Мировые столицы: как их выбирают и почему?
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Астана — «город мечты» одного человека
Внимание всего мира приковано к Иерусалиму, недавно признанному президентом США столицей Израиля, несмотря на протесты арабского мира и стран за его пределами.
В Иерусалиме находятся места, священные для иудеев, христиан и мусульман. Статус этого уникального города — один из ключевых вопросов арабо-израильского конфликта.
Израиль уже давно считает Иерусалим своей столицей. Там находится здание правительства, резиденции премьер-министра и президента, но до сих пор ни одна страна не признавала город столицей Израиля.
Решение Трампа признать Иерусалим и перенести туда американское посольство вызвало недовольство у многих. Время задать вопрос — как страны мира выбирают свои столицы и что этот выбор означает.
1. Символ единства и и инструмент контроля
Английское слово «capital» («столица) происходит от латинского capitalis, в основном значении — «касающийся головы».
Это город, который возглавляет территорию. Он связан с властью, там находятся госучреждения, а в монархических странах там живет королевская семья.
Столицу нужно защищать, но из нее же приходят указания, она — символ единства.
Поэтому многие столицы географически расположены в центре страны — так до них легче добраться изо всех уголков, такое положение помогает им выполнять символическую, репрезентативную функцию.
Мадрид, например, расположен точно в центре Иберийского полуострова. Абуджа, которая официально стала столицей Нигерии в 1991 году, была построена в центре страны почти «с нуля», чтобы символизировать единство нации, разделенной религиозными конфликтами и расселенной по большой территории.
Media playback is unsupported on your device
Статус Иерусалима: как Трамп нарушил статус-кво
По тому же принципу Бразилия в 1961 году перенесла столицу из перенаселенного портового города Рио-де-Жанейро в расположенный в центральной части страны Бразилиа.
«Донести прогресс до центра Бразилии», так говорил архитектор Оскар Нимейер, проектировавший здания госучреждений в новой столице.
2. Политический компромисс
Сегодня Вашингтон раздирают политические противоречия, но в 1790 году решение о том, что город будет столицей США, было плодом политического компромисса.
Северные штаты под предводительством Александра Гамильтона хотели, чтобы федеральное правительство взяло на себя часть их долга и пошли ради этого на сделку с Томасом Джефферсоном и Джеймсом Мэдисоном, которые хотели, чтобы столица была на юге.
Место на реке Потомак, к югу от линии Мэйсона — Диксона, где потом был построен Вашингтон, выбирал лично Джордж Вашингтон. Остальное — история.
Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В основу дизайна Канберры легла концепция города-сада, предполагающая обширные зоны естественной растительности, поэтому австралийцы называют город «лесной столицей»
Некоторые приезжающие в Австралию туристы удивляются, когда узнают, что ее столица не в Сиднее. Как правило, им объясняют, что город Канберра — «лесная столица», выбранная в качестве компромиссного варианта между крупнейшим городом континента, Сиднеем, и его южным конкурентом Мельбурном.
Некоторые историки, правда, считают, что это не так, и что Канберру выбрали во многом из-за того, что в прибрежных Мельбурне и Сиднее летом слишком жарко.
«Основным аргументом, с которым были согласны все политики того времени, было то, что белые люди могли процветать только в относительно прохладном климате,» — говорил историк Дэвид Хэдон в одном из интервью журналу Australian Geographic.
3. Сложные исторические обстоятельства
Берлин или Бонн? Этот вопрос звучал вскоре после падения Берлинской стены в 1989 году. Вновь объединенная Германия выбирала столицу.
В годы холодной войны, когда Германия была разделена, Бонн был столицей Западной части, а Берлин — восточной, ГДР.
Сегодня лишь немногие туристы, проводящие время в культовых ночных клубах и фотографирующие живописные остатки стены в Берлине, догадываются, что столицей Германии мог стать Бонн.
Источник: https://bbc.com/russian/features-42264648
Достопримечательности Израиля: Топ-25 (МНОГО ФОТО)
Израиль – солнечная страна, в которую хочется возвращаться вновь и вновь. Это место окутано приятной и загадочной атмосферой.
Туристам, впервые приехавшим сюда, стоит записаться на интересные экскурсии, благодаря которым они смогут увидеть памятные достопримечательности Израиля.
Не знаете, что посмотреть в Израиле? Специально для Вас мы составили список популярных достопримечательностей этой страны. Читайте о них и обязательно включайте эти места в свою программу путешествия по Израилю.
Что посмотреть в Израиле в первую очередь
Несмотря на маленькие размеры страны, интересных мест тут более чем достаточно, и сориентироваться в них помогут гиды в Израиле. Их помощь будет неоценима как на этапе планирования маршрута, так и при решении организационных нюансов. Путешествующим без экскурсовода стоит заранее узнать, можно ли будет посмотреть понравившиеся по описаниям достопримечательности в даты приезда.
1. Храм Гроба Господня (г. Иерусалим)
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Храм Гроба Господня хранит историю, которая охватывает несколько веков. Сама церковь построена на месте, где, по преданию, было погребено тело Иисуса Христа. Здесь же произошло его воскрешение. Храм на протяжении длительного времени менял свое оформление. Сейчас же он находится в современном варианте. Церковь постоянно разрушалась. Однако люди раз за разом продолжали ее отстраивать.
Храм считается в Израиле главной святыней, так что посмотреть его должен каждый путешественник, попавший в Иерусалим. Это место разделяют между собой шесть конфессий церкви, исповедующей христианство. На территории храма располагаются действующие монастыри, дополненные вспомогательными помещениями. Туристам также предоставляется возможность детально ознакомиться с местными галереями и прочими зданиями, в которых отображена история храма Гроба Господня.
Путешественники, которые хотят посмотреть лучшие достопримечательности Израиля, должны посетить церковь хотя бы для того, чтобы увидеть собственными глазами камень Помазания. Именно на нем лежал Иисус. Рядом с этим местом находится гробница сына Божьего и часовни, возведенные в честь царицы Елены, нашедшей крест для распятия Христа.
Официальный сайт: https://holysepulchre.custodia.org/
2. Стена Плача (г. Иерусалим)
Стена Плача на склоне Храмовой горы
Иудеи считают Стену Плача самой важной святыней Иерусалима. Поэтому она входит в число мест, которые являются ответом на вопрос о том, что посетить в Израиле. По предположениям, ее возвели в 37 году до нашей эры. Долгое время Стена была оборонительным сооружением. Но постепенно она превратилась в место, куда еврейский народ приходил для скорби. К тому моменту святыня была частично разрушена.
Интересно то, что Стена Плача стала святыней в то время, когда от нее остались лишь одни руины. Она стала воплощением прошлого, настоящего и будущего народа. Для многих евреев эта памятка олицетворяет надежду на то, что однажды всем бедам и тяготам наступит конец.
Со Стеной Плача, куда гиды ведут туристов во время экскурсии в Иерусалиме, связано немало традиций. Люди приходят к руинам святыни не только для проведения молитвы. Многие оставляют в расщелинах небольшие записки, в которых написана самая заветная мечта. Так люди стараются передать свои просьбы высшим силам.
Особенностью этой достопримечательности Израиля является ее доступность абсолютно для любого человека, независимо от веры и расы. Главное, чтобы во время посещения Стены Плача его тело и голова были закрыты одеждой.
Источник: https://tripzaza.com/ru/destinations/dostoprimechatelnosti-izrailya/
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html
Иерусалим(Израиль)
- Передняя Азия
- Израиль
Иерусалим (ירושלים) — один из старейших городов мира, священный город трех религий, столица Израиля и Палестинской автономии.
Географическое положение Иерусалима
Иерусалим расположен в центре Израиля на полупустынном плоскогорье Иудейского плато, в седловине Иудейских гор, на высоте 650—840 м от уровня моря, практически на равном расстоянии (ок. 50 км.) от Средиземного и Мертвого морей.
Площадь города 123 км2, население 770 тыс. человек.
История Иерусалима
Первое поселение на территории Иерусалима было основано ок. 3500 г. до н. э., вероятно, первыми «иерусалимцами» были представители ханаанских племен. Одно из древнейших письменных упоминаний Иерусалима — 1400 г. до н. э. (бронзовый век). В 1000 году до н. э.
Иерусалим захвачен еврейским царем Давидом, который перенес сюда главную иудейскю святыню — Ковчег Завета. На горе́ Мориа (в настоящее время более известна, как Храмовая гора) был установлен жертвенник, позже, в 960 г. до н. э.
сын Давида, царь Соломон за семь лет строит на этой горе Первый Храм.
В 598 г. до н. э. Иерусалим разорен вавилонским царем Навуходоносором II. Второй Храм (значительно скромнее Храма Соломона) построен евреями после возвращения из вавилонского пленения, 516 г. до н. э. Иерусалим был завоеван Египтом, после эллинистической Сирией. Евреи-маккавеи восстали против иноземцев и 165 г. до н. э.
освободили и освятили Храм (в честь этого события отмечается праздник Ханука — «освящение»). Независимое еврейское государство просуществовало до 63 г. до н. э., когда римские войска после трехмесячной осады захватили укрепленный Храм. Иудея объявлялась римским протекторатом, а Иерусалим — ее центром.
Царь Иудеи Ирод перестроил Храм и Храмовую гору.
В начале I в. Иерусалим послужил сценой евангельских событий, здесь встречали, судили и казнили Христа. Еврейское антиримское восстание и последующая Первая Иудейская война не пощадила ни Храм, ни весь Иерусалим. В 70 г. римские войска после продолжительной осады сожгли Храм, распахали Храмовую гору и практически полностью разрушили город. В 135 г.
Иерусалим восстанавливается, как римский город, евреям (вернее, всем, кто подвергся обрезанию) запрещен вход в него. В 335 г. мать императора КонстантинаЕлена (равноапостольная) на месте погребения Иисуса Христа строит храм Гроба Господня.
В 361 году император Юлиан Отступник разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 строительство полностью прекращено из-за пожара.
Иерусалим побывал в руках персов и византийцев, в 637 г. город захватывают мусульмане, построившие мечеть Аль-Акса, и Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы). Для освобождения Иерусалима от неверных христианской церковью были организованы крестовые походы. Город несколько раз переходил из рук мусульман в руки крестоносцев. Было основано и пало христианское Иерусалимское королевство. В 1517 г. Иерусалим занимают турки Османской империи.
В 1917 г. город отвоеван у турок англичанами. Палестина находится под контролем Великобритании. В 1947 г. ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. В 1948 г. произошла война за раздел Палестины. Иерусалим оказался разделенным: запад остался за Израилем, восток города заняла Иордания.
В 1967 В ходе Шестидневной войны Израиль захватил Западный берег реки Иордан, получив полный контроль над Иерусалимом. С 1980 г. Иерусалим де-юре признан полностью аннексированным Израилем и назван «неделимой» столицей государства.
Статус Иерусалима и, особенно, восточной части остается спорным вопросом, обсуждающимся на международном уровне.
Достопримечательности Иерусалима
В Иерусалиме выделяют Старый город — район площадью менее 1 км2, окруженный крепостной стеной. В пределах Старого города Иерусалим находился до второй половины XIX в. Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала и имеет несколько ворот.
|
Стена плача
Западная стена Второго храма, разрушенного римлянами в 70 г. — величайшая святыня иудаизма, место паломничества евреев.
Храм Гроба Господня
Одна из главных святынь христианства разных деноминаций — храм, возведенный на месте, где был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.
Мечеть Аль-Акса
Мечеть Омара — третья по значимости святыня ислама в мире (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Здесь Мухаммед встретил пророков Ибрахима, Мусу и Ису и совершил молитву в качестве имама. Ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.
Виа Долороса
Крестный путь — дорога, по которой Иисус шел на казнь. Почитается христианами и, особенно, католиками.
Монастырь Святой Марии Магдалины
Православный женский монастырь, на территории которого находится лестница, по которой Иисус входил в Иерусалим, грот, в котором, уснули Петр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса в Гефсиманском саду.
Купол скалы
Куббат ас-Сахра — объект, притягивающий взгляды в Старом городе — золотой купол на Храмовой горе рядом с мечетью Аль-Акса на месте разрушенного Иерусалимского храма. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж).
По иудейской традиции именно с этого выступа (камня основания) началось сотворение мира, на нем же стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма.
Доступ в Купол Скалы запрещен мусульманами для всех неверных.
Собор Святого Иакова
армянская церковь Иерусалима, посвященная апостолу Иакову Заведееву.
Цитадель Давида
Крепостная башня, в стенах которой расположен Музей истории Иерусалима.
Каменоломни царя Соломона
Каменоломня под кварталами Старого города, в которой царь Соломон добывал камень для постройки Храма.
Эйн Карем
Западная окраина Иерусалима, место, где родился Иоанн Предтеча и где произошла встреча Девы Марии и праведной Елисаветы.
Гора Скопус
Гора на западе города, с которой открывается великолепный вид на Иерусалим.
Отели Иерусалима
Источник: https://actravel.ru/israel_jerusalem.html
История переноса посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 14 мая, в 70-ю годовщину независимости Израиля, состоится открытие посольства США в Иерусалиме, ранее оно находилось в Тель-Авиве.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о статусе Иерусалима и о вопросе переноса американского посольства.
Иерусалим
Иерусалим — древний город, первое упоминание которого приводится в египетских источниках XIX-XVIII веке до н.э. Его называют колыбелью трех религий. Здесь находятся святыни иудаизма, ислама и христианства, что делает его священным городом для последователей этих религий. Статус Иерусалима одна из ключевых проблем в палестино-израильском конфликте.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 о прекращении мандата Великобритании на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского (Израиль) и арабского (Палестина) с сохранением особого международного статуса Иерусалима, определив его как демилитаризованное отдельное образование. Предполагалось, что в будущем этот статус будет пересмотрен Советом по опеке ООН (один из главных органов ООН) с участием жителей города на основе референдума.
Однако в результате арабо-израильской войны 1948-1949 годов, начатой арабскими странами после провозглашения 14 мая 1948 года государства Израиль, Иерусалим был разделен между Трансиорданией (ныне Иордания), установившей контроль за восточной частью города, и Израилем, которому отошла его западная часть.
В январе 1950 году Израиль объявил Иерусалим своей столицей и перевел в его западную часть государственные учреждения.
В ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всем городом.
Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества. В резолюции 242 от 22 ноября 1967 года Совет Безопасности ООН призвал Израиль вывести войска с оккупированных территорий, однако она не была выполнена.
30 июля 1980 года Израиль назвал Иерусалим своей «единой и неделимой столицей». Совбез ООН отверг право Израиля на Восточный Иерусалим и призвал страны — члены ООН вывести свои диппредставительства из города (резолюция 478 от 20 августа 1980 года).
До настоящего времени в Иерусалиме не было посольств иностранных государств, однако ряд государств имел там консульства.
Палестина провозгласила восточную часть города своей столицей в декларации о независимости от 15 ноября 1988 года. Это положение закрепил закон, принятый Палестинским законодательным советом 2 октября 1997 года, и Основной закон Государства Палестины от 29 мая 2002 года. При этом палестинские органы власти никогда в Восточном Иерусалиме не размещались (находились в Рамалле).
В 2004 году 10-я специальная чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала «меры, принятые Израилем, которые изменили или имели своей целью изменить характер, правовой статус и демографический состав Иерусалима», не имеющими юридической силы и вновь назвала существующее положение дел «оккупацией».
Израиль оспаривает это определение и в качестве аргументов приводит оборонительный характер арабо-израильских войн 1948-1949 годов и 1967 года и историческое право еврейского народа на землю Израиля. 6 мая 2004 года ГенАссамблея ООН подтвердила, что палестинцы имеет право на суверенитет над Восточным Иерусалимом (резолюция 58/292).
Позиция США
США признали независимость Израиля в мае 1948 года и в марте 1949 года открыли свое посольство в Тель-Авиве. В 1995 году Конгресс США подавляющим большинством принял закон о переносе американской дипломатической миссии из Тель-Авива в Иерусалим (Jerusalem Embassy Act). В этом законе Иерусалим называется неделимым городом и признается столицей Израиля, а также подтверждается право каждого суверенного государства выбирать свою столицу.
Однако президенты США Билл Клинтон (1993-2001), Джордж Буш — младший (2001-2008) и Барак Обама (2008-2016) откладывали выполнение этого закона, чтобы не вызвать обострение ситуации на Ближнем Востоке.
Президент США Дональд Трамп в июне 2017 года также отложил реализацию закона (во время избирательной кампании выступал за перенос диппредставительства в Иерусалим).
Однако 6 декабря 2017 года Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля. В Белом доме пояснили, что президент руководствуется стремлением привести «в соответствие историческую и существующую реальности».
По мнению Трампа, «президенты откладывали признание Иерусалима столицей Израиля, так как были убеждены, что отсрочка будет способствовать делу мира», но после двадцати лет можно видеть, что США «ни на шаг не приблизились к прочному мирному соглашению между Израилем и палестинцами».
Президент США также подчеркнул, несмотря на это решение, американское правительство не отказывается от «приверженности содействовать достижению долговременного мирного соглашения», выгодного как для израильтян, так и для палестинцев.
Посольство США в Иерусалиме
Посольство будет открыто в квартале Арнон (расположен между Западным и Восточным Иерусалимом), где до сих пор размещалось американское консульство. До тех пор, пока не будет построено новое здание посольства, большая часть его сотрудников останется в Тель-Авиве. Строительство обойдется предположительно в $400 тыс.
Ожидается, что в церемонии открытия посольства 14 мая примут участие около 800 гостей, в том числе дочь и советник президента США Иванка Трамп, а также ее супруг — советник президента США — Джаред Кушнер. Возглавит американскую делегацию заместитель госсекретаря Джон Салливан.
8 мая 2018 года стало известно о намерении мэра Иерусалима Нира Барката в знак благодарности переименовать площадь возле американского посольства в «Площадь Соединенных Штатов в честь президента Дональда Трампа».
Позиция России
Россия по вопросу статуса Иерусалима придерживается решений ООН. В апреле 2017 года МИД выступил с заявлением о необходимости скорейшего урегулирования арабо-израильского конфликта, подчеркнув «приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы» Палестины и «Западного Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль».
В июне 2017 года официальные власти Израиля предложили России перенести посольство в Иерусалим, однако в МИД РФ заявили, что Россия не намерена этого делать до тех пор, пока Израиль и Палестина не уладят свои двусторонние отношения.
Стена плача
#храм иудейский #синагога #святыня
Строители, возводившие каменную стену два с лишним тысячелетия тому назад, вряд ли предполагали, какое исключительное значение станет иметь их творение. Они-то просто складывали камни, ограждающие земляную насыпь Храмовой горы, но в итоге только эти камни и остались от великого Второго храма, превратившись в символ и важнейшую святыню одной из старейших мировых религий.
Второй храм
Как гласит иудейское Священное писание Танах, Первый храм, Храм Соломона, знаменовавший объединение Государства Израилева, был построен в X веке до нашей эры, а спустя 4 века разрушен вавилонянами. Второй храм появился на свет в 516-м году до нашей эры и простоял 586 лет. Утрата храма означала начало почти двухтысячелетнего изгнания и времени притеснения и страданий.
Иудеям было запрещено проживать на своей земле, и народ Соломона был обречен скитаться по миру. На века руины храма были утеряны. Только во второй половине XVI века турецкий султан Сулейман Великолепный твердо установил, где располагался когда-то храм, и дал разрешение иудеям совершать на этом месте молитвы.
В те времена стену и начали называть «Стеной плача» — сюда верующие приходили оплакать свой разрушенный храм и потерянную страну. После этого значение Западной стены росло с каждым годом. Богатые иудеи множество раз предпринимали попытки выкупа стены и прилегающего к ней квартала у владеющих этой землей турок, но безуспешно.
В середине XX века территория Старого города Иерусалима была оккупирована Иорданией, а иудеи вновь потеряли доступ к своей главной святыне.
Стена плача сегодня
Сейчас район Стены плача выполняет функции огромной синагоги под открытым небом. Сама Стена находится на поверхности лишь частично — молиться верующие приходят к ее 57-метровому участку на западном склоне горы. Полностью каменная кладка тянется под землей на почти 500 метров, но ее большая часть скрыта постройками или многовековыми земельными насыпями.
Широкая площадь перед Западной стеной разделена на две неравные половины — для женщин и для мужчин. Особенно людно здесь в шаббат — в пятницу, с наступлением темноты сюда приходят тысячи людей, чтобы помолиться, благоговейно раскачиваясь на пятках и целуя тысячелетние камни. Нередко верующие устраивают перед Стеной целые концерты с традиционными танцами и песнями.
Подходя к Стене плача, туристы должны относиться к святыне с уважением и соблюдать ряд обязательных правил — мужчинам приблизиться к ней можно только в шапочке-кипе (бумажные кипы можно взять тут же рядом), фотографировать Стену следует скромно и без вспышки, а по субботам камеру тут нельзя использовать вовсе.
Города рядом с Иерусалимом
Источник: https://ozon.travel/guides/Western-Wall--aTQdrFF/
Место, где воскрес Христос
Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.
Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.
А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.
История храма
Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.
Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.
императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.
Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.
Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.
Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.
Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.
Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.
Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.
, когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.
В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.
В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.
Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.
Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).
В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.
В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.
Экскурсия по храму
Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.
Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.
Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.
Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.
С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.
Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.
Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.
От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.
Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).
Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).
На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.
Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.
Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.
Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.
Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.
Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.
Богослужение в храме
В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.
Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.
У них же хранятся и ключи от храма.
Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).
Источник: https://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/
Города Израиля: Иерусалим
Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.
При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.
По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).
«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.
Наиболее важные вехи истории Иерусалима
— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.
— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.
На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.
— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.
Старый город
В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.
Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).
Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.
Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».
Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.
Христианский квартал
Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.
Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.
С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.
Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).
Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона
Источник: https://guide.travel.ru/israel/jerusalem/
Многослойный город: как Иерусалим исследует свое прошлое и живет с ним в настоящем
О том, что понадобятся фонарики и обувь на нескользящей подошве, нас предупредили заранее: «Потому что под землей придется идти по колено в воде». О подземных тоннелях в Иерусалиме ходит много легенд — например, что чуть ли не под каждым домом в Старом городе есть пещера, а по тоннелям от Храмовой горы можно добраться до Средиземного моря.
Первыми их стали изучать в середине XIX века британские королевские инженеры — одним из самых знаменитых был Чарльз Уоррен, который активно исследовал пятисотметровый Силоамский туннель, водную систему времен царя Езекии (VIII–VII века до н. э.), вырубленную в скальной породе от градообразующего источника Гихон рядом с Храмовой горой до Силоамской купели.
Для спуска в него и нужна была нескользящая обувь.
Проводится при поддержке фонда «Генезис».
Проект «Эшколот» продвигает идею «медленного чтения» городов и несколько раз в год организует выездной обучающий фестиваль для взрослых, где в качестве преподавателей выступают ученые из университетов, лучшие специалисты по заявленной теме. Следующий фестиваль пройдет в ноябре 2019 года в Берлине и будет посвящен Веймарской республике. Доступны гранты на участие.
Европейская наука открыла для себя Ближний Восток в 1799 году, когда Наполеон завоевал Египет, — клады, гаремы и легенды будоражили умы путешественников, ученых и предпринимателей.
«Первооткрывателей» Иерусалима было много; первые более-менее понятные карты города были сделаны многочисленными авантюристами, но только в середине XIX века, пользуясь слабостью Османской империи, освоением города занялась Британия.
В 1865 году в Лондоне при участии различных меценатов и лондонского Общества библейской археологии был основан Фонд исследования Палестины, от имени которого в Иерусалиме высадился исследовательский десант.
Оказалось, что в недрах храмового комплекса скрывается несколько бассейнов, цистерн и микв, которые использовались для омовения служителей и очищения храма после жертвоприношений. Вода поступала из ближайшего природного источника Гихон, который был укреплен сторожевой башней.
Из-за того что источник мог обеспечить водой ограниченную территорию, древние города не росли вширь. Зато росли вверх — их завоевывали, разрушали, отстраивали заново, и так, слой за слоем, возникали холмы, называемые теллями. Таково происхождение Храмовой горы.
Все изменилось с изобретением римлянами водопровода — это видно на фотографиях города Бейт-Шеан, одного из знаменитых археологических городов-раскопок Израиля: за плоским и широким римским городом высится телль, под которым еще десятки слоев истории.
Но еще до прихода римлян роль водопровода играл Силоамский туннель (есть теория, что именно он позволил Езекии выдержать осаду ассирийцев).
Внутри создатели туннеля оставили «записку» — выбитый на камне текст на древнееврейском о том, как две команды прокладывали туннель с двух сторон, а затем встретились. До сих пор для ученых остается загадкой, как они смогли это сделать, не имея даже компаса. Одна из гипотез предполагала, что вода уже текла по трещине, и древним инженерам просто нужно было следовать по ее ходу, предварительно окрасив воду.
Но геолог Амос Фрумкин объяснил нам, что природная трещина обычно появляется на стыке двух скальных пород, а этого в Силоамском туннеле нет, зато есть следы от высекания камня — под ногами, по стенам и на потолке. Туннель слегка виляет и периодически сворачивает в небольшие полости-тупики — видно, что копатели по ошибке начинали рубить камень в неправильном направлении. Этих ошибок становится все больше ближе к месту встречи рабочих бригад.
Версия Фрумкина — работники передвигались, ориентируясь по громким звукам, которые издавали люди на поверхности (те, в свою очередь, отслеживали перемещение бригад по стуку молотков): эксперименты показали, что такая коммуникация эффективна при прокладывании тоннеля на глубине до 15 метров (а вообще звук слышен на глубине до 24 метров). Извилистость же объясняется мягкостью горной породы — копали там, где было легче.
Когда бригады сблизились, они уже могли лучше слышать друг друга, и именно этим объясняется увеличение количества ошибок — небольших тупиков по сторонам туннеля: рабочих путало эхо.
Примечательно, что для того, чтобы изучать древние тоннели, британским археологам самим приходилось рыть ходы в земле. Из-за того что доступ к Храмовой горе уже тогда был затруднен, британцам приходилось делать вертикальные траншеи на некотором расстоянии от нее, а уже на глубине копать вбок.
Дилеммы археологов
Голос из зала: Археология нужна, чтобы доказать, что мы тут жили тысячелетиями.
Археолог Управления древностей Израиля Яна Чехановец: Кто это «мы»?
Голос из зала: Ну, мы Евреи
Яна Чехановец: А остальные что, не жили?
Если посмотреть на кусок земли в разрезе, можно выделить три главных секции. Первая — верхний слой, у геологов он красиво называется дневной поверхностью (т. е. той, на которую падают солнечные лучи); в случае, например, города это асфальт.
Дальше идут многочисленные культурные слои (в Иерусалиме их насчитывается до 17) — следы человеческой жизнедеятельности: могилы, мусорные ямы, остатки строений, глиняные черепки. В месте, где заканчиваются культурные слои, заканчивается и археология — начинается материк и геология.
Впрочем, не всегда: в осколке скалы, с которого, по преданию, Мухаммед вознесся на небо, видны полости, которые в древности могли служить могилами.
Когда многочисленные слои и артефакты обнаружены, археологи обращаются к стратиграфии — науке о датировании. Есть бесконечное количество методик определения временного периода, к которому относится найденное место, но самым распространенным среди археологов является керамика — черепки горшков и кувшинов значительно отличаются друг от друга от эпохи к эпохе.
Однако самым ответственным моментом для археолога является вопрос сохранения: какой слой удалить, а какой законсервировать. Это не только научный, но и политический вопрос — из-за того, что Иерусалимом попеременно управляли иудейские цари, римляне, византийцы, крестоносцы, османы и не всегда понятно, чью историю оставлять.
«Молодые нации и государства больше склонны к изучению и сохранению своего наследия, так как это помогает в построении национального самосознания», — отмечает Яна. Но неожиданно важную роль играет эстетика:
человеческий глаз привык к симметрии, поэтому душа у туристов (от которых зависят значительные вливания в экономику) лежит к классическим колоннам.
Не случайно популярностью пользуются впечатляющие раскопки эллинистического Скифполиса в Бейт-Шеане и Кейсария — амбициозный градостроительный проект Ирода Великого, перестроившего половину Иудеи на римский лад. Наверное, поэтому попытки реконструкции его гробницы, найденной к югу от Иерусалима, кажутся парадоксальными: Ирод как никто иной пытался «убрать все еврейское» из региона.
Вопрос о том, что оставлять, а что уничтожать, не нов. Когда в XIX веке Британия «добралась» до исторической части Иерусалима, знаменитый британский археолог и египтолог, отец стратиграфии Флиндерс Петри предложил зачистить город от всех культурных слоев, чтобы раскопать древний иудейский Иерусалим.
Осторожные британцы его не послушали, но мечта Петри почти сбылась, когда Израиль занял Иерусалим в ходе Шестидневной войны в 1967 году: тогда Еврейский квартал и его окрестности было решено полностью перестроить, а в процессе были найдены античные достопримечательности, как, например, подземные хранилища, залы и подвалы, которые сегодня представляют собой мини-музеи на местах раскопок под целыми жилыми домами.
Сегодня историки и археологи ужасаются и предложениям Петри, и действиям молодого государства. Профессиональное сообщество действует по принципу «раскопать кусочек, а остальное оставить будущему поколению исследователей» — в надежде на то, что через 50 лет технологии позволят изучать древности в более щадящем режиме.
Каждая яма в Иерусалиме проходит согласование в Управлении древностей Израиля, представители которого присутствуют на земляных работах и в случае обнаружения культурного слоя останавливают процесс.
«Археологическое окно» укрепляют столбами, приглашают археологов, обнаруженные артефакты документируют и отправляют на хранение (и да, мест на складах не хватает) — и только после этого строительство очередного жилого комплекса может продолжаться, например, с возможной музеефикацией подвала.
Застройщикам приходится становиться в очередь к археологам — рук на раскопках не хватает. По всему Израилю работает программа, привлекающая подростков на раскопки в качестве волонтеров или даже за деньги. Яна Чехановец довольна, хотя брала бы детей и помладше: «Они более внимательные, и копание их увлекает больше».
Художественное сообщество в лимбе
Последние дни фестиваля были посвящены современности — сообществам художников, ремесленников и активистов, которые пытаются наладить диалог между разными частями города.
После Арабо-израильской войны 1947–1949 годов Восточный Иерусалим находился под руководством Иордана; в 1967 году в ходе Шестидневной войны израильским войскам удалось отвоевать его обратно, но город не воссоединился — у Восточного Иерусалима, где и находится Храмовая гора, до сих пор особый международный статус. На разделившей город границе в 1960–80-х то и дело случались взрывы и перестрелки. Школа ремесел, созданная для евреев-репатриантов из арабских стран и Северной Африки, опустела и была снесена. Зато рядом с «ничьей» землей вырос район Мусрара для тех, кто бежал из этих стран от вызванных войной погромов.
Художник Матан Исраэли родился и вырос в Мусраре. Во время учебы в школе искусств он влюбился в итальянскую студентку, которая жила на другой стороне города — за многочисленными заборами и стенами. И чтобы как-то сократить путь к возлюбленной, придумал то, что сегодня назвали бы вернакулярной архитектурой — приставную деревянную лестницу.
Через какое-то время Исраэли заметил, что лестницей пользуются жители соседних районов — и израильтяне, и арабы. Его возлюбленная в конце концов уехала в Италию, а лестницу Исраэли еще не раз перестраивал, веря в объединяющую силу урбанистической интервенции.
Сегодня он руководит культурным кластером на крыше торгово-офисного центра «Клал», который построен на месте той самой школы ремесел.
Музыкант Апо Сахагьян играет в группе «Апо и апостолы», большинство участников которой из Вифлеема, находящегося под контролем Палестинской администрации.
Каждый концерт превращается в проблему: сначала они должны получить разрешения на въезд на территорию Израиля, потом назначается дата концерта, который до последнего остается под угрозой отмены, если кого-то из музыкантов не пропустят через блокпост.
Одновременно «Апо и апостолы» подвергаются преследованиям со стороны BDS («Boycott, Divestment and Sanctions») — группы международных и местных активистов, призывающих к культурному, академическому и экономическому бойкоту Израиля в связи с его оккупацией палестинских территорий (этот статус по-прежнему остается за Израилем по международному праву). «Я за любое решение по конфликту. Одна страна и два народа, две страны — мне все равно. Главное, чтобы никто не ограничивал наше право на физическое перемещение и чтобы этот лимб, в котором я живу всю свою жизнь, наконец закончился», — говорит Апо.
Сам Апо родился и вырос в историческом Армянском квартале Иерусалима. Он до сих пор ждет израильского гражданства; жалуется, что это долгий и изнурительный процесс, но и в Армению, как многие другие иерусалимские армяне, репатриироваться не хочет. Считает, что самим своим присутствием «в лимбе» сохраняет малочисленную местную диаспору — еще одно свидетельство причудливой истории города.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17563-mnogosloynyy-gorod-kak-ierusalim-issleduet-svoe-proshloe-i-zhivet-s-nim-v-nastoyashchem
Трамп предложил палестинцам и израильтянам «сделку века»: арабы должны отказаться от армии и построить себе новый Иерусалим. Это очень странный план
Президент США Дональд Трамп в присутствии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу анонсировал «сделку века» по решению палестино-израильского конфликта.
80-страничный план «Мир во имя процветания» Трампа включает взаимное признание еврейского и арабского государств, признание Иерусалима неделимой столицей Израиля, строительство новой палестинской столицы к востоку от этого города, отказ независимой Палестины от армии и выделение 50 миллиардов долларов на помощь региону.
Критики сразу же назвали план нереализуемым, поскольку его никогда не примет арабская сторона, однако он может оказать влияние на внутриполитическую ситуацию в США и в Израиле.
В 1967 году по итогам Шестидневной войны Израиль присоединил к своей территории Западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима (до этого принадлежал Иордании), Голанские высоты (принадлежали Сирии), Синайский полуостров и сектор Газа (ранее были египетскими). Впоследствии Синайский полуостров был возвращен Египту, однако на остальных территориях началось строительство израильских поселений.
Палестинские арабы претендуют на создание собственного государства в секторе Газа и на Западном берегу со столицей в Восточном Иерусалиме. В Газе израильские поселения были демонтированы в начале 2000-х годов, однако на Западном берегу их по-прежнему очень много. Кроме того, Израиль считает Иерусалим своей неделимой столицей.
Официальная позиция ООН состоит в том, что стороны должны найти взаимоприемлемый компромисс и создать два государства для двух народов.
Что предлагает Трамп?
Коротко. Израиль и арабская Палестина признают друг друга. Все соглашаются с тем, что Иерусалим — единая и неделимая столица Израиля. Палестина может построить себе новый Иерусалим на восточных окраинах старого. Большая часть Палестины становится анклавом, со всех сторон ограниченным Израилем; взамен она получит пару участков земли в пустыне. Арабское государство отказывается от армии, а защиту его безопасности берет на себя Израиль.
США выделяют Палестине 27 миллиардов долларов, и она через десять лет будет похожа на Сингапур. Все это случится только после того, как исчезнет «Хамас».
- Международное сообщество и арабская Палестина должны признать Иерусалим нераздельной столицей Израиля. При этом на территории некоторых восточных районов и пригородов Иерусалима арабское государство может построить себе новую столицу и назвать ее Аль-Кудом (арабское название Иерусалима) или как угодно еще. На какие средства должен возводиться новый город, Трамп не уточняет. У арабов останется право на свободное посещение мусульманских священных мест в основной части Иерусалима.
- Мировое сообщество, а также Палестина признают суверенитет Израиля над Западным берегом реки Иордан (Иудея и Самария в израильской терминологии), который был фактически включен в состав этой страны по итогам Шестидневной войны 1967 года. В то же время 70% этой территории займет арабское государство (меньше, чем в своих инициативах предлагали Билл Клинтон, Джордж Буш и Барак Обама). Но оно фактически станет анклавом, всюду граничащим с Израилем: единственная внешняя граница, с Иорданией, проходит в долине реки Иордан — а она, согласно плану Трампа, тоже должна остаться израильской, поскольку «представляет особое значение» для безопасности этой страны.
- Другая часть арабской Палестины будет расположена в секторе Газа. С остальной территорией его должен связать тоннель или же эстакада, проходящая через израильские земли. Газа дает Палестине выход к морю, но Трамп предлагает разрешить строить там порт (а также аэропорт) только через пять лет после заключения мирного соглашения с Израилем — и только с его согласия. До тех пор в качестве компенсации палестинцам будет разрешено пользоваться израильскими портами Ашдода и Хайфы.
- В качестве компенсации территориальных потерь на Западном берегу реки Иордан Трамп предлагает выделить арабскому государству две зоны в пустыне Негев к югу от Газы: одну для промышленного развития, другую — для заселения и сельскохозяйственного освоения.
- Новое палестинское государство должно стать «демилитаризованным», то есть будет лишено права создавать собственную армию, противовоздушную оборону, военную разведку, тяжелые вооружения, мины, ракеты, кибероружие и т. д. Единственной целью его сил безопасности должна стать охрана правопорядка и защита от террористических атак. Вся ответственность за внешнюю безопасность Палестины возлагается на Израиль. Причем Израиль получит право блокировать поставки туда оружия по морю, а также накладывать вето на любые международные соглашения, если увидит в них для себя угрозу. Как отмечается в мирном плане, Палестина должна только выиграть от того, что ей не придется тратить бюджеты на военные нужды.
- Для решения палестино-израильского конфликта США готовы в течение десяти лет выделить 50 миллиардов долларов. Из них Палестине предназначены около 28 миллиардов (это вдвое больше ее ВВП в 2018 году), остальные примерно в равных долях должны поделить между собой Египет, Иордания и Ливан. Около 6,5 миллиарда из них предназначены для развития транспортной инфраструктуры; 3,3 миллиарда пойдут на реорганизацию правительства; 2,6 миллиарда — на цифровизацию местной экономики; 2,5 миллиарда — на развитие энергетики; примерно столько же — на обеспечение жителей водой; чуть меньше — на образование. Трамп обещает, что в результате ВВП Палестины увеличится вдвое; будет создано около миллиона рабочих мест; а уровень бедности, наоборот, вдвое снизится. В качестве ориентиров для Палестины он называет Сингапур, Тайвань и другие быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.
- Важнейшим предварительным условием мира Трамп называет разоружение радикальной группировки «Хамас», которая отказывается признавать Израиль и остается у власти в секторе Газа c 2006 года. Должны быть распущены и боевики группировки «Исламский джихад».
Что говорит Трамп?
Свой план президент США называет «возможностью для обеих сторон достичь победы без проигравших» (win-win opportunity for both sides), которая «устраняет риски палестинской государственности для безопасности Израиля».
По его мнению, он смог учесть все нюансы и дал конкретные технические инструменты, чтобы сделать Израиль, Палестину и весь регион безопаснее и благополучнее. По словам Трампа, палестинцы заслуживают много лучшей участи, чем имеют сейчас.
«Их поместили в порочный круг терроризма, нищеты и насилия те, кто хотят использовать их как пешек для продвижения терроризма и экстремизма», — подчеркнул он. Он заявил, что Израиль впервые одобрил концептуальную карту, очерчивающую компромиссы, на которые он готов пойти во имя мира.
«Все предыдущие администрации, начиная с Линдона Джонсона, пытались [решить проблему] и полностью провалились. Но меня избирали не для малых дел и не для того, чтобы я бежал от больших проблем», — сказал Трамп, представляя свою инициативу.
Что говорят остальные?
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу, который присутствовал на презентации плана в Белом доме, назвал день историческим, поскольку Трамп стал первым иностранным лидером, который признал законность присоединения к Израилю Западного берега реки Иордан.
«И в этот же день вы очертили блестящее будущее — блестящее будущее для израильтян, палестинцев и для всего региона, — представив реалистичный путь к достижению мира», — сказал Нетаниягу. По его словам, он согласен вести с палестинцами переговоры о мире на основании этого плана.
К его достоинствам он отнес то, что арабы должны признать еврейский характер государства Израиль, сам Израиль сохраняет контроль над долиной реки Иордан, «Хамас» должен быть разоружен, а Иерусалим — остаться неделимой столицей Израиля. Нетаниягу пообещал, что в течение четырех лет его страна не будет осваивать земли, предназначенные для передачи арабскому государству.
Издание Politicо цитирует Даниэлу Плетку из консервативного Американского института предпринимательства, которая считает, что сам факт согласия Нетаниягу на полноценное палестинское государство — уже большой прорыв, поскольку долгое время израильский премьер был категорически против.
Между тем президент Палестины Махмуд Аббас еще до оглашения «сделки века» заявил, что она окажется на «свалке истории», а после назвал ее «пощечиной века». Палестинские представители на переговорах по мирному урегулированию высказали предположение, что Трамп просто скопировал черновики, предоставленные ему Израилем.
Источник: https://meduza.io/feature/2020/01/29/tramp-predlozhil-palestintsam-i-izrailtyanam-sdelku-veka-araby-dolzhny-otkazatsya-ot-armii-i-postroit-sebe-novyy-ierusalim-eto-ochen-strannyy-plan
Храм соломона — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Иерусалимский храм был главным и единственным местом, где совершалось ветхозаветное богослужение. Располагался на Храмовой горе в Иерусалиме (ныне здесь находится мечеть Омара, построенная арабами в 637 г. после захвата Иерусалима).
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первоначальным храмом, сопровождавшим израильтян в их странствовании по пустыне и в первую пору по завоевании земли обетованной, была Скиния Завета — переносная палатка из ковров, покрытых кожами, и разделенная на две части: Святилище и Святая Святых.
Скиния была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай (Исх. 25, 9-10).
Впоследствии, когда евреи утвердились в Палестине, Давид задумал построить в Иерусалиме большой стационарный храм, но не успел исполнить это предприятия; план Давида был осуществлен его сыном, Соломоном, в 1014-1007 гг. до н. э.
Первый Храм (Соломонов)
Иерусалимский Храм (Соломонов) — книжная миниатуюра XVIII в. |
Храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 г. до н.э.. В храме, как и в скинии, было два отделения: Святилище и Святая Святых. В первом стояли жертвенник для фимиама, по обе стороны от него по пяти семисвечников, а у стен — по пяти «столов предложения хлеба». Святая святых отделялась от святилища завесой; здесь хранился Ковчег Завета, в котором лежали скрижали Завета.
Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался. Наконец, Навуходоносор вывез все сокровища храма (4 Цар. 24, 13), и, когда Иерусалим был разрушен его войсками, храм Соломонов сгорел до основания (4 Цар. 25, 9; 2 Пар. 36, 19).
Второй Храм (Зоровавеля)
Когда персидские цари Ксеркс и Дарий позволили иудеям возвратиться в их отечество в 536 г. до н.э., иерусалимский храм был восстановлен Зоровавелем на прежнем месте и в прежнем виде, но уже далеко не в прежнем великолепии. Строительство было завершено к 516 г. до н.э.
Поскольку во втором храме уже не было ковчега Завета, во Святом Святых на его месте был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу раз в году, в великий день очищения.
Второй храм был ограблен и осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до н.э., что привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеев, которое закончилось изгнанием сирийцев и восстановлением храма после трехлетнего осквернения. Позднее Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.
Третий Храм (Ирода Великого)
Иерусалимский Храм (Ирода Великого) — макет |
За 20 лет до н. э. царь Ирод Великий начал перестраивать храм. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже почти полвека. Храм был завершен только при Агриппе II, в 64 г. н.э., т.е. всего за за 6 лет до его окончательного разрушения — в 70 г. н.э. храм был разрушен при взятии Иерусалима римскими войсками под командованием Тита.
До наших дней сохранилась лишь западная стена Храма, именуемая «Стеной плача».
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4710.html