Где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери

Собор Казанской иконы Божией Матери. Святыня и реликвии | Санкт-Петербург Центр

Где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери

Казанский кафедральный собор входит в число крупнейших храмов Северной столицы. Этот уникальный, красивый и величественный памятник архитектуры православного церковного зодчества, памятник русской воинской славы, который располагается в самом сердце Санкт-Петербурга, посещает весь мир. Возводился храм для почитания иконы Божией Матери Казанской, которая и стала его основной святыней.

Происхождение образа

До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).

Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери. 

Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.

Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.

С него писали идентичные иконы, они расходились по всей России. Первую отослали в столицу — в Москву, тогда еще царю Иоанну Грозному. Пётр Первый в 1708-ом году велел Прасковье Федоровне — вдове своего старшего брата — Иоанна Алексеевича, Пятого, царя из династии Романовых — доставить список в строящийся город на Неве. Она исполнила волю государя.

Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика. По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы. Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.

Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть «немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме», дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.

Реликвии храма

Генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года — Михаил Илларионович Кутузов, освободивший родную страну и всю Европу от Наполеона, скончался в 1813 году в Бунцлау (сейчас город известен как польский Болеславец). Местом захоронения избрали Казанский собор. Прославленный полководец нашёл свой последний приют рядом с образом Божией Матери. 

Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собора — Андрей Никифорович Воронихин.

Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. На мраморной доске значится: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». 

У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.

В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.

Чудесные явления образа

О заступничестве Божьей Матери за страну и её народ подтверждают многие летописи. Во времена смуты, особых тягот люди несли Казанскую икону Богоматери. С ней народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освобождало Москву от поляков. С молитвенными прошениями к Божией Матери отечественным героям удалось сломить сопротивление шляхтичей. 

С 1613 года — после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича икона Казанской Богоматери стала семейной реликвией царского дома. В 1648 году у царя Алексея Михайловича Романова в День Казанской иконы Божией Матери родился первенец. Данное небесное совпадение повлияло на то, что государь приказал этот праздник почитать как общероссийский, до революции он был официальным выходным.

Икона помогла победить Петру Великому в битве под Полтавой. В праздник образа на торжественной службе в Троице-Петровском соборе народу было объявлено о победе России в Северной войне. Тогда Петру Первому присвоили титул: “Императора Всероссийского” и звания: “Отец Отечества” и “Великий”. Так, Европа была вынуждена признать за Россией статус могущественной державы в составе Европы.

Летом 1812 года, перед отъездом на фронт главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов посетил Казанский собор, где припадал к иконе Божией матери. Также, как говорят предания, прежде, чем принять командование русской армией в 1812 году, Кутузов объехал все войска с иконой Казанской Богоматери. Заступница помогла русским людям победить, более того, освободить народы других стран от Наполеона. 

Существует такая легенда. Когда русские войска приступали к прорыву блокады Ленинграда, кем-то был дан негласный приказ — доставить икону Казанской Божией Матери на фронт и пронести Святыню по всем воинским частям. Вероятно, так все и было. Об этом факте умалчивали в связи с атеистическими взглядами советских руководителей.

Согласно другим источникам, икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград, где ее пронесли по окраинам города. Позже ее перевезли в Москву, далее перед нею отслужили молебен в Сталинграде. Верующие до сих пор уверены в том, что именно чудотворный образ Казанской Божией Матери помог советским воинам прорвать блокадное кольцо в 1943 году, полностью освободить Ленинград от вражеской блокады в 1944 году, одержать великую Победу в 1945 году.

Советское прошлое

В 20-х годах прошлого столетия храм лишился церковных ценностей. Но, Слава Богу, его главная Святыня сохранилась. Хотя ей пришлось не раз менять обители. Ее спасение произошло благодаря любви и усилиям верующих.

Сперва образ содержался в Спасо-Успенском храме. После его закрытия в 1937-ом передали икону в Церковь на Смоленском кладбище. В 1940 году и ее закрыли, тогда святыня перешла в Князь-Владимирский собор. Здесь она пребывала до своего возвращения в Казанский собор летом первого года нашего тысячелетия.

Празднование святыни

С 2005-го года — 4 ноября к празднику Казанской иконы Божией Матери присоединилось празднование Дня воинской славы и Дня народного единства России. Казанский образ помог россиянам противостоять разделению и Смуте, стать единой державой.

Народ сумел с молитвами к Божьей Матери спасти Русь от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, освободить ее от всех ее иноземных захватчиков, отразить нападки врагов на родную страну, дать ей долгожданный мир. И сегодня мы должны вынести уроки из истории и понимать то, что наша сила в вере и единстве.

Послесловие 

Печальный факт состоит в том, что оригинал — прообраз списка Казанской Божией Матери пропал в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря ради продажи драгоценностей ризы. Сам же лик был, якобы, изрублен на куски и сожжен. Также утверждают, что во время кражи была копия, а подлинник по сей день находится в тайниках монастыря.

Еще пишут, что во время Гражданской войны прообраз иконы Казанской Божией Матери вывезли из России. В 1920 году икону продали на аукционе коллекционеру из Лондона. В дальнейшем она принадлежала многим владельцам. Наконец, есть хорошие измышления, мол, прообраз вернулся в Россию в 2004 году.

Но доподлинно неизвестно, так ли это, или нет, равно как и точное местонахождение оригинального святого образа. Но у нас есть молитва и список иконы, перед которым мы можем молиться, и все в жизни будет отлично! 

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти.

Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источник: https://peterburg.center/maps/sobor-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-svyatynya-i-relikvii.html

Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает

Где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери

Казанская икона Божией Матери — одна из самых любимых в России. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве, как Казанская.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году — 21 июля (8 июля по старому стилю) — в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Иконография Казанской иконы

Sputnik / РИА Новости

Икона «Казанской Божьей Матери».

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл.

Пресвятая Богородица является Путеводительницей людей к Богу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на людей благодать Божию, заступаясь за них пред Христом. С другой стороны, будучи человеком по природе, Богородица ведет каждого ко Христу.

Sputnik / Вадим Русу

На иконе фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем.

На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в ее лице всех христиан, левой — держит свиток, реже — книгу. 

Взгляды Божьей Матери и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Они выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.

Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед сыном – Господом Иисусом Христом. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас.

Обретение чудотворной иконы

Sputnik / Максим Богодвид

Празднование Дня Казанской иконы Божией Матери

В 1579 году через 27 лет со дня взятия Казанского ханства войсками Ивана Грозного и через 26 лет после основания в городе епархии Русской Православной Церкви в Казани произошел страшный пожар. Начался он около церкви Николы и перекинулся на Казанский Кремль .

После этого маленькой девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина во сне начала являться Пресвятая Богородица. Божья Матерь повелела 9-летней Матреше пойти на пепелище и откопать свою икону.

Маленькой девочке никто не поверил, но сон повторился во второй и третий раз. Тогда в страхе перед Богородицей дочка вместе с мамой пошли копать в том месте, что привиделось во сне. О, чудо — посреди развалин действительно была найдена икона Пресвятой Богородицы, завернутая в кусок сукна.

Историки предполагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших веру от мусульман.

Обретенную икону торжественно перенесли в храм святителя Николая, а откуда после молебна с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – во время крестного хода прозрели два казанских слепца Иосиф и Никита.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею Богородицкого монастыря стала та самая благочестивая девица Матрона.

Казанская икона в российской истории

Sputnik / Сергей Пятаков

Девушка молится в церкви, архивное фото

Смутное время 1598 — 1613

В Смутное время, когда страна была подверглась иностранным захватчикам, а изнутри раздиралась гражданской войной, святитель Ермоген, Патриарх Московского и всея Руси, призвал всех прекратить распри, объединиться перед общей угрозой и собрать ополчение.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединились казанцы, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери. С этого момента Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Накануне штурма Кремля участники  ополчения держали трехдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы. В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612, русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем освободили весь Кремль. Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Именно 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом. 

Отечественная война 1812 года

В войне 1812 года Пресвятая Богородица стала духовной предводительницей русского народа. Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов молился пред образом Богородицы перед отбытием в действующую русскую армию.

В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

Великая Отечественная война 1941 — 1945

Во время Великой Отечественной  чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Чудотворную икону возили на фронт перед важными сражениями.

Похищение иконы

Sputnik / Максим Богодвид

Праздник Казанской иконы Божией Матери в городах России

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) икона Пресвятой Богородицы была похищена из Богородицкого женского монастыря в Казани.

В начале третьего часа ночи одна из послушниц услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Икона Божьей Матери в дорогой ризе была украдена, а вместе с ней похищены 365 рублей пожертвований.

Преступников удалось задержать по горячим следам. Молодой крестьянин с женой были задержаны в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске у них были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам свидетелей, иконы были порублены и сожжены в печке. 

Казанский окружной суд приговорил воров к 10 и 12 годам каторжных работ. Сторож храма был оправдан.

До сих пор неизвестно, действительно ли иконы были уничтожены. По некоторым версиям, воры продали икону старообрядцам. Кроме того, воры могли украсть лишь список чудотворной иконы, поскольку на ночь ее убирали с иконостаса и заменяли на поддельную как раз на случай воровства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где хранится икона Святая Троица

В 2005-м патриарх Алексий II передал в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря привезенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери, туда, где некогда пребывал оригинал.

О чем молятся Казанской Божьей Матери

Sputnik / Максим Богодвид

Праздник явления Казанской иконы Божией Матери

Казанскую икону Божьей Матери, прославившуюся чудесами, считают чудотворной.

Именно этой иконой венчают молодых, именно ее вешают у детских кроваток.

Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, о защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Божьей Матери молятся о помощи в трудные периоды жизни, во время уныния, депрессии или сильного горя.

Кроме того, православные верят, что искренние молитвы к Богородице, которая имеет возможность молить Своего Сына о каждом из людей, точно будут услышаны.

Чудеса Казанской иконы

Sputnik / Максим Богодвид

Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Богоматери

Есть множество свидетельств об исцелении у Казанской иконы. С древности у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие.

  • В казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках. Мать долго в слезах молилась перед чудотворным Образом Богородицы о прозрении ребенка. И вдруг, в какой-то момент, младенец начал руками трогать лицо матери. Тогда архиепископ повелел принести яблоко, которое младенец стал тут же хватать. Именно тогда все удостоверились, что ребенок прозрел чудесным образом перед иконой.
  • В Смутное время, 18 августа 1612, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах. При сражении у стен Новодевичьего монастыря «крылатые гусары» Европы были разбиты и далеко отброшены от Москвы.
  • В Зимнем дворце произошел взрыв 5 февраля 1880. Из под обломков стали вытаскивать погибших и раненых. Там в солдатной караульной находилась икона Казанской Божией Матери. Оклад и стекло разбились, но икона была найдена без следов повреждения. 
  • В Великую отечественную войну в госпитале долгое время лежал раненный солдат Никифор Рудин, которому в живот попала разрывная пуля. Ранение было серьезное, и с каждым днем пациенту становилось все хуже. Перед операцией в больнице служили всенощную службу с Чудотворной иконой Божьей Матери. Солдат попросил медсестру поставить свечку и горячо за него помолиться. После этого произошло чудо — из раны пошли обильные выделения гноя, температура спала, боли стихли. После операции он окончательно исцелился.
  • Пожилая прихожанка Богородицкого женского монастыря пришла в храм помолиться перед операцией — она страдала от врожденного порока сердца. Она искренне молилась Богородице об исцелении. Той же ночью ей во сне явилась Дева Мария — она благословила больную и сказала, что все беды ее закончились. На обследовании выяснилось, что в операции нет необходимости, и женщина за короткое время полностью избавилась от болезни.

Церкви Казанской иконы Божией Матери

Sputnik / Максим Богодвид

Крестный ход в праздник Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор на Красной площади
Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской иконы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

В 1918-м чудотворная икона была украдена, а в 1936-м уничтожен сам храм.

какое-то время на ее месте был общественный туалет.

В 1990-1993 Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам. 

Казанский собор в Петербурге

Один из символов Петербурга начали строить в 1801-м в присутствии императора Александра I.

Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года.

В 1932-м храм закрыли, чуть позже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991-м.

святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.

Казанская церковь в Коломенском

Храм построен в первой половине XVII века.

святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советский период икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990-м образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икона Казанской Божией Матери явилась в 1579-м девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь. 

При советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994-м, а сама обитель с 2005-го стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190714/1029364428/kazanskaya-ikona-bozhey-materi-chudesa.html

День Казанской иконы Божией Матери: история, значение и традиции праздника

Где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери

Православные по всему миру сегодня отмечают великий праздник. Что означает день Казанской иконы Божией Матери, а также историю и традиции праздника читайте в справке Sputnik

День Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в год: 21 июля и 4 ноября. Верующие считают, что молитва к святой Богородице обладает наиболее чудотворной силой в этот день. Если верить народным поверьям, Казанская икона Божией Матери обладает исцеляющими и защитными свойствами и может спасти от самых страшных недугов и недругов.

Казанская Божия Матерь покровительствует семьям: иконы с ее ликом дарят на венчания и крещения. Икона – спасительница родных земель, исцеляющая от всех болезней.

История иконы Казанской Божией Матери

Согласно поверью, после большого пожара в Казани в 1579 году к маленькой Матроне во сне пришла Богородица, которая призвала ее вытащить икону из пепелища.

Икону нашли глубоко под землей, точно в обозначенном месте. День явления знаменитой иконы считается общецерковным праздником в православии. Это случилось 8 июля 1579 года. Позже на этом месте возвели Богородицкий девичий монастырь. Первой монахиней монастыря была Матрона, которая обрела имя Мавра.

По прошествии времени десяток живописных изображений Казанской иконы стали распространяться по всем православным епархиям. В XIX веке никто не мог предположить, где находится подлинная икона, хотя большинство авторов склонялись к тому, что она осталась в Казанском монастыре.

Казанская икона Божией Матери: молитвы и помощь

Молитва Казанской иконе Божией Матери помогает во многих насущных проблемах. Впадая в депрессию, уныние, печаль и не чувствуя сил продолжать сражаться, верующие приходят к ней. Лик Богородицы и молитва открывают путь к истине, помогают найти выход из самой сложной ситуации.

Считается, что молитва может помочь излечить любые болезни, даже слепоту – физическую и духовную.

Издавна было принято ставить Казанскую икону Божией Матери у изголовья детской кровати – таким образом Богородица оберегала ребенка и присматривала за ним.

Также существовал обычай благословения на счастливое будущее молодых иконой. А если церемония бракосочетания совпадала с днем празднования иконы – семейное счастье молодых продлится долго.

Приметы и традиции

Раньше верили, что в этот день Святая Богородица восхваляет женщин. Поэтому прекрасная половина человечества не пренебрегала всевозможными защитными обрядами.

Например, женщины считали, что лист березового дерева может подарить вечную молодость и красоту. С наступлением утра женщины и девушки шли в березовую рощу и искали листья с каплями инея. Они срывали листья и смотрели в них, как в зеркала.

Женщины знали, что после такого обряда станут чище и моложе, а эффект сохранится на весь год. 

Sputnik / Кирилл Каллиников

Верующая во время богослужения

Если у женщины была проблемная кожа, то в этот день она доставала освященное яблоко, снимала кожуру и выбрасывала ее – при этом она представляла, что кожура – это ее изъяны. Затем яблоко натиралось и перемешивалось с освященным медом. Яблочно-медовая маска наносилась на кожу лица, женщина проговаривала: » Яблочко очистилось – и лицо мое очистится. Медок мягок и сладок, и кожа моя станет мягка и сладка». Если вера женщины была крепка, она могла избавить себя даже от рубцов и старых шрамов.

Люди верили, что это самый счастливый период для бракосочетания. Те, кто мечтал прожить с любимым душа в душу всю жизнь, выбирали днем венчания празднование иконы Казанской Божией Матери.

Чего нельзя делать в этот день

Этот день не связан с двунадесятыми церковными праздниками, то есть работать 4 ноября не запрещено. Но православные, чтящие лик святой, предпочитают поход на церковную службу и всенощное моление срочным делам и домашним хлопотам. Издавна считалось, что усердная работа в это время не будет продуктивной.

Sputnik / Саид Царнаев

Верующая во время богослужения

Также в день почитания иконы не стоит ругаться, печалиться, плакать и сожалеть о содеянном в прошлом.

В этот день нужно накрывать стол, созывать родственников и ближайших друзей и нести друг другу положительные эмоции и радостное настроение.

Молитва иконе Казанской Божией Матери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола.

Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница.

Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник: https://sputnik-ossetia.ru/spravka/20191104/9536274/Den-Kazanskoy-ikony-Bozhiey-Materi-istoriya-znachenie-i-traditsii-prazdnika.html

Казанская икона Божьей матери

Казань, город с многовековой историей, хранит в себе много легенд и преданий. Разные культуры и религии сосуществовали здесь испокон веков наряду с историями о чудесах, рожденных на казанской земле.

Пожалуй, одной из наиболее интересных является история обретения Казанской иконы Божьей матери, чудотворного образа, почитаемого не только в России, но и за рубежом.

Легенда

В июне 1579 года, 23 числа, Казань постигло страшное бедствие – пожар. Вскоре после этого десятилетняя девочка Матрена видела во сне Божью Матерь, велевшую ей идти на место их сгоревшего дома, где скрывается Ее Пречистый Образ. В рассказ девочки никто не поверил.

После второго явления Богородицы Матрена пошла на пожарище и в указанном ей месте на глубине двух аршин (примерно полтора метра) нашла икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Образ был такой яркий, словно иконописец только что закончил свой труд.

Икона, написанная на кипарисной доске, представляла собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения.

На месте явления иконы по указу Ивана Грозного был воздвигнут женский Богородицкий монастырь. В числе первых сестер обители была Матрена (или Матрона), принявшая в монашестве имя Мавры. По преданию, она стала настоятельницей монастыря.

Богородицкий женский монастырь в Казани (ныне ул. Большая Красная), где находился чудотворный образ, привлекал паломников со всей страны. Практически все, кто приезжал в Казань, начиная с представителей царствующей династии, шли поклониться образу Заступницы. Иконе поклонялись не только простые миряне, но и царствующие особы: император Петр I, императрица Екатерина II.

Так как Казанская икона Божьей Матери считалась покровительницей дома Романовых и всей России, на жизнедеятельность монастыря направлялись огромные средства из казны. Становилась богаче и сама икона.

Так, Екатерина II, отслужив в 1767 году у образа литургию, возложила на него бриллиантовую корону. Всего на иконе было 475 бриллиантов. Оклад и риза были золотые. На иконе было много жемчуга, а также сто алмазов, более 1100 других драгоценных камней.

Это и предопределило дальнейшую трагическую судьбу иконы.

Летом 1904 года, в ночь с 28 на 29 июня, в Казани свершилось, пожалуй, одно из самых страшных в истории церкви преступлений – из собора Богородицкого женского монастыря злоумышленниками были похищены два чудотворных образа – древняя икона Спасителя и икона Казанской Божьей Матери.

Воры на следствии признали, что их интересовала не икона, а риза, убранная драгоценными камнями. А потому икона была ими разрублена и сожжена.

При обыске в одном из домов Академической слободы были обнаружены следы похищенных икон: в железной печке нашли 17 петель, обгорелые жемчужины, кусочки слюды, которой покрывался Лик.

Но до сих пор среди верующих бытует надежда, что чудотворная икона была спасена. Существует несколько версий, почему она не погибла.
Доподлинно неизвестно, есть ли поводы к различным предположениям о сохранении почитаемой иконы. Однако существует множество списков Казанской иконы Божьей Матери, некоторые из которых также являются чудотворными.

Первоначально Казанская икона была местной святыней, но в Смутное время к ее помощи обратилась Москва. В 1612 году там хозяйничали поляки. Московское государство было в большой опасности. Отряды ополченцев под предводительством нижегородцев К.М.Минина и Д.М.Пожарского выступили против поработителей.

Нет ничего удивительного в том, что ополченцы молились перед образом Казанской Богоматери, ведь на борьбу с врагом воодушевлял их патриарх Гермоген (ок.1530-1613, в 1582 г. стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, 13 мая 1589 г. был посвящен в архиерейский сан и стал первым митрополитом Казанским и Свияжским.

С 1606 по 1612 гг. – патриарх Московский и всея Руси).

Князь Пожарский на свои средства построил в Москве, на Красной площади, Казанский собор, в котором долгое время хранился тот самый список с иконы, который помог одолеть поляков. В 1811 году этот список был перевезен в Санкт-Петербург, где к тому времени по приказу Петра I также был воздвигнут Казанский собор. Позже с иконой Казанской Божьей Матери связывали победы россиян в 1812 и 1945 годах.

Два особо чтимых образа Казанской Божией Матери – списки с явленной иконы — пребывают в Казани. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

В Крестовоздвиженском соборе города (один из сохранившихся храмов дореволюционного архитектурного комплекса женского Казанско-Богородицкого монастыра, ныне действующий мужской монастырь) находится еще один образ Казанской Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию — «на место своего обретения».

Списки Казанской иконы Божьей Матери в ГМИИ РТ

В ГМИИ РТ хранится небольшая коллекция разновременных списков с образа Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Достоинство собрания состоит в том, что представлены образцы разного времени: с конца XVI — до начала XX веков.

Например, сохранилась Живописная рама конца XVI – начала XVII в.в.: «Богоматерь Казанская, с праздниками». Поступила в 1989 г. из Троицкой церкви г. Свияжска.

Клейма иконы расположены традиционно и читаются слева направо, первое клеймо находится в левом верхнем углу, последнее, — в правом нижнем. Двенадцатое клеймо, определяющее образ Богородицы в центре изображения, повествует о событии явления Богородичной иконы в Казани.

Стилистическими особенностями иконы является особенная праздничность колорита, детализация в рисунке, композиционный строй иконы.

Интересны иконы XIX века:

Богоматерь Казанская, с чудесами. 

К числу раритетных произведений музейного собрания следует отнести икону из собрания Даниловской общины Поморского согласия г. Казани (начала XIX века), поступившую в фонды музея в 1937 г. В восьми клеймах на иконе передается история обретения в 1579 г. чудотворного явленного Казанского образа Богородицы.

Богоматерь Казанская, с предстоящими святыми на полях: апостолом Иаковом и Николаем Чудотворцем.

Характерной чертой иконы является ее небольшой формат, а своеобразием образа Богородицы Казанской, поздней иконографической традиции,  изображение ликов Богородицы и Младенца Иисуса Христа в молитвенном состоянии. На полях представлены святые: апостол Иаков и Николай Чудотворец.

Богоматерь Казанская, с предстоящими казанскими святителями на полях: Гурием и Варсонофием чудотворцами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда лучше брать святую воду

Яркая особенность иконы — плотная компоновка композиции в ковчеге, ориентация на древний образец, находящийся под темным слоем олифы, что создало на иконе эффект приглушенного живописного колорита. На полях представлены святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы.

К 400 летнему юбилею прославления Казанской иконы Пресвятой Богородицы и памяти священномученика – патриарха Ермогена с 30 октября 2012 года в экспозиции ГМИИ РТ была открыта выставка «Небесный Покров».

В зале древнерусского искусства представлена коллекция икон Богородицы Казанской XVI – XVIII веков (в процессе реставрации и после) и окладов XIX века; иконы святителей Гурия, Варсонофия и Германа; Казанских и свияжских чудотворцев; акварельный портрет патриарха Гермогена; иконы – минеи, соединившие на одной живописной плоскости чудотворные образы Богородицы и образы Казанских святителей.

Небольшая по количественному составу, выставка икон значима и разнообразна по стилистическим особенностям представляемых памятников XVII-XIX веков, происходящих из г. Свияжска и старообрядческой Поморской церкви Федосеевского и Даниловского согласий.

Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/city_walks/kazan/walks/kazan_icon/index.php

Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы

А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона.

Ей родительские скорби были меньше понятны: для детей и пожар – вполне забавно, столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара всё не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного: явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка.

Всё-то у вас сны да видения, всё-то вам мерещится, всё чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние.

«Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», – сказали родители. И были правы. Только всё же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы.

Очистили ее от пыли, земли. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной.

Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм святителя Николая, откуда после молебна перенесли ее с крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрии – Путеводительницы, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

В 1611 году, зимою, святая чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращалась в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Пресвятая Богородица явила Свою милость – взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов.

Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске.

И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы всё сделали для твоего освобождения; но, видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, всё войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост.

Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость.

Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление.

Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали.

На другой же день, в воскресенье, русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни.

Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

/ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола.

Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница.

Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тобольская икона. Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году.

В том году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконы, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее:

«Июня 21-го, после утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу – приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его замитрополита Филиппа.

Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе.

Бог за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всём народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой».

Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят.

Чрез несколько дней во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши.

Хлеб ваш гниет, а вода топит – встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни.

Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Источник: http://hram-anevskogo.prihod.ru/kazanskaya-ikona-bozhej-materi-istoriya-chudesa-molitvy/

Казанская икона божией матери — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Празднование 8 июля, 22 октября; Казанской-Александровской — 27 апреля [1]

Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, царь Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским (+ 1174). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей.

Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан.

Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием (+1563) и святителем Германом (+1567).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. 28 июня того года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля.

Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием».

Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелецкий сотник Даниил Онучин [2]. Его девятилетней дочери Матроне [3] явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия.

На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, когда о видении сообщили архиепископу Казанскому Иеремии, он благословил духовенство участвовать в поисках иконы.

Когда девочка со своей матерью стали рыть в указанном месте, где ранее стоял сгоревший дом, они и обрели святую икону.

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенёс святой образ в близрасположенный приходской храм Николы Тульского, откуда, после молебна, перенесли его с крестным ходом в Казанский Благовещенский собор — первый православный храм города Казани. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий патриарх Ермоген, святитель Московский.

Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».

С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» — автограф патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает крест на большом пальце

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери 8 июля, в честь её обретения.

Небольшая икона, обретенная девочкой на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

Поход «за Казань»

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (+1584), увенчавшийся присоединением Сибири.

Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Освобождение Москвы в Смутное время

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале XVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите везде говорите моим именем«. Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой данный митрополитом Казанским Ефремом список с Казанской чудотворной иконы, который в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Арсений Элассонский. Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена«.

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.

Так-как перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед списком Казанской иконы Божией Матери, освобождение столицы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее».

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.

Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

Полтавская битва

В 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки.

В 1721 году царь Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте.

В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

Отечественная война

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Утрата и списки

До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казани ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. В ночь на 29 июня 1904 года чтимый образ был украден из обители.

Известие потрясло Россию и явилось предзнаменованием предстоящих испытаний. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждения.

Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопросов.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.

Александровская

27 апреля 1826 года крестьянка деревни Александровки (ныне посёлок Александровская Пушкинского района Санкт-Петербурга) Марфа (или Мария) Екимова объявила священнику церкви Благовещения села Кузьминки отцу Анатолию Игнатьеву о явлении ей прекрасной Женщины, которая велела ей выйти на реку, и взять там икону. Всякий раз ворота избы оказывались растворёнными, хотя никто не проходил. В третью ночь после явления Марфа вышла в раскрытые ворота и увидела необыкновенный свет и в нем спускающийся образ. Икона — список Казанской иконы Божией Матери — остановилась на берегу реки Кузьминки, на лугу за их огородом.

По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным Царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму. По его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежала Александровка.

Перенесённая в церковь икона прославилась многими чудесами. 27 апреля каждого года стало храмовым праздником в честь явления чудотворной иконы.

В этот день совершался крестный ход на речку Кузьминку, на место явления иконы, где совершался молебен с погружением креста в воду речки.

В 1907 году в Александровке в память явления иконы был построен Казанский храм, уничтоженный во время Второй мировой войны и возрожденный в 1997 году. На месте чудесного явления иконы Божией Матери установлен крест [4].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Источник: https://drevo-info.ru/articles/7646.html

Казанская икона Богоматери: история, чудеса, молитвы

Православие и мир

Какие молитвы читать перед Казанской иконой Богоматери? Какие чудеса она являла в прошлом? Что о ней вообще известно? Ответы на эти вопросы в данной статье.

1579 год, лето. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?!

А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона.

Ей родительские скорби были меньше понятны: для детей и пожар – вполне забавно, столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара всё не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного: явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка.

Всё-то у вас сны да видения, всё-то вам мерещится, всё чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние.

«Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», – сказали родители. И были правы. Только всё же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы.

Очистили ее от пыли, земли. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной.

Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм святителя Николая, откуда после молебна перенесли ее с крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрии – Путеводительницы, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

В 1611 году, зимою, святая чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращалась в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Пресвятая Богородица явила Свою милость – взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов.

Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске.

И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы всё сделали для твоего освобождения; но, видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, всё войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост.

Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость.

Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление.

Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали.

На другой же день, в воскресенье, русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни.

Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

/ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь