Истории древнего Тбилиси
Столица Грузии удивительным образом сочетает в себе древние постройки периода раннего христианства, объекты советской промышленности и достижения современной науки и техники. Но особую, характерную только для здешних мест атмосферу (если говорить об архитектуре) создают, пожалуй, именно старинные, многовековые сооружения, в которых отражаются самобытная история, культура и дух грузинского народа.
Возведенный на возвышающейся над берегом реки Куры отвесной скале, район Метехи являет собой древнейший пункт расселения людей во всей Грузии. Метехский замок – многовековая крепость и место пребывания грузинских царей, которое и дало имя району города, означающее в переводе с местного диалекта «окрест замка».
Согласно легендам, на этой скале умер мучеником христианский проповедник и святой Або Тбилисский. До самой середины XX в. тут находился замок, обитель царя Вахтанга Горгасала. К сожалению, эта крепость была разрушена по приказу Берии в процессе реконструкции города.
На протяжении многих лет здесь, в замке, располагалась резиденция грузинских царей, однако время и происходившие здесь события унесли большую часть построек в небытие, пощадив лишь маленькую Успенскую церковь.
В XVII веке местность около храма была перестроена в цитадель, на противоположном же берегу выросла мечеть иранского шаха. В XIX веке из укрепления сделали тюремные казематы. В 1959 году замок снесли вместе с близлежащими старинными строениями (снос объяснили необходимостью строительства переправы). В 1961 г. пространство у храма украсила статуя наездника. Статуя изображает основателя Тбилиси, царя Вахтанга Горгасала.
В наши дни от крепости Метехи сохранились в основном лишь легенды, тем не менее здесь есть, на что взглянуть: у основания моста стоит часовня, и если пройти дальше, под оставшимися фрагментами крепостных стен можно увидеть рельефную «плачущую стену», на верху которой расположена круглая беседка бывшего дворца Дареджан. После этого остается проследовать к Метехскому храму.
Метехский храм Божьей Матери
Храм Метехи возвышается над утесистым берегом Куры, вблизи моста. Это место хранит память о драматических исторических событиях, имеющих огромное значение для всей христианской Грузии. В XIII веке на этом самом мосту чужеземные завоеватели пытались обратить в ислам православное население страны с особенной жестокостью.
Жителям, которые пройдут по мосту, устланному иконами, и тем самым осквернят их, обещали подарить жизнь, а тем, кто не желал отрекаться от православной веры, отсекали головы. Говорят, в тот день ни один грузин не оказался на противоположном берегу, потому что никто не предал своейеры.
Согласно историческим хроникам, в тот день погибло около сотни тысяч человек.
С этих пор каждый год, в ноябре, грузинская церковь проводит день памяти ста тысяч великомучеников. Мост разрушили уже очень давно, однако считают, что Успенская церковь была возведена на его опорах.
В летописях храм впервые упоминается в XIII веке. В годы процветания окрест церкви располагался царский дворец с крепостными стенами. За минувшие века строения многократно разрушались. Здесь были и воинствующие монголы, и персы, и турки. Снова и снова после набегов храм воскрешали к жизни, сохраняя его для потомков.
Красноречиво описывает историю Метехи фраза, вырезанная на стенах церкви: «Царь Ираклий силой отнял эту крепость у врага». В первой половине XIX в. остатки дворца были переоборудованы в тюрьму, во времена власти Советов все оставшиеся на территории крепости строения были снесены, сохранилась лишь Успенская церковь.
В 1937-м году Берия хотел разрушить и церковь, однако ее смогли отстоять, к сожалению, ценой жизни грузинского художника Дмитрия Шеварнадзе. С 1988 года в церкви снова стали проходить богослужения.
Церковь Анчисхати
Крепость Нарикала считают самой старинной постройкой во всей столице. Церковь Анчисхати же была первым местным культовым сооружением. Несмотря на почтенный возраст строения, здесь и теперь проходят службы.
Возводить церковь стали в годы царствования Дачи Уджармели, который был преемником самого Вахтанга Горгасала. Храм стали строить в скором времени после переноса престола в Тбилиси. В архитектуре базилики можно увидеть след воздействия палестинского зодчества, её вход украшает грузинский крест, изготовленный, согласно преданию, Св. Ниной. С течением истории обитель много раз ровняли с землей и восстанавливали, более всего во время войн с турками и персами.
Во времена советов в церкви разместили кустарный музей. Некоторое время спустя — мастерскую художников. Исторические события сказались на строении храма не лучшим образом. Наконец, в конце XX века здесь провели работы по реставрации, и с 90-х тут вновь проходят церковные службы.
Первоначально обитель именовали Церковью Рождества Девы Марии, однако известна она как Анчисхати, что в переводе означает «Анчийская икона». Одна из важнейших икон страны – Спас Нерукотворный – была перенесена сюда в XVII веке в попытке сберечь её во время вторжения турок.
Эта икона была написана в Византии еще в VI веке. Она исполнена в технике энкаустики. В XII в. ювелир царицы Тамары Бека Опизари создал к иконе обрамление из драгоценных металлов. В XIX веке картина была перемещена священнослужителями в церковный музей.
Теперь икона находится на хранении в Музее искусств Грузии.
При церкви Анчисхати есть хор, прославленный своим дивным пением и особенным исполнением старинных псалмов на грузинском языке.
Эта церковь – одна из самых древних достопримечательностей в Тбилиси. Здесь сохранился небольшой фрагмент храма постройки 5–6 века. Это маленькая и красивая церковь, в которую обязательно стоит заглянуть.
Прикоснувшись к истории Тбилиси и ощутив аутентичную энергетику этих мест, можно позволить себе небольшую паузу. Снять усталость и зарядиться новыми силами можно в отеле с видом на реку Кура Radisson Blu Iveria Hotel. Живописные виды также открываются из панорамного бассейна на крыше отеля. Находящийся в центре столицы, отель имеет в шаговой доступности лучшие рестораны, магазины и ночные клубы города.
Источник: http://blog.radisson.ru/stories-of-ancient-tbilisi/
Суть вещей: крест святой Нины — Православный журнал
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынях.
Крест святой Нины — крест, сплетенный из виноградной лозы. По преданию, Богородица явилась святой Нине во сне и вручила ей крест перед тем, как направить ее на миссионерскую деятельность в Грузию. Крест святой Нины — главная святыня Грузинской Церкви.
Житие святой Нины и обретение креста
Святая родилась в конце III века в благочестивой и знатной семье. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора. В 12 лет она вместе с родителями отправилась в Иерусалим, где по благословению епископа отец стал отшельником в пустыне, а мать, Сусанна — диакониссой. Девушку передали на воспитание благочестивой старице Нианфоре.
Узнавая от наставницы все больше подробностей о земной жизни Господа, святая заинтересовалась историей Хитона — одеяния Христа, в котором Его распяли и ради которого воины бросали жребий. Нина узнала, что по преданию Хитон находится в Иверии (древнее название Грузии) и стала молиться Богородице о том, чтобы найти его. Так гласит распространенная версия жития святой Нины и так верят многие христиане. По другой версии Хитон находится в городе Трире.
Хитон Христа в Трире
Во сне девушке явилась Божия Матерь. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест и сказала: «Иди в Иверию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест.
Мощи святой Нины в Бодбийском монастыре (Грузия)
Так и случилось. До этого языческая Иверия трудами святой Нины приняла христианство. Святая потратила 35 лет жизни на проповедь Евангелия в этой стране, и за эти труды Церковь ее называет равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. Хитон Иисуса Христа святая нашла, и на этом месте — в городе Мцхета — был построен деревянный храм, а позже — каменный собор в честь 12 апостолов.
История креста после кончины святой Нины
Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нине. В Мцхете, бывшей столице Грузии, крест находился до 458 года.
Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету.
Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару.
В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.
Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года.
Как выглядит крест святой Нины
Крест равноапостольной Нины легко узнать: концы его горизонтальной перекладины опущены вниз и с виду он напоминает игуменский или архиерейский посох. Он полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой Нины. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках.
Крест святой Нины, современный вид. Фото Gábor Tikos_Flickr_CC BY-SA 2.0
Где сейчас находится крест
С 1802 года крест находится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Святыню поместили в серебряный кивот, на крышке которого изображены сюжеты из жития святой Нины.
Храм Сиони (Тбилиси), Milan Tvrdy_Flickr_CC BY-SA 2.0
Источник: https://foma.ru/sut-veshhey-krest-svyatoy-ninyi.html
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Святая равноапостольная Нина — день памяти 27 января.
В чем помогает святая Нина
Житие равноапостольной Нины Просветительницы Грузии
Святая Нина — молитвы
Акафист для святой Нины
Величание святой Нины
фильм о святой
О чем молятся святой равноапостольной нине
Кроме того, что святая равноапостольная Нина является покровительницей всех, кто крещен таким же именем, она помогает всем, кто просит ее о заступничестве.
Нина считается покровительницей тех людей, кто связан с просвещением (учителя), ведь по своей сути она и была просветительницей, обучала людей Христовой вере.
Перед иконой святой равноапостольной Нины можно молиться об излечении разных болезней и душевных недугов – самым главным ее оружием был крест из виноградной лозы, которую она получила от Самой Богородицы.В Грузии очень много девочек называют именем Нина – ведь святая считается покровительницей этой страны и ее жителей.Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях.
Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.
Житие святой нины, просветительницы грузии
Святая Нина родилась примерно в 280 года в Каппадокии ( это центр современной Турции) в семье знатного рода. Ее отец Завулон был знатным вельможей, ему благоволил сам правящий император Максимиан. В этой семье было несколько знаменитых святых, у Завулона был родственник — святой великомученик Георгий Победоносец, а сама святая Нина была ему двоюродной сестрой.
В возрасте двенадцати лет, святая Нина оказалась в Иерусалиме вместе с родителями. Ее отец Завулон стал Божиим служителем в Иорданских пустынях, а ее матери, Сусанне, выпала огромная честь – она служила при храме Гроба Господня.
Воспитывалась святая Нина благочестивой старицей Нианфорой, которая приучила ее исполнять многочисленные правила веры и привила любовь к чтению Священного Писания.
Однажды она читала евангелие и думала о Хитоне Господнем (Ин. 19, 23 — 24). Нианфора рассказала ей легенду, что мцхетский раввин Элеазар отнес священный Хитон Господень, в Иверию (Грузию), которая стала одним из Уделов Божией Матери.
Просвещение Иверии выпало Святой Марии по жребию с апостолами, но явившейся ей Ангел Господень сообщил, что Грузия будет Ее уделом после окончания земной жизни, а при жизни, по Промыслу Божиему, Ей надлежало положить Своих святых трудов на Афоне.
Узнав от старицы Нианфоры эту историю, святая Нина стала горячо молиться Пресвятой Богородице, чтобы она помогла ей просвятить Грузию, и подсказала место нахождения утерянного для людей Хитона Господнего. И вот однажды, во сне, Богородица явилась к праведнице и сказала ей:
«Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею»
С этими словами Пресвятая Дева одарила Нину крестом из виноградной лозы, который девушка, проснувшись, увидела у себя в руках.
В настоящее время этот виноградный крест находится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе в особом кивоте.
Когда святая Нина рассказала об этом своему дяде, который был Патриархом в Иерусалиме, он без колебаний балгословил ее на апостольское служение, после чего она отправилась в Иверию, куда прибыла в 319 году.
Она полюбила местный народ, изучала его обычаи, язык и проповедовала православие, при этом ее проповеди сопровождались многими знамениями.
Однажды в городе Мцхета (столица древней Грузии) были языческие торжества и в то же время наступил христианский праздник Преображения Господня.
В этот день, во время молитвы святой Нины, возник очень сильный ветер, снесший идолов, которым люди приносили жертвы и молились на них.
Во Мцхети святая Нина нашла приют в семье царского садовника. Много лет в этой семье не было детей и вот, молитвами святою Ниною, жена этого человека, Анастасия, наконец-то смогла родить ребенка и сразу же уверовала во Христа.
Немного позже святая Нина помогла грузинской царице Нане победить тяжелую болезнь, после чего та превратилась из идолопоклонницы в ревностную христианку и приняла Крещение. Супруг Наны, царь Мириам (265-342) видел, конечно, чудесное исцеление царицы, но, невзирая на это, поверил злым наговорам против Нины.
Он приказал схватить ее и казнить, но во время казни святой праведницы, неожиданно померкло солнце и наступила мгла. Властитель был поражен слепотой, а его придворные стали молиться своим языческим богам о том, чтобы к ним возвратился день. Но их, как они думали, «святые» идолы остались не помогали и мрак усилился.
Тогда испуганные люди воззвали к Господу Богу, которого проповедовала Нина и тут же мрак рассеялся и вышло солнце. Это случилось в 319 году 6 мая.
Царь Мириан был исцелен святой Ниной от слепоты, сразу уверовал во Христа и, вместе со своим двором принял святое Крещение.
В помощь святой Нине, по просьбе царя Мириама, византийский император Константин отправил епископа Евстафия и еще пятерых священнослужителей, которые к 324 году окончательно утвердили христианство в Грузии.
Но горным областям Грузии Иисус Христос был еще неведом. Для того, чтобы просветить людей живущих возле рек Арагви и Иори, святая Нина с двумя помощниками отправилась к ним и стала проповедовать Евангелие. После ее трудов многие горцы приняли Святое Крещение.Затем Нина отправилась в Кахетию (Восток Грузии), где вела подвижническую жизнь, жила в палатке и объясняла людям суть новой для них веры.
По ее трудам к Христовой вере обратились большое количество народа, вместе со своей царицей Кахетии Соджей (Софией) и ее придворными.
Все это время святая Нина мечтала найти Хитон Господень. Наконец, по ее молитвам, Господь открыл место нахождения святыни — Хитон был обретен. А на этом месте был построен первый христианский храм в Иверии. Сперва это было деревянное сооружение, позже воздвигли каменный храм.
Сейчас это собор в честь 12-ти святых Апостолов в Светицховели.
Завершая апостольское служение в Грузии, святая Нина была оповещена свыше об окончании земной жизни. Она попросила царя Мириама прислать к ней епископа Иоанна, чтобы он подготовил ее к последнему пути.
Царь, получив такую весть, сам, вместе с многими священниками, отправился к святой, где все духовенство стало свидетелями исцелений, прибывающих навестить умирающую святую Нину людей от тяжких недугов.
Ученики святой Нины попросили ее рассказать о своей жизни, одна из учениц, Соломия Уджамарская, записала этот рассказ, который и стал основой жития святой Нины.
После 35 лет апостольских трудов святая Нина, приобщившись Святых Тайн, в 335 году ( из других источников – в 347 г.) мирно отошла ко Господу. В этот момент Нине было 67 лет. По ее завещению тело погребли там, где она жила в последнее время – в Бодбе.Мириан, духовенство и народ очень скорбили о кончины светлой праведницы.
Царь даже хотел перенести ее останки поближе к себе, в соборную Мцхетскую церковь. Но святая не желала этого – ее гроб попросту не смогли сдвинуть с места упокоения.
На этом месте был основан женский монастырь святой Нины, также здесь находится основанный еще в 342 году храм во имя двоюродного брата Нины — святого великомученика Георгия Победоносца
Мощи святой просветительницы прославились бесчисленными чудесами и исцелениями.
Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 27 января (14 января по старому стилю), в день ее блаженной кончины.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем тя, святая равноапостольная Нино, всю страну Иверскую светом Евангелия просветившую и ко Христу приведшую.
ВИДЕОФИЛЬМ
Икона Божией Матери Неопалимая Купина
Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/svyataya-nina-prosvetitelnica-gruzii/
Достопримечательности Мцхеты, Грузия — Все об отличном отдыхе!
Одним из самых посещаемых городов после Тбилиси в Грузии является Мцхета. Это очень древний город, происхождение которого окутано легендами. Историкам неизвестен даже точный год основания поселения. Согласно наиболее правдоподобной легенде город появился в пятом веке до н.э. Его основал Мцхетос — сын знаменитого царя Картлоса. Затем след города теряется.
Уже в начале нашей эры в первом веке в Грузию приходят римские войска. Они захватывают Мцхету и делают её столицей новой провинции в составе Римской Империи. Через триста лет происходят и события по крещению Грузии в христианскую веру. Город по сей день растёт в очень удобном со стратегической точки зрения месте. Сам он находится на узком обрыве, и лишь через него проходит единственный безопасный путь на север. Это превращает его в главный рубеж и контрольный пункт на пути в обе стороны.
Раньше город славился высокими скалами, среди которых он построен. Сейчас же из него нельзя увидеть действительно впечатляющие высоты. Но это не потому, что скалы стёрлись. Скорее поднялся сам город, ведь в советское время построили ГЭС, которая подняла уровень воды и сам город. Бурное течение двух сливающихся здесь рек теперь уже не гремит. Вода просто тихо стекает вниз.
Дорога
Добраться до города можно из Тбилиси, благо древняя столица находится всего в 20 километрах от нынешней. Можно добраться на автобусе, который идёт от Тбилисского рынка Дидубе, а можно и на такси, но это будет стоить гораздо дороже.
Питание
Цены в кафе и ресторанах в Мцхете несколько ниже, чем в столице. Хотя здесь такая же грузинская кухня, как и в Тбилиси, разница довольно ощутимая. Путешественники советуют заглянуть в ресторан Салобие, хотя там цены и будут несколько выше, чем в среднем по городу. Ходить туда или нет — на ваше усмотрение, всё зависит от кошелька.
Собор Светицховели
Это главный христианский храм Грузии. Его возвели в далёком XI веке по приказу высшего духовного сана Мелкиседека I. Весь архитектурный комплекс окружён каменными укреплениями, ведь в 11 веке в Грузии было не так спокойно, как хотелось бы. А уже через столетие стенам придётся пройти проверку на прочность под атаками монголов.
Храм — то, с чем ассоциируется старая легенда о хитоне Христа. В месте, где ранее стояла оригинальная церковь, спрятан Хитон Господень. Уже после того, как возвели новую церковь вместо старой, здесь пророс кедр животворящий. А далее идёт цепочка, которая даёт в итоге название самой церкви.
Выросший кедр срубили, а из его ствола было сделано семь колонн, которые были использованы для поддержания свода новой церкви. Столпы стали опорой церкви. Внезапно из одного из них потекло благовонное масло. Вскоре после прихода паломников обнаружилось, что при прикосновении к столпу верующие избавлялись от болезней. Так появилось название Светицховели. Переводится как «Животворящий столп».
Он и по сей день является главной святыней собора и находится в центре церкви.. Стены вокруг него расписаны фресками, датируемыми XVII веком. Изображения на них и рассказывают в красках легенду о кедре и Животворящем Столпе. На входе с вас не потребуют денег, хотя если вы хотите услышать много нового и интересного, вам стоит нанять опытного гида. В церкви можно увидеть первую купель, крест с частицей древнего креста, на котором висел Христос. А ещё прямо в залах находится склеп.
Монастырь Джвари
По описанию М.Ю.Лермонтова этот монастырь стал когда-то обителью Мцыри. Вторая по значимости религиозная точка интереса в городе. Согласно преданию Святая Нино поставила где-то здесь крест в честь окончательного крещения Грузии. На грузинском “крест” означает “Джвари”. Таким образом, монастырь — ровесник крещения страны.
Храм стоит в очень живописном месте и образует прекрасный ансамбль с окружающей природой. Поэтому фотографы очень любят приходить сюда рано утром и делать хорошие кадры.
Кстати, с возвышенности, на которой расположен храм, можно увидеть знаменитую грузинскую военную дорогу — тот самый единственный путь на север через город. Древний город тоже видно отсюда, причём с высоты птичьего полета.
Крепость Бебрисцихе
С этой крепостью тоже связана легенда. Если человечество в целом любило легенды и древние предания, то грузины здесь отличились и превзошли остальных. Действительно, многие места здесь связаны с какими-либо историями древности.
Когда-то этими землями правил князь Симон. Князь Симон в целом много делал для того, чтобы его народ оставался независимым. Оборона также входила в его усилия, поэтому он построил крепость на подступах к городу. Когда пришло время передавать свою власть по наследству, он позвал своих детей – дочь Макрине и сына Мамуку. Они дали ему обет, обещая править мудро и справедливо.
Однако его сын забыл о своем обещании, несправедливо и жестоко относясь к своему народу. Красавица Макрине пыталась напомнить брату о данном когда-то обещании. Она долго просила его о милосердии, что ему и надоело. Брат приказал заточить её в старой башне.
Однажды царские повара готовили еду, и в один из супов упали два черных ворона. Повара сочли это дурным знаком, так что вылили содержимое на землю. Мамука в гневе хотел отрубить голову поварам, но не успел: из котла выползли две змеи.
Казалось, ему конец, но Макрине силой молитв попросила Бога о помощи. Тот услышал молитвы, и змеи не тронули её брата. Урок Мамука усвоил, так что раздал нищим свои богатства, а сам постригся в монахи и отправился в качестве пилигрима путешествовать.
Макрине осталась жить и править в Мцхете.
Она дожила до преклонного возраста. Прощаться с ней после смерти пришло много простых горожан. Из толпы вышел седой старец, который подошёл к покойнице и склонился над ней. До людей вокруг тихо донеслись слова: «Вот мы и исполнили наш обет». Мамука умер рядом со своей сестрой. Произошло это в той самой церкви, а с тех пор её называют Бебресцихе — “крепость старца”.
К сожалению, ныне большая часть замка лежит в руинах.
Мост Помпея
Этот мост назван в честь Гнея Помпея — римского полководца, который построил первый мост через реку Куру. Тогда это проводилось в рамках налаживания коммуникаций, в том числе для армии.
К сожалению, в наши дни он в плачевном состоянии. После строительства ГЭС в период СССР мост чаще всего находился под водой, что негативно сказалось на его состоянии. Появлялся лишь изредка над водой, когда работа ГЭС приостанавливалась.
Последняя версия моста, что сохранилась до наших дней, была проведена инженером Терминым в 1841 году. Останки этой версии до сих пор видны здесь.
Монастырь Самтавро
Самтавро — это большой женский монастырь. Он был основан в 4 веке нашей эры. В те времена как раз происходила христианизация Грузии, так что монастырь можно считать одним из первых в стране и регионе. Помимо всего прочего здесь находится склеп, в котором похоронен грузинский царь Мириан III и его любимая жена.
Из-за того, что монастырю более полутора тысяч лет, его уже несколько раз успели уничтожить и заново отстроить. Мы можем наблюдать сохранившиеся храм, колокольню, датируемую 15 веком, оборонительную башню 18 века. Внутри можно найти очень старый иконостас (предположительно 15 век) и фрески 17 века.
Поскольку Самтавро — один из религиозных центров страны, сюда были перевезены некоторые очень важные христианские реликвии, такие как мощи святых.
Церковь Антиохия
Церковь Антиохия — ещё один религиозный памятник, датируемый четвёртым веком нашей эры. Она находится недалеко от Светицховели, прямо рядом с местом, где сходятся реки Арагва и Кура. Это уникальное здание, поскольку оно наиболее хорошо сохранилось и демонстрирует архитектуру ранних периодов Грузии. Во время наступления арабов церковь была разрушена 8 веке. Почти семьсот лет она пролежала в руинах и была восстановлена в 15-17 веках. Относится к женскому монастырю св. Стефана.
Шиомгвиме
Шиомгвиме — более новый по меркам предыдущих построек средневековый монастырь. Он находится недалеко от Мцхеты в узком ущелье. Основание его произошло аж в шестом веке нашей эры, что уже является ранним средневековьем. Кстати, это значит, что он даже старше самого первого государственного образования Европы после Римской Империи. Какое-то время он являлся крупнейшим в Грузии. Главный интерес представляют многочисленные сохранившиеся древние постройки и пещерные кельи.
Источник: https://travelata.ru/blog/dostoprimechatelnosti-mtshety-gruziya/
День Святой Нино — просветительницы Грузии
В Грузии День Святой Нино — небесной покровительницы страны, отмечают особенно торжественно и называют «Нинооба».
Крест из виноградной лозы, обвитый волосами Святой Нино, с которым просветительница пришла в Грузию, хранится в Сионском кафедральном соборе Успения Богородицы в Тбилиси.
В Грузии Нинооба празднуют дважды в год: 27 января — в день кончины Святой Нино, и 1 июня — в день пришествия просветительницы в Грузию.
Святая Нино
Родилась будущая Святая в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений, примерно в 280-м. Происходила Нино из знатной семьи — отец был родственником Святого Георгия Победоносца, а мать — сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.
К двенадцати годам Нино вместе с родителями пришла в Иерусалим, где по благословению патриарха отец ушел в пустынники, а мать — поставили диаконисой при храме Гроба Господня.
Воспитанием и духовным образованием девочки занималась благочестивая старица Нианфора. Однажды, читая в Евангелии о казни Спасителя, Нино задумалась, а где находится сейчас Хитон Господень, доставшийся по жребию одному их римских воинов, так как считала, что такая великая святыня безвозвратно погибнуть не могла.
Нианфора рассказала ей, что, по преданию, нешвенный Хитон Господень, сотканный Пресвятой Богородицей, у римских солдат выкупил мцхетский раввин Элиоз и привез святыню в Иверию (Грузию).
Юная Нино, решив, что именно она должна найти эту великую святыню, стала постоянно молиться Божьей Матери, чтобы Она помогла ей отыскать Хитон Господень. Однажды Нино приснилось, что Пресвятая Богородица вручает ей крест из виноградной лозы и посылает с проповедью Евангелия в Иверию.
Проснулась дева с виноградным крестом в руках, перевязав его по середине своими волосами, она посвятила себя его служению. Отправившись к своему дяде — патриарху Иерусалимскому, Нино рассказала о видении и своем решении отправится в Иверию.
Патриарх в произошедшем увидел знак Божий и благословил юную племянницу на апостольское служение.
Тернистый путь
Нино отправилась в дальний путь вместе с царевной Рипсимэ, ее наставницей Гаяне и другими 35 христианскими девами. Христианки направлялись из Рима в Армению, спасаясь от преследования императора Диоклетиана.
Чудом избежав мученической смерти, которой подверглись спутницы Нино по приказу армянского царя Трдата III, Святая, укрепленная Ангелом Господним, продолжила путь и прибыла в Грузию в 319-м.
Sputnik / Alexander Imedashvili
Крест Святой Нино у храма Светицховели
Слава о христианской Святой вскоре распространилась в окрестностях Мцхета (древняя столица Грузии), ибо проповедь Нино сопровождалась многими знамениями.
По молитве Святой, в день Преображения Господня, во время языческого праздника, сильная буря низвергла идолов — Армаза, Гаима и Гаци, с высокой горы в присутствии царя Мириана и многочисленного народа.
Крещение Грузии
Первыми крещение приняли от Нино бездетный царский садовник и его жена Анастасия, у которых Святая поселилась. Своей молитвой она исцелила Анастасию от бесплодия.
Вскоре, узнав о силе молитв праведницы, к ней стали приходить толпы больных и страждущих. Многие из них, исцелившись – крестились.
Царь Мириан проповеди Нино не препятствовал, так как Грузия в то время находилась под властью Римской империи, где христианство уже утвердилось.
Царица Нана, исцеленная просветительницей, уверовала в Спасителя и из ревностной идолопоклонницы стала христианкой, однако ее супруг в истинную веру обращаться не спешил.
Легенда повествует, что во время царской охоты неожиданно тьма покрыла землю — царь Мириан впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо. Именно после этого случая он уверовал в Господа.
Царь Мириан и царица Нана приняли Крещение вместе с детьми и родственниками в водах реки Арагви. Христианство государственной религией объявили в Грузии через несколько лет — в 324-м.
Светицховели
Священное Предание повествует, что в I веке нашей эры раввин Элиоз, протестовавший против несправедливого суда Синедриона и присутствовавший на распятии Господа, выкупил Хитон Господень у римских воинов.
Прибыв во Мцхета, он вручил святыню своей благочестивой сестре Сидонии, которая, взяв в руки Хитон Мессии, скончалась. Деву похоронили вместе с Хитоном, так как не могли его высвободить из ее объятий. На могиле Сидонии выросло дерево, которое, со временем, стало для жителей Мцхета священным — ему поклонялись как неведомому божеству.
Sputnik / Alexander Imedashvili
Храм Светицховели в городе Мцхета
Прибыв через три века в Грузию, просветительница страны попросила царя Мириана срубить это дерево и, сделав из него четыре креста, установить их на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства.
Когда Древо спилили и уложили на землю, из оставшегося столпа стало источаться целебное благодатное миро. Оно истекало до XVII века, до нашествия персидского шаха Аббаса. Столп стали называть Светицховели, что в переводе с грузинского означает животворящий. Над столпом возвели первую церковь и осветили в честь 12 апостолов.
Величественный собор на месте деревянной церкви возвел зодчий Арсукидзе в первой половине XI века. Следовательно, главный собор Грузинской церкви возведен на месте захоронения Хитона Господня. Все главные церковные события в Грузии, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, проходят в Светицховели.
Последний приют просветительницы
Горные области Грузии, несмотря на то что христианство в стране было объявлено государственной религией, оставались непросвещенными. Поэтому просветительница отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, в сопровождении пресвитера и диакона, где проповедала язычникам-горцам Евангелие. Благодаря проповеди Святой Нино многие из них приняли крещение.
Оттуда просветительница отправилась в Кахетию (Восточная Грузия) – она поселилась в маленькой палатке на склоне горы в селении Бодбе, постоянно молилась и проповедовала, обращая местных жителей в истинную веру. Святая Нино крестила царицу Кахетии Соджу (Софию), вместе со всем двором и множеством народа.
Sputnik / Alexander Imedashvili
Завершив апостольское служение в Грузии, просветительница была извещена свыше о близкой кончине. Царь, узнав об этом, отправился в Бодбе вместе со всем духовенством — у одра Святой Нино они стали свидетелями многих исцелений.
По просьбе своих учениц, Святая Нино рассказала о своем происхождении и жизни — рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития просветительницы.
Святая Нино мирно скончалась в 335-м. Тело просветительницы Грузии, согласно ее завещанию, погребли в Бодбе. Мощи Святой прославились многими исцелениями и чудесами.
Грузинская церковь, причислив Нино к лику Святых, назвала просветительницу равноапостольной, то есть равной по значению апостолам -ученикам Христа, в распространении христианства.
Над могилой Святой возведен кафедральный собор — трехнефная базилика — во имя небесных покровителей Грузии Георгия Победоносца и Нино.
При храме в настоящее время действует самый большой в Грузии женский монастырь, основанный в первой половине IV века, сразу после смерти просветительницы Грузии.
В Нинооба торжественные службы проходят во всех православных храмах Грузии. Прихожане в Нинооба могут приложиться к кресту, с которым Святая Нино пришла в Грузию.
Бесик Пипия
Могила Святой Нино в Бодбе
Имя Нино в Грузии очень популярно – именем просветительницы называют многих девочек. Святая Нино покровительствует всем, кто крещен этим именем, а также помогает всем, кто просит ее о заступничестве.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20200126/247568590/Den-Svyatoy-Nino---prosvetitelnitsy-Gruzii.html
Железный крест в байкерских украшениях
Многие символы со временем меняют своё значение. Иногда — на прямо противоположное. Так и произошло с железным крестом — когда-то он был крайне почётной военной наградой, а потом долгое время ассоциировался исключительно с преступлениями нацистской Германии.
И если бы не байкерская субкультура, то про железный крест скоро бы вообще позабыли. Но этого не случилось. Украшения с крестами аналогичной формы популярны среди мужественных любителей скорости и мотоциклов, а также у любителей аксессуаров с брутальным дизайном.
Вот только многие из них понятия не имеют об истории символа и его значении. Пришло время исправить это досадное недоразумение.
Равносторонние кресты в европейской символике
Европейцы использовали символику, включающую разнообразные кресты, с давних пор. И при этом приходилось напрягать фантазию — классический крест использовать было нельзя — всё же это прерогатива церкви, а как-то выделиться среди прочих религиозных объединений очень хотелось. Поэтому и появилось большое количество похожих крестов, которые многие путают до сих пор. Так что стоит остановиться на этом моменте отдельно.
- Болнисский крест. Распространённый грузинский религиозный символ, восходящий чуть ли не к V веку нашей эры. Равносторонний белый крест с вогнутыми расширяющимися концами, заключённый в круг.
- Мальтийский крест. Официальный символ ордена Госпитальеров, образовавшегося в 1099 году. Белый равносторонний крест с V-образными вырезами на расширяющихся концах.
- Тевтонский крест. Или “Чёрный крест”.Официальный символ Тевтонского ордена, образовавшегося в 1190 году. Характерен вытянутой нижней частью креста, вогнутыми расширяющимися концами, а также — серебристой окантовкой.
- Тамплиерский крест. Или, как его ещё называют, лапчатый. Официальный символ ордена Тамплиеров, основанного в 1119 году. Существовал в нескольких вариантах, один из которых подразумевал расширяющиеся концы с прямым завершением. Впрочем, чаще использовались другие варианты — с прямыми концами, либо с расширяющимися, но выпуклыми. Использовался как чёрный цвет, так и красный.
И, конечно же, Железный крест, о котором изначально и шла речь. Очень похож на упомянутый выше крест тамплиеров, однако не имеет к ним никакого отношения.
История железного креста, как награды
Согласно легенде о создании данного символа, король Пруссии Фридрих Вильгельм III вдохновлялся тевтонским крестом. Потому как Пруссия во все времена гордилась своей исторической связью с Тевтонским орденом. И в 1813 году Железный крест стал официальной военной наградой, которую вручали тем, кто отличился в процессе освобождения страны от войск Наполеона.
В последующей войне 1871 года Пруссия разбила французские войска, объединилась с Германией и сформировала Германскую империю, которая переняла многие высшие прусские воинские награды, в том числе и Железный крест.
Затем была Первая мировая война, в которой Железными крестами тоже активно награждали отличившихся бойцов. Но в куда большем количестве, чем в предыдущих войнах. Награда стала известной и распространённой. Один такой Железный крест I степени получил даже никому ещё неизвестный ефрейтор Адольф Гитлер.
Он и возродил вновь практику выдачи Железных крестов в 1939 году. Только саму конструкцию ордена слегка исправил — добавил свастику в центре и поменял цвет орденской ленты с чёрно-белой на чёрно-бело-красную.
Также стоит отметить, что не только Пруссия и нацистская Германия использовали узнаваемую форму железного креста в качестве воинской награды. В Российской Империи почти такую же форму, только с небольшим кругом в центре, имел Орден Святого Георгия Победоносца, а в Великобритании — Крест Виктории.
Дальнейшая история железного креста
Железный крест наравне с чёрным равносторонним прямым крестом (Шварцкройц) служил также опознавательным знаком для военной техники Германии, начиная ещё со времён Первой мировой. Рисовался и на самолётах, и на танках, и на мотоциклах, которых в армии было немало.
Но если забрать с собой боевую технику в качестве личного трофея солдаты союзников не могли, то с мотоциклами всё было куда проще.
Так что американские ветераны возвращались домой с относительно новенькими мотоциклами DKW RT125, BMW R75 и R71 с которых была удалена свастика, но не другие опознавательные символы.
Поскольку Железный крест был военной наградой, которую давали отличившимся бойцам Вермахта, получить её в качестве трофея стало для солдат союзников одним из доказательств личного мужества и воинского мастерства. А ношение такой “трофейной награды” серьёзно поднимало репутацию бойца в глазах собратьев.
Так что, по возвращению в США, ветераны Второй Мировой стали активно разъезжать на трофейных мотоциклах и “козырять” трофейными Железными крестами. Именно таким мужественным защитникам “американской мечты” и хотела подражать молодёжь. Поэтому Железный крест довольно быстро стал распространённым байкерским символом.
Который, для ещё большей брутальности, начали дополнять изображениями черепов. Впрочем, у этого была даже практическая цель — дело в том, что в рамках программы денацификации свастики с оригинальных железных крестов удалялись.
А образовавшиеся царапины и повреждения надо было чем-то закрасить и закрыть — почему бы не изображением черепа.
Конечно, были и те, кто носил его в знак симпатии к нацистской идеологии и лично Адольфу Гитлеру, но таких среди байкеров было немного. Но да, некоторые байкерские группировки активно заявляли о своём крайне правом мировоззрении, в знак чего — носили узнаваемую символику, в том числе и украшения в форме железного креста. Что, впрочем, не превращает автоматически любого носящего железный крест в нациста.
Именно так железный крест занял своё почётное место в рамках классической байкерской символики. Его изображениями украшают и куртки, и шлемы, и кастомные чопперы. И, конечно же, носят как в виде перстней, так и на цепочках.
Источник: https://cheros.ru/news/forma-zheleznyy-krest-v-baykerskikh-ukrasheniyakh/
Крест святой Нины — Журнал ФОМА в Украине
Крест святой Нины — крест, сплетенный из виноградной лозы.
ФОМА
По преданию, Богородица явилась святой Нине во сне и вручила ей крест, перед тем как направить ее на миссионерскую деятельность в Грузию. Крест святой Нины — главная святыня Грузинской Церкви.
Житие святой Нины и обретение креста
Святая родилась в конце III века в благочестивой и знатной семье. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора. В 12 лет она вместе с родителями отправилась в Иерусалим, где по благословению епископа отец стал отшельником в пустыне, а мать, Сусанна — диакониссой. Девушку передали на воспитание благочестивой старице Нианфоре.
Узнавая от наставницы все больше подробностей о земной жизни Господа, святая заинтересовалась историей Хитона — одеяния Христа, в котором Его распяли и ради которого воины бросали жребий. Нина узнала, что по преданию Хитон находится в Иверии (древнее название Грузии) и стала молиться Богородице о том, чтобы найти его. Так гласит распространенная версия жития святой Нины и так верят многие христиане. По другой версии Хитон находится в городе Трире.
Во сне девушке явилась Божия Матерь. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест и сказала: «Иди в Иверию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест.
Так и случилось. До этого языческая Иверия трудами святой Нины приняла христианство. Святая потратила 35 лет жизни на проповедь Евангелия в этой стране, и за эти труды Церковь ее называет равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. Хитон Иисуса Христа святая нашла, и на этом месте — в городе Мцхета — был построен деревянный храм, а позже — каменный собор в честь 12 апостолов.
Паломники у Хитона Христа в Трире, Германия. Могила святой Нины в Бодбийском монастыре, Грузия.
История креста после кончины святой Нины
Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нине. В Мцхете, бывшей столице Грузии, крест находился до 458 года.
Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету.
Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару.
В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.
Император решил не оставлять святыню в России, а восстановил историческую справедливость — крест святой Нины как достояние Грузинской Церкви отправили с почестями в Сиони.
Где сейчас находится крест?
С 1802 года крест находится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Святыню поместили в серебряный ларец, на крышке которого изображены сюжеты из жития святой Нины.
Интересный факт. В 1992 году в горах на высоте 3 800 м грузинские альпинисты установили крест в честь святой Нино. Фото Олега Ласточкина
ФОМА
Источник: https://foma.in.ua/articles/faith/holy/krest-svyatoj-niny
Что означает грузинский крест на машине?
Новости и общество 26 ноября 2016
Некоторые люди, замечающие на дорогах машины с изображением креста, заключенного в круг, недоумевают: что это значит? Не все знают, что несёт в себе этот символ, поэтому начинают строить свои версии, которые иногда очень далеки от истины. Некоторые даже приписывают этот знак к масонским или сектантским символам. На самом деле этот знак есть не что иное, как грузинский православный крест. Что он означает и зачем его клеят на машины, попробуем разобраться в данной статье.
Основная религия в Грузии
Доминирующей религией в Грузии является православное христианство. Причём она пришла в Грузию намного раньше, чем произошло крещение Киевской Руси. Становление христианства в стране претерпевало определённые трудности, но уже в IV веке эта религия заняла твёрдые позиции. На территории Грузии имеется огромное количество храмов и церквей, которые играют огромную роль в жизни людей.
Большое число паломников из различных стран направляются в данную страну посетить христианские святыни. Грузины очень трепетно относятся к своей религии. Однако вместе с тем они достаточно лояльны и к другим. На территории страны мирно сосуществуют наряду с христианами католики, мусульмане и иудеи. Таким образом, в Грузии соблюдаются христианские догматы, один из которых гласит: «Будьте терпимы друг к другу».
Грузинский крест
У него есть еще одно название – болнисский. Данный тип крестов используется в Грузии с V века. Грузинский крест – равнобедренный, он имеет расширяющиеся рукава.
Данный символ заключается в круглую раму. Имеются сведения, что болнисский крест появился во времена Константина Великого. Именно он допустил в 313 году свободное исповедание христианской религии в Грузии.
В первый раз такой крест был изображен на фасаде храма под названием Болниси Сиони. Он был построен в конце V века в исторической провинции страны. Отсюда и название – болнисский, так как кресты именно такой формы применялись в отделке храма.
С тех пор и до сегодняшнего времени болнисский крест используется в Грузии повсеместно.
Грузинский крест на машине. Что значит
Если вы увидели на дороге машину, на которой изображен крест, заключенный в круглую рамку, – это значит, что хозяином автомобиля является верующий человек, как правило, грузинской национальности. Скорее всего, автомобиль был освящен в Церкви, так как при освящении машины в Грузии на неё наклеивается изображение болнисского креста.
Может быть и такой вариант, что хозяин машины просто покупает наклейку с грузинским крестом и приклеивает её самостоятельно, в знак своей веры. В любом случае, данный знак не несёт никакого злого умысла. Не нужно путать его с сектантскими символами — он не имеет с ними ничего общего.
Грузинский крест на машину можно приобрести в грузинской церковной лавке либо заказать по интернету.
Возможен, конечно, и такой вариант, что машина была куплена, и новый хозяин просто не снял наклейку по какой-то причине. В данном случае болнисский крест на машине может не иметь к вере её хозяина никакого отношения.
Зачем нужно освящать машину
Освящая машину, нужно понимать, что данный ритуал не принято воспринимать как некое магическое действие, способное уберечь автомобиль от аварии и прочих неприятностей. Хотя несомненно, люди преследуют именно эти цели.
Освящение любой вещи нужно для того, чтобы показать, что человек посвящает её, а также свои мысли и дела Богу. Освящая машину, нужно осознавать, что она – всего лишь средство передвижения.
Приходя к священнику за данной требой – к Богу приходите, в первую очередь, именно вы, а не гора железа.
Истинная вера способна творить чудеса, и именно она поможет вам избежать аварий на дороге. Если ритуал проводится просто как дань моде – толку с него будет мало. Церковь не занимается магией и заговором вещей. Невозможно «заговорить» автомобиль или любую другую собственность. Именно поэтому необходимо осознанно подходить к данному вопросу, чтобы освящение машины не стало всего лишь ритуалом.
Заключение
Грузинский крест на автомобиле – это знак православной веры. Освятил ли человек свою машину, или просто приклеил изображение – в любом случае он причисляет себя к православным христианам, и желает продемонстрировать это окружающим. И в этом нет ничего плохого, так как христианская религия проповедует мир, любовь и добро. Соответственно, человек за рулём, вероятней всего, также придерживается этих ценностей.
Хотя для людей, далёких от религии, болнисский крест на автомобиле расскажет только о том, что за рулём, скорее всего, человек определенной национальности, а в вопросы его веры вряд ли кто-то будет вникать.
Таким образом, болнисский крест на машине для религиозных людей будет свидетельствовать о православной вере владельца автомобиля, а для атеистов – определять принадлежность человека за рулём к грузинской национальности.
Источник: http://monateka.com/article/162743/
Кресты и Иконы в Православии
Из всех христианских конфессий только в Православии и Католицизме почитаются одновременно кресты и иконы. Крест несёт в себе огромный заряд духовной энергии, являясь знаком веры, спасения и искупления. По этой причине нательный крест, который носит каждый христианин, является не просто символом, а связующим звеном между человеком и Богом.
Всякий христианский крест-есть истинный крест!
В Православии нет строгих требований к исполнению креста, потому что почитается крест как таковой. Важно лишь, чтобы у креста хотя бы одна из линий делилась строго пополам. Поэтому при изготовлении крестов существуют не отличия, а скорее, художественные особенности, присущие традициям той или иной православной страны. (см.
видео)
Является фактом, что Православный крест является одной из истиных форм христианского креста.
Православный крест известен ещё как Восточный крест, Византийский крест, Русский крест, Украинский крест, Армянский крест, Греческий крест, Македонский крест, Сербский крест, Болгарский крест, Коптский крест, Грузинский крест, Славянский православный крест, Партриарший крест и крест Святой Ольги.
На рисунке 1 Вы можете увидеть восьмиконечный крест, который чаще всего используется в русской и сербской православных церквях, на рисунке 2 можно увидеть византийский, а на рисунке 3 – греческий крест.
Таким образом, существенной для Православной Церкви является не декоративная форма креста, а образ Иисуса Христа на нём.
В Православии на иконах и крестах, будь то изображение Иисуса Христа или святого, отражается образ его прославления. Иисус Христос везде изображается как всемогущий Бог. Да, Христос страдал и умер на кресте. Но потом Он Воскрес.
И мы знаем, что страдал Он не от бессилия, а добровольно из любви к людям, чтобы научить нас беречь бессмертную душу, любить и прощать друг друга. В Православном Распятии эта Пасхальная радость присутствует всегда.
Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, словно обнимая все человечество.
Существенной деталью, которая отличает православное распятие от католического, является количество гвоздей, которыми Сын Божий был прибит к кресту. Православные веруют, что ноги Христа были прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Таким образом, по православным канонам у тела Христа стопы ног должны изображаться отдельно, а не внахлёст, как в католицизме.
Купить Православные Крестики
В наших магазинах представлена самая обширная в США и Канаде коллекция православных крестиков и распятий, импортированных из России. Посмотрите на некоторые из них. Это не только религиозный символ, но и красивое ювелирное изделие.
Золотой Крестик Крестик с Бриллиантами Двухцветный Крестик
Эксклюзивные золотые Уникальные крестики с Двухцветные крестики с
православные крестики бриллиантами изображением Иисуса
Христианский Крестик Православный Крестик Серебряный Крестик
Христианские ювелирные Правослявные золотые Серебряные крестики для
изделия с изображением крестики для мужчин и мужчин и женщин
распятия Иисуса женщин
Купить Православные Иконки
В Православии особо почитаются иконы (образы), посящённые Пресвятой Деве — Богородице, которые по особенностям своего исполнения подразделяются на несколько типов. Представленная на этой странице нательная золотая иконка изображает Христа во младенчестве, который прижимается своей щекой к лицу Его матери. Такой тип икон носит название «Умиление» и показывает не только любовь Матери к Сыну, но и символизирует любовь человека к Богу, а Бога к человеку (центральная фотография).
Православная икона с Православная икона с Православня икона с
изображением Иисуса изображением Божьей изображением
Матери Св.Николая
Cпас Нерукотворный
Образ Спаса Нерукотворного, который Вы можете видеть на представленной на этой странице золотой нательной иконке, выделяется из ряда других потому, что именно с него началась традиция христианской иконографии. Согласно византийской версии легенды, царь города Эдессы послал художника нарисовать с натуры образ Иисуса Христа.
Однако у того ничего не получилось и тогда Иисус отёр свой лик льняным платом-убрусом (большой платок) и отдал его художнику, чтобы спасти от наказания. И о чудо, когда художник принёс плат царю, то все увидели на нем лик Божий в мельчайших деталях.
Таким образом это поистине нерукотворное изображение Христа стало первой в истории христианской иконой и с тех пор служит одним из самых весомых доказательств необходимости их почитания.
Святой Николай Чудотворец
Николай Чудотворец (Угодник) один из самых почитаемых в христианском мире святых. И для этого есть все основания, ибо житие его наполнено многочисленными добрыми и даже чудесными поступками. Он исцелял и спасал людей, заступался за неправедно осуждённых и освобождал их, оделял деньгами неимущих, примирял ссорившихся, заботился о детях.
Пожалуй, память только этого святого православные христиане отмечают дважды в году: 19 декабря помянуется день Его смерти – т.н. «Никола зимний», а 22 мая день перезахоронения Его мощей из Турции (где он был изначально погребен), в итальянский город Бари — т.н. «Никола вешний». В соответствии с этими датами в православной иконографии существует два типа изображения этого святого человека.
На золотой иконке, которая представлена на этой странице Вы можете видеть его в епископской митре на голове, что позволяет отнести этот образ к категории «Николы зимнего» (правая фотография выше).
Источник: https://www.goldenflamingo.us/ru/education/crosses_icons/
Что означает нательный крест?
pixabay.com
Каждому новокрещенному во время таинства крещения надевают крестик нательный. А знаем ли мы, откуда пришла традиция ношения креста и что означает этот символ веры?
История появления христианского символа
Первые христиане носили на теле медальон с изображением закланного агнца. Однако они глубоко чтили крест, на котором принял смерть сын божий во имя искупления грехов человечества. Поэтому последователи Иисуса Христа всегда имели при себе изображение креста, а некоторые даже вырезали его у себя на челе.
До III века христиане подвергались гонениям, но скрывать свою веру и отказаться от нее не пожелали.Примерно в это же время (документальные свидетельства относят к началу IV века) христиане стали носить кресты ближе к сердцу. Позже гонение на христиан прекратилось, а традиция носить крест на теле осталась. В 692 году был принят канон иконописного изображения православного Распятия.
Православный и католический кресты несколько различаются. Католики прибегли к анатомической достоверности, изобразив мучения, принятые Иисусом. Православный крест имеет более глубинное значение. Он отражает величие Господа, раскрывшего для нас свои объятия. Приняв смерть и воскреснув, Христос одержал победу над неверием.
На Русь крест пришел вместе с крещением и стал называться тельником. Получив крест при Крещении, его больше не снимали ни при жизни, ни после смерти.
Требования к нательному кресту
Традиция изготовления крестов имеет многовековую историю и широкую географию распространения. Поэтому по своему виду христианский символ может быть четырех-, шести– и восьмиконечным. В России наиболее распространен восьмиконечный крест с наложенной на него фигурой Спасителя и надписью «Спаси и сохрани» на обратной стороне.
Слова означают бессловесную молитву, обращенную к Богу.
Жестких требований к материалу нет. Можно купить крестик как из простого дерева или металла, так и выполненный из драгоценных металлов. Священнослужители не осуждают стремление приукрасить глубоко почитаемый символ христианства. На чем висит крест – тесемка или золотая цепочка – также не имеет значения.
Главное, чтобы он держался надежно.
Освятить нательный крестик необходимо в церкви. Служитель храма не просто окропит его святой водой, но и прочитает две особые молитвы, чтобы Господь влил в крест свою силу, которая будет хранить тело и душу носящего от бед, врагов и злых духов. • Нельзя поднимать чужой крест. Церковь учит наоборот – не только необходимо поднять крест, но и взять его себе или отдать нуждающемуся.• Потеря креста грозит всякими бедами и несчастиями. Через крест мы приобщаемся к божьей благодати.
Потеряв крест, мы теряем часть божественной силы. Поэтому надо вновь приобрести и освятить крестик. А вот добровольное снятие креста приравнивается к богоотступничеству.
• Если носить одновременно крест и знак Зодиака, то магическая защита владельца удвоится. Религия осуждает приверженность суевериям, идолам, колдовству, поэтому воцерковленный человек не будет носить ничего кроме нательного крестика.
А вот охранные, именные иконы, кольца с молитвой и другие освещенные ювелирные изделия, иметь можно.
Публикуется на правах рекламы
Источник: https://www.calend.ru/afisha/590/
Византийские кресты: многообразие форм
Самозваные «ревнители православия» весьма часто считают себя знатоками символики и на этом основании очень любят выискивать антихристианские символы там, где их не может быть в принципе. При этом в своем ревнительском запале зилоты порой доходят до кощунства, называя древние христианские символы «масонскими» или «сатанинскими». Происходит это как из-за ревности не по разуму, так и из-за простого невежества.
В этом очерке мы расскажем о некоторых исторических формах византийских крестов. Иные из них, к сожалению, становятся мишенью малообразованных ревнителей не по разуму.
Крест-реликварий императора Юстина II. Византия. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи
Крест как символ
Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.
Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.
Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.
Мозаичные кресты из Софии Константинопольской
Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.
Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» [1].
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).
Четыре живоносных источника
Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)
В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Быт. 2:9–10).
Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).
Процветший крест
Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей
Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.
Дополнительные перекладины
Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола
Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.
Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.
Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889
Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).
Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.
Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании
Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».
Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью.
Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее.
И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».
Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.
Дмитрий Марченко
Примечание:
1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/vizantiyskie-kresty-mnogoobrazie-form
Зачем нужно освящать машину
Освящая машину, нужно понимать, что данный ритуал не принято воспринимать как некое магическое действие, способное уберечь автомобиль от аварии и прочих неприятностей. Хотя несомненно, люди преследуют именно эти цели.
Освящение любой вещи нужно для того, чтобы показать, что человек посвящает её, а также свои мысли и дела Богу. Освящая машину, нужно осознавать, что она – всего лишь средство передвижения.
Приходя к священнику за данной требой – к Богу приходите, в первую очередь, именно вы, а не гора железа.
Истинная вера способна творить чудеса, и именно она поможет вам избежать аварий на дороге. Если ритуал проводится просто как дань моде – толку с него будет мало. Церковь не занимается магией и заговором вещей. Невозможно «заговорить» автомобиль или любую другую собственность. Именно поэтому необходимо осознанно подходить к данному вопросу, чтобы освящение машины не стало всего лишь ритуалом.