Сколько основных направлений в христианстве

Главные различия православия от католицизма

Сколько основных направлений в христианстве

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает

Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.

Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным.

А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет православию на Руси

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.

Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.

 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

∗∗∗

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Источник: https://moiarussia.ru/glavnye-razlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/

1. Основные направления христианства

Сколько основных направлений в христианстве

Реферат

подисциплине: Религиоведение

Натему: Историяхристианства

Введение

1.Основные направления христианства

1.1Католицизм

1.2Протестантизм

1.3Православие и основные положенияхристианства

2.Социальные истоки христианства

2.1Религиозные истоки христианства

2.2Философские истоки

2.3Социально-политическая ситуация и еевлияние на христианство

3.Церковь в 30-150 гг. н.э.

3.1“Демократия духа” и идея ЦарствияНебесного

3.2Идея последовательного хода истории

3.3Представление об обществе и государствеи отношение к ним в Апокалипсисе

3.4Представление об обществе и государствеи отношение к ним в Евангелиях

3.5Отношение государства к Церкви

4.Дальнейшее развитие ранней Церкви 150-325 гг.

5.Крещение князя Владимира

5.1Крещение Руси и образование ПоместнойРусской Православной Церкви

Списокиспользуемой литературы

Введение

Христианство– (от греческого слова греч. Χριστός –christos – «помазанник», «Мессия»)религия созданная учением Иисуса Христаи основанные на нем формы организацииобщественной религиозной жизни.

Христианствозародилось в I в. н.э. в Палестине. Первыехристиане по национальности былиевреями, по прошлому религиозномумировоззрению – иудеями.

Распространяясьв среде евреев Палестины и Средиземноморья,христианство уже в первые десятилетиясвоего существования завоевывалоприверженцев и среди других народов,уже во второй половине I века христианствостало интернациональной религией.

Связьновой религии с иудаизмом проявиласьв частности в том, что священное писаниехристиан – Библия включала как собственнохристианские произведения образовавшиеНовый Завет, так и священные книгипоследователей иудаизма – Ветхий завет.

Враннем христианстве, мы имеем дело сиными формами отражения политическойи правовой действительности – такимикак разного рода представлениями,чувствами, верованиями, настроения,мнениями и т.д. Более того, любые идеи,учения возникают, если их субъектнаходится в определенном взаимодействиис их объектом.

С этой точки зрения, еслимы взглянем на христиан 30-х годов первоговека, которые духовно вообще никак небыли связаны с внешним миром, государством,то придем к выводу, что раннехристианскихполитико-правовых учений в это время ибыть не могло.

А ведь это и есть раннеехристианство! Конечно, позже, ближе кначалу 5 века они появляются: в творчествеАвгустина, например, но ведь это происходиттолько тогда, когда христианствостановиться государственной религиейи, собственно, перестает быть темхристианством, при котором императорбыл для последователей ЦерквиАнтихристом.

Итак,получается, что нам необходимо осветитьпроцесс медленного формированияполитико-правовых идей раннегохристианства, который происходилпараллельно с развитием самогохристианства. При этом, по нашему мнению,раннее христианство прекращаетсуществование в 325 году, когда христианствостановится государственной религией.

Если не раньше: признаемся, у нас возниклинекоторые трудности с точным определениемпериода времени, на протяжении которогохристианство можно называть ранним.(Интересно заметить, что исследователиэтой проблемы либо избегают называтьточные даты, либо сильно расходятся всвоих мнениях по этому вопросу.

)Выяснилось, что христианская религияносила более или менее неизменныйхарактер лишь в первом веке своегосуществования – далее наблюдаетсябыстрая ее трансформация, и, следовательно,изменение ее идей. При таком подходеранним можно назвать христианство лишьпервого века своего существования.

Такили иначе, мы исследуем развитиераннехристианских идей на протяжениитрех веков- до 325 года- и не ошибемся.

Этимтема представляет немалый интерес.Одной из причин выбора этой темы послужилоэлементарное чувство удивления,возникшего при сравнении раннегохристианства и христианства, к примеру,средних веков. Грубо говоря, в них нетничего общего, за исключением образаХриста. Как же могло произойти такоепревращение учения о равенстве,справедливости, милосердии в доктрину“двух мечей”, инквизиции и т.п.

!? Этоудивление спровоцировало искреннеежелание понять, разобраться в истоках,корнях христианского учения. Ведь срелигией, которая подчинила себе римскуюмировую религию и в течение 1800 летгосподствовала над значительнейшейчастью цивилизованного человечества,нельзя, по выражению Ф. Энгельса,разделаться, не рассмотрев ее происхождениеи развитие.

Другой причиной выбора темыможно считать стремление разобратьсяв современной социально-политическойситуации. В данный момент христианскаяцерковь развивается форсированнымитемпами. По этому поводу в обществевитают разноречивые толки. Поговаривают,что церковь даже стремится к распространениювлияния на государственную власть.Причем мнения сходны в одном – что этовопрос стоит достаточно остро.

А ведь,как известно, чтобы дать ответ, необходимоцеликом понять вопрос – в нашем случаеизучить историю христианства с самогоначала.

Осталосьответить на вопрос, насколько подробноэта проблема освещена в литературе. Ксожалению, объективные оценки христианстваначали появляться у нас в стране совсемнедавно. До этого литература, выходившаяв свет под эгидой научного атеизма врамках идеологии, не могла преподнестичитателю достаточно исчерпывающегообзора христианской религии. Этимобъясняется наше обращение к трудам Ф.Энгельса, К. Каутского. Как ни странно,они проводят наиболее последовательноеисследование данной проблемы.

Еслиговорить вообще о литературе похристианству, то ее очень много. Научноеисследование христианства началосьеще в 18 веке и продолжается до сих пор.Внимание на религию как на мощнейшееидеологическое средство государствавряд ли иссякнет, покуда будут продолжатьсямежгосударственные, межнациональныеконфликты, развязанные на религиознойпочве, покуда существует сама религия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа День ангела Сергея

Преждечем приступать к анализу основноговопроса, необходимо рассмотретьнемаловажную проблему, связанную ссоциальными истоками христианства. Подсоциальными истоками христианства(понятием достаточно многозначным) мыпонимаем те социальные явления (идуховные и материальные), которые оказаливлияние на происхождение, развитие,становления христианской религии и,следовательно, основных ее идей.

1.1 Католицизм

Всовременном мире Римско-католическаяцерковь насчитывает более 900 млн.последовате­лей, что намного превышаетчисло по­следователей других направленийхристианства. Латинская традициязападного христианства известна каккатолическая (с греч. – универ­сальная)церковь, однако точнее использоватьтермин Римско-католическая церковь. Воглаве этой церкви стоит римский папа –так с III – IV вв.

стали называть себяепископы Рима. С VI в. этот термин закрепилсяза главой христианской общины “вечногогорода”, Рима, столицы ог­ромнойимперии.

Римские епископы, называющиесебя “наместниками Бога на земле”,поста­вили себя в привилегированноеположение, претендуя на почетное (попреданию, церковь Рима была основанаапостолами Петром и Павлом) и юридическое(как церковь столицы империи) первенствосреди всех христианских церквей.

Термин“латинский” подчеркивает, чтоиспользование латыни в качествеофициального языка Западной Римскойимперии определило связанность историиэтой христианской традиции с историейнародов и государств Западной Европы.Латинская традиция западного христианствапрослеживается примерно с IV в.

Становлениелатинской традиции шло одновременно спроцессами разделения Римской империина Западную и Восточную и упадкомимператорской власти на западе. В ранееедином христианстве с IV –V вв.

, как мыуже говорили, начали обособляться дванаправления: запад­ное (латинское) ивосточное (греко-православное). Формальноеразделение произошло в 1054 г.

, когдаримский папа Лев IX и византийскийпатриарх Михаил Керулларий, отказавшийсяпри­знать притязания Рима на верховенствонад греческой церковью, наложили другна друга анафему.

1.2 Протестантизм

Протестантизм– одно из трех основных направленийхристианства, возникшее в СевернойЕвропе в начале XVI в. в ходе Реформации.В 1529 г. группа глав небольших государственныхобразований (преимущественно германскихземель) и представителей свободныхгородов, участвовавших в работе имперскогосейма в г. Шпейере, где большинстводелегатов составляли католики, выступилас официальной протестацией противсейма, направленной на пресечениедвижений за реформу Римско-католическойцеркви.

Северная,или протестантская, традиция западногохристианства – это традиция национальная,местная, локальная. Среди лидеров раннейРеформации XVI в. центральное местозанимает католический священник,профессор теологии в Виттенбергскомуниверситете Мартин Лютер (1483 – 1543),который в 1517г.

обнародовал 95 тезисовобосновавших необходимость реформ вРимско-католической церкви. От критикипрактиковавшейся церковью продажиин­дульгенций Лютер перешел к критикеоснов католического вероучения и папстваи изложению принципов, на которых должнастроиться реформированная христианскаяцерковь.

В ответ на обвинение его в ересиЛютер публично сжег папскую буллу,отлучавшую его от церкви. Он стал вождемрелигиозной оппозиции в Германии.Идеологом и вождем швейцарскихреформаторов раннего периода былсвященник У.Цвингли (1484 – 1531), выступившийсо своими тезисами принципов реформРимско-католической церкви.

Цвинглиотносился к более радикальному крылуРеформации, последовательно реализуяв руководимой им церкви принципсамоуправляемости, избрания и смещенияцерковнослужителей на общем собраниивсех членов общины.

Ещеболее радикальным вождемкрестьянско-плебейского теченияРеформации был Томас Мюнцер (1490 – 1525),казненный после разгрома руководимогоим ополчения в ходе Крестьянской войныв Германии.

Реформация,вызвавшая раскол западного христианства,завершилась отказом от признанияверховенства римского папы и отиспользования латинского языка вкачестве единственного официальнодопускавшегося для религиозного общенияязыка.

Если отличительной чертойкатолицизма является строго централизованнаяиерархическая церковь, то своеобразиепротестантизма состоит в существованиимножества различных независимыххристианских движений, церквей, общини сект, автономных в своей религиознойжизни.

Это не исключает их объединенияна национальном или международномуровне по принципу общей цели или однойденоминации.

Принципы,лежащие в основе протестантской традиции,способствовали активной разработкепротестантскими теологами вопросовсвязанных с такими понятиями, как“откровение”, “вера”, “психологияверы”. В век Просвещения протестантскаятеология оказала влияние на появлениеи развитие рационализма.

Многиепротестантские церкви принимают активноеучастие в движении за объединение всеххристианских конфессий. Это движениеносит название экуменического (греч.“экумена” – мир, Вселенная) и имеетсвоей целью восстановление утраченногов период средневековья христиан­скогоединства.

Источник: https://studfile.net/preview/8142242/

Религия в Беларуси

Сколько основных направлений в христианстве
Руководители религиозных конфессий на торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» (2015)

Жители Беларуси свободно исповедуют множество религий.

Религии в Беларуси

Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:

  • православие
  • католицизм
  • протестантизм

Среди других религий наиболее распространены:

Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2019 г. составила более 3,3 тыс.

Православие

Православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси.

В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает.

Многие из самых известных памятников и архитектурных достопримечательностей Беларуси отражают традиции православия.

Свобода религий и веротерпимость

В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование.

В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла.

И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, богословское образование здесь получают студенты, исповедующие православие, католицизм и другие конфессии.

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/religion

Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм

Христианством был создан идеал универсального поведения людей, их существования, целостное мировоззрение и мироощущение. Основой христианства выступает учение об Иисусе Христе – богочеловеке, сыне Бога, пришедшем к людям с добрыми намерениями, заповедующего им законы праведной жизни и принявшего во искупление человеческих грехов страдания и мученическую смерть распятым на кресте.

Христиане верят, что мир создал единый предвечный Бог, и в мире этом не было зла. Воскресение Христа ознаменовало для христиан по победу над смертью и возможность вечной жизни с Богом. Основной идеей христианства выступала идея о грехе и спасении человека. Люди грешны перед лицом Бога, это и делает равными всех, все люди – грешны, все рабы божьи.

Христианская религия утверждает, что страдания на Земле даруют человеку спокойствие и райское блаженство в загробном мире, а сопротивление злу – это путь нравственного совершенствования.

Замечание 1

Основными направлениями в христианстве выступают православие, католицизм, протестантизм.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Причиной раскола религии выступает то, что начиная с IV века, римское христианство все более соединялось с государством и впитывало его проязыческий дух. Католическая церковь, будучи основанной на традициях Рима, больше тяготела к римской практичности и жестокости.Православие же впитало дух Византии и тяготело к возвышенному греческому философствованию.

Иными словами, две традиции уходили своими истоками в два разных мира – греческий и римский, поэтому начали отдаляться друг от друга.

Православие

Православная церковь наиболее близко стоит к традициям раннего христианства. Отличительная особенность православия – сохранение первых семи Вселенских Соборов, без добавления к ним ни одного нового догмата и не исключение ни одного из них. Православная соборность предполагает единение мирян с духовенством, приверженность традициям и коллективное начало.

Православная церковь утверждает, что христианство, в отличие от остальных религий, — это божественное откровение, составляющее основу православной веры. Оно базируется на совокупности догматов – непреложных истин, которые также выступают как результат божественного откровения.

Одним из основных законов православия выступает рецепция, то есть принятие всей церковью каких бы то ни было норм. Ни один орган Церкви или лицо не может быть непогрешимым. В православии очень строго соблюдают традиции семи таинств:

  • крещение
  • причастие
  • покаяние
  • миропомазанье
  • брак
  • елеосвящение
  • священство.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему религия до сих пор существует

Кроме совершения таинств, православие обязывает читать молитвы, поклоняться кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православии отведено постам и праздникам, главным из которых является Пасха, установленная в честь воскресения распятого на кресте Иисуса.

Католицизм

Основой католической веры служат книги Нового и Ветхого Заветов, решения 21 Вселенского Церковного Собора и Святое Придание. У католической церкви, в отличие от православной, есть единый глава – Папа. Глава церкви – наместник Христа на Земле и преемник апостола Петра. Папа выполняет тройную функцию, являясь: епископом Рима, пастырем Вселенской Церкви и главой Государства Ватикан. В католицизме все священники относятся к какому-то монашескому ордену и обязаны соблюдать обет безбрачия.

В католической церкви сформулирован догмат о чистилище, как промежуточном пункте между адом и раем, в котором пребывают души грешников, не прощенные в земной жизни, но на которых не лежат смертные грехи.

В католичестве искупить грехи можно общественным трудом. В целом католицизм достаточно снисходителен к человеку, так как основан на убеждении, что все люди грешны по природе своей, безгрешен только Папа. В связи с этим в Средневековье появилась практика индульгенций – выкуп грехов за деньги.

Также католицизм отличается возвышенным почитанием Богородицы, выраженном догматом о непорочном зачатии Девы Марии, а также догматом о телесном вознесении Марии.

Определение 1

Главный праздник католицизма – Рождество.

Протестантизм

У большинства протестантов Библия признана как единственный источник вероучения. Протестантизм ориентирует человека на возможность личного общения с Богом. Из этого вытекает право каждого человека прочитать и обсудить Библию. Протестанты уделяли большое внимание человеческому воплощению Иисуса, поэтому основной их праздник – Рождество. Основными богослужениями являются:

  • чтение библии;
  • проповеди;
  • индивидуальные и коллективные молитвы;
  • пение религиозных гимнов.

Преимущественно отвергнут культ Марии, святых, мощей и икон. Основная организационная структура протестантизма – община, в которой нет развитой иерархии священнослужителей.

В протестантизме выделяют два направления:

  1. либеральное – признает критику Библии;
  2. фундаменталистское – настаивает на буквальном понимании Библейских текстов.

Протестантизм учит, что значение имеют не только и не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих задач, то есть в добросовестном выполнении трудовых задач человек реализует заповеди христианства.

Протестантизмом утверждено равенство перед Богом всех верующих и проповедование спасения верой уже на Земле. Также отрицается монашество и безбрачие духовенства.

Протестантизм характеризуется стремлением к разделению сфер влияния духовной власти церкви и светской власти государства.

Основной догмат протестантизма – это догмат о спасении души только лишь верой в искупительную силу жертвы Иисуса Христа. Другие способы спастись, принято считать несущественными. В соответствии с этим догматом, в связи с грехопадением, первородным грехом, произошла утрата человеком способности к самостоятельному совершению добра, в связи с чем спасение может прийти к нему только в результате божественного вмешательства, то есть спасение – это дар божественной благодати.

Источник: https://spravochnick.ru/religiya/osnovnye_napravleniya_hristianstva_pravoslavie_katolicizm_protestantizm/

Католицизм

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве.

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара.

Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса.

Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения «католицизм»

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство.

Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора (православие признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия — целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов.

Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.

Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма.

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат.filioqueи от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

  • крещение;
  • причащение (евхаристия);
  • священство;
  • покаяние (исповедь);
  • миропомазание (конфирмация);
  • брак;
  • елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом.

Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих.

Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/katolicizm.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь