Сколько людей в России считают себя православными

Православных россиян всё больше, в церковь ходят меньше

Сколько людей в России считают себя православными
Image caption Количество людей, посещающих церковь чаще раза в месяц, не превышает восьми процентов

Социологи «Левада-центра» обнародовали результаты опроса об отношении жителей России к религии. За последние 10 лет число людей, причисляющих себя к православным верующим, выросло на 12%.

В то же время количество людей, не считающих себя верующими, значительно сократилось с 2002 года — с 32% до 19%.

Тем не менее эксперты не склонны рассматривать эти результаты как знак возросшей религиозности россиян.

Несмотря на увеличение числа православных людей, тех, кто посещает религиозные богослужения чаще раза в год, за тот же период не стало больше.

Напротив, их число сократилось за последние шесть лет — с 37% до 31.

Все ли верующие верят?

«Люди провозглашают себя православными. Это скорее декларация. На деле, как мы видим, на службы они не ходят, посты не соблюдают. Люди, которые относят себя к исламу, иудаизму, как правило, следуют ритуалам. А среди православных тех, кто соблюдает все предписания религии, остается около 14%», — объясняет руководитель пресс-службы «Левада-центра» Олег Савельев.

«У нас в другом исследовании были немного другие вопросы, например — «верите ли вы в загробную жизнь». Так вот действительно глубоко верующих очень мало. В основном это такая декларация», — добавляет Савельев.

Доклад, представленный в прошлом году «Левада-центром», свидетельствовал, что около 60% православных не относят себя к религиозным людям.

Более того, около 30% людей, причисляющих себя к православным, вообще полагают, что Бога нет, говорится в сообщении на сайте аналитического центра.

По мнению политолога Дмитрия Андреева, те, кто считают себя православными, зачастую подменяют православие как вероисповедание — православной культурой, которая для большинства россиян является родной, системообразующей».

Сходной позиции придерживается и сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре Карнеги Алексей Малашенко.

«В этом исследовании очень хитро поставлен вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком? Если считаете, то какую религию вы исповедуете». Получается, что одно непременно подразумевает другое. И тут православие — первое что приходит на ум, поскольку это часть русской традиции», — говорит Малашенко.

Патриотизм и вера

Эксперты отмечают, что россияне в целом относятся к религии как к части государства, и соответственно к православию — как к элементу патриотизма.

По мнению Савельева, на отношение россиян к религии влияет и государственная политика, и поведение первых лиц государства.

«Как раньше на мавзолее Ленина ранг официальных лиц можно было вычислить по тому, как далеко они стояли от генсека, сейчас — по тому, как далеко они стоят от патриарха на пасхальной службе», — рассказывает Савельев.

Дмитрий Андреев также отметил, что православие фактически превратилось в государственную религию, а православные праздники воспринимаются как государственные.

В прошлом году руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Борис Дубин указывал, что одной из причин причисления себя к православным может быть простое нежелание людей чувствовать себя «во вне» основной массы людей.

Именно на их позицию может влиять активная поддержка РПЦ со стороны местных властей и первых лиц государства. При этом количество воцерковленных людей с годами останется приблизительно одинаковым — чуть больше 10 процентов.

Слияние структур

Патриарх Кирилл поддержал кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах 2012 года, заявив, что Путин имеет наибольшие шансы реализовать свое кандидатство в реальную должность.

Тогда же патриарх призвал верующих проявлять заботу о судьбе Отечества не на митингах, а в молитве, что многие наблюдатели расценили как выпад против акций «За честные выборы».

Со своей стороны власти также всячески поддерживают РПЦ.

Президент и премьер-министр ежегодно присутствуют на пасхальной службе в храме Христа Спасителя, которая транслируется по федеральным каналам.

В прошлом месяце депутат Елена Мизулина выступила с предложением вписать в конституцию, что православие является основой национальной и культурной самобытности России.

Летом 2013 года Владимир Путин подписал закон об оскорблении чувств верующих, предполагающий наказание до трех лет лишения свободы.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2013/12/131224_russia_religion_polls

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Заражение через причастие: правда ли, что религия — средство распространения паразитов?

Сколько людей в России считают себя православными

Не так давно РИА Новости опросило ряд священников о том, можно ли заразиться коронавирусом через причастие. Конечно, пока в России им болеют только заезжие китайцы, но ситуация может измениться, так что вопрос имеет смысл. Вердикт опрошенных был прост: «Опасности заражения от причащения от одной чаши нет. Ее и быть не может, ведь в чаше не просто хлеб и вино, а сам Христос».

Как мы понимаем, такой ответ не имеет смысла для нерелигиозной части населения. Поэтому стоит изучить вопрос исходя из накопленных на сегодня научных данных по теме. Может ли христианский ритуал способствовать переносу коронавируса?

Причастие и инфекции

Суть причастия в том, что верующему дают небольшой кусок хлеба и немного вина из общей посуды (детали различаются для разных конфессий). В большинстве ветвей христианства они берутся из одной чаши, подносимой к каждому участнику процесса. Естественно, начиная с конца XIX века научный мир стал задаваться вопросом о том, не опасна ли эта процедура. Быть может, микроорганизмы, вызывающие болезни, способны передаваться так от одного человека к другому?

Чаша для причастия может содержать серебро с антимикробными свойствами. Но, как показывают исследования, ни оно, ни вино не предотвращают выживания части бактерий и капсидов вирусов внутри сосуда / Nina Shannon/Getty

В 1888 году в одном из медицинских журналов даже появился термин «отравленная» (в плане зараженности) чаша для причастия — такой считалась любая, поскольку, как предполагали врачи того времени, все они, по логике, должны были создавать риск заболевания.

Ситуация подогревалась тем, что центром борьбы против «отравленного причастия» были США, где в пользу отказа от единой чаши для причастия говорил и банальный расизм: многих возмущало, что — в силу установок христианской религии о равенстве разных групп людей — для афроамериканцев и белых использовалась одна и та же чаша.

В научном сообществе считается, что наиболее вероятная к переносу инфекция через чашу с причастием — вирусы, вызывающие обычную простуду. Вопреки названию, простуда не имеет прямого отношения к холоду: 95% простуд вызываются вирусами, 5% — бактериями. 

Сомнения относительно опасности переноса инфекции с причастием чрезвычайно устойчивы в массовом сознании, поэтому Центры по контролю и профилактике заболеваний США (ЦКПЗ, важнейший госорган в этой области жизни Штатов) уже в 1998 году солидно устали от таких запросов общественности. Чтобы раз и навсегда покончить с ними, в American Journal of Infection Control вышел короткий текст, обобщавший все известное на тот момент о возможностях подобной передачи. Его авторы высказались довольно однозначно:

«Внутри ЦКПЗ есть консенсус, что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний через причастие существует, но риск этот так мал, что его невозможно обнаружить».

Никаких эмпирических данных о случаях передачи инфекций таким путем ЦКПЗ не имели, что подчеркивалось в материале. Его авторы отмечали, что результаты сравнения статистики инфекционных заболеваний по 681 причащающемуся не показали у них более высокой частоты инфекций, чем среди тех, кто в церковь не ходил.

Это довольно загадочный вывод. Дело в том, что другие работы, анализировавшие наличие разных видов микробов в чаше для причастия, не раз находили там потенциально опасные организмы. Вино и серебро в чаше сами по себе не обладают достаточными антимикробными свойствами, чтобы убивать их. Поэтому причина, по которой передача инфекций через посуду для причастия никогда и никем не отмечалась, интригует.

Возможный ответ здесь лежит в том, что, на самом деле, четкого понимания, какие именно факторы риска способствуют — или подавляют — распространению ряда инфекционных заболеваний, на сегодня нет. Никто толком не знает, почему простуда встречается зимой чаще, чем летом (тем более что в тропиках это зачастую совсем не так), так же обстоят дела с пневмониями (типа тех, что вызывают коронавирус 2019nCoV).

Другой возможный ответ связан с тем, что многие наиболее «заразные» вирусы и бактерии вообще-то эволюционировали для передачи воздушно-капельным, а вовсе не «винно-хлебным» путем. Среда чаши для причастия не слишком похожа на микрокапли воды в воздухе. Поэтому вероятно, что на фоне ежедневного многочасового пребывания в общественных местах (работа, магазины и так далее) незначительный по объему контакт с микробами на причастии просто не создает заметных рисков.

Напомним: коронавирус имеет «заразность» (базовое число воспроизводства) ниже трех, то есть капсиду этого вируса непросто выжить вне человека: он передается от одного к другому на уровне вирусов, вызывающих простуду и грипп, — или даже чуть хуже.

Если ученым не удалось выявить разницы в заболеваемости для «обычных» вирусов, то коронавирус должен вести себя так же. Иными словами, не передаваться с причастием.

Как же быть с тем, что религия служит распространению паразитов?

В 2015 году группа российских ученых, среди которых был известный биолог и популяризатор науки Александр Панчин, опубликовала статью «Мидихлорианы: гипотеза биомемов. Нет ли в религиозных ритуалах влияния микробов?».

Согласно ей, некоторые организмы могли бы получить преимущество, если бы заставили людей-носителей выполнять определенные ритуалы, способствующие переносу микробов, причем авторы говорят именно о паразитических организмах — неких «мидихлорианах».

Те, гипотетически, живут то ли у нас в мозгу, то ли в кишечнике.

Выход работы Панчина с соавторами вызвал немало иронических комментариев на Западе. Одно американское СМИ так и написало: «Все это имеет смысл только до тех пор, пока вы оцениваете приверженцев религии как пассивных зомби» / The Daily Beast

В соответствии с этой гипотезой общества с улучшенными санитарными условиями должны показывать свое меньшее участие в религиозных ритуалах. В такой схеме религия выступает как «культурный мем», и именно его продвижением среди людей, по гипотезе Панчина, занимаются паразиты.

Логика, на первый взгляд, здравая. Известно, например, что значительная часть людей заражена возбудителем токсоплазмоза: например, в Москве таких каждый четвертый. Эти люди склонны к более рискованным решениям, чем остальные: среди них выше процент бизнесменов, почти вдвое больше лиц, попадающих в ДТП, и так далее.

Не исключено, что есть связь между токсоплазмозом и шизофренией: она диагностирована у каждого трехсотого в России, но токсоплазмозников среди шизофреников для той же Москвы целых 40%, то есть заметно больше, чем по популяции в целом. Есть и работы, показывающие, что именно токсоплазмоз может быть причиной части случаев шизофрении.

Токсоплазмоз влияет похожим образом не только на людей, но и иных некошачьих: мыши, зараженные им, нечувствительны к запаху кошек и не боятся его, ведут более рискованный образ жизни. Почему бы другим микробам не влиять на поведение людей так, чтобы заставлять их собираться группами для молений, повышая риск разноса микроба-паразита?

Пещера Брюникель во Франции, остатки неандертальского круга из сталагмитов, в центре которого сжигались кости животных. Судя по нему, религиозные ритуалы существовали уже 176 тысяч лет назад / Wikimedia Commons

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая вера была у славян до христианства

К сожалению, на практике проверить такую гипотезу сложно. Во-первых, нерелигиозных обществ на планете мало, поэтому «контрольную группу», где религий не было бы, просто трудно найти.

Куда бы ни приплывали европейские путешественники, они всегда сталкивались с людьми, уже имеющими религиозные представления и ритуалы, в том числе такие, которые заставляли их собираться вместе.

Выходит, если «мидихлорианы» и существуют, то они абсолютно универсальны и свойственны всем человеческим сообществам.

Во-вторых, общества, где вытесняется обычная религия, имеют похожие светские институты, требующие регулярных собраний и коллективного времяпрепровождения. То есть, даже если бы религиозные практики там прервались, сам по себе перенос бактерий не закончился бы.

Человечество имеет длинную историю рассмотрения не нравящегося поведения других людей как болезни. На Западе более миллиона человек успели подвергнуться «лечению от гомосексуализма». Новые времена — новые козлы отпущения. Если раньше больными считали геев, то теперь очередь подходит и к религиозной части населения / nomadicpolitics.blogspot.com

Возникает вопрос: тогда почему микробы продвигают именно религию? Почему не посчитать их целью продвижение, например, сельского хозяйства или городского образа жизни? Благо и то, и другое резко повышает эффективность распространения паразитов (среди охотников-собирателей эпидемии практически неизвестны). Почему Панчин и соавторы считают, что предлагаемые ими «мидихлорианы» ответственны только за нашу религию, а не за цивилизацию в целом?

Третий момент: авторы гипотезы считают, что по мере роста уровня санитарии религиозность в обществе должна падать. Однако это явно не так: множество сект в развитых странах (например, амиши) показывают продолжительность жизни (и частоту смерти от инфекций) такую же, как у обычных американцев. Притом что уровень санитарии амишей заметно ниже: у большинства нет даже обычного ватерклозета, у многих — и горячей воды из крана.

Более того: в силу особенностей современного образа жизни, доля амишей среди американцев удваивается каждые 25 лет. Американские демографы уже в шутку посчитали, когда это религиозное меньшинство станет большинством населения США. Шутки шутками, но пока этот сценарий вполне реализуется. Выходит, несмотря на победу санитарии в современном обществе, доля сугубых сектантов в нем может расти, а не уменьшаться.

Наконец, авторы гипотезы считают, что если они правы, то религиозность понижается у людей после определенных курсов лечения от инфекционных заболеваний. Этот тезис даже критиковать невозможно: неизвестен ни один прецедент такого рода.

Зато, как мы знаем из объективной реальности, инфекционные заболевания в современном мире часто возникают в Китае, подавляющее большинство населения которого не участвует в религиозных собраниях (спасибо КПК) в принципе и, среди прочего, характеризуется довольно высоким уровнем гигиены.

Как же быть с тем, что в Китае закрывают церкви?

Ладно, может сказать читатель, с Панчиным все ясно. Но как быть с тем, что не такие уж многочисленные христианские церкви в Китае приостанавливают свою деятельность на период эпидемии?

В Китае немало церквей, в основном католических, и некоторые из них уже приостановили службы / Wikimedia Commons

Ситуация здесь достаточно проста. Рядовой священнослужитель не читает American Journal of Infection Control и никогда не слышал об экспериментах с причастием (иначе бы их непременно использовали в проповедях). Закрывая свои храмы, служители различных церквей в Китае исходят из своих общечеловеческих представлений, которые мало чем отличаются от представлений людей с улицы.

Это не первый случай, когда ложно воспринятые массами научные представления ведут к отказу от какой-то деятельности, не несущей вреда. Например, в начале XVI века в Европу завезли сифилис, убивший миллионы человек. Местное население, благодаря книгопечатанию, быстро ознакомилось с наимоднейшими медицинскими теориями того времени («гипотеза миазмов»). Согласно им, болезнь проникала в человека через поры, которые, по мнению врачей того времени, расширялись при мытье.

Что же, решили европейцы того времени, значит, мыться вредно. Вплоть до XIX века западноевропейцы не мылись, а тех, кто делал это (например, русских), западные путешественники нещадно критиковали, воспринимая как варваров. Потрясающий эффект этого заблуждения неплохо опиcан в западноевропейской литературе.

С практической точки зрения смысла в отказе от мытья не было. Примерно такая же ситуация с закрытием церквей: современные люди проводят в торговых центрах намного больше времени, чем в церкви, и опасаться заражения именно там — серьезных оснований нет.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://naked-science.ru/article/nakedscience/zarazhenie-cherez-prichastie-pravda-li-chto-religiya-sredstvo-rasprostraneniya-parazitov

Сколько православных христиан в России и в мире? — Судьба инфо

Сколько людей в России считают себя православными

Христианство – древняя религия со своими традициями и устоями. Сегодня сложно отыскать такую страну, где не было бы христианских церквей. Повсеместно и осознанно люди принимают христианские правила и заповеди. Создают приходы и общины, жертвуют на строительство храмов немалые деньги. Но сколько в мире христиан? И какое место занимает эта религия по отношению к другим вероисповеданиям?

Мировое христианство: статистические данные

В центре глобальных исследований Pew Research Center провели подсчеты и выяснили, что христиане составляют 32 % от всего населения Земли. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в 2015 году приверженцев данной веры на планете было около 2,419 миллиарда.

Какие конфессии и течения входят в эти данные статистики? Исследователи включили туда всех, кто отвечает следующим критериям:

  • взрослые и дети из христианских семей;
  • те, кто относится к любой христианской конфессии;
  • те, кто верует номинально, и те, кто верует глубоко;
  • христиане, не отождествляющие себя ни с одной церковью, но придерживающиеся догматов учения Христа.

Такой подход позволил центру подсчитать почти всех, кого так или иначе можно назвать христианами.

Церкви и их прихожане

Русская православная церковь в 2010 году имела 120 миллионов последователей. И каждый год число ее прихожан только растет.

Румынская православная церковь в этом же году приняла под сводами своих храмов около 19 миллионов верующих. Больше их было лишь в 1998 году.

Евангелическая церковь в Германии работает с 23 миллионами 700 тысячами христиан. А Китайский христианский совет – с 23 миллионами китайцев, принявших христианство.

Остальные церкви, относящиеся к разным конфессиям, имеют более скромное число последователей. Но при этом работают стабильно. И ежегодно в них наблюдается прирост желающих стать христианами.

Во всех 238 странах мира есть представительства христианских конфессий. Православные, пятидесятники, католики, внеконфессиональные христиане, протестанты и харизматы – самые распространенные движения во многих странах и территориях.

С 2000 года до 2010 (целое десятилетие) количество христиан увеличилось на 28 миллионов человек. Динамика роста числа прихожан и распространения религии на сегодняшний день только увеличивается.

Теперь вы знаете, сколько в мире христиан. Интересно сравнить это число с другой мировой религией. Рассмотрим количественное соотношение мусульманства и христианства.

Кого больше: мусульман или христиан?

Христианство и мусульманство имеют почти одинаковые темпы развития. В 2015 году количество мусульман на планете составило около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число имело естественный прирост в виде новых последователей религии.

Существует экспертное мнение, что мусульманство в дальнейшем может занять лидирующие позиции по количеству приверженцев. Уже сейчас популярность данного вероисповедания неуклонно увеличивается.

Так кого больше: мусульман или христиан? Пока больше христиан. Но долгосрочные прогнозы исследовательских центров пророчат мусульманству ветку первенства среди других религиозных направлений.

Хотя выбор веры – непредсказуемый шаг. И какую религию предпочтет человек, предсказать практически невозможно.

В мире много людей, рожденных и крещенных в одной религиозной конфессии, а затем сменивших ее на совершенно иную добровольно. Самая распространенная причина смены религии – это брак с человеком иного вероисповедания.

Затем следует смена религии в зрелом возрасте, а также изменение вероисповедания в связи со сменой места жительства.

Играет роль и порог рождаемости в религиозных семьях. У христиан рождается в среднем 2,7 ребенка на каждую женщину, у мусульман эта цифра равна 3,1.

Вашингтонские исследователи отмечают, что в мире стремительно уменьшается количество атеистов, а также людей, не определившихся с религиозными воззрениями.

К 2050 году ожидается равное соотношение христиан и мусульман на нашей планете. Две эти мировые религии имеют существенно больше последователей, чем все остальные религиозные направления.

Самое большое количество мусульман проживает в Индии, Пакистане, Бангладеше и Индонезии. В России представителей данной религии около 20 миллионов. Меньше всего мусульман в Брунее и Кувейте.

Примерно 1 миллиард человек на планете исповедуют индуизм, 50 миллионов человек считают себя буддистами и 14 миллионов относятся к иудаизму.

Самые молодые представители религии наблюдаются в исламе. Средний возраст прихожан – 23 года. В христианстве средний возраст паствы составляет 30 лет, а у индуистов – 26 лет.

Люди, не относящиеся к какой-либо религии, имеют средний возрастной ценз в 34 года. При подсчете среднего возраста учитываются только совершеннолетние люди, определившиеся в своих религиозных предпочтениях.

Дети, крещенные и помазанные в юном возрасте, не учитываются.

На вопрос о том, сколько в мире христиан, сложно дать однозначный ответ. Из года в год эта цифра значительно меняется. Да и число последователей других религий растет также неуклонно.

На самом деле, важной является не цифра прихожан, а их искренняя вера.

Ведь многие из тех, кто попал в вышеприведенную статистику, верят лишь поверхностно и не соблюдают правила и каноны своей религии досконально.

Источник: https://sudbainfo.ru/skolko-pravoslavnyx-xristian-v-rossii-i-v-mire.html

Религия

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.

например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.

Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

Источник: http://guide.travel.ru/russia/people/religion/

Статистика верующих: официальные данные по странам

Как показывает статистика верующих, большая часть населения планеты является приверженцами определенной религии. Однако не всегда люди, причисляющие себя к тому или иному верованию, стремятся исполнять предписанные ритуалы.

Верующие в России

По заявлению РПЦ в России 80% православных верующих. Сегодня вера в Бога вошла в моду и активно продвигается на высшем уровне. При этом понимание, что подразумевает под собой причисление себя к церкви, есть далеко не у каждого. Скорее это установка знака равенства между понятием русский и православный.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется кольцо над головой ангела

В СССР политика государства была направлена на искоренение «пережитков прошлого». В школах активно насаждался атеизм, школьники пытались донести до своих верующих бабушек основы материализма. Искоренение православных традиций не могло пройти бесследно. Когда народ получил не только позволение, но и рекомендации на веру в Бога, выяснилось, что мало кто представляет, как это делать.

Статистика верующих в России показывает, что из 80% людей объявивших себя православными, только 18–20% от 1 до 2 раз в год исповедуются и причащаются. Остальные приходят на Пасху святить куличи и иногда забегают в церковь по личным надобностям. Определить сколько верующих в России можно не по опросам на причастность к вере, а по количеству людей, соблюдающих пост, отмечающих церковные праздники, читающих Библию, знающих молитвы. Количество людей по годам посетивших церковь на Пасху:

Год Количество человек
2004 4 900 000
2006 5 000 000
2008 7 000 000
2009 4 500 000
2016 4 000 000

Признаки верующих:

  • регулярное посещение храма (несколько раз в неделю);
  • выполнение церковных правил (посты, молитвы);
  • общение со священнослужителями.

Официальная статистика таких людей не ведется, но по примерным подсчетам их не больше 1%. Учитывая, сколько верующих в России, статистика не может обойти представителей ислама. Россию в наше время населяют примерно 18–21 млн. мусульман (14%). По переписи населения в 2010 году их было 15 млн. человек.

Как и в православии, далеко не каждый мусульманин выполняет предписания религии, начиная от халяльной пищи до ежедневного пятикратного чтения молитвы. Религиозные праздники позволяют людям, идентифицирующим себя со своей верой, проявить свое отношение к религии. 25 июня 2017 года на намаз по случаю Уразы-байрама в Москве пришло 250 тыс. мусульман.

Верующие и атеисты

Религиозность населения во многом связана с традициями государства. Если страна прошла период гонения на верующих, то атеизм имел подпитку в виде уничижительных оценок умственных способностей верующих людей. В Советском Союзе религиозных людей считали отсталыми, «темными», малообразованными. Сейчас эта позиция изменилась, хотя некоторые ученые приравнивают религиозность к недостатку образования.

Однако существует разница между принадлежностью к религии и верой в Бога. Некоторые религии, например, буддизм, вообще не рассматривают наличие высшего существа. Люди могут верить в потусторонние силы, ведьм и колдунов, сказочных персонажей, энергетические потоки и при этом не считать себя верующими. С другой стороны, православные христиане нередко обращаются к языческим обрядам и ритуалам (гадание).

Как показывает статистика атеистов и верующих, в США, Испании и Южной Америке 80% жителей считают себя верующими. Естественно, не все верующие в Америке следуют нормам религиозной жизни.

В Канаде и США статистика верующих и неверующих людей проводилась исходя из заявлений о посещении церкви и выполнении церковных обрядов. По этим данным людей отрицающих веру в Бога от 15 до 20%.

Одновременно статистика верующих в мире говорит о фанатичной приверженности религиозным убеждениям 20% людей. Их взгляды, поступки и то, как они живут, предписывается законами веры.

Среди всех христиан (библейских верующих) 53% верят в то, что события, описываемые в Библии, происходили на самом деле. 43% приверженцев религии отрицают аборты, а 79% отказывают в праве на нетрадиционную ориентацию. Распределение верующих в процентах по странам:

Страна Количество верующих, %%
В Индонезии 99
В Лаосе 96
В Непале 93
В Сирии 89
В Таджикистане 85
В Грузии 81
В Молдове 72
В Узбекистане 51
В Украине 46
В Казахстане 43
В Латвии 39
Во Франции 30
В Швеции 17

На диаграмме представлена статистика верующих и атеистов в мире, основанная на проведенных опросах:

Распределение религий в мире

По данным Википедии на 2010 год распределение верующих по конфессиям следующее:

  • христиане составляют около 33% от всех верующих. К ним относятся католики, верующие протестанты (баптисты, лютеране, пятидесятники), православные (15 автокефальных (поместных церквей)), верующие дохалкидонских церквей (древние восточные церкви). Дополнительно учитываются представители неканонических церквей, а также мормоны и свидетели Иеговы;
  • мусульмане – 23% (сунниты, шииты, исламские схизматики);
  • индуисты – 14–15%;
  • буддисты – 7%;
  • иудаисты и представители этнических религий – около 22%.

Численность верующих по религиям ставит христианство, ислам и индуизм в число самых распространенных направлений в мире. Однако не все верующие в Иисуса Христа знают, что по Библии выстроена система вероисповедания, как христиан, так и иудеев. Разница в том, что иудаизм за основу берет Ветхий завет (Тору), а христиане – Новый завет (Евангелие). На диаграмме видно распределение верующих по религиям и сколько в мире атеистов:

Политика и религия

Сегодня политические деятели в России активно ведут косвенную пропаганду православия в массах. Участие высших лиц государства в церковных праздниках, беседы главы государства с Патриархом и многое другое демонстрирует не просто лояльное отношение к церкви, но и взаимное сотрудничество.

Объяснить, откуда появились верующие» политики можно тем, что в современной России трудно сформулировать национальную идею, которая является отправной точкой для создания эталонного поведения гражданина страны.

С другой стороны, христианские заповеди, которые формируют качества верующего («не убий», «не укради»), способны заложить каркас личности молодого человека. В отсутствии комсомольских и пионерских уставов, религия способна донести нравственные нормы до умов и сердец граждан.

Религия и заключенные

Служители церкви, работающие в тюрьмах, знают о преступниках больше, чем следователи, но тайна исповеди накладывает на них ограничения. Исповедь верующих в тюрьмах и духовная беседа разряжают тяжелую атмосферу в местах заключения. По данным переписи осужденных за 2009–2010 год количество верующих (православных) в местах лишения свободы составляет 67%.

Статистика посещения пасхальных богослужений

Как показывает статистика верующих людей в 2017 году, церкви на Пасху посетили 4,3 млн. жителей России. Распределение по некоторым областям:

Область Количество верующих, посетивших храм, тыс. чел
Брянская 116
Калужская 30
Смоленская 28
Самарская 48,7
Курская 95
Ярославская 27
Тюменская 20

Религия и страны Евросоюза

Определить сколько верующих в мире – достаточно трудно. Данные разнятся в зависимости от способов опроса. Можно отследить некоторые тенденции, происходящие в Европе.

Сведения, которые предоставила католическая и протестантская церковь по верующим в Германии в 2011 году, говорят об уменьшении общего количества приверженцев религии с 64,5 до 61,5% за предшествующие пять лет.

Опрос журнала New Humanist в 2010 году показал, что число верующих в Англии уменьшилось за 30 лет на 20%. Сегодня половина британцев не относят себя ни к одной из конфессий.

Религия и армия

Отношение к службе в армии у христиан неоднозначное. Есть молодые люди, предпочитающие альтернативные способы прохождения воинской службы. Другие считают, что сильная армия способна предотвратить разгорающиеся конфликты. Все верующие в армии считают войну злом, а брать или не брать в руки оружие, решает каждый для себя сам.

Источник: https://scorcher.ru/mirovozzrenie/religion/rol_ryeligii_v_sovryemyennoy_obshyestvye/statistika_vyeruyushih_ofitcialnyye_dannyye_po_stranam.php

Ученые выяснили, какие религии скоро могут исчезнуть

ДУШАНБЕ, 1 мая – Sputnik. Ученые предрекают существенное изменение религиозной картины мира уже к 2060 году. Во многом это связано с демографическим кризисом в Европе, однако есть и другие, более глубокие проблемы. О том, какие конфессии могут скоро уйти в прошлое, — в материале РИА Новости.

Ежегодно в Европе закрываются десятки христианских храмов и строится примерно столько же мечетей. Давно идущие разговоры об «исламизации Европейского континента» подтверждаются статистически. Исследователи авторитетного социологического центра Pew дают неутешительный для христианства прогноз.

Проанализировав динамику конфессий при помощи современных методов социологии демографии, они сделали вывод, что численность христиан к 2060 году (то есть всего через одно поколение) увеличится на 34 процента, а мусульман — на 70.

Россия, самая крупная на Европейском континенте христианская страна, согласно прогнозам Pew, уже через 40 лет выпадет из десятка государств с наибольшими христианскими общинами. Сейчас с этим вероисповеданием ассоциируют себя 73 процента россиян — 4,5 процента общемирового числа христиан.

Помимо России, ощутимо сократится христианская община в Китае и Германии.
Главной же мировой религией, которая займет место христианства, как утверждают эксперты, станет ислам. Причем основным драйвером этого процесса выступят вовсе не страны Ближнего Востока, а Индия и США.

Индия — за счет стремительного общего увеличения населения, Америка — благодаря массовой иммиграции.

Пророчества социологов раздражают американский истеблишмент. В публичном пространстве все больше нападок на мусульман. Причем исламофобской риторикой не брезгует даже президент Трамп.

Уже третью неделю в США не утихает скандал вокруг первой в истории страны «конгрессвумен в хиджабе» Ильхан Омар. Рассуждая об исламофобии в американском обществе, она назвала боевиков, совершивших теракты 11 сентября 2001 года, «людьми, которые кое-что сделали». Эту фразу, вырванную из контекста, растиражировали СМИ, спровоцировав настоящую травлю мусульманки. По словам Омар, после вмешательства в скандал Трампа в ее адрес посыпались угрозы.

Мусульманская община США, согласно ряду исследований, уже к 2040 году может стать второй по численности после христианской. Сейчас в стране, по официальным данным, 3,3 миллиона мусульман — один процент населения.

«Христианство в упадке: два к трем»

В Европе картина схожая: на одну христианскую семью приходится в среднем два ребенка, на одну мусульманскую — три.

Существенное увеличение численности мусульман привело, например, к тому, что Минобороны Германии в апреле ввело должность полкового имама: в бундесвере служат более трех тысяч последователей пророка.

Sputnik

А вот христианская община за последние пять лет сократилась на полтора миллиона. Это бьет прежде всего по Лютеранской церкви, которая находится в тяжелейшем кризисе: храмы закрываются, паствы все меньше.

«Можно допустить, что какие-то либерально-христианские конфессии, например лютеране и методисты, либо исчезнут совсем, либо останется несколько приходов», — рассуждает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Ирония в том, что эти конфессии — одни из старейших в протестантизме. Лютеранство возникло в Германии в XVI веке, методизм — в XVIII веке в США, где несколько местных общин отделились от англиканства.

В Церкви Англии тоже большие проблемы. Еще два года назад ее руководство забило тревогу: большинство священников к 2020-му уйдут на пенсию, а заменить их некем. Правительство Великобритании запустило специальную программу дотаций — молодым священникам доплачивают из госбюджета. Правда, ощутимого результата, судя по заявлениям духовенства, это пока не принесло.

За 15 лет в Британии закрыли более 500 церквей — некому в них ходить. Опустевшие храмы превращают в концертные площадки, гостиницы и даже в бары.

Низкая рождаемость — не единственная причина оттока прихожан из методистских, лютеранских и англиканских общин. Сейчас в мире, по словам Лункина, наблюдается спрос на консервативные религиозные учения, а эти течения слишком либеральны. К примеру, Лютеранская церковь Норвегии разрешила священникам венчать гей-пары. Кстати, главный епископ этой церкви — женщина. В Англиканской церкви тоже нет единого мнения о допустимости гей-браков и женского священства.

«В христианском мире возникают новые направления. Если лютеранские церкви в Германии, Норвегии или Швеции либеральны, то их «дочерние» общины в Африке и Азии более консервативны и фактически уже самостоятельны. А самое активно развивающееся течение — евангельский протестантизм (возник в XVIII веке; согласно этому вероучению, спасение человека возможно только через личную веру. — Прим. ред.), который по самому своему духу консервативен», — отмечает Лункин.

«Либеральные христианские течения пребывают в упадке потому, что, как сказал один известный пастор, пытаются продать то, чего у них уже нет. Зачастую они даже не провозглашают свое учение абсолютной истиной и не предъявляют жестких требований к верующему. Тем самым они размывают христианское мировоззрение», — добавляет он.

Компьютерные вызовы

Вообще, по мнению исследователей, религиозные течения исчезают по разным причинам.

«Демография — фактор только для локально-этнических вероучений. С одной стороны, шумеры исчезли, а с ними и их религиозные традиции. С другой — античные религии ушли с исторической сцены, а греки сегодня ассоциируются прежде всего с православным христианством. Персы (иранский народ. — ред.

) когда-то были зороастрийцами, но сейчас большинство из них — мусульмане. Религиозное и этническое не так крепко связано, как многие стараются продемонстрировать в последние годы.

В конечном счете для большинства масштабных религиозных традиций этническая идентичность верующего находится на втором плане», — отмечает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

В основном же религии уходят с исторической сцены из-за неспособности меняться, из-за нежелания учитывать особенности новой эпохи и ее вызовы.

«Традиции, ничего не способные предложить технизированной молодежи, основным воспитателем которой выступает интернет, воспринимаются архаичными, отжившими. Судьба их незавидна», — считает Костылев.

Согласно последним исследованиям, наиболее уязвимы те религиозные течения, которые «досконально следуют национальной традиции». Это, например, синтоизм (традиционная религия Японии), шаманские религии Сибири и Дальнего Востока, верования африканских племен.

Правда, некоторые национальные религии порой сильно трансформируются и уже абсолютно не похожи на свой «прототип». Пример тому — неоиндуизм, весьма популярный сейчас в Западной Европе и США.

А в целом исчезновение одних религиозных течений и постоянная изменчивость других приводит к такому многообразию, что, по словам Костылева, отличить их может разве что специалист.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/science/20190501/1028812577/Uchenye-vyyasnili-kakie-religii-skoro-mogut-ischeznut.html

Опрос: более религиозные белорусы — большие националисты

Белорусы, в жизни которых религия имеет большое значение, заметно больше гордятся своим белорусским гражданством, свидетельствует опрос, который провел авторитетный исследовательский институт Pew Research.

Католический священник благословляет белорусских солдат

Исследование, которое называется «Религиозные убеждения и национальные принадлежности в Центральной и Восточной Европе» базируется на данных, которые были собраны за последние несколько лет в Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Греции, Грузии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, России, Польши, Чехии и Хорватии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему женщина не может быть священником

Вера, принадлежность, практика

В нашей стране оказалось, что 73% населения относят себя к православным, 12% — к католикам, еще 11% — к другим вероисповеданиям и конфессиям, а 3% — являются агностиками, атеистами или не связывают себя вообще с конкретной религией. В этом смысле Беларусь похожа на Румынию и Украину — страны с православным большинством, католическим меньшинством, несколькими процентами сторонников других христианских конфессий и атеистов, а также без заметного присутствия мусульман (менее 1%).

При этом социологи отмечают разницу между наличием убеждений, религиозными практиками и ощущением принадлежности к общине верующих. Так, в Западной Европе большинство людей относят себя к христианам, однако нечасто посещают церкви и костелы, в Восточной Азии множество людей не идентифицируют себя с конкретной верой, однако регулярно посещают буддистские или конфуцианские храмы для выполнения ритуалов.

Заупокойное православное богослужение в Куропатах

В Беларуси сообщили о посещении святынь раз в неделю (что обязательно для всех христиан) — 12% православных и 25% католиков. Это соответствует средним цифрам для нашего региона. Из стран-соседей с наибольшими православными и католическими сообществами: в Украине соответствующие цифры 12% и 43%, в Латвии — 5% и 7%.

При этом склонность к крестикам на теле и иконам в домах примерно одинакова — зажигает свечи, держит в доме иконы и кресты, носит религиозную символику на себе подавляющее большинство и белорусских православных, и белорусских католиков.

В Беларуси ежедневно молятся 22% православных и 39% католиков, при этом, как и почти во всем регионе женщины обращаются к Богу примерно в два раза чаще, чем мужчины — 33% против 15%.

Микс: здоровый консерватизм с советским «прогрессизмом»

Почти все белорусы — 84% — не принимают гомосексусализм как одну из норм жизни в своем обществе. Такого мнения придерживаются 75% людей в возрасте от 18 до 34 лет и 87% людей, которым 35 или больше. Только 16% опрошенных считают, что можно ввести так называемые «гомосексуальные браки». При этом среди белорусских католиков таких даже меньше, чем среди белорусских православных — 14% против 16%.

Акция против абортов в Гомеле

Большинство белорусов выступает за ограничение или полный запрет абортов, однако при этом в нашей стране довольно высокая поддержка и противоположной точки зрения — 42% граждан считают, что они должны оставаться легальными во всех или в большинстве случаев.

Очевидно, многолетняя советская практика абортов как единственного доступного метода контрацепции, которая сохранилась и в постсоветское время, продолжает влиять на сознание людей. То же самое можно сказать и об отношении к жизни в утробе матери как к чему-то неполноценному.

В целом 87% белорусов считают аморальным употребление наркотиков, 80% — проституцию, 85% — гомосексуальное поведение, 38% — аборт, 34% — злоупотребление алкоголем, 26% — добрачный секс, 16% — развод, 15% — применение средств контрацепции. Это в среднем соответствует показателям стран с православным большинством независимо от геополитической ориентации и не слишком отличается от стран с католическим большинством в нашем регионе.

Православно-католический мир

Сложная история православно-католических отношений привела к тому, что в Беларуси представители обеих конфессий научились мирно сосуществовать и не связывают напрямую конфессиональную и национальную принадлежность.

Так Беларусь среди лидеров по доле православных, которые готовы принять католика в семью — 73% белорусских православных не имеют ничего против. Абсолютно тот же показатель среди католиков — 73%.

Массовая межконфессиональная молитва за Беларусь в Минске

Одновременно Беларусь на последнем месте среди стран с православным большинством по такому показателю, как связь православия с национальной идентичностью — только 45% православных считают, что принадлежность к этой конфессии имеет сколько-нибудь заметное значение дла того, чтобы быть настоящим белорусом.

В целом только 17% населения Беларуси считают, что «очень важно» быть частью религиозного большинства, чтобы быть частью белорусского народа.

Только 5-6% белорусов считают, что конфликт между этническими или религиозными группами действительно угрожает нашей стране. Почти каждый третий белорус выступает за объединение католиков и православных в одной Церкви.

Российское влияние

При этом православная идентичность (а в куда большей степени, добавим от себя, полная незащищенность Беларуси от пропаганды российских СМИ), по мнению авторов доклада, склоняет большую часть на сторону Москвы — 76% белорусов считают, что сильная Россия нужна для уравновешивания западных влияний.

Однако отметим, что аналогичного мнения придерживаются 70% населения Греции — страны-члена НАТО!

В Беларуси 66% респондентов считают приход российского бизнеса полезным для страны, по сравнению с 42% в случае с амерканским бизнесом. 47% белорусов называют более важными связи нашей страны с Россией, 17% — с Евросоюзом, 18% считают, что оба направления сотрудничества равновесны.

Даже после российской аннексии Крыма 60% белорусов не считают Москву военной угрозой, 26% считают, что РФ является небольшой угрозой, а 6% верят в реальную большую угрозу с Востока. Эти цифры сравнимы разве что с молдавскими, но Молдова даже не имеет общей границы с Россией.

Влияние российских СМИ чувствуется также в том, кого белорусы считают виновными в войне на Донбассе: 11% называют виновной Москву, 9% — пророссийских боевиков в Украине, 35% — правительство Украины, 16% — Запад. По этому показателю мы самая пророссийская постсоветская страна в регионе.

В то же время по оценкам в сфере культуры и истории (особенно среди молодежи) мы заметно отличаемся от России — только 34% белорусов в возрасте до 34 лет называют распад СССР отрицательным событием.

Только 26% белорусов считают советского диктатора Иосифа Сталина положительной исторической фигурой — по сравнению с 58% в России. В то же время 36% белорусов хорошо относятся к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, в то время как в России его уважают только 22%. Здесь мы занимаем некую среднюю позицию между Румынией (где больше любят и Сталина и Горбачева) и Украиной (где одинаково меньше уважают обоих).

Сильное государство, свободный рынок

Имея опыт жизни в СССР, большинство белорусов одновременно выступают и за экономическую свободу (63%), и за обеспечения государством потребностей несостоятельного населения (84%) — по этим показателям мы стоим недалеко от соседних с нами Польшей и Латвией.

При этом имеющаяся экономическая система явно не устраивает жителей нашей страны: 54% считают экономическое положение страны плохим и только 38% — удовлетворительным. 33% белорусов считают самой большой проблемой безработицу, 24% — разрыв между богатыми и бедными, 21% — экологию, 19% — снижение моральных качеств в обществе, 6% считают угрозой межэтнический, а 5% — межрелигиозный конфликт.

Пожертвования для Украины в католических приходах Беларуси

В сфере государственной политики 50% белорусов также выступают за одособление государства от религиозных институтов, что логично в стране с 2 большими конфессиональных группами населения. В то же время 42% считают, что государство должно помогать расширению религии.

В принципе, заметим, что это не взаимоисключающие явления, если считать, что государственная политика может быть одинаково благоприятной ко всем религиям и конфессиям. Это отражается во втором опросе, где 44% белорусов выступают за государственную поддержку Православной церкви и целых 37% — за аналогичную поддержку и для других конфессий.

При этом только 47% белорусов считают, что белорусские религиозные лидеры имеют какое-то влияние на политику страны, а 62% хотели бы минимизации этого влияния. В соседней Польше верят в политическое влияние иерархов 75% населения, а сократить его хотят 65% опрошенных.

Национальные чувства, демократия и прагматика

Белорусы не являются преданными сторонниками демократии: 38% считают, что демократия лучше любого другого политического строя, 35% признают, что в некоторых случаях лучше работают более авторитарные модели, а 17% неважно, какой политический строй в стране. Наиболее близкие нам Болгария и соседняя Украина.

Источник: https://belsat.eu/ru/news/opros-bolee-religioznye-belorusy-bolshie-natsionalisty/

Исследование религиозной ситуации в Свердловской области

Отделом социально-политических технологий Законодательного Собрания Свердловской области (канд. социол. наук Г. Е. Маклакова, канд. филос. наук С. Г. Панова, гл. специалист И. С. Тришкина) был проведен социологический опрос населения об отношении к религии, оценке ее значения как для общества в целом, так и для отдельного человека. Опрос проходил в десяти территориях области, охватив жителей и городов, и сельской местности разных возрастов, образования и социального статуса.

70 процентов опрошенных считают, что за последние годы религиозность жителей области возросла, усилилась роль религии и церкви в жизни общества.

Выяснилось, что по мнению населения религия более высоко значима для индивидуально-личностной жизни человека.

Так, 60 процентов опрошенных указали, что верующий человек всегда помогает другим, хорошо воспитывает детей, легче справляется с жизненными трудностями, а 50 процентов надеются, что религия поможет им выстоять в тяжелой жизненной ситуации.

Заметно нижеопрошенные оценили социальную роль религии.

Так только 36 процентов ответили, что религия может объединить людей в обществе независимо от того, к какой вере они принадлежат и еще меньше, 9 процентов, считают, что возрождение религиозной веры поможет России преодолеть трудности сегодняшнего времени.

Надежды на выход России из кризиса в большей степени связываются с развитием высокоэффективной экономики (47 процентов), а обеспечить процветание России, по мнению опрошенных, сможет сильный, решительный лидер, опираясь на инициативу, предприимчивость и терпение народа.

В ходе опроса изучалось мнение жителей области по поводу развития в России разных религий и конфессий, а также атеизма. Население области главным образом ориентировано на православие.

По сравнению с другими религиями и конфессиями к его активному развитию положительно относится 67 процентов, безразлично 23 процента и отрицательно 4 процента опрошенных. По отношению к другим религиям и конфессиям преобладает скорее безразличие, чем поддержка или отрицание.

В то же время возможность активного развития атеизма воспринимается более негативно, чем развитие каких-либо религий и конфессий.

Сегодня в области помимо традиционных появились различные нетрадиционные религиозные организации (Белое братство, церковь сайентологии и др.). В ходе исследования выяснялось мнение людей о том, почему в эти организации приходят новые члены.

Ответы распределились следующим образом: активная пропаганда — 34 процента, необычность учения — 21 процент, возможность совершенствовать не только дух, но и тело — 12 процентов, критическое отношение к жизни — 11 процентов, возможность тесного общения с другими членами организации — 9 процентов, высокий авторитет учителя, гуру, проповедника — 7 процентов. Характерно, что третья часть опрошенных вообще не смогла ответить на этот вопрос.

Особая задача исследования — выявить как население понимает суть религии. Ответили, что в религии главное: моральные заповеди — 36 процентов, служение людям — 29 процентов, верность традициям — 24 процента, подлинная духовность — 18 процентов, личное спасение — 17 процентов, воссоединение с Богом — 16 процентов, священные книги — 11 процентов. Полученные ответы свидетельствуют таким образом о том, что для населения области главным в религии является ее моральный смысл.

Одним из главных аспектов исследования являлось выяснение того, как самоопределилось население относительно веры. Были получены следующие результаты: колеблются между верой и безверием — 39 процентов, верующие — 30 процентов, неверующие — 26 процентов, атеисты — 5 процентов.

Среди тех, кто назвали себя верующими — 71 процент — определились как православные, 18 процентов — христиане вообще, 6 процентов — мусульмане, 2 процента — представители других конфессий, 3 процента — верят, но не в Бога. То есть, почти все, кто назвал себя верующими, являются приверженцами традиционных религий.

Вопросы анкеты позволяют посмотреть насколько высказанное опрошенными самоопределение подтверждается их реальным поведением. так частота посещения церкви (мечети и т. д.) регулярна у 18 процентов верующих и 3 процентов колеблющихся. От случая к случаю — 69 процентов верующих, 66 процентов колеблющихся и 23 процента (! — ред.) неверующих и атеистов. Не посещают — 13 процентов верующих, 31 процент колеблющихся и 77 процентов неверующих и атеистов.

Исполняют религиозные обряды: регулярно — 17 процентов верующих и 1 процент колеблющихся. От случая к случаю — 64 процента верующих, 54 процента колеблющихся и 16 процентов (!! — ред.) неверующих и атеистов. Не исполняют обрядов — 19 процентов верующих, 45 процентов колеблющихся и 84 процента неверующих и атеистов.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о существовании зависимости между тем, как самоопределяется человек относительно веры, и его реальным религиозным поведением.

Показательно, что верующие значительно отличаются от остальных групп своими моральными оценками. Подавляющее большинство членов этой группы считают, что непозволительно отступать от моральных норм ни при каких обстоятельствах. Среди верующих в два раза меньше людей допускающих, что можно брать взятки, оставить себе найденные чужие деньги, обманывать для собственной выгоды, изменять супругу.

Сегодня на сознание людей оказывают влияние не только религиозные, но и разного рода паранаучные и парарелигиозные учения (магия, астрология, учение о переселении душ). Исследование показало высокую степень присутствия таких учений в сознании людей, причем независимо от их религиозного самоопределения.

Интересно, что истинность астрологии признают 19 процентов неверующих и 21 процент атеистов, в силу магии верят 14 процентов неверующих и 15 процентов атеистов, в существование НЛО 27 процентов неверующих и 29 процентов атеистов, а в переселение душ 7 процентов неверующих и 14 процентов атеистов.

 Показательно также, что и у трети определивших себя верующими вера в Бога уживается с верой в магию, астрологию, переселение душ.

Наибольшей противоречивостью, размытостью мировоззренческих позиций отличаются те верующие, которые считают себя христианами вообще (по-видимому, это представители различных сектантских направлений — ред.). По сравнению с верующими православными «христиане вообще» больше верят в астрологию, магию. У них сильнее выражено светское начало в понимании сущности религии, они реже посещают церковь и исполняют обряды.

В своем пути к Богу рассчитывают больше на себя, чем на пастыря, церковь. Для этой группы характерны менее жесткие моральные оценки: они чаще православных допускают, что можно брать взятки, изменять супругу, оставить найденные чужие деньги, и реже категорически осуждают такое поведение.

Среди них больше молодых людей в возрасте 20–30 лет, им присущ более высокий уровень образования, среди них заметно больше непроизводственной интеллигенции.

Проведенное исследование позволяет заключить, что сегодня существует положительное отношение к религии. У большинства жителей области представление о религии связано с православием, что в значительной мере объясняется этнической структурой Свердловской области, в которой преобладают русские.

Несомненно, что в духовном поиске религия занимает все более заметное место, к ней возникает все больше интереса, проявляется доверие к православной духовности. Это создает благоприятные условия для религиозного просвещения населения, его приобщения к богатым духовным традициям.

Но у значительной части населения духовные искание связаны не с церковью, а происходят под влиянием средств массовой информации, массовой культуры, ближайшего окружения, собственных размышлений и раздумий.

Церковь и государство должны найти свое место в этом процессе, активнее влиять на приобщение людей к подлинной духовности.

Источник: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at75

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь