображен со свитком, или храмом в левой руке.
Икона Даниила Московского, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святого.
На золотом фоне иконы изображена поясная фигура благоверного князя Даниила Московского. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте красно-коричневой мантии, темно синей схиме святого, и торжественном свете золотого фона.
Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику благоверного Даниила Московского.
Святой благоверный князь Даниил Московский, житие
Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.
В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным.
Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.
Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем (“Дюденева рать”) опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя.
Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.
В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.
Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная – как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников – татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.
Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю.
В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон.
Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.
Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!
С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила – святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах – “Бог не в силе, а в правде”.
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.
Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 – 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам.
Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: “Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог”. С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца.
Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.
В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.
Святые мощи были положены в раке “на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих”. Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: “Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю.
Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой”.
В чем помогает икона даниила московского
Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. Будучи на протяжении всего жизненного пути миролюбивым человеком, он помогает в защите от всяких ссор, расприй и жизненных неурядиц.Московский Даниилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических.
Святому молятся о рождении ребенка, о помощи в поиске работы. Просят о защите при несправедливых обвинениях. Святой Даниил не раз оказывал молящимся свое покровительство в решении жилищных проблем. Таких свидетельств очень много и это все можно увидеть в благодарственных книгах, находящихся в Даниловом монастыре.
Святого благоверного князя Даниила Московского почитают небесным покровителем Инженерных войск Российской армии.
Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона преподобного Даниила Московского помогает наладить молитвенную связь со святым заступником.
Имея перед собой зрительный образ святого Даниила, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.
Перед иконой Даниила Московского молятся:
— Об укреплении веры— О помощи в устроение земных дел— Об исцелении духовных немощей— Об исцелении болезней, в том числе и от онкологических— О помощи в поисках работы— О рождении ребенка— О решении жилищных проблем— О воинстве земном.
Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи Даниила Московского! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.
Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали.
Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.
Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Даниил услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
Купить икону Даниила Московского
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Даниила Московского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ святого Даниила Московского выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Даниил Московский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Источник: https://ikona-radoneg.ru/daniil-moskovskij/
Даниил Александрович – первый московский князь
В 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы, на площади Серпуховская Застава, недалеко от станции метро Тульская, был открыт памятник первому князю Московского княжества Дмитрию Александровичу. Сын победителя шведских и тевтонских рыцарей, Александра Невского, Даниил стал важной фигурой в истории России. Почитает родоначальника московских Рюриковичей и Русская Православная Церковь. 4 марта и 30 августа в столице — дни памяти местночтимого святого.
В чём же святость Даниила Александровича и как он смог превратить захолустную Москву в один из центров Руси эпохи татаро-монгольского ига?
Сын Александра Невского — детство князя
Даниил был самым младшим из четырёх сыновей великого князя Владимирского Александра Ярославича. Он появился на свет в 1261 году, за два года до печальной смерти своего отца на пути из Золотой Орды. Согласно завещанию Невского, Даниил получил самую скудную часть наследства — город Москва с прилегающими к нему территориями. В то же время старший сын Александра, Василий, обосновался в Новгороде, а средние, Дмитрий и Андрей, в Костроме и Переяславле.
Александр Невский. (Pinterest)
Даниил не мог распоряжаться в своей вотчине самостоятельно — поэтому до 1271 года московскими землями фактически управлял дядя князя, Ярослав Ярославич, по совместительству великий князь Владимирский.
На протяжении семи лет Даниила воспитывал дядя, а текущими московскими делами ведали его чиновники-тиуны. После смерти Ярослава в течение двух лет ничего не известно о том, что происходило с Москвой и самим Даниилом.
Можно лишь с уверенностью сказать, что самостоятельное княжение он начал в 1273 году.
Борьба за великое княжение: Даниил-миротворец
Со смертью тверского князя Ярослава начался новый этап в истории Древней Руси. Изначально Даниил практически не попадает на страницы летописей — древние хронисты полностью погружены деятельностью других сыновей Александра. В то время за великое княжение боролись Дмитрий и Андрей, причём во Владимире первоначально обосновался первый.
Князь Дмитрий Александрович. Рисунок В. Верещагина. (Wikimedia Commons)
Дмитрий в первые годы княжения пытался утвердить своё влияние в свободолюбивом Новгороде, по примеру отца. Этим не преминул воспользоваться Андрей, попытавшийся с помощью татар занять великокняжеский стол. Дмитрий, испугавшись такого развития событий, бежал в Швецию, однако в скором времени вернулся и вновь занял Владимир, воспользовавшись отсутствием своего брата — тот по делам находился в Орде.
В это время Новгород уже присягнул на верность Андрею. Дмитрий с полками попытался восстановить там своё влияние и подошёл к Торжку. Против него практически сразу сложилась довольно широкая коалиция князей, в которую вошёл и молодой Даниил. Именно с этими событиями связано его первое появление на страницах летописей в качестве московского князя.
Современный вид Торжка. (Pinterest)
Около Дмитрова войска противников встретились, но не спешили начинать сражение. Пять дней они провели за столом переговоров, пока, наконец, не согласились не допускать дело до кровопролития. Деятельное участие в заключении соглашения принял московский князь. Эти события показали, что Даниил избрал выжидательную и миролюбивую тактику по отношению к соперничавшим братьям.
Дюденева Рать — разорение Москвы
После событий под Дмитровом Даниил вновь пропадает из поля зрения летописцев. Тогда соперничество Александровичей перешло в «холодную фазу», зато то и дело возникали споры с тверской ветвью Рюриковичей. Историки полагают, что Даниил периодически переходил из лагеря в лагерь, лавируя между соперничавшими родственниками. Это позволило ему отводить угрозу от родного маленького княжества, что, тем не менее, удавалось не всегда.
В 1293 году Андрей Александрович попытался использовать в своих целях смену власти в Орде и поехал к новому хану Тохте агитировать за свою кандидатуру на великокняжеский престол. Даниилу не повезло в то время действовать совместно с Дмитрием — в результате карательная экспедиция татар, «Дюденева Рать», не обошла стороной Московское княжество.
Летописец так зафиксировал эти события: «Таче же по сем приидоша к Переяславлю и стояли у города много дней, понеже людей несть, выбегли ис Переяславля, и придоша к Москве, и московскаго Данила обольстиша, и тако въехаша в Москву, и сътвориша такоже, якоже и Суждалю и Володимерю, и прочим городом, и взяша Москву всю и волости, и села».
Видимо, Даниил попытался в последний момент договориться с противником, однако восточная хитрость одолела князя.
Монгольский всадник 13 века. (wikiwarriors.org)
Во время ордынской экспедиции Дмитрий бежал во Псков — оттуда в случае чего можно было легко бежать в Швецию. После ухода татар он попытался перебраться в Тверь, но Андрей перехватил его по дороге. Несмотря на тяжёлое соперничество, братья заключили мир — скорее всего, великим князем даже остался Дмитрий. Но добраться до Владимира он не успел. В 1294 году он скончался недалеко от Волоколамска, не оправившись от тяжёлых ударов судьбы.
Так, Андрей Александрович достиг заветной мечты — стал великим князем.
Переяславль-Залесский — возвышение Даниила
Но смена великого князя не принесла мира на русские земли. Андрею было недостаточно довольствоваться Владимиром — он хотел заполучить также и Переяславль, на который, впрочем, имел довольно сильные права. Тогда городом управлял сын умершего Дмитрия, Иван, и просто так отдавать свои земли он не собирался.
Князь Андрей Александрович. Рисунок В. Верещагина. (Pinterest)
В результате против Андрея быстро возникла новая коалиция, в которую вошёл и Даниил Московский.
Конфликт чуть не перешёл в горячую фазу в 1296 году, однако здравый смысл подсказал владимирскому князю сесть за стол переговоров — тем более, что складывавшийся против него союз с лёгкостью мог одержать верх в случае открытого вооружённого столкновения.
За отказ от претензий на Переяславль Андрей потребовал некоторых уступок — так, например, Даниил Московский отдавал ему княжение в Новгороде, которое он занял незадолго до переяславских событий.
Новгородцы пригласили Даниила княжить в условиях, когда шведы снова взялись за попытки распространить своё влияние на приграничные земли республики. Репутация московского князя была столь велика, что выбор пал именно на него — известно, что свободолюбивая республика тщательно выбирала кандидатов на княжение. Тем не менее, Даниил использовал этот дар в качестве предмета для торга на переговорах с Андреем.
Заступничество за Ивана Переяславского имело далеко идущие последствия. Вплоть до своей смерти он ориентировался на Даниила и стал его самым верным союзником и даже больше — завещал свою вотчину после смерти, поскольку собственных детей у него не было. У событий 1296 года была и другая сторона — впервые Даниил примерил на себя решающую роль в междоусобных спорах и с честью вышел из сложившейся ситуации. Престиж Москвы многократно возрос.
Переяславль-Залесский. Современный вид. (Pinterest)
Расширение Москвы и смерть Даниила
Укрепление положения Москвы позволило Даниилу проводить более активную политику. В 1303 году он объявил войну удельному Можайскому княжеству, которое так и не смогло оправиться после «Дюденевой Рати», и присоединил его к себе. Незадолго до этого, в 1301 году он напал на Рязанское княжество и по итогам похода заполучил Коломну. Территории, подконтрольные Москве, значительно увеличились.
Тогда же началось многолетнее соперничество Москвы и Твери за доминирование на территориях русских княжеств. Тверской князь Михаил Ярославич не смог ничего противопоставить своему визави во время «Переяславского кризиса», именно с этого момента отношения между тверскими и московскими Рюриковичами начали стремительно ухудшаться.
Тверской князь Михаил Ярославич. (Pinterest)
В 1303 году на повестку дня вновь встала Переяславская проблема. Согласно завещанию, бездетный Иван Дмитриевич оставил свою вотчину Даниилу, однако владимирский князь Андрей не хотел мириться с потерей такого лакомого куска. Он отправился в Орду к хану Тохте, чтобы получить у него заветный ярлык.
Это не испугало Даниила — пока Андрей был в отъезде, он стремительно занял город и оставил там свой гарнизон. Смерть московского князя помешала быстро закончить начатое — защита столь важного для Москвы приобретения легла на плечи сына Даниила, Юрия.
Однако тот задел, который был создан умершим князем, позволил его сыну достойно выйти из сложившейся ситуации и оставить Переяславль за собой.
***
Политическая тактика Даниила позволяет говорить о нём, как о миролюбивом князе, стремившемся решать проблемы военным путём в самую последнюю очередь и если это не грозило его собственным землям.
Такая тактика позволила Москве стать одной из доминирующих сил на территориях русских княжеств и подготовила отличный плацдарм для дальнейшего возвышения.
Даниил, активно поддерживавший строительство монастырей и хорошо ладивший с клириками, заложил основы будущего перемещения верховной духовной власти в Москву.
Московский Свято-Данилов монастырь был основан Даниилом Александровичем. (Pinterest)
Этот вектор деятельности воздался ему много столетий спустя. В 1791 году Даниил стал местночтимым святым в Москве. В церквях в честь него до сих пор поют гимны: «Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша».
Источник: https://diletant.media/articles/45282935/