Что такое религия определение

Мировые и национальные религии — определение признаки, примеры

Все основные крупные формы религиозных верований современного мира могут быть описаны в категориях мировых или национальных религий со свойственными им особенностями и формами.

Национальные религии — понятие и формы

Интересно, что это понятие ученые считают не вполне корректным, т.к. те этнические общности, где собственно и складывались эти верования, в тот ранний период еще не были оформленными нациями. Так, например, индуизм был распространен не только среди одного народа, а среди целой группы общностей, которые находились в этнической близости между собой. (И.И.Пучков).

В этой связи ряд исследователей предлагает даже сменить термин  «национальные религии» на иные более подходящие определения либо вовсе отказаться от практики раздела религий как на мировые, так и на национальные или племенные.

Понятие национальная религия

Сам по себе термин «национальные религии» возник в 19 веке и обозначал национально-государственные религии, которые сложились в рамках отдельных государств или этносов, но не смогли заметно распространиться у иных народов.

Как правило, к этому виду культов относят религии, которые возникли с «началом цивилизаций» или с появлением в обществе классовых отношений. Примером национальных религий могут служить верования римлян, ассирийцев, инков, вавилонян, кельтов, египтян, греков.

Национальные религии — примеры

В нынешнее время в форме национальных религий сохранились лишь некоторые из них – это иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм.

Ученые считают, что широта распространения национальных религий  осложнялась особенно тесной связью между этнической средой и ее верованием, когда, например, чужестранец никак не мог быть допущен к культовой практике.

Мировые религии — определение и основные черты

Напротив, мировые религии (буддизм, ислам, христианство) отличает:

Мировые религии — примеры

  • полиэтническая распространенность
  • отсутствие в своей догматике выраженной этноцентричности 

Подавляющее большинство всех верований возникли как племенные культы, в которых преобладало многобожие (политеизм). Ученые объясняют его не столько неразвитостью самих религиозных миропредставлений, сколько именно многосоставной племенной структурой самих этносов того времени, которая и формировала такие же многосоставные религиозные пантеоны.

Позже возникают уже «авторские» учения (зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм) – сакральные тексты, где появляется некая универсальность, что делает возможным их выход за пределы создавшего их этноса. Однако существовавшая на то время прозелитическая практика (распространения веры, обращение в нее других), как правило, не отличалась чрезмерной активностью  и насыщенностью.

Ученые отмечают, что,  например, зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически стать мировой религией, его распространение охватило римский и эллинистический мир и даже проникло на Тибет. Но на протяжении 4-8 вв. зороастризм был вытеснен из этой зоны исламом и христианством как такими учениями, где проявляется большая социальная универсальность.

Такая же история произошла и с манихейством.

Отсюда следует вывод:

Появление и распространение мировых религий не было чем-то исторически исключительным, а отражало лишь объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов

Интересно, что параллельно происходило аналогичное движение и в политических тенденциях – создавались универсальные империи (Персия, Македония, Рим, Византия, Китай, арабский халифат и проч.)

Специфические характеристики мировых религий

Это:

  • Высокая абстрактность основной догматики, которая обеспечивает требуемый универсализм учения
  • Многообразие (полиморфизм) основных догматов, которое делает возможной вариативность истолкований как самого сакрального текста, так и его исповедания и практики культа, что повышает адаптивность религиозного учения к различным культурным традициям различных народов
  • Значительная социальная составляющая религии, т.е. ее «растворенность» в обыденной жизни человека, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей; участие всей паствы в обрядовой практике (в отличие от древних культов, где церемонии проводились лишь жрецами) и обращенность религии лично к каждому верующему.
  • Сравнительная доступность смыслов догматики для простого сознания (хотя бы в их редуцированном изложении), возможность личного спасения ценой правильной жизни
  • Отсутствие каких бы то ни было сословных или национальных границ и превосходства, т.е.  равенство всякого перед лицом Творца

Очевидно, что основа догматики существующих ныне мировых религий не имеет в себе ничего существенно отличного от большинства религий прошлого,  а причины значительного распространения этих религий, по мнению ученых, лежат большей частью в социальной сфере, в способности этого учения объединять людей, а также в «демократии» их установок и силе эмоционального воздействия

Ознакомьтесь с нашей презентацией по теме

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/mirovyie-i-natsionalnyie-religii-istoriya-priznaki-i-osnovyi

Не верю: биолог-эволюционист о том, как религия защищается от науки и почему Адам и Ева нам не предки

В науке хорошо то, что она истинна вне зависимости от того, верите вы в нее или нет.

Нил Деграсс Тайсон

«Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы»

В теологии частенько можно наблюдать следующую закономерность: по мере того как различные области науки — эволюционная биология, геология, история и археология — опровергают религиозные догмы одну за другой, эти догмы превращаются из буквальных истин в аллегории. Это одно из серьезнейших различий между наукой и религией.

Если какое-то научное утверждение опровергается, оно немедленно отправляется в мусорную корзину, где уже скопилось множество отличных идей, которые просто не оправдались. Когда опровергается религиозное утверждение, оно часто превращается в метафору, которая должна преподать верующим некий «урок».

Хотя некоторые библейские события трудно рассматривать как аллегории (в качестве примеров можно вспомнить кита, который проглотил Иону, и мучения Иова), теологический ум бесконечно изобретателен и всегда способен отыскать моральное или философское поучение в выдуманной истории. Ад, к примеру, стал метафорой «разлуки с Богом».

И теперь, когда мы знаем, что Адам и Ева не могли быть предками всех живущих на Земле людей, в «первородном грехе», который они передали потомству, некоторые верующие видят метафору человеческого эгоизма, развившегося в процессе эволюции.

Далее, многих прогрессивных верующих оскорбляют утверждения о том, что почти все в Библии следует воспринимать буквально. Один из самых часто употребляемых аргументов против подобного таков: «Библия — не учебник».

Видя эту фразу, я автоматически перевожу ее как «В Библии не все правда», ибо в этом и заключается ее смысл.

Утверждение о «не учебнике», разумеется, служит верующим оправданием и разрешением выбирать для себя настоящие истины в Писании (или, если речь идет о прогрессивных мусульманах, таких как Реза Аслан, то в Коране).

Не пора ли последовать совету апостола Павла, обращенному к коринфянам: повзрослеть и отложить детские игрушки?

В самом деле, даже разговор о том, что существует историческая традиция буквального восприятия Писания, может сильно расстроить «современных» верующих, поскольку сейчас принято утверждать, что буквализм — исключительно современное явление.

Однажды я написал на своем сайте, что история Адама и Евы не может быть буквальной истиной, поскольку эволюционная генетика показала: размер популяции человека всегда был намного больше одной пары.

Тогда писатель Эндрю Салливан раскритиковал меня за предположение о том, что верующие считают первую пару людей историческими личностями:

«Нет никаких данных о том, что райский сад всегда рассматривался фигурально? Неужели? Сам-то Койн читал эту штуку? Я презираю всякого, кто, имея мозги (конечно, у кого эти мозги не засорены фундаментализмом), считает, что это все должно толковаться буквально».

Тем не менее многие века христиане (включая и католическую церковь, к которой принадлежит Салливан) воспринимали Адама и Еву как единственных предков человечества. И в этом нет ничего удивительного, ведь библейское описание вполне конкретно и не несет ни малейшего намека на аллегоричность.

Скажем, когда Иисус говорит притчами (вспомним хотя бы доброго самаритянина), всем ясно, что он просто рассказывает историю, чтобы преподать определенный урок. Но книга Бытия толкуется не так.

Более того, католики всегда буквально придерживались религиозного моногенизма — представления о том, что все люди биологически происходят от Адама и Евы.

Реальность Эдемского сада, грехопадение, Адам и Ева как наши предки — все это без вопросов принимали ранние богословы и отцы церкви, такие как святой Августин, Фома Аквинский и Тертуллиан. []

Если вера частенько опирается на факты, то при их опровержении мы могли бы ожидать одного из двух: либо люди откажутся от своей веры (или какой-то ее части), либо будут упрямо отрицать факты и доказательства, противоречащие их вере. Первый вариант встречается нечасто, а вот свидетельств того, что по крайней мере основные догматы веры устойчивы к научным доказательствам, хватает.

64% американцев сохранили бы свои религиозные воззрения даже в том случае, если бы наука их опровергла, и лишь 23% подумали бы о том, чтобы сменить свои убеждения. Лишь чуть менее обескураживающие результаты дал онлайн-опрос Джулиана Баггини среди британских христиан, посещающих церковь.

41% опрошенных либо согласились с утверждением «Если наука противоречит Библии, я поверю Библии, а не науке», либо сказали, что скорее согласны с ним, нежели не согласны.

Возможен ли диалог между наукой и религией?

Люди часто призывают к диалогу между наукой и религией, при котором богословы, священники и раввины должны сесть рядом с учеными и разрешить все противоречия. При этом под «диалогом» подразумевается не просто разговор, но такой обмен мнениями, который рассеет всякое недопонимание и принесет пользу и науке и религии. На самом деле подобные совещания проходят регулярно, в том числе в Ватикане.

Их мотивация выражена в знаменитой цитате из Альберта Эйнштейна: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа». Но эта цитата вырвана из контекста, учитывая который, становится ясно, что говоря о религии, Эйнштейн подразумевал лишь глубокое благоговение перед загадками Вселенной.

Эйнштейн неоднократно отрицал существование личностного, теистического Бога и рассматривал авраамические религии как ложные институты, придуманные человеком. Он был в лучшем случае пантеистом и рассматривал саму природу как «божественное». Он считал, что наука оказалась бы в тупике без глубокого, всеобъемлющего любопытства и изумления — тех черт, которые Эйнштейн считал «религиозными».

Взгляды Эйнштейна, которые часто перевирают, не могут служить утешением ни для большинства верующих-теистов, ни для тех, кто уверен, что диалог науки и веры будет полезен обеим сторонам.

Но возможен ли конструктивный диалог? Мой ответ таков: все полезное проистекает из монолога, в котором наука говорит, а религия слушает. Более того, монолог этот будет конструктивным только для слушающего.

Ученые, конечно, могут узнать кое-что о природе религии из разговоров с верующими, но то же самое способен узнать каждый, кто захочет поближе с ней познакомиться. Напротив, религии нечего сказать науке такого, что помогло бы ей делать свое дело.

В самом деле, для развития науки потребовалось избавиться от малейших остатков религии, будь то сами убеждения или религиозные методы поиска «истины». Нам не нужны эти гипотезы.

Если какое-то научное утверждение опровергается, оно немедленно отправляется в мусорную корзину. Когда опровергается религиозное утверждение, оно превращается в метафору

С другой стороны, религия может получить от науки пользу в нескольких отношениях — если рассматривать «науку» в широком смысле слова, а «религию» не только как веру, но и как институт.

Во-первых, наука может рассказать нам об эволюционных, культурных и психологических основах религиозной веры.

Существует множество теорий о том, почему люди создали религию, включая страх смерти, мечту о могущественном покровителе, желание некоторых властвовать над остальными и естественную склонность человека объяснять природные явления чьей-то сознательной волей.

Конечно, всем, включая и ученых, полезно побольше узнать о религии, поскольку это одна из движущих сил человечества. Она направляет ход истории (как на современном Ближнем Востоке), глубоко влияет на общество (политика современных США совершенно необъяснима без понимания американской сверхрелигиозности), вносит свой вклад в искусство, музыку и литературу. «Макбет» полон отсылок к Библии.

Без представлений о христианстве «Дева Мария в скалах» Леонардо да Винчи — это просто изображение мужчины, женщины и двух маленьких детей.

Но историческое и художественное значение религии — не тема для диалога науки и религии, подлинная цель которого — защитить религию от науки, внедрить религию в науку или продемонстрировать, что обе эти области представляют собой законные и дополняющие друг друга способы поиска истины. []

Если бы мусульмане знали, что Мухаммед, как Джозеф Смит, сам придумывал слова, которые позже стали догмой; если бы христиане знали, что Иисус не воскрес и вообще был не сыном Божьим, а просто одним из множества проповедников апокалипсиса той эпохи; если бы теисты знали, что нет никаких достоверных признаков вмешательства Бога в дела Вселенной — то толпы верующих мгновенно растаяли бы, как снег под весенним солнцем. Конечно, некоторые образованные верующие и богословы считают, что религия не зависит от фактов, но они в явном меньшинстве. Их «религия» — это скорее философия, и она практически не вредит ни науке, ни обществу. []

В конце концов, почему бы не выяснить, как наш мир на самом деле устроен, вместо того чтобы выдумывать про него истории или принимать на веру мифы многовековой давности? А если мы не знаем ответов, то почему просто это не признать, как регулярно это делают ученые, и не продолжить поиски, пользуясь объективными данными и разумом? Не пора ли последовать совету апостола Павла, обращенному к коринфянам: повзрослеть и отложить детские игрушки? Любое почтение по отношению к вере укрепляет те религии, которые причиняют реальный вред нашему биологическому виду и планете. []

Наконец, хотя сам я ученый и глубоко восхищен чудесами, привнесенными наукой в нашу жизнь за короткие пять веков, я считаю, что религия не только несовместима с наукой, но и препятствует ее развитию.

Я не предлагаю создать роботизированный мир, в котором правит наука. Мир, в котором мне хотелось бы жить, это мир, где сила убеждений человека пропорциональна силе доказательств.

Это мир, где можно не спешить с ответом, если его не знаешь, и где сомнение в утверждениях других не воспринимается как оскорбление.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/14668-ne-veryu-biolog-evolyutsionist-o-tom-kak-religiya-zashchishchaetsya-ot-nauki-i-pochemu-adam-i-eva-nam-ne-predki

РЕЛИГИЯ


статьи

  • Происхождение религии.
  • Ранние формы религии.
  • Классификация религий.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать).

Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.

Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии; систематическую – догматика, апологетика; практическую – гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы.

По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: « всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.

Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году отменили смертную казнь в Беларуси

Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной.

Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.

Ранние формы религии

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой.

В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей.

В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога.

Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм,синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм (см. также МОНОТЕИЗМ).

К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности. См. также РАСТАФАРИАНСТВО;

Классификация религий

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам.

Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные).

К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/RELIGIYA.html

Религия. Виды религий

  Религии бывают «примитивные» и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм.

Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, или архаические — в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но, как правило, не на уровне учения, а на уровне практики.

К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется. 

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста «зачем нужна религия?»

Ответ верующих людей обычно таков: религия объясняет этот мир и человека во всей полноте, которую не способно дать научное объяснение мира и человека. Кроме того, каждый верующий человек, как правило, пережил некий особый личный опыт, который убедил его, что мир и человек — это не цепь случайных физических и биологических явлений, а творение Бога или высших сил. 

Читать рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он поверил в Бога

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь — организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил.

Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться.

В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.  

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии:

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная 
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий различают:

  • мировые религии
  • национальные (религия отдельного народа)
  • архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего). 

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Отдельно выделяются авраамические религии. К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.  

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель — сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица.

Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой).

 У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету. 

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий — сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны).

Буддисты верят в перерождения (сансара — бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний.

Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос — это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком.

Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо.

Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения). 

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Христиане не считают, что мир — это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу.

Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других. 

книга христианства — Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии — иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо), 
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай). 
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

В Новом Завете сказано, что христианам для обретения вечной жизни не следует прерывать связи с Богом, связь же осуществляется через молитву и таинство причастия — вкушение хлеба и вина. Причастие — это главное таинство, осуществляемое православной и католической церквями. 

В Ветхом Завете содержится текст десяти заповедей, которые актуальны для любого христианина.

Читать десять заповедей

Внутри христианства со временем выделилось три основных течения:

  1. Католичество (Италия, Испания, Португалия, Бразилия, Венесуэла, Мексика и т. д.)
  2. Православие (Россия, Греция, Сербия, Грузия и т. д.)
  3. Протестантизм (Англия, Германия, США и т. д.)

Ислам — самая молодая из мировых религий, он возник в VII в. нашей эры в арабском мире. Его основатель — пророк Муххамед. Бог в исламе — Аллах. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. 

В отличие от христианства, в исламе отсутствует идея свободы, но есть идея о предопределении. Жизнь человека заранее предрешена Аллахом и какие бы действия человек не предпринял, он не изменит своей судьбы, — верят мусульмане. Сходство с христианством — в идее о бессмертии души, существовании  ада и рая. 

Священная книга ислама — Коран. Во многих исламских странах отсутсвует светский закон и люди живут по религиозным законам или, как это называется, закону Шариата. 

Правоверный мусульманин ежедневно совершает намаз (пятикратная молитва), ведет благочестивую жизнь (не пьет, не курит, блюдет целомудрие), соблюдает пост (самый длинный — рамадан), важной целью считается совершение паломничества (хадж) в Мекку. 

К национальным религиям относят религии, которые присущи определенному народу и которые не выходят за его пределы. Это иудаизм (религия евреев), индуизм (религия индийцев), синтоизм, даосизм. 

Архаические религии — это умершие религии. Среди них: религия Древнего Египта, Древней Греции и Рима, религия восточных славян, религии первобытного времени. 

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

«Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно.

Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это – чудо, счастье А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота.

И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить.

Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, – просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. – то есть все то, что в 14–15 лет мальчику не свойственно.

Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка.

И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял – не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность.

Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, – правда, и значит, правда и все остальное И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь».

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ

Десять заповедей Ветхого Завета

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.  3. Не поминай имени Господа Бога  твоего всуе.  4.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда будет сплошная седмица

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота  – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий.  7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради.  9.

Не лжесвидетельствуй. 

10. Не пожелай ничего чужого.

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ

Источник: http://egevmeste.ru/religiya-vidy-religiy.html

Понятие и формы религии

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

    Распечатать

Религия, как и образование, является социальным институтом. Религия – это форма понимания окружающего мира, основанная на вере в сверхъестественное. Религия включает в себя целый свод норм морали, культов и обрядов.

С точки зрения теологии, религия – это связь человека и Бога. С точки зрения философии, религия – это вера в «чистый разум», а также одна из форм самопознания. Зигмунд Фрейд считал религию великой иллюзией, средством замены того, что человек не понимает.

Юнг – средством психоанализа и психотерапии. Карл Маркс – опиумом для народа, то есть средством одурачивания с последующей эксплуатацией.

Термин «религия» в переводе с латыни означает воссоединение (человека с Богом) и возник еще до нашей эры – впервые он был упомянут Цицероном, который считал религию благоговением перед высшими силами.

Социология выделяет такие элементы религии:

  • религиозное сознание (отношение – личное или целой группы верующих – к Богу, моральным нормам и т.д.);
  • религиозная деятельность (может быть культовой или внекультовой);
  • религиозные отношения;
  • религиозные организации.

Формы религии

Религий очень много – специалисты насчитывают на данный момент около 28000 религий, верований, религиозных ответвлений и сект в мире. При этом основные религии можно пересчитать на пальцах одной руки.

Рассмотрим основные виды религии:

  1. Древние религии (верования и обряды):
    • магия (система сознания, заключающаяся в вере в тайные силы и в обращении к ним);
    • тотемизм (сопоставление человеческой сущности с природным объектом – животным, растение, и поклонение ему);
    • анимизм (вера в духов, потусторонних существ);
    • фетишизм (вера в предметы, якобы наделенные магической силой);
    • шаманизм (взаимосвязь с миром духов через шамана).
  2. Античные религии (языческие):
    • религия Древнего Египта;
    • религия Древней Греции;
    • религия Древнего Рима (заимствованная у греков, с там же пантеоном, но другими именами).
  3. Авраамические религии (монотеизм, восходят к Аврааму, в той или иной мере признают Ветхий Завет):
    • иудаизм;
    • христианство;
    • ислам.
  4. Индийские религии (религии Индии, Китая и большинство стран юго-восточной Азии):
    • индуизм;
    • джайнизм;
    • буддизм;
    • сикхизм.

Религиозное мировоззрение характерно для всех стран мира. Больше двух третей населения Земли относит себя к тому или иному вероисповеданию. Для всех религий некоторые понятия являются общими, такие как соотношения добра и зла, нравственные идеалы, смысл жизни человека и т.д.

В дальнейшем мы рассмотрим такое понятие как мировые религии.

Дополнительные материалы по теме: Понятие и формы религии

Источник: https://www.calc.ru/Ponyatiye-I-Formy-Religii.html

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года

Генеральная Ассамблея,

принимая во внимание, что согласно одному из основных принципов Устава Организации Объединенных Наций достоинство и равенство присущи каждому человеку и что все государства-члены обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций для содействия и поощрения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка или религии,

принимая во внимание, что во Всеобщей декларации прав человека1 и в Международных пактах о правах человека2 провозглашаются принципы недискриминации и равенства перед законом и право на свободу мысли, совести, религии или убеждении,

принимая во внимание, что игнорирование и нарушение прав человека и основных свобод, в частности права на свободу мысли, совести, религии или убеждении любого рода, являются прямо или косвенно причиной войн и тяжелых страданий человечества, особенно когда они служат средством иностранного вмешательства во внутренние дела других государств и приводят к разжиганию ненависти между народами и государствами,

принимая во внимание, что религия или убеждения являются для каждого, кто их придерживается, одним из основных элементов его понимания жизни и что свободу религии или убеждений следует полностью соблюдать и гарантировать,

считая важным содействовать пониманию, терпимости и уважению в вопросах свободы религии и убеждений и добиваться недопущения использования религии или убеждений в целях, несовместимых с Уставом, другими соответствующими документами Организации Объединенных Наций и с целями и принципами настоящей Декларации,

будучи убеждена в том, что свобода религии или убеждений должна также содействовать достижению целей всеобщего мира, социальной справедливости и дружбы между народами и ликвидации идеологии и практики колониализма и расовой дискриминации,

отмечая с удовлетворением принятие нескольких и вступление в силу некоторых конвенций, под эгидой Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, о ликвидации различных форм дискриминации,

будучи обеспокоена проявлениями нетерпимости и наличием дискриминации в вопросах религии или убеждений, все еще наблюдающимися в некоторых районах мира,

преисполненная решимости принять все необходимые меры к скорейшей ликвидации такой нетерпимости во всех ее формах и проявлениях и предупреждать дискриминацию на основе религии или убеждение и бороться с ней,

провозглашает настоящую Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений:

Статья 1

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учении. 

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору. 

3. Свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Статья 2

1. Никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. 

2. В целях настоящей Декларации выражение «нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.

Статья 3

Дискриминация людей на основе религии или убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов Устава Организации Объединенных Наций и осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и подробно изложенных в Международных пактах о правах человека, и как препятствие для дружественных и мирных отношений между государствами.

Статья 4

1. Все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни.

2. Все государства прилагают все усилия по принятию или отмене законодательства, когда это необходимо, для запрещения любой подобной дискриминации, а также для принятия всех соответствующих мер по борьбе против нетерпимости на основе религии или иных убеждений в данной области.

Статья 5

1. Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходя из нравственного воспитания, которое, по их мнению, должен получить ребенок. 

2. Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка. 

3. Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей. 

4. Если ребенок не находится на попечении своих родителей или законных опекунов, то принимаются должным образом во внимание выражаемая ими воля или любые проявления их воли в вопросах религии или убеждений, причем руководящим принципом являются интересы ребенка. 

5. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию, с соблюдением пункта 3 статьи 1 настоящей Декларации.

Статья 6

В соответствии со статьей 1 настоящей Декларации и соблюдением положений пункта 3 статьи 1 право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, следующие свободы:

а) отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей; 

b) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения; 

с) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями; 

d) писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях; 

е) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели; 

f) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования; 

g) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений; 

h) соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями; 

i) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

Статья 7

Права и свободы, провозглашенные в настоящей Декларации, предоставляются национальным законодательством таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике.

Статья 8

Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться в смысле ограничения или отхода от любого права, как оно определено во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека.

1 Резолюция 217 А (III).

2 Резолюция 2200 А (XXI), приложение.

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml

Центр изучения религий

Образование в РГГУ  Центр изучения религий

Что такое «религиоведение»?

Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Но что это значит?

Стоит начать с того, чем религиоведение не является. Оно не является богословием, это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом.

Или Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите. И религиозные люди, и люди, не принадлежащие ни к какой религии, могут быть прекрасными религиоведами. Главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая методы таких наук как история, социология, политология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область исследований, которая Вам более по душе – от древнеегипетских текстов и ритуалов африканских племен — до проблем современного общества.

Междисциплинарный характер религиоведения означает, что студенты, обучающиеся у нас, получают широкий спектр университетских гуманитарных знаний. Это также значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения влияют на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.

Роль религии в современном мире трудно переоценить. Вспомним, например, о ее значении в современных событиях и конфликтах на Ближнем Востоке, на Балканах, в Африке, Южной Азии.

Огромное значение имеет религия в России, стране со множеством религиозных традиций, и других постсоветских странах.

Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в цифровую эру? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся к национальной религии Японии — синто, к ритуалам полузабытого африканского племени, к тайнам буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений.

Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов.

Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, разбираться в причинах происходящих в мире событий. Или, говоря словами Бенедикта Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать».

История Центра

В 1989 году РГГУ (тогда еще Московский государственный историко-архивный институт) одним из первых в России включил в число дисциплин, изучаемых на различных факультетах, курс истории мировых религий. Для чтения этого курса был приглашен историк Николай Витальевич Шабуров.

В 1989-1990 годах отец Александр Мень прочитал в РГГУ цикл лекций, прервавшийся в связи с его трагической гибелью. Таким образом, студентам была предоставлена возможность узнать о существовании двух подходов к изучению религии — сугубо научного и конфессионального, взгляда извне и взгляда изнутри.

Именно в это время были заложены основы будущей учебной концепции Центра: беспристрастность научного подхода и уважительное отношение к религии как части человеческой культуры.

В 1992 году был создан Центр по сравнительному изучению мировых религий, в рамках которого предусматривалось получение второго высшего образования по истории трех религий — иудаизма, христианства, ислама.

К 1996 году была открыта специализация «религиоведение» на кафедре Истории и теории культуры РГГУ.

Наконец, в 1997 году была создана самостоятельная учебная структура — Кафедра религиоведения, которую возглавил Н.В. Шабуров.

Формальное создание в 2000 году Учебно-научного Центра изучения религий (УН ЦИР) стало закономерным продолжением процесса становления институционального оформления религиоведения в РГГУ.

Концепция

Направление «Религиоведение», как и образование в РГГУ в целом, нацелено на личностно ориентированное образование и подготовку высококвалифицированных профессионалов.

Объединение образования и научных исследований является ключевым принципом концепции Центра. Работа Центра основана на сочетании специальных знаний, критического мышления и фундаментального гуманитарного образования.

Базовым принципом концепции является сочетание методов и задач разных дисциплин – истории, филологии (желательно – с изучением священных текстов в оригинале), социологии, психологии и культурной антропологии. В то же время, обучение в значительной степени направлено на современный мир и роль религий в нем и потому предполагает широкие знания актуальных процессов.

Концепция также основана на сочетании двух принципов: (а) беспристрастности в научной деятельности, ориентации на достижение объективного результата, не зависящего от ценностных установок исследователя, и, в то же время – (б) уважительном отношении ко всем религиозным традициям.

Решительное сочетание этих двух принципов отличается как от богословско-апологетического подхода в конфессиональных учебных заведениях, так и от «разоблачительного» подхода в духе прежних и новых форм «научного атеизма».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто отрекся от престола ради любви

Эти принципы лежат в основе и обучения, и исследований, проводимых в Центре.

Документы

Положение о Центре изучения религий

Администрация

  • Николай Витальевич Шабуров — директор Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Людмила Геннадьевна Жукова — заместитель директора Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Денис Олегович​ Воронов​ — лаборант Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Йахха Геннадьевна Дубовик — документовед Учебно-научного Центра изучения религий.
  • Елена Владимировна Шаповалова — специалист по учебно-методической работе Учебно-научного Центра изучения религий.

Источник: https://www.rsuh.ru/education/religion/

Подлинная религия

Дон Кьюпитт — философ, священник и теолог. Часто его называют наиболее радикальным христианским теологом на свете, и, в общем-то, есть за что.

“В своих работах Кьюпитт порой называет себя христианским нон-реалистом, подразумевая тем самым, что следует определённым духовным практикам и пытается жить по этическим стандартам, традиционно связанным с Христианством, но при этом не верит в фактическое существование основных метафизических сущностей (таких, как “Христос” и “Бог”).

Он называет этот путь и образ жизни “солнечной жизнью” (solar living)”.

-Из Википедии

Определяя своё отношение к Богу, Дон Кьюпитт любит цитировать “Войну и Мир” Толстого:

“Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества.

Любить жизнь, любить Бога.

Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий”.

По понятным причинам ни одна официальная христианская церковь, включая англиканскую, его не слишком жалует и привечает.

В русскоязычном же мире он, похоже, известен совсем мало.

Так что прошу знакомиться.

Вот определение подлинной или истинной религии Дона Кьюпитта (я пересказал его своими словами):

1.Подлинная религия – это твой собственный голос, если только ты сможешь найти его.

2.Подлинная религия – это значит владеть собственной жизнью во всех смыслах.

3.Подлинная религия – это солнечное утверждение жизни, с полным признанием её абсолютного бескорыстия, её непредсказуемости, её мимолётности и даже её пустотности.

4.Подлинная религия плодотворна, она реализует ценности через активное участие в жизни общества.

5.Вера – это не способ держаться за что-то.  Это способ отпускания. Она свободно течёт.

Я испытал трудности с переводом четвёртого пункта, поэтому разослал его четырём своим друзьям, лучше меня понимающим английский.

Вот какие варианты переводов они дали мне:

Истинная религия – это продуктивное деяние, реализующее ценности в мире людей.Настоящая религия — это продуктивное, выражающее ценности действие в публичном мире?

Можно просто в мире

Подлинная религия – это созидательная сила, создающая ценности во внешнем мире (- это созидательное действие, которое реализует/воплощает ценности во внешнем мире).Истинная религия продуктивна. Она даёт возможность оценить истинные ценности нашего материального мира.

Я думаю, все они правильные.

А это оригинал:

1.True religion is your own voice, if you can but find it.

2.True religion is in every sense toownone’s own life.

3.True religion is the pure solar affirmation of life, ‘in full acknowledgement of its utter gratuitousness, its contingency, its transience, and even its nothingness.’

4.True religion is productive, value-realizing action in the public world. Faith is not a matter of holding onto anything.

5.Faith is simply a letting go. It floats free.

С таким определением религии я полностью согласен. И, следуя ему, могу с уверенностью заявить, что у меня есть своя религия, так же как есть свой голос, своё время и своё пространство.

И если у вас пока чего-то из этого нет (если вы так считаете), то от всего сердца желаю вам искать ваш собственный голос, и, возможно, со временем вы обнаружите, что сам этот поиск и есть голос, религия, время и пространство.

Для меня, во всяком случае, это так.

Для тех, кто читает по-английски, сайт:

Дон Кьюпитт

Шестисерийный фильм, в  котором Кьюпитт рассказывает о непростой жизни Христианства в современном мире:

Sea of Faith

Единственный перевод статьи Дона Кьюпитта на русский язык, который я нашёл в сети:

После религии

Это цитата из неё:

“В заключение моей аргументации могу ещё раз добавить, что религия действительно исчезает из нашего мира. Процесс очень болезненный. Но что дальше?

Из всех возможных вариантов ответа я предпочитаю только один, о котором упоминал ранее.

Исторически он связан отчасти с протестантизмом и отчасти с Вордсвортом, Толстым и Витгенштейном.

Он гласит, что, когда критическое мышление окончательно демифологизирует наш мир, мы должны отказаться от всех грандиозных космологий, которые проповедуют мировые религии, и обратиться к этому миру, к настоящему моменту, к обычному языку и повседневной жизни.

Религия, таким образом, преобразуется в личную духовность, а любовь к Богу становится любовью к жизни.

В благоприятных условиях человеку легко наслаждаться жизнью, но в реальности нас постоянно одолевают страхи за нашу жизнь и жизнь наших близких.

Чтобы жить счастливо и делать счастливой жизнь других, каждый из нас должен найти собственный способ “ведения переговоров” с жизнью.

Я определяю религию для современного человека как совокупность отношений и практик, которые помогают найти место в жизни и наполняют её смыслом и содержанием”.

Ну и песня, не вспомнить которую в этом контексте было нельзя, конечно. Теряю религию, нахожу, преодолеваю, преследую, снова теряю

Что такое религия?

С древних времен люди пытались понять, что такое религия? В основе слова «религия» лежит связь или повторное обращение к чему-либо. Религия связывает людей разной этнической принадлежности, профессии, характера и образа мыслей. У представителей каждой религии есть свои традиции, которые заставляют их снова и снова возвращаться к основам своего вероучения, напоминая о том, что и в повседневной жизни нам нельзя забывать о Боге, Он везде и повсюду с нами.

Удивительное устройство мира, в котором создано все для того, чтобы в нем развивалась жизнь всегда наталкивало людей на мысли о том, что существует Творец. Даже там, где сейчас люди не знают Священного Писания, они продолжают верить в высшие силы. Из Священного Писания мы знаем, что отношения человека с Богом развивались на протяжении многих тысячелетий. Именно поэтому нам кажется непонятным многое из того, что описано в Ветхом Завете.

В те времена Бог еще являлся людям, открывал им Свою волю. Мы живем во времена Нового Завета и наша вера основана на нашем духовном опыте, который иногда может служить более явным доказательством существования Бога, чем иные материальные чудеса и подтверждения Его существования. Но духовный опыт каждого человека различен. В мире существует множество религий. И сказать, что «Бог един для всех религий» было бы неправильно, потому что Бог — не обезличенная Сущность.

Несмотря на то, что в монотеистических религиях есть много общего — Бог един и совершенен, в них есть и существенные различия, которые не позволяют последователям религий окончательно объединиться. Для христиан Богом является Иисус Христос, мы говорим о триединстве Бога. В основе христианства лежит Завет, как некий «договор», заключенный человечеством с Богом. Было бы неправильным обеднять роль религии до определенного свода правил или «закона», по которому живут люди во всем мире.

На самом деле, у религии гораздо больше функций, о которых мы расскажем в этой статье.

Сейчас нам многое известно даже о тех религиях, которые мы не исповедуем. Если в прежние времена основа учения той или иной религии была открыта только ее последователем, то сейчас многие историки занимаются изучением того, что такое религия? Уже известно, что религия неизбежно влияет на многие общественные процессы.

Религиозные воззрения людей сыграли огромную роль в истории современного мира и продолжают менять его. Мировые религии существуют очень давно. Самая молодая из них — Ислам, но и она насчитывает более 1600 лет. Христианству более 2000 лет, а иудаизму боле 4000 лет, а индуизму более 5500 лет.

Во все времена люди старались ответить себе на вопрос — кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? На этом построены древние мифы, легенды и сказки. Религия — это система взглядов, построенная на твердой вере во что-либо из нематериального мира. Многие большие ученые — Эйнштейн, Курчатов, Павлов, Вернадский и другие не скрывали, что они являются верующими религиозными людьми.

Понятие «религия» тесно связано с такими понятиями как «Бог» и «Церковь», потому что любая религия, будь то мировая или небольшой культ какого-либо племени построена на вере в Бога или богов и связана с организацией, имеющей традиции и обычаи — Церковью. Люди всегда объясняли те или иные природные явления и катаклизмы сверхъестественными силами.

С развитием цивилизации к человечеству пришло понимание того, что Бог един и политеизм ушел в прошлое, появились монотеистические религии. Это религии, в которых Бог един.

Роль религии в жизни человека

Религия играет огромную роль во всех социальных сферах. Что такое религия, если она влияет на культуру, развитие науки, медицину, социальные институты и многое другое? Это — удивительная духовная общность, которая возникает у людей с разным культурным наследием, разными взглядами и традициями. Даже такие сферы, как брак и создание семьи не обходятся без участие религиозных воззрений человека.

Так, например, католическому духовенству запрещено вступать в брак. Медицинская этика сформирована не без участия религии. Многочисленные споры о возможности клонирования во многом были связаны с тем, что Церковь не считает должным брать на себя роль Творца.

Иногда люди, живущие в одном государстве и имеющие одну культуру и историю могут быть совершенно разными и жить по-разному лишь, потому что они исповедуют разные религиозные взгляды.

Религия часто определяет психологическое состояние человека. Так, попадая в деструктивные секты, люди часто начинали вести себя агрессивно или проявляли не свойственные им прежде черты характера.

Религия влияет даже на политику и образование отдельных государств, а также на управление ими. К сожалению, именно религиозными взглядами часто покрывались преступные деяния. Такие, как инквизиция. Но к истиной религиозности это не имеет никакого отношения, так как все мировые религии миролюбивы и исповедуют любовь и уважение к ближнему. Любовь к Богу и ближним — это основа христианства.

Если говорить научным языком, то у религии существуют регулятивная, коммуникативная, интегративная, воспитательная и компенсаторная функция в жизни общества. Регулятивная устанавливает сложные общественные процессы и влияет на поведение людей и их жизнь в обществе. Коммуникативная заключается в объединение людей в группы по религиозному признаку.

Интегративная позволяет каждому последователю той или иной религии стать частью целого и считается продолжением коммуникативной функции. Компенсаторная функция помогает человека справиться с жизненными трудностями, религия поддерживает людей в трудные моменты их жизни, объясняя, с чем могут быть связны неприятности, как их преодолеть или научиться с ними жить.

Воспитательная формирует нравственные ценности у отдельно взятого человека или у целой группы людей.

Большинство религий помогает человеку побороть страх смерти и неизвестности, декларируя бессмертие человеческой души или перерождение. Религия помогает человеку пережить боль от потери близких и найти новый смысл в земном существовании.

Религия и манипуляция: в чем разница?

Религии мира

Существует расхожее мнение, что существует три мировые религии:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм

На самом деле, буддизм не может считаться религией, так как не включает в себя поклонение богу. Будда считал себя просветленным, но никогда не причислял себя к богам. Наряду с даосизмом и индуизмом, буддизм — это лишь определенная система ценностей, вера в сверхъестественные силы природы.

К монотеистическим религиям в данный момент относятся:

  1. Иудаизм
  2. Христианство
  3. Ислам
  4. Сикхизм

Иудаизм сформировался у еврейского народы и остается по сей день одной из древнейших монотеистических религий. В мире более тринадцати миллионов иудеев. Исходная точка этической идеи иудаизма — единство человеческого рода и равенство между людьми. Согласно иудаизму не этническая или другая принадлежность различают людей, а участие в их жизни нравственной силы.

Единство мироздания, согласно иудаизму, обязано своим существованием Воле Творца. Наряду с единством Бога иудаизм подчеркивает Его бестелесность. Бог — не одна из сил природы или материального мира, Он над природой и над материальными законами. Заповеди, которые Моисей получил на горе Синай являются продолжением союза, который Бог заключил с Авраамом.

Согласно иудаизму человек своими деяниями должен очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нем. Доктрина иудаизма заключается в том, что Бог Един, Всемогущ и Вечен. Человек не способен познать Бога, кроме той меры, в которой Господь являет себя людям. Воля Божья является через пророков. Он оставляет каждому человеку свободу воли и не насаждает веру силой.

Иудеи ждут Царства добра и справедливости, которое наступит, когда придет Мессия.

Христианство в свое время считалось иудейской сектой, но истинность веры во Христа позволило скромному течению иудаизма превратиться в мировую религию с множеством последователей. В мире более двух миллиардов христиан, которые верят, что Христос и есть Мессия. Он пришел спасти Нас и принял Крестную смерть за нас.

Христианство не отрицает ветхозаветный принцип монотеизма и почитания Единого Бога. Новозаветный Бог есть любовь. Основа христианской добродетели — смирение и любовь к ближним. Христианство также говорит о равенстве всех людей.

Каждого человека Бог любит, как свое дитя и у каждого есть средства спасения — свободная воля и Божественная благодать.

Ислам — самая молодая из всех монотеистических мировых религий. Коран — священная книга для мусульман. Основателем Ислама считается пророк Мухаммед. Ислам пришел на замену язычеству в в Западную Аравию, в Мекку. Основа Ислама — вера в единого Бога, братство верующих и соблюдение норм морали. Согласно Исламу Иисус — один из пророков. Христиан в Исламе называют «людьми Писания». Этим термином последователи иудаизма и христианства отделяются от язычников.

Сикхизм — также монотеистическая религия. Она основана духовным учителем сикхизма Нанаком. В мире более 22 миллионов человек исповедуют сикхизм. Он возник в XVI веке. Бог, согласно сикхизму, никому не раскрывает цель творения материального мира, но исполнен любви и лишен ненависти. Бог присутствует повсеместно — в природе, милосердии, правде и красоте. Ему поклоняются с помощью медитативных практик.

Не стоит также путать религии и конфессии. Одна религия может содержать несколько конфессий. Так в христианстве основными являются православие, католицизм и протестантизм. В Исламе крупнейшими направлениями являются суннизм и шиизм.

Одной из крупных политеистических религий является индуизм. Это — не совсем религия в привычном понимании слова, скорее, сложный комплекс верований. Главными божествами в индуизме считаются Брахма, Вишну и Шива.

Важно помнить о том, что наш Бог есть любовь и ненависть к людям, исповедующим другие религиозные взгляды, никак не поможет нам в деле Спасения. Лучший способ миссионерства — являть своей жизнью пример христианской любви и благочестия. Не стоит забывать о том, что Иисус не обращал никого в христианство силой, но являл миру чудеса любви.

  • Подросток и религия
  • Христианство как истинная религия

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-religiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]