Православный крест: значение, форма, символика
В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.
Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.
Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.
Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл.
Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное.
Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.
Афонский крест.
Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.
Что означают надписи на кресте.
Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в центре – «НИКА» (в переводе с греческого – победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.
По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.
Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.
Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.
Православный крест с полумесяцем.
Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.
По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.
Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.
Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.
Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43133290004/PRAVOSLAVNYIY-KREST:-ZNACHENIE,-FORMA,-SIMVOLIKA.?utm_referrer=mirtesen.ru
Символ православный крест. Христианский крест — каким он бывает
История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.
Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.
Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.
Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.
В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.
Крест святого Лазаря
В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение.
Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря.
Часто на данном символе изображают распятого Христа.
Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой.
Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую.
То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.
Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.
Крест Голгофа
Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.
Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.
Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.
Крест седмиконечный
Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.
Седмиконечный православный крест — изображение:
Крест шестиконечный
Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.
Крест с полумесяцем
На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.
- Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
- Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
- Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.
Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.
Отличие православного креста от католического
С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:
- На православном кресте всегда больше одной перекладины.
- В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
- Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
- Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.
Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.
Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.
Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.
Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) :
В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся — встреча мира нашего с миром духовным.
Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.
Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).
На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит — римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.
«И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, — говорит святитель Дмитрий Ростовский. — И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».
Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.
Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф.
27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).
Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).
Поэтому в традиции Православия — изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник — Крест.
А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста — Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».
Источник: https://prodvigator.ru/zarabotnaya-plata/simvol-pravoslavnyi-krest-hristianskii-krest-kakim-on.html
Значение перекладин на православном кресте, виды, описание
Крест — один из самых древнейших символов, который появился ещё задолго до возникновения христианства. Данный знак использовался во многих культурах и имел разные значения.
Он присутствовал при проведении различных ритуалов и обрядов, изображения крестов находили при раскопках, а также с этим символом связано множество мифов, сказаний, легенд и суеверий. Уже на протяжении более двух тысяч лет крест является главным символом православной веры.
И мало кто из нас знает, откуда он взялся и какое значение имеет. Чаще всего мы имеем дело с восьмиконечным православным крестом. Что он означает и какие ещё существуют виды крестов, узнаете из нашей статьи.
Символ крест: немного истории
В древние времена практически в каждой культуре крест выполнял функцию оберега, а также означал вечную жизнь. Его использовали во многих древних государствах — Ассирии, Персии, Индии, Скандинавии др. Крест четырёхконечный берёт своё начало из Древних Халдеев. Также он присутствовал в качестве религиозного символа и у соседей, в том числе в Египте, где символизировал сиро-финикийского бога Таммуза, являющегося божеством воды и плодородия.
Священный знак нашёл своё применение задолго до появления христианства и используется по сей день, в том числе и вне зависимости от церкви. Символы многих богов имели и имеют форму креста.
Крест олицетворял и древнегреческого Бахуса, и египетского Таммуза, и скандинавского Одина, и халдейского Бела.
В Египте используют крест с петлёй. Такой символ имеет название «анкх» («анх»), что означает жизнь, неиссякаемую жизненную силу, вечность, мудрость и бессмертие.
Ассирийский крест заключён в круг. Он символизирует Ашшура, солнечное божество. Вавилонский олицетворяет Ану, бога неба.
Христианский крест возник после распятия Христа и его мученической смерти. Такая казнь была широко распространена в те времена и считалась позорной, но Христос принял свою смерть ради очищения всего человечества от грехов, освятил своей кровью орудие позора и сделал его священным символом Божьей Благодати, победы жизни над смертью, добра над злом, света над тьмой.
Виды христианских крестов и их значение
В христианстве насчитывается несколько видов крестов. Основными считают:
- четырёхконечный крест;
- шестиконечный символ;
- восьмиконечную святыню;
- афонский крест;
- христианский крест с полумесяцем;
- Георгиевский крест;
- просфорный крест;
- мальтийский крест.
Четырёхконечный крест
Одной из наиболее древних форм является четырёхконечный православный символ.
Именно на таком кресте и был распят Иисус Христос, и такие его изображения были найдены в раннехристианских катакомбах, хотя большинство источников утверждает, что распятие сына Божьего имело подпорку для ног в виде нижней косой перекладины и верхнюю короткую перекладину. Четырёхконечный символ в основном применяется в западном христианстве, то есть популярен среди католиков, но и у восточных христиан данный знак также считается священным.
Специально для вас: Красная нить на запястье
Шестиконечный православный крест
Шестиконечный православный крест является каноническим распятием. Выглядит он следующим образом — вертикальная перекладина, пересечённая двумя другими, верхняя из которых — длинная, а нижняя — короткая и выполнена наискось.
Именно нижняя планка, правая часть которой направлена вверх, а левая — вниз, символизирует мерило, оценивающее чистоту души человеческой, внутреннее состояние каждого живущего.
Тот конец нижней планки, что устремлён вниз, олицетворяет нераскаянные грехи, а, направленный вверх, является символом покаяния.
У католиков такой крест — показатель духовного сана.
Восьмиконечный символ
Данный знак является наиболее распространённым в настоящее время. Во многих источниках говорится, что этот крест по внешнему виду наиболее приближён к тому, на котором был распят Спаситель. Вертикальная полоса пересечена в этом случае тремя планками.
Верхняя-короткая считается тем местом, где Понтием Пилатом было начертано «Иисус-Назарянин — Иудейский Царь.» Средняя-длинная — распятие для рук, а нижняя косая — подпорка для ног. Также нижняя планка выступает в роли весов, измеряющих грехи человеческие.
В Римской Церкви данный крест является священным атрибутом Папы Римского.
Крест Афонский
Афонский крест считается одной из разновидностей православного символа, только имеющий больший смысл. Отличается он от простого восьмиконечного нанесёнными надписями и изображениями.
Над верхней короткой планкой имеются буквы «ИС» — Иисус и «ХС» — Христос. Над концами длинной средней перекладины начертаны слова «СНЪ» — сын, «БЖIЙ» — Божий, а под ними — «ЦРЬ» — Царь, «СЛВЫ» — Славы.
Слово «НИКА», в переводе с греческого на русский обозначающая «Победа», расположено в середине креста под средней перекладиной. Под словом «ЦРЬ» начертана литера «К», символизирующая копьё, которым Спасителю проткнули печень, а под надписью «СЛВЫ» — литера «Т», олицетворяющая трость и губку, при помощи которой Христу смачивали губы уксусом. Само распятие возвышается на небольшом холмике — Голгофе.
Под холмиком изображён череп с перекрещенными костями, который является символом Адама, праотца человечества, по приданиям похороненного на месте казни Христа. Считается, что Иисус Христос своей смертью очистил нашего прародителя и всех нас от грехов человеческих и тем самым открыл ему и всему человечеству дорогу в рай. С одной стороны холмика-Голгофы присутствуют буквы «МЛ», то есть Место Лобное, а с другой стороны — «РБ» — Распят Бысть.
По сторонам от черепа расположены буквы «Г» и «А» — Голгофа. Середина Афонского креста обведена кругом — терновым венцом, который одели на голову Спасителя перед казнью. Венец этот является символом мук и страданий, которые перенёс на кресте наш Господь.
Специально для вас: Значение талисмана-ящерицы
Георгиевский крест
Этот четырёхконечный крест имеет правильную форму. Все концы данного символа — одинаковой длины, узкие у центра расширяются к краям, напоминая треугольники. В центре расположен круг, в котором изображён двуглавый орёл. Этот знак использовали в качестве награды для унтер-офицеров и солдат, отличившихся в бою.
Крест просфорный (Константиновский)
Данный символ также имеет четыре конца, по внешнему виду похож на Георгиевский, только имеет надписи. Над поперечной планкой с одной стороны начертаны буквы «ИС» — Иисус, с другой «ХС» — Христос. Под перекладиной написано слово «НИКА», то есть победа жизни над смертью, добра над злом. Этот крест символизирует освобождение или выкуп грешников из ада или цену, которую заплатил Христос за спасение человечества.
Мальтийский крест
Эта реликвия является восьмиконечной. Она некогда олицетворяла рыцарский орден госпитальеров (данный орден, называемый также орденом святого Иоанна, был основан в Палестине в 11 веке). Четыре основных луча такого знака символизировали главные православные добродетели — силу духа, справедливость, благоразумие и воздержание. Восемь же концов соответствовали основным качествам истинного рыцаря — смирению, искренности, терпению, справедливости, безгрешию, милосердию, вере и истине.
Как отличить православный крест от католического
Эти два креста различаются надписями и изображениями, а также количеством перекладин. Католические кресты, как правило, четырёхконечные. Самым наглядным отличием является надпись на оборотной стороне креста «Спаси и Сохрани».
Такие надписи наносят только на православных символах. Также на католических знаках надписи сделаны латинскими буквами.
Например, слова «Иисус-Назарянин — Иудейский Царь» у католиков выглядят следующим образом — «INRI», а на православных крестах — «IНЦI» или IННI».
Сильно отличаются изображения Спасителя на этих двух святынях. На православной Господь изображён, как победитель над смертью, то есть руки его расположены ладонями вверх и спокойно разведены в стороны. Создаётся впечатление, будто он обнимает всё человечество. Очи его открыты, а вокруг головы находится нимб святого. Ноги его либо прибиты к центральной перекладине, а если есть косая поперечина, то стоят на ней.
На католическом кресте Иисус изображён с поникшей головой и закрытыми глазами. Запястья прибиты гвоздями, а ладони свисают вниз. Вся фигура также свисает, а на голову надет терновый венок, из-под которого по лицу струится кровь. Также отличием является то, что православный крест является плоским, а католический — выпуклым.
Специально для вас: Амулет на удачу и деньги
Какие кресты носят на теле
Православные христиане носят нательные крестики, которые они получают во время обряда крещения. Такая святыня носится исключительно под одеждой в соприкосновении с обнажённым телом. Именно в этом случае священный символ способен максимально защищать своего владельца от сил зла.
В церквях в настоящее время продаётся множество разновидностей православных крестов, но, как правило, популярностью пользуются восьмиконечные крестики с фигуркой Спасителя в центре, хотя в наличии имеются и без изображения Господа.
До сих пор служители духовенства не могут определиться, какой крест уместнее носить на груди, с фигурой Христа или без неё, поэтому, выбор стоит за нами, православными верующими.
Приметы и суеверия, связанные с крестами
После того как человека окрестили, ему на шею надели крестик, который необходимо носить на протяжении всей жизни, не снимая. Особо верующие так и делают, даже моются и спят с крестами. А вот потерять священный символ считается дурным знаком, которого многие люди боятся как огня. Какие приметы и суеверия в отношении нательных крестов существуют:
- утеря креста — жди беду. Чтобы избежать несчастья, верующие молятся, идут на исповедь и приобретают другой крестик, который обязательно должен освятить и благословить батюшка;
- чужой крест нельзя не только носить, но и подбирать на улице, ибо считается, что беря в руки чужую реликвию, человек берёт на себя судьбу того человека и его несчастья;
- драгоценные кресты нельзя передавать по наследству всё по той же причине.
Многие не верят в данные суеверия и носят всякие кресты. Можно либо верить, либо нет, но самое главное, перед тем как надеть чужой крестик, его необходимо очистить и освятить.
Значение креста для христиан
Крест почитается верующими как символ победы Иисуса Христа над смертью. Также данный знак символизирует вечную жизнь. Он является незаменимым оберегом от сил тьмы и помогает во всех благих делах и начинаниях.
Во время процесса крещения крестик надевают на православного верующего, тем самым, отдавая его во власть Господа Нашего, Иисуса Христа.
Мы носим крест не только как защиту и талисман, но и как напоминание о том, какую жертву принёс наш Спаситель, чтобы искупить грехи всего человечества.
Православным христианам не рекомендуется носить кресты католические, ибо они имеют несколько иное значение, чем православные.
При выборе святыни учитываются личные предпочтения, но, самым главным является то, чтобы крестик был куплен в храме или церковной лавке, а также освящён священнослужителем.
Одев реликвию на своё тело, мы соединяем свою душу и плоть с Божественной Благодатью, однако, эта Благодать спускается не на всех, а лишь на тех, кто истинно верит в Господа и живёт праведной жизнью.
Источник: https://superprivorot.ru/amulety/perekladiny-na-pravoslavnom-kreste
Что обозначает нательный крестик в православной традиции, и чем он отличается от католического
Крест является символом христианской веры, однако, у разных конфессий есть свои отличительные признаки в изображении креста. Каким должен быть нательный крестик в православной традиции, и чем он отличается от католического? Об этом пойдет речь в статье, где мы рассмотрим все варианты крестов и их различия. Также я вам объясню, можно ли православным христианам носить католические крестики и дарить нательные кресты друг другу.
Символизм креста в христианстве
Чтобы понять, что выражает символ креста, нужно обратиться к верным источникам. В нашей стране большинство людей придерживается православной веры, традиции которой во многом отличаются от католической. На Седьмом Вселенском Соборе (1054 г) произошел Великий Раскол Единой Церкви на две части — православие и католицизм. Христианский мир поделили между собой Константинопольский патриарх и Папа Римский.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Тем не менее, символизм креста после раскола не изменился, ведь искупительная жертва Христа не утратила своего значения. Крест — орудие пытки в давние времена. На нем пострадал Спаситель, взяв грехи мира на себя. Поэтому христианин надевает нательный крестик, чтобы воочию показать свою причастность к искуплению к Вечной Жизни. Однако если до страстей Господних крест был символом позора, то теперь он является символом победы добра над злом и воскрешения в вечности.
Для многих верующих нательный крест является символом защиты от злых сил, поэтому они не расстаются с ним никогда. Однако не стоит путать православный крестик с оберегом или талисманом: прежде всего, он выражает символ веры и победу над тленом. Носящий крест нательный выражает готовность выполнять заветы божьи и всей душой принадлежать Спасителю.
Крест обрел символ веры после того, как императору Константину было видение во сне. Иисус явился и велел изображать крест для защиты от вражеских войск. Константин велел выгравировать кресты на щитах всех воинов, а в Константинополе были воздвигнуты три креста с буквами «IC.XP.NIKA». Это обозначало победу воскресшего Спасителя над тленом и врагами.
Православный и католический крест
Рассмотрим отличия между этими символами. Канон изображения распятия был основан на Тульском соборе еще в 962 г. В православной вере заместительная жертва Иисуса носит добровольный характер, поэтому приносит радость христианам. На православном кресте Господь не умирает, а как бы простирает руки, чтобы обнять всех людей. Христос любит всех и желает подарить вечную жизнь каждому, кто примет этот дар.
На православном кресте мы видим бога, а не умирающего в муках человека.
Именно православная символика отображает двойственную природу Иисуса — божественную и человеческую. Ладони его повернуты к людям и открыты. Вся фигура Господа выражает благоговейное спокойствие и достоинство.
Терновый венец, который часто можно встретить на католической иконописи и крестах, отсутствует в православии. Если и встречается изображение венца, то крайне редко.
Следующим отличием православного распятия от католического является перекладина над головой Христа — она символизирует прибитую табличку со словами «Иисус Назорей Царь Иудейский». Также изображается дополнительная перекладина, которая является подпоркой для ступней и символизирует распятых рядом с Иисусом разбойников: один раскаялся и обрел вечную жизнь, а второй хулил бога и палачей.
Далее, ступни Иисуса на православном распятии прибиты двумя гвоздями, а на католическом — одним.
Подведем итог отличий:
- православное распятие имеет шестиконечную либо восьмиконечную форму, католическое — четырехконечную;
- на православном символе есть перекладина для изображения таблички с буквами IHЦI, на католическом вместо перекладины изображена сама табличка с буквами INRI;
- на православном символе ступни Иисуса прибиты двумя гвоздями, на католическом — одним;
- на православном символе ноги Спасителя не скрещены, как на католическом;
- на католическом символе изображен страдающий от ран человек, на православном мы видим открывшего путь в вечную жизнь Бога.
Распятие
Правильные нательные крестики можно приобрести в православной лавке, к тому же, они уже освященные. При покупке распятия в другом месте, обратите внимание на следующие моменты:
- на распятии не должны присутствовать символы иных религий;
- изображение Иисуса не должно быть явно очеловеченным;
- не допустимы намеки на осквернение божественных сил.
Что значит очеловеченное изображение Иисуса? На православных распятиях не принято изображать страдания Христа, ведь он принес добровольную жертву. Если вы видите провисающую фигуру и запрокинутую голову, это не православный крестик. Изображение Спасителя должно как бы находиться сверху распятия, а не провисать на руках. Это очень важно.
Католики настолько впечатляются муками изображенного на распятии Христа, что у некоторых особо чувствительных верующих появляются раны на руах и ногах — стигматы.
На католических крестиках можно увидеть страдальческое выражение лица мучимого предсмертными муками человека, иногда изображают кровавые подтеки на ранах. Это недопустимо в православной традиции.
Православные крестики могут быть и без распятого Христа, как и католические. Они могут иметь и четырехконечную форму, что тоже является правильным и допустимым. Некоторые крестики декорированы самоцветами или выгравированным орнаментом.
Важным в нательном крестике является его освящение в церкви.
Из чего может быть выполнено распятие? Это может быть:
- золото;
- серебро;
- медь;
- бронза;
- дерево;
- янтарь;
- кость.
Золото символизирует истину и нетленность. Серебро олицетворяет чистоту и целомудрие. Дерево символизирует Древо Жизни.
Также следует обратить внимание на надписи на крестике. Там могут быть выгравированы слова «ІС+ХС», что обозначает Иисус Христос, или «Спаси и сохрани». Иногда можно встретить надпись «NIKA», что символизирует победу.
Можно ли носить распятие поверх кофты? Само название «нательный» указывает место — на теле. Поверх одежды могут носить кресты исключительно служители церкви, паства же должна прятать символику под одеждой. Если верующий выставляет крест напоказ, им может овладеть гордыня. Также не следует забывать, что православный крест — не декоративный элемент имиджа, поэтому не должен находиться на обозрении у людей.
Ответы на вопросы
Многие интересуются, можно ли православным верующим использовать католическое распятие? Его можно поместить в красном углу помещения как святыню. Но лучше подарить такой крестик знакомому католику. Если у вас появился католический крест без распятого Христа, его нужно освятить в храме и использовать.
Может ли изображаться на православном распятии череп с костями, и что он выражает? Да, под подножием Иисуса на православной святыне иногда изображают череп с костями. Это символизирует прах первочеловека Адама. Христос искупил все грехи на земле, начиная с грехопадения Адама.
Можно ли иметь роскошно украшенное распятие православному? Прежде всего, в символике распятия должно ощущаться почитание к Господу и самой святыне. Если роскошь затмевает собой символ святыни, такой крестик является просто украшением или аксессуаром.
Принято ли дарить нательный крестик? В православной общине крестик дарят крестные родители во время крещения младенца. Это считается благословенной традицией. Также подарок можно сделать и родственнику на именины. Можно дарить распятия и просто как дар, если оно было привезено из святых мест.
Распятие можно передавать по наследству, это тоже считается православной традицией. Мнение, что с крестом передаются страдания и испытания дарителя, не является верным.
Связывать символизм креста с испытаниями и трудностями на жизненном пути является суеверием. Распятие — это христианская святыня, а не символ тяжкого бремени.
Подарок может пробудить осознание начать богоугодную жизнь, поэтому не сомневайтесь в правильности сделанного дара. На Руси была традиция обмениваться крестиками в знак духовного братотворения или кумления.
Источник: https://tayniymir.com/oberegi-i-amuletyi/pravoslavnyiy-natelnyiy-krestik.html
Почему на православных крестах есть полумесяц? — Духовная Аптека
Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его – crux immissa (крест вбитый).
В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.
Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).
Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.
Есть еще толкование: полумесяц – Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя – символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).
И еще о кресте с полумесяцем с сайта http://www.pravmir.ru
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста.
Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.
Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.
Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).
Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.
Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.
Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы.
Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.
Материал прислала Ирина Кузнецова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Источник: https://aptekahram17.ru/vera/pochemu-na-pravoslavnyh-krestah-est-polumesyats.html
Полумесяц на православном кресте внизу, значение символа, почему на крестах православных храмов есть полумесяц — Точка Веры
- Русский православный крест
- Разновидности
- Использование
- Примечания
К сожалению, многие считают полумесяц неразрывно связанным с Исламом. Полумесяц не используется шиитами и имеет место только в среде «ахлу сунна валь джамаа», которые заимствовали его у христиан, а те, в свою очередь, — из языческих религий. Никаких хадисов о символе полумесяца не существует, равно как и свидетельств его использования в первые столетия Ислама.
Полумесяц — это оккультный языческий знак, использовавшийся практически во всех религиях ширка и многобожия, включая и идолопоклонство курайшитов — мекканских врагов Пророка (С).
Полумесяц печатался на монетах языческого Тюркского каганата, потом был символом персидской империи Сасанидов и гербом города Константинополь — столицы христианской империи. Вероятнее всего, именно после завоевания Константинополя турками-суннитами полумесяц вошёл в суннитский ислам и стал его символом.
Полумесяц на царской крылатой короне Сасанидов:
Полумесяц мы видим в иконографии индуизма — его носит Шива в своей причёске:
В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (коровы), означали божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.
У древних шумеров полумесяц — атрибут вавилонского бога Луны Сина – корабль, на котором он плавал по безбрежным просторам космоса.
Полумесяц на древней шумерской монете:
Здесь царь посвящает свою дочь богине. Полумесяц символизирует бога Сина, солнце — бога Солнца Шамаша:
Древнегреческие и римские богини луны носили изображение полумесяца в своих прическах, как знак одновременно чистоты и рождения.
Древняя языческая стелла:
Как мы сказали, полумесяц был заимствован суннитами у христиан, а те, в свою очередь, заимствовали его у язычников. Полумесяц был символом Константинополя и чеканился на византийских монетах:
В бытность греческим полисом, Константинополь (тогда — полис Византий) имел в покровительницах Гекату, богиню лунного света, отсюда и полумесяц на его гербе.
До сих пор полумесяц часто встречается в нижней части православного креста:
Итак, являясь широко распространённым языческим символом лунных божеств, полумесяц был заимствован византийским христианством, став одним из его символов, а оттуда — российским православием (имеющим византийский исток) и суннитским исламом (после завоевания Константинополя турками в 1453 году).
Таким образом, «ахлу сунна» в целом и «салафиты» в частности — ревнители «ислама без бидаатов» — повсеместно размещают на своих мечетях языческо-христианский символ, не имеющий никакой основы в религии Ислам, что нисколько их не беспокоит. Они сделали оккультный символ ширка символом Ислама — точно так же как поменяли всё, что только можно поменять, в религии Аллаха. Как говорится, думающему — понятно.
Русский православный крест
Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. См. также: Патриарший крест и Лотарингский крест
Эту страницу предлагается переименовать в Православный крест. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/2 июня 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон. |
Русский православный крест
Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.
Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве.
В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике.
Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России.
Русский крест
Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины.
Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест), а восьмиконечный — православным крестом.
В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross). Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross).
Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.
Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.
Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).
Разновидности
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 30 июня 2013 года. |
Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх).
Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения.
Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой.
Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы».
Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.
Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.
Использование
Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви.
В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно.
Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.
Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.
Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.
Галерея использования символа креста |
Битва на Куликовом поле в 1380 г. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век.Герб России с печати Ивана IV, 1577 год.Герб России с печати Фёдора Ивановича, 1589 год.Ротное знамя 9-й роты солдатского полка, XVII век, в левом верхнем углу русский крест.Сотенное знамя, 1696—1699 |
Примечания
- 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
- Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
- Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
- Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
- Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
- Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
- Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
- Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
- Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
- Kors, Store norske leksikon
- 1 2 Liungman, Carl G. Symbols — Encyclopedia of Western Signs and Ideograms. — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
- Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
- Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
- Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
- Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
- Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
- Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
- Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
- The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
- Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
- 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
- Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
- Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
- Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
- Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
- Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
- Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
- Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
- Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
Источник: https://achair-city.ru/obryady/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste-vnizu-znachenie-simvola-pochemu-na-krestah-pravoslavnyh-hramov-est-polumesyats.html