Икона «Троица Новозаветная»
На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят всем миром.
Христианская религия, как и философия, начинается с удивления. Народной памяти известны настоящие чудеса, которые являла икона, изображающая основу всего христианства.
К святому лику люди взывают в первую очередь об укреплении духа, об упрочнении силы воли, способной вынести все, об избавлении от грехов, порой и тех, которые простить может лишь Господь. Икона Новозаветной Троицы важна для христиан — в этом уверена церковь и все ее послушники, но в этом есть и запретная сторона.
Споры по этому поводу не унимаются до сих пор. Вопросом о том, можно ли изображать лик Господа, Создателя, которого никто не видел, задаются многие люди.
Тайна иконы Святой Троицы
Христианская вера берет свое начало с великой тайны Новозаветной Троицы — таинства непостижимого единства Божьего. На этой иконе верующие люди видят Господа во всех трех обличьях, на которых основа церковь. Как три лица Троицы находятся в едином целом, так и все люди едины в теле Христа. Это не метафора: мы все братья и сестры, соединенные одним целым — кровью и духом, в котором живет Бог.
Немногие решались изобразить таинство Троицы на холсте. Ведь видя образ и ощущая его силу и значимость, людям проще обращаться к Господу. Радостная тайна перевоплощения Бога позволила людям изображать непостижимое. Данная икона имеет множество вариаций, но смысл един — это текст о святости, о явленной Богом любви, которая не знает ни времени, ни пространства. Она пребывает в вечности, там, где будет и каждый из нас.
Постичь вечную жизнь мы можем лишь благодаря Господу, его заветам, указам и правилам, которые не позволяют очернять невесомую, но запертую в теле душу. Сам Создатель посвящает каждого христианина вслед за апостолами, помогая обрести Самого Себя — Пресвятого Духа. Такой дар мы принимаем, лишь пройдя таинство крещения. Словом, всякий, кто принял Христа и согласен с ним во всем, впускает в сердце свое Господа и Святого Духа, который пронизывает весь мир.
Где находится икона «Новозаветная Троица»
Подобная икона есть в каждом храме нашей страны. Самые древние реликвии, которые передают не только таинство и единство Бога, но и историю человеческого рода, можно встретить недалеко от Суздаля. В селе Санино есть Свято-Никольский монастырь для женщин, там и хранится образ нерушимого единения Отца, Сына и Святого Духа.
Еще один образ Пресвятой Троицы, признанный образцом написания подобных ему списков, принадлежит авторству Андрея Рублева и хранится в зале древнерусской живописи в Третьяковской галерее.
Описание и значение иконы Святой Троицы
Существуют два типа иконографии данного образа: Отечество и Сопрестолие.
Сопрестолие. На иконе мы видим Создателя-Отца в лице старца, Спасителя в образе мужа, каким Он запомнился верующим людям. Святое семейство восседает на тронах, по правую руку от Иисуса изображен Пресвятой Дух в виде голубя. Такой образ является новшеством для всего христианства. Есть версия, что подобный тип иконописи проник в нашу культуру от латинян.
Отечество. Тут мы можем заметить Господа-Отца, сидящего на престоле, на Его коленях Младенец Иисус, в руках Спасителя лежит сфера, на которой написан голубь как символ Святого Духа. По разным сторонам от Троицы изображены святые и ангелы.
Большой Московский Совет от 1554 года дал указ о запрете изображения Господа. К тому году подобные иконы имели широкое распространение среди верующих людей. Было много различных икон с изображением Господа: Шестоднев, Благовещенье и ряд других. Но постановление собора практически не повлияло на иконопись: мастера продолжили писать иконы с Господом. Ведь образы обладали чудодейственной силой, за ними следовали чудеса.
В чем помогает икона «Новозаветная Троица»
Перед иконой Святой Троицы люди просят о многом, в основном об отпущении грехов, о прощении, о Божьем благословении. Святой образ способен наделить человека силой, верой и праведностью. Все греховное при молитве к Создателю, Спасителю и Пресвятому Духу спадет.
Не стесняйтесь просить о самом личном, ведь через Троицу вы обращаетесь напрямую к Всевышнему. Перед молитвой желательно провести внутренний диалог с Господом, рассказать о всем тревожном, поделиться планами на жизнь. Господь беззвучно ответит вам, передаст совет и наставление через Ангела-Хранителя.
Поэтому после молитвы следите за подсказками вашего небесного защитника.
Молитва Пресвятой Троице
Молитва Святой Троице подле Новозаветной иконы — просительного содержания. В ней вы обращаетесь ко всем Трем Личностям, соединенным в одну, а потом к каждой из них в отдельности: к Отцу, к Сыну и Святому Духу. Господь очистит вашу душу от грехов, Иисус простит вам мысли алчные и несовершенства ваши, Пресвятой Дух исцелит плоть и бессилие. Молитва звучит так:
«Пресвятая Троица в лице Господа, Сына Его и Святого Духа, что послан Свыше, помилуй нас. Господь Бог, прости нам прегрешения наши да избавь нас от лукавого. Владыка Небес в лице Иисуса Христа, умоляем, сжалься и прими покаяние наше в мыслях алчных и деяниях злых. Святой и Незримый Дух, исцели тела наши от слабости и немощи. Во веки веков будем славить мы имена Твои. Аминь».
Дни празднования
Празднование иконы приходится на пятидесятый день после Пасхи. Этот день носит название Пятидесятница и является одним из основных и значимых торжеств в православном календаре.
Образ Новозаветной Троицы — уникальная икона, демонстрирующая верующим людям единство Господа-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Споры о том, можно ли изображать Создателя в образе старца, не прекратятся, но ясно лишь одно: в споре рождается истина.
Возможно, со временем мы приблизимся к ней. А пока верьте в то, что подсказывает вам сердце. Господь укажет вам духовный путь, нужно лишь прислушаться к Его наставлениям. В этом вам поможет молитва, изменяющая жизнь.
Берегите себя, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Каждый православный верующий стремится прожить свою жизнь в праведности, без грешных поступков. Но даже самые
С помощью молитв каждый человек обращается к Господу со своими просьбами и бедами. Молитвы в
Согласно православной традиции, следует благодарить Бога за каждый прожитый день утром и вечером, перед сном.
В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница»,
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-troitsa-novozavetnaya/
Икона Святой Троицы: значение, в чем помогает
Существуют десятки вариантов, которые запечатлеют красками на досках одно знаменательное событие – встречу трех странников. История святыни расписана в 18 главе Книги Бытия и перенесена на иконы с символическим значением, то изображая сцены с Авраамом и женой, странниками, то вырисовывая сюжет явления трех ангелов пред Авраамом.
Однако наиболее известной среди всех икон является икона Святой Троицы, представляющая Триединство Господа, написанная Андреем Рублёвым.
История иконы
Согласно историческим исследованиям, первое упоминание об иконе Святая Троица, написанной Андреем Рублёвым, датируется 1551 годом, когда она была упомянута в распоряжении в Стоглавом соборе.
Там речь шла о некой святыни Троицы (о ней знали участники земской церкви), которая вполне соответствовала канонам и могла быть взята за пример.
Кроме того, сведения о святыни содержатся и в другом источнике, а именно в «Сказание о святых иконописцах», где говорится о просьбе Никона Радонежского, второго игумена Троицкого монастыря, написать в похвалу отцу Сергею икону Троицы, однако эта версия вызывает некоторые сомнения, хотя и считается общепринятой.
В целом икона Отца, Сына и Святого Духа имеет всего две возможных даты создания: 1411 и 1425-1427 годы. Первая дата отсылает к постройке после пожара деревянного храма, а вторая – к постройке Троицкой церкви из камня. Оба числа опираются на возведение соборов, поэтому вопрос точного года создания иконы остается открытым на сегодняшний день.
Вот в чем не возникают неточности, так это с автором иконы Святая Троица. Им однозначно является Андрей Рублев. Хотя однажды, после очищения иконы, некоторые исследователи усомнились в авторстве русского иконописца, узрев в святыне итальянские мотивы, но вскоре это предположение было развенчано, а итальянскими мотивами оказалось влияние византийской живописи.
Значение иконы Святой Троицы
Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.
Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.
У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни.
По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.
В чем помогает молитва перед иконой святой троицы
Что касается помощи, то икона Отца и Сына, и Святого Духа сильна в наставлении человека на путь праведный и в очищении от греха. Святыня содействует молящимся в трудный период, вселяет надежду, когда необходимо преодолеть сложные жизненные испытания. Образ трех Святых поддерживает во время сильного волнения, переживаний, а также помогает при принятии важных решений.
Молитва перед иконой
Тождественно празднование иконы Трех ангелов приходится на «Пятидесятницу» (50-й день после Воскресенья Христова), но молитву верующие могут читать каждый день.
Без надобности к Святым никто не обращается, и благословлять, потому что так надо, тоже не стоит. Образ Троицы защитит и поможет каждому истинно просящему, стоит лишь от чистого сердца произнести слова молитвы перед иконой Святой Троицы:
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.
(4 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-svyatoy-troitsy/
Иконография праздника пятидесятницы
Заведующий Иконопис- ной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука
(Головков)
При упоминании икон Святой Троицы перед глазами встает знаменитое творение преподобного Андрея Рублева, написанное в XV столетии. Однако первое подобное изображение было обнаружено за много веков до этого. Об основных интерпретациях сюжета рассказывает заведующий Иконописной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука (Головков).
От «Гостеприимства Авраама» к «Отечеству»
– Ваше Высокопреподобие, каково древнейшее изображение Триединого Божества?
– Этот сюжет появился в очень давнее время. В римских катакомбах обнаружено относящееся еще к III веку подобное изображение, которое тогда именовалось «Гостеприимство Авраама». При этом ангелы обликом несколько отличались от привычного сейчас вида: без крыльев и без нимбов. От ранневизантийского времени до нас дошли мозаики V-VI веков, где ангелы изображены уже с нимбами, но еще без крыльев.
Они имеются в базиликах Санта-Мария-Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне. Более привычная для нас иконография появляется в послеиконоборческий период. Один из ярких примеров – фреска в монастыре Откровения на острове Патмос. Причем там образ подписан «Святая Троица», что для греков нехарактерно.
Конечно, в отличие от иконы преподобного Андрея Рублева, это изображение по-прежнему обладает многими бытовыми деталями.
Росписи, миниатюры и иконы этого сюжета имеются во многих местах – в Грузии, Сербии, Болгарии, в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Древнейшие подобные изображения на Руси – роспись Феофана Грека в новгородском храме Спаса-на-Ильине и золотая наводка на знаменитых Суздальских вратах.
Сохранилась икона, приписываемая кисти собеседника преподобного Сергия – святителя Стефана Пермского, которая сейчас хранится в Вологодском музее, так называемая «Зырянская Троица». Но, конечно же, икона преподобного Андрея – самая известная. На ней детали, повествующие о том конкретном Богоявлении у дуба Мамврийского, минимизированы. На иконе присутствует палатка (жилище Авраама) и дуб, но они там условны, а на столе только одна чаша.
Это не только и не столько изображение гостеприимства праотца Авраама, сколько указание на Предвечный Совет Троицы о спасении рода человеческого.
– На иконе преподобного Андрея Рублева два ангела изображены со склоненными главами к третьему. Какое именно это из Лиц Святой Троицы?
– Конечно же, в центре спасения – Господь наш Иисус Христос, в центре иконы Он и изображен. Об этом говорят одежды Ангела. На других иконах подобной композиции над головой центрального Ангела можно видеть крестчатый нимб – такой, какой обычно изображается у Христа. По последним исследованиям, такой нимб был и у центрального Ангела на рублевской «Троице», но до настоящего времени сохранились и недавно обнаружены лишь небольшие остатки.
За центральным Ангелом изображен дуб Мамврийский, который призван напоминать и о древе познания Добра и Зла, и, разумеется, о Древе Крестном. Фигуры сидящих в центре и справа Ангелов обращены к левому Ангелу, облаченному в самые светлые одежды. Он прообразует собой Первую Ипостась Святой Троицы и благословляет чашу – так же, как это делает центральный Ангел. Ангел слева изображен под палаткой, что говорит о домостроительстве Божием.
Ангел справа – в светло-зеленых одеждах, которые, конечно же, ассоциируются с Духом Святым, с праздником Троицы. Он находится под горкой, символизирующей горние обители. Кроме того, фигуры Ангелов, сидящих справа и слева, образуют будто чашу, в которой находится центральный Ангел. Это тоже указывает на искупительный подвиг Спасителя мира, Пречистого Тела и Крови Которого мы причащаемся из чаши.
Указанием на это является голова жертвенного животного – агнца, нередко изображаемая в чаше.
– Существует еще одно распространенное изображение Святой Троицы, где Первое Лицо предстоит в виде старца – «ветхого днями», как описывает Бога в своем видении пророк Даниил, Второе Лицо – в виде отрока или юноши и Святой Дух – в образе голубя. Как давно бытует это изображение?
– Эта композиция, именуемая «Отечество», имеет сложную историю и множество интерпретаций. Древнейшее изображение сопрестолия или «Отечества» появляется в XII веке. Но изначально это изображение было воплощением Ветхого днями Сына Божия от Духа Святого. До XV-XVI столетия старец изображался с крестчатым нимбом, являя собой Вторую ипостась. Иконография «Ветхого днями» еще более древняя. Так изображали Иисуса Христа в VII веке.
Аллегории
– Что означает треугольный нимб, нередко встречающийся на подобных иконах над главой старца?
– Это, конечно, очень поздняя трактовка. В конце XVI века у старца появляется так называемый «софийный» нимб – красный ромб на синем четырехугольнике, и лишь в XVIII — XIX – треугольник как один из символов Святой Троицы.
– Иногда такой «софийный» нимб окружает все три фигуры, изображенные на иконе, а порой они бывают заключены в круг. Что это значит?
– Это указывает на святость, Божественную сущность Лиц Святой Троицы.
– Встречается еще треугольник с оком в центре, от которого исходят лучи. Это изображение, нередко встречающееся на иконах и в убранстве иконостасов преимущественно конца XVIII-начала XIX века, также указывает на Святую Троицу?
– Да, но пришло оно из масонства. Такая аллегория очень широко использовалась среди знати. Собственно, знать нередко в своем сознании совмещала православие и масонство.
Масонские символы, которые эти люди переосмысливали в православном ключе, они рекомендовали изображать, заказывая иконы для храмов. Этот подход широко практиковался в период, когда масонство в России было популярно.
В течение всего XIX века, постепенно отрываясь от своих исторических корней, данный символ получил распространение в церковном убранстве, причем не только в России, но и в других православных землях.
– Порой в сиянии славы, окружающей Святую Троицу, видны символы евангелистов – лев, телец, орел и ангел. Как давно существует подобная традиция?
– Предыстория достаточно древняя, подобные символические изображения евангелистов встречаются с V века. Изображение Господа во славе или «Ветхого днями» во славе, окруженного Небесными Силами, в числе коих и четверка крылатых животных, появилось на рубеже XIV-XV веков, а наиболее известный пример – икона «Спас в Силах».
– Сидящий старец иногда опирается на фигурки ангелов с крыльями либо на красные круги, также имеющие крылья. Что это?
– Это одно из изображений Престолов – ангельских Сил. Вообще Бесплотные Силы с древних времен изображаются и непривычно, в том числе в таком нечеловекообразном виде. Образ колеса с крыльями свидетельствует о том, что эти ангельские силы готовы служить Господу, готовы к быстрому действию и исполнению Божественной воли.
Схождение Духа
– А что такое присутствующий на иконах Святой Троицы нередко увенчанный крестом шар, напоминающий царскую державу?
– Практика такого изображения очень поздняя. В русской иконописи она появилась во второй половине XVII века под западным влиянием. Это атрибутика западных монархий, символизирующая в данном случае Божественную власть над миром.
– Почему у Лиц Святой Троицы разные облачения?
– Христос изображается в традиционных для Себя одеждах: синем или зеленом гиматии (верхней одежде) и хитоне (рубахе красного цвета). Это связано с символикой Боговоплощения. Красный цвет указывает на то, что Господь принял плоть и нашу человеческую природу, а синий – цвет Неба, свидетельствующий о Божестве Христа. «Ветхий днями» изображается в белых одеждах, что отражает чистоту и Божественное сияние. На рублевской «Троице» левый Ангел также изображен в одежде цвета, близкому к белому.
– День Святой Троицы именуется также днем новозаветной Пятидесятницы, когда совершилось схождение Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу.
Обычно икона Пятидесятницы, также нередко полагаемая на аналое в праздник, изображает сидящих полукругом учеников Христа (иногда среди них Пресвятая Богородица) и сходящего на каждого в виде языков пламени Святого Духа.
Внизу под ними на темном фоне обычно изображается некая мужская фигура, увенчанная короной, и держащая в руках распростертый покров. Кто это?
– Вообще иконография сошествия Святого Духа сформировалась относительно поздно. До иконоборчества она имела только предысторию. Известно изображение этого новозаветного события в Евангелии от Раввулы (VIв.), но в другом иконографическом варианте. Сейчас мы видим вполне сформировавшуюся иконографию, которой, конечно, сопутствует вариативность.
Во-первых, святые апостолы восседают на некоем седалище. Это знамение того, что они уже сопричастны вечности, облагодатствованы, и на них сходит Дух Святой в виде огненных языков.
При этом с очень древних времен изображается именно Апостольская Церковь – то есть не просто двенадцать учеников Христа, а еще и святой апостол Павел, который, конечно же, не присутствовал в тот момент в горнице.
Сверху восседают четыре евангелиста, два из которых – не из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя, а апостолы от семидесяти – святые евангелисты Марк и Лука. Но Апостольская Церковь без них непредставима. Не изображается при этом ни Иуда Искариотский как уже отпавший, ни заменивший его по жребию Матфий, ни Иуда Иаков Младший.
Апостольская Церковь принимает дары Святого Духа, чтобы просветить светом Божественным всю вселенную. Эта вселенная символизировалась по-разному. В темном пространстве в подножии у апостолов иногда изображались народы, которые нужно просветить. Порой на иконах их даже подписывают – подобно перечислению в Деяниях Апостольских. Такие подписи имеются, например, в монастыре преподобного Луки в Греции и в соборе святого Марка в Венеции.
В поздние времена в этом месте иконы чаще стали помещать аллегорическое изображение царственного Космоса – человека с короной на голове. Это целый мир, пребывающий во мраке и ожидающий просвещения Светом Божественным. Иногда – причем по недоразумению – Космос изображали с нимбом. Порой ниже этого темного пространства, но уже на светлом фоне помещались фигуры пророков, проповедавших о Пятидесятнице. О типологии этих иконографических изводов говорить можно долго.
Главное же, что мы посоветуем христианину – видеть заложенный в них божественный смысл.
Беседовала Ольга Кирьянова
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/ikonografiya-prazdnika-pyatidesyatnicy/
Икона святой троицы: значение, в чем помогает — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь
Большинство верующих выбирает для домашнего почитания святыни Иисуса Христа и Девы Марии. Однако в христианстве есть и другие реликвии, призванные явить православным зримый лик Бога, Его удивительную и могущественную сущность. Именно к ним и принадлежит икона «Святая Троица». Значение, в чём помогает образ – всё это Вы сможете узнать из нашей статьи.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре | Икона «Троица Зырянская» св. Стефан Пермский | Икона «Святая Троица в бытии» (Сольвычегодский музей, 1580 г.) |
Богословский смысл реликвии — что означает «Святая Троица»?
Догмат о том, что Господь един в трёх лицах, является сутью православного учения, но постичь это положение довольно трудно.
Часто христиане ограничиваются тем, что признают подобные тайны непостижимыми, однако это не помогает справиться с пытливостью ума.
И хотя от веры не ожидают логических затруднений – она скорее помогает понять, что человек делает в этом мире, зачем он пришёл сюда и какова цель всех его действий – те, кто искренне ищет Бога, стараются дать ответ и на такие вопросы.
Любой, кто хотя бы раз пытался понять окружающее мироздание, людей и самого себя, знает, сколько загадок и тайн хранит Вселенная. Эта недосказанность – мостик, соединяющий Творца и созданный Им мир.
И чем пристальнее, тщательнее и внимательнее христианин будет присматриваться к подобным вещам, тем больше гармонии, мудрости и красоты он заметит. Такие закономерности слишком совершенны, чтобы возникнуть вследствие простого стечения обстоятельств.
Осознание этого – первый шаг на пути к Господу.
Икона «Святая Троица» Андрей Рублёв | Икона «Троица Ветхозаветная» Симон Ушаков, 1671 г. | Икона «Троица Живоначальная» Старец Паисий, 1484—1485 гг. |
Однако подобные прозрения – лишь начало познания. Продвинуться дальше Вам позволит чтение богословской литературы, слушание проповедей, и, разумеется, созерцание святых реликвий.
Через них мастера доносят до человека часть небесного бытия, постулат о единении и любви, учат проявлять нравственную твёрдость, духовную стойкость и моральную чистоту.
Например, узнав, кто изображен на иконе «Святая Троица», Вы сможете глубже вникнуть в таинство Символа Веры, почувствовать радость, согласие и благодать.
Отцы церкви считают, что два главных свойства Святой Троицы – это полнота и любовь. Поэтому Господь дарует каждому христианину свободу воли, не нуждаясь ни в его добрых делах, ни в соблюдении обрядов и ритуалов.
Однако Творец может и желает объять человеческий род своей добротой и милосердием – ради этого Он принёс в жертву своего Единородного Сына.
И, хотя люди не могут ничего предложить Богу, они способны почувствовать свою причастность к Нему, ответив такой же любовью и преданностью.
Популярные товары |
Святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что лучше всего догмат о единстве Творца постигается через сравнение с человеческой душой.
Так, глядя на это фото – икона «Святая Троица», запечатлённая на нём, высыпана из полесского янтаря в соответствии со всеми православными канонами – Вы можете представить Бога-Отца как ум, Бога-Сына как мысль и слово, а Бога-Святого Духа как человеческий дух.
Если в людях пребывают одновременно ум, мысли и дух, тогда и три лика Господа могут составлять одно существо, не смешиваясь между собой. А вот как воспевал Создателя св. Иоанникий: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!».
Икона «Святая Троица» — от чего оберегает?
Этот образ уникален по своей иконографии и символике. Он позволяет воззвать к Первоисточнику всего сущего, к могущественному и совершенному Богу, любовь и милосердие которого защищают верующего от любых неурядиц, проблем и бед.
Реликвия дарует христианам особую благодать, придавая им силы для того, чтобы духовно измениться, выбрать праведный путь, укрепиться в вере, избавиться от сомнений, искушений и тревог. Кроме того, она напоминает, что любой человек несёт в себе частичку Господней тайны – а значит, к нему необходимо относиться с любовью и уважением.
Понимание этого – главный залог спасения души, стоящий превыше любых молитвенных упражнений.
Перед этим образом возносят и просительные, и благодарственные молитвы. Сначала следует читать акафист, посвящённый всем трём ликам Творца, а затем отдельные псалмы и хвалы для Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.
Где вешать в доме икону «Святая Троица»? Лучше всего поместить её в восточном («красном») углу, напротив входной двери. Тогда первый взгляд каждого домочадца и гостя будет обращён к божественным ликам, осеняющим христиан своей благодатью и покровительством.
Ещё один важный нюанс – эта реликвия располагается выше других произведений, даже если это образ Иисуса Христа. Так Вы воздаёте должное могуществу, непостижимости и всевластию Господа.
А совершая поминовение святыни (его отмечают в праздник Пятидесятницы, на 50-й день после Воскресения Сына Божьего), её декорируют зелёными ветвями деревьев, цветами и ароматными травами. Эта традиция символизирует новую надежду, снизошедшую на людей со Святым Духом.
В чём помогает икона Святой Троицы? Она часто используется как исповедальная – считается, что такие молитвы обращены к самому Господу и являются не менее действенными, чем те, которые возносят в храме.
Кроме того, к реликвии взывают в самых безнадёжных, драматических и сложных ситуациях – она чудесно способствует их разрешению, спасая людей от любых опасностей, катастроф и болезней.
Поэтому святыня, с любовью и тщанием изготовленная из натуральных солнечных самоцветов, станет превосходным подарком для любого христианина и замечательным дополнением к Вашему домашнему иконостасу. А приобрести её поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!
Источник: https://simanskia.ru/pozdravleniya/ikona-svyatoj-troitsy-znachenie-v-chem-pomogaet.html
Икона Святой Троицы в чем помогает
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Икона Святой Троицы для православных христиан имеет особенный смысл, так как этот образ способен показать людям настолько может быть прочна связь с Господом, если от всего сердца служить ему. Существует такой Божественный лик исключительно в православной религии. На самой святыне изображаются три ангела, которые являют собой странников пришедших к Аврааму.
Это изображение было создано для того чтобы каждый желающий смог себе представить православия трисолнечный свет. Истинно верующий человек, посмотрев на лик, сможет постигнуть все труды и силу Бога. В этой статье Вы узнаете, что означает икона Святая Троица, как она помогает, где в доме ее можно повесить и еще многое другое.
История божественной святыни
Чудотворный образ имеет сюжет, в основе которого лежит история из Книги Бытия, где в 18 главе, была расписана встреча трех странников, олицетворяющих триединство Господа с Авраамом. Сама композиция изображения изначально складывалась на основе одних сюжетов, приведенных в книге Бытия, т. е. странники, Авраам с женой и различные сцены бытия. И поэтому святыня получила второе название «Гостеприимство Авраама».
Спустя некоторое время события из реальной жизни на образе стали приобретать совершенно новый смысл – символичный, при этом ангелов (странников) стали чтить как символ Триединства Господа, а их появление перед Авраамом получило название явление Троицы Святой.
Именно это послужило началом для формирования нескольких главных вариаций написания святыни: на одном из них все трое ангелов нарисованы равными меж собой, а на другом – выделяют центрального ангела большим нимбом или при помощи знака Господа.
В чем помогает икона святая троица и ее значение
Перед чудотворным образом хорошо обращаться в исповедующими молитвами, т. к. они сразу будут направлены тем, перед кем верующий исповедуется в соборе. Также к лику можно обращаться для разрешения тяжелых драматических и глубоких ситуаций.
В чем помогает икона Святой Троицы
- Возносимые пред ликом прошения в молитве могут помочь православному человеку отыскать путь верный, преодолеть различные испытания судьбы и не только;
- Поможет лик, и разглядеть желаемый и необходимый лучик надежды, и уймет гнетущие переживания;
- Тем, кто верует чудотворное изображение придет на помощь в разрешении многих проблем;
- Перед божественным ликом можно отчистится и от греха или негативна, но только в том случае если от молящего будет исходить искренность и вера.
Чудо сотворимое образом
Чудотворный лик давно славится своими свойствами, которые подтверждаются многими историями, одна из таких связана с именем всеми известного царя русского Иоанна Грозного:
Перед тем как отправиться в военный поход на царство Казанское Иоанн Грозный направился к божественной святыне в Троице-Сергиеву Лавру. Из найденных летописей известно, что царь очень горячо и продолжительно взывал в молебне перед Святым ликом, прося о защите и благословении для взятия Казани.
В итоге противник был действительно повержен, а вернувшись с триумфом обратно на Русь, Иоанн вновь посетил Лавру, где провел не один час в слезах и молитвах, выражая свою благодарность перед Господом Богом.
Где вешать икону Святой Троицы
В основном святыню в доме принято размещать в конкретном месте, а установить ее при этом можно как одну, так и так и целым иконостасом.
- В православной религии принято читать молебень стоя лицом к востоку, именно поэтому икона Святая Троица в доме должна находиться на восточной стене. Перед божественным изображением необходимо оставить как можно больше свободного места. Делается это для того чтобы человеку было удобно подойти к чудотворному лику и погрузиться в молитвенное чтение, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
- Также следует отметить, что есть еще одно место, куда можно повесить изображение – это в изголовье кровати. То есть так Святой образ для православного будет выступать в роли защитника.
- Как правило, лик в основном вешают возле входной двери, чтобы уберечь свой дом или квартиру от различного негативного влияния. Однако не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее то насколько часто и искренне человек обращается к Божественному образу.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святой мученицы Татианы Римской
Святыню можно как повесить на стену, так и оборудовать для нее специальный шкаф или полочку. В том случае если в иконостасе имеется несколько чудотворных изображений, то лик Святой Троицы можно разместить выше остальных списков. Если поверье что те иконы, которые расположены в правильном порядке, способны открыть верующему путь к более духовному и светлому.
Где находится икона Святой Троицы
- Святыню преподобного Андрея Рублева можно найти в Толмачах в Храме святителя Николая;
- Еще один почитаемый список православными людьми находится в Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы;
- В Останкино есть Храм Живоначальной Троицы, в котором размещен храмовой божественный образ.
Когда проводят праздник честь чудотворного изображения
Празднование в честь Святых ангелов устраивают на 50-й день после Воскресения Христа, и имеет название «Пятидесятница», которое произошло почти 20 веков назад. Тогда по прошествии 50-ти дней после празднования Пасхи снизошел на Апостолов Дух Святой и после был составлен Новый Завет, который в последствии и определил нынешнюю христианскую веру.
Молитва чудотворной иконе
«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»
Храни Вас Господь!
Лучшая статья для Вас, переходите: Житие преподобной Марии Египетской
Смотрите еще и видео рассказ о Святой Троице:
Источник: https://ikona-i-molitva.info/ikona-svyatoj-troicy-v-chem-pomogaet/
Образ Святой Троицы
В День Святой Троицы на середину храма выносят праздничную икону. На ней изображены три Ангела, сидящие за столом под деревом. Иногда сюжетная композиция дополняется фигурой прислуживающего им Авраама. Почему именно так изображается Троица? О чем рассказывает нам икона преподобного Андрея Рублева и в чем состоит новаторство гениального иконописца?
Гостеприимство Авраама
До XV века иконография этого образа, который получил название «Ветхозаветная Троица», была чаще всего обстоятельным рассказом с описанием бытовых подробностей библейского события. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они названы Ангелами).
Во время трапезы Аврааму было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. И несмотря на то, что Аврааму в этот момент исполнилось уже 100 лет, а его жене Сарре 90, он поверил Господу. Эта великая вера, которая проявлялась и как доверие всем словам Божиим, и как готовность следовать любому повелению Господа, отличала праотца.
Господь говорит: Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним (Быт. 18, 19). То есть Бог избрал не народ, а именно этого человека, чтобы он ходил перед Господом.
Только от такого человека, преданного воле Божией, мудрого и смиренного, всегда готового услышать голос Истины, должен был произойти не только его сын Исаак, но и Сам Спаситель мира.
После беседы с праведником два Ангела отправляются в Содом — город, который должен был погибнуть за многочисленные грехи его жителей, а Авраам остается беседовать с Господом.
Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался, что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений. Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя Ангелами, или это были три Ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества, или же это все три Лица Святой Троицы в образе Ангелов.
К примеру, святитель Амвросий Медиоланский считал (один из немногих), что в виде трех Ангелов явились три лица Святой Троицы. Августин Блаженный полагал, что это были просто три Ангела.
И, наконец, целый ряд отцов — мученик Иустин Философ, священномученик Ириней Лионский, святитель Иоанн Златоуст — считали, что это было явление двух Ангелов и Сына Божия.
Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа (Быт. 18, 22).
Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих Ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов».
Предвечный совет
Далеко не все наши современники ассоциируют этот образ с библейским сюжетом. После слов «икона Троицы» многие просто автоматически готовы добавить «Рублева». Древнерусский иконописец совершенно по-новому увидел этот образ, и его решение стало эталоном для последователей.
Имя преподобного Андрея Рублева связано с московской иконописной школой. Среди его заказчиков были сыновья святого благоверного князя Димитрия Донского, а также ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевской Лавры.
Жизнь святого Сергия была идеалом для современников Рублева. Первый биограф святого Епифаний Премудрый писал, что преподобный Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира». Преподобный Андрей Рублев мысль о необходимости и благотворности любви, наполняющей Троицу, воплотил в красках.
В житии преподобного Никона, второго игумена Троицкого монастыря, упоминается, что Рублев написал «Троицу» в похвалу преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный Никон очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью.
Предчувствуя свою скорую кончину и желая завершить убранство собора, он призвал для работы преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Их работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Нужно было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса.
А кроме того преподобный Никон еще при жизни своей хотел увидеть храмовый образ Троицы, который должен был стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
Библейский рассказ в интерпретации преподобного Андрея Рублева утратил все повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: Ангелы представлены не вкушающими, а беседующими.
В «Троице» Рублева фигуры Авраама и Сарры впервые не написаны сознательно. В иконе представлены не гостеприимство Авраама, а выражена философская идея единства и нерасторжимости Лиц Святой Троицы.
Бесконечная любовь пронизывает, объединяет всех лиц нераздельной и неслиянной Троицы, делая и нас сопричастниками горней любви.
Единство трех ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).
Жесты Ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы. Левый Ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному Ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).
Свойства каждой их трех ипостасей Святой Троицы раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом Божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его Ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама.
Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над Ангелом, символизирующим Христа.
Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого. В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.
Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой, сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! «Троица» Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой иконописи, повествующее нам о горнем свете и любви.
Подготовила Марина Шмелева
* * *
Читателям
В настоящее время «Троица» преподобного Андрея Рублева находится в зале древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. К празднику Святой Троицы ее передают в храм Николы в Толмачах при Третьяковской галерее.
Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/655
Святая Живоначальная Троица
Знаменитая икона преподобного Андрея Рублева была написана, как известно, в похвалу Преподобного Сергия. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего».
Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не вовне, а внутри себя. Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ.
О чем же может поведать нам икона преподобного Андрея? Почему святой Сергий придавал ей такое значение? Попробуем и мы всмотреться в этот образ и хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.
В основе иконы «Живоначальная Троица» лежит библейский текст о том, как к праотцу Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. И мы соответственно видим в руке каждого Ангела страннический посох.
Однако икона никогда не бывает только иллюстрацией Святого Писания или Святого Предания, но прежде всего призвана явить всегда откровение их духовного смысла.
Так и здесь, с одной стороны, да, посохи, безусловно, напоминают о реалиях исторического события, но вспомним – посох или жезл имеет епископ. Его жезл – это символ духовной власти. На рублевской иконе, предельно символичной и в связи с этим лаконичной в деталях данного события, акцент делается именно на этом значении.
Книга «Бытие» повествует нам, что, когда Странники приблизились к шатру Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив их за трапезу, и приказал слуге заколоть для Гостей тельца.
Все это происходило в дубраве Мамре. Недалеко от горы Мориа. Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора.
Но все эти предметы предельно обобщены. Шатер скотовода преобразился в возвысившийся дом с колоннами и капителями, дерево только напоминает о дубраве, но по нему невозможно определить его принадлежность к какому-то конкретному виду. Это как бы – «вседрево».
И гора Мориа, хотя и находилась не очень далеко от этого места, дана очень общо.
Андрей Рублев Троица
Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трех Странников, умом пророчески прозревал в них единого Бога. Икона и предлагает нам картину, которую можно увидеть только духовными очами, показывает то, как в событии временном проявилась Вечность.
И именно потому, что все предметы расположены четко над Ангелами, являющими Божество, их значения преображаются. Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати».
При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.
Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды.
Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда). На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.
Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы. Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя.
Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36). Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень.
На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности. Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева. По этому, казалось бы, можно определить левого Ангела как Святого Духа, а правого – как Бога Отца.
Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его.
Михаил Нестеров Троица ветхозаветная
Напомню, что Церковь видит в явлении Аврааму только прообраз Святой Троицы. Пусть даже ангельские образы по определенным внешним признакам удобно идентифицировать, все равно это будет чистой условностью, говорящей только о том, Кого ангелы являют. Ибо
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Только Сын Божий стал Человеком, поэтому только Он и изобразим на иконах. Ни Бога Отца, ни Бога Духа Святого невозможно изобразить, так как Бог – Абсолютный Дух. Гораздо важнее не идентифицировать их, опираясь на видимые различия, а увидеть в иконе «преодоление розни».
Если мы мысленно в середину иконы поставим циркуль и попробуем описать круг, то фигуры ангелов легко в него впишутся. Круг – необычная фигура для христианства. Он – символ единства, согласия. Но совершенное единство и согласие может явить только совершенная же любовь. И на иконе есть предмет, который ее являет сильно и безусловно.
Это – Чаша, над которой как бы парит благословляющая десница среднего Ангела. Вспомним, что в ней находится заколотый телец. И здесь необходимо сделать оговорку. Образ Святой Троицы, конечно, писали и до святого иконописца Андрея. Но обычно на иконе были еще две фигуры: Авраама и Сарры, как бы прислуживающих за столом.
Как правило, их писали на первом плане иконы, чуть ниже трапезы. Иногда, чтобы показать неотмирность Гостей и пропасть, разделяющую Бога и падшего человека, Авраама и Сарру изображали подчеркнуто значительно ниже Ангелов (как на фреске Феофана Грека). Известна и иная тенденция. Их изображали стоя не перед трапезой, а за спинами сидящих Ангелов.
И это было попыткой иконописцев как бы приблизить человека к Богу.
Что же делает преподобный Андрей? Он вовсе убирает Авраама и Сару. Тем самым исторические реалии становятся обозначены только предметами в верхней части иконы. И образ в целом сразу становится пророческим и уводит мысленный взор бесконечно назад в прошлое, являя Предвечный Совет, где три Ангела находятся в сокровенной безмолвной беседе о падении человека и о Жертве Сына.
И на полторы тысячи лет вперед от времени библейского события, когда Жертва уже совершена. И тогда заколотый телец Авраамов становится только прообразом евхаристической жертвы «закланного Агнца, вземлющего грехи мира». Но в том, как написан образ Святой Троицы преподобным иконописцем, сотрудники музея Андрея Рублева заметили нюанс чрезвычайно важный и напрямую связывающий образ со словами Преподобного Сергия.
Совсем убрав из иконы людей, преподобный Андрей дал возможность человеку стать участником этого таинственного Божия общения. Ведь подойдя к иконе, место праотца совершенно естественно заступает любой предстоящий перед нейЗа трапезой сидят три Ангела, четвертая сторона пуста – она открыта для человека. Вот это – уже безусловное приближение человека к Богу. Причем Чаша на иконе максимально придвинута к пустой (нашей) стороне.
Как бы не настаивая, не заставляя, а только предлагая как возможность принять ее и тем самым войти в эту таинственную и неизреченную область Божия единства, любви и согласия.
Протоиерей Александр Лаврин
О празднике святой троицы
День Святой Троицы – один из самых радостных праздников годового круга.
Возникновение праздника
Сошествие Святого Духа на апостолов, давшее начало празднованию в честь Святой Троицы, описано в Деяниях святых апостолов. По прошествии десяти дней после вознесения Иисуса Христа и на пятидесятый день после Его Воскресения апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме.
Иудеи праздновали в этот день великий праздник – Пятидесятницу, установленную в память о даровании евреям Синайского законодательства.
Был третий час дня, по еврейскому счету, или девятый час утра по нашему времени. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы.
И явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. Сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать им воскресшего Христа. При виде простых рыбаков, говорящих на разных наречиях, некоторые иудеи стали смеяться, заподозрив учеников Христовых в пьянстве. Слыша нападки иудеев, к ним вышел апостол Петр. Вот как описывает это событие автор «Деяний», евангелист Лука:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14–18).
Проповедь апостола так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Святой Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом было положено основание Церкви Христовой на земле.
Традиции и обычаи
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.
Этот обычай идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона.
Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Борис Сорокин
Источник: http://pokrov.pro/svyataya-zhivonachalnaya-troica/
Икона Пресвятой Троицы
Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.
Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.
Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы
Догмат о единстве Святой Троицы — один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.
Икона Пресвятой Троицы
Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира.
Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям.
Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.
Об иконах Иисуса Христа:
- «Спас Нерукотворный»
- «Всевидящее Око»
- Как и когда помогает икона Христа
Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).
Все изображения Троицы — глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов — «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.
На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.
Явление Святой Троицы Аврааму
Икона преподобного Андрея Рублева
Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.
Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.
По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.
Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.
Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.
Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.
Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева
Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться
Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.
Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.
Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.
Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу.
Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов — домашний иконостас. На нем располагают все имеющиеся в семье иконы.
Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.
По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.
Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.
Икона Пресвятой Троицы
Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Пресвятой Троицы.
В чем помогает икона
В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.
О других известных православных иконах:
Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.
Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.
Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.
Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.
об иконе Святой Троицы Андрея Рублева
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-svyatoj-troitsy.html
Троица, 10 икон Святой Троицы
Икона Святой Троицы — что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.
Святая Троица
Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике — она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.
Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы — тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово — и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.
Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона — символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.
Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя — Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.
Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов — мы называем «День Святой Троицы».
Троица и «Гостеприимство Авраама» — сюжет иконы Живоначальной Троицы
Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
(Быт.18:1-8)
Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.
Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части.
В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама.
Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.
К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).
Икона Святой Троицы
Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу — телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии», окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:
Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними — Авраам и Сарра.
Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива — «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).
Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест — на иконах так изображают Христа.
Икона Святой Троицы, XVII век
Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.
XVII век
Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).
Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов — явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому:
Неканоничные изображения
Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.
Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской — из-за неэстетичности.
Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра
Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества.
Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые.
Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя.
XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева
Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог:
Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9).
Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег
(Откр.1:12-14).
Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.
Богородица на изображениях Троицы
Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.
«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.
Изображение «Коронование Божией Матери» связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.
Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид
В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.
- Словарь Правмира — Святая Троица
- День Святой Троицы
Источник: https://www.pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy/
Андрей Рублёв
— Художники — Андрей Рублев
Икона 1410 — 1420-е годы, Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера,314 х 220 см
Государственная Третьяковская галерея
В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов.
Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.
Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).
В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения — жертвенная любовь.
Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу.
Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.
Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.
Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа).
Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность.
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей.
РАССКАЗ
Источник: https://museumsworld.ru/rublev/r_troit.html