Что означает крест Христа

Почему на православных крестах есть полумесяц?

Что означает крест Христа

Христианская символика — богатая пища для размышлений и домыслов и в наше время. Немногие христиане, на самом деле, с полной уверенностью могут сказать, что означает тот или иной символ. Так обстоят обстоятельства и с изображением полумесяца на православном кресте.

Что означает полумесяц на православном кресте

Символика луны, а если быть точнее, — полумесяца непростая, с ней связано появление многих легенд и сказаний. Конечно, обладая знаниями о лунной символике, может возникнуть замешательство — что означает полумесяц на кресте православных христиан.

Полумесяц на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника

Дело в том, что изучая христианский крест подетально, современные ученые пришли к выводу, что, скорее всего, на кресте изображен не полумесяц, а таким образом был передан знак якоря, как символа твердой, непоколебимой веры.

Подтверждение этой мысли можно встретить в Священном Писании, в Послании к Евреям, где о христианской надежде говорится как о крепком якоре в мире, где бушуют страсти.

Немного истории

Обращаясь к истории, стоит вспомнить, что в Византии символика полумесяца была связана исключительно только с властью царя и имела скорее политические корни, нежели духовные.

Известно, что многим позже мусульманами был заимствован полумесяц, к которому был прибавлен знак звезды, ставшие символами мусульманской веры.

Читайте о других религиях:

  • Православие и баптизм
  • Православие и протестантизм
  • Православие и иудаизм

Значение полумесяца на кресте

В христианской традиции существуют и иные трактовки полумесяца на кресте, некоторые из них не имеют ни научного, ни исторического обоснования, что не лишает их права на существование.

Среди таких обозначений можно выделить следующие:

  • колыбель младенца Иисуса;
  • чаша для евхаристии;
  • крестильная купель.

Неправдивое значение

Среди множества трактовок полумесяца существует ложная, крайне не толерантная версия, гласящая, что наличие полумесяца на кресте свидетельствует о привилегированном положении христианства над мусульманством.

Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама

Такое неправдивое значение не только вносит разлад среди людей, исповедующих разные веры, но и противоречит христианским убеждениям в целом.

Различие крестов в православной вере

Разновидностей крестов в христианстве довольно много.

Общепринятым считается отличие католического и православного крестов, первый из которых имеет четырехконечное изображение, у второго чаще их восемь.

Среди основных отличий православного креста можно выделить такие:

  • 3 поперечные линии;
  • концы креста оформлены в полукруг;
  • наличие полумесяца вместо самой нижней линии;
  • ноги Христа распяты 2 гвоздями.

Полумесяц в основании православного креста

По одной из версий полумесяц у основания православного креста символизирует корабль, управляемый Иисусом Христом. И сам крест является в таком случае парусом.

Аллегорически значение данного символа становится таким: Церковь Христова под парусом веры плывет в царствие божие.

Внимание! У этой версии есть и еще одно подтверждение — некоторые церкви по типу застройки архитектурно напоминают фрегат.

Что значит полумесяц в основании креста на куполах

Взятое из Византии значение полумесяца как символа царской власти перешло из политики и область религии.

Дмитриевский собор во Владимире имеет полумесяц в основании креста

Для верующего человека во все времена Царем являлся Бог. По этой причине храмы приобрели особый вид куполов с полумесяцем в основании, что служило как бы напоминанием людям о том, кто является Царем этого дома. Позже этот знак стали использовать в убранстве икон Богородицы, Николая Чудотворца и Святой Троицы.

Крест с четырьмя окончаниями и полумесяцем внизу, концы которого приподняты кверху, принадлежит древним видам христианского креста. По одной из версий, в то время элементы языческой веры еще оставались в сознании народа и потому этот элемент, равно как и славянская свастика (коловрат) часто присутствовали в элементах креста.

Важно! Современная трактовка духовников отрицает данные факты и ссылается на то, что крест с полукружием в основании символизирует якорь веры, что соответствует представлениям о церкви, как о корабле.

Происхождение полумесяца

Полумесяц, равно как и солнце — древние астрономические символы, довольно глубоко связанные с первыми религиозными воззрениями.

Для многих людей изображение полумесяца связано исключительно с мусульманской религией.

На самом деле, все эти символы (и сам крест, и полумесяц) существовали задолго до появления основных религиозных систем. В язычестве, предшествующем славянству, знак креста символизировал почитаемое особо солнце, иносказательно это значение перешло в христианство, где крест называют «солнце истины», отождествляя, тем не менее, с данным символом главным образом спасение. Соответственно, полумесяц в таком случае приобретает значение, связанное с победой света (солнце) над тьмой (луна).

Следовательно, можно говорить о сакральных парных символах, раскрывающих свои значения только находясь в одном предмете.

Что означает полумесяц на куполах многих храмов в основании креста?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste.html

Что означает надпись на кресте НИКА

Что означает крест Христа

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество символов в православии, которыми мы ежедневно пользуемся. Среди них наибольшей популярностью пользуется распятие. Крест несет определенное значение в православии. Именно он означает мученическую смерть Иисуса Христа. Если хорошо присмотреться к этому самому важному символу христианства, то можно увидеть некоторые надписи. Они привлекают наше внимание, особенно надпись НИКА на православном кресте.

Значение креста православного

Крест считают самым важным объектом религиозного почитания. Распятие на кресте было одним из наиболее частых способов казни в Древнем Риме, которую позаимствовали от карфагенян. В основном таким образом казнили разбойников, но и многие другие люди понесли такое же наказание. Распятым на кресте по приказу Понтия Пилата был и Христос, а вот апостол Петр приказал распять его вниз головой, так как говорил о том, что не достоин такой же смерти как Иисус.

До VI века изображение креста редко использовалось. Есть большое количество вариаций данного символа.

Наиболее часто в православии среди христианских символов и знаков встречается восьмиконечный крест, с нижней и верхней перекладинами. Эти перекладины также несут особое значение:

  • Верхняя (над основной горизонтальной перекладиной) означает табличку на кресте Иисуса, на которой есть надпись ИНЦИ.
  • Нижняя (косая перекладина) считается подпоркой для ног. Она несет значение двух разбойников, которые были распяты по обе стороны от Христа. Один из них перед своей смертью покаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же, перед смертью своей, нелестно отзывался о Христе и своих палачах.

Что означает НИКА на православном кресте

Присмотревшись к кресту можно увидеть несколько надписей. Они находятся как на табличках, так и рядом с крестом. Есть несколько особо значимых для христианства писаний. На верхней табличке можно увидеть сокращение «ИНЦИ». Данное слово практически не переводится на другие языки и остается без изменений. Оно означает «Иисус Назазарянин Царь Иудейский». Такую надпись сделал Понтий Пилат для того, чтобы обозначить проступок Христа, так как это делали для прочих разбойников.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Можно ли молиться во время месячных

Второй важной считают надпись на кресте НИКА. Это слово находится под нижней основной верхней горизонтальной перекладиной. По поводу его происхождения есть много разногласий.

В переводе данное слово имеет смысл победить или победитель. Именно оно является символом победы Христа над смертью, а также его Воскресенье. Многие считают, что появление данной надписи связано с иным не менее важным историческим событием.

Считают, что появление данного надписи на кресте возникло после победы Константина Великого над Марком Аврелием в 312 году. Согласно легенде, перед битвой он увидел на небе крест. И прочитал рядом с ним надпись «с ним побеждай!». Это прибавило ему сил. После победы он начал почитать символ креста и установил в Константинополе, который ранее именовался Византией, 3 креста с надписями:

  1. IС – на кресте триумфальных ворот,
  2. ХС – написано на римской колонне,
  3. NIKA – на мраморном столбе.

Если соединить все эти надписи воедино, то выйдет фраза – Иисус Христос побеждает. Со временем стало традицией писать эту надпись на просфорах и святом арстосе. После такой победы и пошло всеобщее почитание Креста Христова в народе.

Почему на крестах написано НИКА? Ученные считают, что таким образом показана власть Христа над смертью. Что даже после своего распятия он способен был воскреснуть и явится людям. Для того, чтобы они поверили в него и в Господа.

На кресте написано в ногах НИКА

Нижняя перекладина над которой есть эта надпись символизирует своеобразные весы Божьего суда. Если происходит покаяние, то одна чаша поднимается и таким образом человек попадает в рай. Если же продолжает жить во грехе, то чаша отпускается и тем самым ведя за собой человека в ад. Считается также, что Иисус – это Новый Адам, который искупил первородный грех человечества.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-oznachaet-nadpis-na-kreste-nika/

Виды христианских крестов

Что означает крест Христа

Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? Попробуем выяснить.

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест — Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны.  По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.

Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

https://www.youtube.com/watch?v=5_aqKGOINlA

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22).

В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На что не хватает времени

Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Правильное расположение креста на памятнике

На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.

Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.

Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника.  Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над Ф.И.О. умершего).

На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.

Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.

Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести- или восьмиконечным?

В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.

Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас возникнут затруднения, проконсультируйтесь с нашими приемщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.

Источник: https://www.green-stone.by/articles/785

Православный крест. История, особенности, отличия от католического

Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции? Постараемся ответить.

статьей с друзьями:

История креста

Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.

Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.

См. также: Книги о масонах и Конце света. Польза или вред?

Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.

Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.

В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.

Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой

Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.

В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.

Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.

Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.

В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.

Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.

Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.

Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».

Формы креста

Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.

Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».

Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.

С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.

Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.

Отличие православного и католического креста

В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.

Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».

Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом

В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова.

Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа.

Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.

С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.

См. также: Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?

Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.

Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва

Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа.

Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены.

Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.

Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.

Священник Афанасий Гумеров:

«В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса»

К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.

Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.

Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».

Константин Бернатович

См. также:

Самые известные иконы Крещения Господня

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/pravoslavnyj-krest-istorija-osobennosti-otlichija-ot-katolicheskogo.html

Крест животворящий

Сейчас, когда храмы предлагают верующим множество разнообразных крестов, часто непривычной формы, многих это смущает. Возникает неизбежная мысль: а соответствует ли предлагаемое православному канону? Вот почему знание о том, какие формы крестиков являются каноническими, какова их символика, как вообще следует обращаться с нательным крестиком, безусловно необходимо каждому верующему человеку.

Прежде всего следует помнить, что нательный крестик — это ни в коем случае не ювелирное украшение, каким бы красивым он ни был, из какого бы драгоценного металла его ни отлили. Это — зримый символ христианской веры с очень древней традицией. Потому-то и бывают кресты столь разнообразных форм — в зависимости от времени и места изготовления.

На их форму действительно следует обращать внимание в первую очередь -насколько она соответствует православной традиции. Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году — в 82-м правиле Тульского собора.

Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и — прямые. Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается.

В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя.

ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ-самый распространенный в России, традиционный для нее. Вот как он выглядит. Над средней, самой длинной перекладиной этого креста находится короткая перекладина, а под ней — короткая косая, верхний конец которой обращен на север, нижний — на юг.

Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках: «Иисус Назорей Царь Иудейский», нижняя — подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе.

Форма этого креста более всего соответствует тому, на котором реально был распят Иисус, поэтому он уже не только знамение, но и образ Креста Христова Восемь концов его означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное. Тот конец, который указывает вверх, — символ пути в Небесное Царство, открытого Христом.

Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, означает, что с его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на нем изображен распятый Христос, крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик издревле считался самой мощной защитой от всякого зла — как видимого, так и невидимого.

СЕМИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ.Верхняя перекладина одна и косое подножие, имеющее глубокий мистический и догматический смысл. До пришествия Христа священники приносили жертву на золотом подножии,приделанном к престолу, который освящался, как это и сейчас делается у христиан, через миропомазание.

Значит, крестное подножие — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя, добровольно заплатившего своей смертью за чужие грехи. Подножие Святого креста открывает одну из его таинственных сторон, У пророка Исайи, за сотни и сотни лет до рождения Христа, читаем, как говорит сам Господь своему избраннику: «Прославлю подножие ног Моих» (Исх. 60, 13).

Семиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма, подобные кресты воздвигались на куполах русских храмов. И именно такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

ШЕСТИКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ.Это — тоже один из самых древних русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте — между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что «между двоих разбойников мерило праведное обретется».

Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй — напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что «сегодня же» он будет вместе с Господом в раю.

И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, — освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

КРЕСТ ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ, КАПЛЕВИДНЫЙ.Такой крестик — одна из любимых христианами и распространенных у них форм. Крестное дерево Христос окропил своей кровью, тем самым навеки придав кресту его силу.

Капли крови Искупителя и символизируют круглые капли в полудужьях четырех концов каплевидного креста. Существовали наперсные кресты такой формы и нательные. Очень часто каплевидный крест использовался для украшения богослужебных книг.

В Российской государственной библиотеке хранится, например, греческое Евангелие XI века, титул которого украшен очень тонко исполненным каплевидным крестом.

КРЕСТ — «ТРИЛИСТНИК».Крест, концы которого состоят как бы из трех полукуглых листочков, иногда -с шишечкой на каждом из них.
Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. Кроме того, трилистные кресты встречаются в русских гербах.

Из «Российского гербовника» известно, что русский трилистный крест, стоящий на опрокинутом полумесяце, изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотые кресты-трилистники входили также в гербы Троицка Пензенской губернии, Чернигова, Спасска Тамбовской губернии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году Ной построил ковчег

ПРОСТОЙ ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ С УДЛИНЕННОЙ НИЖНЕЙ ЧАСТЬЮ.Символизирует в первую очередь Божье долготерпение по отношению к человеку. Тот, кто его избирает, как бы заранее просит Бога проявить по отношению к нему и его грехам терпение, подобно псалмопевцу и царю Давиду, моля своего Создателя: «Отврати лицо Твое от грехов моих» (Пс. 50, покаянный). Молит о том, чтобы Господь послал ему смирения.

Такие кресты впервые появились в III веке в римских катакомбах, где собирались для богослужения христиане. Крест такой формы и сейчас употребляют некоторые восточные православные церкви. Стойка этого креста значительно длиннее, чем балка. Стойка и балка пересекаются так, что два горизонтальных плеча и верхняя вертикальная часть одинаковы по длине. Этот крест — чистый символ страданий Спасителя.

Сильным толчком для почитания прямого изображения креста в свое время послужило обретение матерью святого царя Константина, равноапостольной Еленой, Честного Животворящего Креста, на котором был реально распят Иисус Христос. Такой крест — самый распространенный на христианском Западе, и нередко ревностные почитатели «восьмиконечия» его не признают.

В этой связи нелишне будет напомнить слова, сказанные о кресте святителем Дмитрием Ростовским: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Тем не менее православным верующим необходимо знать, чем отличается любое православное распятие от католического. Правила Тульского собора, упомянутого вначале, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли. Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.

Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках. Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, -новшество XIII века.

Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Иисуса, победившего смерть и открывавшего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.

Изображение распятого Христа, сходное с католическим, встречается иногда и на православных крестах, особенно часто — в ХVIII-ХХ веках, то есть в наше время тоже. Так же, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа

Естественно, что православное благочестие требует ношения православного креста, а не католического, нарушающего догматические основы православной веры.

Поэтому, если верующий россиянин приобретает крест с изображением распятого Иисуса Христа, именно на упомянутые детали отличия и должен он обращать внимание.

Повторим их в этой связи еще раз: раскинутые руки Спасителя должны быть прямыми, а не провисающими под тяжестью тела; ноги — не скрещенными, пригвожденными двумя гвоздями, а не одним; терновый венец отсутствует — так же, как и иные анатомические подробности.

Что же еще следует знать о нательном крестике? Нужно сказать, что с ним связано одно стойкое суеверие: найденный крестик якобы нельзя не только подбирать, но и брать в руки, иначе «примешь на себя чужую судьбу и чужие грехи». Разумеется, это ложь, поскольку судьба человека складывается из двух составляющих: промысла Божьего о нем и свободы выбора самой личности.

Проще говоря, того максимума, которого обоснованно ожидает Творец от данного человека, и того, условно говоря, «процента» от своего максимума, который сам человек дает Богу в силу правильного или неправильного выбора Максимум воплощают святые, ничтожный минимум -те, на чьей совести нераскаянные грехи, которые они таковыми не считают.

Так что же на самом деле следует делать с найденным случайно нательным крестиком, который кто-то потерял? Его можно держать дома, можно отдать в храм или тому, кто в нем нуждается. В любом случае, если вы хотите его носить, найденный крестик необходимо освятить в церкви. Иногда (все из тех же суеверных побуждений) спрашивают: можно ли дарить нательный крест? А вдруг вместе с ним подаришь новые скорби и искушения?..

Мысль об этом — ложная, поскольку крестоношение в символическом смысле Бог дает каждому свое, у каждого из нас свой путь в этой жизни и свои испытания. Так что дарить нательный крестик, безусловно, можно.

Если при этом вы при вручении крестика близкому человеку скажете, что уже освятили его, получающему такой подарок будет приятно вдвойне

«Тайная Власть» №5, 2003

Источник: http://www.fialki-murman.narod.ru/press/krest.html

Символ православный крест. Христианский крест — каким он бывает

История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.

Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.

Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.

Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.

В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.

Крест святого Лазаря

В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение.

Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря.

Часто на данном символе изображают распятого Христа.

Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой.

Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую.

То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.

Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.

Крест Голгофа

Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.

Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.

Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.

Крест седмиконечный

Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.

Седмиконечный православный крест — изображение:

Крест шестиконечный

Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.

Крест с полумесяцем

На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.

  • Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
  • Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
  • Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.

Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.

Отличие православного креста от католического

С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:

  • На православном кресте всегда больше одной перекладины.
  • В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
  • Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
  • Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.

Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.

Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.

Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) :

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся — встреча мира нашего с миром духовным.

Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.

Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит — римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.

«И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, — говорит святитель Дмитрий Ростовский. — И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.

Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф.

27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия — изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник — Крест.

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста — Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

Источник: https://prodvigator.ru/zarabotnaya-plata/simvol-pravoslavnyi-krest-hristianskii-krest-kakim-on.html

Крест не всегда был символом христиан

Знак креста считается главнейшим символом христианства. Достаточно посмотреть на верхушку любого христианского храма, будь то католическая, лютеранская, англиканская или же православная церковь, и вы обязательно увидите там крест. Однако так было далеко не всегда. Первые христиане крест не почитали. И, напротив, знак креста весьма почитался язычниками.

Знак креста считается главнейшим символом христианства, но так было не всегда.

Изучение археологического прошлого нашей планеты приводит к удивительному выводу: практически во всех культурах древности люди изображали крест. Более того — крест для них был священным знаком.

От сотворения мира

Французский философ Рене Генон считал, что крест обозначал сразу несколько важных понятий древнейших людей: с одной стороны, это был знак четырех направлений, расходящихся из центральной точки, и, само собой, перекресток, единство пространства в широком смысле этого слова, а также единство жизни и смерти, с другой стороны, знак креста обозначал движение солнца по небесному своду, поэтому кроме традиционной формы креста (пересечение двух линий под прямым углом), существовал вращающийся крест, или свастика, — лучи такого креста были загнуты в левую или правую сторону, в зависимости от направления движения. Свастика была широко распространена в Древнем мире, но прочнее всего закрепилась в Индии. Простыми, то есть крестами без заломов, в этой стране было принято покрывать ноги и руки богов и богинь. Такой же простой крест почитали и жители другого континента — Америки. И когда там в начале XVI столетия появились конкистадоры, они были немало удивлены, что местные язычники почитают их христианский символ. Но индейцы были, конечно же, не христианами. Хотя крест для них был священным символом. Более того, индейцы верили, что знак креста способен изгонять кровожадных духов, отнимающих детские жизни, и потому индейские младенцы спали в изножьях крестов. А лоб ребенка зачастую тоже украшал нарисованный краской крест! Представляете себе разочарование испанских миссионеров, когда они поняли, что хоть индейцы и поклоняются кресту, но в Христа не верят? Если бы этим миссионерам удалось чудом перенестись за тысячелетия до нашей эры, они были бы не менее удивлены, видя, как священными крестами украшаются жилища, одежда и посуда людей каменного века! А если бы такую любовь древних к изображению крестов увидели первые христиане, они были бы этим и возмущены, и шокированы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет строилась Вавилонская башня

Плохой знак

Крест в первые века христианства считался дурным знаком, совсем не священным символом. Изображать его считалось кощунством, насмешкой над страданиями Иисуса.

Право же, для них крест символизировал орудие смерти их Бога — и как можно было поклоняться предмету, на котором Иисус умер в страшных мучениях? Вместо креста они любили рисовать совсем другие священные знаки: рыб, обозначавших христианскую веру, кораблик, символизирующий церковь Христову, якорь, имеющий несколько значений — надежду, крепость в вере, милосердие, а также агнца, изображавшего самого Иисуса, и голубя — символ Святого Духа.

В те времена кресты были популярны у их нехристианских соседей. Народы Междуречья знаком креста помечали своего бога солнца, египтяне считали крест с кольцом в навершии символом жизни. А для христиан крест был символом убийства. Более того, в древнем еврейском алфавите имелась заимствованная у финикийцев буква «тав», которая часто рисовалась в виде простого креста.

По одной из версий, этим знаком было принято помечать скот и рабов, отсюда пошло выражение «ставить тавро». Сами понимаете, не слишком это был для последователей Христа приятный символ.

И только когда христианство из Палестины распространилось по Европе, то есть по землям, где жили язычники, считавшие крест своим священным символом, византийский император Константин не побоялся сделать знак креста священным и для христианства. Произошло это достопамятное событие в IV веке.

Священным символом для христиан стал так называемый латинский крест — нижняя часть длиннее верхней. Это было графическое изображение орудия смерти Иисуса — креста для казни преступников в Римской империи. Такая форма казни появилась в Риме после завоевания Карфагена: преступников либо подвешивали к перекладине, либо привязывали на столбах, где они долго и мучительно умирали. Такая участь, например, постигла взятых в плен восставших рабов под предводительством Спартака.

Крест для казни выглядел просто: столб с поперечной перекладиной. Гвоздей на распятие обычно не тратили — преступников привязывали. Очевидно, именно так, без использования гвоздей, казнили и Иисуса. Но предание сохранило раны от гвоздей, поэтому в христианской традиции фигурка Христа на латинском кресте изображалась с пригвожденными к кресту руками и ногами. Причем у православных ступни фигуры помещались рядом друг с другом, у католиков они были скрещенными.

Ирландская церковь соединила древний языческий крест в кольце с латинским. Равносторонний крест был характерен для христиан Греции (в Риме был популярен латинский).

Разные варианты греческого креста взяли на вооружение восточные церкви — грузинская (болнисский крест), сербская (сербский крест с четырьмя огнивами и балканский крест), коптская (коптский крест с тремя лучами на каждой стороне — они символизируют Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Равносторонними также являются многие кресты монашеских и рыцарско-монашеских орденов: восьмиконечный (с вырезами) мальтийский крест (крест ордена госпитальеров), тамплиерский крест с расширяющимися концами (крест ордена тамплиеров).

Разновидностью латинского креста является византийский — он лапчатый, нижняя часть, как у латинского, удлиненная. От него незначительно отличается черный тевтонский крест (крест Тевтонского ордена) — стороны имеют небольшие вырезы. У грузинского креста Святой Нины боковая перекладина изображается скошенной от центра вниз. А францисканцы взяли своим символом тау-крест, то есть крест, не имеющий верхнего выступа, крест в форме буквы «тау».

В православной церкви за основу был взят латинский крест, но с дополнениями: появились еще одна, меньшего размера, верхняя перекладина и косая нижняя. Верхняя символизировала табличку, прибитую к кресту Иисуса с надписью «Иисус Назаретянин, царь иудейский (ИНЦИ)», а нижняя — коромысло весов, или «мерило праведности».

Некоторые носильные православные кресты на сторонах имели трехлепестковые выпуклости, а справа и слева от основной перекладины находились буквы ИС и ХС — то есть Иисус Христос. Особую форму имел крест в православном древнем Новгороде — он напоминает по форме крест тамплиеров, но нижняя часть у него удлинена, а равновеликие стороны заключены в круг.

Существуют также кресты особой формы — крест Святого Петра и крест Святого Андрея. Эти формы связаны с тем, каким образом оба страдальца были распяты: Андрея казнили на косом кресте (в виде буквы X), Петра — на перевернутом (то есть вниз головой).

Андреевский крест стал символом моряков, а вот кресту Святого Петра повезло гораздо меньше — его своим символом избрали сатанисты.

Отрицающие святыню

Но некоторые христианские церкви и секты изображения креста не признают. Как и первые христиане, они тоже считают его орудием пытки и мученической смерти. Не приняли этого символа болгарские богомилы и средневековые катары (альбигойцы), которые отказывались надевать на шею такое нечестивое изображение.

Одной из причин церковных обвинений этих добрых христиан в ереси как раз и был отказ от почитания ими креста. Не признают креста также мормоны, иеговисты и молокане. У иеговистов претензии к священному христианскому символу особые: мало того что для них такое почитание равно идолопоклонству — они вообще не верят, что Иисус был распят на кресте.

По их мнению, во времена Римской империи преступников все же казнили на столбах. Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутый крест и перевернутую фигурку Иисуса, но вместо почитания выказывают непочтение — плюют на крест, топчут его ногами, выкрикивают богохульства и совершают иные отвратительные для верующих действия.

Впрочем, для жителей Европы и Америки эпоха поголовной христианизации даром не прошла. Крест и сегодня является самым распространенным украшением, и его носят модницы и модники, не задумывающиеся ни на минуту о священном смысле этого символа.

Источник: https://mirchudes.net/facts/422-krest.html

Крест в христианстве

Крест в христианстве — объект религиозного почитания в большинстве христианских конфессий.

Происхождение культа

Возникновение в христианстве культа креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по приговору Понтия Пилата.

Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии).

Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён императора Нерона, также были казнены таким образом. В частности, как сообщает предание, апостол Пётр пожелал быть распятым головой вниз, считая себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус.

До 4 в. и правления Константина Великого христиане удерживались от изображения креста.

У христианского креста существует немало вариаций. Английское слово «cross» происходит от латинского «crux», означающего «дерево, виселица или другие деревянные орудия казни». Соответствующий глагол «cruciare» означает «пытать, мучать».

Отец Александр Мень указывает на пророческое использование образа креста в Ветхом Завете через знак «тав»:

«В книге пророка Иезекииля говорится Ангел ставит печать «тав» на челах людей. И вот тут удивительное, таинственное совпадение преобразований. В современном еврейском квадратном шрифте буква «тав» напоминает русское «п», но в древних алфавитах, в древнем ханаанском и в финикийском, буква «тав» выглядела как крест, — либо как крест св. Андрея (см. некоторые надписи X века до н. э.), либо просто как крест, как во всех финикийских надписях.

У древних христиан, очевидно, это и стало первым знаком осенения себя крестным знамением и осенения верующего во время крещения святой водой, то есть это было знаком Христа, и мало кем замечено, чем был этот удивительный прообраз у пророка Иезекииля. Здесь — тот же самый символ. Среди бури и смятений мира избирается малое стадо, и на них печать. В данном случае это печать крещения, и не просто печать крещения, но печать следования за Агнцем.

Александр Мень. Комментарий на Откровение Иоанна Богослова»

Почитание креста не прекратилось даже в период византийского иконоборчества. Напротив, он стал основным символ украшения храмов, а Седьмой Вселенский собор основывает на его почитании свой оросс об иконопочитании.

В православной церкви

В православии наиболее распространена восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами. На древних иконах также встречается изображение семиконечного креста, в котором столб не выходит за верхнюю перекладину.

  • верхняя над основной горизонтальной перекладиной символизирует табличку на кресте Христа с надписью INRI (либо ІНЦІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).
  • нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

В православной аскетике есть такое понятие, как «несение своего креста», то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина, основанное на словах Иисуса Христа: «Кто не возьмет креста своего тот недостоин Меня» (Мф.16:24)

М.: Языки славянских культур, 2006

Крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах. Другой распространенной формой русского купольного креста является так называемый восьмиконечный крест, т. е.

крест, максимально приближенный к изображению Распятия (с верхней перекладиной, символически представляющей таблицу с надписью над головой Христа, и косой нижней перекладиной, обозначающей подножие).

Обе формы имеют канонический характер, но при этом купольный крест с полумесяцем является более старой, а восьмиконечный крест — относительно более новой формой.

Форма купольного креста явилась предметом специального постановления Стоглавого собора 1551 г., на рассмотрение которого был вынесен вопрос: «На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Нынѣ убо вдружен крест животворящий на соборной церкви Пречистыа Богородици честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версѣ, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имже благословляють.

И о том разсудити и уложити на святомъ соборѣ, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тѣх крестѣх, которые стоят на церквах, достоит поразсудити» (глава 41, вопрос 8). Определено было впредь ставить кресты по образцу креста на московском Успенском кафедральном соборе.

Этот крест, который уподобляется по форме «воздвизальному» кресту, употребляемому при богослужении на утрене Воздвижения, — восьмиконечный; надо полагать, что «воздвизальный» крест соответствовал по форме кресту, который изображается на иконах Воздвижения (где обычно представлен именно восьмиконечный крест). Как видим, восьмиконечный крест на куполе Успенской церкви в Московском Кремле, поставленный непосредственно перед Стоглавым собором (в 1550 г.

), представлял собой новое для того времени явление; при этом отмечалось, что ранее кресты ставились «по древнему закону», — вполне вероятно, что при этом могли иметься в виду кресты с полумесяцем (хотя, может быть, и не только они).

Постановив впредь ставить на церквах восьмиконечные кресты. Стоглавый собор не вынес решения о замене старых крестов, поставленных «по древнему закону»; несомненно во всяком случае, что кресты с полумесяцем продолжали существовать и после собора, т. е.

оба интересующих нас типа купольного креста — восьмиконечный и с полумесяцем — сосуществовали друг с другом . Положение меняется после раскола русской церкви в середине XVII в.

: как известно, одним из моментов полемики старообрядцев и новообрядцев был вообще вопрос о форме креста, а именно, старообрядцы могли признавать лишь восьмиконечный крест, отказываясь почитать крест четырехконечный.

Отсюда восьмиконечный крест стал восприниматься как типичный старообрядческий; в результате в новообрядческих церквах получает широкое распространение купольный крест с полумесяцем, тогда как в старообрядческих церквах мы встречаем обычно восьмиконечный крест. Это, в свою очередь, способствует мнению, что крест с полумесяцем представляет собой относительно новое явление

Отрицательное отношение к поклонению крестам

В комментарии к переводу Библии, изданном Оксфордским университетом в 1885 году, говорится: «Гомер употребляет слово ставрос для обыкновенного кола, столба или бревна. И в этом значении употребляется это слово во всей классической литературе. Оно никогда не обозначает два бревна, прикреплённых друг к другу под каким-либо углом, но оно всегда обозначает одно отдельное бревно В греческом тексте НЗ нет никаких указаний на то, что это были два бревна».

Наиболее известны своим отрицательным отношением к поклонению крестам следующие религиозные течения:

  1. Катары
  2. Толстовцы
  3. Богомилы
  4. Молокане
  5. Свидетели Иеговы (с 1936 года)
  6. Мормоны

Свидетели Иеговы в качестве формы орудия казни Иисуса Христа называют вертикальный столб. Они считают поклонение кресту, как и другим изображениям, идолопоклонством и полагают, что Библия осуждает почитание любых языческих символов (2 Коринфянам 6:14—18; Исход 20:4, 5; 1 Коринфянам 10:14).

Ответы на критику

Критика доводов, приводимых сторонниками того, что Христос был распят на столбе, основывается на различии древнегреческого и греческого языка первого века. Так кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) отвечает на филологические доводы следующее:

«Приведённая аргументация является обычным софизмом. В основе его лежит грубое логическое нарушение: подмена термина. Делается утверждение о классическом греческом языке, а затем рассматривается язык апостольского века. Классическим греческий язык был до IV в. до Р. Х.

После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма, для культуры которой характерен синтез греческой и местных восточных культур (IV—II вв. до Р. Х.). В 146 г. до Р. Х. Рим разгромил Ахейский союз и установил господство над всей Грецией. Во II в. до Р. Х.

римляне переняли у карфагенян самый жестокий вид казни — распятие. Орудие это получило название crux, crucis».

Слово [ставрос] имеет все же два смысла — столб и крест. Хоть в оригинале Библии и используется слово [ставрос], но оно использутся в смысле — крест. Для обозначения столба в Библии есть другое слово — [стьюлос].

По мнению сторонников богословского взгляда, утверждение про «столб» опровергается библейским текстом. В Новом Завете это слово используется исключительно для обозначения орудия казни Христа и никогда в отношении чего бы то ни было иного. Слово же «столб» (столп) в греческом Новом Завете обозначено как (1Тим.3:15; Гал.2:9; Откр.3:12; Откр.10:1), что, собственно, и обозначает «столб», либо как (Деян.5:30; Деян.10:39; 1Петр.2:24) «столб, бревно, полено».

Крест в христианском искусстве

  • Распятие (декоративно-прикладное искусство)
  • Распятие Христово — казнь Иисуса, её изображение в прикладном и изобразительном искусстве.

Алтарный крест

Напрестольный крест

Источник: http://www.baget1.ru/Cross/Christian-cross.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что такое Крещение 19 января

Закрыть