Что значит блудный сын

Блудный сын: понятные и непонятые образы

что значит блудный сын

Наступает неделя о блудном сыне. Чему учит христиан евангельская притча, которую, кажется, мы знаем наизусть? Размышляет протоиерей Александр Агейкин.

Протоиерей Александр Агейкин. Фото Юлии Маковейчук

Для меня притча о блудном сыне — это яркое описание типажей человека, сделанное Самим Христом. Но, к сожалению, мы не научились в этой притче видеть всю полноту. Мы забываем, что там представлены не только два персонажа: нерадивый блудный сын и отец. Там представлен и второй сын — верный.

Блудный сын для каждого из нас понятен — это образ нашего грехопадения, нашей жизненной гордыни. Все мы ежечасно и ежеминутно берем у Бога свою часть наследства в виде каких-то жизненных устремлений и привязанностей. Легко узнать себя в образе возвращающегося домой и принятого отцом блудного сына.

Но кто из нас признает себя в том брате, который, возвращаясь после трудов с поля, увидел отцовскую радость о вернувшемся блудном сыне и пир, который устроил отец в его честь? И в сердце старшего брата рождается обида: «Я всегда был с тобой, а ты мне даже маленького козленка не дал с друзьями за трапезой разделить!».

Блудный сын: потерянный и найденный

Блудный сын — «Где ты был раньше?»

Эта притча не только о тех людях, кто уходит, отпадает, а затем, придя в себя, возвращается, но и о тех, кто живет в Церкви, но которым обиды и отсутствие любви не позволяют жить в радости и принимать с радостью своих братьев.

Это же мы, верные христиане. Это о нас. Приходит человек в церковь — и мы его встречаем не радостью, а обидой: где это он болтался? Сейчас он задумался, мысль о покаянии ему вдруг в голову взбрела, а где ж он раньше был? Мы, которые всегда в церковь ходили, молимся — мы достойны быть христианами!

Радоваться вернувшемуся

Перед Богом все равны: и тот, кто ушел, а потом, «придя в себя», вернулся с покаянием, и тот, кто всегда с Богом. Радость о кающемся грешнике сегодня почему-то рождается только на небесах, а не в нашей повседневной церковной жизни, не среди воцерковленных людей.

Мы не научились радоваться возвращению каждого человека — вот та ценная мысль, которую я вижу в этой притче. Мы не должны задумываться о том, где брат промотал имение и почему именно сейчас вернулся домой.

— Неделя о блудном сыне: толкование, проповеди, иконы

Для того Церковь нам и предложила в эту подготовительную неделю перед Великим постом притчу о блудном сыне, чтобы мы научились чаще заглядывать в себя, узнавать себя в евангельских персонажах. Для того нам и само Евангелие дано, чтобы мы научились сверять свою жизнь с ним, а не просто наслаждаться чудными глаголами и красочными притчами Божьими.

Любовь отеческая: сын остается сыном

В притче есть образ отца. В нем Господь нам показывает Свою безграничную любовь. Есть абсолютная «свобода», которую предлагают человеку соблазны, и есть Божественная любовь, которую никакой человеческий грех не может превзойти.

Она нам дает силу, надежду и упование, потому что нет такого момента, когда бы мы не могли прийти в себя и вернуться к Богу, прося Его помощи, как блудный сын: «Я не достоин быть Твоим сыном, но хотя бы как наемника прими меня, потому что я не могу без Тебя — я без Тебя погибаю».

И Господь не только прощает, но и покрывает все любовью. Сыновнее достоинство человеческое не убывает. Господь в этой притче отвечает на вопрос, насколько каждый человек дорог Ему — как родной сын. И никакие обстоятельства — своеволие, своенравие, гордыня человеческие на фоне Божественной любви не могут стереть этих отношений Отца и сына, Бога и человека, предстояния человека — сына, а не раба, трепещущего от страха — перед Богом.

Источник: https://www.pravmir.ru/otec-i-synovya/

Неделя о блудном сыне

что значит блудный сын

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какую религию приняла Русь

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал:сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил:что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Лк. 15:11-32

 

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;

6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Также читайте 136 в переводах:

— Кулакова

— по-церковнославянски

— Юнгерова

— Аверинцева

Источник: https://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludnom-syne/

 ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

11 У некоторого человека было два сына;
12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Галина

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред Тобою
19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

(Лк. 18:10-14).

Толкование притчи о блудном сыне

За Божественной литургией читается евангельская притча о блудном сыне, который получил от отца часть наследства и прогулял его. После того, как наследство закончилось, этот сын осознал свою греховность и со смирением возвратился в отчий дом, поклонился отцу и раскаялся в своих поступках. Отец, видя искреннее раскаяние, милосердно простил все и с радостью принял его.
Эта притча учит нас о необходимости покаяния в своих грехах для того, чтобы получить милость Господа.

У некоторого человека было два сына.
Два сына – это образы грешника и кажущегося праведника, которых мы лучше знаем, как книжниками и фарисеями.Младший сын вырос, возомнил себя уже опытным в жизни и попросил отца, согласно закона Моисеева (Втор. 21:17), полагающуюся ему часть отцовского имения.

По закону ему полагалась треть наследства, а старшему брату – две трети.

Получив желаемое, младший сын отделился от отчего дома и решил уйти жить самостоятельно в “дальнюю сторону”. На “воле”, без контроля отца, он пустился в блуд и быстро промотал свое богатство.

Когда человек, наделенный от Господа духовными и телесными дарованиями, чувствует тягу к греху, он отвергает жизнь по Божиим Законам и начинает расточать свои дарования.

Настал великий голод.
Под голодом можно понимать любое бедствие. Но оно не приходит из ниоткуда, это Бог,  в наказание,  посылает зарвавшемуся в своих грехах человеку испытания, чтобы он остановился и покаялся. Слово “наказание” от Господа мы привыкли воспринимать, как гнев Божий, c “громом и молниями”, но лучше к нему относиться, как к синониму слова “указ, научение”.

Этому сыну пришлось “пасти свиней”, что для настоящего иудея было унижением, свинья считается нечистым животным. Когда грешник оказывается сильно привязанным к чему-то, внутри у него разжигается греховная страсть, которая часто доводит его до  унизительного состояния.  Сын уже находился в таком поверженном состоянии, что даже “рожков” никто ему не давал (прим. рожки — это плоды дерева, которыми питаются свиньи).

Наконец он, как после тяжелой болезни, которая сопровождается потерей сознания,  он все-таки сумел “прийти в себя”. Очнулся, начал оглядываться вокруг и понимание своей греховности стало приходить к нему.

Встану, пойду к отцу моему
 Это уже желание найти выход из тяжелой ситуации, он стал понимать, что необходимо выйти из греха и покаяться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто у Бога мать

Согрешил против неба и пред Тобою
Сын вспомнил, как ушел из дома и отверг любовь своего Отца “и уже недостоин называться сыном твоим”. С этими словами начинается искреннее раскаяние грешника, смирение и осознание своих проступков.
Он уже искренне желает возвратиться в отеческий дом на любых условиях, пусть даже он будет там не как сын хозяина, а как обычный наемник “прими меня в число наемников твоих”

Отец, увидев своего возвратившегося сына, с радостью встречает его, обнимает и целует его. Вместо одежды рабов, сыну приносят самые лучшие одеяния, в честь его возвращения устраивается пир. Таким образом, мы видим, насколько милосерден Господь к искренно раскаявшимся грешникам. А вместо потерянных через грехи даров и благ, Бог, по своей щедрости,  наделяет новыми.

Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся
Грешник, отдалившийся от Бога, тот же мертвец, поэтому обращение греховных людей к Господу – это как воскресение из мертвых.

В это время пришел старший брат, но узнав, по какому поводу веселье в доме, “он осердился и не хотел войти”.  Внешне праведный и строгий по отношению к закону, в душе это холодный и бездушный книжник и фарисей, который не захотел иметь никаких дел с мытарем и грешником.  Так же, как и фарисеи осуждали Иисуса Христа за общение его с “низкими” грешниками.

Вместо общей радости, старший сын стал выговаривать отцу о своих заслугах “вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего”. У него сидит обида на брата “а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка”

Ты всегда со мною и все мое – твое
В этом ответе показывается, что фарисеи, у которых есть закон, имеют доступ к Богу и ко всем Его благам, но не владеют ими из-за своей жестокости и бессердечия.

Изречения святых отцов на евангельскую притчу о блудном сыне:

Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет, проси, грешник, щедрот у Господа

Прп. Ефрем Сирин

Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние

Прп. Нил Синайский

Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.

Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души

Свт. Иоанн Златоуст

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/nedelya-o-bludnom-syne/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как общаться со своими ангелами

Закрыть