Почему николай 2 святой

За что канонизирован император Николай II? — Православный журнал

почему николай 2 святой

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы. В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность спасти свою жизнь, пусть и через прямое отречение от Христа. У царской семьи такого выбора не было. Их убивали именно как государеву семью. Люди, которые это делали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Поэтому семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые имея твердую веру в Бога, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя.

Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи.

Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».

«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев.

Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н.

Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно написать кому Софии или Софие

А как же кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление.

Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал — он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга.

Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой — не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем.

Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу.

Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос.

Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст.

3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

Источник: https://foma.ru/za-chto-kanonizirovan-imperator-nikolaj-ii.html

За что канонизирован император Николай II?

почему николай 2 святой

ФОМА

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия самая многочисленная в мире

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы. В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст.

3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

Протоиерей Георгий Митрофанов

Источник: https://pravlife.org/ru/content/za-chto-kanonizirovan-imperator-nikolay-ii

Небесные покровители † Храм Святых Царственных Страстотерпцев † Русская Православная Церковь † Московская епархия † Северное викариатство

почему николай 2 святой

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 (19) Мая 1868 года в день памяти праведного Иова Многострадального и был назван в честь святителя Николая Чудотворца. С детства цесаревич проявлял особую любовь к Богу, его глубоко трогали всякое человеческое горе и всякая нужда.

Близкие отмечали : «У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая». Наследник престола получил образование в объеме расширенного гимназического курса, а затем, в 1885-1890 годах, -высшее, соединявшее курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба. Император Николай II взошел на престол 21 Октября (2 Ноября) 1894 года.

Коронование на царство совершилось 14 (27) Мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская, внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса – будущая Российская Императрица Александра Феодоровна – 25 Мая (7 Июня) 1872 года в Дармштадте (Германия).

Первая встреча шестнадцатилетнего наследника цесаревича Николая и совсем юной принцессы Алиса произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елисавета, вступила в брак с Великим Князем Сергеем Александровичем, дядей цесаревича.

Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и всё возрастающую любовь.

21 Октября (2 Ноября) 1894 года принцесса Алиса была присоединена к Православию через Таинство Миропомазания. Чин присоединения совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны состоялось 14 (26) Ноября 1894 года.

Господь благословил этот брак рождением четырех дочерей: Ольги 3 (15) Ноября 1895 года, Татианы 29 (10 Июня) 1897 года, Марии 14 (26) Июня 1899 года, Анастасии 5 (18) Июня 1901 года.

30 Июля (12 Августа) 1904 года у царской четы родился долгожданный сын, цесаревич Алексий. Но уже через несколько недель после рождения выяснилось, что он болен неизлечимой наследственной болезнью – гемофилией.

Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения.

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, такими должны быть и мои дети»,-говорил Государь.Дети в царской семье воспитывались в простоте и строгости. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, такими должны быть и мои дети»,-говорил Государь.

«Они вели скромную жизнь,- писал близкий к Августейшей семье человек, – они были просты в обращении и не придавали значения своему царскому положению». Это была истинно православная семья, в которой царили дух традиции и уклад благочестивых русских семей.

За годы царствования Императора Николая II число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто 250 новых монастырей. Русская Православная Церковь обогатилась в это время новыми святыми.

К лику святых были причислены: святитель Феодосий Черниговский, преподобный Серафим Саровский, княгиня Анна Кашинская, преподобная княгиня Евфросиния Полоцкая, святитель Иоасаф, епископ Белгородский, святитель Гермоген, патриарх Московский, святитель Питирим, епископ Тамбовский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Душа что это такое

Несмотря на искреннее стремление Государя Николая II к миру, России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам в стране.
В 1904 году без объявления войны Япония начала военные действия против России – следствием этой войны стала антихристианская смута 1905 года. Как великую личную скорбь воспринимал Государь происходившие в стране беспорядки

Когда летом 1914 года Австро–Венгрия напала на Сербию, Николай II без колебаний ответил на призыв о помощи. Мировая война началась 1 Августа 1914 года.

С первых дней войны Государь регулярно посещал воинские части действующей армии, военные госпитали, перевязочные пункты, тыловые заводы, благословляя войска и ободряя народ в посланном ему испытании. Императрица с самого начала войны посвятила себя помощи раненым.

Вместе со старшими дочерьми – Великими Княжнами Ольгой и Татианой – она ухаживала за раненными в Царскосельском лазарете.

В своем манифесте о начале войны с Германией в 1914 году Император призывал к гражданскому миру и сплочению всех русских людей: «В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри». Однако существовали значительные политические силы, которые хотели использовать войну в своих корыстных интересах. Проводимая ими невероятная по своему размаху кампания, направленная на подрыв устоев православного государства, на очернение Императорской семьи, стала приносить страшные плоды.

2 (15) Марта 1917 года в действовавшей армии вспыхнул «генеральский бунт». Генерал-адъютанты пленили своего верховного главнокомандующего в царском поезде и совместно с думскими представителями требовали его отречения от Престола. Не нарушая присяги помазанника Божия и не упраздняя самодержавной монархии, Император Николай II передал царскую власть старшему из рода – брату Михаилу.

Отречение Государя Николая Александровича – не слабость и безволие, а поступок величайшей силы. В его жертвенном подвиге явилась сила христианского смирения, отречения от собственной воли и предания себя воле Божией. Именно в тот день в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Пресвятая Богородица приняла на Себя бремя царской власти над народом России.

8 (21) Марта 1917 года царская семья была арестована. Начался их крестный путь.

Последним местом ссылки Августейшей семьи был Екатеринбург, где ей пришлось перенести многочисленные жестокие издевательства. Но все тяготы и искушения эта поистине православная семья переносила с молитвой и неизмеримым упованием на Бога.

В 1918 году Государь пишет в своем дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внутренними и внешними врагами? Кажется иногда, что дальше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, что делать? А все – таки никто как Бог! Да будет воля Его святая!»

В ночь с 16 на 17 Июля 1918 года в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, приняли мученическую кончину последний русский царь Николай Александрович Романов, его Августейшее семейство и их верный слуги.

Почитание царской семьи, начатое святителем Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве, через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось весь советский период русской истории, несмотря на жестокие преследования от безбожной власти.

О соборном прославлении Императора Николая II и его семьи Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000-ого года определил:

«В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) Июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.»

Ныне к Царственным Страстотерпцам многие христиане обращаются с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия, о помощи в учебе – ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной. Молятся им во всякой скорби, а также о возрождении и процветании Отечества нашего – России.

Память Святых Царственных Страстотерпцев, а также престольный праздник храма совершаются 4/17 Июля и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских

Источник: http://tsarskiyhram.ru/nebesnye-pokroviteli

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Когда день рождения святой Марии

Закрыть