Нимб — так называется кольцо над головой ангела, круг над головой у святых и Иисуса Христа на иконе в византийском искусстве
Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты . При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах. Нимбом называется круг над головой у святых , который присутствует на всех религиозных изображениях.
Значение слова может претерпевать незначительные изменения в различных культурах. Так, в индуизме художественной особенностью является свечение ауры всего тела человека или божества, а в буддизме свет вокруг человека несет значение внутреннего духовного просветления. Термин «нимб» в переводе с латинского языка (nimbus) значит «облако, туча». В русский язык это слово попало из немецкого в 19 веке.
Немецким словом «nimbus» называлось кольцо над головой ангела или святого. До заимствования эти символы святости в России называли «окружками», а после стали использовать еще и название «венец «, распространившееся под влиянием католицизма как образ награды, данной свыше.
В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).
Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:
- святость;
- близость к божественному;
- проявление сверхъестественного.
Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:
- светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
- атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.
Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)
Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.
Существуют три теории о происхождении этого символа:
- Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
- Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
- Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.
Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.
Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .
Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.
Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).
Что символизируют ореолы над головой святых
Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.
На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.
В православии
в православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.
в иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:
- ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
- свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
- иконы иисуса христа всегда содержат особые символы и крест.
в католицизме
католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.
католические нимбы:
- имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
- не являются частью святого, исходят извне.
в буддизме
в буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.
в индуизме
в индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.
значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)
Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.
Цвета
Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.
Среди цветовых особенностей выделяются:
- иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
- красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
- серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.
Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.
Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:
- круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
- персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
- иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
- овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
- квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
- многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.
Особенности нимба Спасителя
Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы «χ » и «ρ » (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).
Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.
Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».
В представленном видео священник объясняет, что такое нимб, и какое значение он имеет в православном христианстве.
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/nimb.html
You books. ГарифзяновПанова_. Откровения Ангелов Хранителей _ 1_Начало
/ Language: Русский / Genre:religion_esoterics
ГарифзяновПанова_
Вниманию читателей предлагается уникальное издание — книга, вместе с которой в ваш дом войдет ангел-хранитель. Она поможет многим людям стать мудрее и настроить свое сердце на добро и любовь.
Знакомство с чудом
Как-то раз одна знакомая журналистка предложила мне:
— Ренат, хочешь встретиться с ясновидящей? Она тебе все расскажет: и прошлое, и настоящее, и будущее Все мои знакомые уже пообщались с ней — все в диком восторге. У всех все сбывается, все такие счастливые
Устоять перед такой рекламой было невозможно, поэтому я сказал:
— Конечно, хочу.
На следующий день знакомая с ясновидящей появились у меня в квартире. Честно говоря, я ожидал увидеть грозную женщину с тяжелым пронзительным взглядом, выворачивающим душу наизнанку. По крайней мере именно так изображают ясновидящих в разных фильмах.
Напротив, Любовь Ивановна Панова (так ее звали) оказалась обычной, улыбчивой, очень приветливой женщиной. Ничего сверхъестественного. Было в ней что-то такое, что сразу располагало к себе. До этого мне уже приходилось как журналисту общаться с различными представителями мира мистики и магии, и я уже приготовился, что сейчас на меня обрушится поток заумных слов типа: «Карма космических сил вашего энергетического поля вышла за пределы временного континиума»
Вместо этого Любовь сразу предупредила меня:
Как это у меня получается, я сама не знаю Передо мной садится человек, я мысленно задаю вопрос о нем своим ангелам-хранителям. Потом беру зеркальце, двигаю по нему монеткой и слышу внутренний голос, который дает мне ответ. Сначала мне говорят о событиях из прошлой жизни человека, затем из его настоящего и будущего. После этого люди задают вопросы. Спрашивать можно все, кроме политики и криминала.
Меня, признаться, это крайне заинтересовало. Сейчас, думаю, начнется нечто цыганское: «На сердце у тебя, касатик, тоска, в прошлом — печаль, в будущем — удача, позолоти ручку, красавец» Любовь достала из сумочки круглое зеркальце, положила сверху трехкопеечную монету и стала быстро-быстро двигать ею по поверхности. Лицо у нее стало напряженным, серьезным, глаза не отрывались от зеркальца.
Я сам как-то внутренне подобрался, чутье подсказывало, что сейчас произойдет что-то такое
Несколько минут прошло в полной тишине, наконец Любовь начала медленно говорить:
— Родители у тебя оба живы Живут вдалеке от тебя Вас в семье трое детей Ты младший Старшие одного пола У тебя две сестры Так?
Все совпадало.
Я кивнул головой, одновременно пытаясь сообразить, кто из моих близких знакомых мог владеть такой в принципе несекретной информацией о моей семье Потом Любовь рассказала, чем болеют мои родители, добавив, что мне опасаться этих хворей не стоит, потому что они не наследственные А дальше началось что-то совсем невероятное: она начала перечислять всю мою родню, называть их возраст, болезни, семейное положение, описывать характеры Потом перешла на моих друзей Затем на меня самого Описала мою жизнь, рассказав такие вещи, которые в принципе знать не может никто.
СОВПАДАЛО ВСЕ!
Сказать, что я был потрясен, значит, не сказать ничего!
Я был просто в шоке.
Живешь себе спокойненько-тихонечко, вдруг — бац! — приходит в гости совершенно незнакомая женщина и вываливает тебе на стол полное досье на тебя. Точнее, это даже не досье, это нечто другое. Такое ощущение, что кто-то невидимый записывал за мной каждый МОЙ шаг, да что там шаг — каждую мысль!
И так всю жизнь!
Разобравшись с моим прошлым, перешли к будущему. Предсказания носили довольно конкретный характер. Например, такой-то человек тогда-то скажет то-то и то-то. То есть — это не туманные рассуждения, под которые потом можно будет подогнать что угодно. Это были события, которые можно будет проверить совершенно точно.
В течение нескольких дней сбылось ВСЕ!
Звонили те, кто должен был позвонить. Говорили то, что должны были сказать. Делали то, что должны были сделать.
Просто какая-то фантастика.
Расскажу несколько случаев, чтобы было понятно мое удивление.
Разговариваю с Любовью Пановой по телефону. Посетовал на то, что много работы. Никак не могу найти нужную информацию. Вдруг Любовь говорит:
— Перед тобой на столе лежит несколько книг. Сложи их и стопку. Сложил? В самом низу находится книга с коричневой обложкой. Вот в ней ты найдешь то, что тебе нужно. Напоминаю, мы разговаривали по телефону. Любовь в это время находилась на другом конце Москвы. Естественно, все, что она мне говорила, оказалось правдой.
Еще случай. Мы сидели с Любовью у меня дома. Зазвонил телефон. Я не успел поднять трубку, как звонок оборвался.
— Интересно, — говорю, — кто бы это мог быть.
— Сейчас посмотрим, — отзывается Любовь и берет зеркало. — Так, звонил твой знакомый. Хочет занять у тебя денег. У него, кстати, с работой проблемы. Выпивать начал сильно. Денег давать не стоит. Он уже назанимал у всех знакомых столько, что и рассчитаться не сможет. Говорит всем, что должен скоро получить кучу денег. Врет. Сейчас опять тебе позвонит. Он из автомата звонит
Раздается звонок. Я беру трубку и слышу голос знакомого:
— Алло, привет. Еле дозвонился, я тут на углу из автомата. Как дела? У меня тут дело такое. Мне должны были сегодня кучу денег дать — пять штук. Я на работе одно дельце провернул. Представляешь, сейчас мужик с деньгами позвонил, сказал, что только завтра подъедет. А я сегодня уже договорился об одной встрече.
Позарез надо долларов 500, в крайнем случае 300 Ты, кстати, деньгами не богат? Завтра верну, буквально на день Ты же меня знаешь Я сказал, что именно сейчас деньгами вовсе не богат, и положил трубку. То есть теперь вы примерно представляете, что творилось у меня в голове. Назвать все происходящее гаданием язык просто не поворачивался.
Какое тут гадание!
Цыганки с их бубновыми вольтами и червовыми дамами на сердце отдыхают.
Любовь Панова называла не только события, но и числа, цифры, даты, мысли короче, ВСЕ!
Когда я рассказывал об этом своим близким знакомым, сперва они недоверчиво улыбались. Даже высказывали предположение, что я слегка тронулся умом. Или меня особым способом загипнотизировали.
Что удивительно, потому что в их глазах я всегда был человеком сверхсерьезным и проницательным. От личных встреч с Любовью Пановой они наотрез отказывались, мотивируя тем, что они верят только в себя и не доверяют всяким гадалкам.
К тому же кто знает, как эта встреча может отразиться на психике. Да и зачем рисковать.
Одна знакомая девушка Анна долго смеялась над моим рассказом, потом сказала улыбаясь:
— Я в эти сказки не верю. Потому что не верю, и все. Ладно, если она такая сильная гадалка, можешь спросить у нее одну вещь: мне тут недавно сделали предложение по бизнесу, что из этого получится. Просто любопытно, что она скажет Да, и по личной жизни есть вопрос, один мужчина недавно ко мне подкатывал, интересно, что твоя Люба может сказать про него.
На следующий день я снова встретился с этой же девушкой и выложил ей всю информацию:
— Мужчина, о котором ты спрашивала, — это твой сослуживец, ему 31 год. Он давно заглядывался на тебя, но только недавно решился сделать тебе предложение. У вас в фирме была какая-то вечеринка, вы оба напились и только поэтому он набрался смелости. Ты очень сильно удивилась, потому что раньше на него совсем не обращала внимания. Предложение по бизнесу тоже исходит от него. Он предлагает тебе выйти за него замуж и стать компаньонкой в его бизнесе.
Как мужчина он тебя совсем не интересует, а вот предложение по бизнесу тебя заинтересовало. Но ты никак не можешь просчитать, будет ли это дело выгодным. Связываться тебе с этим делом не следует, потому что оно неудачное, да и сам мужик несчастливый.
Он, кстати, разведен, но от тебя это скрывает Пока я это рассказывал, лицо у Анны постепенно менялось прямо на глазах. Из насмешливо-улыбчивого оно стало испуганным, даже как-то потемнело. Глаза превратились, нет, не в круги, а в какие-то квадраты.
Некоторое время она молча смотрела на меня, а потом спросила:
— Когда можно с ней увидеться? Слушай, я даже не подозревала, что такое возможно Ужас, как она это делает, с ума сойти можно
Через несколько дней у Любови Пановой побывали все мои близкие и далекие знакомые. Все были в невероятном потрясении, звонили мне наперебой и задавали один и тот же вопрос:
— Как она это делает, в чем тут секрет?
Что такое ясновидение
Вот как это объясняет сама Любовь Панова:
— Я просто слышу внутренние голоса. Они называют себя ангелами-хранителями. Когда мне задают вопрос, я слышу от них ответ. И я этот ответ повторяю вслух.
— А когда вы впервые услышали эти голоса и как это произошло?
— 12 лет назад, 27 декабря 1987 года. На рождественских праздниках мы с подружкой решили провести спиритический сеанс. Я уже давно увлекалась гаданием на картах, многое из того, что я говорила, сбывалось. На этот раз мы взяли блюдце, круг с нарисованными буквами и стали вызывать духов. Шутили, веселились.
И вдруг, когда я вызвала дух умершей бабушки, я неожиданно услышала ее голос. Так явственно, как будто она говорила мне прямо в ухо. Бабушка сказала мне: «Завтра, когда ты будешь одна, возьми в руки круглое зеркальце, напиши на нем по кругу буквы и используй вместо блюдца 3-копеечную монету.
Позовешь меня, и я скажу тебе что-то важное».
Я сначала подумала, что мне все это почудилось. Но на следующий день неведомая сила заставила меня сделать то, о чем просила бабушка. И я снова явственно услышала голос бабушки:
— Теперь ты будешь слышать голоса, которые будут рассказывать тебе будущее. Это станет для тебя делом жизни. К тебе будут приходить люди, много людей. Ты будешь уставать от них, но ничего уже поделать не сможешь. Тебе дается три дня срока, ты должна подумать и сказать: да или нет. Я не придала этому большого значения. Какие люди, какое гадание, почему я буду уставать
Источник: https://www.you-books.com/book/GarifzyanovPanova/Otkroveniya-Angelov-Hranitelej--1Nachalo
Икона Божией Матери Радость всех ангелов: значение, в чем помогает
Образ «Всех ангелов радость» является новописанной иконой, т.е. написанной в наше время. Прообразом для нее стал чудотворный образ «Благодатное небо», находящаяся в соборе Святого Архистратига Михаила (чаще его называют Архангельским собором) Московского Кремля, что стоит на Соборной площади в городе Москве. По легенде, икону «Благодатное небо» в качестве знака благословения от своих родителей привезла супруга великого московского князя Василия.
Икона «Радость всех ангелов» была преподнесена как дар Его Святейшеству — Патриарху Кириллу от архимандрита Феофилакта (Безукладников) на торжественной службе освещения вновь открытого после реставрации Воскресенского собора. Сейчас она входит в состав главного иконостаса собора НовоИерусалимского исторического ставропигиального мужского монастыря в г. Истра Московской области.
Несмотря на то, что святыня находится при монастыре, в соборе совершаются еженедельные богослужения, также по монастырю проводятся ознакомительные экскурсии и икона открыта для посещений.
Значение иконы Радость всех ангелов
Икона Божией матери «всех ангелов радость» изображает Пресвятую Богородицу, держащую Младенца, окруженную ангелами. Святая дева стоит на полумесяце, а ангелы парят над Богородицей, держа над ее головой корону. На полумесяце написаны слова, гласящие: «и луна под ногами ее».
Эти слова – часть строки Писания о конце света, означающей, что будет знамение жены (можно понимать, как Церковь, и как образ Божией матери), одетой в солнце, стоящей на луне, в венце из двенадцати звезд. Под полумесяцем изображен Новоиерусалимский монастырь.
В этой детали кроется отличие от иконы «Благодатное небо», с которой писали «Всех ангелов радость».
Можно также заметить, что символ полумесяца часто встречается на крестах над куполами церквей при монастыре, что связано с откровениями Иоанна Богослова о конце света.
Значение святого образа несет апокалиптический посыл: отсылая к библейской книге об Апокалипсисе, образ несет в себе видение будущего. Это можно расценить как предупреждение о неизбежно грядущем, как напоминание, что не всех ждет Царство Божие.
В чем помогает икона радость всех ангелов
Считается, что прошению к любой иконе нужна определенная молитва. Однако молитвы обращаются к самим святым, изображенным на образах, икона лишь передает образ святого. Если вера крепка и помыслы чисты, то прошение будет услышано.
Матери Божией возносят молитвы и прошения о здравии, о помощи в болезнях и недугах, о защите детей и матерей, о наставлении на путь истинный тех, кто с него сбился
Крепость веры, любовь и искренность в сердце помогут справиться с несчастьем, постигшим человека.
Также Святую Заступницу просят об исцелении женских недугов, о помощи в родах и беременности, о даровании дитя. Пресвятую Богородицу почитают как Покровительницу Материнства. Но это не означает, что нельзя просить Пресвятую Деву о помощи в делах семейных или о прибавлении ума. Молитвы святые будут услышаны, если в них нет греховного намерения или желания.
Существует множество икон, посвященных различным изображениям Божией Матери. Как и икона «Радость всех ангелов».
Несмотря на то, что специальных молитв, читаемых перед этой иконой, нет, можно обратиться к заступничеству и помощи Божией Матери любой молитвой, обращенной к Ней.
Молитвы к Святой Божией Матери
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.
(1 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-vseh-angelov-radost/
Игры ангелов
Елена Мунтян
Яркий образ каждого из балетных гениев неповторим так же, как и танец. Их можно назвать ангелами, парящими над нами: мы с восторгом любуемся ими, пытаемся подражать. Они повлияли – и своим танцем, и своей элегантностью – на историю. Искусства, стиля, моды.
Служители утонченного танца, балетные танцовщики, понимают что-то такое, чего не знаем мы. Это они чувствуют и выражают телом. Мы привыкли считать, что наше тело несовершенно, ему нельзя доверять, оно годится только для ежегодной диспансеризации с последующей госпитализацией. А люди танцующие напоминают нам о невообразимой мощи и возможностях человеческой оболочки – их тела идеально подготовлены для трансляции в мир энергии Вселенной.
Это ее волны чувствуем и мы, зрители, когда так необъяснимо трепещем при выступлениях танцовщиков. Потому они становятся в социуме фигурами не только заметными, но культовыми. Многие из балетных артистов способны генерировать волшебство только на сцене, в жизни им надо спрятаться, чтобы подзарядиться для очередного фейерверка.
Но иногда появляются личности, одаренность которых преодолевает условность театральных костюмов. Горение их настолько ярко, что каждый момент их повседневного существования интересен обществу. Они не только танцуют, но и формируют собственную «линию бытия», влияющую на эпоху, становятся символами изящества.
Прекрасное движение и элегантная одежда органично связаны. Согласно утверждению Ива Сен-Лорана, «платье начинается с движения, с жеста». Потому кутюрье предлагают, а люди, владеющие искусством совершенного жеста, показывают, как можно существовать в такой одежде.
И шире – как можно существовать по-другому.
Анна Павлова, первый лебедь
Сценический образ Павловой воспринимался как божественно прекрасный, ее называли воплощением души танца. Танцовщик Сергей Лифарь, вспоминая о своем первом впечатлении от танца Анны Павловой, написал: «Я увидел откровение неба и в те минуты не был на земле». Остались невероятные истории о том, как реагировали люди на искусство балерины в разных странах. В Индии зрители пали ниц и протянули руки к небесам, благодаря их за явление божества.
В Швеции карету танцовщицы потрясенная толпа в полной тишине несла на руках до отеля, боясь единым звуком или неосторожным движением потревожить балерину. Король Испании присылал букет роз к каждому выступлению. «Невозможно представить себе иного тела, которое было бы так же прекрасно сложено для танца, – восхищался ее современник. – Удлиненное и хрупкое, но без худобы, с очень маленькой головкой, похожей на миндаль, зажатый в объятья двух черных бандо.
Павлова напоминает нимф Боттичелли, этих летучих музыкантов, парящих над цветниками».
Миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса Михаил Фокин придумал для Анны Павловой. Говорят, шедевр родился в считаные минуты во время импровизации балерины. Утверждают даже, что Фокин таким образом отдал ей денежный долг. Сколько раз с тех пор склоняли невыразимо прекрасные шеи на трепещущие руки Галина Уланова, Иветт Шовире, Майя Плисецкая, Ульяна Лопаткина.
Тысячи сердец при этом останавливались, десятки тысяч глаз прослезились от избытка нежности.
Анне Павловой суждено было стать первым умирающим бессмертным лебедем. В 1910 году ювелир Рене Лалик в честь Павловой создал кольцо: два лебединых крыла обрамляют лицо. Потом это кольцо оказалось у балетмейстера Мориса Бежара, он подарил его «той, кому оно должно принадлежать по праву» – Галине Улановой, родившейся в 1910 году.
И биография Павловой, естественно, была насквозь мифологизирована. До сих пор неизвестно, была ли она внебрачной дочерью питерского банкира или же ее отец принадлежал к загадочному племени крымских караимов.
Действительно ли, родившись недоношенной, она первые недели пролежала в вате, словно нежный птенец. Был ли скандально известный барон Виктор Дандре, на протяжении тридцати лет неизменно сопровождавший и опекавший Павлову, ее законным супругом.
И было ли последней фразой, произнесенной Анной Павловой перед смертью: «Приготовьте мне костюм лебедя».
«Образ человеческий» великой балерины скупо отражен в воспоминаниях очевидцев и в нескольких изречениях, якобы принадлежащих ей. Разумеется, в повседневности была она капризна, нервна и сумбурна, могла, к ужасу прислуги, запустить туфлей все в того же преданного Дандре.
Может быть, все сказано ее фразой: «артист должен знать о любви все – и научиться жить без нее». Конечно, Павлова была трудоголиком: постоянные турне, от Австралии до Аргентины, по Соединенным Штатам, по Европе, две тысячи стоптанных балетных туфель в год.
Она организовала балетную школу для сирот, была строга с девочками, не поощряла их увлечения нарядами и кино, водила воспитанниц в музеи.
В двадцатые годы прошлого века и в Старом, и в Новом Свете поклонение перед балериной приняло масштабы «павломании». Были выпущены шоколадные конфеты «Pavlova» с ее автографом на коробках.
В Австралии и Новой Зеландии в1930-е годы создан десерт под названием «Павлова» из воздушных белых безе с фруктами. Французская парфюмерная фирма «Payot» с 1922 года стала выпускать духи, туалетную воду и мыло ее имени.
Садоводы вывели сорт роз «Павлова» пепельно-розового цвета с бесчисленными лепестками, напоминающими пачку балерины.
Индустрия моды тоже живейшим образом реагировала на столь сильный раздражитель.
Павлова протежировала русским Домам моды в Париже: одним из ее личных кутюрье был Пьер Питоев, а программку выступлений труппы Павловой в парижском «Театре Елисейских полей» в мае 1928 года украшала реклама Дома моды князя Феликса Юсупова — «Ирфе».
Балерина носила и рекламировала меха, в феврале 1926 года в Париже она позировала для обложки L’Оfficiel в панбархатном манто, отороченном соболями модельного дома «Дреколь».
Меховые манто Павлова сочетала с изысканными и затейливыми шляпами – эта ведь была эпоха модерна. Анна Павлова ввела моду на драпированные, в испанской манере расшитые шали с кистями, которые умела носить с неподражаемым шиком.
Можно себе представить, как элегантно куталась она в шаль, сидя в казино Монте-Карло! Балерина была азартным игроком, а когда проигрывала, от волнения начинала лепетать и вести себя совершенно по-детски – присутствующие выстраивались в очередь за автографами и умоляли принять деньги в долг, чтобы она могла отыграться.
Придя в бутик известной фирмы, Павлова начинала с того, что восхищалась приглянувшейся вещью, но затем на ходу принималась придумывать, как можно ее усовершенствовать: «Настоящий шедевр! Нужно только убрать карманы, здесь укоротить, здесь расширить, отпороть воротник, а вместо него пришить что-то вроде этого». Дома моды считали за честь платить ей и за идеи, и просто за то, чтобы она согласилась носить их изделия.
Все, к чему прикасалась эта женщина, становилось изысканным и входило в моду. Она, безусловно, владела волшебством и легко творила чудеса. Как ядовито высказалась одна из балерин дягилевского балета: «Павлова не играла, только когда спала. Но я ни разу не видела ее спящей.
А очень хотелось бы».
Во время гастролей балерины в США на вечере некой миссис Винсент главным подарком гостям была огромная корзина с розами, из которой выпорхнула Анна Павлова в очень открытом платье из лепестков роз, ей заплатили за это 500 долларов, в 20-х годах прошлого века эта была большая сумма.
Но отношение самой Анны Павловой к декоративным играм общества выразилось в другой приписываемой ей фразе; во время последней болезни балерина указала на платье, роскошное творение парижского кутюрье, и произнесла: «Лучше бы я потратила эти деньги на своих сирот».
Павлова символизирует отстраненный и строгий взгляд ангела, который знает о человеческих страстях, но не живет ими, и потому может дать людям лекарство.
Ида Рубинштейн, демон декаданса
Назвать ее гением танца, конечно, преувеличение. Скорее она была гением стиля. Воплощением эпохи декаданса. Ходячее произведение искусства. «Тощая, длинная, синеватая г-жа Рубинштейн, – удивлялся вроде бы ко всему привычный парижский денди Жан Кокто. – На сцену вносили сверток тканей. Устанавливали посреди сцены.
Разматывали, раскручивали его. И нашим глазам являлась г-жа Ида Рубинштейн с такими тонкими ногами, что можно было подумать, будто перед нами нильский ибис».
Современники, не в силах отвести от нее взгляд и найти точное определение своим чувствам, изощрялись в эпитетах кто во что горазд: «длинная как день без хлеба», «нездешняя сомнамбула».
Ида была наследницей огромного состояния, ее причуды не раз подвигали богатых родственников принудительно лечить ее от страсти к сцене как психически ненормальную особу. Они боялись, что она растранжирит сотни тысяч золотых рублей; но оказалось, что Ида смогла вложить семейный капитал лучше, чем все банкиры ее времени, вместе взятые (вкладывайте деньги в произведения искусства, господа).
Ида мечтала сыграть роль Саломеи. Ей доступен был вариант, который назывался «купить самых талантливых»; для постановки спектакля она наняла режиссера Мейерхольда, композитора Глазунова, художника Бакста и хореографа Фокина, который стал учить ее двигаться.
Так в 25 лет она дебютировала как танцовщица. Отдельно от спектакля она исполняла «Танец семи покрывал» (очевидно, именно этот танец был ее навязчивой идеей, о чем и догадались умные родственники). В финале танца Саломея оставалась в одних бусах.
Станиславский назвал артистку «бездарно голой».
Когда Ида Рубинштейн вместе с труппой Дягилева перебралась в Париж, она сразу стала модной темой разговоров и статей. Жан Кокто написал, что Дягилев «вывез г-жу Рубинштейн из еврейского гетто». На самом деле это Ида вывезла Дягилева, щедро профинансировав «Русские сезоны». У Дягилева изображала Клеопатру и Шехеразаду, и поскольку каждый любопытный спешил посмотреть, что же это за чудо, были и сборы и популярность.
«Клеопатра сходила с котурнов полуобнаженная, нечеловечески высокая, с волосами, покрытыми голубой пудрой. Царица Египта постепенно лишалась своих покровов и предавалась любовному экстазу у всех на глазах, причем лишь в самый критический момент являлись услужливые придворные дамы, окружавшие занавесками ложе любовников»
Фокин хвалил ученицу за лаконизм и выразительность – ее неспешная эротичная пластика впечатляла зрителей.
Источник: https://story.ru/istorii-znamenitostej/istoriya-tsivilizatsii/igry-angelov/