Буддизм: религия о том, как перестать страдать | Синхронизация. Культурная платформа
Буддизм — древнейшая и самая загадочная из мировых религий. Она разрешает не следовать самой себе, в ней нет заповедей, а титаны и демоны страдают вместе с людьми. Каждый цветок мог когда-то быть человеком, а в ад не попадают, а рождаются в нём. На лекции поговорим об истории буддизма и важнейших элементах его учения: дхарме, сансаре, нирване, восьмеричном пути. А также узнаем:
- Сколько раз Будда рождался и умирал, прежде чем объявить своё учение миру;
- Что такое «колесо рождений и смертей» и можно ли родиться баобабом;
- Почему между сансарой и нирваной «нет ни малейшей тени различия»;
- В какой из ветвей буддизма выйти в нирвану нужно, а в какой – не стоит;
- Как изменился буддизм, когда пришел в Китай и Японию;
- В чём различие между буддой и бодхисаттвой;
- Как выбирают (или, точнее, находят) нового Далай-Ламу;
- Что происходит с буддизмом сегодня.
Формат
Каждая наша лекция идет
в среднем 2 часа, в группе
не более 30 человек
Страховка
Пропустили лекцию?
просто запишитесь
на другую!
Бонус
После лекции мы
присылаем презентацию
и дополнительные материалы
лекцию посетили 487 человек
Невероятно сложная, но интересная тема. И великолепная подача.
Невероятно сложная, но интересная тема. И великолепная подача.
Лекция очень понравилась. Лектор очень емко рассказал о базовых понятия в буддизме. С удовольствием пошла бы на вторую лекцию, если бы вышла вторая часть))
Лекция очень понравилась. Лектор очень емко рассказал о базовых понятия в буддизме. С удовольствием пошла бы на вторую лекцию, если бы вышла вторая часть))
Тему буддизма, которая может показаться сложной для восприятия, Алексей раскрывает очень доступно, четко, моментами юмористично. Очень советую данную лекцию!
Тему буддизма, которая может показаться сложной для восприятия, Алексей раскрывает очень доступно, четко, моментами юмористично. Очень советую данную лекцию!
Отличная лекция, очень структурированно и последовательно, остроумно и живо, не нудно. Рекомендую!
Отличная лекция, очень структурированно и последовательно, остроумно и живо, не нудно. Рекомендую!
Очень понравилось. Лектор читает в хорошем темпе, все по делу, раскрывая смысл. Узнала про ранний буддизм и его идеи и как они развивались. Какие сейчас есть 3 основные ветви буддизма и в чем их суть.
Очень понравилось. Лектор читает в хорошем темпе, все по делу, раскрывая смысл.
Узнала про ранний буддизм и его идеи и как они развивались. Какие сейчас есть 3 основные ветви буддизма и в чем их суть.
Центральный офис
Курсовой переулок, 17с1
Источник: https://synchronize.ru/buddhism
Буддизм — философия или религия | К чему относится это учение?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наверное, у каждого, кто хотя бы немного интересуется буддийским учением, возникал вопрос: «Буддизм – философия или религия?» С одной стороны, все вокруг говорят, что буддизм – это одна из главных мировых религий. С другой стороны, мы обычно называем ее «буддийская философия, учение».
Так где же правда? Попытаемся в этом разобраться. В статье ниже мы рассуждаем на тему того, что такое философия и религия, по каким признакам можно причислить буддизм к философии, а по каким – к религии. В конце мы обобщим все доводы и прийдем к выводы, к какой же категории относится буддизм – к философской или религиозной.
:
Философия и религия – в чем различия?
Буддизм как философия
Буддизм как религия
Подводя итог
Заключение
Философия и религия – в чем различия?
Наш мир очень многогранен. И в плане мировоззрения здесь можно встретить сотни разных взглядов. Одни из них зовутся философией, другие – религией. Сложность заключается еще и в том, что в странах Востока, где в основном распространен буддизм, нет четкого разграничения между понятиями «религия» и «философия».
На этой почве веками ведутся споыр, и исследователи все никак не могут прийти к единому мнению. Разногласия по поводу буддизма не утихают в первую очередь потому, что с каждым годом он охватывает все больше новых приверженцев. Чтобы понять, к какой категории можно его отнести, стоит для начала определить, что есть философия, а что – религия.
Дословно философию с греческого можно перевести как «любить мудрость», что отлично отражает суть понятия. Философия всегда стремится изучить со всех сторон мир, нашу жизнь, устройство Вселенной. Разные направления философии изучают процесс познания, систему ценностей, бытие, знания, основанные на собственном опыте, причинно-следственные связи.
Философские концепции имеют своих основоположников, а со временем дополняются, трансформируются. В их основе лежат научные труды, теории, законы. Философия «дружит» с наукой и в какой-то степени ее саму причисляют к науке.
Религия же – это совокупность взглядов, которые строятся на вере — в высшие силы, в сверхъестественное, в единого Бога или в нескольких богов. Религия объединяет людей и диктует свои непререкаемые правила, догмы.
При этом верующие объединяются в организации, где проводятся обряды, священные действия, службы, ритуалы. Для этого они собираются в специально отведенных местах, например, в церквях, храмах, монастырях, синагогах.
И философия, и религия отвечают на важные для человека вопросы: можно ли познать мир, где таится истина, есть ли Бог, что из себя представляет человек, что такое хорошо и что такое плохо. Но при этом философия приводит доводы (зачастую логические), в которые человек может верить, а может не верить, принимать их или нет, и которые могут меняться с течением времени в зависимости от научных открытий и новых концепций.
В религии Бог трансцендентен, истины беспрекословно принимаются на веру, так или иначе говорится о высших силах, существуют правила, которые обязательны для выполнения.
Буддизм как философия
Буддизм говорит не о божественном начале, которое есть во Вселенной и в каждом из нас, а о духовном Пробуждении – бодхи. Буддисты не «рабы Божьи», а «последователи Учения».
То есть, в отличие от взгляда религий, мы должны стремиться не к Богу, а к собственному Просветлению. В основе лежит именно Учение, которое само по себе говорит о близости к философии.
У этого Учения есть основоположник – Будда Шакьямуни. Он был не Богом, а великим Учителем, который смог пройти свой путь, познать истину и бросить все свои силы для помощи другим. Он был обычным человеком, и мы знаем о нем то, что его звали Сидхартха Гаутама, он жил в Индии, был сыном царя из рода Шакья, у него была жена и сын, и действительность его существования не вызывает сомнений.
В учении не говорится о божественном происхождении мира и о потусторонних силах. Существует множество буддийских сутр, которые существуют со времен раннего буддизма и становятся текстами, где подробно излагается суть учения.
В некоторых из них можно узнать о различных демонах, божествах, бодхисаттвах – но нельзя говорить об их божественной или адской природе, потому что они, так же, как и мы, являются живыми существами и крутятся в сансаре – круговороте смертей и перерождений. И им никто не поклоняется – даже Учитель Будда говорил о том, чтобы не делать культа из него или кого-нибудь другого.
В буддизме нет греха и его искупления – есть понятие кармы. Она, так же, как философия, объясняет, что за любым действием последует результат в будущем, то есть все имеет свои причины и следствия.
Также буддийское Учение – это не слепая вера тому, что сказал авторитет. Любое правило, изречение должно пропускаться через призму собственного опыта, проверяться «на своей шкуре». Будда также об этом говорил.
Буддийская философия, в отличие от религии, не просто признает науку, но и старается идти с ней рука об руку. Хорошим примером этого является нынешний Далай-лама XIV – он тесно сотрудничает с исследователями, интересуется наукой и даже сам написал не один научный труд.
Резюмируя особенности буддизма, можно сказать, что у него нет тех основных черт, присущих религии:
- Бога, который сотворил мир и правит им
- грехов и их искупления;
- бескомпромиссной веры;
- строгих правил, догм;
- единого канона, который считается священным для всех направлений религии.
Буддизм не требует от своих последователей, чтобы адепты принимали его учение как единственно верное. Чтобы стать буддистом, необязательно отрекаться от своего первоначального вероисповедания.
С этой точки зрения буддизм не может считаться религией. Кроме того, в последнее время буддийская мысль все больше овладевает Западом и приобретает массовость.
Идеи буддизма воплощаются в современной культуре, например в литературе: Джек Керуак и его «Бродяги Дхармы», Герман Гессе и роман «Сиддхартха», Виктор Пелевин и его «дзен-буддистский», как он сам его называет, роман «Чапаев и пустота». Такое восприятие далеко от религиозного и больше походит на философское.
Буддизм как религия
С другой стороны, главная цель буддизма – это спасти людей, помочь им достичь истины, обрести свободу. Чем это не цель религии?
Буддизм давно вышел за границы определенных стран и национальностей, охватив множество последователей по всему миру. Именно по этому признаку его называют мировой религией наряду с мусульманством и христианством.
За 2,5 тысячи лет существования учение Будды сильно изменилось, разделившись на множество школ, взгляды которых могут быть совершенно разными. В некоторых направлениях, например в ваджраяне, имеет место ритуальность, которая так присуща религии.
В каких-то традициях даже Будда, а также другие бодхисаттвы обожествляются: им устанавливают алтари, воздвигают статуи, делают подношения. Все мы так хорошо знаем о буддийских мантрах, которые по сути являются молитвами, встречающимися и в других конфессиях.
Существуют разного рода буддийские храмы, монастыри, дацаны, хуралы. Здесь же проводятся службы, праздники, обряды, чего никак не встретишь в философии. Монахи, ламы, пуджи, подношения, чтение сутр, тханки, которые так похожи на иконографию, определенная одежда – это, без сомнения, признаки религии, которые очень явно проявляются в буддийской традиции.
Подводя итог
Не зря «Википедия» определяет буддизм именно как религиозно-философское учение. Он сочетает в себе черты и того, и другого, поэтому однозначно ответить на поставленный вопрос очень сложно.
Конечно, атрибуты вроде храмов, обычаев, обрядов, скульптур являются религиозными, в то время как само Учение – это в чистом виде философия.
Из-за многогранности и множественности направлений буддизм можно назвать и конфессией, и философским мировоззрением. Во многом понимание зависит от контекста и от конкретного направления мысли.
Так, к примеру, популярная сейчас, в том числе и на Западе, школа дзен представляется философией. Вместе с этим традиция гелуг тибетского толка, которая распространена в России, имеет все черты религии. Поэтому буддийскую мысль следует рассматривать с точки зрения и религии, и философии. И, конечно, учитывать, что в разных своих направлениях буддизм все-таки рразный.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, в нашей статье вы нашли ответ на интересующий вас вопрос.
Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/buddizm-filosofiya-ili-religiya
Буддизм — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Будди́зм — мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн. приверженцев.
Основатель этой религии — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда), живший в Индии (Непал) в VII в. до Рождества Христова и названный Будда, что значит “просветленный.” После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока.
Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения — это видимость, кажущееся бытие. Отрешением от воли — от эгоизма и всех его следствий — человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом — в психическое небытие. По учению Будды, жизнь — это зло.
Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала распространению буддизма.
Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу.
В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей.
Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом.
Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна — большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада — путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.
Статистика
- По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 514 млн. буддистов [1].
Литература
- Сведения о церквах и религиях. Сборник РПЦЗ
[1] Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014: http://www.sedmitza.ru/text/4442843.html
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1368.html
Буддизм не является религией
Буддизм стал очень популярным на Западе, однако, «западной» Практика буддизма, несомненно отличается от традиционного восточного буддизма. Тем не менее, как и христианство, которое также развивались на протяжении столетий, суть которой мы стремимся, чтобы обнаружить и практика первоначального учения Будды.
Что это за учение? Сострадание и любовь ко всему, вероятно, самый короткий путь для конденсации учения буддизма. Известный буддийский учитель, Пема Chodron, пишет о Четыре Безграничные Качества — Любящая доброта, сострадание, радость и спокойствие. В своей статье «Действия могут изменить жизнь»Кхенпо Kharthur Ринпоче, тибетский монах и учитель, говорит о создании мира в нашем сердце и мир в мире.
Буддизм не является религией, которая является, почему кто-то может быть и христианином и буддистом. Возможно, буддизм не должны даже рассматриваться как «духовный путь». Это путь практичности, путь изо дня в день жить, изо дня в день опыта. Это даже не путь, чтобы следовать, а путь — твоя — обнаружить. Речь не идет о следующих кто-то другой, а открытие вашего природа будды и верность его.
Как уже было сказано: «Если вы встретите Будду на дороге, убить его.» Или, если вы видите палец, указывающий на луну, не понимают пальца. Другими словами, не делать кто-то другой ваш мастер — стал сам себе хозяин.
Алан Коэн делится история, которая рассказала о Будде: Кто-то спросил Будду: «Ты Мессия?» «Нет», ответил Будда. «Тогда ты целитель?» «Нет», ответил Будда. «Тогда вы учитель?» Студент сохраняются. «Нет, я не учитель». «Так что же ты?» спросил студента, раздраженный. «Я проснулся», Будда ответил.
Пробудить ваш внутренний Будды
Таким образом, цель буддизма и статей в этом разделе: Чтобы помочь вам пробудить к красоте и уродстве вашего бытия, о любви и тьме, которая находится внутри вас, и выбор, который вами сделать. Чтобы помочь вам увидеть, что вы тоже Будды. Вы Будда под слоями грязи и заблуждений, которые являются слои вашей личности и вашей реальности. Как Джек Kornfield пишет: «Будда хотел — Применение В».
Получите последние новости от InnerSelf
Источник: https://ru.innerself.com/content/spirituality/religions-a-beliefs/buddhism/7140-buddhism-is-not-a-religion.html
Почему буддизм не религия: 10 причин
В отличие от индуизма и других восточных религий, в буддизме нет главенствующего Бога. Но это не значит, что в буддизме он отрицается. В Боге здесь просто нет необходимости.
2. Будде не поклоняются
Учение Будды очень значимо для каждого буддиста. Хотя личность его пользуется большим уважением, тем не менее он был всего лишь человеком. Некоторые представители индуизма видят в Будде воплощение бога Кришны. Но большинство буддистов эту точку зрения не разделяют.
3. Любой человек может стать Буддой
Одна из самых замечательных особенностей буддизма состоит в том, что он доступен для всех. «Будда» — это всего лишь титул, данный Сиддхартхе Гаутаме за его духовное мастерство. Будда — значит достигший просветления. Стать таковым может каждый.
4. Кто следует за Буддой, тот сам отвечает за свои поступки
В отличие от христианского Бога, Будда или любое другое просветленное существо не является спасителем. Одной веры в Священное Писание здесь недостаточно для защиты от зла. Чтобы найти истинное счастье, вы сами должны следовать истинам буддизма на практике. Никто за вас просветления не достигнет.
5. Буддизм существует без Будды
Истины, открытые Сиддхартхой Гаутамой, не несут отпечаток сакральности. Это не тайное учение, обещающее спасение лишь его последователям. Буддизм — это набор универсальных истин, доступных для каждого. Будда не творец и не пророк. Он мудрец, искатель истины.
6. Буддизм не придает значения вопросу о начале мироздания
Большинство религий опирается на фантастические описания начала мира. В буддизме же этот вопрос не имеет значения. Зачем заботиться о прошлом и будущем? Ведь самое важное — это сейчас, работа над собой в данный конкретный момент.
7. В буддизме нет Сатаны
Во многих религиях обычно есть могущественная личность, поощряющая злодеяния. В буддизме же зло обезличено. Зло — все то, что порождает страдания. Самой большой причиной страдания является наше эго, идея собственной исключительности, порожденная незнанием. Когда невежество заканчивается, начинается истинное счастье.
8. В буддизме реальность зависит от ее восприятия
Здесь нет веры в рай и ад. Зато есть возможность изменить воспринимаемую реальность, подняв наше сознание на более высокий уровень.
9. Буддизм открыт для изменений
Стремлению к истине — для буддиста это главное. Если вдруг окажется, что какие-то положения буддизма неадекватны, то они легко могут быть исправлены и дополнены. Буддизм не жесткая система.
10. Никто не контролирует веру буддиста
Следуя буддизму, можно самому решать, во что верить. Здесь нет установленного списка догматов. Верить, например, в переселение душ или нет — личный выбор каждого. В буддизме нет никаких внешних принуждений. Буддизм — свободное и миролюбивое учение.
Источник: https://golos.io/@ormor/pochemu-buddizm-ne-religiya-10-prichin
Что такое буддизм?
Буддизм является религией и объединяет около 300 миллионов людей во всем мире. Это слово происходит от «Budhi» пробудить . Оно имеет свои истоки около 2500 лет назад, когда Сиддхартха Гаутама, известный как Будда, был сам проснулся (просветленный) в возрасте до 35 лет.
Является ли буддизм религией?
Для многих, буддизм выходит за рамки религии и, скорее, философии или «образ жизни». Это философия, потому что «означает любовь к мудрости» и буддийский путь можно суммировать следующим образом:
(1) вести нравственную жизнь, (2) быть внимательными и следить за своими мыслями и действиями
(3)Развития мудрости и понимания.
Почему буддизм становится популярным?
Буддизм становится популярным в западных странах по многим причинам, в первую очередь причиной является то, что в буддизме есть ответы на многие проблемы нашего современного материалистического общества. Многие видные психологи во всем мире открывают буддизм для себя, чтобы применить его на практике так как его подход к решению проблем очень современный и эффективный.
Кем был Будда?
Сиддхартха Гаутама родился в королевской семье в Лумбини, в настоящее время находится в Непале, в 563 году до нашей эры.
В 29 лет он понял, что богатство и роскошь не гарантирует счастья, поэтому он стал исследовать различные учения религии и философии, для того чтобы найти ключ к человеческому счастью. После шести лет изучения и размышления он наконец нашел «средний путь» и был просвещен.
После просветления, Будда провел остаток своей жизни преподавая принципы буддизма — называется Дхарму, или Истину — до своей смерти в возрасте 80 лет.
Был ли Будда Бог?
Он не был Богом, и он не претендует на его место. Он был человеком, который учил пути к просветлению на собственном опыте.
Почему буддисты поклоняются идолам?
Буддисты иногда проявляют дань уважения к изображениям Будды, не в поклоняясь ему и не просят милости. Статуя Будды с руками сложенными на коленях и сострадательной улыбкой напоминает нам о необходимости стремиться к развитию мира и любви в нас самих. Поклонение статуи является выражением благодарности за учения.
Отношение буддизма к другим религиям?
Буддизм также система убеждений, только более терпима к другим вероисповеданиям. Буддизм не только согласен с моральными учениями других религий, но буддизм идет дальше, предоставляя долгосрочные цели в пределах нашего существования, через мудрость истинного понимания. Вот почему буддисты не проповедуют и не пытаться преобразовать человека, а только объяснить, если объяснение ищется.
Чему учил Будда?
Будда учил, многим вещам, но основные понятия в буддизме может быть отображено в Четырех Благородных Истин и Благородном Восьмеричном Пути.
Первая благородной истина?
Первая истина в том, что жизнь есть страдание т.е. жизнь включает в себя боль, старость, болезни, и в конечном счете к смерти. Мы также переносить психологические страдания, как одиночество и разочарования, страха, смущения, печаль и гнева. Буддизм объясняет, как можно избежать страдания, и как мы можем быть по-настоящему счастливым.
Вторая Благородная Истина?
Вторая истина в том, что страдания вызваны жаждой и отвращением. Мы будем страдать, если мы ожидаем, что другие люди, будут соответствовать нашим ожиданиям, если мы хотим, чтобы другие были такими как мы и если мы не получаем то, что мы хотим, и т.д.. Другими словами, то, чего вы хотите не гарантирует счастья.
В место того, чтобы постоянно бороться, чтобы получить то, что вы хотите, попробуйте пересмотреть ваши стремление. Желание земного характера иллюзорны и не оправдывают в конечном счете ваши ожидания и порождают еще больше и больше новых желаний и чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.
Какова Третья Благородная Истина?
Третья истина в том, что страдание может быть преодолено и счастье может быть достигнуто; что истинное счастье возможно гармония. Если мы сможем отказаться от бесполезных желаний и научиться жить каждый день как последний раз, то мы сможем стать счастливыми и свободными. Тогда мы будете иметь больше времени и энергии, чтобы помочь другим. Это Нирвана.
Какова Четвертая Благородная Истина?
Четвертая Благородная Истина в Благородном 8 кратном пути это путь, который ведет к прекращению страдания.
Что такое Восьмеричный Благородный Путь?
Это путь который помогает прекратить земные страдания и лежит между земными удовольствиями и аскетизмом, таким образом, Восьмеричный Благородный Путь содержит в себе (1. Правильное воззрение, 2. Правильное намерение, 3. Правильная речь, 4. Правильное поведение, 5. Правильный образ жизни, 6. Правильное усилие, 7. Правильное памятование, 8. Правильное сосредоточение).
Какие 5 Заповедей?
1. Отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам (ахимса), от убийства (прана-атипата); 2. Отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому (адатта-адана, астея); 3. Воздержание от неправильного сексуального поведения (кама-митхьячара); 4. Отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана (сатья); 5. Отказ от употребления опьяняющих напитков (мадьяпана) и от всего, что затрудняет самоконтроль.
Что такое карма?
Карма это закон, который указывает нам на то, что каждое наше действие имеет последствия. Это простое правил объясняет целый ряд вещей: неравенство в мире, почему некоторые рождаются инвалидами, а некоторые одаренные, почему некоторые живут короткую жизнь. Карма подчеркивает важность всех лиц и их ответственность за их прошлое и настоящие действия.
Как мы можем проверить кармический эффект наших действий? Ответ суммируется, глядя на (1) намерением позади действия, (2) последствий этого действия на вас, и (3) воздействия на других.
Источник: https://ukrezo.com.ua/religiya/buddizm/chto-takoe-buddizm.html
Три драгоценности.рф
Буддизм — религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Буддизм одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), а также Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды Шакьямуни, т.е. пробужденного или просветленного.
Мать Сиддхартхи — жена правителя племени шакьев Майя — увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение». Мать Сиддхартхи умерла чрез несколько дней после рождения Будды. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына.
Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхал в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживал моменты необыкновенных просветлений.
Шуддходана окружил ребенка роскошью, скрывал от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.
Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания? Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета.
Потрясенный, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о неизбежных страданиях для живых существ. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. «И вот, — рассказывал Будда, — покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время ему шел тридцатый год.
Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам — практикам. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих наставников — йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания.
И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения. Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему.
Перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утонченный душу, — все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление».
Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся вселенная как бы предстала перед его взором. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он — «строитель дома»! Это Тришна — жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой.
Сиддхартхе казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой — Просветленным». Сидя под священным деревом бодхи Будда познал «четыре благородные истины».
После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все умножающимися учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре.
Будда обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению.» Уход Будды из жизни буддисты называют «mahaparinirvana» — великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э. — начале I тысячелетия н.э. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стрежнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах.
Буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты.
Все это находится в соответствии с основным буддийским методом обучения с помощью «искусных средств». Существует множество техник и методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения, реализовать возможности с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим.
Таким образом, хотя существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с другом.
Буддизм является в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Туве, Калмыкии и Бурятии.
В современном мире Буддизм до сих пор является большой цивилизующей силой. Благодаря этому Буддизм пробуждает самоуважение и чувство ответственности у бесчисленного множества людей и дает стимул целым народам. Буддизм способствует духовному прогрессу, взывая к человеческой способности мыслить.
Буддизм развивает у людей чувство терпимости через избавление от религиозной и национальной узости взгляда и фанатизма. Буддизм усмиряет распущенность и делает граждан чище через рассудительность и чистоту ума.
В целом Буддизм создает в человеке чувство зависимости от самого себя благодаря учению о том, что судьба человечества находится в его собственных руках, а люди обладают способностью развивать усердие и видение как есть для достижения высшей цели.
Буддизм практичен, рационален и он предлагает реалистичный взгляд на жизнь и этот мир. Буддизм не заманивает людей жизнью в раю глупцов, а также не пугает и не наводит ужас разнообразными воображаемыми страхами и чувством вины. Буддизм не порождает религиозных фанатиков, беспокоящих последователей других религий.
Стоит отметить отношение Буддизма к другим учениям. Вместо обращения верующих других религий в Буддизм, буддисты могут поощрять следование людьми той религии, которую они в настоящий момент исповедуют. Это происходит потому, что буддисты никогда не считают последователей других религий плохими людьми.
Буддизм точно и объективно объясняет, кто мы такие и каков мир вокруг нас.
Буддизм одобряет современные научные открытия, если они конструктивны. Буддизм указывает на самого человека как создателя его нынешней жизни и единственного творца своей судьбы. Такова суть учения Будды.
Отношение к семье и браку
Брак в Буддизме считается общественным институтом, а не долгом, налагаемым религией на человека. Этот институт служит для поддержания порядка и гармонии в процессе продолжения рода и, тем самым, отличает человеческое общество от мира животных.
Хотя в буддийских текстах ничего не говорится на предмет моногамии и полигамии, мирским последователям рекомендовано ограничиваться одним супругом или супругой. Будда не устанавливал никаких правил для семейно жизни, но он дал рекомендации, как сделать супружескую жизнь счастливой.
В проповедях Будды есть немало указаний на то, что лучше и мудрее — быть верным одной супруге или супругу, не злоупотреблять чувствами и не ухаживать за другими партнерами. Будда в одном из правил учил последователей воздерживаться от распутства или недозволенных половых отношений.
Взгляд Буддизма на брак весьма либерален: брак считается личным делом каждого, а не долгом, налагаемым религией. В Буддизме нет правил, требующих от человека вступать в брак, оставаться холостым или жить в полном безбрачии. Нет таких правил, которые обязывают буддистов рожать детей или ограничивают количество детей, которых они могут иметь. Буддизм предоставляет каждому человеку свободу самостоятельно решать все вопросы, связанные с браком.
Расставание или развод не запрещаются в Буддизме, хотя необходимость в этом будет редка, если супруги строго следуют предписаниям Будды. Мужчина и женщина вольны расставаться, если они не могут достичь взаимного согласия.
Лучше расстаться, чем долгое время вести такую семейную жизнь, от которой страдают как сами супруги, так и их дети.
Также Будда советует пожилым мужчинам не жениться на молодых женщинах, поскольку пожилой муж и молодая жена вряд ли будут совместимы, что может породить лишне проблемы, дисгармонию и падение.
Институт брака дает хорошую основу для развития культуры, прекрасного содружества двух людей, существующего чтобы поддерживать друг друга и избегать одиночества, лишений и страха. В браке каждый супруг старается дополнить другого, стремится давать силу и смелость, проявлять поддержку, ценить и признавать способности другого партнера.
Необходимость религиозной практики в этой жизни
Причина, по которой нам следует заниматься религиозной практикой, заключается в том, что каким бы ни был материальный прогресс, сам по себе он не может обеспечить нам надлежащего прочного счастья.
В самом деле, чем больше мы преуспеваем в материальном отношении, тем больше в нашей жизни постоянного страха и беспокойства. С другой стороны, общеизвестно, что когда человек ищет счастья только в духовной сфере, ему легче переносить физические лишения.
Это результат занятий религиозной практикой и преобразования сознания.
Более того, даже возникновение удовольствия в этой жизни зависит от религиозной практики. Удовольствие и страдание, большое или малое, не возникает от одних лишь внешних, поверхностных факторов; к такому должны быть и внутренние причины.
Причины эти — потенции сознания, то есть скрытые способности к совершению добродетельных и дурных действий. Эти потенции пребывают в пассивном состоянии; они выявляются благодаря внешним причинам, и тогда возникает чувство наслаждения или боли.
Если таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних факторов, удовольствие или боль не могут ни возникнуть, ни исчезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в прошлом.
Итак, в какой бы форме страдания ни проявлялось следствие, вначале нужно было из-за недисциплинированности ума совершить дурное деяние и тем самым «накопить» его. Потенция деяния закладывается в сознании, и потом, когда появляются определенные причины, испытывается страдание.
Таким образом, все наслаждения и все страдания в основе своей проистекают из сознания. Итак, без религиозной практики невозможно дисциплинировать ум, а из-за недисциплинированности ума «накапливаются» дурные деяния.
Деяния эти, в свою очередь, закладывают в потоке сознания потенции, под воздействием которых произрастают плоды страдания.
Источник: http://www.unityofbuddhism.ru/buddism.php