Сколько деноминаций в христианстве

Кто такие пятидесятники?

Сколько деноминаций в христианстве

Пятидесятники — это последователи одного из протестантских направлений, которое возникло в начале XX века в США.

Название деноминации происходит от христианского праздника Пятидесятницы (Троицы)

 — когда на апостолов сошел Святой Дух, и они начали говорить на «иных языках».

История

Пятидесятничество возникло из одного из протестантских движений — «движения святости» (Holiness movement). Там практиковалась глоссолалия (см. ниже) и «крещение Духом и огнем».

В 1906 г. в лос-анджелесе на базе одной из таких общин началось т.н. «пробуждение на азуза-стрит» (azusa street revival)

 — массовая публичная глоссолалия и проповедь возвращения «даров Духа» в христианские церкви. Это было впоследствии названо первой «волной» пятидесятничества. Движение быстро стало распространяться по всему миру. В 1914 г. была создана первая организация пятидесятников — Ассамблеи Бога. Из них в 1916 г.

в результате доктринальных расхождений выделились т.н. «единственники» (унитарии), или «иисусники» (Jesus-only movement). Впоследствии пятидесятники, принадлежащие к первым союзам, отказались от бурных проявлений на богослужениях и от современной музыки на богослужениях.

Такие пятидесятники называются «классическими».

Вторая «волна» пятидесятничества, или харизматическое движение, возникла в конце 1950-х гг. Туда вошли представители христианских деноминаций (включая католиков и православных), практикующие глоссолалию и крещение Святым Духом в пятидесятнической трактовке.

Формально харизматы (Charismatics) не входят в пятидесятнические деноминации, а остаются в своей конфессии на положении особой группы. В католической церкви существует группа католиков-харизматов (около 33 млн), у которой есть особый поставленный Папой кардинал.

Третья «волна», появившаяся в 1970-е, — это харизматы, вышедшие из своих конфессий, и ряд местных общин (в основном в Африке, Азии и Латинской Америке), создавшие свои деноминации — т.н. «неохаризматы» (Neocharismatics).

Ряд неохаризматических церквей называют себя «церквями полного Евангелия» (впрочем, так могут называться и некоторые общин классических пятидесятников). По стилю и богословию неохаризматы напоминают раннее пятидесятничество с его акцентом на эмоциональных переживаниях, исцелениях и чудесах.

Особо следует отметить афрохристианские церкви пятидесятников, представляющие собой смесь африканской (языческой) и христианской традиций.

Численность пятидесятников в мире — около 279 млн чел. (на 2011 год), больше всего — в Китае (54 млн), Индии (33 млн), Бразилии (35 млн), США и на Филиппинах (по 20 млн), Нигерии (ок. 19,1 млн), Индонезии (ок. 9,5 млн), Республике Корея (ок. 7,5 млн), Кении (ок. 6,2 млн), Чили (ок. 2,3 млн).

Особая история — пятидесятники в России (самоназвание — христиане веры евангельской). Отдельные группы верующих, которые начали «говорить на иных языках», появились еще в 1907 г. В 1911 г.

в Гельсингфорсе (сейчас — Хельсинки), столице Финляндии, входившей в тот период в состав Российской империи, возникла церковь пятидесятников-унитариев. В 1913 г. такая же община община появилась в Петербурге.

Общины пятидесятников возникали на основе баптистских и евангелических церквей и считали себя преемниками исконных русских протестантских традиций.

В 1926 г. по инициативе видного пятидесятнического деятеля и.е. воронаева был образован первый союз пятидесятников на территории россии. 

Воронаевцы называли себя «христианами евангельской веры» (ХЕВ), или «омывающими», так как считали, что омывать ноги необходимо во время каждого хлебопреломления.

В 1928 г. начались гонения на пятидесятников со стороны советской власти. В 1945 г. между пятидесятническими епископами и лидерами Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов было заключено соглашение о вхождении П. в эту организацию. Однако уже в 1948 г.

начался постепенный отток пятидесятников из этого союза, поскольку баптисты запрещали глоссолалить на богослужениях. В 1956 г.

в Украине был создан союз нерегистрированных пятидесятников, включавший в себя и российских единоверцев, который провозгласил своей целью евангелизацию, запрещенную законодательством.

С конца 1980-х гг. была легализована миссионерская деятельность, благодаря которой в церкви пятидесятников пришло множество новых верующих. С 1990-е гг. церкви пятидесятников объединились в несколько союзов и ассоциаций.

В 1990-х гг. произошло идеологическое размежевание российского пятидесятничества на три условные группы. 

«Традиционное» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на «ультраконсерваторов» из первой «волны» американского пятидесятничества, отрицательно относится к «осовремениванию» богослужения, осуждает чрезмерное увлечение других групп пятидесятников «духовными дарами» и отказывается от отношений с государством.

«Умеренное» пятидесятничество, как и «традиционное», ориентируется в своем богословии на первую «волну» американского пятидесятничества, но на более умеренное его крыло; не принимая бурных эмоциональных проявлений на богослужениях (криков, падений и т.д.), в целом лояльно относится к «осовремениванию» богослужения.

«Новое» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на третью «волну» американского пятидесятничества, выступает за использование массовой культуры в богослужении для придания ему современности и привлекательности для молодежи, а также пропагандирует активное использование «даров Духа».

На начало XXI в. в России проживает около 900 тыс. пятидесятников всех направлений.

Вероучение

У пятидесятников нет единой доктрины, разные группы могут довольно сильно различаться по вероучению. Однако есть положения, разделяемые всеми пятидесятниками, помимо общехристианских доктрин.

2. Учение о «дарах Духа»,

согласно 12 главе Первого Послания к Коринфянам (вера (большая, чем у всех остальных), дары исцеления, чудотворения, слово мудрости, слово знания, различение духов (способность определять, что истинно, что ложно), пророчество, говорение на языках (глоссолалия), истолкование языков (не перевод глоссолальной молитвы, а передача ее настроения) и «дарах служения»: Также выделяется девять «даров служения»: апостол, пророк, евангелист, пастор, учитель. Апостол — это основатель церкви, пророк видит волю Бога для церкви и отдельного человека и может предсказывать будущее, евангелист проповедует Слово Божие, пастор — духовный наставник, учитель — толкователь Писания.

3. Учение об исцелении 

— Христос принес людям не только духовное спасение, но и избавление от физических страданий. В разных церквях пятидесятников есть разные мнения по поводу разных аспектов этого учения: насколько исцеление обязательно для всех, все ли могут исцелять, как следует относиться к обычной медицине и т.п.

4. Учение о тысячелетнем царстве Христа, 

которое будет после (так считает большинство) или до Его второго пришествия, а также учение об эсхатологической роли еврейского народа и Израиля — в конце времен народ Божий «по плоти» и народ Божий «по духу» сольются воедино. Признаком «последних времен» считается возвращение евреев на историческую родину (чему пятидесятники стараются способствовать) и создание государства Израиль. Как правило, пятидесятники тесно взаимодействуют с мессианскими евреями.

Большинство пятидесятников признаёт учение о Троице, но есть и «единственники».

Доктринально из третьей «волны» пятидесятничества выделяется т.н. Движение веры (Word of Faith movement), основоположники которого учат о магическом значении произносимых верующим слов, а отсюда — о необходимости произнесения только «позитивных слов». В Движении веры также присутствует особый акцент на обязательном исцелении и финансовом процветании верующих.

Организация

Пятидесятники организованы в независимые союзы и ассоциации с большой автономией общин. Управляет общиной пастор вместе с церковным советом. Поддерживается строгая церковная дисциплина. У классических пятидесятников пастором может быть только мужчина, харизматы и неохаризматы, как правило, признают и женское священство.

Богослужебная практика

отличительная особенность богослужения пятидесятников – глоссолалия, или «говорение на языках» — произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков. 

Это явление считается сакральным языком общения с Богом и признаком дарования сверхъестественной силы.

Само богослужение обычно делится на две части — «прославление», во время которого песнопения поются более энергично, и «поклонение», во время которого играется более спокойная музыка.

В ряде общин пятидесятников (преимущественно харизматического толка) на богослужении практикуются яркие эмоциональные проявления: крики, падения, плач, смех и т.п.

В разных общинах в зависимости от установок пастора используется разный набор музыкальных инструментов и принимаются разные музыкальные стили на богослужении (в каких-то церквях могут играть даже «христианский метал» или «христианский рэп»).

Крещение, которое считается таинством, совершается над людьми сознательного возраста (как правило, в 12–18 лет) в большинстве общин путём полного погружения. После водного крещения (а иногда и перед ним) следует т.н.

крещение Святым Духом — возложение рук с молитвой о ниспослании крещаемому Святого Духа, во время которой верующий впервые начинает «говорить на языках». Раз в месяц практикуется хлебопреломление (причащение).

В некоторых общинах практикуется омовение ног перед хлебопреломлением.

Источник: https://syg.ma/@okuropatkina/kto-takiie-piatidiesiatniki

Христианство или секта? | Христианская миссия «Новая жизнь»

Сколько деноминаций в христианстве

Как отличить настоящее христианство от подделки?

Возможно, вам уже приходилось сталкиваться с фальшивыми деньгами. Тогда вы знаете, что отличить подделку от настоящей банкноты непросто. Именно поэтому кассиры внимательно проверяют каждую купюру, а в кассах банков висят плакаты, объясняющие, по каким признакам можно удостовериться в подлинности денежных знаков.

Аналогичным образом сегодня в мире есть много религиозных течений, называющих себя христианскими. Понять, какие из них говорят правду, человеку неподготовленному довольно трудно. Для того, чтобы немного облегчить вам задачу, мы подготовили этот материал.

Все религиозные течения чем-то отличаются друг от друга. Даже между христианскими конфессиями есть некоторые различия — иногда поверхностные, иногда глубокие и серьезные. Однако все христиане одинаково принимают и исповедуют одни и те же истины, которые можно назвать историческим христианством.

Как узнать Бога лично?

Какие ключевые доктрины являются неотъемлемой частью вероучения в историческом христианстве?

  • Авторитет Библии: Библия — это безошибочная книга, которую создал Бог руками пророков, апостолов и евангелистов. Все христианские течения признают ее непререкаемый авторитет и в своем богословии опираются именно на нее.

Христианское вероучение основано на Библии. Стоит ли доверять ей?

  • Триединство Бога: Есть только один истинный и живой Бог, сотворивший вселенную. Этот Бог триедин, то есть три божественные Личности (Отец, Сын и Святой Дух) обладают одной и той же божественной природой.
  • Божественная и человеческая природа Христа: Бог-Сын, Иисус Христос, облекся в совершенную человеческую природу, чудесным образом родившись от непорочной Девы по имени Мария.
  • Смерть Христа за грехи — путь спасения человека: Иисус Христос победил смерть, воскреснув из мертвых, и вернулся на небеса к Отцу. Всякий искренне верующий во Христа и раскаявшийся в своих грехах получает прощение и вечную жизнь.
  • Иисус грядет: Однажды Иисус Христос вернется, чтобы совершить суд над человечеством, и тогда прощенные войдут в вечное Божие царство. А тех, кто не захотел уверовать во Христа, ожидает вечное мучительное существование без Бога.

Ни одну религиозную группу, которая не признает и не исповедует эти учения, нельзя назвать христианской в историческом смысле слова. Это не означает, что нехристианские течения непременно опасны для вашей жизни и здоровья или что их последователи — обязательно нехорошие и неприятные люди. Но если вы хотите познакомиться с настоящим, а не поддельным христианством, в таких течениях его не найти.

В современных публикациях подобные группы, исповедующие и проповедующие поддельное христианство, называют «сектами», «культами» и «новыми религиозными движениями». У каждого из этих терминов есть много разных определений, но чаще всего их используют не из желания кого-то оскорбить или унизить, а просто для обозначения определенного вида религиозных течений — так же, как мы говорим «церковь», «конфессия» или «деноминация».

Существует ли Бог?

Группы эти весьма разнообразны. Некоторые из них откровенно отрицают историческое христианское учение. Другие сектантские группы пользуются христианской терминологией, но вкладывают в эти слова совершенно небиблейский смысл. Отрицания даже одного принципиального учения христианства достаточно, чтобы считать группу культом. Но культы, как правило, отрицают или искажают целый ряд библейских учений. Вот некоторые примеры.

Что обязательно должно насторожить в учении группы?

Как используется Библия (внебиблейский источник авторитета):

Зачастую подобные группы считают Библию устаревшей и недостоверной. Они искажают ее исторический текст в угоду собственным учениям, дополняя ее новыми откровениями и пророчествами.

https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk

Самые важные из этих истин, общие для всех христиан, были записаны во вселенских Символах Веры: Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском.

Принижение роли и величия Христа:

Большинство последователей поддельного христианства искажает библейский образ Христа. Одни считают Его простым человеком, другие — сотворенным ангелом. Встречаются и те, кто отрицают Его непорочное зачатие и воскресение, утверждая, что на самом деле Он только притворялся человеком.

Кто такой Иисус Христос?

Акцент на исключительности группы:

Зачастую вероучение таких групп подчеркивает собственную исключительность в вопросе спасения. Участники группы верят в то, что они — единственные спасенные люди. А остальные обречены на погибель потому, что не разделяют учения секты. При этом члены секты стараются намеренно отделиться в своем образе жизни от традиционных ценностей и общества.

Роль лидера:

Лидеры сект часто претендуют на беспрекословный авторитет среди участников группы и склонны к высокому уровню контроля. Иногда основатели или руководители сект выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа. Другие заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил.

Представление о центральной роли группы в событиях последних времен:

Зачастую секты чрезмерно сосредоточены на попытках определить и назвать конкретную дату пришествия Христа или конца света, возбуждая страх перед близким концом света.

Узнайте во что мы верим

Знать основы христианского вероучения — самый верный способ не ошибиться

Понять, что вы имеете дело с псевдохристианской группой, не так просто. Название ее чаще всего вам ничего не скажет. Количество верующих само по себе тоже ни о чем не говорит. Иногда вас может насторожить необычное поведение людей, но зачастую при первом знакомстве вы ничего подозрительно не увидите. Насторожиться следует в том случае, если вы заметите, что от вас что-то скрывают.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Иосиф отец Иисуса

Однако по-настоящему надежным критерием является только учение. Все секты и культы так или иначе искажают библейское учение и отвергают историческое христианство, существовавшее две тысячи лет, в пользу новых идей (возникших, как правило не более 100–150 лет назад). Чем больше вы знаете о настоящем христианстве, тем труднее вас обмануть.

Помните: чтобы распознать любую хитрую подделку, нужно хорошо изучить оригинал!

Помните — вы не одни!

Если у вас появились вопросы или вы хотите поделиться чем-то, что вас беспокоит, просто заполните эту форму. Мы свяжемся с вами, чтобы выслушать и поддержать. Все вопросы и разговоры полностью конфиденциальны.

Enable javascript in your browser if this form does not load.

Источник: https://www.newliferussia.ru/ru/faith/sect.html

Ученые выяснили, какие религии скоро могут исчезнуть

Сколько деноминаций в христианстве

ДУШАНБЕ, 1 мая – Sputnik. Ученые предрекают существенное изменение религиозной картины мира уже к 2060 году. Во многом это связано с демографическим кризисом в Европе, однако есть и другие, более глубокие проблемы. О том, какие конфессии могут скоро уйти в прошлое, — в материале РИА Новости.

Ежегодно в Европе закрываются десятки христианских храмов и строится примерно столько же мечетей. Давно идущие разговоры об «исламизации Европейского континента» подтверждаются статистически. Исследователи авторитетного социологического центра Pew дают неутешительный для христианства прогноз.

Проанализировав динамику конфессий при помощи современных методов социологии демографии, они сделали вывод, что численность христиан к 2060 году (то есть всего через одно поколение) увеличится на 34 процента, а мусульман — на 70.

Россия, самая крупная на Европейском континенте христианская страна, согласно прогнозам Pew, уже через 40 лет выпадет из десятка государств с наибольшими христианскими общинами. Сейчас с этим вероисповеданием ассоциируют себя 73 процента россиян — 4,5 процента общемирового числа христиан.

Помимо России, ощутимо сократится христианская община в Китае и Германии.
Главной же мировой религией, которая займет место христианства, как утверждают эксперты, станет ислам. Причем основным драйвером этого процесса выступят вовсе не страны Ближнего Востока, а Индия и США.

Индия — за счет стремительного общего увеличения населения, Америка — благодаря массовой иммиграции.

Пророчества социологов раздражают американский истеблишмент. В публичном пространстве все больше нападок на мусульман. Причем исламофобской риторикой не брезгует даже президент Трамп.

Уже третью неделю в США не утихает скандал вокруг первой в истории страны «конгрессвумен в хиджабе» Ильхан Омар. Рассуждая об исламофобии в американском обществе, она назвала боевиков, совершивших теракты 11 сентября 2001 года, «людьми, которые кое-что сделали». Эту фразу, вырванную из контекста, растиражировали СМИ, спровоцировав настоящую травлю мусульманки. По словам Омар, после вмешательства в скандал Трампа в ее адрес посыпались угрозы.

Мусульманская община США, согласно ряду исследований, уже к 2040 году может стать второй по численности после христианской. Сейчас в стране, по официальным данным, 3,3 миллиона мусульман — один процент населения.

«Христианство в упадке: два к трем»

В Европе картина схожая: на одну христианскую семью приходится в среднем два ребенка, на одну мусульманскую — три.

Существенное увеличение численности мусульман привело, например, к тому, что Минобороны Германии в апреле ввело должность полкового имама: в бундесвере служат более трех тысяч последователей пророка.

Sputnik

А вот христианская община за последние пять лет сократилась на полтора миллиона. Это бьет прежде всего по Лютеранской церкви, которая находится в тяжелейшем кризисе: храмы закрываются, паствы все меньше.

«Можно допустить, что какие-то либерально-христианские конфессии, например лютеране и методисты, либо исчезнут совсем, либо останется несколько приходов», — рассуждает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Ирония в том, что эти конфессии — одни из старейших в протестантизме. Лютеранство возникло в Германии в XVI веке, методизм — в XVIII веке в США, где несколько местных общин отделились от англиканства.

В Церкви Англии тоже большие проблемы. Еще два года назад ее руководство забило тревогу: большинство священников к 2020-му уйдут на пенсию, а заменить их некем. Правительство Великобритании запустило специальную программу дотаций — молодым священникам доплачивают из госбюджета. Правда, ощутимого результата, судя по заявлениям духовенства, это пока не принесло.

За 15 лет в Британии закрыли более 500 церквей — некому в них ходить. Опустевшие храмы превращают в концертные площадки, гостиницы и даже в бары.

Низкая рождаемость — не единственная причина оттока прихожан из методистских, лютеранских и англиканских общин. Сейчас в мире, по словам Лункина, наблюдается спрос на консервативные религиозные учения, а эти течения слишком либеральны. К примеру, Лютеранская церковь Норвегии разрешила священникам венчать гей-пары. Кстати, главный епископ этой церкви — женщина. В Англиканской церкви тоже нет единого мнения о допустимости гей-браков и женского священства.

«В христианском мире возникают новые направления. Если лютеранские церкви в Германии, Норвегии или Швеции либеральны, то их «дочерние» общины в Африке и Азии более консервативны и фактически уже самостоятельны. А самое активно развивающееся течение — евангельский протестантизм (возник в XVIII веке; согласно этому вероучению, спасение человека возможно только через личную веру. — Прим. ред.), который по самому своему духу консервативен», — отмечает Лункин.

«Либеральные христианские течения пребывают в упадке потому, что, как сказал один известный пастор, пытаются продать то, чего у них уже нет. Зачастую они даже не провозглашают свое учение абсолютной истиной и не предъявляют жестких требований к верующему. Тем самым они размывают христианское мировоззрение», — добавляет он.

Компьютерные вызовы

Вообще, по мнению исследователей, религиозные течения исчезают по разным причинам.

«Демография — фактор только для локально-этнических вероучений. С одной стороны, шумеры исчезли, а с ними и их религиозные традиции. С другой — античные религии ушли с исторической сцены, а греки сегодня ассоциируются прежде всего с православным христианством. Персы (иранский народ. — ред.

) когда-то были зороастрийцами, но сейчас большинство из них — мусульмане. Религиозное и этническое не так крепко связано, как многие стараются продемонстрировать в последние годы.

В конечном счете для большинства масштабных религиозных традиций этническая идентичность верующего находится на втором плане», — отмечает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

В основном же религии уходят с исторической сцены из-за неспособности меняться, из-за нежелания учитывать особенности новой эпохи и ее вызовы.

«Традиции, ничего не способные предложить технизированной молодежи, основным воспитателем которой выступает интернет, воспринимаются архаичными, отжившими. Судьба их незавидна», — считает Костылев.

Согласно последним исследованиям, наиболее уязвимы те религиозные течения, которые «досконально следуют национальной традиции». Это, например, синтоизм (традиционная религия Японии), шаманские религии Сибири и Дальнего Востока, верования африканских племен.

Правда, некоторые национальные религии порой сильно трансформируются и уже абсолютно не похожи на свой «прототип». Пример тому — неоиндуизм, весьма популярный сейчас в Западной Европе и США.

А в целом исчезновение одних религиозных течений и постоянная изменчивость других приводит к такому многообразию, что, по словам Костылева, отличить их может разве что специалист.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/science/20190501/1028812577/Uchenye-vyyasnili-kakie-religii-skoro-mogut-ischeznut.html

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.

Европа: христианство «не в моде»

Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.

А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.

«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.

Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.

Булливант опирался на данные Европейского социального опроса (ESS), собранные за два года в 22 государствах, в том числе и в России. Опрос проводился среди граждан в возрасте от 16 до 29 лет.

«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.

Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».

Кроме того, христианство постепенно вытесняется исламом. Уровень рождаемости в мусульманских семьях существенно выше. К тому же в Европу постоянно прибывают мигранты из мусульманских стран. Каждый десятый гражданин Франции и Австрии сегодня исповедует ислам.

«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.

«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».

Россия: сколько атеистов

Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.

Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».

Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).

А вот молодых людей, которые регулярно молятся, но не ходят в церковь, в России больше — 14%. Остальные этого не делают, хотя относят себя к верующим. Чаще всего молятся в Польше, Израиле, Ирландии и Германии — 50%, 44%, 31% и 25% соответственно.

«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность.

Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.

В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.

Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.

Проблему эту христианские конфессии решают по-разному. Англиканская церковь, например, в 2016 году обратилась за помощью к правительству Великобритании.

Власти включили Церковь в программу дотационного фонда, который формируется за счет введенного в апреле 2017 года налога на повышение квалификации работников, взимаемого с бизнеса. На эти деньги можно привлечь почти шесть тысяч новых священнослужителей из числа молодых британцев.

«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.

Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.

Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.

Шанс для миссионеров

В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько христиан в мире

«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды.

Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом.

Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.

Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.

«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.

Источник: https://ria.ru/20180330/1517559306.html

Почему так много конфессий? — Сокрытое Сокровище

Сегодня многих людей волнует вопрос: откуда взялось столько христианских конфессий? Если Христос должен объединять людей, почему Его последователи разделены на множество групп? Почему каждая претендует на то, чтобы называться единственной истинной церковью?

Действительно, сегодня существует примерно 200 основных протестантских деноминаций. И многие из этих церковных организаций, свою очередь, делятся на большое количество групп. Как же человеку, ищущему Бога, ориентироваться в этом множестве конфессий?

Бог, открывающий тайны, дал ответ на эти вопросы в Библии, в шестой главе книги Откровение. Здесь христианская история показана в виде свитка, с которого Христос, снимает печати. В то время, когда разворачивается свиток, по небу проносятся четыре коня, которые символизируют собой четыре эры, сменявшие друг друга в истории церкви.

Чистота и святость

Вот что говорит Иоанн: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откровение 6:2).

Белый конь – это символ чистоты. В ранние дни христианской истории Церковь была твердой и непоколебимой в вере (Колоссянам 1:23). Она была верной Евангелию, верной библейскому учению. Она пережила жестокие преследования, но охватила побеждающей проповедью Евангелия весь мир. Период церковной истории, символом которого является белый конь, длился приблизительно до 100 года н.э.

Эпоха гонений

После этого мы подходим ко второму этапу истории Церкви. В Откровении этот период представлен следующим конем: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откровение 6:4). Этот период представляет собой время жестоких преследований. Историки датируют его приблизительно от 100 до 313 года н.э.

Дьявол видел, как христианская вера повсеместно завоевывала сердца и умы людей. Поэтому он возбудил языческих императоров к попытке уничтожить эту веру. Христиан сжигали на кострах, бросали ко львам и четвертовали. Над Церковью был занесен большой кровавый меч.

Но Церковь продолжала расти, а количество верующих продолжало увеличиваться. Мир наблюдал за этой картиной и видел людей, которые с готовностью отказывались от всего ради своей веры; видел христиан, которые были готовы умереть за то, во что они верили.

И для мира это был аргумент в пользу христианской веры, который было сложно проигнорировать.

Компромисс с язычеством

Преследования не смогли уничтожить христианскую Церковь. Верующие становились только сильнее. Поэтому дьявол решил изменить свою тактику. Он решил, что попытается разрушить Церковь изнутри. Третий период в истории Церкви представлен, как бы зловеще это ни звучало, черным конем.

Вот что сказано в книге Откровение 6:5: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей».

Если белый цвет подразумевает чистоту веры, то черный представляет собой разложение этой самой веры.

В этот период времени языческие верования и обычаи закрались в жизнь Церкви и стали частью веры. Постепенно Божье Слово было заменено преданиями. Церковь стала очень сильной в средние века, такой же сильной, какой была в свое время Римская империя. Она построила великолепные соборы и обрела абсолютную власть над верующими.

Церковные деятели фактически изменили Закон Божий, чтобы таким образом приспособиться к язычникам и привести в Церковь больше людей. Новым членам церкви было позволено сохранить некоторые свои языческие традиции. Вопреки повелению Закона Божьего не делать кумира, языческие системы почитания большого количества богов и героев постепенно превратились в культы святых.

А библейский день покоя – суббота – был изменен на традиционный языческий день поклонения солнцу – воскресенье.

Но Богу не нужно «крещенное язычество». Он призывает нас остерегаться всяких компромиссов с ложью. Он призывает нас вернуться к Его Слову, вернуться к Его заповедям, вернуться к верности Иисусу Христу.

Период кризиса

Теперь давайте посмотрим на четвертого коня, о котором писал Иоанн в шестой главе книги Откровение: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откровение 6:8).

Эта картина изображает Церковь в момент ее глубочайшего падения. Компромисс принес духовную смерть. К 538 году н.э. церковные советы заняли место Библии. Руководители Церкви были объявлены «наместниками Христа». Этот период продолжительностью в сотни лет известен как «темное средневековье».

Свет Божьей истины

Но Всемогущий Бог не мог допустить, чтобы заблуждение царствовало вечно. В конце концов, свет проникнет во тьму. Апостол Иоанн предсказал: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его» (Откровение 18:1).

Итак, наступил момент, когда Бог начал процесс восстановления Своей Церкви, с тем, чтобы вернуть ей целостность и чистоту.

Позвольте задать вам вопрос: предположим, вы находитесь в темной комнате, а потом из этой комнаты выходите на яркий солнечный свет, что происходит? Вы не можете видеть, вы ослеплены! Церковь погружалась во мрак сотни лет. Поэтому любящий Бог возвращал ее к свету истины постепенно, подобно тому, как постепенно всходит солнце.

В XIII веке Святой Дух начал активно работать над умами благочестивых мужчин и женщин, которые называли себя вальденсами. Они верили в то, что Божье Слово является основанием их веры. Они не принимали ни одного другого авторитета, кроме Библии.

Бог продолжал открывать Свою истину таким людям, как Ян Гус и католический священник Иероним, которые начали понимать, что учение Нового Завета сильно отличается от учения Церкви. Они заново открыли для себя Евангелие и стали проповедовать его, избрав своим жизненным девизом повиновение Богу. За свои убеждения Гус и Иероним приняли мученическую смерть в 1415 году.

Бог благословил Мартина Лютера откровением о том, что нам полностью и безвозвратно необходимо отдать себя Иисусу, что Иисус – наш единственный Спаситель, что все епитимьи и все добрые дела в мире не смогут спасти нас, а только Иисус способен сделать это.

Одному человеку было не под силу справиться с задачей восстановления. Поэтому шаг за шагом, постепенно Бог открывал разным людям, одной группе или другой, какую-то часть истины, которая нуждалась в восстановлении. Каждой из этих групп Он открывал маленькую частицу истины, потому что никто не мог вместить всей истины целиком.

Но проблема заключается в том, что лютеране объединились вокруг Мартина Лютера и сказали: «Если Лютер в это верит, тогда мы тоже в это верим, этого для нас достаточно!» Они стали лютеранами, но закрыли свои глаза, не желая принимать дальнейшего света.

Баптисты осознали истину о крещении через полное погружение и организовали свою деноминацию на основании этой библейской истины.

Методисты начали понимать, что если Иисус живет в вас, то вы обязательно будете жить святой жизнью. Они верили в освящение, о котором говорит Библия, и называли себя методистами, потому что они методично подходили к изучению Библии.

Причина того, что сегодня существует так много деноминаций, кроется в том, что последователи отказывались идти дальше своих руководителей. Деноминации росли вокруг учения Божьих людей, которые обладали всего лишь ограниченным знанием.

В Божьи намерения входило, чтобы каждое поколение принимало возрождение истины предыдущих поколений, основывалось на них и добавляло новые истины до тех пор, пока не будет восстановлена вся истина Божьего Слова.

Библия учит, что в последние дни будет восстановлена подлинная, чистая, не смешанная ни с чем вера в Иисуса. Среди многих заблуждений восстанет Божья Церковь, которая примет все истины Его Слова и все заповеди Божьи в том виде, как их дал Господь (Исход, гл 20). Истинная Церковь последних дней должна строить свое учение только на Библии и с верой ожидать Второго пришествия своего Господа Иисуса Христа.

Сегодня Бог обращается к каждому из нас, Он призывает нас присоединиться к Своему народу последнего времени. Он призывает нас отречься от заблуждения и принять истину.

Подготовила Ю. Коровина

Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (103) ноябрь 2005 г.

Источник: https://sokrsokr.net/pochemu-tak-mnogo-konfessiy/

Украинское христианство: больше общего, чем различного

На сегодня в Украине не менее 34,5 миллиона крещеных христиан, но практикующих верующих не более 12,1 миллиона человек. При этом, как утверждает Виктор Бондаренко, председатель Государственного комитета Украины по делам религий, «процесс расширения конфессионального спектра — объективный и он продолжится.

Но в целом Украина навсегда останется преимущественно христианским государством». По данным Госкомрелигии, в стране зарегистрированы 103 христианские организации (Церкви у православных и католиков; объединения церквей — у протестантов; миссии, университеты, институты).

Автор материала не может найти иного объяснения такому количеству направлений, чем предоставленное протоиереем Украинской греко-католической церкви Олексой Петривым: «Христос сегодня пришел к нам через столько, внешне отличных по форме богослужения, церквей, что у неверующих не осталось никакого морального права утверждать, что христианство не подходит им по тем или иным причинам. Есть церкви на любой вкус — главное хотеть верить».

Что такое христианство?

Последние две тысячи лет христианская Церковь придерживалась определенных верований, считая их необходимыми для спасения. Хотя и существуют некоторые расхождения в догмах трех ветвей христианства — католицизма, православия и протестантизма, — но эти направления едины в вопросах, касающихся основ веры. Все несогласия, имеющиеся у разных ветвей христиан, несущественны по сравнению с наследием нехристианских верований и культов.

Итак, различные деноминации христианства одинаково понимают доктрины о Троице, божественности Иисуса Христа, личности Святого Духа, искуплении, воскресении. Библия допускает некоторые расхождения по второстепенным вопросам, на чем собственно и основываются деноминационные различия. В то же время христианские организации, вроде «Украинского библейского общества», являются доказательством единства, т. к.

их члены, относясь к разным деноминациям, сконцентрированы на одной работе.

Богословие православных, католиков, лютеран, реформатов, евангельских христиан, баптистов, пятидесятников, харизматов отличается рядом похожих особенностей.

Близко к новозаветному учению находятся иудео-христиане, к которым относятся мессианские евреи и адвентисты седьмого дня. Совсем по-другому учат в сектах «Свидетелей Иеговы» и мормонов. Поэтому причислять эти два течения к протестантизму, в частности, или к христианству в целом, не только опрометчиво, но и крайне невежественно.

Церкви и направления классического библейского христианства, принимающие Апостольский или Никкейский символ веры и признающие Библию единственным истинным авторитетом:

1. Православие (в том числе старообрядческая Церковь).

2. Католицизм (греко-католический и римско-католический).

3. Древневосточная Церковь (на территории Украины Армянская апостольская церковь).

4. Протестантизм в том числе:

лютеране

реформаты

евангельские христиане

баптисты

пятидесятники

церкви Полного Евангелия — харизматы.

Секты, признающие Библию авторитетным источником, но имеющие значительные отклонения от ортодоксального христианского богословия:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько людей верят в бога

1. Бостонская церковь Христа («Церковь Христа»).

2. Новоапостольская церковь.

Секты, которые могут быть отнесены к нехристианским (не признающим Иисуса Христа Господом и (или) не признающим Святую Троицу), но использующим при распространении своего учения отдельные элементы христианского вероучения:

1. Мормоны («Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней» и «Обновленная церковь новейших святы»).

2. «Свидетели Иеговы».

3. Движение нового века («Нью эйдж мувмент»).

4. Школа христианского единства.

5. Международный путь («Уэй интернейшнл»).

6. Мессия божественного света.

7. Христианская наука (Крисчен сайенс).

8. Церковь единения («Мунисты»).

9. Унитарианско-универсалистская церковь.

10. Виссарионовцы.

11. Саентологи.

12. «Белое братство».

Общее и различное

Церковь Христа едина, потому что Она основана на одном и том же благовестии Христа, изложенном в Евангелии, и живет силой одного Духа Божьего. Почему же начиная с четвертого века единая Церковь стала разделяться на поместные Церкви, которые не только прекращали общение друг с другом, но нередко были даже в состоянии открытой вражды и ненависти? Постепенно возникли Церкви православная, римско-католическая, древневосточная (монофизистская), протестантская.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церкви стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 г.

Папа Римский Павел IV и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в одиннадцатом веке.

По словам официальных представителей УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, УРКЦ католики и православные теперь даже принимают в свое лоно прихожан Церкви-сестры (так зовутся западная и восточная ветви христианства) без перекрещивания.

С начала ХХ века в мире получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. «эйкумена» — вселенная). В настоящее время это движение осуществляется в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), представленного в Украине Всеукраинским Советом Церквей.

О свободе

Православие по своему духу является ветвью христианства, которая более всего ценит свободу. Достаточно вспомнить службу в православной Церкви, где никто не навязывает свою точку зрения, а двери храма всегда открыты.

Николай Бердяев, русский философ и мыслитель, писал, «православие может держаться только свободой, только на почве свободы можно защищать относительные преимущества православия перед католичеством и другими вероисповеданиями».

По Достоевскому человек должен вынести бремя свободы, чтобы спастись.

Итак, если христианство — это свобода и православие признает это, почему отдельные представители различных церквей этой деноминации относятся к друг другу без любви, а к представителям других ветвей христианства — с открытой неприязнью.

Отец Александр Мень, один из величайших современных проповедников православия, говорил, «у всех нас единый Бог и даже праздники и святые похожи. Виноваты не верования — виновны люди, их непримиримость, злоба, ограниченность, порой глупость».

И все же, как стало известно «ЗН» из проведенного нами опроса, представители всех истинно христианских конфессий признают, что между ними больше общего, чем различного. Это хороший фундамент, на котором можно построить красивый дом. Дом Церкви Христовой.

— Чего больше во всех христианских церквях и конфессиях — общего или различного?

Митрофан, епископ Переяслав-Хмельницкий, управляющий делами Украинской православной церкви.

— У нас в вероучении есть сходство с католической Церковью, с древними восточными Церквями. Есть много общего: христианская традиция, вселенские соборы до разделения Церквей на западную и восточную

Игорь (Исиченко), архиепископ Харьковский и Полтавский Украинской православной автокефальной церкви.

— Ежедневно каждый православный христианин исповедует веру «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Эти слова из Символа веры, принятого первыми Вселенскими соборами в 325—381 гг., определяют понимание Церкви как единого организма, мистического Тела Христова, разделение которого в принципе невозможно.

Единство Церкви достигается не путем компромиссов и дипломатических торгов, а поиском и возрождением в церковной жизни общих евангельских основ, апостольских традиций, поддерживаемых благодатным присутствием в Церкви веяния Святого Духа. В этой перспективе единство Церкви возможно и достижимо.

Ее вполне конкретно определяет перед апостолами Сам Христос известными словами Своей молитвы к Небесному Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоанна17:21).

Епископ Дмитрий, ректор Киевской духовной академии и семинарии Украинской православной церкви Киевского Патриархата.

— Все христиане верят в единого Бога, большинство христиан одинаково верят в Пресвятую Троицу. Что касается православной и католической Церквей, у них достаточно похожее учение, но, по-моему, православие больше внимания уделяет духовности, а католицизм и протестантизм социальному служению.

Хотя у нашей Церкви также есть социальная доктрина и именно она может служить основой для сотрудничества с другими христианскими Церквями.

В чем я вижу общую задачу христиан? Мы должны вместе свидетельствовать о том, что христианство это Живая Вера, а не мертвая религия, как утверждают представители некоторых других религий.

Отец Виктор Макковский, настоятель Кафедрального собора св. Александра Украинской римско-католической церкви.

— «Один Бог, одно крещение» — говорит апостол. Люди же наделали много различий из-за своего эгоизма. Сегодня многие, кто называет себя духовными отцами, чиновниками Церкви, не умеют отличать того, что с Божьего позволения, а что с человеческого. И выдают чисто человеческие постановления за Божьи откровения. Нам надо научиться слышать Иисуса Христа. Мы служим Богу любя ближних. И это нас объединяет.

Олекса Петрив, протоиерей Украинской греко-католической церкви, руководитель бюро УГКЦ по связям с государственными органами в г. Киеве.

— Безусловно, больше общего, а разъединяют нас мелочи. Плохо то, что в конфессионной многогранности каждая конфессия ищет своего самоутверждения не формулой «кто мы есть», а формулой «кем мы не являемся». Необходимо решить проблему в этом подходе конфессий к другим. Главное — не осуждать других, а делать свое Божье дело.

Вячеслав Горпинчук, епископ Украинской лютеранской церкви.

— Я думаю, что общее в церквях — это то, что есть Библия. Если Библия объединяет церкви, то разделяет церкви человеческая традиция. Степень взаимопонимания и сотрудничества зависит от того, насколько в той или иной церкви преобладают библейская традиция, Библия, Слово Божье или человеческая традиция.

Виталий Ткачук, вице-президент ВСО ЕХБ.

— Больше общего. Мы смело можем работать в части совместной евангелизации, гуманитарных вопросах или в борьбе с болезнями. Я смело могу назвать пятидесятника, субботника, харизмата или православного братом во Христе. Чего я никогда не скажу, например, о мусульманине.

Владимир Франчук, помощник президента Союза Церквей христиан веры евангельской — пятидесятников Украины.

— Вечность одна, как одна и Библия, Слово Божие — Священное Писание для всех христиан на Земле, независимо от их конфессиональной принадлежности. В мировом христианстве больше общего, чем того, что нас разделяет.

Я не знаю, возможно ли организационное единство христиан на Земле, но я твердо уверен, что в вечности все христиане будут единым телом Христовым.

А сегодня все христиане — католики, православные и протестанты — должны стремиться к единению и сотрудничеству друг с другом в мире, любви и согласии.

Анатолий Калюжный, глава совета Собора независимых евангельских церквей Украины.

— У некоторых христиан много амбиций, узких взглядов и фанатизма (вроде утверждений «моя Церковь — самая лучшая, мой взгляд — самый правильный»). Многие хотят, чтобы христианство вращалось не вокруг Христа, а вокруг них.

Сегодня лидеры конфессий начинают слушать друг друга, хоть пока и не созрели для плодотворной работы. Надеюсь, что будущее поколение обязательно объединит свои усилия в христианском служении.

У нас есть самое главное — Иисус Христос, Библия, Символ Веры. Это нас объединяет.

Василий Давидюк, президент миссионерского общества «Свет на Востоке», председатель Ассоциации миссионерских Церквей евангельских христиан Украины.

— Общего больше, чем различного. Если мы правильно верим в то, каков есть наш Бог — это нас объединяет. Мы все искупленные Духом Святым, все христиане — мы все дети Божьи. И при этом друг друга пинаем, потому что не так понимаем нашего Небесного Отца. Это абсурдно! Нам нужно быть верными Евангелию и призванию Божию, тогда мы угодим Господу.

Анатолий Гаврилюк, президент Объединения независимых харизматических христианских церквей Украины (Полного Евангелия).

— Вообще единство — это евангельский принцип. Все христианские Церкви должны быть едины, и мы все время молимся об этом.

Источник: https://zn.ua/SOCIETY/ukrainskoe_hristianstvo_bolshe_obschego,_chem_razlichnogo.html

Отличия секты от других типов религиозных организаций — Психологос

В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).

Основные особенности

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Существует постановление суда ([http://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm]), гласящего, что «слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством».

Таким образом, предствители христианской общины в буддистском государстве являются сектантами, и наоборот, в православном государстве сектантами будут считаться мусульмане.

Отсутствие четких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.

Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам.

Различные группы, вышедшие из Православия в XVII—XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.

) именуются сектами поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.

Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см.

например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека представителем Назорейской ереси» (в других переводах — секты) Деян.

24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.

То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).

Отношение секты и исходной религиозной организации

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии — например, старообрядцы.
  2. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  3. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией — например, бахаисты.
  4. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/otlichiya-sekty-ot-drugih-tipov-religioznyh-organizaciy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь