Что такое рукоположение в церкви

Священство. Первые шаги в храме — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Что такое рукоположение в церкви

Во всех исторических церквях правом совершения рукоположения обладает только епископ.

Общие сведения

В Православной церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем — пресвитер (священник, иерей) и высшая — епископ (архиерей).

При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств.

Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа.

А при посвящении в епископа (архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Рукоположение диакона и иерея может совершать лишь архиерей. Перед рукоположением ставленник проходит ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит архиерею, достоин ли ставленник принять священный сан.

Священническая хиротония в храме «Большое Вознесение»  

В современной Православной церкви все священнослужители обычно бывают либо монахами — чёрное духовенство, либо (для диаконов и священников) женатыми первым браком — белое духовенство. Первым же целибатным священником в Русской церкви Нового времени был Александр Горский.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о рукоположении пишет следующее:

Рукоположение сообщает человеку власть и силу Создателя. Без Него не могло бы существовать ничто, что существует. Он Сам приходил на землю, чтобы и нас возвести к жизни блаженной. И вот эту-то силу Свою, возносясь от нас, даровал Он нам через установленное Им священство.

Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия. ибо без священников они невозможны. Так, когда-то поставив нас над всеми тварями, теперь Он делает нас через священство распорядителями всех благ. Об этом псалмопевец говорит: поставивши я князи всей земли (псалом 44:17).

Ибо Господь вручил нам ключи от Неба.

Рукоположение в диакона

Это таинство совершается во время Литургии после освящения Святых Даров. Ставленник трижды обводится вокруг Престола, целуя его углы, затем встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову, на которую архиерей возлагает омофор и свои руки (отсюда и название — рукоположе́ние), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. Епископ молится об избрании человека священнослужителем при незримом присутствии Господа.

Затем архиерей вручает рукоположённому необходимые для его служения атрибуты (поручи, орарь и рипиду) и провозглашает «Аксиос!» (греч. ἄξιος — «достоин»), на что священники, хор и все присутствующие тоже отвечают троекратным «Аксиос!» Этим возгласом церковное собрание и община свидетельствует о своём согласии на рукоположение достойного ставленника.

Рукоположение в пресвитера

Рукоположение в сан священника (пресвитера) совершается архиереем за Литургией после Херувимской песни, перед освящением Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному священнику атрибуты его служения — епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест и Служебник.

Приняв сан, рукоположённый принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил Сам Господь Иисус Христос в Своей земной жизни и апостолы. Рукоположённый пресвитер может совершать таинства крещения, миропомазания, исповеди, совершать святую Евхаристию, а также совершать таинства брака и соборования.

Рукоположение в епископа

Рукоположение в сан епископа, по Апостольским правилам, осуществляется несколькими епископами (собором епископов). Оно совершается за Литургией после малого входа, перед чтением Апостола. При рукоположении на главу новопоставляемого епископа возлагается раскрытое Евангелие. Это Евангелие держат в своих руках все служащие архиереи. Этим символизируется тот факт, что епископ ставится самим Господом, а служащие архиереи — лишь исполнители Его воли.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/religions/412-svyashhenstvo/

Таинство священства. Рукоположение во диаконы

Что такое рукоположение в церкви

В продолжение серии статей о Таинствах Церкви мы публикуем зарисовку известного московского регента, руководителя Московских Православных Регентских курсов при храме Трех Святителей на Кулишках, Е.С. Кустовского о рукоположении Сергия Серенко. Рассказ Евгения Сергеевича дополнен объяснением чина рукоположения во диаконы (источник — www.liturgy.ru).

Рукоположение во диаконы

В нашем храме — великое и волнующее событие. Один из наших прихожан, Сергей Серенко, был рукоположен епископом Алексием Орехово-Зуевским в диаконы.

Мой друг и коллега по служению, который когда-то начинал с того, что считывал службу с приходского аналоя, в течение нескольких лет прошел трудный и благодатный путь (чтец — алтарник — студент ПСТГУ — преподаватель там же — старший алтарник), а в минувшее воскресение стал диаконом нашего храма.

Хиротония

Сначала — хиротония за ранней Литургией в Новоспасском монастыре:

Диаконская хиротония совершается после освящения Даров, а именно после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».Иподиаконы приносят кафедру и ставят ее перед престолом слева, на нее садится архиерей. Затем два иподиакона ведут рукополагаемого из середины церкви. Они ведут его между собою, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его.Диакон возглашает в алтаре: «Повели», испрашивая согласия народа Божия на Хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: «Повелите», испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя.Новопоставляемого подводят к царским вратам и преклоняют его перед архиереем. Протодиакон произносит: «Повели, Преосвященнейший Владыко», испрашивая согласия архиерея на рукоположение.

Рукоположение во диаконы

Наконец-то! Повели!!! Повели сердешного

В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один-за правую, другой- за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго-палицу и руку архиерея, после третьего-три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия.При первом обходе хор поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся», призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты.Вторая песнь: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников веселие» возвещает, что по их примеру проповедию рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная.Третья песнь: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила» показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя.После этого архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится к правой стороне престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: «Боже, умило-стивися мне, грешному», и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними-голову. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобооб-разна всесвятейшему жертвеннику, освящающему Богообразные умы, — Самому Спасителю и Господу».В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что он готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его голову, по возглашении протодиаконом (или диаконом): «Вонмем», произносит вслух громко тайносовершительную формулу: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек) благо-говейнейшаго иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Протодиакон произносит мирную ектению об архиерее и «ныне проручествуе-мом диаконе», в это время иереи в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), а хор медленно то же по гречески-«Кирие элеисон» (трижды) пока архиерей читает молитвы.

Таинство. «Божественною благодатию»

И в заключение: Аксиос!!!

По прочтении молитв рукополагаемый встает на ноги и «разрешают препоясание его», т. е. снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «аксиос» (греч. — достоин), и хор вторит ему.

Затем новопоставленному надевают поручи (нарукавники), при этом архиерей вновь возглашает:.»аксиос», и оба клироса по очереди повторяют этот возглас. Этим возглашением объявляется, что рукоположение совершилось и новопоставленный диакон, получив благодать Духа Святого, сделался достойным совершать священнослужение.

Далее при пении «аксиос» ему вручается рипида, и рукоположенный, поцеловав плечо архиерея, становится у престола, обычно слева, «стрещи святая», т. е. охранять Святые Дары, слегка помахивая над ними рипидою; это продолжается до возглашения: «Святая святым», после которого наступает время Причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов, ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

Отец Сергий успел-таки в свой родной храм к середине нашей службы . В конце Херувимской шепот: «Приехал!» Ектению затягиваю до неприличия. Никто не ропщет: все знают, что Серега облачается в ризнице.

И вот возглас: Двери, двери

На солее — ОТЕЦ Сергий. Символ веры поем со слезами — так ждали мы этого дня!

«Исполним молитву нашу, Господеви». Подстраиваюсь под тон диакона. Теперь, Бог даст, у нас будет время и возможности притереться друг ко другу и по тону, и по темпу. Но сегодня не до технологий. Сегодня главное — радость рождения нового диакона!

Отче наш. Прихожане старательно и с охотой выводят молитву под новым для них управлением.

И, наконец, служба закончена. Поздравление нашего настоятеля, о. Владислава. Вместо «Многая лета» снова звучит «Аксиос» — но теперь не по уставу, а вырвавшись изо всех наших радостных сердец!

Ну все, трапеза. Можно расслабиться. Последние наставления в формате тостов от священников, старосты, регента ну, в смысле, меня, грешного.

Фотографии Анны Павловой

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstvo-svyashhenstva-rukopolozhenie-vo-diakony/

10 вопросов о священстве и священниках — Православный журнал

Что такое рукоположение в церкви

Хорошо ли мы знаем, кто такие священники и в чем их служение? Кто его придумал, не устарело ли оно? Кто может стать служителем Божьим и вообще, нужен ли он как посредник между Богом и человеком, если таким Посредником почти 2000 лет назад стал Христос?

Мы выбрали десять вопросов о священстве, которыми задаются сомневающиеся и неверующие, на которые и не у всякого верующего есть что сказать. На них отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве.

Фото Юлии Маковейчук

1. Кто был первым христианским священником?

Это неизвестно. Но уже в книге Деяний упоминаются «пресвитеры церковные» в Эфесе, которые не были епископами, как ученик апостола Павла Тимофей. В первые века были хорепископы, то есть «сельские епископы». Часто хорепископы и пресвитеры мало различались.

До сих пор заметна глубочайшая древность в возгласе диакона «Благослови, Владыко» в обращении к священнику, а не к епископу. В византийской традиции совершенно четко предписывается священнику восседать при чтении Апостола на Литургии в головном уборе (ныне камилавка или митра), чем знаменуется «равноапостольность» священнического служения.

В ранних древнейших канонических правилах идет постоянное смешение понятий епископ и пресвитер, различить их почти невозможно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как с греческого переводится слово Библия

2. Что такое «священник по чину Мелхиседека», почему так называется Христос? Кто такой Мелхиседек?

Мелхиседек — это «царь Салима», являющийся одновременно и священником (см. Быт 14:18, Пс 109:4). Происхождение его совершенно неизвестно и непонятно. Салим никак не соотносится с Иерусалимом. Это нелокализованная местность и непонятное, может быть, небесное, происхождение. Вот эта символическая непонятность места и происхождения и употребляется по отношению к Господу нашему Иисусу Христу — Богу, Царю и Священнику в одном Лице.

3. Зачем нужны священники? Разве после Христа еще есть смысл в посредниках между Богом и людьми, когда Он сам — Посредник?

Протестанты так и говорят и по-прежнему протестуют против института священства и у православных, и у католиков. Но они забывают, что Христос мог бы категорически и решительно отменить «культ жрецов» и отдать все простым людям и главам семейств по всему миру. Но Христос благоволил оставить этот институт, без которого, видимо, христианство довольно быстро бы истощилось и отмерло. Богу виднее,  зачем нужны священники и сама Церковь с чинопоследованиями святых Таинств.

4. Если Христос называет верующих «царственным священством», то почему Таинства имеют право совершать только специальные люди?

Это опять пытаются навязать нам «протестантствующие священники» (это слова священномученика Павла Флоренского). В случае смертельной опасности, например, когда новорожденный младенец может умереть в роддоме, его может крестить любой православный христианин, даже женщина, если она находится в данный момент в чистоте.

Произносится самая краткая формула Крещения, и младенец трижды обливается самой простой водой в момент произнесения этих слов. Крещение совершено. И лишь после выздоровления младенец в храме миропомазывается священником. По житиям святых, до Х века мирянин мог, в случае крайней необходимости, взяв у священника Святые Дары, по его благословению причастить ими другого мирянина, как охотник в житии преп. Феоктисты († 881, память 9/22 ноября).

Однако Церковь, в которой продолжает жить Дух Святой, сочла нужным не разрешать подобное в следующем тысячелетии.

5. Откуда пошло Таинство Священства, как оно сложилось?

Оно пошло от Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов. Апостол Павел просит своего ученика Тимофея: Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6).

Если бы это не было в полном соответствии со словами Господа, апостол Петр и другие ближайшие ученики Христа непременно воспротивились бы и запретили эту практику. Подробных комментариев к этому вопросу ранние христиане письменно не оставили: им всё было понятно и очевидно по умолчанию.

А мы свято храним это Апостольское и общецерковное Священное Предание.

6. Почему именно священники могут прощать грехи, кто им дал такое право — право Бога?

Это право апостолам дал Сам Господь наш Иисус Христос, и оно ясно и отчетливо засвидетельствовано в Евангелии: Господь дунул на них и сказал: приимите Духа Святаго. Имже отпустите грехи — отпустятся им, а имже удержите — удержатся (Ин 20:22—23). Апостолы через рукоположение епископов передали им эту власть, а те — через рукоположение — и священникам. Все очень ясно и просто.

7. Как становятся священниками и кто может стать священником?

Священником может стать любой человек, «одной жены муж», доброго и терпеливого нрава, имеющий достаточное образование и прошедший практику молитвенной и подвижнической жизни.

8. Дают ли священники какие-нибудь обеты? Или у них есть специальное молитвенное правило, какие-то особые ограничения и т. п.?

Священником может стать человек в тридцать лет (так предписывают канонические правила), диаконом — в двадцать пять лет. Исключения возможны (как и епископ Тимофей у апостола Павла), но именно исключения, а не правила. Священник должен быть одной жены муж в полном смысле слова. Юноша, который хочет стать священником, не имеет права иметь плотские отношения с женщинами или девушками.

Это очень важное правило, которое неимоверно трудно соблюсти. Но это очень существенное правило. Оно не устарело, его непременно надо соблюдать, а детям необходимо с самого раннего возраста говорить об этом не стесняясь, иначе стать священником невозможно. Так нас воспитывали прадеды, деды и отцы, а я так же воспитывал своих детей.

Мне думается, в этом вопросе надо быть принципиальным до смерти, так же как и в вере — до самой мученической смерти.

Так же и второбрачие — оно запрещено. Или служи священником, или бросай священство, если вступаешь во второй брак. Это источник многих страданий для священства, но отступать от этого принципа нельзя, иначе постепенно Церковь порушится, и мы сами будем в этом виноваты.

Молитвенное правило у священников есть, как и у мирян, надо совершать вечерние и утренние молитвы. Перед каждой Литургией требуется прочесть Последование ко Святому Причащению с прибавлением молитв, написанных специально для священников.

9. Правда ли, что для православного мирянина слово священника — закон? Что значит «слово священническое попраша»? Власть священника — насколько далеко она заходит?

К сожалению, не все миряне осознают это, и не все священники осознают всю грозность этого оружия — слова. Хотя из практики знаешь, насколько оно опасно и страшно. «Попрать» — значит потоптать. Этого ни в коем случае делать нельзя. Если не готов поступить по слову священника — не спрашивай, у тебя никто свободы поступков не отнимал.

Но если спросил — послушайся. Но это больше относится к старцам. А батюшка-«нестарец» не должен направо и налево решительно советовать и требовать исполнения своих слов. Преподобный Серафим (Ро­манцов, Глинский, а позднее Су­ху­мский, † 1976, память 10/23 сен­тября.

Прославлен Украинской ПЦ МП) говорил моему, уже седому и старому, отцу: «Пожалуйста, дорогие батюшки, старайтесь не говорить конкретно и повелевать что-либо, а говорите: вот такой преподобный говорил такие слова, а такой-то батюшка советовал вот так поступить.

Потому что, если вы скажете определенно и требовательно, а тот человек не выполнит, это будет для него очень тяжело, плохо и никак не на пользу. Воздерживайтесь от повеления». Это очень мудрые и актуальные слова.

Власть самого простого священника заходит так далеко, что многие батюшки и не подозревают. Об этом хорошо сказано у св. Иоанна Златоуста в Словах о священстве и у преподобного старца Силуана, почти нашего современника († 1938). Просто страшно становится.

10. Кто такой духовник и как им становятся?

Духовником становятся по факту посещения того или иного храма. Ходишь, исповедуешься, и тот, кто тебя исповедует, тот и становится твоим духовником. Если недоволен им — помолись погорячее, Бог и пошлет тебе того духовника, который тебе будет более понятен, отзывчив, с сокрушением сердечным. В старину духовников назначали из опытных и старых батюшек или монахов.

У нас и сейчас есть два духовника для духовенства города Москвы. Мы ведь тоже нуждаемся в регулярной исповеди.

Но от обычного духовника не требуется ни старчества, ни непременной святости и прозорливости, а только чтобы он был сам смиренный и простой, с сокрушением сердечным, без возношения над прихожанами, который молится и постится, то есть самый обычный и простой батюшка, которых у нас, слава Богу, еще много.

На заставке: фото Владимира Ештокина

Источник: https://foma.ru/10-voprosov-o-svyashhenstve-i-svyashhennikax.html

Рукоположение в священники

В Православной Церкви существует 7 основных Таинств — это особые богослужения, на которых видимым образом на человека снисходит невидимая Божья благодать. Таинства очень важны для православных христиан, ведь именно через них исцеляется душа и соединяется с Богом. Одним из таких важнейших действ является Таинство Хиротонии или Священства.

Что такое хиротония

Во время Таинства Священства на человека снисходит Божья благодать, позволяющая ему совершать священнодействия и участвовать в богослужениях. Принять ее могут только мужчины, над женщинами это Таинство не совершается вовсе. Будущий священнослужитель должен быть верующим, исповедовать православную веру без искажений, состоять в первом браке, который был венчан, либо же быть монахом.

Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства

Рукополагают священнослужителей в такие степени исходя из церковной иерархии:

  • диакон;
  • священник;
  • епископ.

Рукоположение во священники происходит только на Божественной литургии, за исключением литургий Преждеосвященных Даров, которые служатся во святую Четыредесятницу. На последних литургиях не читается Евхаристический канон, в котором обязательно должен участвовать новый священник. А вот рукоположение во диаконы может быть совершенно на любой литургии.

Суть таинства

Хиротония имеет свои особенности в виде внутреннего и внешнего выражения священнодействия.

Внешне Таинство выражается в рукоположении архиереем, которое сопровождается чтением специальных молитвословий. Подобная практика, когда именно через рукоположение передается благодать Божья от одного человека к другому, идет еще со времен Ветхого Завета.

Христианская Церковь с самого своего основания благословляла новых людей на служение Христу именно путем возложения рук. Как апостолы получили свою благодать от Господа Иисуса Христа, так и передавали ее дальше своим ученикам и последователям, а тем, в свою очередь, велели поступать аналогично.

Важно! Именно через строгое следование принципу преемства благодати через Таинство Священства современная Церковь неразрывными духовными связями соединяется с апостолами и Самим Христом.

Внутренняя сторона представляет собой ту Божью благодать, которую Господь ниспосылает на своего служителя, дабы тот имел силы вступить на непростой путь служения. Упоминания о подобном можно найти в Библии, в Деяниях апостолов и в их святых Посланиях.

Вера в то, что при совершении Таинства на нового священнослужителя снизойдет благодать, заложена в текстах молитв, читаемых при посвящении.

Интересно! Это Таинство не придумано самостоятельно человеком, а установлено Самим Господом Иисусом Христом. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.

Читайте о других Таинствах:

  • Таинство Миропомазания
  • Таинство Причастия
  • Таинство Венчания

Хиротония и хиротесия

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения — чтец, алтарник, иподиакон. Посвящение в чтецов и певцов является низшей степенью служения и называется хиротесией. Она выполняется по благословению правящего архиерея (епископа), происходит вне литургии (как правило, до ее начала) и не в алтаре, а в основной части храма.

Посвящение в священники происходит более торжественно, во время Божественной литургии и в алтаре. Совершается также епископом.

Как происходит рукоположение во священника

Исходя из слов Евангелия «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Титу, 1:5), «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим, 5:22) видим, что традиция посвящения именно через рукоположение идет с самых ранних апостольских времен. Во все времена это было правом и обязанностью епископов, как главенствующих архиереев.

При рукоположении священник получает всю полноту апостольской власти

На практике посвящение в священники происходит во время Божественной литургии, в первой ее части, сразу после пения «Иже Херувимы» и до освящения Тела и Крови Христовой в алтаре, чтобы новопосвященный священник также мог принять участие в этом священнодействии.

После того как будет выполнено все последование Таинства, сопровождаемое чтением специальных молитв, епископ отдает священнику его новое облачение — епитрахиль. Также вручается и Служебник, в котором детально расписано, как новоиспеченный батюшка должен совершать свое служение. Посвящаемый, принимая дары, целует сначала предметы, а затем и руку дающего архиерея.

После этого вручения наступает самый торжественный момент хиротонии — возглашение «Аксиос!», что в переводе означает «достоин». Этим возгласом Церковь свидетельствует духовное рождение своего нового служителя, который добровольно возложил на себя великое и почетное служение Господу, и отныне должен соответствовать своему высокому статусу.

Кто может стать священником православной церкви

Священнический чин — это почетное, высокое и очень ответственное духовное звание. Человек, принявший Таинство Хиротонии, отныне должен стать «добрым пастырем» для своей паствы. Исходя из значимости священнического служения, будущий батюшка должен обладать такими духовными и личностными качествами:

  • быть активным членом Православной Церкви, что означает регулярное участие в богослужениях, принятие причастия, исповеди;
  • иметь твердую и непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа, исповедовать православный взгляд на христианство;
  • иметь высокие моральные, нравственные и духовные ориентиры, быть психически здоровым и уравновешенным человеком;
  • будущий священник должен быть на хорошем счету в обществе.

В православной церкви рукоположенными могут быть только мужчины

Для того чтобы к принятию Таинства не допускались люди недостойные и неготовые нести столь великое служение, Православной Церковью озвучены следующие канонические препятствия к рукоположению:

  • совершение каких-либо уголовно наказуемых деяний, преступлений (убийство, грабеж и т.д.). Даже если человек совершил убийство по неосторожности или защищая себя и это доказно соответствующими органами — он уже не может принять Таинство Хиротонии;
  • 61-м Апостольским правилом запрещено «входить в клир», т.е. принимать священство тем лицам, которые совершали смертные грехи — блуд, содомские грехи, любодейство и другие. Не отменяет это правило даже единоразовое совершение греха и принесенное покаяние;
  • не принимают рукоположения мужчины, которые повторно женаты, или женаты на разведенной женщине. Будущий священник должен быть «одной жены муж» согласно канонам православия;
  • жена православного священника также должна быть православной христианкой;
  • если человек повинен в грехе вероотступничества и отпадал от Церкви. В случае покаяния и возвращения в православие, такой человек становится частью Тела Церкви, но только как мирянин;
  • будущий священник не должен быть оскоплен.

Кроме того, существует ряд ограничений, связанных с физическим здоровьем будущего священника. Он не должен иметь каких-либо физических недугов и ограничений, которые могут воспрепятствовать совершению им священнослужения.

Каноны православия выдвигают довольно строгие требования к будущим батюшкам, но такая строгость оправдана. Священник, который не может или не хочет должным образом нести свое призвание — не только губит собственную душу, но и унижает достоинство всей Православной Церкви. Поэтому рукополагаться должны только те люди, которые уверены в своем призвании и готовы всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет существует Библия

Что такое хиротония и как происходит обряд?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/hirotoniya.html

Таинство Рукоположения

«Добрый Пастырь, положивший жизнь Свою за овец, да одарит тебя способностью (да сподобит тебя) пасти стадо Его в праведности, подавая пример самопожертвования».

Маштоц, чин рукоположения

Рукоположение (арм. – дзернадрутюн), или Священство – Таинство посвящения Божественному служению; священнослужитель проповедует Евангелие, совершает Таинства Церкви, дарит спасение Христово, призывает народ к Покаянию, а также передает благодать. Рукоположение совершается епископом и освящается миропомазанием во свидетельство Благодатных Даров святого Духа. Таинство Рукоположения, подобно Таинствам Крещения и Миропомазания, не повторяется и не упраздняется.

Установление Таинства

Это Таинство также установлено Господом Иисусом Христом, который избрал себе учеников и дал им власть Священства (Лк. 24:50–51). Этой властью апостолы (греч. –  посланники) рукополагали диаконов (Деян.

6:5–6), прощали грехи согласно слову Господа: «Кому простите гре­хи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23), «возлагая руки на больных, исцеляли их» (Деян. 28:8–9).

Эту власть апостолы благодатью Святого Духа передали своим последователям, этой же властью наделяется сегодня священник при Рукоположении. Так была образована иерархия духовенства Церкви (арм. – нвирапета­кан карг).

Духовная иерархия Армянской Церкви

существуют девять ее степеней:

• Ключник (придверник)

• Чтец

• Заклинатель

• Фонарщик

• Иподиакон

• Диакон

• Священник

• Епископ

• Католикос

Иерархическая лестница Армянской Апостольской Церкви состоит из четырех основных ступеней.

На высшей ступени стоит  Католикос  Всех Армян.  Католикос наделен всей полнотой духовной власти. Престол Армянской  Апостольской Церкви основан  св. Григорием  Просветителем в 303 году в городе Вагаршапате после возведения Первопрестольного кафедрального храма св. Эчмиадзина. Католикос имеет власть Рукоположения в сан епископства.

Первой ступенью церковного посвящения является рукоположение во диаконы (арм. – саркаваг). В диаконы рукополагают из числа служащих в церкви чтецов-псаломщиков.

Чтецы (арм. – дпир), в свою очередь, подразделяются на четыре ступени: псаломщик, заклинатель, фонарщик и ключник. Диакон призван помогать священнику, имеет права чтения Евангелия с алтаря и преподносить Чашу Освящения во время святой Литургии (арм. – Патарага).

Второй, основной ступенью церковной иерархии является посвящение в сан священника. В священники рукополагают достигших совершеннолетия и женатых мужей, не имеющих физических и умственных недостатков. Священник призван быть духовным пастырем и наставником прихожан Церкви, наделен властью исповедовать и отпускать грехи, совершать Таинства и обряды Церкви.

Принявший обет безбрачия или монашества муж рукополагается в сан священника-иеромонаха (арм. – абеха) и как знак отречения от мира носит особый головной убор конусообразной формы (арм. – вехар).

Епископ – высшая ступень церковной иерархии. Согласно церковным канонам в епископы рукополагаются из числа принявших обет безбрачия священников-иеромонахов, в том числе с предназначением на предводительство Епархией.

Сферой ответственности епископов является попечительство и руководство Епархией, распоряжение имуществом, рукоположение священников, иеромонахов, диаконов и чтецов для служения в церквях.

За особые заслуги перед Церковью и длительное служение епископу может быть присвоен титул архиепископа.

В Армянской Апостольской Церкви Католикос стоит на ступень выше епископа. Католикосу вверена вся полнота законодательной и судебной власти Церкви.

Его Святейшество посвящает в сан епископов, основывает новые епархии, издает законы и указы, совершает обряд мироварения, является верховным хранителем священных реликвий и сокровищ Церкви, духовным отцом нации и Верховным Патриархом.

Католикос избирается Национальным Церковным собором бессрочно, после чего рукополагается соборно двенадцатью епископами Церкви и восходит на Престол таинством возлияния святого мира (арм. – мерон).

Особое место в Церкви занимают вардапеты (архимандриты). Звание вардапета присваивается тем безбрачным священникам, которые защитили богословский трактат и имеют ученую степень. Вардапетам предоставляется исключительное право толковать и проповедовать слово Божие, быть духовным учителем и наставником Церкви. Вардапетами являются все святые отцы Церкви. Право присвоения звания вардапета принадлежит только тем епископам, которые имеют степень верховного вардапета.

Степени от ключника до диакона называются малыми степенями, а последние три – великими.

Малые степени не относятся к священству, будучи предназначены к исполнению лишь некоторых обязанностей для упорядочения обрядов Церкви, и составляют класс церковнослужителей. Хоть малых степеней и шесть, существует еще служение псаломщика (арм. – сахмо­сергу) и уборщика (арм. – авелацу).

Ключник (арм.– дрнпа[h], придверник) по повелению епископа открывает и закрывает дверь церкви. Посвящение в степень исполняет епископ вне церкви, вручая посвящаемому ключи от церковной двери.

Чтец (арм. – ынтерцох) — посвящение в степень исполняется в церкви, у двери. Обязанностью чтеца является чтение из писаний пророков и апостолов. Он должен быть зрелым человеком.

Заклинатель (арм. – ертмнецуцич) — посвящение исполняется в центре храма. Обязанность заклинателя – отрешать крестящихся от сатаны.

Фонарщик (арм. – джа[h]нкал) — посвящение исполняется перед церковным клиросом. Фонарщик обязан зажигать свечи и люстры в церкви.

Иподиакон (арм. –  кисасаркаваг) — посвящение исполняется перед церковным клиросом. Иподиакон обязан кадить, облачать священника для Литургии, служить во время таинства Святой Литургии и прочее.

Заключние

необходимые условия рукоположения:

• быть совершеннолетним, телесно здоровым, без душевных и умственных недостатков (Лев. 21:16–18, 21); 

• иметь соответствующую призванию интеллектуальную и духовную подготовку; 

• быть достойным принять Божественное служение;

• иметь внутреннее свидетельство о своем достоинстве (2 Кор. 10:18);

• иметь свидетельство Церкви (народа);

• обязаться следовать православному учению Армянской Церкви, отрекаясь от сектантских движений и ересей; 

• необходимо также, чтобы посвящаемый был рожден от благочестивых родителей и непорочного ложа.

Вот что говорит о Рукоположении и священстве святой Овнан Мандакуни: «Священник – ангел Вседержителя Бога. Непочтение священника – грех перед Богом, который рукоположением наделил его властью совершать Таинства Церкви.

Хотя они [священники] и недостойны совершать Ве­ликие Таинства, однако ради спасения людей Бог не препятствует пере­даче благодати Святого Духа, ибо если Он устами ослицы и посредством чародейства Валаама говорил слова спасения человечеству, насколько же великими будут Его дела посредством хоть и недостойного священника во имя жизни и нашего ради спасения.

Если же ты со святостью прича­стишься Святого Таинства, греховность священника не повредит тебе. Также если некто во грехе или нечистым приобщится Святого Таинства, то святость священника помочь не сможет.

А если сочтешь, что рукой порочного священника Дары Святого Духа не нисходят в Литургии и Бог не действует через такового, то помни, что нарушаешь обряд Церкви и по­рочишь христианскую сущность. Если бы исполнение Таинства зависело от святости священника, то не нашлось бы ни одного человека на земле, достойного совершать Спасительные Таинства».

Источник: http://armenian-church.org/prikhozhanam/tainstva/1845-tainstvo-rukopolozheniya

Ход

Перед таинством священства ставленник проходит обряд хиротесии — возложения рук (руковозложение) епископа с молитвой.

Хиротесия — это обряд, не сообщающий даров священства, но дающий посвящаемому право на одну из церковных должностей низшего клира, церковнослужения (чтец, иподиакон).

Совершается епископом до литургии посередине храма, в первой молитве епископ просит украсить посвящаемого нескверными и непорочными одеждами, просвятить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни, во второй молитве епископ обращается к Богу и просит дать ему со всяким разумом и мудростью творить чтение в храме.

Святость этого служения подчеркивается облачением чтеца в стихарь, который с древнейших имен именуется одеждой славословия. В этой одежде обычно изображаются святые ангелы, славословящие Господа на небесах.

Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения во чтеца, происходит посреди храма — это означает, что посвящаемый поставляется не к участию в молитве в алтаре, но к служению вне его и другим служениям в церкви.

Посвящение иподиакона во диакона

Хиротония — таинство священства, осуществляемое через рукоположение рук епископа и чтение особых молитв в алтаре, когда достойному христианину сообщается особая благодать для священнодействия и учения.

Диакону дается право неполного священнослужения, а только части его — служения при святых тайнах, но не совершение их.

При рукоположении во диакона ставленник должен быть ранее поставлен на служение иподиакона.

После евхаристического канона поставляемого во диакона из храма в царские врата провожают два иподиакона, а в алтаре встречает старший протодиакон и начинает водить троекратно ставленника вокруг престола, в честь Пресвятой Троицы, что и знаменует готовность посвящаемого навсегда служить Церкви. Целование углов престола и руки и пальцев епископа означает благоговение рукополагаемого к святости, любовь к Богу и почтение к епископу, через которого сам Христос низводит на него Божественную Благодать.

В алтаре совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особое служение, именно поэтому при обхождении престола поются венчальные тропари.

После чего рукополагаемый встает у правого угла престола на одно колено, и епископ громко читает тайносовершительные молитвы. Далее епископ громко объявляет имя рукополагаемого и степень, на которую он возводится, и призывает к молитве всех присутствующих в храме, потому как возведение в Сан — это общее дело Церкви.

Смысл тайносовершительной молитвы: слабый и немощный человек с помощью Божественной Благодати, которая немоществующего врачует и оскудевающего восполняет, через святительное рукоположение человек делается способным к служению Церкви в меру каждой даруемой степени священства.

После окончания молитв посвящаемый встает с колен и Владыко возглашает громко «Аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин». И ставленника облачают в диаконское одеяние. После рукоположения ставленника ждет серьезное длительное практическое служение в соборе либо монастыре, где имеется возможность обучения опытными священнослужителями.

Посвящение диакона во священника

Священник – не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура, но прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве не только за себя, но и за людей. Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа (игумен Иларион (Алфеев)).

При рукоположении во священника ставленник должен быть ранее рукоположен во диакона.

После Великого входа диаконы сопровождают ставленника из храма до Царских Врат, в алтаре ставленника встречает второй старший протоиерея, совершается данное действие так, потому, что диакон рукополагается во священники, саном выше, чем диаконы, и диаконы его оставляют.

В алтаре ставленника во священники водят трехкратно во круг престола, в честь Пресвятой Троицы, что знаменует готовность посвящаемого навсегда служить Церкви. Целование углов престола и руки и пальцев епископа означает благоговение рукополагаемого к святости, любовь к Богу и почтение к епископу, через которого сам Христос низводит на него Божественную благодать.

В алтаре совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особое служение, именно поэтому при обхождении престола поются венчальные тропари. Служение диакона отличается от служения священника. Священнику дается Благодать самостоятельно совершать все Таинства Церкви, кроме одного: священник не имеет право рукополагать.

После чего рукополагаемый встает у правого угла престола на оба колена, и епископ во всеуслышание читает тайносовершительные молитвы.

Епископ вполголоса говорит ставленнику: «Возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и даровании непорочного твоего священства».

Епископ громко объявляет имя рукополагаемого и степень, на которую он возводится, призывает к молитве всех присутствующих в Храме, потому как возведение в Сан — это общее дело Церкви.

Смысл тайносовершительной молитвы: слабый и немощный человек с помощью Божественной Благодати, которая немоществующего врачует и оскудевающего восполняет, через святительное рукоположение человек делается способным к служению Церкви в меру каждой даруемой степени священства. Епископ молит Господа, о удостоившего принять звание пресвитера, священнодействовать слова твоея истины, молит, показать его Благоугождающего Господу и достойно жительствуещего.

После окончания молитв посвящаемый встает с колен и Владыка возглашает громко «Аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин». И ставленника облачают во священническое одеяние. После рукоположения, ставленника ждет серьезное длительное практическое служение в соборе либо монастыре, где имеется возможность обучения опытными священнослужителями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему Святой Дух исходит только от Отца

Священство православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей, и жизни своей, и высочайшему небесному священноначальствующему и священнодействующему и тайнодействующему сану своему.

Каждый момент священнодействия священства значителен и ответственен, строго выполняются все действия, основные задачи перед рукоположением: выбрать правильного кандидата и правильно рукоположить, а после этого верующий иже не просто мирянин.

Сразу после рукоположения он священник, которому многое дано и с которого многое спросится, он за многое в ответе и за себя, и за свою семью, и за свою паству, за каждое слово и действие он в ответе вдвойне.

Как сказал о новорукоположенном Григорий Богослов, теперь должен «он стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить жертву на горний жертвенник, священнодействовать с Христом».

Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов (Преподобный Серафим Вырицкий).

С момента рукоположения начинается не жизнь, а житие, не деятельность, а служение, не разговоры, а проповедь, не немощь долголетнего расслабленного, а дерзновение друга Христова.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/tainstva-tserkvi/tainstvo-svyashchenstva-rukopolozheniya/khod-svashenstva/

Требования к кандидатам в священнослужители и препятствия к рукоположению

   Священнослужитель как духовный пастырь, учитель и наставник народа Божия должен обладать определенными качествами и вести определенный образ жизни, соответствующий духу Церкви.

Кандидат в священнослужители должен глубоко знать и понимать учение Православной Церкви и обладать крепостью христианской веры, вести безупречный образ жизни в соответствии с заповедями Господа Иисуса Христа и учения Церкви.

Как показывает опыт Церкви далеко не все люди, считающие себя христианами, могут быть рукоположены в церковно- и священнослужители.

Неспособность к священству

   В Православной Церкви существует понятие о двух видах неспособности к священнослужению: абсолютная неспособность, когда рукоположение недопустимо в любом случае; а если оно и было совершено, то считается Церковью недействительным. Существует еще относительная неспособность к священству, ввиду какого-либо недостатка, являющегося препятствием к священству, но допускающего возможность рукоположения, если на это будет дано разрешение (благословение) со стороны высшей церковной власти.

С точки зрения Церкви абсолютно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеный человек, по определению не может быть священнослужителем, так как он не является членом Церкви, а, следовательно, и не может быть духовным пастырем народа и выполнять священнодействия Церкви.

Женщины, конечно же, могут исполнять различные обязанности в храме: хозяйственные дела, пение на клиросе, работа в церковных учреждениях, помощь в храме по различным вопросам. Но, с другой стороны, быть священнослужителями женщины не могут и в этом мнении Церковь основывается на свидетельстве Св. Писания.

Во-первых, Сам Господь Иисус Христос, когда выбирал Себе учеников, остановился только на мужчинах, тем самым дав образец для подражания при выборе кандидатов в священнослужители.

Во-вторых, Церковь отталкивается и от слов апостола Павла, который по поводу места женщины в храме писал: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1 Кор. 14: 34). Стоит также отметить тот факт, что в древней Церкви существовали должности диаконисс и пресвитерисс, но данные лица все же не являлись членами церковной иерархии.

Что касается основных видов препятствий для священства, то в настоящее время, исходя из церковного права, все препятствия можно разделить на три группы: препятствия физического, духовного и социального характера.

Препятствия физического характера

    Препятствия физического характера можно, в свою очередь, разделить на две группы: препятствия, связанные с возрастными ограничениями, и препятствия по состоянию здоровья или при наличии телесных недостатков.

В связи с тем, что священническое служение дело ответственное и серьезное, за исполнение которого священник будет давать ответ Самому Богу, то вполне естественно, что кандидат в священнослужители должен иметь определенный возрастной показатель. Именно возраст определяет в человеке наличие зрелого ума, крепости веры и определенного жизненного опыта.

По канонам Церкви, выработанным на Трулльском Соборе (14-е правило), для поставления в диаконы определяется возрастной ценз равный 25 годам, а в священника – 30 годам. Это связано с тем, что Сам Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь достигнув 30 лет. По 15-му правилу этого же Собора в иподиаконы можно поставлять не ранее достижения кандидатом 20 лет.

Стоит, однако, отметить, что в опыте Церкви часто случается отступление от этих правил. Поставление во епископа не имеет четко определенных возрастных рамок. Так, например, по Апостольским постановлениям, возраст для епископского рукоположения определен в 50 лет.

При патриархе Фотии в книге «Номоканон» был установлен минимальный возрастной ценз для поставления во епископы – в 35 лет, а в исключительных случаях – в 25 лет. Самое раннее служение в Церкви можно начать с чина чтеца, для которого нет жестких возрастных ограничений.

По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в чины диакона и пресвитера (священника) можно поставлять с 18 лет (гражданское совершеннолетие), в епископа можно поставлять кандидата не моложе 30 лет.

Что касается вопроса о физических недостатках, то здесь Церковь указывает на два обстоятельства. С одной стороны, сам по себе физический недостаток еще не может быть препятствием для рукоположения во священство. С другой стороны, не могут быть священнослужителями те лица, чьи физические недостатки могут непосредственно затруднить служение Богу.

Так, например, по 77-му Апостольскому правилу священнослужителями могут быть лица имеющие повреждения ока (глаза), а также имеющие болезни ног. Но по 78-му правилу не могут быть священнослужителями лица страдающие глухотой или слепотой. По 1-му правилу Первого Вселенского Собора разрешено быть в клире людям, ставшим скопцами в результате не зависящих от них причин, но для тех, кто оскопился добровольно, предусмотрено исключение из состава клира.

На основании 79-го Апостольского правила не могут быть рукоположены и душевнобольные, как лица несвободные в своем разуме и действиях.

Препятствия духовного характера

    К препятствиям духовного характера относятся три вида обстоятельств: недостаточная вера у кандидата, отсутствие необходимых для служения знаний, наличие нравственных пороков.

Кандидат в священнослужители должен исповедовать строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Вера кандидата должна быть твердой и крепкой. Недостаток веры у кандидата может быть выявлен в результате следующих обстоятельств произошедших с ним.

Во-первых, не могут быть рукоположены лица уже отпадавшие от Церкви. 10-е правило Первого Вселенского Собора по этому поводу гласит: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

Во-вторых, лица обратившиеся к вере в результате крайних стечений обстоятельств, также не могут быть рукоположены во священство. Однако, по 12-му правилу Неокесарийского Собора, если данные лица после своего обращения доказали свою веру добродетельной жизнью и духовными подвигами и если нет других достойных кандидатов, то эти лица могут быть рукоположены во священство.

Еще две категории людей не могут быть рукоположены без особого на то позволения – это перешедшие из ереси и новокрещеные (неофиты). Так, например, апостол Павел писал в своем Послании к Тимофею по поводу требований к кандидату в епископы: Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3: 6).

Церковь учит также о том, что только те лица, которые обратили ко Христу всю свою семью (всех своих домашних), могут быть рукоположены в священнослужители. В 45-м каноне Карфагенского Собора по этому поводу говорится: «Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Также не могут быть рукоположены во священство невольные убийцы (43-е правило Василия Великого).

Необходимо также отметить, что сама жизнь кандидата в священнослужители должна быть наполнена добродетельными поступками, любовью к ближнему, крепкой верой во Христа и не должна быть запятнана порочными делами.

Целый ряд порочных дел является препятствием для рукоположения в священническое служение. В данную группу препятствий для священнического служения Церковь относит: убийство, святотатство, кражу, гробокопательство (6-е правило св.

Григория Нисского), блуд, прелюбодеяние, содомию (61-е Апостольское правило).

Необходимые качества, которыми должен обладать кандидат в священнослужители, включают в себя: смирение, кротость, миролюбивость, а также учительство и способность наставлять паству в вере. Об этом подробно писал апостол Павел: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1: 7 – 8).

Что касается вопроса об образовании, то в настоящее время кандидаты в священнослужители должны иметь соответствующее духовное образование, но, в крайнем случае, могут рукоположить и без него. Однако, в любом случае, кандидат в священство должен обладать знаниями о своей вере, разбираться в догматах и в литургических текстах, знать богослужебный устав.

Препятствия социального характера

   Социальные требования к кандидату в священство в свою очередь делятся на три группы: семейное положение, ответственность перед государством и общественная репутация.

Происхождение кандидата во священство не может быть препятствием для его рукоположения (8-е правило Никифора Исповедника). Таким образом, лица являющиеся незаконнорожденными, или рожденными в результате второго и третьего браков имеют право быть рукоположенными.

По поводу семейного положения стоит также отметить, что Церковь не рукополагает во священство второбрачных (и в целом всех тех, кто состоял более чем в одном браке) (17-е Апостольское правило). Таким образом, для кандидата во священство обязательным требованием является моногамия (единобрачие). Пассивная бигамия, т. е.

женитьба на вдове или брошенной, также является препятствием для рукоположения в священнический сан (18-е Апостольское правило).

По целому ряду церковных канонов препятствиями для рукоположения являются также следующие обстоятельства: жизнь с женой, уличенной в прелюбодеянии (8-е правило Неокесарийского Собора), брак с близкой родственницей – племянницей (19-е Апостольское правило), брак с нехристианками и с неправославными женами (36-е (45-е) правило Карфагенского Собора). При всем вышесказанном следует отметить, что все эти требования касаются только кандидатов в чины диакона и пресвитера, а для епископов (13-е правило Трулльского Собора) обязательным является безбрачие.

В отношении к государству кандидат в священнослужители также должен соответствовать определенным требованиям Церкви.

Так, по канонам Церкви, не может быть рукоположено лицо, занимающееся «делами народного управления» (81-е Апостольское правило), а также лицо, состоящее на военной службе (83-е Апостольское правило).

Лица, частично или полностью утратившие гражданскую свободу, также не могут быть рукоположены в священнические чины: рабы и крепостные (в различные исторические эпохи), лишенные свободы по приговору суда (в настоящее время).

Кандидаты в священнослужители должны обладать хорошей репутацией в обществе, а, следовательно, по канонам Церкви, не могут быть рукоположены, такие лица, как ростовщики (14-е правило Василия Великого и др.), актеры (55-е правило Карфагенского Собора), содержатели игорных домов и т. п.

В целом, следует заметить, что лишь требования, касающиеся крещения и пола, являются безусловными для исполнения их Церковью. По остальным моментам Церковью могут быть допущены отступления от правил (диспенсации), ввиду выдающихся качеств кандидата в священнослужители, и это не будет являться нарушением учения Церкви.

Источник: https://www.shamordino-m.ru/osnovy-very/o-tainstvah-cerkvi/tainstvo-svjaschenstva/trebovaniya-k-kandidatam-v-svyashchennosluzhiteli-i-prepyatstviya-k-rukopolozheniyu.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь