В чем разница между национальными и мировыми религиями

Существование национальных и мировых религий

В чем разница между национальными и мировыми религиями

Определение 1

Национальная религия – это верования, распространенные, как правило, в пределах одного этноса или народа. В частности, такими религиями являются индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, зороастризм.

Интересно, что непосредственно термин «национальная религия» учеными считается не вполне корректным, так как те этнические общности, в которых эти верования непосредственно сформировались, на том историческом этапе еще не представляли оформленные нации. Например, индуизм исповедовался не одним народом, но целой группой общностей, находящихся между собой в этнической близости.

В связи с этим ряд исследователей предлагал сменить термин «национальная религия» на иное более подходящее определение или совсем отказаться от практики разделения религий на мировые, национальные или племенные.

Непосредственно термин «национальная религия» оформился в XIX веке и обозначал национально-государственную религию, которая сформировалась в рамках отдельного государства или этноса, но не смогла существенно распространиться у других народов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Как правило, к такому виду культа относятся религии, возникшие с «началом цивилизаций» или после появления в обществе классовых отношений.

Основными характерными чертами национальной религии являются:

  • обширные масштабы влияния;
  • устойчивость верований перед лицом других религий;
  • объединение политеизма и монотеизма;
  • упрощение жертвоприношений;
  • развитие учения о посмертном воздаянии.

На сегодняшний день в формате национальной религии сохранились только отдельные из них – иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм и конфуцианство.

Ученые выдвигают мнение, что распространение национальных религий затруднено особенно тесной связью этнической среды и ее верований, когда чужестранцев не допускали к культовой практике.

Мировые религии: определение и основные черты

Определение 2

Мировые религии — это верования, не имеющие государственных или этнических ограничений и распространенные в разных странах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Эти религии наиболее многочисленные и важные для современно мира, количество их последователей – это основная масса населения нашей планеты.

Мировые религии имеют ряд отличий:

  • полиэтническая распространенность;
  • отсутствие этноцентриности в своей догматике.

Преобладающее большинство всех верований сформировалось в качестве племенных культов, в которых доминировало многобожие, то есть политеизм. Ученые объясняли его не столько слабой развитостью самих религиозных миропредставлений, сколько многокомпонентной племенной структурой самих этносов того периода, которая и сформировала такие же многокомпонентные религиозные пантеоны.

Позже возникли уже «авторские» учения – конфуцианство, иудаизм, даосизм, зороастризм), то есть сакральные тексты, в которых есть некоторая универсальность, благодаря чему становится возможным их выход за грань этноса, внутри которого они были сформированы. Но в тот период существовала и прозелитическая практика, то есть распространение веры и обращение в нее других, как правило, она не отличалась чрезмерной насыщенностью и активностью.

Ученые отмечали, что зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически превратиться в мировую религию, так как он распространился на римский и эллинистический мир и даже проник в Тибет. На протяжении 4-8 веков зороастризм вытеснял из этой зоны ислам и христианство, как учения, в которых присутствует большая социальная универсальность.

Такая же участь постигла и манихейство.

На основании этого можно сделать вывод: появление и распространение мировых религий не нечто исторически исключительное, а отражает только объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов;
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов.

Интересно, что параллельно протекало такое же движение и в политике – создавались универсальные империи, такие как Македония, Персия, Рим, Византия, Китай, Арабский халифат и пр.

Специфические характеристики мировых религий

Среди всех черт, свойственных мировым религиям, выделяют ряд специфических особенностей:

  • высокую абстрактность основной догматики, обеспечивающей требуемый универсализм учения;
  • многообразие, то есть полиморфизм, основных догматов, что делает возможной вариативность истолкований и самих сакральных текстов, а также его исповедание и практику культов, чем повышается адаптивность религиозных учений к разнообразным культурным традициям разных народов;
  • социальную составляющую религии, то есть ее растворенность в повседневной жизни людей, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей;
  • участие всей паствы в обрядовой практике, что отличает религию от древних культов, когда церемонии проводили только жрецы, а также обращенность религии лично к каждому верующему;
  • сравнительную доступность смыслов догматики для простого сознания, хотя бы редуцированное их изложение, возможность личного спасения ценой правильной жизни;
  • отсутствие каких-либо сословных или национальных границ и превосходства, то есть равенство всякого перед лицом Бога.

Очевидно, что основы догматики существующих на сегодняшний день мировых религий не несут в себе ничего значительно отличающегося от большинства религий древности, а причины значительного распространения этих религий, как считают ученые, лежат преимущественно в социальной сфере, в способности рассматриваемого учения объединять людей, а также в демократии их установок и силе эмоционального воздействия.

Помимо названных национальных и мировых религий, выделяют религии учительские – имеющие одного основоположника, учителя, а также народные – без возможности указать одного основателя, пророка.

Замечание 1

С позиций объекта обожествления принято выделять религии политеистические – многобожие, когда люди поклоняются сразу нескольким богам, например, язычество, а также монотеистические религии, в которых Бог один.

Источник: https://spravochnick.ru/religiya/suschestvovanie_nacionalnyh_i_mirovyh_religiy/

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Место и роль ислама в системе мировых религий

В чем разница между национальными и мировыми религиями

На сегодняшний день в мире существует множество различных религий и верований, каждое из которых имеет свои отличительные черты. Из всего многообразия вероисповеданий лишь несколько из них именуются мировыми религиями.

На практике мировыми религиями принято называть те, которые распространились среди народов различных государств. Современные религиоведы выделяют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Однако некоторые исследователи также в их перечень включают конфуцианство, исповедуемое жителями Китая, Японии и Кореи, индуизм, приверженцами которого является население Индии, иудаизм, исповедуемый гражданами Израиля. Все эти конфессии имеют общины по всему миру, что дает повод некоторым ученым причислять данные религии так же к мировым.

И всё же большинство религиоведов относят последние к числу национальных религий, и при подготовке этой статьи мы отталкивались именно от этой точки зрения.

1. Буддизм

Исторически первой мировой религией можно считать буддизм, появившийся в VI столетии до нашей эры (по григорианскому летоисчислению) на территории Древней Индии. Основал его Сиддхартха Гаутама, который впоследствии был назван Буддой (переводится как «пробужденный»).

В среде религиоведов взгляд на буддизм разнится: его именуют либо религией, либо философией, либо просто культурной традицией. Сам Будда утверждал, что учение его не было ниспослано свыше, а разработано им, благодаря созерцанию духа. Он даже настаивал, что не следует слепо принимать его учение, а прежде требуется его проверить при помощи личного опыта.

Последователем данного учения можно стать путём принятия так называемого «прибежища», включающего 3 основные составляющие:

  • Будда (в данном случае подразумевается как Сиддхартха Гаутама)
  • Сангха (буддийская община)

После принятия данного «прибежища» буддист, согласно учению, должен придерживаться пяти заповедей буддизма:

  • воздержание от совершения убийства
  • воздержание от распутства
  • воздержание от лжи и сплетен

В настоящий момент выделяют два наиболее влиятельных течения в буддизме: Хинаяна, которое рассматривает Будду как простого человека, наделенного добродетелью, и Махаяна, которое рассматривает Будду как реальность, явленную людям в виде человека.

Сейчас буддизм исповедует порядка 500 миллионов человек, основная масса которых населяет юго-восточные азиатские государства, такие как Китай, Японию, Южную Корею, Камбоджу, Мьянму, Таиланд и другие.

2. Христианство

Наиболее крупная по количеству приверженцев мировая религия – христианство, появилось в начале нашей эры на землях Палестины. С современном мире его исповедуют около 2,5 миллиардов жителей планеты.

Как и иудаизм с исламом, христианство причисляют к авраамическим религиям, так как все они восходят к Пророку Ибрахиму (мир ему), в библейской традиции известному как Авраам.

Понятие «христианство» происходит от слова «Христос», что в переводе обозначает «Мессия». Согласно христианскому учению, Иисус из Назарета (в коранической традиции – Пророк Иса, мир ему) является Мессией и сыном Божьим.

Основное учение христианства содержится в Священном Писании, именуемом Библией, подразделяющимся на Ветхий Завет (который в зависимости от течения включает в себя различное число книг), и Новый Завет (включающий в себя 27 книг: 4 Евангелия, признанных церквями – от Луки, Матфея, Марка и Иоанна), Деяния апостолов, Откровение Иоанна Богослова, а также 21 послание апостолов.

Будучи авраамической религией, христианство относится к числу монотеистических вероучений. Однако монотеизм в большинстве христианских течений рассматривается через призму триединства Бога: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой дух.

В ходе своего исторического развития христианство обрело множество ответвлений, наиболее крупными из которых являются: православие и католичество, образовавшиеся в результате Великого раскола 1054 года, а также протестантизм – как результат отделения от Римской католической церкви в XVI столетии.

3. Ислам

Самой молодой среди мировых и авраамических религий является ислам, появившийся в седьмом веке. Однако с точки зрения самих мусульман, ислам существовал с момента сотворения человека, так как первый человек – Адам (а.с.) является первым Пророком Аллаха, а значит, он был мусульманином.

По числу приверженцев ислам является второй религией в мире. На сегодняшний день около 1,5 миллиарда жителей планеты являются мусульманами.

Но при этом ислам является самой быстрорастущей религией на Земле, и уже к началу следующего столетия, по подсчетам экспертов, может опередить христианство.

Ислам, будучи авраамической религией, признает факт существования Священных Писаний, ниспосланных иудеям и христианам: Таурат (Тора), Забур (Псалтырь) и Инджиль (Евангелие). Но согласно исламскому вероучению, они были искажены, так как в них имелось указание следовать за последующими Пророками Аллаха, заключительным из которых является Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Ислам признает существование почитаемых иудеями и христианами пророков, таких как Ибрахим (а.с.), Муса (а.с.) и Иса (а.с.). Однако, в отличие от христианства, ислам отвергает божественную сущность Иисуса (а.с.), утверждая, что он, как и Моисей (а.с.) и Мухаммад (с.г.в.), является человеком и Пророком Всевышнего, но никак не сыном Божьим.

Ислам как религия придерживается строгого монотеизма, признавая Аллаха единственным Создателем и Властелином всего сущего, а поклонение кому-либо наряду с ним, согласно исламскому вероучению, является наиболее тяжким грехом.

Основным источником вероучения в исламе служит Священный Коран, который включает в себя в том числе и повествования, содержащиеся в иудейских и христианских трактатах, однако между ними имеются некоторые разногласия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое жития святых

Например, если мы возьмем историю с жертвоприношением Авраама (Ибрахима, а.с.), то согласно исламской традиции, он должен был принести в жертву своего старшего сына – Исмаила (Измаила, а.с.), а согласно христианской – Исхака (Исаака, а.с.).

Но в целом единая авраамическая линия между тремя религиями сохраняется.

Мусульмане в основной своей массе проживают на сегодняшний день на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Разные по численности мусульманские общины существуют практически во всех государствах мира.

Источник: https://islam.global/verouchenie/vera/islam-v-sisteme-mirovykh-i-avraamicheskikh-religiy/

Мировые религии

В чем разница между национальными и мировыми религиями

Понятие мировой религии не следует путать с выражением «религии мира», которое по сути означает список религий (не мировых, а всех).

Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Отличие мировых религий от религий национальных и национально-государственных в том, что в последних религиозная связь между людьми совпадает со связью этнической (происхождение верующих) или политической.

Мировые религии также называют наднациональными, так как они объединяют разные народы на разных континентах. История мировых религий всегда тесно связана с ходом истории человеческой цивилизации. Список мировых религий невелик. Религиоведы насчитывают три мировые религии, которые мы кратко рассмотрим.

Буддизм

Буддизм древнейшая мировая религия, которая возникла еще в VI веке до нашей эры на территории современной Индии. На данный момент, по оценкам разных исследователей, насчитывает от 800 млн до 1,3 млрд верующих.

В буддизме нет бога-творца, как в христианстве. Будда означает – просветленный. В центре религии учения индийского принца Гаутамы, который бросил свою жизнь в роскоши, стал отшельником и аскетом, задумался о судьбах людей и смысле жизни.

В буддизме также нет теории о сотворении мира (никто не создавал, и никто им не управляет), нет понятия вечной души, нет искупления грехов (вместо этого – положительная или отрицательная карма), нет такой многокомпонентной организации, как церковь в христианстве. Буддизм не требует от верующих абсолютной преданности и отказа от других религий. Звучит забавно, но буддизм можно назвать самой демократичной религией. Будда является чем-то вроде аналога Христа, но при этом он не считается ни богом, ни сыном божьим.

Суть философии буддизма – стремление к нирване, самопознание, самосозерцание и духовное саморазвитие путем самоограничения и медитаций.

Христианство

Христианство возникло в I веке нашей эры в Палестине (Междуречье) на основе учений Иисуса Христа, которые были описаны его учениками (апостолами) в Новом Завете. Христианство самая крупная мировая религия в географическом понимании (оно присутствует почти во всех странах мира) и по численности верующих (около 2,3 миллиарда, а это почти треть населения Земли).

В XI веке христианство раскололось на католицизм и православие, а в XVI веке от католицизма откололся еще и протестантизм. Вместе они составляют три крупнейших течения христианства. Более мелких ответвлений (течений, сект) больше тысячи.

Христианство монотеистично, хотя его монотеизм немного нестандартный: у понятия Бог три уровня (три ипостаси) – Отец, Сын, Святой Дух. Иудеи, к примеру, этого не приемлют; для них Бог один, и не может быть двоичным или троичным. В христианстве первостепенное значение имеет вера в Бога, служение Богу и праведная жизнь.

Главное пособие христиан – Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Как православные, так и католики признают семь таинств христианства (крещение, причастие, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). Основные различия:

  • у православных нет Папы (единого главы);
  • нет понятия «чистилище» (только рай и ад);
  • священники не дают обет безбрачия;
  • незначительная разница в обрядах;
  • различие дат праздников.

У протестантов же любой желающий может проповедовать, число таинств и важность обрядов сведены к минимуму. Протестантизм, по сути, наименее строгое течение христианства.

Ислам

В исламе также один бог. В переводе с арабского означает «покорение», «подчинение». Бог – Аллах, пророк – Мухаммед (Магомет, Магомед). Ислам занимает второе место по количеству верующих – до 1,5 миллиарда мусульман, то есть почти четверть населения Земли. Ислам возник в VII веке на Аравийском полуострове.

Коран – священная книга мусульман – представляет из себя сборник учений Мухаммеда (проповедей) и были составлены после смерти пророка. Немалое значение имеет также Сунна – сборник притч о Мухаммеде, и Шариат – свод правил поведения для мусульман. В исламе первостепенное значение имеет соблюдение обрядов:

  • ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  • соблюдение поста в рамадан (9ый месяц мусульманского календаря);
  • раздача милостыни нищим;
  • хадж (паломничество в Мекку);
  • произнесение главной формулы Ислама (нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его).

Раньше в число мировых религий включали также индуизм и иудаизм. Сейчас эти данные считаются устаревшими.

В отличие от буддизма, христианство и ислам связаны друг с другом. И та, и другая религии относятся к авраамическим религиям.

В литературе и кино иногда встречается такое понятие, как «одна вселенная».  Герои разных произведений живут в одном мире и могут однажды встретиться, как, например, Железный человек и Капитан Америка. Действие христианства и ислама происходит в «одной вселенной». Иисус Христос, Моисей, Библия упоминаются в Коране, причем Иисус и Моисей являются пророками.

Адам и Хава – первые люди на Земле согласно Корану. Мусульмане в некоторых библейских текстах также усматривают пророчество появления Мухаммеда.

В этом аспекте интересно наблюдение, что особенно жесткие религиозные конфликты возникли именно между этими, близкими друг другу, религиями (а не с буддистами или индусами); но этот вопрос оставим на рассмотрение психологам и религиоведам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такая пресвятая богородица

Источник: https://www.calc.ru/Mirovyye-Religii.html

Мировые и национальные религии — определение признаки, примеры

Все основные крупные формы религиозных верований современного мира могут быть описаны в категориях мировых или национальных религий со свойственными им особенностями и формами.

Национальные религии — понятие и формы

Интересно, что это понятие ученые считают не вполне корректным, т.к. те этнические общности, где собственно и складывались эти верования, в тот ранний период еще не были оформленными нациями. Так, например, индуизм был распространен не только среди одного народа, а среди целой группы общностей, которые находились в этнической близости между собой. (И.И.Пучков).

В этой связи ряд исследователей предлагает даже сменить термин  «национальные религии» на иные более подходящие определения либо вовсе отказаться от практики раздела религий как на мировые, так и на национальные или племенные.

Понятие национальная религия

Сам по себе термин «национальные религии» возник в 19 веке и обозначал национально-государственные религии, которые сложились в рамках отдельных государств или этносов, но не смогли заметно распространиться у иных народов.

Как правило, к этому виду культов относят религии, которые возникли с «началом цивилизаций» или с появлением в обществе классовых отношений. Примером национальных религий могут служить верования римлян, ассирийцев, инков, вавилонян, кельтов, египтян, греков.

Национальные религии — примеры

В нынешнее время в форме национальных религий сохранились лишь некоторые из них – это иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм.

Ученые считают, что широта распространения национальных религий  осложнялась особенно тесной связью между этнической средой и ее верованием, когда, например, чужестранец никак не мог быть допущен к культовой практике.

Мировые религии — определение и основные черты

Напротив, мировые религии (буддизм, ислам, христианство) отличает:

Мировые религии — примеры

  • полиэтническая распространенность
  • отсутствие в своей догматике выраженной этноцентричности 

Подавляющее большинство всех верований возникли как племенные культы, в которых преобладало многобожие (политеизм). Ученые объясняют его не столько неразвитостью самих религиозных миропредставлений, сколько именно многосоставной племенной структурой самих этносов того времени, которая и формировала такие же многосоставные религиозные пантеоны.

Позже возникают уже «авторские» учения (зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм) – сакральные тексты, где появляется некая универсальность, что делает возможным их выход за пределы создавшего их этноса. Однако существовавшая на то время прозелитическая практика (распространения веры, обращение в нее других), как правило, не отличалась чрезмерной активностью  и насыщенностью.

Ученые отмечают, что,  например, зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически стать мировой религией, его распространение охватило римский и эллинистический мир и даже проникло на Тибет. Но на протяжении 4-8 вв. зороастризм был вытеснен из этой зоны исламом и христианством как такими учениями, где проявляется большая социальная универсальность.

Такая же история произошла и с манихейством.

Отсюда следует вывод:

Появление и распространение мировых религий не было чем-то исторически исключительным, а отражало лишь объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов

Интересно, что параллельно происходило аналогичное движение и в политических тенденциях – создавались универсальные империи (Персия, Македония, Рим, Византия, Китай, арабский халифат и проч.)

Специфические характеристики мировых религий

Это:

  • Высокая абстрактность основной догматики, которая обеспечивает требуемый универсализм учения
  • Многообразие (полиморфизм) основных догматов, которое делает возможной вариативность истолкований как самого сакрального текста, так и его исповедания и практики культа, что повышает адаптивность религиозного учения к различным культурным традициям различных народов
  • Значительная социальная составляющая религии, т.е. ее «растворенность» в обыденной жизни человека, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей; участие всей паствы в обрядовой практике (в отличие от древних культов, где церемонии проводились лишь жрецами) и обращенность религии лично к каждому верующему.
  • Сравнительная доступность смыслов догматики для простого сознания (хотя бы в их редуцированном изложении), возможность личного спасения ценой правильной жизни
  • Отсутствие каких бы то ни было сословных или национальных границ и превосходства, т.е.  равенство всякого перед лицом Творца

Очевидно, что основа догматики существующих ныне мировых религий не имеет в себе ничего существенно отличного от большинства религий прошлого,  а причины значительного распространения этих религий, по мнению ученых, лежат большей частью в социальной сфере, в способности этого учения объединять людей, а также в «демократии» их установок и силе эмоционального воздействия

Ознакомьтесь с нашей презентацией по теме

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/mirovyie-i-natsionalnyie-religii-istoriya-priznaki-i-osnovyi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь