Как называется место где зажигается благодатный огонь

Схождение благодатного огня в Иерусалиме 2019: суть и объяснение феномена

Как называется место где зажигается благодатный огонь

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины «Голгофа» М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

photo: Sputnik / Юрий Кавер

В Храме Гроба Господня

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

photo: Sputnik / Vitaliy Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

photo: Sputnik / Vitaly Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Освящение куличей и пасхальных яиц

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Декоративные пасхальные яйца

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Светлое Христово воскресение. Православная Пасха

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160430/231416769.html

Кувуклия и Гроб Господень. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Как называется место где зажигается благодатный огонь

Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.

В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, — вся Святая земля (Палестина), где находилось это святое для христиан место.

Кувуклия — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню.

В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.

По Евангелиям

Про гроб говорят все евангелисты: Мф. 27:60-28:8, Мк. 15:46-16:8, Лк. 23:53-24:24, Ин. 19:41-20:11. По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому, находился в саду недалеко от Голгофы и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.

Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

  • Положение во гроб
  • Стража у гроба — власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело.
  • Воскресение Христово
  • Явление ангела Женам-мироносицам
  • «Не прикасайся ко Мне» — первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине)

История открытия Гроба Господня

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. В 326 г. его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий:

«божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:

«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда произошло нормандское завоевание англии

Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру.

Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

— Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

По приказу Константина насыпь храма была срыта и

«вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 г.

над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Описание

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма.

Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Иконы, лампады и отделка

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

https://www.youtube.com/watch?v=xL_xRicTeX0

На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

«Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

Первое описание на русском языке

В начале XII в. игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:

«Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя.

И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане.

Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя».

— «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».

Придел Ангела

Придел Ангела это небольшое помещение (3,4 х 3,9 м) в восточной части Кувуклии, попасть в Гроб Господень можно только пройдя через него.

Согласно Евангелию на этом месте, на камне отваленном от двери Гроба, сидел Ангел возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»

—Мф. 28:2-6

Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил Архангел Гавриил. Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб.

Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жен-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идет надпись по гречески:

«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский священнослужитель армянам.

Гроб Господень соединяется с приделом Ангела низким арочным входом (всего 112 х 72 см).

Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с Кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен Коптский придел.

Камень отваленный от двери Гроба

Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 г. 

Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI в. Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам.

Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии. 

Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы, вне стен Старого города, справа от Сионских ворот.

Кувуклия

Кувуклия  — это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

Когда снисходит благодать или что такое благодатный огонь?

Как называется место где зажигается благодатный огонь

Каждый год в канун Пасхи огонь появляется из ниоткуда

В воскресенье, 28 апреля, весь православный мир празднует Пасху. Пасхальные традиции неизменны уже много веков. В субботу в Иерусалиме верующие молятся о схождении Благодатного Огня, который на протяжении многих веков является одним из главных пасхальных символов, вокруг которого веками ведутся споры. Что такое Благодатный Огонь и что он означает, разобрались “Вести”.

Чудо от Господа

За сутки до Воскрешения Спасителя в Иерусалиме, в Храме Гроба Господнего начинается специальная церемония, которая называется литанией. Из Иерусалимской патриархии совершается Крестный ход до часовни, которая расположена в центре Ротонды Храма гроба Христа. Во время процессии в нее вносят лампадку, в которой и появляется огонь.

Сама лампадка окружена 33 свечами, символизирующими возраст Спасителя. При этом по обычаю Патриарх входит в эту часовню в одном подряснике, чтобы избежать внесения спичек, зажигалок или каких-либо других воспламенителей.

Накануне все свечи и лампады в святом храме тушатся. В центре ложа гроба устанавливается принесенная лампада, по его периметру раскладывается вата, а по краям – лента.

После этого часовня еще раз осматривается еврейской полицией, а потом опечатывается с главными священнослужителями.

Великая Суббота: что можно и что нельзя делать накануне Пасхи

Откуда берется огонь — является тайной уже не одно тысячелетие. Верующие верят, что это милость Господняя. А вот ученые с таким утверждением не согласны и пытаются найти объяснение этому феномену. Так или иначе, но благодатный огонь считается одним из чудес православного христианства.

Чудо Благодатного Огня заключается в том, что он появляется сам по себе. И в первые минуты не обжигает. Многие верующие даже умываются таким огнем в первые минуты схождения. Кроме того, нередки случаи, когда вместе с центральным огнем зажигались свечи и у руках паломников.

Сама церемония действительно прекрасная – появлению Огня предшествуют вспышки света и молний в самом храме, помимо огня на церковь сходит роса, а верующие могут по нескольку часов ожидать схождения Огня, молиться, просить Господа о прощении.

А когда Огонь все таки зажигается – люди в храме радуются, веселятся, поздравляют друг друга, передают огонь из храма на площадь, затем его везут в разные страны и на разные континенты.

Ибо вынос Благодатного Огня символизирует выход из Гроба Света истинного, то есть воскресшего Господа.

Конечно же, по этому поводу ходит множество противоречивых теорий и гипотез. Самая распространенная — церковники сами зажигают огонь и представляют его, как чудо.

Говорят, что патриарх Иерусалимский якобы тайно проносит с собой зажигалку. Ходят слухи, что в храме спрятана лампада с готовым огнем еще за неделю до Пасхи, и это совсем не чудо. Либо, если верить некоторым преданиям, эта тайная лампада чудесным образом зажглась где-то в V веке, и с тех пор священнослужители поддерживают ее горение. Иными словами, Благодатный огонь действительно чудесным образом сходил, но лишь однажды.

Одна из последних версия – интервью представителя армянской патриархии Самуила Агояна, который рассказал, что ничего сверхъестественного в Благодатном огне нет и его зажигают от специальной масляной лампады. С давних пор чудо пытаются разоблачить, во все времена оно поддавалось критике,  многие пытались доказать искусственное происхождения огня.

Например, Папа Римский Григорий IX в 1238 году выступил с заявлением о несогласии по поводу Благодатного Огня. Некоторые арабы пытались доказать этот факт, но безуспешно. Исламский историк Бируни  описал случай, когда арабское руководство приказало заменить в храме все фитили на медную проволоку, в надежде, что лампады не загорятся и чуда не произойдет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как умер Владимир Святой

Но огонь все-таки сошел и загорелась даже медная проволока.

Пасха — 2019: какого числа, история праздника и традиции

Представители османской империи даже устраивали обыски Кувуклии и всего Храмового комплекса. Католики неоднократно инициировали обыск карманов Патриарха на наличие предметов, из которых можно добыть огонь.

До сих пор весь процесс контролирует полиция и духовенство разных конфессий и разных стран. Но чудо так и осталось чудом, не смотря на то, что происходит на глазах у десятков тысяч людей, в том числе и учёных.

Никто так и не смог доказать, что огонь добывается с помощью каких-то приспособлений, средств или веществ.

С точки зрения науки

Ученые даже пробовали проводить исследования, но к единому мнению так и не пришли. В середине прошлого века профессор Ленинградской духовной Академии Николай Успенский исследовал и пришел к выводу, что в Кувуклии огонь зажигают от потайной скрытой лампады, свет которой не проникает в открытое пространство Храма, где все свечи и лампады в это время бывают потушены.

Успенский утверждал, что «огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, так как он со святого места».

В 2008 году в Кувуклии проводил свои исследования российский физик Андрей Волков, который добился одобрения у церкви на установку аппаратуры. Но опять же результаты оказались неоднозначными.

За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрический импульс, возникший спонтанно. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.

Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.

Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть только под действием электричества.

Как выйти из поста – топ-10 правил

По легенде в 1578 году священник из Армении решил, что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и через подкуп добился от иерусалимского паши разрешения войти первым в Кувуклию, где закрылся. Православный Патриарх Софроний IV не был допущен внутрь, и вместе с прочанами молился у входа. Ожидания Огня затянулось и вдруг раздался удар молнии – одна из колонн треснула и оттуда показались языки пламени.

Так что исследования физика Волкова подтверждают эту легенду. Интересно, что турецкая власть после этого случая очень разгневалась на армян и издала специальное постановление, в котором в назидание армянский Патриарх замыкает процессию иерархов и не принимает непосредственного участия в получении Огня.

Многие, побывавшие на самой церемонии, говорят о молниях и о чудесных исцелениях от Благодатного огня. Перед схождением Благодатного Огня храм действительно озаряют небольшие молнии. Это даже официально снято на фото и видеопленку. Но у учёных пока нет объяснения этому феномену. Существуют и свидетельства о чудесных исцелениях в этот момент, но, увы, их никто не подтвердил.

Огонь, иди за мной!

Историческое упоминание о схождении огня начинается как минимум с IV века. Первое упоминание о нем встречается еще у Святого Григория Нисского — он писал о том, что Апостол Пётр видел, как после Воскресения Иисуса Христа, Его гроб был освящен ярким светом.

«Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно» – так написал Нисский.

Писали об этом и другие церковные историки — Евсевий Кесарийский описывал чудо с самовозгоранием лампад, а латинский монах-путешественник Бернард описывал это чудо, как схождение ангела, который зажигал огонь в храме.

За столетия схождение Благодатного огня превратилось в целую церемонию. Она даже была закреплена специальным документом, изданным правительством Османской империи.

С XIX века в церемонии участвуют представители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей. Тогда же был установлен порядок шествия иерархов празднующих Пасху конфессий и порядок крестного хода. Перед Храмом вся процессия посещает памятные места в храме: рощу, где был предан Христос, место, где его побили римские легионеры, Голгофу, камень Помазания, где Христа готовили к погребению.

По легенде год, когда Благодатный Огонь не сойдет станет последним годом, в котором христиане празднуют Пасху. А за ним – то ли глобальный катаклизм, то ли страшный суд.

Источник: https://vesti.ua/strana/334427-kohda-sniskhodit-blahodat-ili-chto-takoe-blahodatnyj-ohon

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в Головине

В связи с распространением коронавирусной инфекции вы находитесь в группе повышенного риска. Чтобы облегчить ваше прибывание в условиях самоизоляции, предлагаем помощь в доставке продуктов, медикаментов, а также с другими самыми необходимыми нуждами.

Обращайтесь по телефону: (926)961-37-66

Подробнее

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла миряне могут освятить ваии (вербы) дома следующим образом:

  • пропеть (прочитать) тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим «О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне»,
  • затем трижды окропить вербы святой водой со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции/Патриархия.ru

  • 01:52 13 апреля Великий Понедельник. Иосиф в египетском рабстве. Значение события
  • 02:50 притча о смоковнице
  • 04:00 14 апреля Великий Вторник. Воспоминаем о Страшном Суде и последних деяниях Христа в земной жизни, наставлениях.
  • 06:05 15 апреля предательство Иуды
  • 08:18 16 апреля Великий Четверток, Чистый Четверг. Тайная вечеря, Причастие
  • 10:32 12 Страстных Евангелий – чтение в Великий Четверг
  • 13:15 17 апреля. Страстная Пятница. Царские часы
  • 14:20 Вынос Плащаницы
  • 16:06 Погребение Плащаницы
  • 17:46 18 апреля Великая Суббота. Жены мироносицы
  • 20:14 Полуночница
  • 20:57 Тропарь Пасхи
  • 21:11 19 апреля Воскресенье. Пасха Христова. Ночная служба, ее части и особенности
  • 23:13 19 апреля. Пасха Христова.

Больше видео

Все новости

29 марта 2020 | 21:11

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Масленичные гуляния

1 марта на территории нашего храм прошли Масленичные гулянья. Воскресная школа совместно с молодежью подготовили игры, конкурсы с призами и подарками. Воспитанники школы совместно с учителями показали небольшое выступление с песнями и танцами, с стихами и загадками. Не обошлось и без традиционного угощения блинами.

Годовщина хиротонии

Поздравляем нашего настоятеля, о. Александра, с днём хиротонии. В этот день 14 лет назад он был рукоположен в сан диякона.

Масленичные гуляния — анонс

Приглашаем всех на масленичные гуляния 1 марта на территории храма!
Конкурсы, игры, песни, танцы, угощение! Приходите сами и приносите с собой домашние блины!

День тезоименитства диакона Максима Лобачева

19 февраля в день памяти мученика Максима Кизического поздравили с днём тезоименитства клирика нашего храма диакона Максима Лобачева. Многая и благая лета дорогому о.Максиму!

Московская городская исследовательская культурологическая олимпиада

19 февраля настоятель нашего храма иерей Александр Акулин принял участие в качестве члена методической комиссии в Московской городской исследовательской культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы и городов России – 2020», которая проходит среди школьников города Москвы.

Отборочный этап интеллектуального турнира “Своя игра”

16 февраля прошёл отборочный (викариатский) этап интеллектуального турнира “Своя игра” среди Воскресных школ Северного Викариатства.

Праздник праздников «Христово Воскресенье»! — Факультеты — Times.bntu.by – новостной сайт Белорусского национального технического университета (БНТУ) – Times BNTU

Праздник праздников «Христово Воскресенье»!

Архитектурный факультет БНТУ искренне поздравляет всех с радостным и светлым праздником «ПАСХА»! От всей души желаем вам крепкого здоровья, душевной теплоты, мира и согласия в ваших сердцах.

Во все времена Воскресение Христово является символом надежды и веры.

Пасхальные дни наполнены торжеством и светом христианской любви. Великий праздник вновь призывает задуматься над смыслом жизни и высоком предназначении человека. Это время искренней молитвы, добрых поступков и милосердных дел.

Пусть радость Воскресения сопутствует каждому из ВАС в деле духовного совершенствования, содействует творческим мирским делам во славу Божью, всесторонне преображает нашу жизнь, приносит радость в наши сердца.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Назвать этот день самым большим праздником — слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит — каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит — «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе — вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста.

Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане.

В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал Библию

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» 

Пасхальный костер

В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

Перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал — особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

Одна из древнейших традиций наших предков является освещение Пасхальных яиц.

Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.

Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как символ жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу.

По древней традиции крашеные яйца укладывали, на свежую, проросшую зелень овса или пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника.

Игры с крашеными яйцами начинались обычно в Пасху, продолжались всю Пасхальную неделю, я иногда – вплоть до Вознесения. Суть игры состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по наклонно поставленному деревянному лотку или по земле с невысокой горки. Внизу были полукругом расставлены яйца всех участников игры.

Каждый участник, отправляя свое яйцо вниз, должен был сбить с места чье-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал сбитое яйцо себе и продолжал игру, если нет — в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов.

Некоторым ловким парням и мужикам удавалось набрать за игру до двух-трех десятков яиц.

В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого  обычно выпекают  пирог.

С Четверга готовили пасху, пекли куличи, пасхальные пряники, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальный стол отличался великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием.

Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники. Всю Светлую седмицу (неделю) длился праздник.

Стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.

Серию поздравительных открыток подготовили студенты кафедры Промышленный дизайн и упаковка ФТУГ БНТУ.

АФ БНТУ искренне поздравляет всех с радостным и светлым праздником «ПАСХА»! От всей души желаем вам крепкого здоровья, душевной теплоты, мира и согласия в ваших сердцах.

Ведущий специалист АФ Авсянникова Алла Александровна

Источник: https://times.bntu.by/faculties/6880-prazdnik-prazdnikov-hristovo-voskresene

Благодатный огонь, Агнец Божий, яйца, паски, куличи и традиции праздника: что нужно знать про Пасху 2020 и ее символы

Пасха — это один из главных христианских праздников. Большинство жителей Украины с нетерпением ждут этот светлый день. Как и у любого другого праздника, у Пасхи есть свои приметы и обычаи, которым следует не одно поколение христиан.

Информатор расскажет о главных традициях празднования Пасхи. Вы сможете отметить этот светлый праздник по всем канонам, как его отмечали наши предки.

Пасха — это один из главных христианских праздников, несущий в себе идею Воскрешения. Своими корнями Пасха уходит в далекое прошлое. Праздник отмечают в первое воскресенье после первого полнолуния, которое идет за днем весеннего равноденствия.

Дата Пасхи

Для празднования Пасхи составляют особые таблицы — пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой — страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа. У праздника для христиан есть определенные правила: Пасху нельзя отмечать раньше еврейского праздника Песах.

Иисус был распят в полнолуние, в Евангелии сказано, что, когда он был распят, солнце померкло, поэтому Пасху нужно праздновать именно в полнолуние. Кроме того, день Пасхи обязательно должен выпадать на воскресенье.

Потому этот праздник напрямую зависим от лунного календаря и является переходящим.

Пасху 2020, согласно церковному календарю, православные христиане будут отмечать 19 апреля. Традиционно этот светлый праздник завершает Великий пост, который в 2020 году продлится с 2 марта по 19 апреля. Во время Великого поста  православные придерживаются строгих ограничений в еде, а также стараются очиститься от грехов и переосмыслить свою духовную жизнь.

Пасхальные Яйца

Яйцо — один древнейших символов зарождающейся и вечно обновляющейся жизни, а также воскресения Христа. По преданию, первое пасхальное яйцо подарила Мария Магдалина римскому императору Тиберию. Она пришла во дворец, чтобы сообщить благую весть. Но император не поверил в воскрешение Иисуса Христа и сказал, что это равносильно тому, что белое яйцо вдруг станет красным. После этих слов яйцо действительно приобрело красный цвет, символизируя кровь Иисуса, пролитую на кресте.

В Украине к Пасхе готовят не только крашенки, но и писанки, на которые наносятся сакральные узоры. Такое расписное яйцо становится талисманом и оберегом рода.

Яйцо — один древнейших символов зарождающейся и вечно обновляющейся жизни, а также воскресения Христа

Агнец Божий

Во многих странах мира Пасха связана с образом ягненка. Так, в Западной Европе его часто изображают на пасхальных открытках: ягненок, крест и надпись на латыни — Agnus Dei (Агнец Божий). Это животное символизирует великую жертву Христа. В Украине выпекают фигурку ягненка из теста и украшают ею праздничный стол.

Во многих странах мира Пасха связана с образом ягненка

Пасхи и куличи

Пасхи и куличи — это, наряду с яйцами, чуть ли не главные символы праздника. Считается, что его прообразом куличей стал артос — хлеб, который освящается и в первый день великого торжества кладется в церкви на аналой. А куличи и пасхи означают, что в доме, где они стоят на столе, всегда открыты двери для Иисуса.

Пасхи и куличи — это, наряду с яйцами, чуть ли не главные символы праздника

Благодатный огонь

Накануне праздника христиане во всем мире ждут явления Благодатного огня. Считается, что Благодатный огонь сходит перед Пасхой тысячелетия.

В храме Гроба Господня собираются паломники со всего мира, которые желают своими глазами увидеть схождение Благодатного огня.  В храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. Находящиеся внутри люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет чудо.

Примечательно, что в разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного света, а по помещению проскакивают маленькие молнии.

В течение некоторого времени загоревшийся огонь совершенно не жжет. Прихожане буквально умываются этим огнем. После этого от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Далее специальными авиарейсами огонь везут на Кипр и в Грецию, а оттуда уже по всему миру.

Накануне праздника христиане во всем мире ждут явления Благодатного огня

Пасхальное деревце

Одним из символов Пасхи издавна является пасхальное деревце. Оно символизирует Древо Жизни, Древо Познания Добра и Зла, стоящие в раю. В Украине пасхальное деревце традиционно делают из веток вербы. Их украшают разноцветными лентами, писанками и перышками птиц.

Одним из символов Пасхи издавна является пасхальное деревце

Как празднуют Пасху

Традиционно празднование начинается с пасхального богослужения. Оно проходит в ночь с субботы на воскресенье. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь. Однако в храм лучше прийти заранее пока еще есть места, поскольку в большинстве церквей в пасхальную ночь буквально не протолкнуться.

На пасхальную службу прихожане традиционно берут с собой куличи, крашенные яйца и другую еду, чтобы их освятили во время пасхальной службы. На пасхальной литургии все верующие должны причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют словами «Христос воскрес!».

После пасхального богослужения начинается разговение после длительного Великого поста. Праздничная трапеза обычно проходит в узком семейном кругу. Ходить в гости в первый день Пасхи не принято. За столом должна собраться вся семья.

Начинать пасхальную трапезу нужно с освященных крашенных яиц и кулича, а уже потом можно попробовать и другие блюда. Перед едой, нужно похристоситься: со словами «Христос воскрес!» и обменяться яйцами; при этом дети с родителями христосуются трижды.

Празднуется Пасха 40 дней. Такой срок выбран не случайно, он символизирует сорокадневное пребывании Христа на земле после воскресения. Наиболее торжественно отмечают первую седмицу, в народе ее называют Светлой неделей.

В праздничные дни в церквях «раздается целодневный звон» – в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах – «в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо». Во время пасхальной недели во всех церквях, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему.

Источник: https://kiev.informator.ua/2020/04/16/blagodatnyj-ogon-agnets-bozhij-yajtsa-paski-kulichi-i-traditsii-prazdnika-chto-nuzhno-znat-pro-pashu-2020-i-ee-simvoly/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как будет звучать отчество от имени Никита

Закрыть