Владимирская икона Божьей Матери
Чудотворная икона Владимирской Божией Матери — пожалуй, главная икона в истории России. Это знаменитый на весь мир образ, прославленный своими чудотворениями в войнах, в судьбах царей и полководцев и, конечно, обычных людей. Кроме того, Владимирская икона — подлинный шедевр изобразительного искусства, который хранится в Третьяковской галерее Москвы. Бесценный образ тщательно оберегают от посторонних воздействий и от покушений.
Молитву Владимирской иконе Божьей Матери, по преданию, читали и государи, и архиереи, и военачальники. В этом торжественном песнопении — ее можно читать и самостоятельно, из дома — Богородицу прославляют как Всемогущую Царицу Неба и Земли, Которая милостиво и чудесно подает Свою помощь нуждающимся и несправедливо обиженным.
Икона Владимирской Матери Божией — история
Существует множество списков Владимирской иконы, но ни одна репродукция, фотография или список не передает великой силы оригинала. Словно Сама Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. По преданию, образ срисован с натуры — с Самой Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой, и написан на доске со стола, за которым Господь совершил последнюю, Тайную Вечерю, установив Таинство Святого Причащения.
Однако ученые говорят, что образ, хранящийся в Третьяковке, — лишь список с более древнего, он датируется последними веками первого тысячелетия по рождении Христа. Трудно, однако, поверить, что его писал художник, незнакомый с ликом Богоматери. Возможно, иконописец, создавший Владимирскую, был человеком святым, и ему самому явилась Богородица. С этого видения он и написал чудотворный образ.
Икона происходит из Константинополя, на Руси она оберегала князя Андрея Боголюбского и долгие века хранилась в Успенском соборе города Владимира, от которого получила свое название. Чудесным образом она, единственная из икон, сохранилась в пожаре собора 1185 года и при страшном нападении хана Батыя на город в 1237 году.
В чем помогает владимирская икона
Память чудотворений Владимирской иконы празднуется Церковью трижды в год, поминается в эти дни избавление Отечества от монголо-татар. В памятные даты читается и поется на молебнах акафист иконе. Однако верующие люди, любящие Царицу Небесную и чтущие Ее святой образ, читают акафист и молитву Ей и в обычные дни в разных обстоятельствах:
• При необходимости бороться с врагами — земными и бесплотными, то есть недоброжелателями и бесами.• При сомнениях в вере, в Боге, в себе и дальнейшем жизненном пути. • При многих бедах в жизни, подозрении на колдовское воздействие и порчу.• В душевном волнении, тревоге и депрессии. • В бессилии перед греховными страстями и телесными немощами.
• В растерянности при принятии трудных решений.
Читать акафист Владимирской иконе Божьей Матери можно единожды или каждый день. Есть благочестивая традиция читать акафист 40 дней или год подряд — на этот подвиг лучше взять благословение священника. Помните, что, несмотря на существование многих чудотворных икон, Божия Матерь одна, и просить Ее перед Владимирской иконой можно обо всем.
Каждый акафист Божией Матери или Ее иконе завершается следующей молитвой, которую можно читать онлайн на русском языке:
Царица моя Преблагая, надежда моя — Богородице! Принимающая сирот, странников Предстательница, скорбящих Радость, несправедливо обижаемых Покровительница! Видишь мою беду, видишь и мою скорбь — помоги мне как немощному, накорми меня, как странника. Обиду мою знаешь, избави меня от нее, как захочешь. Я не имею ни другой помощи, кроме Тебя, ни другой Предстательницы перед Богом, ни благой Утешительницы, кроме Тебя, о Богоматерь! Сохрани же меня и покрой во веки веков. Аминь.
Молитва Владимирской иконе Божией Матери
Молодые семьи зачастую имеют проблемы с зачатием детей. Это зависит и от здоровья, и от экологических факторов, а самое главное — от промысла Божьего, ведь и сегодня врачи не дают гарантий, когда произойдет зачатие. Все в руках Божиих.
Многие наши современники свидетельствуют, что по молитвам ко Господу они обретали долгожданных наследников. Просить о даровании детей, благополучной беременности и родах нужно следует, прежде всего, Божию Матерь, Деву Марию, Родившую Самого Сына Божиего.
Особую благодать в вопросах, связанных с детьми и семьей, имеют также Ее иконы:• Млекопитательница;• Помощница в родах;• Казанская;• Отрада и Утешение;• Благоуханный Цвет;• Казанская;• Вифлеемская;• Касперовская;• Ченстоховская;• Леушинская.
Посетите святые источники, которые есть во многих монастырях России. Так, известно, что жена последнего российского императора — святая царица Александра Феодоровны — молилась о даровании сына и забеременела им после омовения в источнике преподобного Серафима Саровского в Дивеево.
Поскольку сила родительской молитвы известна издревле, сохранилось много молитв родителей о детях. Известны различные чудеса, совершаемые по молитвам к святым и Богородице. Не ленитесь молиться о детях — это так же важно, как и обеспечение их безопасности. Святой Паисий Святогорец советовал при любых трудностях с детьми, особенно трудностях в общении — больше говорить о детях с Богом и меньше надоедать им разговорами с наставлениями.
Как молиться при проблемах в семье Божией Матери
Если в вашей семье присутствуют проблемы, недопонимание или даже измены, важно больше молиться Господу и Божией Матери. Молитва — помощь в любой сложной ситуации. Молитесь и в случае нищеты, бед, материальных трудностей — ведь Господь первый Помощник каждому человеку в любых трудных обстоятельствах. Зачастую в долгих отношениях наступают кризисы.
Порой кажется, что семья рушится, люди хотят разойтись и никогда не видеть друг друга. Увы, нарушение верности в браке, предательство, обман — все эти грехи присущи людям. Иной раз не из-за злого намерения, но по неосторожности ваш супруг или супруга может нанести вам такую рану. Однако рушить легче, чем созидать.
Постарайтесь сохранить семью своими совместными молитвами.
Читайте утром и вечером молитву Божией Матери Владимирской о вашей семье
«Пресвятая Владычица моя Богородица, возьми семью мою под Свой Покров. Всели в сердца супруги (супруга) моего и наших детей мир, любовь и все доброе. Помоги, Матерь Божия, чтобы мы вместе прославляли имя Твое и Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Молитвами всех святых и Своей Пречистой Матери да хранит вас Господь!
Источник: https://ortodoxshop.ru/vladimirskaya-ikona-bozhej-materi/
Любимая покровительница народа — Владимирская икона Божией Матери
Наверное, каждый православный видел Владимирскую икону Божией Матери. Один Господь знает сколько сердец тронул кроткий и ласковый взгляд Царицы Небесной.
Но почему эта икона — Владимирская? Кто написал чудесный образ? Поговорим об этом в преддверии дня чествования Владимирского образа Божией Матери — 3 июня.
Иконография любви
Всмотримся в сияющие образы — фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнули друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Трогательная композиция заключает глубокую богословскую идею: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.
Такой тип икон в иконографии называют Умиление или Елеуса — «милующая». Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, приоткрывает личную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Нам известны и другие иконы этого типа: Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская и Взыскание погибших.
История появления образа
Считается, что образ Божией Матери, сейчас именуемый Владимирским, был написан самим евангелистом Лукою (который считается первым иконописцем).
Примечательно, что икона изначально была написана на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. По преданию, Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. Позже ее перенесли в Константинополь, а оттуда через несколько веков она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому. Икону поместили в монастыре города Вышгорода. Там она прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, святой князь Андрей Боголюбский, перевез икону на север. Он разместил ее в знаменитом Успенском соборе города Владимира. С того времени икона и получила именование Владимирской.
Икона Божией Матери Владимирская в истории России
Удивительно тесно история чудотворного образа связана с судьбой нашей страны. По молитвам к образу не раз происходили победы над врагом. Так случилось, например, во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 г.
В Москву икону принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, разорил ее и направил свой путь на столицу. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.
Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов.
В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божией Матери 26 августа (8 сентября) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился знаменитый Сретенский монастырь.
Чудесная спасительница земли русской
Но то спасение не было единственным. Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.
Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры — войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.
Третье празднование Владимирской Матери Божией (как раз теперешнее — 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.
С 1999 года Владимирская икона Божией Матери пребывает в храме-музее святителя Николая в Толмачах при столичной Третьяковской галерее.
Любимая покровительница народа
На Руси издревле благоговейно почитали Богородицу, ощущая особую тесную связь с Пречистой Девой. Одна из первых церквей в Киеве, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. А уже в XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, символично обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле.
Владимирская икона Богородицы сопровождала Россию на протяжении всей ее истории, была ее свидетельницей и непосредственной участницей. За десять веков христианской культуры потрясающее количество икон — но этот образ — особенно любим и почитаем.
И как в день празднования не повторить вслед за словами акафиста Пресвятой Богородице перед Владимирской иконой:
Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия:
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Подготовила Светлана Костюкович
Источник: http://spiridon-pokrovsk.ru/2018/06/03/lyubimaya-pokrovitelnica-naroda-vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi-2/
О чем молятся владимирской иконе божией матери
Русская православная церковь 3 июня чтит память иконы Божией Матери «Владимирская». В 2019 году дата выпала на понедельник шестой недели после Пасхи. Поста в этот день нет.
Как появилась Владимирская икона
По преданию, Владимирскую икону Божией матери написал апостол-евангелист Лука. Для этого он взял доску от стола за которым ел Иисус Христос вместе с Богоматерью и Иосифом-обручником. Пресвятая Дева высоко оценила его труд.
В 1131 году образ передали из Константинополя на Русь святому князю Мстиславу. Он распорядился поставить икону в Девичьем монастыре Вышгорода. Затем сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С тех пор ее начали называть «Владимирская».
Только в 1395 году икону впервые принесли в Москву.
Память иконы «Владимирская» отмечается несколько раз в год. Самое торжественное празднование совершается 26 августа.
Чудеса Владимирской иконы Богоматери
Когда в 1395 году Тамерлан взял Елец и направился к Москве, великий князь Василий Дмитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. В это время во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. В праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.
Люди молились Владимирской иконе Божией Матери и просили у нее защиты и спасения от бед.
Тамерлану в это время было видение, что он должен оставить пределы России. Он посоветовался со знающими людьми, которые сказали, что явилась ему сама Богоматерь. Великий завоеватель приказал воинству идти обратно.
Также празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.
Для многих верующих Владимирская икона символизирует еще и сокровенную Русь и град Китеж.
Именно у этой иконы венчались на царство русские государи.
Где хранится икона Божией Матери «Владимирская»
Оригинал Владимирской иконы Божией Матери хранится в храме-музее во имя Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
С нее сделано множество списков, которые есть в храмах епархий и митрополий РПЦ.
Какие еще церковные праздники отмечаются 3 июня
- Собор Карельских святых;
- Собор Симбирских святых;
- Собор Уфимских святых;
- Память еще семи угодников Божиих.
Источник: https://www.ap22.ru/paper/O-chem-molyatsya-Vladimirskoy-ikone-Bozhiey-Materi.html
Суть вещей: Владимирская икона Божией Матери — Православный журнал
Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси.
Датировка: XI–XII век
Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября
Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери:
patriarchia.ru
Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея)
История Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Святыню перенесли во Владимир (отсюда название), а в 1395 году — в Москву для защиты города от монгольского завоевателя Тамерлана.
По преданию, Богородица явилась хану во сне, после чего Тамерлан отступил от Москвы без боя. На месте встречи, «сретения» иконы был основан знаменитый Сретенский монастырь.
Владимирскую икону поместили слева от царских врат в Успенском соборе Кремля. Перед ней венчались на царство русские государи и утвержда-лись на кафедру московские митрополиты. В 1917 году перед Владимирской иконой был избран Патриархом Московским святитель Тихон (Беллавин).
С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах.
Иконография Владимирской иконы Божией матери
- Золотой фон иконы символизирует Божественный свет.
- За несколько веков икону реставрировали и переписывали несколько раз, но лики сохранились от изначального образа.
- Из-под омофора — покрова на голове Богородицы —видна ручка Спасителя.
- Владимирская икона относится к иконографическому типу «Елеуса», то есть «Умиление».
Характерная черта этого типа богородичных икон: Младенец Христос сидит на правой руке Богоматери и обнимает Ее за шею, прильнув щекой к Ее лицу.
- Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня — «пяточка». По этой детали и узнают Владимирскую икону.
Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов.
На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие.
«Этимасия» — то есть «Престол уготованный»
Покрытый красной тканью престол, приготовленный для ВторогоПришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.
На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь —символ Святого Духа.
Орудия страстей
За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа.
Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.
Подробнее об иконографии образа смотрите здесь.
Драгоценный оклад Владимирской иконы
У Владимирской иконы было несколько драгоценных окладов. Сохранившиеся оклады находятся отдельно от иконы в Оружейной палате в Москве.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Источник: https://foma.ru/vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi.html
Владимирская икона Божией Матери. Об иконах — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.
Появление на Руси
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году.
Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.
) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского.
Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир.
Богоматерь Владимирская. Константинополь. Первая треть XII века. Дерево, темпера. 104×69. Престол и орудия страстей. Оборотная сторона иконы «Богоматерь Владимирская». Москва, начало XV века. Дерево, темпера. 104×69. Государственная Третьяковская галерея неизвестен, Public Domain
При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.
Переезд в Москву
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир.
«Сретение Владимирской иконы». XV век Nesusvet, CC BY-SA 3.0
Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации.
Чудеса
Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).
В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
- 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
- 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
- 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Местонахождение
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 тысяч золотых рублей (риза сейчас находится в Оружейной палате).
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/44292-vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi/
Владимирская икона Божией Матери. Чудотворная икона
Дни празднования иконы:
3 июня – в честь спасения Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 году.
6 июля – в память об избавлении Руси от хана Золотой Орды Ахмата в 1480 году.
8 сентября — Сретение Владимирской иконы, в память об избавлении Москвы от войск Тамерлана в 1395 году.
В чем помогает Владимирская икона Божией Матери
История явления Владимирской иконы Божией Матери
Чудеса Владимирской Иконы
Молитвы Богородице перед Владимирской иконою
Акафист Пресвятой Богородице пред ее иконой Владимирская
Величание
Владимирская икона
О чем молятся перед владимирской иконой божией матери
Владимирской Иконе Божией Матери всегда молились о сохранении страны, о помощи в защите от врагов. К этой иконе обращаются во время различных бедствий и просят о помощи в исцелении от болезней.
Богородица через этот образ помогает примирить враждующих людей, смягчает человеческие сердца, помогает принять верное решение, укрепляет веру.
Были случаи, когда молитвы Владимирской иконе избавляли от бесплодия или болезней детородных органов.
Икона особо охраняет матерей и их детей, способствует легким родам, дает здоровье малышам, помогает при болезнях сердца и сердечно-сосудистой системы.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.
История явления владимирской божией матери
Согласно преданиям, святой образ Божией Матери этой иконы был создан апостолом и евангелистом Лукою прямо на поверхности стола, за которым совершали трапезы Спаситель и Пречистая Дева:
“ Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих”.
Увидев сотворенный образ, Богородица произнесла:
«Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
В начале 12-го века с этой иконы сделали специальный список, сама же Владимирская икона в то время, находилась в Константинополе. Список передали в качестве дара Юрию Долгорукому, великому князю Киевскому. Святую икону привезли в Киев и поместили в Богородичный монастырь.
У Юрия Долгорукого было несколько сыновей, они постоянно ссорились друг с другом из-за отцовского наследства.
Одному из сыновей, князю Андрею, надоели ссоры братьев и в 1155 году тайно от отца, взяв из Богородичного монастыря икону, он направляется на север государства, чтобы там создать свое княжество, которое было бы независимым от Киева.
Для иконы сделали площадку и повезли на специальной упряжке. На протяжении всего пути, князь Андрей усердно молился Богородице.После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Их пытались заставить идти дальше, но все попытки были безуспешны. Даже после смены лошадей, ничего не изменилось – караван не двигался.
Князь Андрей начал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась сама Царица, повелев чудотворную икону оставить во Владимире, а домом для нее станет собор, который князь должен будет построить. Так этот образ и получил название – Владимирская икона Божией Матери.
В Москву Владимирская икона была перевезена в 1480 году.
Ее разместили в Успенском соборе, а во Владимире остался список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.
Место встречи (или «сретение») иконы в Москве увековечено Сретенским монастырем, который был воздвигнут в честь этого события, а улица получила название Сретенка.
Сразу после революции Успенский собор в Кремле был закрыт. В 1918 году чудотворный образ Богородицы был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею, где икона находилась до 8 сентября 1999 года. Потом она была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах.
Некоторые чудеса, которые сотворила икона владимирской божией матери
В истории есть немало свидетельств о необычных чудесах, происходивших с Владимирско иконой Божией Матери.
В 1395 году хан Тамерлан со своими войсками напал на Русь. В это время, крестным ходом, больше десяти дней, несли на руках икону из Владимира в Москву. Люди стояли по обеим сторонам пути и молились Святому образу на иконе: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».
По этим молитвам Тамерлану приснился сон, что с вершины высокой горы спустились христианские святители, в руках они держали жезлы из золота, а над ними появилась Величавая Женщина и велела ему оставить Русь в покое. Тамерлан проснулся в тревоге и послал за толкователями снов, которые объяснили хану, что сияющая Женщина и есть образ Божией Матери, защитницы всех христиан.
Прекратив свой поход, Тамерлан покинул Русь.
В 1451 году, во время нападения татар на Москву, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.
В 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами. Противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась. Это «великое стояние на реке Угре» закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.
В 1521 году войска хана в очередной раз подошли к Москве, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник.
Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях нашего государства. С ней народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство, эта икона встречала войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков.
Для нашей страны икона Владимирской Божьей Матери имеет огромное значение. Во времена тяжелых испытаний молитвы к ней не один раз спасали Русь от разрушительных вражеских нападений, которые были отражены, благодаря заступничеству Богородицы через Ее святую икону.
Интересный факт
Часть от образа иконы Владимирской (глаз и нос) были взяты для логотипа созданной в 1989 году Мелом Гибсоном кинокомпании Icon Productions. Эта студия выпустила такие фильмы, как «Страсти Христовы» и «Анна Каренина».
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой
святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
ВИДЕОФИЛЬМ
Икона Неопалимая Купина
Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi/
Икона Божией Матери «Владимирская»
О почитании икон пресвятой богородицы
В этой теме:
О почитании икон пресвятой богородицы
О почитании икон пресвятой богородицы
О почитании икон пресвятой богородицы
Икона Божией Матери «Феодоровская»
По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами”. По преданию Православной Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как “Владимирскую”.
Икона Владычицы до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь.
В первой половине XII столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре.
Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия — Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.
Многочисленные чудеса от иконы Владычицы сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.
Князь Андрей Боголюбский — это целая интереснейшая эпоха: начало создания нашего государственного ядра. Это совсем иной принцип государственной жизни, чем был тогда на юге, от чего отказываясь и чего не любя, и ушел князь Андрей на север. Решив переселиться из Вышгорода на свою родину, землю Суздальскую, князь Андрей Боголюбский без ведома отца взял с собой чудотворную икону Божией Матери. По пути он постоянно служил перед нею молебны.
Во Владимире на Клязьме жители встретили икону с усердием и радостью. Из Владимира князь направился в Ростов. Проехав от Владимира десять верст, лошади остановились на берегу реки Клязьмы и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Запрягли свежих, но и эти лошади не пошли. Пораженный этим, князь пал в страхе перед иконою Богоматери и слезно молился.
Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела оставить икону Ее во Владимире, а на этом месте построить храм в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире. С этого времени — 1160 года — святая икона стала именоваться иконой Божией Матери “Владимирской”.
В 1164 году икона Божией Матери “Владимирская” была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: “Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!” Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божию Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты.
После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность.
Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник “Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня”.
В 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих.
Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной.
В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию.
Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы.
По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!” В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.
Москва встретила икону 26 августа. “Весь град изыде противу иконы на сретение ее”, — говорит летопись. Митрополит и великий князь, “мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием”, — говорит летопись.
Богоматерь не отвергла уповавших на Нее. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи.
Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. “Тогда нам с ними не сладить”, — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием.
А летописец, описав происшедшее, прибавляет: “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!”
Отечественный проповедник архиепископ Иннокентий Херсонский, помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы оно не было спасено дивным заступничеством Владычицы, говорит: “Нельзя не пасть до земли в благодарном духе пред Матерью Божией”. Посему достойно и праведно петь и величать Небесную Заступницу нашу, ибо как только приближались мы к самому краю бедствий и теряли уже всякую надежду, кроме упования на помощь свыше, Владычица Божия Матерь являла Свою славную помощь.
В настоящее время вопрос о постоянном нахождении этой святыни не решен. По сложившейся практике икона эта, как и икона Святой
Троицы преподобного Андрея Рублева, переносится из Третьяковской галереи на время богослужения в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Источник: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at26622
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери | |
Иконографический тип: | Елеуса |
Местонахождение: | Храм Святителя Николая в Толмачах |
Дата празднования: | 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября) |
Владимирская икона Божией Матери — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; считается чудотворной.
Жизненный путь
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. |
Появление на Руси
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году.
Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом.
После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир.
При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.
Переезд в Москву
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы.
В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации.
Чудеса
Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году(стояние на реке Угре).
В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
- 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
- 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
- 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Местонахождение
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).
В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею(инвентарный № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Иконография
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
Оборот
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.
Датировка и сохранность
По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля.
На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д.
Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:
К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.
Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.
Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 году сняла поздние поновления, оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось.
Стиль
Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).
Оклады
«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами).
Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.
; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)».
Списки
С Владимирской иконы часто писались различные списки, часть которых получили особые именования.
Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы
- Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва)
- Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.)
- Псково-Печерская «Умиление» (1524)
- Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588)
- Красногорская (Черногорская) (1603)
- Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь)
Влияние на другие иконографические типы
Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и т. д.
Источник: https://religion-russia.ru/news/vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi
Владимирская икона Божией Матери — Иконы Богородицы | Радонежъ
Многими святынями наполнил Господь святую Русь. Многими удивительными чудесами прославилась Владимирская икона Божией Матери, которая по праву считается величайшей святыней древней Руси, а впоследствии и современной России, икона ставшая главным символом нашей духовной культуры.
“Владимирская Богородица”, всегда востребована у людей, особенно в наше время, когда поиск духовных идеалов оттесняется заботой о земном благополучии, когда даже слова”благотворительность”, “милосердие” уходят из нашей повседневной речи.
Когда понятие чистой и жертвенной любви, меняет свой изначальный смысл в нашем помраченном уме, глубокий сюжет тысячелетней давности,образ Матери нежно обнимающей Младенца, напомнит нам о вечных, не приходящих ценностях, возвратит на пути следования к Богу.
Когда мы заблудились в поисках истины, запутались в идеалах христианской жизни,когда исчерпаны все земные средства, мы ищем помощи у Пречистой Заступницы рода человеческого. Через зримый образ иконы, наша молитва быстрее будет услышана Богородицей и она не замедлит дать нам утешение, защиту от бед и напастей.
Купить Владимирскую икону Божией Матери
В иконописной мастерской Радонежъ, Вы всегда сможете купить икону Владимирской Божьей Матери в Москве. Высококвалифицированные специалисты нашей мастерской, подберут оптимальное оформление иконы, объяснят символический смысл заложенный в образе. Так как икона очень востребована у верующих людей, мы стараемся чтобы “Владимирская Богородица” всегда имелась в наличии.
Наши иконописцы с особым трепетным отношением и вниманием приступают к раскрытию её благодатного образа это самый красивый но и самый сложный, как в духовном понимании, так и в техническом исполнении, образ Богородицы. Образ, настолько гармоничный и выверенный, что малейшее искажение четких линий, допущение вольностей в передаче святых ликов, сразу сказывается на конечном результате.
Без правильного молитвенного настроя, умиротворения невозможно правдиво передать её печальный взгляд, наполненный небесной ясностью, прозревающий будущие страдания Христа, глубину мудрости и собранности ума запечатленные во Владимирском образе Царицы Небесной.
Каждый список Владимирской Богоматери выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью уникальна и неповторима.
На сайте иконописной мастерской Радонежъ представлены различные списки Владимирской иконы Божьей Матери и каждый наш художник- иконописец привносит в образ свои уникальные, неповторимые черты, в меру своего духовного состояния стремится правдоподобнее передать тонкие, благородные черты одухотворенного образа Марии и её Божественного Сына.
И как написано выше, привнося свою манеру письма, художник стремится не выйти за рамки узнаваемости образа, вера, молитва, знание иконографического канона и хороший уровень мастерства помогают ему в этом. В церковном каноне иконописец черпает свои силы, предающие ему вдохновение и твердость руки. Как и тысячи наших предшественников, вкладывая в создание иконы всю свою душу и особую, индивидуальную манеру и технику письма. Мы надеемся что на нашем сайте Вы найдете образ на который откликнется Ваше сердце.
Купить икону Владимирской Божией Матери, возможно либо позвонив нам по телефону, или заполнив форму заказа, и мы с радостью напишем икону по понравившемуся образцу, если образ имеется в наличии, доставим икону по Москве в день звонка, либо в удобное для Вас время.
Мы приложим все свои силы, навыки и умения, весь свой духовный опыт, чтобы рукописный список с Владимирской иконы Богоматери, заказанный, приобретенный Вами в нашей мастерской, осветил Ваш дом, и принес мир, любовь и благополучие всем домочадцам.
Чудотворная Владимирская икона Божией Матери
Уже много столетий особым покровительством Пресвятой Богородицы славилась наша страна. Множеством величайших святынь наполнена Русская земля, и нет выше, драгоценней, благодатней иконы Божией Матери, именуемой “Владимирская”.
Не только в каждом храме, но и в домах большинства православных людей, занимает свое почетное место Владимирская икона Девы Марии.
Икона Божией Матери “Владимирская” – относится к иконографическому типу Илиуса, что на греческом означает Милующая, но поэтика русского языка, наименовала образ Умиление.
“Умиление” это состояние тревоги, забота матери о своем ребенке, действие не столько даже физическое, сколько пронизанное духовностью, одухотворенное. Это жалость и боль, плач и скорбь, вера и надежда и гордость матери.
Светлая радость материнства, великая и живительная, всегда идущая параллельно с тревогой за будущее своего ребенка, такого трогательного, беззащитного и беспомощного на заре жизни. Умиление – это образ и состояние, такое понятное и близкое людям. На иконе отображены ласкающееся Дитя Христос на руках Матери.
Мария нежно и ласково прижимает к себе сидящего на её правой руке Сына. Младенец Христос прильнул к щеке Своей Матери, ласково обнял Богородицу за шею.Взгляд Марии устремлен словно в будущее.
Что она в нем прозревает? Откуда этот мягкий, светлый, пронизывающий взгляд? Что она видит в каждом человеке, внутри каждого из нас, наших будущих поколений? Обнимая Сына, Богородица предчувствует Его будущие страдания, знает что вскоре Сыну предстоит взойти не крест. На лике Богоматери отражены скорбь и сострадание.
Она смотрит на нас, своим печальным взглядом проникая до самого дна души. Она видит нас и одновременно весь мир, со всеми нашими грехами, страданиями, взлетами и падениями. Её взгляд печален и строг, но слова молитвы словно смягчают её взор и мы начинаем ощущать что Богородица сострадает нам, её взор словно наполняется проникновенным теплом и умиление переносится на нас.
История Владимирской иконы Божией Матери
Богородица самая совершенная из людей, когда либо живших на земле. Её образ основывается на идее святости. Святости как высшей мере человеческого, как идеала, определяющего смысл бытия и духовного устремления человека.
Владимирская икона Божьей Матери является идеальным образцом святого лика,глядя на неё, мы видим ту, которая смиренно принесла жертву, ради спасения мира, ради нашего спасения.
И мир поселится в душе того человека, чье сердце способно воспринять эту жертву, принять Божественный свет исходящий от её лучезарного облика.
По преданию икону Богоматери Владимирская явил миру евангелист Лука, еще при жизни Пресвятой Богородицы на доске того самого стола, за которым проводили свою трапезу святое семейство.
Но вероятнее всего авторство Луки можно рассматривать, как первоисточник, как автора первой иконы,с которой в последствии был сделан чудотворный список, исполнителем же иконы пришедшей к нам из Византии, скорее всего является неизвестный византийский мастер, талантливый и духовно одаренный, который в 10-11 веке и написал икону Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей свое наименование – Владимирская.
Проникновенная живопись святых ликов, их образная сила и глубина, неповторимое духовное содержание, оказали сильное воздействие на русских людей. Образа запечатленные на святой иконе, нашли отклик в их сердцах, соответствовали духовным устремлениям и идеалам русского народа того времени. “Богоматерь Владимирская” стала тем эстетическим идеалом, к которому стремились русские иконописцы на протяжении многих столетий.
Образ в котором неизвестный византийский иконописец с таким мастерством и изяществом сумел выразить женственность, трогательную нежность, всё то, что не поддается описанию словами за тем внешним, что улавливает глаз в идеальной, совершенной форме отточенного веками искусства, тот близкий человеческому естеству смысл, тот духовный идеал, который так близок и понятен русскому народу, эта икона стала самая русская икона, хоть и имеет византийское происхождение.
В 12 веке “Владимирская” Божия Матерь была с почестями поднесена в дар князю Юрию Долгорукому, Константинопольским патриархом Лукой и была помещена в Вышгородский монастырь, что находится под Киевом.
В 1155 году, великий князь Андрей Боголюбский,оказавший огромное влияние на становление великой Руси, перенес сию чудотворную икону с южных русских земель, которые часто опустошались набегами, в северную Русь, более спокойные и защищенные земли, в славный город Владимир. Вскоре икона Богоматери была наречена Владимирской.
Трижды спасала икона святую Русь от вражеских набегов. Много удивительных чудес являл прославленный самой Богородицей образ. Осенью 1395 года к сердцу Руси, Москве подошли войска Тамерлана. На кануне осады, по благословению высшего духовенства, благодатная икона “Владимирской Божией Матери” была торжественно, и с почестями перенесена из города Владимира в Москву, с великим почетом и благоговением встретил её русский народ.
Во сне Тамерлан увидел Величавую жену облаченную в богатые ризы, в окружении несметного воинства, советники истолковали значение его сна и без каких либо видимых причин, Тамерлан в спешке покинул Москву без боя. Этот исторический факт для русского человека той поры, имел колоссальное значение, потому, что эта победа являлась духовной, а не ратной.
С тех самых пор “Владимирская Богоматерь”почитается как святая заступница и покровительница всея земли Русской. Благодатные лики Марии и Христа, взирающие на нас с “Владимирской” иконы, вдохновляли и благославляли защитников земли русской на ратные дела.Ещё дважды, благодатная икона избавляла Русь от татарских войск в 1480 году (хан Ахмат) и в 1521 году (хан Махмет Гирей).
В последствии на месте встречи Владимирского образа Богоматери, благодарными потомками был воздвигнут Сретенский мужской монастырь в честь этого уникального события.
При великом князе Василии Дмитриевиче, чудотворная икона на короткий срок вернулась во Владимир, но по Божиему промыслу, вскоре вновь была перенесена в Москву, где с 1480 года заняла уже своё постоянное, почетное место в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля, где и находилась вплоть до 1918 года.
Владимирцам же во утешение был прислан список с чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери, письма талантливого и известного уже в те далекие времена иконописца Андрея Рублева. Икона приняла русские черты, более плавные очертания силуэтов, мягкие тона. От тожественной, выражающей торжество православия Византии, икону отличала свойственная Руси мягкая созерцательность, влекущая пытливый ум к богомыслию и смирению.
Владимирцы с почетом встретили икону, она им очень понравилась, в полной мере соответствовала их духовным устремлениям, небесным идеалам. Их чуткие сердца словно бы сроднились с новым образом Царицы Небесной.
1941 год. Прошел слух что в столицу доставили Владимирскую икону Божьей Матери по приказу главнокомандующего (Иосифа Сталина) , и на борту военного самолета, образ облетел Москву, словно совершил крестный ход.
И снова Пресвятая Богородица через свой образ явила чудо, в очередной раз оправдала чаяния своих чад. Немецкие захватчики потерпели первое, сокрушительное поражение в этой кровопролитной, страшной войне.
Владимирский образ Божьей Матери издревле является, священным паладием русского войска.
Строгий и печальный взгляд Царицы Небесной постоянно напоминает нам, что Русь свята, свет всему миру, что цель русского народа нести веру Христову миру, который сейчас так нуждается в этом. На протяжении всей истории нашей страны, светит нам особым светом духовной звезды Мать, прижимающая к себе Ребенка.
Источник: https://ikona-radoneg.ru/kupiti-ikonu-vladimirovskoi-bozhiej-materi
Владимирская икона Божией Матери: значение, в чем помогает
С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.
Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.
История иконы Владимирской Богоматери
Дни празднования: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.
Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места.
Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества.
Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.
Сретение Владимирской иконы
В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим.
По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы.
По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.
В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.
В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Значение Владимирской иконы Божией Матери
Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).
Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.
То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.
Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.
В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.
Описание иконы
Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.
И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.
Молитва перед иконой
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(2 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/vladimirskaya-ikona-bozhiey-materi/
Владимирская икона Божией матери: значение, описание, молитвы, история
Святой образ не раз помогал русскому воинству побеждать в решающих битвах – это одна из самых чтимых святынь Русской православной церкви, которая установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери.
Как Святой образ оказался на Руси
По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана Святым апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы на доске стола, за которым трапезничали Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.
Дева Мария, увидев Свое изображение, молвила: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
photo: Sputnik / Yuri Kaplun
Репродукция иконы «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Московского Кремля
Икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года, затем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с нее в Киев в дар Святому князю Мстиславу.
После прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в одном из северных пригородов Киева — Вышгороде. Слухи о ее чудесных творениях ходили по всей Руси.
Как икона получила свое название
Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, в 1155 году. Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону и в пути усердно молился перед ней.
После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Все попытки заставить их идти дальше были безуспешны. Даже после смены лошадей ничего не изменилось.
Удивленный князь стал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась Богородица, которая повелела ему оставить чудотворную икону во Владимире, и построить собор, который станет для нее домом. Князь поставил икону во Владимире и с тех пор образ получил название – Владимирская икона Божией Матери.
Покровительница русского народа
Впервые икону принесли в Москву в 1395 году, когда завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) со своими ордами вторгся в русские земли, взял город Елец и направился к Москве.
Московский князь Василий Дмитриевич, который правил с 1389 по 1425 годы, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.
Великий князь молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.
photo: Sputnik / Иван Шагин
Успенский собор Московского Кремля
Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»
По преданию, в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре — во сне он увидел великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена, которая повелела ему оставить пределы России.
Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения, на что знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам повернуть обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Одна из величайших святынь России
Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях российского государства и считается одной из величайших святынь России.
Так, во время нападения татар на Москву в 1451 году, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.
А в 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами — противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась.
Это «великое стояние на реке Угре» закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.
В очередной раз вражеские полчища подошли к Москве в 1521 году, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник, который отмечают 3 июня.
photo: Sputnik / Yuri Kaver
Крестный ход с Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери
С иконой Владимирской Божией Матери народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство. С этой иконой встречали войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков и так далее.
Важнейшие события русской церковной истории также свершались пред Владимирской иконой Матери Божией. В том числе, избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 году), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 году), Святейшего Патриарха Тихона (1917 году).
В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 3 июня 1971 года.
Переезд в новый дом
Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Московский Успенский собор в 1480 году. Во Владимире же остался точный список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.
photo: Sputnik / Алексей Бушкин
Икона художника Андрея Рублева «Владимирская Богоматерь» (1408 г.)
В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. Восьмого сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.
Описание Святого образа
По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется «Елеуса», то есть «Милующая, Умиление».
Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он — к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.
Икона двусторонняя: на лицевой стороне — образ Богоматери с Младенцем, на обороте — престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IС ХС. НИ КА) красные.
С Владимирской иконы Божией Матери часто писали списки, часть из которых получили особые названия и являются чудотворными.
Точная копия чудодейственной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится и в Кафедральном соборе «Самеба» (Пресвятой Троицы). Дар Патриарха Московского и Всея Руси был доставлен в Грузию в сентябре 2009 года.
В чем помогает
Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, кто обращается к Ней с искренней молитвой — Она заступница и защитница, оберегает дом и помогает во многих житейских нуждах.
Пресвятая Богородица помогает найти истинный путь, принять верное решение, дает силы преодолеть тяжелый период жизни, укрепляет веру, защищает от вражды, избавляет от греховных помыслов и смуты.
Божья Матерь исцеляет и от физических недугов, особенно часто Ей молятся об исцелении болезней сердца и глаз, что символизирует прозрение не только телесное, но и духовное.
Богоматерь также способствует счастливому браку, ибо крепкие семейные узы, без ссор и раздоров, это залог крепкой страны.
Молитва первая
О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!
Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея тленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякого зла и сохранится всякому граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани.
Испроси православным Христианом благоденствие и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи Христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным Христианом, поклоняющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою.
Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице.
Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносив, воздуха благо растворение, избави ны от всяких бед и скорбен, от всяких недугов и болезней, от внезапные смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых.
Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития; Ты всей немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховных жизни и умягчи злая сердца наша.
Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух, страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делах преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя.
Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный день же суда ходатайством и заступленном Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас, грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего: устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас, грешных, к тихой и безмятежней жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170602/236204345/Vladimirskaja-ikona-Bozhiej-materi-znachenie-opisanie-molitvy-istorija.html