Кто написал икону троица

«Троица» Андрея Рублева

Знаменитый образ «Троицы», ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века.

«Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.

«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры

История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.

Композиция и интерпретация

Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.

Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.

Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.

В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.

Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.

История открытия и современное состояние

В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.

Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.

На протяжении истории икона несколько раз поновлялась.

Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.

Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.

В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.

К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны.

В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу.

Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.

Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.

Интересные факты

— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными — следствие реставраций и поновлений.

Изначально икона была написана яркими красками.— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).

— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».

Источник: https://www.pravmir.ru/troitsa-andreya-rubleva/

Святая Живоначальная Троица

Знаменитая икона преподобного Андрея Рублева была написана, как известно, в похвалу Преподобного Сергия. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего».

Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не вовне, а внутри себя. Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ.

О чем же может поведать нам икона преподобного Андрея? Почему святой Сергий придавал ей такое значение? Попробуем и мы всмотреться в этот образ и хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.

В основе иконы «Живоначальная Троица» лежит библейский текст о том, как к праотцу Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. И мы соответственно видим в руке каждого Ангела страннический посох.
Однако икона никогда не бывает только иллюстрацией Святого Писания или Святого Предания, но прежде всего призвана явить всегда откровение их духовного смысла.

Так и здесь, с одной стороны, да, посохи, безусловно, напоминают о реалиях исторического события, но вспомним – посох или жезл имеет епископ. Его жезл – это символ духовной власти. На рублевской иконе, предельно символичной и в связи с этим лаконичной в деталях данного события, акцент делается именно на этом значении.

Книга «Бытие» повествует нам, что, когда Странники приблизились к шатру Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив их за трапезу, и приказал слуге заколоть для Гостей тельца.

Все это происходило в дубраве Мамре. Недалеко от горы Мориа. Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора.

Но все эти предметы предельно обобщены. Шатер скотовода преобразился в возвысившийся дом с колоннами и капителями, дерево только напоминает о дубраве, но по нему невозможно определить его принадлежность к какому-то конкретному виду. Это как бы – «вседрево».

И гора Мориа, хотя и находилась не очень далеко от этого места, дана очень общо.

Андрей Рублев Троица

Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трех Странников, умом пророчески прозревал в них единого Бога. Икона и предлагает нам картину, которую можно увидеть только духовными очами, показывает то, как в событии временном проявилась Вечность.

И именно потому, что все предметы расположены четко над Ангелами, являющими Божество, их значения преображаются. Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати».

При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.

Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды.

Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда). На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.

Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы. Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя.

Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36). Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень.

На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности. Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева. По этому, казалось бы, можно определить левого Ангела как Святого Духа, а правого – как Бога Отца.

Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его.

Михаил Нестеров Троица ветхозаветная

Напомню, что Церковь видит в явлении Аврааму только прообраз Святой Троицы. Пусть даже ангельские образы по определенным внешним признакам удобно идентифицировать, все равно это будет чистой условностью, говорящей только о том, Кого ангелы являют. Ибо

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Только Сын Божий стал Человеком, поэтому только Он и изобразим на иконах. Ни Бога Отца, ни Бога Духа Святого невозможно изобразить, так как Бог – Абсолютный Дух. Гораздо важнее не идентифицировать их, опираясь на видимые различия, а увидеть в иконе «преодоление розни».

Если мы мысленно в середину иконы поставим циркуль и попробуем описать круг, то фигуры ангелов легко в него впишутся. Круг – необычная фигура для христианства. Он – символ единства, согласия. Но совершенное единство и согласие может явить только совершенная же любовь. И на иконе есть предмет, который ее являет сильно и безусловно.

Это – Чаша, над которой как бы парит благословляющая десница среднего Ангела. Вспомним, что в ней находится заколотый телец. И здесь необходимо сделать оговорку. Образ Святой Троицы, конечно, писали и до святого иконописца Андрея. Но обычно на иконе были еще две фигуры: Авраама и Сарры, как бы прислуживающих за столом.

Как правило, их писали на первом плане иконы, чуть ниже трапезы. Иногда, чтобы показать неотмирность Гостей и пропасть, разделяющую Бога и падшего человека, Авраама и Сарру изображали подчеркнуто значительно ниже Ангелов (как на фреске Феофана Грека). Известна и иная тенденция. Их изображали стоя не перед трапезой, а за спинами сидящих Ангелов.

И это было попыткой иконописцев как бы приблизить человека к Богу.

Что же делает преподобный Андрей? Он вовсе убирает Авраама и Сару. Тем самым исторические реалии становятся обозначены только предметами в верхней части иконы. И образ в целом сразу становится пророческим и уводит мысленный взор бесконечно назад в прошлое, являя Предвечный Совет, где три Ангела находятся в сокровенной безмолвной беседе о падении человека и о Жертве Сына.

И на полторы тысячи лет вперед от времени библейского события, когда Жертва уже совершена. И тогда заколотый телец Авраамов становится только прообразом евхаристической жертвы «закланного Агнца, вземлющего грехи мира». Но в том, как написан образ Святой Троицы преподобным иконописцем, сотрудники музея Андрея Рублева заметили нюанс чрезвычайно важный и напрямую связывающий образ со словами Преподобного Сергия.

Совсем убрав из иконы людей, преподобный Андрей дал возможность человеку стать участником этого таинственного Божия общения. Ведь подойдя к иконе, место праотца совершенно естественно заступает любой предстоящий перед нейЗа трапезой сидят три Ангела, четвертая сторона пуста – она открыта для человека. Вот это – уже безусловное приближение человека к Богу. Причем Чаша на иконе максимально придвинута к пустой (нашей) стороне.

Как бы не настаивая, не заставляя, а только предлагая как возможность принять ее и тем самым войти в эту таинственную и неизреченную область Божия единства, любви и согласия.

Протоиерей Александр Лаврин

О празднике святой троицы

День Святой Троицы – один из самых радостных праздников годового круга.

Возникновение праздника

Сошествие Святого Духа на апостолов, давшее начало празднованию в честь Святой Троицы, описано в Деяниях святых апостолов. По прошествии десяти дней после вознесения Иисуса Христа и на пятидесятый день после Его Воскресения апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме.

Иудеи праздновали в этот день великий праздник – Пятидесятницу, установленную в память о даровании евреям Синайского законодательства.
Был третий час дня, по еврейскому счету, или девятый час утра по нашему времени. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы.

И явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. Сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать им воскресшего Христа. При виде простых рыбаков, говорящих на разных наречиях, некоторые иудеи стали смеяться, заподозрив учеников Христовых в пьянстве. Слыша нападки иудеев, к ним вышел апостол Петр. Вот как описывает это событие автор «Деяний», евангелист Лука:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14–18).

Проповедь апостола так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Святой Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит Евангелие

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом было положено основание Церкви Христовой на земле.

Традиции и обычаи

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.

Этот обычай идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона.

Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.

А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Борис Сорокин

Источник: http://pokrov.pro/svyataya-zhivonachalnaya-troica/

Цитаты

«Троица». Икона. Начало XV в. Преподобный Андрей Рублев. Государственная Третьяковская галерея

икона в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры[1] — величайшая духовная драгоценность России, жемчужина древнерусской иконописи — знаменитая «Троица» Андрея Рублева.

Эту икону преподобный Андрей Рублев (род. около 1360 — ум. ок. 1430) написал «в похвалу отцу своему духовному» — святому Сергию Радонежскому.

Как свидетельствуют древние письменные источники, преподобный Сергий построил храм в честь и славу Пресвятой Троицы, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый «Житие преподобного Сергия»).

В то время как еще не окончилось страшное для Руси монголо-татарское иго, еще не перестали враждовать русские княжества, еще не примирились на Руси брат с братом, преподобный Сергий своим подвигом и примером насаждал мир и единение в Земле Русской.

По одним предположениям, «Троица» была написана в 1411 году для деревянной Троицкой церкви, поставленной на месте построенного когда-то преподобным Сергием храма. Согласно другим предположениям ученых, эта икона была написана в числе других для каменного Троицкого собора в 1425–1427 годах. Собор был построен преподобным Никоном Радонежским на смену деревянной церкви в 1422 году и стоит до сего дня в Троице-Сергиевой Лавре — духовном центре Русской Православной Церкви.

В Троицкой (московской) летописи сохранились две очень важные записи: одна датирована 1405, а другая — 1408 годом. В первой говорится, что весной 1405 года начали расписывать каменную Благовещенскую церковь «Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев».

Значит, в росписи Благовещенского собора Московского Кремля инок Андрей Рублев трудился вместе с великим мастером Феофаном Греком (род. ок. 1340 — ум. после 1405).

Во второй записи говорится, что 25 мая начали расписывать Успенский собор во Владимире «мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».

Каждый мазок и каждая линия проведены трепетной рукой. Цвет не составляется заранее. Одна краска просвечивает сквозь другую, и одежды боковых Ангелов, подобных которым нет на земле, мерцают и переливаются. А в одеждах среднего Ангела — созвучие густо-вишневого, золота и знаменитого рублевского «голубца» — чистейшей ляпис-лазури, самой драгоценной и очень любимой древними мастерами краски. Легкие и чистые сочетания цвета «подсмотрены» у русской природы — васильки в спелых хлебах, сизо-зеленые оттенки зреющей ржи, цвет летнего неба, золото солнечных лучей. Лица Ангелов под пышными шапками волос и похожи, и неуловимо разнятся. Вместе с кротостью в них есть «крепость», неодолимая внутренняя сила.Г. Ветрова.«Русское искусство»

Эти два летописных свидетельства являются основой для составления творческой биографии преподобного Андрея Рублева — величайшего иконописца России. Его жизни и творчеству, а также иконам, которые предание приписывает его кисти и о которых много десятков лет спорят искусствоведы, посвящено множество книг, диссертаций и научных статей. И в центре внимания всех исследователей древнерусской иконы всегда будет икона Святой Троицы — вершина творчества Андрея Рублева.

Три Ангела, в облике которых отражается Божественная Красота, а в безмолвной беседе — нераздельное единство, сидят вокруг престола, на котором стоит только жертвенная Чаша. В основу иконы «Троица» положен библейский рассказ о явлении Бога праведному Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех странников, которых Авраам почтил как Одного (Быт. 18; 1–18).

Этим явлением еще задолго до Рождества Христова верующим людям была приоткрыта тайна Триединства Бога. Преподобный Андрей Рублев невидимое Триединство Божества чудесно отобразил в видимой нами иконе «Троица».

Эта икона не просто помогает побеждать ненавистные разделения в жизни людей, но и является лучшим живописным свидетельством о Небесной Красоте, открывшейся молитвенному взору великого русского иконописца.

Богословы и искусствоведы иногда пытаются «прочитать» икону «Троица». Одни говорят, что Бога Отца изображает средний Ангел, указывающий на жертвенную Чашу, а слева находится изображение Бога Сына.

Другие считают, что в центре изображен Бог Сын, а Ангел, изображенный слева — это Бог Отец, благословляющий жертвенный подвиг Единородного Сына Своего, тогда Ангел справа изображает Духа Святого.

Но эти и другие истолкования являются только попыткой проникнуть в божественную тайну Триединства, а икона преподобного Андрея Рублева, независимо от различных мнений и толкований, навсегда останется лучшим памятником молитвенного подвига древнерусского иконописца, сумевшего кистью изобразить неизъяснимое словом.

Одно на этой иконе совершенно бесспорно: жертвенная Чаша свидетельствует о чаше страданий (Мф. 26, 39), которую испил Христос Спаситель — «Агнец Божий», взявший на Себя грехи мира (Ин. 1, 29) (именно эти слова говорит народу Иоанн Креститель, изображенный на картине А. Иванова «Явление Христа народу»).

Иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева посвящена обширнейшая литература. Но исчерпать богословское содержание этой иконы, равно как и выразить все ее художественные достоинства, так же трудно, как вычерпать море, перелив его в маленькую ямку на берегу.

Преподобный Андрей Рублев. Икона. 1988 г.

С эпохи преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева день новозаветной Пятидесятницы (50-й день после Пасхи Христовой — день сошествия Святого Духа на апостолов) на Руси становится все более известным как праздник в честь Святой Троицы — Троицын день. День Святой Троицы — один из наиболее чтимых православных праздников на Руси.

Накануне этого праздника всегда совершается поминовение умерших — троицкая родительская суббота. Храмы и жилища на Троицу украшаются зелеными ветками и цветами. На службе в храме в этот праздник молящиеся также стоят с зеленью и цветами.

Зелень символизирует жизнь, а Святая Троица называется в молитвах Живоначальной, то есть началом и источником жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=2uGCjVWbEu0

Икона «Троица» Андрея Рублева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие иконописного искусства на Руси. На Церковном Соборе 1551 года эта икона была рекомендована как образец иконного творчества для других иконописцев: «Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческия иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев» (гл. 41 постановлений Стоглавого Собора).

В конце XV и в XVI веке икона «Троица» все чаще появляется в иконостасах храмов Москвы и других городов России. Многие из этих икон имеют размер рублевской «Троицы», то есть писаны, как говорили на Руси, «мера в меру». В XVII веке в Москве насчитывалось восемнадцать Троицких церквей, а это значит, что в так называемом «местном ряду» иконостаса в каждой из этих церквей помещалась храмовая икона «Троица».

Спасо-Андроников монастырь. 1360 г. Место погребения преподобного Андрея Рублева. Ныне — Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Москва

Москва XIV–XV веков, объединяя складывающееся централизованное государство, в то же время оказывала сильнейшее влияние на культурное развитие соседних княжеств, на художественное творчество таких старейших культурных центров, как Тверь, Рязань, Ростов, Вологда и даже Новгород и Псков.

В этом обнаружилось замечательное свойство православной культуры России — единство в многообразии и многообразие в единстве, всегда укрепляемом единством Русской Церкви.

Преподобный Андрей Рублев и его последователи внесли своим творчеством величайший вклад в культурно-историческое развитие России этого периода.

«Троица» Андрея Рублева не случайно осознается нами как высочайшее достижение русского искусства. Созданная в итоге длительного творческого пути одного мастера, она вместе с тем воплощает в себе работу творческой мысли нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый художник, Рублев высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры XV века соединились в «Троице»: ее глубокая связь с насущными вопросами жизни; внешне отвлеченная, но вместе с тем поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения; способность выражать в иконографических образах национальный характер. «Троица» принадлежит к тем редким произведениям искусства, которые никогда не перестанут волновать людей ибо момент настоящего осмыслен в ней с точки зрения вечного.Г.И. Вздорнов.«„Троица” Андрея Рублева»

В 1988 году, когда во всем мире совершалось празднование 1000-летия Крещения Руси, Собором Русской Православной Церкви Андрей Рублев был причислен к лику святых. Теперь среди православных икон можно встретить икону, на которой изображен сам величайший русский иконописец. А в его руках на иконе мы видим «Троицу» — величайшую святыню России.

Икона «Троица» Андрея Рублева с конца 20-х годов XV века до 20-х годов XX века находилась в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. В 1904 году была предпринята первая попытка расчистить икону от позднейших записей. Эту работу проводил известный иконописец и реставратор В.П. Гурьянов.

В 1918–1919 и 1926 годах мастерами Центральных государственных реставрационных мастерских была произведена последующая расчистка этой древней иконы. С 1929 года «Троица» находится в Третьяковской галерее.

Она ждет своего возвращения на родное место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, куда ее поместил сам величайший иконописец Руси — преподобный Андрей Рублев.

ВОПРОСЫ

  1. В росписи каких храмов принимал участие преподобный Андрей Рублев?

  2. Какой библейский рассказ лег в основу сюжета иконы «Троица»?

  3. Что вы знаете о судьбе этой величайшей святыни России?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Трубецкой Е. Россия в ее иконе. (15{Хрестоматия}).

  2. Архимандрит Аристарх Станкевич. Троице-Сергиева Лавра и русская культура. (23{Хрестоматия}).

  3. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках.– М.: «ИнфоАрт», 1991. (84{Библиотека}).

  4. Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева.– М., 1963.

  5. «Троица» Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов.– М., 1981.

  6. Плугин В.А. Тема «Троицы» в творчестве Андрея Рублева и ее отражение в древнерусском искусстве XV–XVII вв. // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины.– М., 1983.

  7. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа.– М., 1966.

Сноски

Источник: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p18.html

Образ Святой Троицы

В День Святой Троицы на середину храма выносят праздничную икону. На ней изображены три Ангела, сидящие за столом под деревом. Иногда сюжетная композиция дополняется фигурой прислуживающего им Авраама. Почему именно так изображается Троица? О чем рассказывает нам икона преподобного Андрея Рублева и в чем состоит новаторство гениального иконописца?

Гостеприимство Авраама

До XV века иконография этого образа, который получил название «Ветхозаветная Троица», была чаще всего обстоятельным рассказом с описанием бытовых подробностей библейского события. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они названы Ангелами).

Во время трапезы Аврааму было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. И несмотря на то, что Аврааму в этот момент исполнилось уже 100 лет, а его жене Сарре 90, он поверил Господу. Эта великая вера, которая проявлялась и как доверие всем словам Божиим, и как готовность следовать любому повелению Господа, отличала праотца.

Господь говорит: Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним (Быт. 18, 19). То есть Бог избрал не народ, а именно этого человека, чтобы он ходил перед Господом.

Только от такого человека, преданного воле Божией, мудрого и смиренного, всегда готового услышать голос Истины, должен был произойти не только его сын Исаак, но и Сам Спаситель мира.

После беседы с праведником два Ангела отправляются в Содом — город, который должен был погибнуть за многочисленные грехи его жителей, а Авраам остается беседовать с Господом.

Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался, что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений. Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя Ангелами, или это были три Ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества, или же это все три Лица Святой Троицы в образе Ангелов.

К примеру, святитель Амвросий Медиоланский считал (один из немногих), что в виде трех Ангелов явились три лица Святой Троицы. Августин Блаженный полагал, что это были просто три Ангела.

И, наконец, целый ряд отцов — мученик Иустин Философ, священномученик Ириней Лионский, святитель Иоанн Златоуст — считали, что это было явление двух Ангелов и Сына Божия.

Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа (Быт. 18, 22).

Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих Ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов».

Предвечный совет

Далеко не все наши современники ассоциируют этот образ с библейским сюжетом. После слов «икона Троицы» многие просто автоматически готовы добавить «Рублева». Древнерусский иконописец совершенно по-новому увидел этот образ, и его решение стало эталоном для последователей.

Имя преподобного Андрея Рублева связано с московской иконописной школой. Среди его заказчиков были сыновья святого благоверного князя Димитрия Донского, а также ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевской Лавры.

Жизнь святого Сергия была идеалом для современников Рублева. Первый биограф святого Епифаний Премудрый писал, что преподобный Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира». Преподобный Андрей Рублев мысль о необходимости и благотворности любви, наполняющей Троицу, воплотил в красках.

В житии преподобного Никона, второго игумена Троицкого монастыря, упоминается, что Рублев написал «Троицу» в похвалу преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный Никон очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью.

Предчувствуя свою скорую кончину и желая завершить убранство собора, он призвал для работы преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Их работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Нужно было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса.

А кроме того преподобный Никон еще при жизни своей хотел увидеть храмовый образ Троицы, который должен был стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Библейский рассказ в интерпретации преподобного Андрея Рублева утратил все повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: Ангелы представлены не вкушающими, а беседующими.

В «Троице» Рублева фигуры Авраама и Сарры впервые не написаны сознательно. В иконе представлены не гостеприимство Авраама, а выражена философская идея единства и нерасторжимости Лиц Святой Троицы.

Бесконечная любовь пронизывает, объединяет всех лиц нераздельной и неслиянной Троицы, делая и нас сопричастниками горней любви.

Единство трех ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).

Жесты Ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы. Левый Ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному Ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).

Свойства каждой их трех ипостасей Святой Троицы раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом Божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его Ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама.

Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над Ангелом, символизирующим Христа.

Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого. В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто находится в первом кругу ада

Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой, сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! «Троица» Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой иконописи, повествующее нам о горнем свете и любви.

Подготовила Марина Шмелева

* * *

Читателям

В настоящее время «Троица» преподобного Андрея Рублева находится в зале древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. К празднику Святой Троицы ее передают в храм Николы в Толмачах при Третьяковской галерее.

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/655

Икона Святой Троицы: значение, в чем помогает

Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с символическим значением, то изображая сцены с Авраамом и женой, странниками, то вырисовывая сюжет явления трех ангелов пред Авраамом.

Однако наиболее известной среди всех икон является икона Святой Троицы, представляющая Триединство Господа, написанная Андреем Рублёвым.

История иконы

Согласно историческим исследованиям, первое упоминание об иконе Святая Троица, написанной Андреем Рублёвым, датируется 1551 годом, когда она была упомянута в распоряжении в Стоглавом соборе.

Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример.

Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой.

В целом икона Отца, Сына и Святого Духа имеет всего две возможных даты создания: 1411 и 1425-1427 годы. Первая дата отсылает к постройке после пожара деревянного храма, а вторая – к постройке Троицкой церкви из камня. Оба числа опираются на возведение соборов, поэтому вопрос точного года создания иконы остается открытым на сегодняшний день.

Вот в чем не возникают неточности, так это с автором иконы Святая Троица. Им однозначно является Андрей Рублев. Хотя однажды, после очищения иконы, некоторые исследователи усомнились в авторстве русского иконописца, узрев в святыне итальянские мотивы, но вскоре это предположение было развенчано, а итальянскими мотивами оказалось влияние византийской живописи.

Значение иконы Святой Троицы

Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.

Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.

У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни.

По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.

В чем помогает молитва перед иконой святой троицы

Что касается помощи, то икона Отца и Сына, и Святого Духа сильна в наставлении человека на путь праведный и в очищении от греха. Святыня содействует молящимся в трудный период, вселяет надежду, когда необходимо преодолеть сложные жизненные испытания. Образ трех Святых поддерживает во время сильного волнения, переживаний, а также помогает при принятии важных решений.

Молитва перед иконой

Тождественно празднование иконы Трех ангелов приходится на «Пятидесятницу» (50-й день после Воскресенья Христова), но молитву верующие могут читать каждый день.

Без надобности к Святым никто не обращается, и благословлять, потому что так надо, тоже не стоит. Образ Троицы защитит и поможет каждому истинно просящему, стоит лишь от чистого сердца произнести слова молитвы перед иконой Святой Троицы:

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

(4 5,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-svyatoy-troitsy/

Икона Святая Троица — Икона Святой Троицы | Мастерская Радонежь

Троица

23000 ₽

Икона Святой ТроицыРукописная икона Святой Троицы выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак.Иконописец: Осипов Александр.Сергиев Посад.  2015 год.На золотом Икона Троица (живописная)Рукописная икона Троица. Выполнена в академическом стиле письма (живопись). 2017 год. Сергиев Посад.

24000 ₽

Троица (Ветхозаветная). Икона выполнена на липовой арочной доске. Академический (живописный) стиль.

Икона Святая Троица наглядно дает нам возможность в меру нашего духовного состояния воспринять всю глубину православной веры в Святом Триединстве Господа. В золотом сиянии Божественной благодати нашему взору предстают строгие и величественные фигуры ангелов олицетворяющих собою триединство Бога.

Символичность и значение этого величайшего творения рук человеческих чуткому сердцу позволяет приблизится к пониманию триипостасного единства нашего Господа, почувствовать Его всеприсутствие. Икона Святой Троицы является яркой иллюстрацией, дополняющей догмат истинной веры записанный в трудах святых отцов церкви и сердце каждого верующего христианина.

Троица это образ любви, выражение единства духа и гармонии запечатленных в красках.

Икона Святой Троицы

Сюжет чудотворной иконы Троица иллюстрирует нам сюжет книги Бытия “Авраамово гостеприимство”. Где в лице трех Ангелов ему явился Бог. Икона Святой Троицы занимает почетное место в доме каждого православного человека. Икона постоянно подвигает нас к богомыслию, привносит в душу покой и умиротворение, заставляет задуматься о грехах и искать возможность к исправлению.

Позволяет ощутить поддержку и руководство Господа на каждом этапе нашей жизни. Не зря перед иконой Троицы мы так часто молимся о прощении грехов. И любое решение нашей земной жизни мы благоговейно выносим на суд Святой Троицы с верою взирая и принимая совет спокойных Ликов. Созерцая мудрость заложенную кистью Андрея Рублева в святой иконе мы черпаем из неё бесконечную благодать. Приобщаемся к ценностям запечатленных на ней.

Помимо глубокого Божественного смысла Икона Троица несет в себе и высокое эстетическое значение. Она является величайшим произведением искусства, когда либо созданного человеком. В мягких и выразительных цветах преподобный Андрей Рублев сумел добиться необыкновенной выразительности образа и раскрыть глубокий символизм библейского сюжета.

Каждый жест, каждый изгиб одежд ангелов,каждый поворот их головы глубоко выверен и создает единую гармоничную и выверенную до мельчайших подробностей картину.

В свое творение Рублев заложил весь свой творческий кладезь, свою молитву и духовный потенциал. Ему удалось в краткой и выразительной форме воплотить с помощью кисти и красок полноценный трактат о тайне Божественного Триединства. Он приоткрыл нам тайну Божественной природы, которую не возможно в полной мере постичь человеческим умом.

Преподобный Сергий Радонежский при жизни был великим почитателем учения о Святой Троице, именно в честь Святой Троицы он создал свою обитель Свято- Троицкую Сергиеву Лавру. Святой преподобный Сергий завещал нам “Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего”. Троица это образ любви которой только и можно победить вражду мира сего.

Именно в память о святом Сергии и его учении о Божественном Триединстве, преподобный Рублев написал свою знаменитую икону. По старинной традиции образ Троицы принято размещать у входной двери. Олицетворяя этим покой и убежище, которые ждут каждого странника, стремящегося найти покой и утешение в Горнем мире.

В физическом же эквиваленте таковым является родной дом, а в духовном вера, надежда, любовь.

Купить икону Святой Троицы

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святой Троицы. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. 

Бесплатная доставка по Москве.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Наши мастера со всем тщанием и любовью выполнят для Вас столь не простой в техническом исполнении и сложный, загадочный в духовном понимании образ. Приложим все свои умения и духовный опыт, чтобы икона из под наших кистей вышла убедительной, красивой и правдивой.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/troitsa/

Какие картины написал андрей рублев. Картины Андрея Рублева. Искусство иконописи

Подробности Категория: Искусство Древней Руси 16.01.2018 14:36 1567

Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусского искусства.

Андрей Рублёв – пожалуй, самый известный художник средневековой Руси. Его имя и сегодня на слуху, но о его жизни нам известно очень мало.Где и когда он родился – неизвестно. Называют местом его рождения Москву (1360 ?), а местом жительства – Троицкий монастырь.

Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.: в это время он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Икона «Преподобный Андрей Рублёв»Некоторые сведения о нём можно почерпнуть из летописей. Например, летопись указывает, что в 1408 г. он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Фрески не сохранились. По свидетельству Епифания Премудрого, Андрей Рублев расписывал этот храм в 1420-х годах.

После смерти Даниила Чёрного Андрей Рублёв работал в московском Андрониковом монастыре, где расписал церковь Спаса (последняя его работа). Но до наших дней сохранились лишь малые фрагменты орнамента.

Большинство документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло, кроме двух икон из деисуса и семи икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора; знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма одноименного монастыря.Рублеву приписываются также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало XV в.

, Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409); Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы: с Христом Спасом, архангелом Михаилом и апостолом Павлом (ок.

1410-1420); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.Но гораздо больше икон относят к «кругу Рублева», хотя нет возможности подтвердить их авторство.Андрей Рублёв скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1428 г. (?). Здесь с 1959 г. действует Музей имени Андрея Рублева, в котором можно познакомиться с искусством его эпохи.

На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была признана образцом. В XX в.

много внимания уделялось этому живописцу, изучались и реставрировались его работы, уточнялись те минимальные сведения о его жизни, которые уже были известны, его имя покрылось дымкой романтизма. А после известного фильма А.

Тарковского «Андрей Рублёв» к образу этого художника было приковано пристальное внимание даже тех людей, кто был далёк и от веры, и от иконописи. В 1988 г. он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Творчество Андрея Рублёва

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.

Успенский собор во Владимире

Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.

Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.

Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.

На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.

Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы).

Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе.

Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.

Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.

Евангелие Хитрово

Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.

«Ангел Рублёва»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был построен город Иерусалим

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.

Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.)

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния.

Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека . С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом.

Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Рождение величайшего гения русской иконописи относится предположительно к 1370-м, или 1380-м годам. В это время на Москве княжил великий князь Дмитрий Иванович, которому предстояло остаться в памяти русских людей с прозванием Донской.

История не сохранила никаких сведений о родителях художника; неизвестно также, ни место его рождения, ни то, каким именем его нарекли при крещении. Андрей — это имя, данное ему при пострижении в монашество.

Относительно прозвища Рублев существуют одни предположения. Скорее всего, оно не является родовым прозвищем (то есть фамилией), поскольку известные нам иконописцы того времени носили именно личные прозвища — Феофан Грек (византийский живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV вв.), Симеон Черный (ум. 1427, монах Спасо-Андроникова монастыря) и так далее.

Источник: https://kemavrora.ru/kakie-kartiny-napisal-andrei-rublev-kartiny-andreya-rubleva-iskusstvo.html

Икона Троица: 2 молитвы

По предположениям, Никон — ученик Сергия Радонежского перед своей кончиной, позвал Андрей Рублева и Даниила Черного, чтобы они расписали фресками новый Троицкий собор. Именно тогда Андрей Рублей и написал свою знаменитую икону — Святой Троицы Живоначальной.

Икона Троица — по-другому «Гостеприимство Авраама» — самая прославленная русская икона.

Икона Троица — по-другому «Гостеприимство Авраама» — самая прославленная русская икона, написанная Андреем Рублевым в 1441 году

Икону Святой Троицы написал — преподобный Андрей Рублев в 1441 году

Кто написал? Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева. Год создания иконы Пресвятой Троицы — 1411.

Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева

Кто изображен на иконе? Автор иконы изобразил три ангела, сидящих за одним столом. На фото ниже можно увидеть эту икону.

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги бытия

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги бытия. В этой главе идет повествование о том, что Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников. В 19 главе они названы Ангелами.

Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак. Затем двое Ангелов ушли в Содому — город, который прогневал Бога за многочисленные грехи его жителей. Один же Ангел остался с Авраамом и беседовал с ним.

Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников – ангелов. Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак

Явление Ангелов Аврааму раскрывало символично образ единосущного и триипостасного Бога — Троицы.

Но тот, кто нарисовал икону, стремился раскрыть догматическое учение о Троице. Рублей решил отказаться от традиционных повествовательных моментов, которые часто были включены в изображения. На иконе все сосредоточенно только на общении троих ангелов.

Чаша — центр всей композиции, означает символ страданий Иисуса Христа

Стоит сказать  о том, что в основу иконы Рублева лежит круг. Но не Ангелы вписаны в этот круг, а они сами его образуют. Рассмотрим подробный анализ иконы.

На иконе под цифрой: 1 — чаша, центр всей композиции, 3 — Бог Отец, первая ипостась Святой Троицы.  7 — Святой Дух, который устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив.  12 — гора, которая изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос

  1. Чаша. Если смотреть на образ, то видно, что центр всей композиции — чаша.

    Она символ страданий Иисуса Христа, на которые он пойдет ради того, чтобы искупить грехи всего человечества.

  2. Голова тельца. В чаше мы видим символ жертвенности Бога Сына.
  3. Бог Отец.  Это первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
  4. Лазурные одежда.

    Обращаем внимания на лазурные одежды, это как символ неземной сущности Бога Отца, и также остальных лиц Троицы.

  5. Скипетр. У всех мы видим скипетр — символ власти.
  6. Дерево. Традиционная иконография говорит о том, что Авраам отдыхал под Мамврийским дубом. У Преподобного Андрея Рублева дуб — превращается в дерево жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
  7. Бог Дух Святой.

    Святой Дух устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это жест благословения, и жест повеления.

  8. Алые одежды. Это своеобразная аллюзия на библейский сюжет, когда сам Святой Дух в виде языков сошел на апостолов.
  9. Здание. Оно символ христианской церкви.
  10. Бог Сын.

    Его опущенная голова направлена в сторону жертвенной чаши.

  11. Зеленый Гиматий.  Это накидка, которая находится поверх хитона. Гиматий — это символ земного мира, куда сойдет Христос.
  12. Гора. Она изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос. Итак, на иконе мы видим — Отца Сына и Святого Духа. Это полное описание иконы.

В 1575 году в Троице-Сергиевой Лавре Троица Ветхозаветная была обложена золотом самим Иваном Грозным. А в 1600 году она была заново украшена царем Борисом Годуновым.

Впервые об иконе узнали на постановлении Стоглавого собора — в 1551 году

Впервые об иконе узнали на постановлении Стоглавого собора в 1551 году. В настоящий момент существует версия, что икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика — Никона. Но действительно ли это произошло неизвестно.

В 1411 году было совершено нашествие Едигея, в результате чего сгорела церковь в честь Святой Троицы. Никон построил новый храм, а затем в 1425 году построил каменный собор, который сохранился до настоящего времени.

Как мы видим, на иконе Никон изображен вместе с Троицким собором, так как он сам его построил.

По одной из версии, Никон позвал Андрея Рублева для написания иконы Святой Троицы

Говорили, что Никон предчувствовал свою смерть, поэтому пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного, чтобы закончить убранство для Троицкого собора, который был только закончен.

Собор предполагали расписать фресками, а также собирались создать многоярусный иконостас. Но даже в житие Сергия Радонежского и Никона не сказано об иконе Троице, а только об украшении фресками собора в 1425 году.

Проступить к росписи стен в соборе можно было только ровно через год, до тех пор, пока не произойдет осадка здания. Поэтому считалось, что в то время, мастера занимались созданием икон. Именно по этим данным и появились две возможные даты создания иконы Троицы.

После того, как икону приобрел Иван Грозный, икона занимала главное место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Она всегда была самой почитаемой святыней в монастыре.

Во время революции 1917 года — икона Святой Троицы находилась в Третьяковской галерее

До 1917 года икона находилась там, но во время революции икону передали для реставрации в Центральную Государственную реставрационную мастерскую. Затем икону отдали в собрание Третьяковской галереи.

Ее стены она покидала в 1941 году, в то время была эвакуация в связи со второй мировой войной, в Новосибирск, где хранились все экспонаты музея. В 1945 году икона была снова возвращена и поставлена в залах Третьяковской галереи. Это самая знаменитая картина этого места.

Икону Святой Троицы во время революции 1917 года отдали в Третьяковскую галерею для хранения. Это самая знаменитая картина в этом месте

Ширина иконы — 112 сантиметров, высота — 139 сантиметров. Вес иконы — 27,3 килограмма. В настоящее время икона хранится в зале древнерусской живописи в Третьяковской галерее, в стеклянном шкафу, в котором поддерживается специальная температура и влажность воздуха.

Икона Троица Живоначальная — имеет глубоко символичное значение

Икона Троица Живоначальная — имеет глубоко символичное значение и несет в себе огромную богословскую нагрузку. Значение ее в том, что она отображает страдания и муки Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления всего человечества.

Что такое пятидесятница? Это 50 день после Воскресения Христова, именно в это время и происходит празднование иконы Троицы.

Икона Святой Троицы помогает найти человеку истинный путь и справиться с разными невзгодами

В чем помогает и от чего оберегает икона Святой Троицы? Она помогает:

  • найти истинный путь;
  • справиться с различными жизненными преградами;
  • успокоить напрасные волнения;
  • очиститься от грехов.

У каждого дома должна находиться — икона Святой Троицы, чтобы вы могли в любое время обратиться к ней с молитвами. Она должна стоять на полке в красном уголке с другими иконами. То место, где хранятся иконы должно быть благоговейным. Такое место должно быть всегда в чистоте.

У каждого дома должна находиться — икона Святой Троицы, чтобы вы могли в любое время обратиться к ней с молитвами. Она должна стоять на полке в красном уголке с другими иконами

Человек может попросить о том, что у него лежит на душе. Можно прочитать специальные молитвы, которые написаны в честь иконы. Можете обратиться своими простыми словами, не зачитывая сложные тексты молитв. Только ваша молитва должна идти от чистого сердца, только такая молитва будет иметь смысл.

2 молитвы —  Святой Троице, которые можно читать дома перед иконой

Молитва Святой Троице в день ее празднования:

Во имя Отца-Бога, Сына и Духа Святаго молим о всепрощении и помиловании в день светлый и праздничный. Трижды Единый Отец наш небесный, возносим слова радости в этот праздничный день, находимся в доме Твоем и кланяемся образам в надежде на наставление и избавление от болезней и грехов, наши души отягощающих.

Провозглашаем веру истинную да передаем из уст в уста слова благодарности за жизни наши в добре и милости Твоей. Молимся за каждого на земле живущего, под Твоим взором обитающего. Благослови, Господи, на жизнь праведную в милости и благости.

Дай нам, Боже, прожить ее в почитании Тебя да в воспитании детей по заветам Твоим неоспоримым и единственно праведным. Аминь.

Молитва Пресвятой Троице о здравии и исцелении:

О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему. Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

Молитва Пресвятой святой Троице о помощи:

Пресвятая в веках Троица Небесная, помилуй нас, грешных. Господи, очисти души наши от грехов и сквернословия, прости нам беззакония, нами творимые, да направи светом Божьим на путь праведный и безгрешный. Молим о прощении и помиловании Тебя, Трижды Единый Правитель и Властитель душ наших. Аминь.

Источник: https://hranitel.club/1180-ikona-troica

Специалисты не уверены, что иконы Звенигородского чина писал Андрей Рублёв — Церковь Успения Богородицы

Авторство знаменитых икон Звенигородского деисусного чина, до сих пор приписываемое преподобному Андрею Рублеву, поставлено под сомнение экспертами Третьяковской галереи. Технико-технологическое исследование показало полное несходство авторских приёмов

После исследования одного из первых шедевров древнерусской живописи — Звенигородского чина Андрея Рублёва — авторство иконописца поставлено под сомнение. Таковы результаты многочисленных исследований поверхности иконы, в ходе которых удалось выявить и проанализировать авторские приёмы наложения красок и нанесения первоначального рисунка, а также сравнить их с недавними результатами аналогичного исследования «Святой Троицы» Рублёва, сообщают «Ведомости».

Исследования вели сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации в течение двух лет на новейшем оборудовании.

В результате исследований сделаны некоторые исключительно важные предположения, которые пока, как подчёркивают в музее, нельзя считать окончательными. Хотя на прошедшем круглом столе большинство специалистов по древнерусскому искусству посчитали их убедительными.

Основное предположение касается авторства Звенигородского чина. Различия «почти всех элементов, составляющих индивидуальную манеру авторов» трёх его икон и «Святой Троицы» и тот факт, что написаны они были с временной разницей в четверть века (1400 и 1425-1427 гг.

), не позволяют считать их работой одного автора.

Более того, по мнению проводивших исследование научных сотрудников Третьяковки Левона Нерсесяна и Софьи Свердловой, на основании полученных данных можно предположить, что центральный образ «Христос Вседержитель» написан более зрелым мастером, чем соседние «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Также они предполагают, что автором Звенигородского чина, «исходя из стилистических и технологических особенностей икон», мог быть иконописец из «византийско-русского» круга московских иконописцев. 

О том, будет ли изменена надпись под Звенигородским чином, одним из самых почитаемых экспонатов Третьяковской галереи, директор музея Зельфира Трегулова ответила, что до этого пока далеко, надо дождаться окончания исследований, публикации результатов (она планируется на конец года) и решения атрибуционного совета.

О звенигородском чине 

Знаменитый Звенигородский чин, в который входят поясные иконы Христа Вседержителя, Архангела Михаила и апостола Павла, был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде.

Никаких точных данных о мастере, написавшем звенигородские иконы, не найдено. Авторство Андрея Рублёва было установлено Игорем Грабарём на основании их стилистического и типологического сравнения со «Святой Троицей» и росписями Успенского собора во Владимире, о чём учёный сделал публикацию в 1926 году. Сами же иконы были переданы во Всероссийскую реставрационную комиссию и там расчищены в 1918-1919 гг.

С тех пор авторство Рублёва было признано, хотя некоторые исследователи считали, что поскольку звенигородские иконы — зрелые и совершенные произведения, то не могли быть написаны задолго до «Святой Троицы» совсем молодым иконописцем, и на этом основании датировали их более поздним временем. Происхождение икон долго оставалось предметом дискуссий. 

Сегодня, однако, считается доказанным, что «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» были написаны именно для девятичастного деисусного ряда иконостаса звенигородского Успенского собора на Городке к его открытию в 1400 г.

Звенигородский чин написан на досках большого размера (158-160 на 108-110 см.), поясные изображения на нём превышают человеческую меру. Исходя из традиционной иконографии деисусов, изначально в состав Звенигородского чина (кроме трёх сохранившихся икон) могли также входить иконы «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Пётр», «Василий Великий» и «Иоанн Златоуст».

Описание икон

Живопись на иконе Христа Вседержителя сохранилась фрагментарно. Это наиболее пострадавшая из икон Звенигородского чина. На лике имеется трещина по старому левкасу, на волосах и бороде присутствуют потёртости верхнего красочного слоя.

Архангел Михаил изображён в иконографии, встречающейся в византийской живописи с начала XIV века. Он по характеру образа близок к ангелам на фресках центрального нефа Успенского собора во Владимире. На иконе утрачено золото на груди ангела, на лике есть следы царапин.

Архангел одет в сияющий лазоревый хитон, почти полностью скрытый складами «клубящегося» розового плаща. Голова мягко наклонена вправо, русые кудрявые волосы перевязаны лентой в тон хитона.

Апостол Павел изображён слегка склонившимся к Спасителю. Его лик написан более рельефно по сравнению с другими иконами Звенигородского чина. Лик апостола исполнен скорби и умиротворённости. Для подчёркивания его созерцательного образа одежды написаны в серебристо-жемчужной гамме. Обе руки апостола Павла держат крупный приоткрытый кодекс.

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/121438/spetsialistyi-ne-uverenyi-chto-ikonyi-zvenigorodskogo-china-pisal-andrey-rublyov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]