Как правильно креститься в церкви перед иконой — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь
31.10.2019
Церковные таинства всегда возвышенны и символичны. И неудивительно – ведь они призваны очистить душу от ежедневной суеты и сиюминутных проблем, приблизить человека к Господу, напомнить верующим о великой жертве Спасителя, принявшего смерть ради спасения рода людского.
Однако священнодействия обладают подобной силой лишь тогда, когда они выполняются с благоговением и трепетом, а также в соответствии со всеми церковными канонами.
Даже самый простой сакральный акт не может превращаться в рутинную и привычную процедуру, совершаемую почти механично – он должен быть осмысленным и прочувствованным.
Этому научит Вас наша статья – в ней рассказано, как правильно креститься православным христианам и творить молитву!
Божественные славословия – история, виды, особенности
Каждый христианин обязан стремиться к максимально полному единению с Богом, и лучшим подспорьем в этом является молитва. Катехизис называет её «возношением ума и сердца к Творцу».
Кроме того, произнося икосы, тропари и кондаки, человек ощущает близость не только со Спасителем, но и с другими членами церкви – небесными (апостолами, подвижниками и мучениками) и земными (патриархами, митрополитами, архиереями, настоятелем прихода и его паствой).
Таким образом молитвенная связь пронизывает пространство и время, позволяя почувствовать милосердную поддержку и защиту высших сил.
Молитвы очень разнообразны. Они бывают хвалебными (то есть воспевают Творца и его непостижимый промысел), благодарственными, покаянными, просительными. Человек может взывать к Господу, умоляя об избавлении от соблазнов, даровании духовных и земных благ, указании правильного пути, исцелении болезней, разрешении личностных либо профессиональных проблем.
В православии признают только уставные молитвы, написанные отцами церкви.
Считается, что Ефрема Сирина, Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца, Иоанна Златоуста и Василия Великого вдохновлял Святой Дух – именно благодаря божественному внушению им удалось выразить в словах кондаков и тропарей высочайшую любовь к Спасителю и преклонение перед Его волей. Поэтому те, кто внимательно и усердно читают составленные преподобными богословами тексты, обретают сердечный настрой, родственный их духовному горению.
Сборник молитв, или молитвослов, должен быть настольной книгой каждого христианина.
таких пособий разнится от выпуска к выпуску, но чаще всего в них входят утреннее и вечернее правила, акафисты Иисусу Христу, Деве Марии, архиепископу Мир Ликийских Николаю и ангелу-хранителю, канон покаянный и молебный ко святой Богородице, а также последование перед причастием. Что же являют собой эти тексты, подсказывающие Вам, как правильно молиться?
- Акафист (от греческого «Ακάθιστος Ύμνος» – «неседальная песнь») – это хвалебный гимн, величающий Господа, Небесную Царицу, ангелов или святых. Его отличительная черта – хайретизмы, то есть ряд возгласов, начинающихся словом «Радуйся!». Кроме них, в подобную молитву входят 12 двойных песен – последовательно чередующиеся кондаки (в них кратко излагается история и значение восхваляемого события, мнение церкви об одной из Божьих тайн или догматические положения жития чтимого святого) и икосы (они более подробно раскрывают начатую в первой части тему).
- Канон – это сложное произведение из многих строф, посвящённое какому-либо празднику, памяти мученика, Божьей Матери или Спасителю. Изначально в качестве канона применяли только девять Библейских песен, но после XVII ст. этот обычай изменился. Сейчас такие молитвы состоят из 9 частей, в каждой из которых есть ирмос (первая строфа, прославляющая священные лица либо Господни чудотворения) и 4-6 тропарей (краткое песнопение, описывающее символику праздника или призывающее Бога и Его посланников на помощь христианам). Как правило, в подобных текстах идёт речь о прощении грехов – «врачевании язв духовных».
Как совершать молитвенное правило в своём жилище – советы и рекомендации
Склоняясь перед Творцом, Вы не должны отдаваться посторонним мыслям и заботам. И если достичь такого сосредоточения в церкви просто – там ему способствует сама обстановка – то правильно молиться дома довольно трудно. Представленное здесь руководство поможет Вам в этом нелёгком деле!
Вы можете беседовать с Господом уединённо или же в присутствии всей семьи. Однако общая молитва считается более торжественной, поэтому она традиционно творится в начале праздничной трапезы. В остальное же время каждый домочадец обязан читать икосы и тропари в своей комнате, перед личной иконой.
Приступая к молитвенному правилу, необходимо осенить себя крестным знамением и совершить несколько поясных или земных поклонов.
Те, кто по каким-либо причинам не способны этого сделать, должны просто постоять в тишине, ожидая, пока утихнут отвлечённые мысли и успокоятся эмоции.
Согласно учению Феофана Затворника, в сердце обращающегося к Творцу христианина могут присутствовать лишь вера, самоуничижение и благоговейный страх.
В наставлениях этого мудрого старца есть и советы по чтению молитв. Вот их краткая суть:
- в древности люди взывали к Богу, воспевая Ему хвалу. Поэтому и сейчас кондаки и тропари следует произносить степенно и как бы нараспев, а не спешно и невнятно. Это не только красиво звучит, но и позволяет вдуматься в каждое слово, воспроизвести в сознании соответствующую ему мысль и чувство;
- чтобы бороться с соблазном быстрого чтения, нужно полагать себе на молитвенное правило не определённое количество икосов и гимнов, а точный отрезок времени – 15 минут, полчаса или час, и не заботиться, сколько молитв Вы успеете произнести. Также избегайте соблазна постоянно посматривать на хронометр, постарайтесь вообще удалить его из поля зрения – тогда мысль не будет забегать вперёд;
- молитвослов стоит перечитывать не только утром или вечером, но и во всякую праздную минуту. Восстанавливая в памяти святые слова, обдумывая их значение и символику, Вы сможете более тонко и глубоко сопереживать описанным событиям, принимать их ближе к сердцу, избавитесь от равнодушия и формальности;
- нельзя творить молитвы без перерыва – обязательно оставьте время для личного воззвания к Господу. Это лучше делать в середине либо в конце правила, но можно и тогда, когда Вы ощутите потребность в подобном священнодействии.
Беседа с Иисусом Христом заканчивается благодарением Спасителю, сокрушением о своём несовершенстве и невнимательности, просьбой о покровительстве и заступничестве.
Но даже после этих слов нельзя сразу же переключаться на обыденные проблемы – сперва стоит постоять и поразмыслить о том, что Вы чувствовали, запечатлеть в душе эти эмоции и переживания.
Преподобный Никодим учит: «Не думай, что, совершив правило, ты избавился от обязательств к Богу Пред всяким делом необходимо испрашивать у Творца сил для следования Его воле».
Молитва по соглашению – что это?
В православной церкви так называют духовную практику, когда несколько людей исполняют одинаковые молитвенные правила в одно и то же время, хоть бы этих христиан и разделяли тысячи километров.
Подобным образом поступали в тех случаях, когда какой-то человек мучился от болезни, лишений, преследований, несправедливости или других жизненных трудностей, и чувствовал себя неспособным справиться с посланными Господом испытаниями. Тогда он находил единомышленников, которые принимали на себя подвиг молитвы за страдальца.
При этом, склоняясь перед иконами, люди просили не об абстрактном благополучии, а о вполне конкретных вещах – выздоровлении, приумножении средств, прекращении бытовых либо рабочих конфликтов.
Как выглядит такое священнодействие? Как правило, верующие договариваются о совместном чтении Псалтири, по одной кафизме в день. После этого люди произносят саму молитву, при необходимости добавляя к ней различные прошения. Кроме того, по соглашению можно изучать Евангелие, творить акафисты и каноны, заздравные и заупокойные гимны, в конце называя имя того человека, о душе которого пекутся.
Подобные молитвы приносят великую пользу. Но, чтобы избежать искушений при их чтении, следует предварительно взять благословение у священника – лучше, если это настоятель прихода.
Опишите ему ситуацию, в которой Вы оказались, назовите причины, что сподвигли Вас на совместную беседу с Господом, и не забудьте перечислить тех, кто будет помогать Вам в этом деле.
Если Ваш пастырь одобрил такое начинание, смело приступайте к чтению святых текстов!
Как правильно креститься в церкви и дома?
Ещё одно важное сакральное действие – крестное знамение. Совершая его, христианин уподобляет себя Распятию, на котором казнили Иисуса Христа, и подтверждает свою веру в Господа. А ещё этот жест олицетворяет божественное заступничество, очищает душу и напоминает о покаянии. К сожалению, далеко не всем известно, что символизирует и каким бывает этот ритуал.
Прежде всего, проследите за положением пальцев. Большой, указательный и средний должны быть сложены вместе и соприкасаться кончиками, а безымянный и мизинец – плотно прижиматься к ладони.
Троеперстное знамение воплощает нераздельное единство Святой Троицы, а остальные пальцы служат метафорическим изображением того, как Творец сошёл с небес на землю.
Кроме того, они напоминают о дуалистичной природе Спасителя – одновременно божественной и человеческой.
Совершая крестное знамение, христиане подносят руку ко лбу, символически освящая ум, а затем к чреву (область солнечного сплетения), чтобы осенить сердце, чувства и намерения.
А вот после этого многие теряются, не зная, как правильно креститься православным – справа налево или слева направо. В восточной традиции люди сначала прикасаются к плечу десницы (т.е.
правому) – считается, что тогда верующий приобщается непосредственно к Господней благодати. Кроме того, такое движение олицетворяет путь от греха к спасению и победу над дьяволом.
Крестясь, про себя либо вслух необходимо произносить основную христианскую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!». Она прославляет Творца, знаменует поклонение Ему и Его почитание, напоминает о том, что в жизни верующих нет других идолов и богов.
Делать поклон разрешается лишь после того, как Вы произнесли последнее слово молитвы. Это позволит Вам не совершить невольного кощунства – попирания наложенного на себя креста.
Все жесты должны быть спокойными и неспешными, не допускается размахивание руками, раскачивание из стороны в сторону, рывки либо резкие наклоны.
Вот как Иоанн Златоуст отозвался о тех, кто поступает подобным образом: «Тем неистовым маханием лишь бесы тешатся».
Крестное знамение везде и всегда сопровождает верующих. В частности, православные крестятся:
- перед, после и во время молитвы;
- входя и выходя из храма, а также во время богослужения;
- склоняясь перед образами, Распятием, мощами и другими реликвиями;
- перед и после трапезы;
- ложась спать и просыпаясь;
- начиная какое-либо дело или же заканчивая его;
- выходя на улицу и входя в дом;
- в знак благодарности за избавление от опасности, угрозы, конфликта;
- крестным знамением также осеняют всё, с чем предстоит соприкоснуться – одежду, еду, лекарства;
- добродетельные родители обязательно крестят своих детей, пока те не могут делать этого самостоятельно. Кроме того, крестное знамение является необходимой частью материнского или отцовского благословения.
Источник: https://simanskia.ru/ikony/kak-pravilno-krestitsya-v-tserkvi-pered-ikonoj.html
Крестное знамение
Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.
Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.
Что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?
К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.
Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата».
О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели.
Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.
Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Христа, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни.
Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20).
Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством.
Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.
Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.
И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека.
В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.
Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8).
Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой.
Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти.
Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.
В статье использованы источники:
Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» http://predanie.ru/serafim-slobodskoy-protoierey/zakon-bozhiy/chitat/
Источник: http://hramvera.ru/krestnoe-znamenie/
Старообрядческое крестное знамение
Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
Для чего христиане крестятся?
Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.
Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.
В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Как слагать пальцы во время крестного знамения?
Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.).
Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».
Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св.
Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку).
Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).
Двуперстие
Откуда пошло двуперстие?
Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).
Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)
Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
Почему не трехперстие?
Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.
Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы
На это можно ответить следующее:
- Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
- Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
- Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение. Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».
Источник: https://ruvera.ru/krestnoe_znamenie
Как правильно креститься? (видео)
Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?
Как правильно креститься — история
Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному.
На Западе – всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно – не крестом полностью, а только чело, уста и сердце.
Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.
Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях.
Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень – вера во Христа.
Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.
– Возрождение древнерусской богослужебной традиции
: Как освятить икону в церкви или дома?
✝ Историческая справка о перстознамении
Православные крестятся, сложив воедино три пальца – большой, указательный и средний. Но так было не всегда. Изначально верующие осеняли себя одним пальцем, поочередно касаясь лба, груди и губ.
С развитием христианства перстознамение превратилось в сложение нескольких пальцев, можно было увидеть людей, крестящихся полной ладонью.
Приверженцы православной ветви христианства касались лба, левого плеча, после правого и пупа. Во второй половине XVI века пуп сменился на грудь, означая сердце.
Столетием позже написали «Скрижаль», в которой говорилось о едином перстосложении из трех пальцев; осенять себя следовало, начиная со лба, далее переходя к животу и плечам. Все, кто делал иначе, признавались еретиками.
Через десятки лет церковь пришла к равенству обоих видов крещения – двумя и тремя пальцами.
Современный обряд моления подразумевает крещение тремя пальцами, однако, священники иногда используют комбинацию из указательного и большого. Это объясняется каноническим изображением Христа на иконах – на его правой руке подняты два пальца.
Что значит благословение священника
Это означает, что вам посылают помощь Божию. Пальцы благословляющего священника (другие служащие церкви — диаконы чтецы не могут благословлять, только священники и архиереи) сложены в особом жесте именословного благословения, ниспосылающего благодать и использующегося с древности в Православной Церкви и сегодня.
Перед каждый важным делом стоит попросить благословения у священника (например, приобрести автомобиль, купить квартиру, поехать в путешествие, выйти замуж, поступить на новую работу). Лучше, если это будет ваш духовник — священник, у которого вы регулярно исповедуетесь (если он есть). Если же вы еще не исповедовались и не причащались, но задумались об этом в связи с важными событиями вашей жизни — расскажите об этом любому дежурному священнику в любом храме.
Этот же жест используется на иконах — обычно им благословляет Христос.
- Значение жеста благословения на иконе и в жизни — помощь именем Иисуса Христа.
- Пальцы правой руки священника при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец — буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец — две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.
Правое или левое плечо
Как креститься православным — направо или налево? Православная вера пришла на русскую землю из Византии, поэтому мы придерживаемся византийских канонов и в крестном знамении. Это значит, что осенять необходимо:
- лоб;
- проекцию пупка;
- правое плечо;
- левое плечо.
В крестном знамении сокрыт сакральный символизм, отступать от которого нельзя. Отцы церкви дают прямое указание о правильном наложении креста, чтобы привлечь благодать небес своими действиями. Никто не может запретить человеку осенять себя крестом как угодно, но божья благодать при таких действиях не спустится.
После осенения крестом необходимо сделать поклон в пояс, выражая благодарность Христу за спасение.
Символизм креста:
- лоб — мы освящаем разум;
- живот — мы освящаем свою жизнь;
- плечи — освящаем свое тело.
Почему нужно касаться сначала правой стороны тела? Потому что она символизирует лучшие качества человека. За правым плечом находится ангел хранитель, а рай расположен с правой стороны от человека. Когда человек осеняет перстами правое плечо, а затем левое, он выражает просьбу принять его в райскую обитель.
Как креститься — слева или справа
Многие люди задаются вопросом: как правильно крестится: слева или справа? И почему именно так? Дело в том, что правое плечо – место спасенных верующих, а левое – место для погибших грешников.
Считается, что с правой стороны находится обетование святых душ – Рай, с левой стороны – место пребывания чистилища и ада, в которых живет нечисть (бесы, черти) и погубленные грешные души. Поэтому, крестясь, человек просит Всевышнего принять его в число спасенных душ, избавить от вечных мучений погибающих грешников.
Крестное знамение имеет необъяснимую силу, это защитный символ, который нужно подкрепить молитвой при входе, пребывании и выходе из дома Божьего. В кресте заключена вся важность православной веры, смысл христианства.
Глубина веры православного не имеет границ. Молиться нужно от чистого сердца, соблюдая все правила Церковного Устава. Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно читать и знать правила поведения в церкви — тихо, без шума, благовейно, уважительно, без осквернения, уважать святость храма. Подходя к воротам церкви, ее дверям, верующие останавливаются, трижды совершают поклон. В простые дни – земные поклоны, в субботу, воскресение и праздники — поясные поклоны.
Молиться, креститься и совершать поклон надо не спеша, без суеты, желательно одновременно с другими верующими, рядом стоящими. Сложенную десницу (правую руку) полагают на лоб для просветления ума, на живот – для укрощения воюющего на дух плоти, на правое и левое плечо – для освящения нашей житейской деятельности.
Согласно канонам Церковного Устава, крестное знамение и поклоны нужно совершать и после каждого краткого прошения и молитвословия. Осеняют и крестным знамением при возглашениях: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». При пении и чтении стихира и молитвословий креститься не нужно, только поклоны «помолимся», «поклонимся», «припадем».
Особенное внимание верующий направляет при чтении или пении молитвы «Символ Веры». При вознесении слов Силою Честного и Животворящего Креста, чтении Апостола, Евангелия — принято осенять себя крестом, без поклона.
При осенении священнослужителем верующих в храме Крестом, Святым Евангелием, Святой Чашей или образом, все крестятся, преклоняют голову.
Главное, чтобы верующий крестился в начале и в конце молитвы, перед храмом Господним, перед прикладыванием к кресту, к ионам и святым мощам, не забывал про себя произносить краткую молитву.
Крестясь, верующий должен выразить всю глубину своей истинности к своему Создателю:
- утвердить веру в Пресвятую Троицу;
- провозгласить свое желание жить с вечными заповедями Божьими;
- выразить свое желание приобщится к святой благодати Господа (как напоминание каждому о том принятии мученической смерти Иисуса Христа ради искупления грехов человечества).
Актуально, чтобы христианин носил на груди крестик. Это обязанность, честь и заслуга каждого верующего. Крест стал спасением для каждого человека и является самым сильным оружием против злых сил. С того момента, когда Христос умер на Кресте, непобедимая сила Господа передалась Кресту навеки. Каждый, кто с верой крестится, получит от Господа великую силу, побуждение на добрые дела, защиту от недругов.
Без крестного знамения не совершают ни одной молитвы, поэтому с самого детства нужно научить своих детей правильно креститься в церкви, в мирной жизни (при совершении различных молитв). Важно проследить, чтобы дети крестились правильно, без спешки, правильно сложенным троеперстием.
В противном случае, неправильно крестясь, верующий совершает кощунство, неуважение к своему Творцу. Проходя мимо церковного храма, следует остановиться, трижды перекрестится и поклонится храму.
Таким образом, вы воздаете славу Вечному Богу Иисусу Христу и подтверждаете обществу, что вы исповедуете православную веру в своем житии.
Правильное перстосложение
Приятно знаменование тремя перстами: указательным, средним и большим, сложенными в щепотку. Оставшиеся два пальца прижаты к ладони, символизируя единение в Иисусе божественного и человеческого.
Триединое перстосложение легко запомнить по символическому определению. Три перста означают Отца, Сына Его и Святого Духа.
Как перекрестить ребенка
Что меняется, когда мы осеняем крестом другого? Меняется расположение сторон — правое и левое. Во время осенения необходимо коснуться правого плеча, а затем левого. При этом наша рука сначала идет налево, а потом направо. Однако это правило действует, если человек повернут к нам лицом.
Если мы осеняем крестом того, кто повернут к нам спиной, движение руки идет справа налево. То есть, мы совершаем такие движения, как будто крестимся сами. Важно помнить одно правило: сначала пальцы должны коснуться правого плеча.
Животворящий Крест Христов — защита от диавола, колдовского воздействия, любой опасности
В современном мире многие люди могут пытаться навредить вам с помощью колдовских чар — экстрасенсов,»целителей». Проклятие не будет иметь своей силы, если человек, которому желают зла, воцерковлен, верит в Бога, ходит в храм, посещает церковные богослужения и причащается Христовых Таин.
Знание или предположение о существовании проклятия — не повод для отчаяния. Закажите молебен о снятии проклятия и обращайтесь к Богу в особой молитве ежедневно.
Вы можете навредить себе сами, если часто сквернословите и материтесь. Зачастую люди даже не знают, что черными словами портят свою судьбу.
Если вы предполагаете темное воздействие, порчу в своей жизни, в первую очередь, нужно обратиться за помощью ко Господу с помощью молитвы и крестного знамения. Нужно в ближайшее время посетить храм, побеседовать со священником и, если вы верите в существование Бога и помощь Его — принять Святое Крещение. Священник расскажет вам, как жить церковной жизнью
Чтение молитвы не требует выполнения никаких обрядов или ритуалов. Нужно просто с искренней верой просить Господа о защите, лучше в уединении и тишине, перед иконами Вседержителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
Значение крестного знамения
Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения).
Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех.
Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека – веру и любовь ко Христу.
Сильная молитва — обращение к Всемогущей Крестной Силе Господа
Частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.
В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.
Источник: https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/kak-pravil-no-krestit-sya-pravoslavnym-v-cerkvi-i-doma.html
Как правильно креститься православным христианам?
Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.
Как правильно креститься — перстосложение
Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.
Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным
- Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
- Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
- Полагаем персты на правое плечо.
- Полагаем персты на левое плечо.
Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны.
Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.
Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.
Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.
— Православная семья: российские традиции
Как правильно креститься перед храмом и в обществе?
Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах.
Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого.
Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу.
Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.
Знамя Креста | Публикации | Православное Закамье
Крест Христов. Престолом славы называет его Православная Церковь, говоря так потому, что именно на нём Господь Иисус Христос Сам Себя принёс в спасительную Жертву за всё человечество. Именно на Кресте человечество наконец вновь получило возможность воссоединиться с Богом — возможность, которая была утрачена после грехопадения.
Крест — это, по слову Самого Спасителя, путь и непременное условие для каждого, кто любит Бога и желает спасти свою душу (вспомним, как Господь ещё до Своего Распятия призывает людей брать свои кресты и следовать за Ним).
Крест — знамя
Крест — это знамя воинов Христовых. Ведь именно знамя показывает всем (и врагам в первую очередь), к какому воинству принадлежат солдаты; показывает то, во что верят солдаты, за что они сражаются.
И какую же ненависть и непонимание вызывает Крестное знамение в современном мире! Сектанты и еретики считают (зачастую очень воинственно считают!) ношение нательных крестов необязательным, а само осенение христианином себя крестным знамением считают чем-то лишним (эдаким пережитком тёмных времён).
Кто-то упорно доказывает миру, что Креста вообще не было, что как-то иначе принял Смерть Спаситель Вспомним при этом, что враги Церкви во время войн или гонений на христиан в первую очередь старались и стараются ломать кресты на кладбищах и скидывать кресты с куполов храмов.
Зачем это всё? Откуда такая ненависть к тому, что в принципе «не так уж и важно»? Значит, есть некая сила, заставляющая людей ненавидеть кресты — сила, которая сама боится Креста и ненавидит его.
Или вот, допустим, едут крещёные люди в автобусе, но каждый ли из них «рискнёт» нынче перекреститься, проезжая мимо храма?! Вроде бы ничего особенно страшного нет в том, чтобы не перекреститься, и найдутся отговорки, чтобы этого не совершать. Но ведь часто христианину бывает просто стыдно и как-то «неудобно» открыто исповедовать таким образом свою веру
А, может быть, именно этого ждёт от нас Бог — чтобы мы достойно и бесстрашно несли знамя Его Креста?
Крест наше оружие
На войне обычно стараются уничтожить то, что действительно опасно, что является важным элементом обороны противника или его лучшим оружием. А ведь в мире всё время со дня грехопадения идёт беспрестанная духовная война. И, значит, Крест настолько опасен для мира падших духов, что они делают всё, чтобы уничтожить его, чтобы отвратить людей от него.
Если же обратиться к житийной литературе, то очень показателен будет пример нашего соотечественника преподобного Исаакия, затворника Печерского. Этот подвижник в молодости проиграл битву с бесами — однажды, когда во время молитвы явился ему в образе Христа сам диавол, то монах Исаакий поклонился ему, забыв «всего-то навсего» осенить себя крестным знамением.
После этого случая монах долго и тяжело болел, и только молитвы духовных наставников спасли его.
«Всего-то навсего» — крестное знамение — движение рукой, которое мы так часто небрежно совершаем во время своих молитв! Но именно оно могло развеять тёмное наваждение, охватившее затворника — это ясно понял будущий святой уже после своего духовного поражения
Предание наше изобилует примерами того, каким великим оружием является для христианина Крест Христов, а значит, какого благоговения и понимания величия совершаемого действия ждёт Бог от человека, совершающего то же крестное знамение.
Крест Христов исцеляет, спасает и защищает — это реальность, которая подтверждена и давними событиями самого первого Воздвижения Креста Господня, когда осенённый этим Крестом умерший человек воскрес, и тем какие чудеса (подчас незаметные) творит крест в нашей повседневной жизни — защищает от опасности, помогает в работе и в духовном делании.
Однажды в одной из своих проповедей на праздник Воздвижения архимандрит Иоанн (Крестьяникин) сказал о Кресте Господнем так: «И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть.
И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим — на вящую погибель.
Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста».
(Р)
Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=14318
О крестном знамении и нательных крестиках
Крéстное знáмение — это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение — знак с церковно-славянск.) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.
В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьем, протухала вода, ”заряженная” колдунами, экстрасенсами или ”бабками”, успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и мн. др.
В благодатной силе крестного знамения вы сами неоднократно сможете убедиться по мере вхождения в практику духовной жизни.
Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого — диаволом.
Кстати, обратите внимание на то, что абсолютное большинство еретиков и сектантов ненавидят Крест и, считая Его лишь орудием страдания, попирают Его.
Нам же, православным христианам, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так: три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своём на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы: Божественную и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.
Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: ”Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”, выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово ”аминь” — означает: истинно, да будет так.
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.
Вопрос: Когда надо креститься?
— Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после её окончания, а также при приближении к всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях.
Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.
Вопрос:Почему надо носить нательный крест?
— Освящённый нательный крест — это символ веры. Крест ограждает от злых духов. Человек, забывший надеть крест, похож на охотника, который забыл взять оружие, выходя на медведя. А тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.
Вопрос: Какой выбрать крестик — золотой или серебряный?
— Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест — никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста — отсюда стремление его украсить. Однако деревянные или железные крестики ближе по духу к Кресту Господню.
Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным.
Вопрос: Можно ли носить крестик на цепочке?
— Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.
Вопрос: Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?
— Надо определиться: или человек верит в Бога и после Крещения носит крест, или предпочитает суеверия и «обереги».
Крест, который верующие носят — это не украшение и не «оберег», а свидетельство верности Святому и Животворящему Кресту Господню. Крест защищает, потому что Сам Господь верующих в Него оберегает: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла». А «обереги», знаки зодиака и прочие амулеты большинство людей носят из суеверий.
Вопрос: Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?
— Можно. Крест — это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.
Вопрос: Как отличить православный крест от католического?
— Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображён распятым четырьмя гвоздями, а на католическом — тремя (обе ноги — одним гвоздём). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».
Вопрос: Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?
— Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь и там оставить, или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.
Вопрос: Можно ли носить неосвящённый крестик?
— Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше всё-таки попросить священника освятить крестик.
Вопрос: Надо ли снимать крест при мытье в бане?
— Нательный крест никогда не надо снимать, так как без креста человек не защищен, и более вероятно, что в это время можно попасть в беду или даже умереть.
Вопрос: Потерялся нательный крестик. Что делать?
— Необходимо отметить, что в Церкви потеря крестика не рассматривается как предзнаменование чего-то плохого. Для христианина его потеря не говорит о том, что он стал незащищенным от злых сил. Ведь крестик – это знак любви к Богу. Именно как символ веры в спасительную силу Креста Христова каждый христианин бережно носит этот предмет. В Церкви нет такого понятия, как примета. Поэтому если вы потеряли нательный крестик, то необходимо просто приобрести в церковной лавке новый.
Источник: https://hramsergiy74.ru/duhovnoe-prosveshhenie/azbuka/o-krestnom-znamenii-i-natelnyih-krestikah.htm