Отец Иоанн Кронштадтский в Казанском крае
Мы, православные, особо трепетно относимся к памяти нашего Всероссийского батюшки, как называли его уже при жизни. Отец Иоанн с пастырской миссией неоднократно посещал Казанский край.
Казань посещали представители царствующего Дома Романовых начиная с Петра Великого и до Александра II, а также Великие князья.
Но ведь Казанский край неоднократно посещали будущий Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) (июнь — август 1892), отец Иоанн Кронштадтский (1894, 1897, 1902, 1908), Великая княгиня, прмц. Елисаввта Феодоровна (1902-1908, 1910, 1913-19.
15), архиепископ Николай Японский (Касаткин) (1870), Обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев (1885), Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Александрович Желобовский (1893)
Но, думается, особняком среди них, несомненно, стоят двое, оставившие заметный след в духовной жизни России — это святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский и святая великомученица Елисавета Феодоровна.
Посещение праведным Иоанном Кронштадтским Казанского края |
Они неоднократно с 1894 по 1915 года бывали в нашем городе. Отец Иоанн Кронштадтский посетил Казань в 1894 и 1897 годах, Макарьевскую пустынь летом 1902 году, достаточно часто уездный вятский город на Каме Елабугу, духовно наставляя представителей купеческого рода Стахеевых: Василия Григорьевича, Ивана Григорьевича, Гтафиру Федоровну и Ольгу Андриановну, а за полгода до своей кончины посетил их имение на Святом Ключе.
Посещения Высоких Духовных лиц Казанского края оставили глубокий след в душах наших земляков, и свет их духовных деяний пробил толщу и безбожного ушедшего времени и наших суетных дней.
Поэтому нам дорога память о них и мы хотим протянуть эту связующую нить в сегодняшнее время. Автор хочет, чтобы современники окунулись в ту высокую духовную атмосферу, связанную с их приездами, прочувствовали пульс ушедшего времени, прониклись уважением к подвижническим деяниям своих великих предков.
В Казанском крае особо чтят память Всероссийского батюшки. В 1996 году была освящена церковь в честь праведного Иоанна Кронштадтского, ставшая впоследствии церковью при Казанской духовной семинарии. На Красном (Святом) Ключе возведен величественный храм во имя святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского.
Сегодня, как никогда, важен для нас завет приснопамятного отца Иоанна: «Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»
Отец Иоанн Кронштадтский в Васильево, в Казани и в селе Ильинская пустынь Козьмодемьянского уезда
12 июля 1897 года около 6 часов утра к священнику села Васильево прибыл посланный с одного частного парохода, остановившегося у села в нескольких саженях от берега.
Посланный, как оказалось, был от отца Иоанна, который проездом в Самару пожелал отслужить в этот день обедню в каком либо попутном храме.
В Вязовых, мимо которых пароход прошел в 5-ом часу отцу Иоанну трудно было подниматься в гору (церковь стоит высоко) и он пожелал спуститься ниже по Волге, а ближайшим сельским храмом был Васильевский.
Священник села Васильево, обрадованный приездом дорогого гостя, отправил в село Ильинское за просфорами и богослужение, начавшееся утреней в 7 часов, окончилась в 10 часов. Апостол читал профессор Казанской духовной академии Н.И.
Ивановский, товарищ отца Иоанна. После обедни отец Иоанн был у местного священника, а оттуда направился к профессору Н.И. Ивановскому, у которого дорогой гость сидел более получаса на террасе, пил чай и благословлял подходивший к нему народ.
В 11 часов отец Иоанн возвратился на пароход.
16 июля, на пути из Самары, отец Иоанн в 6 часов утра прибыл в Казань на пароходе «Самарянинъ». Желающих встретить отца Иоанна оказалось так много, что еще не начало светать, как на Устье сделалось необычайно большое скопление публики.
Где пристанет пароход с батюшкой? то и дело раздавались тревожные вопросы встретившихся. Узнали об этом почти перед самым приходом парохода. Оказалось, что пароход пристанет к казенной пристани.
Встретить отца Иоанна собрались также многие из должностных лиц в Казани и духовенство. В 5 часов утра на пристань явился во главе с полицейместером наряд городовых, всех более 20 человек.
С пристани отец Иоанн немедленно отправился прямо в Благовещенский собор, куда и прибыл в 6 часов 45 минут. В соборе в это время оканчивалась заутреня, после которой немедленно началась Литургия, совершенная самим отцом Иоанном в сослужении с несколькими местными священниками и в присутствии епископа Чебоксарского Анастасия, викария Казанской епархии.
После Божественной литургии, окончившейся в начале 11-го, отец Иоанн ненадолго заезжал в Спасский монастырь, где вместе с тем посетил Преосвященнаго Анастасия. Отсюда отец Иоанн заехал в Казанский девичий монастырь, где приложился к местной святыне. Отсюда он выехал в загородный дом к Высокопреосвященнейшему архиепископу Владимиру.
Здесь отец Иоанн некоторое время отдыхал и пил чай.
В час дня дорогой гость уже вернулся вновь в город, заехал на четверть часа в духовную академию к отцу ректору, затем к управляющему губернией Казанскому вице-губернатору А.Г. Левченко и к 2-м часам дня прибыл вместе с последним к местному купцу Д.И. Черноярову, у которого оставался до 4 часов дня и обедал.
После этого отец Иоанн заехал на 10 минут к отцу ректору духовной семинарии и в дом купца Урванцова, приглашенный последним, — помолиться над его тяжкобольной родственницей.
В семь часов вечера отец Иоанн уже был опять на пристани и в начале восьмого на том же пароходе «Самарянинъ» выехал в Нижний Новгород»1
Посещение отцом Иоанном Кронштадтским Макарьевской пустыни
На имя Его Высокопреосвященства поступило следующее донесение игумена Макарьевской пустыни.
«Имею честь почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству о весьма утешительном, для вверенной мне пустыни и братии, событии; 7-го числа сего июля 1902 года посетил нашу Пустынь досточтимый отец протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский; пароход пристал к нашим мосткам около девяти часов утра; когда мы совершали Божественную литургию и шла по прочтении Евангелия сугубая ектения, в это время вошёл в алтарь от него посол и объявил о его прибытии и желании служить у нас Божественную литургию, чему мы были обрадованы, и велели послу просить батюшку, а пока он придёт, приказали в другой церкви всё к служению; по окончании нами литургии, я и все сослужившие со мной вошли к нему в алтарь, в это время он, окончивши утреню, облачился к совершению проскомидии, и по взаимном со всеми приветствии он приступил к священнодействию, по совершении коего, сказана им была речь на текст воскресного апостола, и были причастники Божественных Тайн — едущие с ним на пароходе. Из Свияжска и деревень узнавшие, к концу литургии наполнили церковь. После литургии откушав в моем помещении чай, и преподав братии и всем собравшимся — благословение, отец Иоанн отбыл на пароход и отправился по Свияге и Волге — вниз».2
«Хроника. 23 марта 1908 г. по благословению Его Преосвященства Преосвященного Христофора, Ректором Семинарии Архимандритом Мефодием в сослужении о.о. Благочинных, священников Николая Индолева и Хр. Петрова, священника села Простей о.
Николая Агрова и заштатного священника о. Василия Агрова, протодиакона Петра Давыдовского и иподиакона Е. Щелчкова совершено освящение новоустроенного храма во имя Св. Иоанна Предтечи в имении наследников Ивана Григорьевича Стахеева «Св.
Ключ», Афанасовской волости, Мензелинского уезда.
Храм пока имеет назначение домовой церкви и будет обслуживать религиозные потребности семейства Стахеевых и многочисленных служащих в промышленных заведениях, находящихся в имении «Св. Ключ». Со временем владетельница имения Ольга Андриановна Стахе— ева надеется сделать свою церковь приходской. Вблизи имения находятся три деревни, жители которых имеют постоянное почти сообщение с имением в качестве исполнителей разных работ — грузчиков, вощиков и т.д.
В настоящее время О.А. Стахеева ищет священника заштатного, который был бы в силах совершать по возможности ежедневное богослужение. Священник, конечно, будет обеспечен квартирой и содержанием с приличным вознаграждением за труды от щедрой благотворительницы».3
«Хроника. 1 июля 1908 г. Уфимская страна осчастливлена кратковременным пребыванием в ней и служением великого молитвенника Русской Церкви, маститого старца — пастыря о. Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского.
Досточтимый батюшка отец Иоанн совершил две Литургии в имении Ольги Андриановны Стахеевой «Св. Ключ», в Мензелинском уезде. Прибыл он сюда по просьбе и желанию О.А. Стахеевой4 на пароходе Стахеевых «Талантъ» из Ярославля, куда и отбыл таким же образом 2-го числа.
Пробыл досточтимый Батюшка — молитвенник земли Русской на «Св. Ключе» два дня, многих удостоил причастить св. Христовых Тайн, всех благословил, о всех помолился. Своим посещением и молитвенным служением глубокий старец Божий, «сильно больной» (по его собственным словам) произвёл глубокое впечатление на всех, удостоившихся видеть его. Радостное чувство молитвенного восторга передавалось всем молившимся с ним и надолго останется в сердцах их».5
Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=63267
МОСКВА, 14 июн — РИА Новости, Алексей Михеев. Ровно 28 лет назад Русская православная церковь официально канонизировала одного из самых знаменитых святых ХХ века — Иоанна Кронштадтского. Кумир «городского дна», борец с пьянством, противник Льва Толстого и социалистов, он при жизни прослыл чудотворцем. Как простой батюшка из Архангельска «воцерковил» Санкт-Петербург и за что его почитали по всей Российской империи — в материале РИА Новости.
Отец Иоанн был настоящим «потомственным священником» — все его предки по отцовской линии служили Церкви, этой священнической династии как минимум три века.
Он вспоминал, как еще студентом духовной академии увидел себя во сне в священнических одеждах в соборе города Кронштадта. А через несколько дней женился на дочери его настоятеля. Детей у них не было: супруги приняли на себя подвиг девства.
В одной из редакций жития святого говорится, что «брак о. Иоанна был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов».
Праведник в бандитском Петербурге
А подвигов было много. В духовной академии отец Иоанн мечтал уехать проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Но, по воспоминаниям современников, в какой-то момент осознал, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», — и остался.
Кронштадт, где ему выпало служить, в те годы был «101-м километром» — туда высылали нищих, пьяниц и бродяг. Каждый день он ходил по лачугам и землянкам, утешал одиноких матерей, занимался с их детьми, раздавал все жалованье.
А когда деньги заканчивались, мог отдать одежду, сапоги и прийти домой босым.
«Кронштадт переполнен неимущим людом. Подвалы и чердаки, наполненные бедняками, представляют явление, не поддающееся описанию, но в них ютятся дети, иногда круглые сироты. И в этих-то смрадных трущобах зачинается их первый детский нравственный рассвет, а порок во всей наготе и дикости является главным, если не единственным их воспитателем», — писал будущий святитель.
Очень быстро он приобрел популярность во всей империи. К 1890-м отца Иоанна так почитали в народе, что всюду, где узнавали о его прибытии, собирались толпы. Его буквально разрывали на части — один раз в Риге разодрали рясу по кусочкам, на память. А Кронштадт превратился в настоящий духовный центр, сюда ехали даже из Сибири.
Храм должен лечить, а не «проводить мероприятия»
«К сожалению, храмы сейчас перестали быть местом, где человека лечат от тяжелой жизни в миру. Для этого недостаточно околоцерковных мероприятий. Почему мы реабилитируем от алкогольной зависимости, а от греховных источников удовольствия — нет? Отец Иоанн всю жизнь на это положил.
Он показывал людям, что есть вещи, которые гораздо важнее и ценнее, чем приобретение имущества. Он постоянно общался с многодетными матерями, плавал куда-то на корабле, навещал больных.
И при всем этом не имел в виду никакой «сверхзадачи», просто творил добро», — говорит клирик храма священномученика Пантелеимона города Орска Оренбургской области Александр Курсаков.
Здесь при одной из городских больниц открылась молитвенная комната во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Главные ее посетители — мамы пациентов детского отделения. Отец Александр мечтает, чтобы таких комнат было как можно больше, потому что зачастую, кроме как к священнику, обратиться людям просто не к кому.
«Когда взрослый заболел, вроде все понятно, сам виноват. А болезнь ребенка до сих пор даже верующих выбивает из колеи. И наша комната воспринимается не как храм, а как место, где тебе помогут, окажут поддержку. Не просто выслушают или денег дадут, а скажут, что делать. И крестим, конечно. Многие очень критически относятся к Церкви и Богу до тех пор, пока ребенок не заболеет. Тогда просят и крестить, и поговорить, и вообще на все готовы», — рассказывает священник.
Иоанну Кронштадтскому часто ставили в вину дорогую одежду, а он носил ее, чтобы только не обижать дарителей.
Через его руки проходили миллионы рублей пожертвований — и очевидцы многократно описывали, как он отдавал конверты с деньгами, совершенно не интересуясь, сколько там лежит. «Тут же протягивал нуждающемуся.
Сейчас и 50 рублей отдать не каждый в состоянии, а не зная сколько — вообще чудо», — смеется отец Александр. Святого он считает уникальным примером того, что происходит с человеком, полностью посвятившим себя ближним.
«Его не Церковь сделала каким-то особенным, а он пришел в нее таким и сделал Церковь лучше. Это образец того, как отдаться людям и получить за это все. Ты можешь ходить в дорогих одеждах, ездить на шикарных лошадях — люди будут видеть искренность твоей заботы, желания помогать и воздадут сторицей. Он показал, как, ничего не стяжав для себя лично, иметь все и все это постоянно отдавать», — продолжает священнослужитель.
Непостижимый бронхит
Служение преподобного Иоанна в орской больнице пытаются продолжать. По словам отца Александра, больница — это такое место, где человек готов слушать. К сожалению, зачастую человек готов слушать только там.
«Мама ждет, что батюшка скажет, мол, все хорошо, а ты знаешь, что с такой болезнью все хорошо уже никогда не будет. Плюс классические «за что» и «почему». Люди ищут причину, и надо им помочь, подсказать, но желательно не в том духе, что «все мы грешны» и «все мы скоро помрем».
Подсказать, что никто не виноват, а точнее, все виноваты понемножку, и копаться в этом смысла особого нет. Надо думать, как жить дальше», — объясняет он.
Мамы, по его словам, нередко ругаются, особенно когда благотворители пытаются раздавать в отделении игрушки. «Почему моему ребенку дали не то, а это? Как посмели обидеть? Родители вообще всегда все знают лучше и врача, и священника.
Причем многие даже не связывают нездоровье своего ребенка с собственными пьянством и курением, думают, что все их пороки чудесным образом от ребенка отлипают, и если куришь в квартире, то бронхит у него возникает от чего угодно, только не от этого.
И все это надо с ними распутывать, проговаривать», — рассказывает батюшка.
Но все без исключения рады тому, что есть возможность просто по-человечески поговорить. Некоторые даже специально просят священника прийти попить с ними чаю. «Скучно же лежать, даже планшет скоро надоедает, а тут все-таки разнообразие», — улыбается отец Александр.
Сделал столицу православной
Самым главным кредо святого Иоанна было «любить всякого человека и в грехе, и в позоре его».
«Не смешивай человека — это образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается», — писал подвижник в дневниках.
Сам он скончался после мучительной болезни.
Некоторые связывали ее с увечьями, нанесенными подвижнику в одном из бедных домов. Но святой просил сопровождавших его помощников никому об этом не рассказывать, чтобы не навлечь на виновников погром.
Отца Иоанна в последний путь провожали десятки тысяч скорбящих петербуржцев. От миллионных пожертвований у него не осталось ни копейки — все раздал бедным. О том, что сделал для города «кронштадтский старец», написал расстрелянный позже большевиками священник Иоанн Восторгов: «Столица России не была воцерковлена в глазах народа и оставалась ему чуждою. Ей был нужен живой праведник, живой носитель веры, живой подвижник с духом аскетизма. Такой подвиг и совершил отец Иоанн».
Источник: https://ria.ru/20180614/1522662624.html
Иоанн Кронштадтский
В тяжелые дни люди обращаются к церкви и Богу с просьбой о помощи. Одним из святых, к образу которого идут граждане, является Иоанн Кронштадтский.
Будущий проповедник родился осенью, 19 октября 1829 года, в селе Сура. При рождении получил имя Иоанн Ильич Сергиев. В роду мальчика было много священников. Отец Илья Михайлович служил дьячком Никольской церкви села Сура. Мать Феодора Власьевна воспитывалась в вере к Богу. В браке родила шестерых детей, из которых выжили только трое.
Фото Иоанна Кронштадтского
В младенчестве Иоанн часто болел, поэтому родители рано крестили мальчика. После священного обряда ребенок постепенно окреп. В юные годы он стал свидетелем чуда. Однажды Иоанн увидел в доме ангела, который успокоил ребенка и пообещал охранять мальчика до конца жизни.
В шесть лет Иоанн научился читать, а чуть позже начал самостоятельно изучать священные писания. Семья жила бедно, но сумела накопить денег на учебу юноши. В итоге он отправился в Архангельское приходское училище. Окончив учебное заведение, перевелся в семинарию.
Иконы Иоанна Кронштадтского
В это время ушел из жизни отец Иоанна. Молодой человек подумывал после семинарии найти место диакона или псаломщика, но мать не пожелала, чтобы сын остался без высшего образования.
В 1851 году Иоанн поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Здесь Иоанн учился за казенный счет. Но, чтобы не оставить мать без средств к существованию, параллельно поступил на работу в канцелярию и отправлял заработок домой.
Иоанн Кронштадтский
В 1855 году юноша вышел из стен Академии, получив степень кандидата богословия. Тогда юному выпускнику предложили место священника в Кронштадтском Андреевском соборе. Позже он стал диаконом.
Когда Иоанн вошел в собор, то замер от удивления. Это был тот храм, что виделся священнику в детских снах. С тех пор он жил в Кронштадте, и вскоре люди забыли фамилию проповедника, называя отца Иоанна Кронштадтским. Сам батюшка чаще подписывался вторым именем.
Святой подвиг
Биография священнослужителя Иоанна началась в тот момент истории, когда осталось мало верующих. Изначально проповедник скрывал образ жизни аскета. Но находился в посте и неустанных молитвах к Богу.
Дневник священника «Моя жизнь во Христе» — яркое свидетельство праведного существования Иоанна Кронштадтского. По записям видно, что будущий чудотворец боролся с греховными мыслями и ежедневно совершал Божественную литургию.
Дневник Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»
Кронштадт на тот момент стал местом высылки провинившихся граждан. В городе жили много чернорабочих, зарабатывающих в портах и живущих в землянках. Процветало богохульство и неверие, ночью небезопасно было ходить по улицам.
Но в этих людях Иоанн видел надежду. Он каждый день ходил по жилищам, помогал, чем мог, отдавал последнее. Иногда священник возвращался домой без сапог. Проповедник своей пастырской любовью превращал опустившихся «босяков» в людей. А они в ответ открыли святость Иоанна Кронштадтского.
Сначала люди не верили в чистые помыслы молодого батюшки, смеялись над святым отцом. Епархиальное руководство даже какое-то время не выдавало Иоанну жалование, так как он отдавал деньги нищим. Но пастырь мужественно переносил насмешки и упреки в свою сторону. И со временем никто не смел усомниться в искренности деяний батюшки.
Священник Иоанн Кронштадтский
Вскоре у Иоанна открылся дар. Появлялись желающие стереть из памяти потомков факты чудес, совершенных священником, но остались записи, подтверждающие силу молитвы святого. Однажды к батюшке пришли с просьбой вылечить больного. Тот по привычке обратился с молитвой к Богу, чтобы Он исполнил свою волю.
Но вдруг к Иоанну подошла бабушка и попросила, чтобы батюшка помолился о выздоровлении. Сначала проповедник рассердился на такую дерзость, но затем попробовал. В итоге больной выздоровел. Потом к Иоанну пришли с той же просьбой, и вновь молитва была услышана. В подобных деяниях батюшка увидел волю Господа и стал молиться за тех, кто об этом просил.
Иоанн Кронштадтский с прихожанами
По молитве отца Иоанна совершались великие чудеса. Они происходят и после кончины святого. Свидетели утверждают, что после обращения к иконе Иоанна прозревают незрячие. На местности, страдающей засухой, после произнесения молитвы к святому прошел дождь.
Просьбы о помощи к Иоанну действовали на расстоянии. Достаточно было отправить письмо на имя батюшки или телеграмму. Отец Иоанн лечил не только православных верующих. К проповеднику приезжали и евреи, и мусульмане, и другие иностранные граждане.
Книга Иоанна Кронштадтского
О даре Иоанна узнала вся Россия. Сначала батюшка ходил по домам и предлагал помощь, а потом люди приходили к святому. Вместе с этим в Кронштадт присылали средства на благотворительность. Нельзя посчитать, сколько денег прошло через руки пастыря, ведь он сразу отдавал средства нуждающимся.
По приблизительным данным, он получал в год не менее одного миллиона рублей. Благодаря благотворительности батюшка кормил обездоленных, создал в Кронштадте заведение «Дом трудолюбия». В родном селе основал женский монастырь и выстроил храм. В Санкт-Петербурге также построил женский монастырь.
Женский монастырь Иоанна Кронштадтского
К сожалению горожан Кронштадта, Иоанн Богослов во второй половине своей жизни закончил преподавать в городском училище и в гимназии. Уроки батюшки были в радость. Он не применял меры наказания и не оценивал учеников. Отец Иоанн проповедовал, рассказывал, вел за собой, делал девушек и юношей лучше. Но настоятель оставил этот пост.
Обрушившаяся слава на Иоанна Кронштадтского стала для него трудом. Куда бы он ни приехал, батюшку окружали почитатели. Создавались сложности при передвижении и угроза безопасности.
Церковь, построенная Иоанном Кронштадтским в селе Сура
В 1890 году отец Иоанн проводил службу в Харьковском соборе. Помещение не вмещало всех прибывших. В итоге он совершил молебен на Соборной площади. По некоторым данным, на площади собралось более шестидесяти тысяч человек.
В октябре 1894 года Иоанн прибыл к умирающему императору Александру III. В последние часы жизни императора приложил руки к голове государя. После этого популярность батюшки достигла небывалого роста. Иоанн принял участие и в священном короновании Николая II.
Со временем проповедник стал принимать в дар дорогую одежду. Это ставили батюшке в вину. Но сам отец Иоанн брал одеяния, чтобы не обидеть дарителя. Пожертвования он не оставлял себе, а продолжал тратить на благие дела.
Отец Иоанн осуждал случившуюся революцию. Причинами политических событий считал богохульство и недальновидность императора. Батюшка был популяризатором трезвенности в России. Участвовал в создании «Союза русского народа». В 1907 году священнослужителя избрали постоянным членом Союза. Критиковал Льва Николаевича Толстого. Проповедник считал, что писатель отвергал учение о божественности Христа.
Личная жизнь
По окончании академии Иоанну предложили взять в жены дочь настоятеля Кронштадтского собора – Елизавету Константиновну. Он согласился, но брак был фиктивным. Женитьба требовалась батюшке для прикрытия пасторских дел. Супруги вели целомудренный образ жизни и до смерти оставались девственниками. Они относились друг к другу как брат и сестра.
Иоанн Кронштадтский и его жена Елизавета Константиновна
Супруги воспитывали двух дочерей сестры Елизаветы.
Отец Иоанн в личных записях указывал, что жена с 1870-х годов проявляла ревность, враждебность, а иногда и неуважение к мужу. В последние годы жизни Елизавета перенесла тяжелую болезнь, в результате лишившись ног.
Смерть
В конце жизни у Иоанна Кронштадтского появился дар предвидения. Он предсказал дату своей смерти. Батюшка предупреждал, что для России наступят сложные времена, когда у народа отнимут царя и к власти придут жестокие правители. Они зальют родную землю кровью.
Похороны Иоанна Кронштадтского
Первый раз серьезно заболел в 1904 году. В 1905-ом по просьбе батюшки над ним совершили елеосвящение. После три года мучился болезнью мочевого пузыря. 9 декабря 1908 года совершил заключительную божественную литургию. Иоанн Кронштадтский ушел из жизни 20 декабря 1908 года. На похоронах присутствовала толпа скорбящего народа. Похоронное шествие сопровождали войска.
В силу Иоанна Кронштадтского верили и при жизни, и после кончины. По сей день к мощам чудотворца приезжают люди из разных городов.
Гробница Иоанна Кронштадтского
В ноябре 1950 года впервые подняли вопрос о канонизации Иоанна Кронштадтского. В июне 1964 года отца Иоанна причислили к лику Святых. В 2008 году был утвержден акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чудотворцу.
Память
- Написал акафист праведному отроку Артемию Веркольскому.
- 1894 – «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге»
- 1890-1894 – «Полное собрание сочинений»
- 1896 – «О блаженствах евангельских»
- 1896 – «Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира»
- 1899 – «Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности»
- 1897-1898 – «Слова и поучения, произнесённые в 1896, 1897 и 1898 гг.»»
- 1898 – «Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого»
- 1899 – «Правда о Боге, мире и человеке»
- 1900 – «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта»
- 1900 – «Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина»
- 1901 – «Благодатные мысли о небесном и земном»
- 1902 – «Простое Евангельское слово русскому народу»
- 1902 – «Христианская философия»
- 1905 – «Мысли христианина»
- 1905 – «Путь к Богу»
- 1905 – «Созерцания и чувства христианской души»
Источник: https://24smi.org/celebrity/41398-ioann-kronshtadtskii.html
Подмосковная церковь, которую освятил Иоанн Кронштадтский
Никольский храм города Лосино-Петровский напрямую связан с одним из самых почитаемых русских святых – праведным Иоанном Кронштадтским. Прихожане церкви, которая не закрывалась и в советские годы, бережно хранят память о том, как в 1896 году святой Иоанн приезжал из далекого Кронштадта, чтобы совершить обряд освящения этого подмосковного храма.
Священник Иоанн Ильич Сергиев
Иоанн Ильич Сергиев – будущий святой Иоанн Кронштадтский – родился в семье церковнослужителя в одной из бедных северных деревень Архангельской губернии. Несмотря на то, что поначалу учеба давалась ему с трудом, Иоанн смог поступить в Петербургскую семинарию, а потом и Духовную академию.
После окончания учебы Иоанна Сергиева определили священником в большой Андреевский собор портового пригорода Петербурга – Кронштадта. Назвать это удачным назначением, однако, было сложно: Кронштадт в те годы имел дурную славу. Считалось, что нигде нельзя было увидеть нищих в таком множестве и в таком жалком виде, как в Кронштадте.
Портовый город был полон бродяг и пьяниц.
Новый священник оказался непохожим на других представителей духовенства. Каждый день после церковной службы он пробирался в самые мрачные окраины Кронштадта, спускался «в сырые и далеко ушедшие в землю подвалы домов, где помещалось по 30, 40, 50 человек, как сельди в бочонке», забирался в землянки бедняков. Он не только проповедовал этим людям, но и раздавал им деньги. Иногда отец Иоанн возвращался домой без рясы и сапог, отдав их жителям трущоб.
К 1896 году, когда состоялся приезд Иоанна Кронштадтского в Лосино-Петровский, слава о святом подвижнике разнеслась по всей империи и даже за ее пределами. Праведник получал около тысячи писем в день с просьбой о молитве. Ему писали не только православные, но и представители других религий. Известен факт, что «Святого Бонзу Иоанна» просили о молитве даже маньчжурские китайцы.
Отец Иоанн, конечно, не мог читать сотни писем в день, поэтому он приносил стопки нераспечатанных конвертов в церковь и молился так: «Помяни Господи всех заповедавших мне молиться о них». Во время поездок в Москву и другие города отца Иоанна всегда окружали толпы народа.
Столь же многолюдным было освящение подмосковной Никольской церкви, когда святой приезжал в Петровскую слободу – нынешний город Лосино-Петровский.
Никольский приход Петровской слободы
Церковь в честь Николая Чудотворца в городе Лосино-Петровский была построена в 1822 году по инициативе рабочих завода по выделке лосиных кож для армейской амуниции. Это предприятие было основано еще Петром I в начале XVIII века. Сначала оно находилось в Москве у Каменного моста, но потом переехало за тридцать пять верст от столицы на берег реки Вори.
Слобода, в которой проживали рабочие Лосиного завода, разрасталась, и ее обитатели обратились к царю Александру I с просьбой разрешить строительство собственной церкви. Царь ходатайство подмосковных рабочих принял, однако часть денег на церковь должны были найти сами жители поселка.
Возведение храма шло достаточно быстрыми темпами, и в 1822 году состоялось первое освящение церкви Николая Чудотворца.
В течение XIX века Никольская церковь достраивалась и доделывалась: была возведена колокольня, а потом пространство храма было расширено большой трапезной частью.
Свой современный облик храм приобрел в середине XIX века, когда произошло событие, которое сильно повлияло на жизнь рабочих Петровской слободы. В 1850-е годы Лосиный завод закрыли, поэтому местное население лишилось работы и обеднело.
Верующие уже не могли содержать в должном порядке большую и богатую церковь, построенную в годы денежного благополучия.
К концу XIX века главный престол и убранство храма пришло в негодность, а храм сильно обветшал. Тем не менее, благодаря стараниям деятельного старосты храма после многих лет запустения начался процесс восстановления былой красоты.
Прихожанам удалось собрать достаточно денег, чтобы возвести новые иконостасы, выложить пол, сделать новый престол в алтаре и восстановить живопись на стенах. Возобновленный храм и его престол необходимо было вновь освятить.
С этой целью духовенство и прихожане обратились к отцу Иоанну Кронштадтскому.
Приезд святого Иоанна Кронштадтского
Почему же всенародно почитаемый праведник согласился приехать из далекого Кронштадта, чтобы лично освятить эту подмосковную церковь? Во-первых, отец Иоанн не отказывался от поездок в Москву и другие города, если его просили об этом местные верующие. Во-вторых, вполне возможно, что между семьей священника Никольской церкви Лосино-Петровского и Иоанном Кронштадтским были особые доверительные отношения.
Краевед Алексей Симонов опубликовал в альманахе «Богородский край» репортаж 1896 года, посвященный приезду Иоанна Кронштадтского в Лосино-Петровский. В этой статье привлекает внимание тот факт, что первую литургию во вновь освященном храме отец Иоанн служил вместе с пятью священниками и дьяконами с одной и той же фамилией Ансеровы.
Выходит, что Ансеровы принадлежали к целой династии священнослужителей, часть которых служила в Богородском уезде Московской губернии, а некоторые из них – в Санкт-Петербурге. Главой этого рода, по-видимому, был протоиерей Николай Александрович Ансеров – духовник Богородского благочиния и настоятель подмосковной церкви Петра и Павла.
Четверо из пяти сыновей Николая Александровича Ансерова стали священнослужителями, причем один сын стал протодьяконом домовой церкви для военно-морского духовенства Санкт-Петербурга, а другой сын Александр там же диаконом в Троицком соборе.
Возможно, подмосковный настоятель познакомился с Иоанном Кронштадтским через сыновей, которые, живя в Петербурге, не могли не знать почитаемого в народе настоятеля Андреевского собора портового Кронштадта.
Благодаря этому знакомству Николай Ансеров и мог просить отца Иоанна приехать освятить церковь в Лосино-Петровском, где настоятелем был его родственник.
Освящение Никольской церкви проходило при огромном скоплении верующих, которые съехались со всей округи. На всенощном бдении Иоанн Кронштадтский не выходил на помазание, когда священнослужители обычно выходят в зал к молящимся из алтаря, зато сам читал тексты канона.
Всю ночь после вечернего богослужения и накануне освящения, которое должно было совершиться утром, вокруг дома, где ночевал гость из Кронштадта, караулил народ.
В семь утра отец Иоанн с большим трудом, пробираясь через толпы верующих, вышел из дома и прошел к церковному старосте, а затем в храм.
Никольская церковь не могла вместить всех желающих участвовать в освящении, поэтому смельчаки забирались на крышу храма и наблюдали богослужение сверху через окна купола. За крестным ходом, который торжественно прошел после освящения собора, люди наблюдали издалека, забравшись на деревья и повиснув на оконных решетках.
После торжественной службы и обеда Иоанн Кронштадтский уехал на станцию Щелково и через Москву отправился к себе домой. Храм Николая Чудотворца в Лосино-Петровском не закрывался в советские годы, он сохранил то внутреннее убранство, которое освящал отец Иоанн.
Увидеть своды храма и иконы, перед которыми молился почитаемый русский святой, можно и сегодня, приехав в Лосино-Петровский.
Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/podmoskovnaya-tserkov-kotoruyu-osvyatil-ioann-kronshtadtskiy/
Иоанн кронштадтский — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Св. Иоанн Кронштадтский |
Иоанн Ильич Сергиев, Кронштадтский (1829 — 1908), протоиерей, праведный
Память 20 декабря, 1 июня в день прославления, в Соборах Архангельских, Санкт-Петербургских и Эстонских святых
Родился 19 октября 1829 года в семье бедного псаломщика села Суры Пинежского уезда Архангельской губернии. При крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, покровителя Болгарии.
Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в шестилетнем возрасте Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя.
Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, — и точно так же, как и преподобный, по молитве отрок Иоанн обрёл способности к учению.
В 1851 году окончил Архангельскую духовную семинарию, а в 1855 году — Петербургскую духовную академию.
Тогда же он вступил в брак с дочерью протоиерея Константина Несвицкого Елизаветой и вскоре стал священником, — 12 декабря 1855 года отец Иоанн совершил свое первое священническое служение в Свято-Андреевском соборе города Кронштадта.
С этого времени отец Иоанн начинает неустанную проповедь в храме и в частных домах, постоянно занимается делами благотворительности, преподает в гимназии, учреждает в Кронштадте «Дом трудолюбия» для бедняков.
В январе 1899 года при Иоанно-Предтеченском храме «Общества религиозно-нравственного просвещения» на Выборгской стороне было основано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости». В том же году он основал женскую монашескую общину, которая в 1900 году была преобразована в Сурский Иоанно-Богословский общежительный женский монастырь.
Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце (известно огромное число совершенных им исцелений) быстро рапространилась повсюду; в Кронштадт потянулись десятки тысяч богомольцев.
«Всероссийский батюшка» (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Почти ежедневно отец Иоанн совершал Божественную Литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн.
Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию им своих духовных дневников (наиболее известна его книга «Моя жизнь во Христе»).
19 ноября 1907 году первым среди священников вступил в «Союз русского народа».
Св. Иоанн Кронштадтский |
В ноябре 1908 года тяжело заболел и стал готовиться к кончине. 10 декабря того года всероссийский пастырь отслужил свою последнюю Литургию и в последующие дни причащался дома.
Скончался 20 декабря 1908 года в 7:40 утра. Его похороны состоялись при совместном молении множества епископов, священников и стотысячной народной толпы.
Мощи праведника почивают в нижнем храме Свято-Иоанновского женского монастыря «на Карповке», который он в свое время основал.
Канонизация праведного Иоанна в Русской Православной Церкви состоялась 14 июня 1990 года.
В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии [1].
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Православныя веры поборниче. / Земли Российския печальниче, / пастырем правило и образе верным, / покаяния и жизни во Христе проповедниче. / Божественных таин благоговейный служителю / и дерзновенный о людех молитвенниче, / отче праведный Иоанне, / целителю и предивный чудотворче, / граду Кронштадту похвало / и церкви нашея украшение, / моли всеблагаго Бога / умирити мир и спасти души наша.
Ин тропарь, глас 4
Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́, / в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне. / Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́: / неду́ги отгоня́ти, / малоду́шныя утеша́ти, / в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти. / Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,/ я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.
Ин тропарь, глас тойже
Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́.
/ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с.
/ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,/ возлю́бленный па́стыpю наш.
Кондак, глас 3
Днесь па́стырь Кроншта́дтский / предстои́т Престо́лу Бо́жию / и усе́рдно мо́лит о ве́рных / Христа́ Пастыренача́льника, / обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́ / и врата́ а́дова / не одоле́ют ей.
Ин кондак, глас 6
Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подражая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,/ пою́т Бо́гу: аллилу́ия.
Труды
- Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге, М., 1894; 5 изд., 1899;
- Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896;
- Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд.
1899;
- Несколько слов в обличение лжеучения графа Л.Н.Толстого, М., 1898;
- Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98;
- Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина, М., 1900;
- О блаженствах евангельских, СПб.
, 1896;
- Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899;
- Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900;
- Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901;
- Христианская философия, СПб., 1902;
- Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905;
- Мысли христианина, СПб.
, 1905;
Литература
- Санакина, Т. А., сост. (ГААО), «Из родословной семьи Сергиевых: Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) и его семья», Наш храм, 2002, № 2, 2-3.
Использованные материалы
[1] «Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии», официальный сайт Архангельской епархии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4711.html