Помазание на вечерней службе что это значит

Елей и миро

помазание на вечерней службе что это значит

Особое масло, освященное Церковью в ходе длительных обрядов — это елей и миро. Это два несколько разных вида жидкости. Используются они в разных случаях, в двух Таинствах и на одном виде богослужений.

Таинства с помазыванием миром и елеем

Православная Церковь имеет семь благодатных Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

Крещение и Миропомазание сегодня совершаются подряд, одно за другим. То есть пришедшего креститься человека или принесенного ребенка помажут Святым Миром — особой смесью масел, которая создается в большом количестве раз в году, в присутствии Патриарха.

Таинство Соборования, которое нельзя путать с елеопомазанием. Елеопомазание совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви.

Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год — по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела.

Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.

Что такое елей, где используется святое масло

Поскольку елей применился в Таинстве Соборования, он всегда считался целебным маслом. О нем часто пишут в книгах Библии. В древние времена елеем помазывали почетных гостей.
Елей отличается от мира. Во время Соборования и Елеопомазания используется Елей, во время Таинства Крещения — миро.

Елеопомазание происходит за каждым Всенощным бдением, то есть богослужением вечером в субботу и вечером перед двунадесятыми праздниками и днями почитаемых святых.

Нужно сказать о лампадном масле — часто его также называют елеем.
Итак, елеем пользуются при

  • помазании,
  • соборовании,
  • возжигании лампад,
  • освященный во время молебна или Всенощного бдения перед почитаемой иконой или мощами елей разбавляют и продают или раздают в благословение.

Состав святого елея

По сути, елей — это обычное мало. Иногда используют чистое льняное, хорошее подсолнечное, оливковое. Его освящают на Всенощной бдении или во время Таинства Соборования. А как освящают миро, нужно рассказать подробнее.

В состав елея могут входить и эфирные масла, но не сильно пахнущие.

Миро — это особая священная жидкость

Святое миро освящается раз в году — в Великий Четверг на Страстной седмицы накануне Пасхи. В древней Церкви этот обряд был установлен потому, что Крещение новых христиан обычно проводилось в Великую Субботу и на Пасху. Сегодня он проводится, следуя обычаю.

В Русской Православной Церкви Ее глава, Святейший Патриарх, освящает в качестве мира масло оливкового дерева со смесью драгоценных ароматов. Оно варится на протяжении первых будних дней Страстной седмицы по особому древнему способу, а после освящения рассылается по всем приходам Церкви.

Без мира неполным остается Таинство Крещения, соединенное с Таинством Миропомазания — через миро новокрещаемый обретает дары благодати Святого Духа.

Затем миро в особых сосудах-мирницах передают в храмы, где оно и хранится на престоле.

Состав освящаемого миро

В составе его, по свидетельствам людей, находилось более 50 компонентов. Сейчас их, вероятно, 40. Для изготовления миро с елеем смешивают хорошее виноградное вино. Говорят, оно предупреждает пригорание и даже возгорание во время мировидения — ведь оно по Уставу длится почти неделю.

Другие ингредиенты мира – благовония. В Уставе Церкви для них нет особых указаний, и в разных национальных традициях они различаются.

Например, в мире может быть:

  • розовое эфирное масло;
  • ладан;
  • масла фиалки, лимона, мускатного ореха и другие.

Зачем миро нужно

Для завершения Таинства Крещения, освящения всего человека.
Также в Православной церкви миро требуется для освящения новых храмов: помазывают стены, престол, антиминс.

Помазание миром в Крещении

По необходимости тяжелобольного новорожденного ребенка крестят прямо в роддоме, умирающего, выразившего желание креститься — на месте. Это может сделать и не священник — достаточно достать воды и полить на человека, сказав: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Если человек выздоровеет или ему несколько полегчает — пригласите священника, чтобы он восполнил Таинство Крещения Миропомазанием. Совершенное Таинство в обычных условиях необходимо дополнить в церкви, попросив священника совершить Миропомазание.

Миропомазание как бы завершает Таинство Крещения, совершаясь вместе с ним и символизируя очередной этап воцерковления человека.

В то время, как Крещение очищает человека от грехов, он заново рождается, Миропомазание подает благодать Божью, зримо ставя печать Святого Духа на его тело, даруя ему силы на праведную христианскую жизнь.

В Миропомазании священник, повторяя: «Печать Дара Духа Святого» крестообразно помазывает лоб, глаза, ноздри, уши, губы, руки и ступни человека. Именно для этого крещаемый одет в крестильную рубашку, открывающую эти места.

Миропомазание происходит лишь раз в жизни — помазание елеем на вечерних богослужениях и на Соборовании является не Митропомазанием.

Исцеление елеем, святым маслом

В болезни нельзя унывать и отчаиваться. Если вы столкнулись с болезнью, особенно если симптомы болезни опасны — закажите молебен о здравии в храме. Это краткое богослужение, которое совершает священнослужитель. От имени всей Церкви земной и Небесной он молится о том, кто заказал молебен. Конечно, такая сильная молитва имеет особую благодать.

Полезно заказать молебен о здравии болящего святым целителям в церкви, попроси освятить на молебне масло, а после богослужения взять освященное масло. После молитвы больной или родные могут показывать его лоб крестообразно лоб святым елеем, окуная в него чистую кисточку или палец.

Также в болезни с утра, натощак, возьмите за правило пить святую воду и есть часть просфоры (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны).

с молитвой «Господи, благослови!» Или « Господи, Боже мой, пусть будет мне твой святой дар: просфора и святая вода для прощения грехов моих, просвещение моего ума, укрепление душевных и телесных сил моих, здоровье души и тела моего, избавление от моих пороков и болезней по твоему беспредельному милосердию и молитвам Матери Твоей пречистой и всех святых Твоих. Аминь».

Святую воду и освященный елей можно также добавлять в пищу. Например, если ваш супруг или родственник неверующий, можно капать воды и елей при приготовлении пищи с молитвой.

Поставьте рядом с кроватью иконы Господа, святых целителей — святителя Луки Крымского, Пантелеймона Целителя и Пресвятой Богородицы. Молитесь чаще.
В болезни человек должен лечиться и молиться одновременно. Это время размышлений о своей жизни не только обычной, но и духовной, о состоянии своей души — ведь делами в это время заниматься нельзя или очень сложно. Молитва же — общение в тишине с Богом, Который вразумляет нас.

В свою очередь, медикаментозное и иное лечение, назначенное вам лечащим врачом — это ваша забота о себе. Ведь если вы лечитесь только молитвой, вы как бы заставляете Бога творить чудо. А это неприемлемо: вы должны и сами прилагать усилия к выздоровлению.

Можно ли мазать елей на лоб во время месячных

Этот вопрос часто задают православные девушки и женщины. Да, можно.
По одной из строгих традиций, прикладываться к иконам в это время нельзя. Но современная Церковь смягчает требования к людям.

Во время месячных ставят свечи, прикладываются к иконам и даже приступают ко всем Таинствам: Крещения, Венчания, Миропомазания, Исповеди, — кроме Причастия. Но и в этом случае священник может дать Причастие находящейся в опасности, тяжелобольной женщине.

Можно подходить к Елеопомазанию и мазаться самостоятельно.

Да хранит вас Господь силой Своей благодати и святынь!

Источник: https://www.o-vere.ru/elej-i-miro.html

Помазание в храме

помазание на вечерней службе что это значит

  • История обряда
  • Смысл помазания
  • Кто такой помазанник
  • Как проявляется помазание

Помазание — обряд, который проводится в церквях, заключающийся в помазании священником лба служителя или прихожанина. Для этой церемонии существует специальное священное масло, именуемое елеем. В процессе самого помазания рукой изображается знак креста, что является символом явления Божьей милости.

История обряда

Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. В Новом Завете можно увидеть упоминание помазания освященным елеем болящего.

Помазание — одно из семи Таинств православной церкви

С давних времен, со времен Ветхого Завета, Библия говорит об использовании елея в целях благословения. Плоды, из которых получали масло — маслины или оливки, и нередко их представляли благословенных праведниками, с кем пребывает Господь. «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Псалом 51:10).

Важно! Маслина играет очень важную роль в жизни христиан. Вспомнить Ноя, которому голубь принес масличный лист. Это послужило неким предвестием о примирении с Господом.

В книге «Царств» в Ветхом Завете, елеем помазывались пророки и правители государств. Благодаря помазанию, на них сходили откровения, благости и прочие Божьи дары. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-е Царств 16:1).

Смысл помазания

Существует несколько смыслов, которые вкладывают в данный священный обряд:

  1. Примирение с Богом. Как уже упоминалось выше, когда голубь принес масличный лист Ною в знак мира. Так и мы тем самым провозглашаем мир между нами и Богом, что отныне мы «прилепляемся» к Нему;
  2. Подготовка к борьбе с дьяволом. Когда-то воины обмазывались елеем, дабы приобрести преимущество над противником в контактном бою. Так и христиане проявляют свою готовность дать отпор греху;
  3. Смерть для греха. Ранее усопших помазывали елеем, для будущего погребения. Так, человек умирает для греха, но оживает вместе с Богом.

Таким образом помазание будто выстраивает путь от примирения со Всевышним до победы над грехом.

Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки

В библейские времена помазание елеем значило Божье благословение на что-то или свидетельствовало о его призвании. Цари помазывались для царствования, пророки для пророчеств. Однако помазанное призвание имели не только высокопоставленные люди или пророки, особой целью могли обладать и плотники, и повара, и т. д.

На заметку! Но все же воспринимать помазание, как нечто сверхъестественное не нужно. Это лишь обряд, который сам по себе никаких чудотворных свойств не имеет. Помазание на какое-либо дело в руках Бога и благословлять или нет, решать будет Он. Елей служит лишь символом Божьих деяний.

Читайте о православии:

Кто такой помазанник

Одно из значений имен Иисуса Христа — является «помазанник». Бог помазал Сына на распространение Евангелия по всему миру. После же смерти Христа, на земле обитает Дух Святой. Благодаря такой жертве, каждый верующий имеет свой собственный путь и помазание.

«Это Он, Бог, который укрепляет нас с вами в единении с Христом-Помазанником и который помазал и нас, — это Он отметил нас Своей печатью и послал как залог Своего Духа в наши сердца» (2-е Коринфянам 1:21-22).

Другими словами, уверовав во Христа, автоматически становишься помазанником Божьим. Помазанником можно назвать и президента и любого другого правителя, который верит в Иисуса.

В Таинстве помазания христиане получают печать дара Святого Духа

Однако в данном случае, после Крещения, правитель переживает Таинство миропомазания второй раз. Учитывая, тот факт, что главы государства редко причастны ко христианству, то как, правило, служители церквей, которые претендуют на управляющую должность проходят данный процесс.

Как проявляется помазание

Хоть это и является простым обрядом, но все же Бог благ и милостив, а значит, Он и благословляет. Порой случаются моменты, когда трудясь над чем-то годами, ничего не получается, но тут приходит помазание от Бога и в тот же день все выходит. Господь берет попечительство над жизнью, над всеми делами и планами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько у Бога архангелов

Важно! Если помазание истинно, то Бог будет оберегать от различных неудач в той или иной сфере.

Становясь «избранным» Бог желает видеть хорошие плоды и результаты. Поэтому Он будет помогать.

На пути будут встречаться «нужные» люди, обстоятельства будут складываться как нельзя лучше. Но, нужно всегда помнить, что помазание Бог дает не для плотской выгоды, а для расширения Царства Божьего.

Так как Христос был помазан на Евангелие, то Иисус ожидает от людей покаяния и распространения Благой Вести.

Хоть и помазание является священным и очень важным обрядом в жизни верующего, нельзя забывать, что только Бог может благословить на великие свершения. Если помазание действительно коснулось жизни человека, значит, Иисус желает видеть добрые плоды.

В чем смысл помазания освященным маслом на вечерней службе?

Дек 14, 2019 00:33 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pomazanie-v-tserkvi.html

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание — Православный журнал

помазание на вечерней службе что это значит

В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.

Миропомазание после Таинства Крещения. Фото Надежды Ткаченко

Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.

Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.

Елеосвящение (Соборование)

Соборование. Фото Юлии Маковейчук

Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.

Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.

Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.

Елеопомазание

Елеопомазание на Всенощном бдении. spbpda/www.flickr.com

Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.

Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

Фото Надежды Ткаченко

Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом.

Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Источник: https://foma.ru/osvyashhennoe-maslo-chem-otlichayutsya-miropomazanie-eleosvyashhenie-i-eleopomazanie.html

Помазание после службы

По обычаю, которое воспринимается как правило, всем молящимся подходить прикладываться в воскресные дни к Евангелию, а в дни великих праздников к иконе праздника, лежащей среди храма на аналое. Помазание благословенным елеем совершается на утрени, после чтения Евангелия и молитвы Спаси, Боже, люди твоя. Это помазание заменяет собой то помазание, которе указано в Типиконе (см. Типикон гл.3) после утрени от кандила (лампады) праздника или святого.

Масло освящается в первой части Всенощного бдения, когда предстоящий священник освящает еще хлеб и вино и после помазания верующим раздается частицы хлеба смоченные в освященном вине. Эти хлеба, при длительности Всенощных бдений, должны были служить для подкрепления сил молящихся. Сейчас же, это действие потеряло свой первоначальный смысл, но осталось, как напоминание о первоначальном значении слов Всенощное бдение.

Смысл Всенощного бдения не в помазании. Основное содержание праздничного вечернего богослужения — чтение Евангелия и канона праздника. Помазание как бы подтверждает видимым образом это участие в духовном торжестве.

Освящение масла наряду с хлебом и вином происходит из практики древних монашеских общин,а обычай помазывать маслом из лампады от иконы святого происходит из Византии.

Помазание маслом (елеем) не является таинством, но это знак причастности к празднику. Масло – древний символ духовной радости.

Вернуться к списку вопросов

У православных

Елеопомазание совершается:

  • на воскресной и праздничной утрени. В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В Типиконе это описано так:

И исходит иерей с кадилом, предыдущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святаго апостола, и отдав кадило стоит о десную страну аналогиа: и приходит игумен ко аналогию, и творит два поклоны, и целует икону святаго апостола.

И по целовании един поклон: и взем стручец на то устроенный, помазует себе от кандила святым елеем крестообразно, на челе своем: и братия подобне целует икону святаго, игумен же помазует святым елеем иереа, и прочую братию.

По помазании же святаго елеа, поем час первый.

Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила (лампады) следует добавлять и елей, освящённый на литии.Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

На Афоне помазание совершается во время пения т. н. хвалитных псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев.

  • во время таинства крещения перед погружением в купель. Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
  • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

Почему нельзя путать Миропомазание, Елеосвящение и елеопомазывание?

Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.

Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.

И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами.

Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения.

Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.

Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью.

Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения.

Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха.

Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Галина

Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт

В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

Иерей Андрей Чиженко

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов.

Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Источник: https://acoustic-fest.ru/pomazanie-posle-sluzhby-1270/

Соборование


Спешим сообщить нашим прихожанам и посетителям сайта, что  в нашей обители будет совершено таинство Соборования.

Вторник 10 марта 13:00

Среда 11 марта 18:15

Вторник 17 марта 13:00

Среда 18 марта 18:15

Вторник 24 марта 13:00

Среда 25 марта по окончании вечернего богослужения ≈18:30

Вторник 31 марта 13:00

Среда 8 апреля по окончании вечернего богослужения≈18:30 

                                                                                                   Что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная.

По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека.

Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей).

Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии.

После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

В каких случаях человеку необходимо пособороваться? до сих пор достаточно распространено мнение о том, что соборование совершается только перед смертью

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.

Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими.

Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

Как нужно готовиться к Соборованию?

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились при Крещении.

В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.

Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие.

Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении.

Повторим, это не является церковным Таинством.

Источник: http://orthodox-monastery.ru/news/soborovanie

Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов.

Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько бусин должно быть в православных четках

Записку Матроне Московской о здравии написать

Источник: https://vsemolitva.ru/eleopomazanie-v-cerkvi-v-kakie-dni-provodyat-znachenie-na-vechernej-sluzhbe.html

Собрание работ (сверстанное в одну книгу его трехтомное собрание сочинений) выдающегося литургиста Н. Д. Успенского.

Имя Николая Дмитриевича Успенского (1900–1987)[1], выдающегося музыковеда и литургиста, занимает в истории русской церковной науки особое место.

Он, едва ли не единственный в нашей стране, регулярно — и особенно в хрущевские и брежневские годы, когда изучение богословия и истории Церкви было фактически под запретом, а дореволюционная и новейшая богословская литература была практически недоступной, — писал и публиковал статьи по истории церковного богослужения[2], а в области музыковедения активно вводил в научный оборот русские церковно–певческие произведения.

Для очень многих публикации Николая Дмитриевича являлись основным источником знаний по истории православного богослужения, ли–тургико–богословской проблематике, хрестоматией важнейших литургических источников православного мира, информационным каналом, сообщавшим о новейших достижениях зарубежных литургистов. В этом — непреходящее значение трудов проф. Н. Д. Успенского для истории церковной науки в СССР и новой России.

Одним из тех, кто оказал на Николая Дмитриевича наибольшее влияние, был Алексей Афанасьевич Дмитриевский — замечательный русский ли–тургист, выдающийся представитель русской дореволюционной церковно–исторической науки. Николай Дмитриевич считал его своим учителем. Многие из статей Н. Д. Успенского развивают идеи А. А. Дмитриевского.

Работы Николая Дмитриевича крайне важны как свидетельство связи между дореволюционной литургической школой и современной русской церковной наукой.

Эти труды и сегодня представляют несомненный интерес для тех, кто изучает историю вопроса, несмотря на то что в научном отношении некоторые публикации Николая Дмитриевича в раде моментов устарели.

Вторым после литургики, однако ставшим главным интересом Николая Дмитриевича, была история древнерусского церковно–певческого искусства. Перу проф. Н. Д. Успенского принадлежит целый ряд публикаций на эту тему, в том числе в советской «Музыкальной энциклопедии».

Истории русского певческого искусства посвящены и два его больших труда: «Древнерусское певческое искусство» (М., 1965; 1971) и хрестоматия «Образцы древнерусского певческого искусства» (Л., 1969; 1971) — единственные полнозначимые книги, опубликованные у нас при жизни ученого.

То обстоятельство, что для изучения истории русского богослужения Николай Дмитриевич привлекал материалы певческих рукописей, было важным шагом в русской литургике.

Помимо работ по литургике и музыковедению, среди сочинений Николая Дмитриевича — статьи и доклады по догматическому и сравнительному богословию, истории Церкви и другим вопросам. Сегодня из всего корпуса сочинений Н. Д. Успенского, пожалуй, наиболее актуальны его работы по литургическому музыковедению.

За редкими исключениями[3], труды Н. Д. Успенского не переиздавались после их первых публикаций. В новой книжной серии Издательского Совета Русской Православной Церкви «Литургическая библиотека» будут собраны все труды выдающегося русского ученого, посвященные православному богослужению и опубликованные впервые, главным образом на страницах БТ и ЖМП.

В первый том вошли две значительные историко–литургические работы Н. Д. Успенского: «Православная вечерня: Историко–литургичес–кий очерк» и «Чин всенощного бдения (ή άγρυπνία) на Православном Востоке и в Русской Церкви». Второй том составят объемные труды: «Византийская литургия: Историко–литургическое исследование» и «Анафора: Опыт историко–литургического анализа».

В третьем томе будут собраны все прочие работы Н. Д. Успенского по истории православного богослужения.

Осознавая ответственность перед памятью покойного автора, при редакционной подготовке издания мы ограничились самыми необходимыми коррективами:

а) сделана новая разбивка текста на абзацы, облегчающая его восприятие;

б) авторские переводы древних текстов, прежде всего богослужебных, оставлены без изменений, включая характерное для многих авторов XIX— XX веков смешение церковнославянских и русских форм;

в) оставляя в авторской редакции цитаты из приводимых источников, в ряде мест мы приблизили пунктуацию к современной и раскрыли в квадратных скобках сокращения специального характера (в некоторых случаях, когда в исходных текстах были замечены опечатки, в том числе в греческих словах, восстанавливался правильный вариант с привлечением при необходимости цитируемых изданий);

г) цитаты из Священного Писания заново сверены с синодальным переводом, использованным при первой публикации в БТ (за исключением цитат из древнерусских источников);

д) в авторском тексте и в цитатах (кроме цитат из Священного Писания) унифицировано написание строчных и прописных букв;

е) исправления и уточнения ссылок на древние первоисточники приведены в специальном списке произведений древнехристианских авторов в конце книги;

ж) список всей цитированной автором литературы унифицирован с максимальным использованием сокращений, принятых самим автором;

з) сокращения, не являющиеся общеупотребительными, приведены в отдельном списке;

и) публикация сопровождается новейшей библиографией по затронутым автором вопросам и несколькими указателями.

Редакция текста осуществлена М. И. Крапивиным, им же составлены указатели и подготовлен оригинал–макет книги. Научно–редакционная работа проведена М. С.

Желтовым (Введение к переиздаваемым текстам с новейшей библиографией, консультация по отдельным вопросам) и А. Г. Дунаевым (корректура иноязычных текстов, дополнение и уточнение библиографии трудов Н. Д.

Успенского и литературы о нем, список сочинений древнехристианских авторов, общая редакция). В составлении Предметного указателя приняла участие Ю. Б. Лемзакова.

Опубликованные труды[4]

1945

1. Святая Четыредесятница: Историко–литургический очерк // ЖМП. 1945. № 3. С. 33–38; One Church. 1945. № 3–4. „

1952

2. Православная христианская вечерня // Голос Православия. Берлин, 1952. № 11 и 12.

3. К вопросу о «православной литургии западного обряда». (Критический разбор труда архимандрита Алексея (ван дер Менсбрюгге) «La Liturgie orthodoxe de rite occidental. Essai de restauration». P., 1948) // ЖМП. 1954. № 8. С. 33–45; № 9. С. 57–65.

4. Чин воздвижения Креста. Историко–литургический очерк // ЖМП. 1954. № 9. С. 49–57.

5. Две недели в Англии. (Путевые заметки) // ЖМП. 1955. № 9. С. 70–78.

6. Из религиозной жизни Англии // ЖМП. 1955. № 11. С. 66–73; Sobor–nost (The journal of the Fellowship of S. Alban and S. Sergius). Series 3, № 19. L., 1956.

7. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий [Чуков] (некролог) // ЖМП. 1955. № 12. С. 13–18.

8. Венок на могилу протоиерея Петра Турчанинова. (К 100–летию со дня кончины) // ЖМП. 1956. № 4. С. 62–65.

9. О богослужении Англиканской Церкви // ЖМП. 1956. № 8. С. 68–80.

10. История и значение праздника Рождества Христова в древней Церкви //ЖМП. 1956. № 12. С. 38–47; Bibliotheca classica orientalis. Berlin: Adademie–Verlag, 1962. Heft 6.

См. также № 6.

11. Два дня в Псково–Печорском монастыре // ЖМП. 1958. № 2. С. 20–24.

12. Поездка на Ламбетскую конференцию // ЖМП. 1958. № 8. С. 19–22.

13. [Рецензия на книгу:] Панаг. С. Антонелли. Византийская церковная музыка. Исторический обзор ее развития [] Афины, 1956. (На греч. яз.) // ЖМП. 1958. № 4. С. 78–79.

14. Ламбетская конференция 1958 года // ЖМП. 1959. № 3. С. 73–80.

15. Соборность Церкви // ЖМП. 1959. № 7. С. 45–51.

16. Поездка в Грецию. Путевые заметки и впечатления // ЖМП. 1960. № 2. С. 72–80.

17. Богословские собеседования в Арнольдсхайне // ЖМП. 1960. № 8. С. 23–30.

18. Спасение верой. Доклад на собеседовании с евангелическо–лютеран–скими богословами в Арнольдсхайне // ЖМП. 1960. № 9. С. 38–41.

19. Византийское пение в Киевской Руси // Actes des XI. Internationalen Byzantinisten Kongresses. 1958. Mьnchen: Verlag С. H. Beck, 1960. Sonderdruck. 12 S.

20. Православная вечерня: Историко–литургический очерк // БТ. 1. 1960. С. 5–52.

21. Святые места в Иерусалиме на сегодня // ЖМП. 1961. № 5. С. 11–30; № 6. С. 6–25; № 7. С. 7–28.

22. Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста (в чине православной литургии) // БТ. 2. М., 1961 [1963]. С. 63–76; Studia Patristica 5 / Edited by F. L. Cross (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Band 80). Berlin: Akademie–Verlag, 1962.

23. Тропарь апостолу Луке в греческом его подлиннике // БТ. 2. М., 1961 [1963]. С. 77–81.

24. К пребыванию делегации профессоров богословского факультета Афинского университета // ЖМП. 1962. № 7. С. 44–51.

25. Англиканская литургия («Вечеря Господня») с православной точки зрения // ЖМП. 1962. № 8. С. 61–67; № 9. С. 17–23.

26. Задачи православного богословия в современной жизни Церкви (доклад в Ленинградской духовной академии на встрече с профессорами–богословами Афинского университета 31 мая 1962 года) // ЖМП. 1962. N9 9. С. 64–70.

См. также № 10.

27. Богослужебные отпусты // ЖМП. 1963. № 12. С. 52–69. Перепечатано: ЖМП. 1997. № 7. С. 40–55.

28. Отзыв о чине архиерейского погребения, [составленном Высокопреосвященным Мануилом, митрополитом Куйбышевским и Сызран–ским. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 13–14 декабря 1963 г.] // ЖМП. 1964. № 1. С. 8–9.

29. Упсальские церковные торжества // ЖМП. 1964. № 9. С. 50–60.

30. Литургическая работа IV Конференции департамента «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // ЖМП. 1964. № 9. С. 73–77; № 11. С. 56–62.

31. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1965. 216 с. (см. № 44). Рец.: Благодатов. Из глубины веков // Советская музыка. 1966. № 9. С. 143–145.

1966[5]

32. Св. Роман Сладкопевец и его кондаки. Актовая речь на торжественном заседании Совета Ленинградской духовной академии 9 октября 1966 года // ЖМП. 1966. № 11. С. 63–68; 1967. № 1. С. 69–79. В сокращении: № 38.

33. Тайная вечеря и трапеза Господня // ЖМП. 1967. № 3. С. 70–74; № 4. С. 65–76.

34. О служении двух литургий // ЖМП. 1967. № 10. С. 72–74. Перепечатано: ЖМП. 1996. № 2. С. 74–76.

35. Образцы древнерусского певческого искусства. Музыкальный материал с историко–теоретическими комментариями и иллюстрациями. Л.: Музыка, 1968. 264 с. Переизд. см. № 45.

36. О Гоаре // БТ. 4. М., 1968 [1969]. С. 37–38.

37. Из личных воспоминаний об А. А. Дмитриевском // Там же. С. 85–89.

38. Кондаки св. Романа Сладкопевца // Там же. С. 191–201. См. № 32.

39. Спасение через веру (доклад) // Там же. С. 217–220.

1969

40. Еще несколько слов «О пении на утрени Недели Крестопоклонной ирмосов Пасхального канона» // ЖМП. 1969. № 2. С. 75–79.

41. Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве // Mu\S\F{}\ssica antiqua. Acta scientifica, Congressus II / Red. J. Wisniowski. Bydgoszcz, 1969. S. 467–505.

42. Амвросий Медиоланский // Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). Т. 1. М., 1970. С. 510 (без подписи).

43. Спасающие и освящающие действия Божии через Святого Духа в богослужении и таинствах // БТ. 5. М., 1970 [1971]. С. 196–204.

См. также № 55, 56.

44. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971, доп. 623 с. См. № 31.

45. Образцы древнерусского певческого искусства. Музыкальный материал с историко–теоретическими комментариями и иллюстрациями. Л.: Музыка, 1971, доп. 354 с. См. № 35.

46. См. также № 64;

46. Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве // Мастерство музыканта–исполнителя. [Сб–к ст.] / Сост. Я. Милыитейн. Вып. 1. М., 1972. С. 128–156.

47. Демественное пение // БСЭ. Т. 8. М., 1972. С. 71.

См. также № 68, 71, 73, 90, 91.

48. Лады русского Севера. М.: Советский композитор, 1973. 134 с. [По материалам одноименной диссертации на степень канд. иск. 1948 г. и результатам последующих изысканий автора в области ладообразо–вания мелодики знаменного распева.]

49. Русский музыкальный фольклор и знаменный распев // Народно стваралаштво Folklor. [Сборник, посвященный академику Свиет–ко Ритману.] Belgrad. Oktobar 1972 — mart 1973. G. XI/XII. Sv. 44–45. S. 63–74.

50. S. W. Rachmaninow — Schцpfer anbetender Hymnen // Stimme der Orthodoxie. 1973. № 8.

Источник: https://predanie.ru/book/129815-vechernya-vsenoschnoe-bdenie-liturgiya-anafora-stati/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь