Крестик с распятием: почему старообрядцы считают его греховным — Русь Матушка
Крест — символ искупительной жертвы Христа — не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры.
Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией.
Постараемся разобраться, в чём оно выражено.
Отход старообрядцев от официальной церкви
В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.
Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.
Особенности старообрядческих крестов
Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.
Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.
Восьмиконечный крест
Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях.
Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина — должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель.
На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».
Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи.
Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия.
Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.
Дореформенные кресты
Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового.
Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест.
Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.
Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства.
Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции.
Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.
Меднолитые кресты
Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.
В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа.
Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки.
Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.
Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.
Пилатова надпись
Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят.
В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.
Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола.
Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу.
В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.
Крест — общий символ для всех христиан
В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах.
Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным.
Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.
Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм.
Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро.
И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, — а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.
Общность религиозных устремлений
Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств.
В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь.
Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.
Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви.
Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе.
И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.
Источник: https://eparhia-birsk.ru/sovremennost/krestik-s-raspyatiem-pochemu-staroobryadtsy-schitayut-ego-grehovnym.html
Надписи на кресте
Рассел Григ
Ни в коем случае. И Лука и Иоанн говорят нам о том, что надписи на кресте, на котором был распят Иисус, были сделаны на трех языках: греческом, латинском и древнееврейском. Поэтому разумно предположить, что каждый из трёх евангельских авторов выбрал для перевода один из этих языков, а четвертый автор использовал слова, которые встречаются у трёх остальных авторов Евангелия.
- Может ли такое предположение быть обоснованным?
- Если да, то можно ли сказать с уверенностью, что избрал написать выбрал каждый автор?
- И почему?
Надписи
Давайте рассмотрим, с какого предисловия каждый евангелист начинает говорить о надписи:
- В Матфея 27:37 говорится: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его».
- В Марка 15:26 говорится: «И была надпись вины Его».
- В Луки 23:38 говорится: «И была над Ним надпись написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими».
- В Иоанна 19:19 говорится: «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте».
Обратите внимание на то, что все эти предисловия отличаются друг от друга. Марк говорит о том, что была написана надпись; Матфей — что надпись поставили над головой; Лука — что она была написана на трёх языках; а Иоанн — что автором надписи был Понтий Пилат. Все три утверждения верны, даже, несмотря на то, что каждый автор говорит что-то отличительное!
Четыре описания самой надписи даны ниже в таблице, чтобы можно было легко увидеть отличия и сходства между ними:
Матфея 27:37 | Сей есть | Иисус | Царь Иудейский |
Марка 15:26 | Царь Иудейский | ||
Луки 23:38 | Сей есть | Царь Иудейский | |
Иоанна 19:19 | Иисус Назорей | Царь Иудейский |
В чём важность использования трёх языков?
У Римлян существовала традиция — они прикрепляли на крест табличку, на которой гипсовыми буквами была написана причина наказания человека, однако три языка не всегда использовались на табличке.
Латинский язык был официальным языком Римской империи — он представлял форму правления и власть в этой области, а также являлся символом её завоевания. Греческий язык был международным языком культуры — это был язык человеческой мудрости, искусства и общения.
Древнееврейский язык был религиозным языком Иудеев – это был язык народа, с которым Бог заключил Завет, язык Закона Божьего, и средство, с помощью которого Бог дал людям узнать Себя.
По Божьему провидению, вопрос всех этих человеческих и божественных законов и рассматривался тогда, когда был распят Иисус. Как же сложилась такая ситуация?
Вероятнее всего, что Римский правитель, Пилат, продиктовал надпись на латинском языке, а центурион, который отвечал за казнь, перевел указ на другие языки. Пилат использовал слова «Царь Иудейский», чтобы публично высмеять Иудеев, и его дополнительной насмешкой стали слова о том, что их «царь» пришел из Назарета, т.е. что он был презренным Галилеянином.
Иоанн
Поскольку Иоанн – единственный автор-евангелист, который упоминает Пилата и Назарет, а также использует слово «надпись» (латинское слово «титулус», означающее «надпись», «заглавие»), с уверенностью можно сказать, что Иоанн цитирует латинский текст надписи, который выглядит следующим образом:
IESUS NAZARENVS REX IVDAEORVM
Там, где в латинском языке используются буквы «I» и «V», в английском языке используются буквы «J» и «U». То, что эта надпись сделана на латинском языке, подтверждается еще и тем фактом, что Ранняя Церковь позаимствовала латинские буквы «INRI» (или «ИНЦИ» – от первых букв надписи «Иисус назарянин, Царь Иудейский») в качестве символа, который часто появляется во многих ранних изображениях распятия.
Лука
Лука был очень образованным человеком (врач — Колоссянам 4:14) и своим Евангелием он обращался к представителям греческого дворянства (например, он обращается к «достопочтенному Феофилу» в Луки 1:3). Поэтому вполне логично предположить, что Лука дает нам надпись, сделанную на греческом языке:
OYTO∑ E∑TIN O BA∑IΛEY∑ TΩN IOYΛAIΩN (HOUTOS ESTIN HO BASTILEUS TON IODAION)
Матфей
Матфей писал для Иудеев и использовал много цитат из Ветхого Завета, чтобы показать, что Иисус и является исполнением пророчеств Ветхого Завета, в которых говорилось о грядущем Мессии. Поэтому вполне вероятно, что Матфей цитирует надпись, сделанную на древнееврейском языке (Τ∏∏ιΝ ’ωÌν ηζζ ∏’∏ιΤ’σ, смотрите рисунок ниже).
Марк
Марк, чьё Евангелие короче остальных трёх, и кто дает нам несколько сокращенное описание жизни Иисуса, хочет рассказать нам больше о том, что делал Иисус, а не о том, что Он говорил. Например, он пропускает историю рождения Иисуса, а также всю нагорную проповедь и несколько других проповедей. Следуя своему стилю, Марк сокращает надпись до слов, которые встречаются во всех трёх языках, а именно «ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ».
Табличка
А теперь самая интересная часть! Латинское название, являясь официальным обвинением, несомненно, должно было быть написано на табличке первым. Это устанавливало в таком случае длину таблички и/или размер букв, которые должны были поместиться на одной строке, и при этом толпа людей должна была легко прочитать их с расстояния (Иоанна 19:20).
В те времена во всех языках при написании слов между ними не было пробелов, как сегодня, так что латинское «название» содержало всего 26 букв и ни одного пробела.
Греческая «надпись» Луки содержала 30 букв, и поэтому должна была быть написана немного меньшими по размеру буквами чем на латинском языке. Легко увидеть, что еще для 16 букв слов «Иисус Назорей» (т.е. «Иисус назарянин») на греческом языке на табличке просто не было бы места.
«Обвинительная надпись» Матфея на древнееврейском языке содержала всего 19 букв, что на самом деле меньше чем в двух других языках, потому что в древнееврейском языке Иудеи не переносили на письмо гласные звуки. Каждый, кто переводил надпись на древнееврейский язык, очевидно, подумал бы, что не стоило добавлять слова «Назорей». Но, наверное, составляющий эту надпись подумал, что тот факт, что кто-либо живет в Назарете, не является преступлением, за которое стоит казнить!
Если собрать всё это воедино, то вполне вероятно, что табличка с надписями выглядела так, как изображено ниже. Первой была сделана надпись на латинском языке, а затем (ниже) на греческом и на древнееврейском.
Пояснения
- Несмотря на то, что древний еврейский язык отличался от современного машинописного шрифта Иудеев, используемого здесь для удобства, количество букв было таким же.
- Автор выражает благодарность лингвисту доктору Чарльзу Тейлору за его консультацию и помощь в написании статьи.
Источник: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1139
Крест в христианстве
Крест в христианстве — объект религиозного почитания в большинстве христианских конфессий.
Происхождение культа
Возникновение в христианстве культа креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по приговору Понтия Пилата.
Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии).
Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён императора Нерона, также были казнены таким образом. В частности, как сообщает предание, апостол Пётр пожелал быть распятым головой вниз, считая себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус.
До 4 в. и правления Константина Великого христиане удерживались от изображения креста.
У христианского креста существует немало вариаций. Английское слово «cross» происходит от латинского «crux», означающего «дерево, виселица или другие деревянные орудия казни». Соответствующий глагол «cruciare» означает «пытать, мучать».
Отец Александр Мень указывает на пророческое использование образа креста в Ветхом Завете через знак «тав»:
«В книге пророка Иезекииля говорится Ангел ставит печать «тав» на челах людей. И вот тут удивительное, таинственное совпадение преобразований. В современном еврейском квадратном шрифте буква «тав» напоминает русское «п», но в древних алфавитах, в древнем ханаанском и в финикийском, буква «тав» выглядела как крест, — либо как крест св. Андрея (см. некоторые надписи X века до н. э.), либо просто как крест, как во всех финикийских надписях.
У древних христиан, очевидно, это и стало первым знаком осенения себя крестным знамением и осенения верующего во время крещения святой водой, то есть это было знаком Христа, и мало кем замечено, чем был этот удивительный прообраз у пророка Иезекииля. Здесь — тот же самый символ. Среди бури и смятений мира избирается малое стадо, и на них печать. В данном случае это печать крещения, и не просто печать крещения, но печать следования за Агнцем.
Александр Мень. Комментарий на Откровение Иоанна Богослова»
Почитание креста не прекратилось даже в период византийского иконоборчества. Напротив, он стал основным символ украшения храмов, а Седьмой Вселенский собор основывает на его почитании свой оросс об иконопочитании.
В православной церкви
В православии наиболее распространена восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами. На древних иконах также встречается изображение семиконечного креста, в котором столб не выходит за верхнюю перекладину.
- верхняя над основной горизонтальной перекладиной символизирует табличку на кресте Христа с надписью INRI (либо ІНЦІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).
- нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.
В православной аскетике есть такое понятие, как «несение своего креста», то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина, основанное на словах Иисуса Христа: «Кто не возьмет креста своего тот недостоин Меня» (Мф.16:24)
М.: Языки славянских культур, 2006
Крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах. Другой распространенной формой русского купольного креста является так называемый восьмиконечный крест, т. е.
крест, максимально приближенный к изображению Распятия (с верхней перекладиной, символически представляющей таблицу с надписью над головой Христа, и косой нижней перекладиной, обозначающей подножие).
Обе формы имеют канонический характер, но при этом купольный крест с полумесяцем является более старой, а восьмиконечный крест — относительно более новой формой.
Форма купольного креста явилась предметом специального постановления Стоглавого собора 1551 г., на рассмотрение которого был вынесен вопрос: «На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Нынѣ убо вдружен крест животворящий на соборной церкви Пречистыа Богородици честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версѣ, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имже благословляють.
И о том разсудити и уложити на святомъ соборѣ, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тѣх крестѣх, которые стоят на церквах, достоит поразсудити» (глава 41, вопрос 8). Определено было впредь ставить кресты по образцу креста на московском Успенском кафедральном соборе.
Этот крест, который уподобляется по форме «воздвизальному» кресту, употребляемому при богослужении на утрене Воздвижения, — восьмиконечный; надо полагать, что «воздвизальный» крест соответствовал по форме кресту, который изображается на иконах Воздвижения (где обычно представлен именно восьмиконечный крест). Как видим, восьмиконечный крест на куполе Успенской церкви в Московском Кремле, поставленный непосредственно перед Стоглавым собором (в 1550 г.
), представлял собой новое для того времени явление; при этом отмечалось, что ранее кресты ставились «по древнему закону», — вполне вероятно, что при этом могли иметься в виду кресты с полумесяцем (хотя, может быть, и не только они).
Постановив впредь ставить на церквах восьмиконечные кресты. Стоглавый собор не вынес решения о замене старых крестов, поставленных «по древнему закону»; несомненно во всяком случае, что кресты с полумесяцем продолжали существовать и после собора, т. е.
оба интересующих нас типа купольного креста — восьмиконечный и с полумесяцем — сосуществовали друг с другом . Положение меняется после раскола русской церкви в середине XVII в.
: как известно, одним из моментов полемики старообрядцев и новообрядцев был вообще вопрос о форме креста, а именно, старообрядцы могли признавать лишь восьмиконечный крест, отказываясь почитать крест четырехконечный.
Отсюда восьмиконечный крест стал восприниматься как типичный старообрядческий; в результате в новообрядческих церквах получает широкое распространение купольный крест с полумесяцем, тогда как в старообрядческих церквах мы встречаем обычно восьмиконечный крест. Это, в свою очередь, способствует мнению, что крест с полумесяцем представляет собой относительно новое явление
Отрицательное отношение к поклонению крестам
В комментарии к переводу Библии, изданном Оксфордским университетом в 1885 году, говорится: «Гомер употребляет слово ставрос для обыкновенного кола, столба или бревна. И в этом значении употребляется это слово во всей классической литературе. Оно никогда не обозначает два бревна, прикреплённых друг к другу под каким-либо углом, но оно всегда обозначает одно отдельное бревно В греческом тексте НЗ нет никаких указаний на то, что это были два бревна».
Наиболее известны своим отрицательным отношением к поклонению крестам следующие религиозные течения:
- Катары
- Толстовцы
- Богомилы
- Молокане
- Свидетели Иеговы (с 1936 года)
- Мормоны
Свидетели Иеговы в качестве формы орудия казни Иисуса Христа называют вертикальный столб. Они считают поклонение кресту, как и другим изображениям, идолопоклонством и полагают, что Библия осуждает почитание любых языческих символов (2 Коринфянам 6:14—18; Исход 20:4, 5; 1 Коринфянам 10:14).
Ответы на критику
Критика доводов, приводимых сторонниками того, что Христос был распят на столбе, основывается на различии древнегреческого и греческого языка первого века. Так кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) отвечает на филологические доводы следующее:
«Приведённая аргументация является обычным софизмом. В основе его лежит грубое логическое нарушение: подмена термина. Делается утверждение о классическом греческом языке, а затем рассматривается язык апостольского века. Классическим греческий язык был до IV в. до Р. Х.
После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма, для культуры которой характерен синтез греческой и местных восточных культур (IV—II вв. до Р. Х.). В 146 г. до Р. Х. Рим разгромил Ахейский союз и установил господство над всей Грецией. Во II в. до Р. Х.
римляне переняли у карфагенян самый жестокий вид казни — распятие. Орудие это получило название crux, crucis».
Слово [ставрос] имеет все же два смысла — столб и крест. Хоть в оригинале Библии и используется слово [ставрос], но оно использутся в смысле — крест. Для обозначения столба в Библии есть другое слово — [стьюлос].
По мнению сторонников богословского взгляда, утверждение про «столб» опровергается библейским текстом. В Новом Завете это слово используется исключительно для обозначения орудия казни Христа и никогда в отношении чего бы то ни было иного. Слово же «столб» (столп) в греческом Новом Завете обозначено как (1Тим.3:15; Гал.2:9; Откр.3:12; Откр.10:1), что, собственно, и обозначает «столб», либо как (Деян.5:30; Деян.10:39; 1Петр.2:24) «столб, бревно, полено».
Крест в христианском искусстве
- Распятие (декоративно-прикладное искусство)
- Распятие Христово — казнь Иисуса, её изображение в прикладном и изобразительном искусстве.
Алтарный крест
Напрестольный крест
Источник: http://www.baget1.ru/Cross/Christian-cross.php
Православный крест: виды, значение перекладин — Фантастический мир
История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.
Историческая справка
Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега.
В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни.
Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.
Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.
Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.
В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.
Крест святого Лазаря
В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение.
Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря.
Часто на данном символе изображают распятого Христа.
Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой.
Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую.
То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.
Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Иисус Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.
Крест Голгофа
Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие.
Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка.
Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.
Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.
Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.
Крест седмиконечный
Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец Давид в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.
Седмиконечный православный крест — изображение:
Крест шестиконечный
Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.
Крест с полумесяцем
На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.
- Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
- Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
- Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.
Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.
Отличие православного креста от католического
С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:
- На православном кресте всегда больше одной перекладины.
- В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
- Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
- Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.
Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.
Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.
Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.
Источник: https://fantastikmir.ru/pravoslavnyj-krest-vidy-znachenie-perekladin.html
Что означает надпись на кресте НИКА
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Есть большое количество символов в православии, которыми мы ежедневно пользуемся. Среди них наибольшей популярностью пользуется распятие. Крест несет определенное значение в православии. Именно он означает мученическую смерть Иисуса Христа. Если хорошо присмотреться к этому самому важному символу христианства, то можно увидеть некоторые надписи. Они привлекают наше внимание, особенно надпись НИКА на православном кресте.
Значение креста православного
Крест считают самым важным объектом религиозного почитания. Распятие на кресте было одним из наиболее частых способов казни в Древнем Риме, которую позаимствовали от карфагенян. В основном таким образом казнили разбойников, но и многие другие люди понесли такое же наказание. Распятым на кресте по приказу Понтия Пилата был и Христос, а вот апостол Петр приказал распять его вниз головой, так как говорил о том, что не достоин такой же смерти как Иисус.
До VI века изображение креста редко использовалось. Есть большое количество вариаций данного символа.
Наиболее часто в православии среди христианских символов и знаков встречается восьмиконечный крест, с нижней и верхней перекладинами. Эти перекладины также несут особое значение:
- Верхняя (над основной горизонтальной перекладиной) означает табличку на кресте Иисуса, на которой есть надпись ИНЦИ.
- Нижняя (косая перекладина) считается подпоркой для ног. Она несет значение двух разбойников, которые были распяты по обе стороны от Христа. Один из них перед своей смертью покаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же, перед смертью своей, нелестно отзывался о Христе и своих палачах.
Что означает НИКА на православном кресте
Присмотревшись к кресту можно увидеть несколько надписей. Они находятся как на табличках, так и рядом с крестом. Есть несколько особо значимых для христианства писаний. На верхней табличке можно увидеть сокращение «ИНЦИ». Данное слово практически не переводится на другие языки и остается без изменений. Оно означает «Иисус Назазарянин Царь Иудейский». Такую надпись сделал Понтий Пилат для того, чтобы обозначить проступок Христа, так как это делали для прочих разбойников.
Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли молиться во время месячных
Второй важной считают надпись на кресте НИКА. Это слово находится под нижней основной верхней горизонтальной перекладиной. По поводу его происхождения есть много разногласий.
В переводе данное слово имеет смысл победить или победитель. Именно оно является символом победы Христа над смертью, а также его Воскресенье. Многие считают, что появление данной надписи связано с иным не менее важным историческим событием.
Считают, что появление данного надписи на кресте возникло после победы Константина Великого над Марком Аврелием в 312 году. Согласно легенде, перед битвой он увидел на небе крест. И прочитал рядом с ним надпись «с ним побеждай!». Это прибавило ему сил. После победы он начал почитать символ креста и установил в Константинополе, который ранее именовался Византией, 3 креста с надписями:
- IС – на кресте триумфальных ворот,
- ХС – написано на римской колонне,
- NIKA – на мраморном столбе.
Если соединить все эти надписи воедино, то выйдет фраза – Иисус Христос побеждает. Со временем стало традицией писать эту надпись на просфорах и святом арстосе. После такой победы и пошло всеобщее почитание Креста Христова в народе.
Почему на крестах написано НИКА? Ученные считают, что таким образом показана власть Христа над смертью. Что даже после своего распятия он способен был воскреснуть и явится людям. Для того, чтобы они поверили в него и в Господа.
На кресте написано в ногах НИКА
Нижняя перекладина над которой есть эта надпись символизирует своеобразные весы Божьего суда. Если происходит покаяние, то одна чаша поднимается и таким образом человек попадает в рай. Если же продолжает жить во грехе, то чаша отпускается и тем самым ведя за собой человека в ад. Считается также, что Иисус – это Новый Адам, который искупил первородный грех человечества.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-oznachaet-nadpis-na-kreste-nika/
Чем отличается русский православный крест от католического? — Судьба инфо
Из множества разных течений христианства лишь у православных и католиков почитаются иконы и кресты. Кресты служат для украшения церковных куполов, жилых домов, носятся на шее. Протестанты же этот символ — крест, не признают. Они воспринимают его как символ казни, орудие, с помощью которого Иисусу причинили великие страдания и смерть.
Причина ношения нательного креста у каждого своя. Некоторые таким способом просто пытаются соответствовать моде, иные используют его в качестве красивого ювелирного украшения, третьи считают талисманом. Однако для многих крестик, который был впервые надет при прохождении обряда крещения, служит настоящим символом искренней веры.
Смерть Иисуса Спасителя
Известно, что причиной возникновения креста стала мученическая гибель Иисуса, принятая им по приговору, который вынужденно вынес Понтий Пилат.
Это был популярный метод исполнения смертной казни в древнеримском государстве, который римляне позаимствовали у карфагенян (распространено мнение, что именно карфагеняне первыми стали использовать распятие).
Чаще всего к казни таким способом приговаривались разбойники; многих ранних христиан, которые подвергались преследованиям в Римской империи, тоже казнили на кресте.
До Иисуса крест был средством позорной казни. Однако после Его гибели он превратился в символ победы жизни и добра над смертью и злом, напоминанием о безграничной любви Господа, чей Сын освятил крест Своей кровью, сделав его средством благодати и освящения.
Православный догмат Креста (также называемый догматом Искупления) подразумевает, что гибель Иисуса является выкупом для всех людей, призванием всего человечества. Крест отличается от казни любым другим способом тем, что позволил Спасителю умереть, расставив руки в стороны, как бы призывая людей со всех концов земли.
При чтении Библии можно убедиться, что подвиг Христа — это главный эпизод Его жизни на земле. Его крестные страдания позволили смыть свои грехи, покрыть долг людей перед Господом — искупить (то есть выкупить) их. Голгофа содержит непостижимую тайну любви Творца.
Итак, католический крест православный крест — в чём разница между ними?
Специально для вас: Амулет на удачу и деньги
Форма креста
Сейчас в магазинах и церковных лавках предлагается большое количество самых разных по форме крестиков.
Но нередко и сами родители, которые собрались покрестить ребёнка, и продавцы не способны отличить православный крест от католического, хотя они легко различаются.
Католический нательный крестик — 4-угольный вариант, имеющий 3 гвоздя, тогда как православный крест может быть 4-конечным, 6- и 8-конечным, имеет 4 гвоздя.
В западном мире, таким образом, самый распространённый крест — 4-конечный. С 3-го столетия нашей эры, когда такие кресты возникли в катакомбах Древнего Рима, на востоке до сих пор употребляется данная форма креста в качестве равночестной любым остальным.
Вообще в православии форма креста большой роли не играет, намного важнее изображение на нём, но наиболее популярными стали 8-конечные и 6-конечные кресты.
8-конечный крест православных в наибольшей степени отвечает исторически достоверному кресту, который действительно был использован для распятия Христа. Такой крест преимущественно используют Русская и Сербская православные церкви. Он содержит помимо крупной расположенной горизонтально перекладины ещё 2 перекладины.
При этом расположенная сверху перекладина изображает табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (ИНЦИ, на латыни — INRI), а находящаяся снизу служит подпоркой для ног и является символом «мерила праведного», которое взвешивает хорошие поступки и грехи.
Принято считать, что её наклонение влево указывает, что тот разбойник, который был распят справа от Иисуса, покаявшись, отправился в рай, а тот разбойник, которого распяли слева, хуля Христа, ещё больше усилил свои посмертные страдания, а затем последовал в ад.
IС и ХС — христограмма, которая символизирует имя Иисуса Христа.
Такой 8-конечный крест с древности принято считать наиболее действенным средством защиты от разной нечисти, всего зла — и видимого, и незримого.
Шестиконечный крест
Очень популярным в православии, прежде всего в древнерусские времена, был 6-конечный крест. Он тоже оснащён перекладиной в наклонном положении: тот её конец, что находится снизу, является символом нераскаянного греха, а расположенный сверху — символом освобождения через покаяние.
Специально для вас: Талисман рука Фатимы, значение
Но сила креста — отнюдь не в его форме. Она заключается в силе распятого Иисуса, именно благодаря ему крест считается чудотворным.
Разнообразие форм креста церковь считает совершенно закономерным явлением. Преподобный Феодор Студит говорил, что крест любой формы — истинный, в любом виде он обладает неземной красотой и животворящей силой.
Распятие
И у католиков, и у православных основную роль играет не форма креста, а образ Иисуса на кресте. Итак, католический крест и православный крест — в чём разница между распятиями на них?
До 9-го столетия Христа изображали живым, уже воскресшим, торжествующим, лишь в 10-м веке возникли образы мёртвого Иисуса.
Нам известно, что на кресте Иисус умер. Однако известно также, что затем Христос воскрес, пострадав исключительно добровольно из побуждений своей любви к человечеству, стремясь научить людей беречь свою душу и дать возможность всем также воскреснуть для вечной жизни.
Православное Распятие содержит обязательно эту радость воскресения. На православных крестах Спаситель не мёртв, он свободно раскинул руки, его ладони открыты, словно Христос стремится обнять всех, чтобы подарить людям безграничную любовь и открыть дорогу к вечности.
Таким образом, Он изображён не мёртвым телом, а живым Богом, это подчёркивается в Его образе.
Православный крест над главной перекладиной, расположенной по горизонтали, содержит ещё одну, символизирующую табличку, прибитую в кресту, на которой указано преступление.
Поскольку Пилат так и не придумал, как же сформулировать вину Иисуса, какое преступление ему приписать, на его табличке было написано «Иисус Назарей Царь Иудейский» сразу на 3-х языках — греческий, латынь, арамейский. Латинскими буквами данная надпись пишется INRI, древнерусскими – IHЦI или ІHHІ. Находящаяся внизу диагональная перекладина подпирает ноги.
Ещё она указывает на 2-х разбойников, которые были распяты по сторонам от Иисуса. Один разбойник перед своей смертью раскаивался в совершённых им грехах и за это вошёл в Царствие Небесное. Второй хулил Спасителя и попал в ад.
Специально для вас: Какие существуют обереги от ведьм
Изображение Иисуса на кресте у католиков натурализовано. Он изображён мёртвым, часто с кровью из ран. Это — проявление всех человеческих страданий, которые испытал Христос.
Разница между католическим и православным крестом
Итак, можно говорить о таких отличиях этих двух типов креста:
- Форма православного креста преимущественно является 8-конечной либо 6-конечной, тогда как форма католического креста — 4-конечная.
- Оба вида креста содержат таблички с одной и той же надписью, однако написаны эти надписи на двух языках: на католическом кресте — на латыни (INRI), на православном — на церковнославянском (IHЦI).
- Другое принципиальное отличие православного креста от католического заключается в положении ног Иисуса, а также числе гвоздей. Католический крест содержит изображение ног, сведённых вместе, при этом каждая из них прибита отдельно на православном распятии.
- Последнее различие православного и католического креста — изображение самого Христа. На православном распятии он изображён Богом, который открывает путь к жизни вечной, тогда как католический крест показывает его просто человеком, испытывающим страдания.
Источник: https://sudbainfo.ru/chem-otlichaetsya-russkij-pravoslavnyj-krest-ot-katolicheskogo.html