Мощи святого преподобного Илии Муромца — Молитвы
Со времен детства каждый человек слышал о подвигах славного русского богатыря Ильи Муромца. Для христиан станет удивительной новостью тот факт, что Илья Муромец – не просто былинный, сказочный герой, а настоящий богатырь, живший на Руси. Мало того, непобедимый воин вел христианский образ жизни и за свои подвиги на почве христианской веры причислен к лику святых.
Мощи святого Ильи Муромца – христианская святыня, хранящаяся в пещерах Киево-Печерской Лавры, и поныне приходит на помощь христианам по горячим молитвам у могилы преподобного.
В чем христианский подвиг святого Илии Муромца
Исторические сведения не сохранили подробности о жизни былинного героя. Объяснить этот факт можно исходя из того, что выходец из народа не мог быть увековечен в истории народа. Это было прерогативой только князей и богатых граждан Руси. Богатырь родился в семье крестьян в Муромском крае. До 30 лет Илья жил с парализованными ногами и был исцелен сверхъестественным образом.
По народному сказанию дом парализованного силача посетили старцы, которые попросили у Ильи воды, приказав парализованному принести ее самому. Некогда немощный богатырь встал, принес воду и по приказу старцев выпил ее, наполнившись невероятной силой.
Святой преподобный Илия Муромец, Печерский
Современные историки произвели исследования мощей преподобного Илии Муромца и подтвердили, что у богатыря есть изменения в костях ног, это подтверждает сведения о 30-летнем параличе силача. Во время болезни юноша не озлобился, всегда был терпелив, смирен, уважителен к старшим.
Историки связывают его монастырскую жизнь с именем Ильи Печерского, жившего в пещерах Киево-Печерской Лавры в конце двенадцатого века.
В записях Киево-Печерских монахов мало говорится о подвигах Ильи Печерского, который возрастал под духовным наставничеством Преподобного Поликарпа, он наставлял инока на пути укрепления христианской веры.
Важно! Факт нетленности святых мощей и захоронение около преподобных священников говорит о том, что это был поклонник Христа, наделенный огромной Божьей милостью.
Еще святой богатырь известен под именем Чеботок, так стали кликать его после одной битвы, перед которой он надел один сапог, а второй не успел и стал ним отбиваться от врага.
Во время набега врага силач в первых рядах вставал на защиту Печерского монастыря, в одном из боев был смертельно ранен.
Ближние Пещеры Лавры стали последним пристанищем былинного воина и русского святого в 1188 году.
Где хранятся и о чем молятся у святых мощей
С того времени идет полемика, Илья Печерский и Илья Муромец этот один и тот же человек ли разные люди.
По свидетельству паломника XIII века, видевшего нетленные мощи святого, у того была пробита рука, прикрывающая сердце. Очевидно, что увидев летящее копье, воин-инок автоматически прикрыл сердце рукой, но это не спасло его от смертельной раны.
В 1988 году Межведомственной комиссии Министерства здравоохранения УССР была проведена экспертиза нетленных мощей богатыря. Открытия поразили самих исследователей. Погибшему воину было 45-50 лет, в районе его сердца имеется глубокий след от копья, а пальцы правой руки сложены по православию для нанесения на чело крестного знамения.
Мощи преподобного Илии Муромского, Печерского
Во время Никоновских бунтов XVII-XIX веков именно этот факт использовали православные для оправдания трехперстного крещения.
Важно! В 1643 году богатырь и инок Илья Муромец был канонизирован. Мощи его почти 4 века к тому времени оставались нетленными, что является особой благодатью Господней.
Печерским архимандритом Варлаамом было установлено празднование памяти Собора святых отцов Ближних пещер 1 января.
В пещеры Киево-Печерской Лавры к гробнице святого воина чаще всего приходят с просьбами о защите военных, солдат срочной службы, правоохранителей, что особенно актуально в современном мире.
В 1998 году в Подмосковье появился Храм святого Илии Муромца, которые построили военные на своей территории в честь покровителя русского воинства. Частичка святых мощей, а именно средний палец руки хранится в Муромском монастыре на родине святого.
Православная церковь и войско российское почитает богатыря-монаха.
Спасо-Преображенский монастырь, хранитель частицы мощей святого воина Илии Муромца, можно посетить в любое время и помолиться в отдельной комнате, где все экспонаты посвящены памяти великого воина – монаха.
К мощам святого часто обращаются больные, страдающие проблемами с позвоночником и ногами.
Мощи Илии Муромца
Янв 17, 2019 13:46Администратор
Источник: https://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/moshhi-svyatogo-prepodobnogo-ilii-muromca.html
Тайна Илии Муромца
2959 1
Церковные историки никогда не ставили под сомнение тождество народного героя и Киево-Печерского святого. Интересно, что и народная память сохранила предание о том, что «старый казак Илья Муромец» в конце жизни принял монашество, а некоторые сказители прямо говорят о его святой кончине и почитании его мощей. К сожалению, мы почти ничего не знаем о молитвенном подвиге преподобного Илии Печерского, однако нетленность мощей убедительно доказывает его святость.
Факты и только факты
Первое письменное упоминание об Илье — былинном богатыре — относится к 1574 году. Оно принадлежит литовскому воеводе Кмите Чернобыльскому, который в частном письме жалуется на несправедливое отношение к нему начальства и сравнивает свою участь с судьбой Муромца: он, как Илья и другие богатыри, находится в опале до тех пор, пока не будет в нем необходимости. В письме литовского воеводы зафиксирован известный сюжет о ссоре богатыря Ильи и князя Владимира.
Первое описание гробницы святого Илии Печерского относится к 1594 году. Оно принадлежит австрийскому дипломату Эриху Лассоте. Лассота старательно осматривал все местные достопримечательности и описывал их в своем дневнике.
Среди прочего он упоминает о том, что в знаменитой Киево-Печерской Лавре ему показали капеллу с гробницей героя и богатыря Илии Муровлянина, о котором в народе ходит множество «басен».
Таким образом, Лассота дает косвенное указание на то, что в это время Илья из народных сказаний и православный святой почитались как одно лицо.
Наибольшей достоверностью обладают сведения о жизни Илии Печерского, принадлежащие монаху Киево-Печерской Лавры Афанасию Кальнофойскому. Он сообщает о том, что святой Илия жил во времена Владимира Мономаха и умер около 1188 года. Канонизация святого Илии Печерского произошла в 1643 году.
Кроме того, упоминания о могучем русском воине Илье встречаются в германском и скандинавском эпосе XIII века, правда, приключения Ильи Русского, как его называют германские сказители, почти ничем не напоминают сюжеты былин об Илье Муромце, и уж тем более никак не проливают свет на вопрос о тождестве былинного и реального Ильи.
Классические былины о богатыре Илье были записаны очень поздно — только в XIX веке на русском Севере.
Казалось бы, собрать все эти пестрые и разнородные данные в единое целое не представлялось возможным для исследователей. Однако подтверждение подлинности народных представлений о святости богатыря Ильи Муромца пришло с неожиданной стороны.
«Партийное задание»
В 1926 году Киево-Печерская Лавра была закрыта, и на ее месте организовали музей. Советская власть дала ученым «партийное задание»: изучить феномен нетления мощей преподобного Илии и раскрыть секрет «церковников».
Первая экспертиза мощей состоялась в 60‑е годы и дала «нужный» результат: нетление было объявлено мистификацией служителей культа, которые якобы подложили в гробницу русского богатыря тело убитого в бою татарина с явно выраженными монголоидными чертами.
В 1988 году комиссия Минздрава УССР произвела повторную экспертизу, которая дала другой результат.
Ученые определили, что тело человека, захороненного в Лавре, относится к европеоидной расе, что он умер в XII веке в возрасте 40-45 лет, при жизни его рост был 177 см, что является средним ростом с современной точки зрения, но в XII веке, когда люди были значительно ниже, такой человек считался просто великаном.
Преподобный Илия, судя по его останкам, имел мощное телосложение и отличался невероятной физической силой. На его теле эксперты обнаружили следы многочисленных ранений, что говорит о том, что этот человек участвовал во многих битвах.
Но самое удивительное открытие ученых заключается в том, что они обнаружили в теле преподобного анатомическую аномалию: искривление позвоночника вправо в поясничном отделе и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках.
Эта патология могла стать причиной затруднений в передвижении, что полностью соответствует «показаниям» эпических сказаний о юности богатыря Ильи, который тридцать лет и три года «сиднем на печи сидел». Свидетельство средневекового австрийского путешественника и медицинское заключение, сделанное в XX веке, говорят об одном и том же: именно преподобный Илия Печерский был прототипом Ильи Муромца из народных сказаний.
Быль — былина — небылица
Конечно, мы не можем утверждать, что все, о чем говорится в народных сказаниях об Илье Муромце, имеет реальную подоплеку. В приключениях былинного богатыря встречаются сугубо фантастические сюжеты, которые носят чисто фольклорный характер. К таким сюжетам относятся победа Ильи над чудовищными «супротивниками» — Соловьем Разбойником и Идолищем, рассказ о поединке русского богатыря с собственным сыном Сокольником, который гибнет от руки отца.
Ученые установили, что народная фантазия изменила социальное происхождение героя. Реальный Илья был, вероятнее всего, знатным человеком, состоящим в родстве с князем Владимиром Мономахом. Сказители русского Севера сделали его крестьянским сыном, а исполнители казачьих песен, в которых тоже встречается этот славный герой, назвали его «старым казаком».
Однако есть в сказаниях об Илье и достоверные элементы. Прежде всего — это рассказ о его чудесном исцелении и о призвании на ратное служение. Согласно преданию, несчастный калека, который с самого рождения до тридцати лет был парализован, исцеляется с Божией помощью.
В советских изданиях этого текста Илье помогают «калики перехожие» — паломники в Святую Землю, носители народного религиозного сознания.
Но в дореволюционных изданиях былины духовный характер призвания Ильи еще более очевиден, потому что в них будущего героя под видом калик исцеляет Сам Господь Иисус Христос в сопровождении двух апостолов. Сюжет этого сказания не имеет аналогов в эпосе других народов.
Былинный рассказ о благочестивой смерти героя — «Три поездки Ильи Муромца» — столь же нетипичен для народных преданий, хотя его начало носит чисто сказочный характер. Мы видим Илью у дорожного камня с надписью, предвещающей тому, кто поедет по первой дороге,— убитому быть, по второй — женатому, по третьей — богатому.
Вначале Илья, как и подобает герою, едет по дороге смерти, но, вопреки нашему ожиданию, опасность, которая подстерегает его там,— ничтожна. Его встречает не былинное чудовище и не несметное полчище врагов, а всего лишь небольшая шайка разбойников, которых Илья побивает без труда. Приключение на второй дороге, которая обещает Илье семейное счастье, носит не героический, а сказочный характер.
Здесь Илья встречает ведьму, напоминающую Бабу-ягу, и ее дочку, которая пытается соблазнить богатыря. Однако Илья легко побеждает плотской соблазн. Но что же ждет нашего героя на пути к богатству, которое обещано ему на третьей дороге? Илья Муромец действительно находит на этой дороге клад и на эти деньги строит церковь. Здесь он умирает, и в этой церкви его и хоронят.
Очевидно, что последняя поездка Ильи отражает реальные события. Последний подвиг, который совершает любимый герой народных сказаний, — это подвиг благочестия.
Былинные сказания об Илье рисуют картину мирной святой кончины: герой или окаменевает, то есть превращается в святые мощи, или спокойно умирает, перед смертью построив церковь. По народным представлениям, такому великому герою «смерть на роду не писана». В действительности все было куда более драматично.
Согласно экспертизе, преподобный Илия умер от ран, что говорит о том, что он был убит. По одной из версий, это произошло во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла.
По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». И естественно, бывший воин не мог оставаться в стороне и встал на защиту символа древнерусского Православия и своей обители.
Непосредственной причиной смерти стала обширная рана от копья в области груди, которую святой воин пытался прикрыть привычным движением левой руки, в которой на этот раз, увы, не было щита. Правая рука святого воина сложена в крестном знамении — это был его последний жест перед смертью.
Газета «Православная вера» № 01 (548)
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/tajjna-ilii-muromca
Экскурсия В гости к Илье Муромцу в Муром
Туристическая компания «Четыре Сезона»
Волгоградский проспект 35, офис 301 109316 Москва,
499 707–70–37, 499 707–70–37, [email protected]
Екатерина 2019-06-10
Продолжительность: 16 часов
Даты: любые по запросу
Заказать тур
Приглашаем Вас на экскурсию в Муром в ходе которой вы увидите: Спасо-Преображенский монастырь (старейший в Муроме и в современной России); Троицкий монастырь, где покоятся мощи Святых Князей Петра и Февронии; Благовещенский монастырь (в соборном храме которого сохранился барочный иконостас конца XVIII в.).
Вы прогуляетесь по Окскому парку, который в древности являл собой мощную крепость — Кремль. Посетите Смотровую площадку и набережную реки Оки. Мы обязательно съездим на родину Ильи Муромца в село Карачарово. Вы увидите современную избу, где по преданию стояла изба, в которой Илюша на печи «сиднем сидел тридцать лет и три года».
Время в пути: 4,5-5 часов (в один конец).
Продолжительность экскурсии в Муром: ≈16 часов.
Экскурсионная программа:
- 07:00 Отправление на экскурсию от адреса заказчика. Путевая информация.
- В Муроме группу встречает Илья Муромец и Красавица Угощает муромскими калачиками (каждому – калачик). Фотографирование.
- 12:00 Обзорная экскурсия по городу Муром:
- В Муроме: Спасо-Преображенский и Благовещенский монастыри, набережная реки Оки, Окский парк, памятник Илье Муромцу; Троицкий монастырь, где находятся мощи святых князей Петра и Февронии Муромских; памятник Петру и Февронии, памятник изобретателю телевидения В. Зворыкину.
- В Карачарове на родине Ильи Муромца: храм Гурия, Самона и Авива, святой источник, купальня; живописные виды на исторические ландшафты, заокские дали.
- 16:00 Экскурсионная программа в Муромском историко-художественном музее.
- 17:00 Интерактивная программа «Посвящение в богатыри».
- 17:30 Отправление в Москву к адресу заказчика.
- 22:30 Прибытие к адресу заказчика
Стоимость экскурсии в рублях, на 1 человека при группе:
17 чел. | 25чел. | 30чел. | 40 чел. |
3520 руб. | 2940 руб. | 2540 руб. | 1990 руб. |
В стоимость экскурсии входит:
- Транспортное обслуживание на автобусах тур. класса. При группе менее 19 человек предоставляется микроавтобус Мерседес Спринтер.
- Работа гида-сопровождающего;
- Входные билеты в музей;
- Интерактивная программа;
- Угощение калачиками.
*Дополнительно можно заказать обед 350руб./чел.
*Пожалуйста, уточняйте стоимость при бронировании.
*Стоимость экскурсии для организаций, находящихся за МКАД, рассчитывается индивидуально.
*Время и порядок предоставления туристских услуг в программе могут меняться при сохранении их объема.
Источник: https://www.4-sezona-tour.ru/ekskursiya-v-gosti-k-ile-muromtsu-v-murom/
Илья Муромец – воин и монах. День его памяти :: Издательство Русская Идея
19.12.1188 (1.01). — Илья Муромец – воин и монах. День его памяти
Илья Муромец – воин и монах
Памятник прп. Илье Муромцу работы В.М. Клыкова открыт в г. Муроме в 1999 г.
Преподобный Илия Муромский, чудотворец Печерский († ок.1188), родился в семье Ивана Чоботова из Муромского села Карачарова во Владимірской губернии. Из-за поразившей его с детства немощи ног, Илия не мог ходить 30 лет, живя в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания так донесли до нас чудо его исцеления.
Однажды явились ему святые старцы в образе «калик перехожих» и попросили: «Поди и принеси нам напиться». Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илия, искренне желая выполнить волю старцев, встает на ноги. В этот момент была испытана его вера в милость Божию.
Принеся воды, он по требованию старцев выпил ее и получил при этом «силу великую».
Свою богатырскую силу Илия пронес через всю свою жизнь как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он безкорыстно и самоотверженно служил до самой смерти. Чудодейственную духовную и физическую силу Илия Муромец использовал только для восстановления справедливости, для защиты Отечества и веры христианской.
Народные былины о подвигах Илии Муромца порою глубоко символичны.
Когда Илия, «очищая дорожку прямоезжую», берет в плен Соловья-разбойника поначалу с сохранением ему жизни, пристегнув к стремени – это символизирует одоление грубой языческой силы, мешавшей Руси выйти на прямую историческую дорогу Третьего Рима. Язычество не самый страшный и могучий враг на Руси, но если оно противится Истине, от него Русь должна быть очищена.
Перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой. Злого татарина, который пытался убить богатыря спящим, Илия берет за ноги и лишь отбрасывает, правда, «повыше дерева стоячего, пониже облака ходячего».
Копие Илии Муромца описывается во многих былинах как увенчанное крестом.
Провиденциальный смысл для современной русской истории имеет былина, описывающая тяжелый бой Илии с могучим хазарским богатырем Жидовином, который напугал Добрыню и затем едва не одолел самого Илию, уже немолодого, повергнув его наземь и прижав.
Но укрепившись верою в апостолов, которые не предрекали ему такую гибель в чистом поле от жидовской руки, и силами родной земли, русский богатырь сбрасывает с себя и убивает наглого Жидовина, то есть иудея, в христианском понимании — носителя страшной сатанинской силы.
Дай-то Бог и нам хотя бы сбросить его в нашей тяжелой битве!
Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. В нем русские былины показали символ русского воинского благородства (Илию нередко называют «старым казаком») и идеал нашего национального характера.
В действительности Илия Муромец поступил на службу Великому Князю Владиміру Мономаху (а не св. равноап. Владиміру, как говорится в некоторых былинах). Усилиями его дружины половцы были отброшены в XI веке далеко на восток. Войско Владиміра Мономаха расширило русские пределы до Дона и Азовского моря.
Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, Илия, повинуясь зову сердца, оставил мір, подвизался монахом в Киево-Печерском монастыре и ушел в затвор. Отошел Илия Муромец в Царство Небесное на 45-м году жизни в 1188 г. К лику святых причислен в 1643 г., а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. На левой его руке видна рана от копья, пальцы правой руки сложены в двуперстие.
В 1988 году межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты подтвердили факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего — 40-55 лет; рост — 177 см (в то время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; обнаружена глубокая рана в грудь, ставшая причиной последующей смерти в таком еще достаточно крепком возрасте.
Частично использован материал: http://www.russdom.ru/oldsayte/2007/200701i/20070113.shtml
Илья Муромец и Жидовин
Былина, не любимая у коммунистических и демократических издателей
Под славным городом под Киевом,На тех на степях на Цицарскиих,Под славным городом под Киевом,Стояла застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,Податаманье был Добрыня Никитич млад,Есаул Алеша Поповский сын,Еще был у них Гришка Боярский сын,Был у них Васька Долгополой()Из этой земли из ЖидовскияПроехал Жидовин могуч богатырьНа эти степи Цицарския!Приехал Добрыня в стольный Киев-град,Прибирал свою братию приборную:- Ой вы гой еси, братцы-ребятушки!Мы что на заставушке устояли.Что на заставушке углядели?Мимо нашу заставу богатырь ехал!Собирались они на заставу богатырскую.
Стали думу крепкую думати:Кому ехать за нахвальщиком?()Походит Илья на конюший двор,Имает Илья добра коня,Уздает в уздечку тесмянную,Седлает в седелышко черкаское,В торока вяжет палицу боёвую,Она свесом та палица девяноста пуд,На бедры берет саблю вострую,Во руки берет плеть шелковую,Поезжает на гору Сорочинскую;Посмотрел из кулака молодецкого,Увидел на поле чернизину,Поехал прямо на чернизину,Вскричал зычным, громким голосом:- Вор, собака, нахвальщина!Зачем нашу заставу проезжаешь,-Мне, атаману Илье Муромцу, челом не бьешь?Податаманью Добрыне Никитичу?Есаулу Алеше в казну не кладешьНа всю нашу братью наборную?Услышал вор-нахвальщина зычен голос,Поворачивал нахвальщина добра коня,Попущал на Илью Муромца.Илья Муромец не удробился.Съехался Илья с нахвальщиком:Впервые палками ударились,-У палок цевья отломалися,Друг дружку не ранили;Саблями вострыми ударились,-Востры сабли приломалися,Друг дружку не ранили;Вострыми копьями кололись,-Друг дружку не ранили;Бились, дрались рукопашным боем,Бились, дрались день до вечера,С вечера бьются до полуночи,Со полуночи бьются до бела света.Махнет Илейко ручкой правою,-Поскользит у Илейка ножка левая,Пал Илья на сыру землю;Сел нахвальщина на белы груди,Вынимал чинжалищё булатное,Хочет вспороть груди белыя,Хочет закрыть очи ясныя,По плеч отсечь буйну голову.Еще стал нахвальщина наговаривать:- Старый ты старик, старый, матерый!Зачем ты ездишь на чисто поле?Будто некем тебе, старику, замениться?Ты поставил бы себе келейкуПри той путе — при дороженьке,Сбирал бы ты, старик, во келейку,Тут бы, старик, сыт-питанён был.Лежит Илья под богатырем,Говорит Илья таково слово:- Да неладно у святых отцёв написано,Не ладно у апостолов удумано,Написано было у святых отцёв,Удумано было у апостолов:»Не бывать Илье в чистом поле убитому»,А теперь Илья под богатырем!Лежучи у Ильи втрое силы прибыло:Махнёт нахвальщику в белы груди,Вышибал выше дерева жарового,Пал нахвальщина на сыру землю,В сыру землю ушел допояс,Вскочил Илья на развы ноги,Сел нахвальщине на белы груди.Недосуг Илюхе много спрашивать,-Скоро спорол груди белыя,Скоро затырил очи ясныя,По плеч отсек буйну голову,Воткнул на копье на булатное,Повез на заставу богатырскую.Добрыня Никитич встречает Илью МуромцаСо своей братьей приборною.Илья бросил голову о сыру землю,При своей братье похваляется:- Ездил во поле тридцать лет,-
Экого чуда не наезживал!
Источник: https://rusidea.org/25010104
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
1 января православные чтут святого воина-монаха Илию Муромца Печерского, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).
Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.
Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.
В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.
Илья Муромец в немощи Андрей Клименко
С детства и до 33 лет Илья был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.
Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».
Получив исцеление от болезни, Илья посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Известно, что Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.
Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Скончался Илия Муромец около 1188 году (на 45-м году жизни).
Мощи Илии Муромца
Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.
По кончине своей преподобный Илия был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси — Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей.
Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне.
Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья — богатыри духовные Святой Руси.
В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.
В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.
Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях
По методу реконструкции антрополога М. М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.
Илия Муромец. Реконструкция по черепу
О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.
К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.
Илья Муромец в Былинах
Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.
Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).
Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» — это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.
Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илия на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».
С благословения родителей, собирается Илия в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри — не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын.
Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям — его дядя, по былинам — племянник. Илия Муромец — единственный из русских богатырей — крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Илия — крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин».
Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.
Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага.
Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».
Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.
Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др.
Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.
Илья Муромец в культуре
В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника.
Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года.
После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.
Виктор Васнецов. «Богатыри» (1881—1898)
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен.
Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек.
Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.
Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва святому преподобному Илии Муромцу
О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 8
Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.
Кондак, глас 8
Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.
Назад к списку
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28645
Где находятся мощи Ильи Муромца?
Каждому человеку на планете известен человек под именем Илья Муромец, он является знаменитым богатырем, о котором и по сей день слагаются разнообразные былины и легенды, истории, снимаются разнообразные фильмы и пишутся сказки.
Именно поэтому в мире практически невозможно найти человека, который хотя бы однажды не слышал о разнообразных подвигах славного богатыря.
Однако мало, кто задумывается о том, что Илья Муромец не только сказочный персонаж и не герой русских народных былин он является многогранным и сложным образом, который ранее был человеком.
В настоящее время некоторые философы и ученые находятся в заблуждение по поводу существования Ильи Муромца. На протяжении многих лет мощи богатыря подвергались различному изучению, однако все тайны и по сей день, не разгаданы.
Правда или выдумка?
На протяжении последних двухсот лет ученые проводят разнообразные методы изучения для того, чтобы разгадать все тайны связанные с богатырём, однако попытки остаются тщетными. Известны свидетели, которые проживали в 19 или 16 веке, которые уверовали и видели существование славного богатыря Ильи Муромца.
А также именно они слагали легенды о его подвигах и деяниях ратных. Из множества исторических сведений, миру известно, что славный витязь находился на службе у Киевского Князя и восседал на должности славного воина.
Русские сказания говорят о том, что Илья Муромец был рождён в городе Муром, однако некоторые исторические сведения утверждают, что его родиной было село Карачарово, которое расположено в Мурманской области. Однако из этого можно сделать вывод, что данные о том, что славный Витязь проживал в Муроме, являются истинными.
Поэтому спустя многие года, мощи славного богатыря Ильи Муромца были расположены в его родном городе, в монастыре, а покоятся они, и по сей день по улице Лакина 1.
Почему богатырь – Муромец?
Территория между Черниговом, Карачевым и Муромом находится практически на одном и том же расстоянии от Святого Киева. Следовательно, можно предположить, что данные территории являлись местами, где в свое время славный Богатырь совершал свои ратные подвиги, которые впоследствии были изложены в древнерусских былинах.
В свое время некоторые свидетели утверждали, что вблизи, таких городов располагается село под названием Девять Дубов, именно мимо него проезжал Илья Муромец, когда направлялся на службу к Киевскому князю. Многие историки и ученые, проведя разные исследования, установили, что между историческими сведениями, легендами и народными сказаниями не существует определенной связи.
Также было установлено, что город Муром во времена правления Киевского князя являлся на протяжении долгого времени частью Черниговского княжества. Впоследствии были проведены сопоставление между названиями городов и именем славного ратного богатыря, поскольку нате времена город Чернигов и Муром являлись неотъемлемой частью Владимиро-Суздальской, Киевской и Московской Руси.
Поэтому спустя сотни лет, эти города являются исторической родиной Ильи Муромца. И по этой же причине в настоящее время части мощей богатыря хранятся в его родном городе.
Первые упоминания о Муромце
В официальных документах первое упоминание имени славного витязя Ильи Муромца встречается в 1574 году. А в не официальных источниках впервые имя Ильи Муромца упоминается в летописях Германии примерно 18 веке.
В далекой Германии Илья Муромец переименован, в Илью Русского и там он предстаёт перед читателями в образе славного витязя и могущественного воина. Упоминается он в поэтических произведениях и летописях, там он призван историческим героем.
В Германии и по сей день слагают про него легенды и пишут по его образу эпические произведения.
Подвиги витязя
Согласно разнообразных исторических сведений, богатырь Илья Муромец, являлся христианином и веровал в законы и каноны церкви, соблюдал Божий порядок. Перед тем, как отправиться на бой или на осуществление того или иного подвига, он обращался к собственной семье и низко кланялся родителям для того, чтобы попросить у них благословение и напутствия перед дальней дорогой.
Различные летописи, сказания утверждают, что родители богатыря были немощными и слабыми людьми, однако каждый раз давали согласие собственному сыну на совершения подвигов и напутствовали его перед дальней дорогой. Единственное, что они давали на память своему сыну — это горсть Земли с родного города.
Также исторические сведения утверждают, что мать и отец богатыря брали с него клятву о том, что от меча их сына ни в коем случае не будут страдать люди, которые являются христианскими верующим.
Илья Муромец в свою очередь каждый раз давал родителям клятву и не разу не нарушил ее, поскольку никоим образом он не обижал христианских верующих, но тем не менее он добился порядка и справедливости на территории Руси, именно с того времени на территории княжества торжествовала только лишь правда под знаменем убежденных христианских верующих.
Знаменательные сражения
Исторические сведения гласят, что после того, как Илья побывал у своих родителей, и получил от них одобрение и наставления в добрый путь, он направлялся во Владимир, где на то время существовало княжество. Оттуда он вместе с процессией отправлялся на служение во главе с Киевским князем. Исторические летописи гласят, что славный Богатырь был единственным воином, который не побоялся в тяжёлые для всей Руси времена отправиться в княжество на подмогу к Киевскому князю.
В то самое время по дороге он встретил разбойников, однако он не стал разжигать вражду и решил применить стрелы. Известно, что он выпустил одну единственную стрелу из лука, который был выполнен из векового дуба, который рос вблизи того места, где на него напали разбойники. Стрела угодила в середину дерева и разломила его на мелкие части.
Такое деяние испугало разбойников, и они поклонились Илье Муромцу, выразили собственное почтение и пропустили славного богатыря вперёд без боя или сражения.
Некоторые легенды гласят, что в сражении между главным русским богатырем и Соловьем-разбойником одержал победу именно Муромец. Из истории человечеству известно, что соловей-разбойник является своеобразным мифическим существом, символизирующим начало язычества.
Как было ранее сказано, Илья Муромец являлся искренним верующим христианином, поэтому он с особой жестокостью вел поединок с язычником. Исходя из таких доказательств и свидетельств, многие приверженцы веры Христа, а также историки и искусствоведы изображают смелого русского богатыря Илья Муромца с оружием в руке.
Важно отметить, что оружие в свою очередь имеет крестообразное копье, что говорит о вероисповедании богатыря.
Тайна гибели Ильи Муромца
Несмотря на собственные подвиги и ратные дела Илья Муромец являлся простолюдином, следовательно, он не был княжеского рода, поэтому его честное имя спустя года было вычеркнуто из разнообразных летописей и исторических сведений. Поскольку ни один князь не мог допустить, чтобы такие подвиги триумфального русского крестьянина были изложены и переданы как упоминание, что простой человек мог воевать за спокойствие жителей Руси.
Жестокий вандализм
Однако похоронили славного богатыря в Софийском соборе вблизи представителей знати. Однако спустя года захоронение было разрушено, однако иные близлежащие гробницы остались в целости. Многие знатные люди в свое время мечтали о том, что их похоронят вблизи иных представителей в Софийском соборе, следовательно, можно предположить, что какой-то вандал разрушил гробницу Ильи Муромца из жестокости или каких-то иных размышлений.
Мощи в Киево-Печерской лавре
После разрушения гробницы о теле славного богатыря, заботились служители Киево-Печерской лавры, именно поэтому спустя года, мощи Ильи Муромца располагаются именно здесь. В Киево-Печерской лавре его мощи подписаны, как «Илья из Мурома». В лавре принято отмечать День памяти славного богатыря 1 января.
В этом случае необходимо напомнить о том, что в родной город Муром икона с изображением Ильи Муромца впервые приехала в монастырь именно 1 января или 19 декабря согласно старому календарю.
Известно, что именно в Киево-Печерской лавре находятся секретные материалы, благодаря которым историки, ученые всего мира могут заглянуть в тайны прошлого и разгадать, что на самом деле случилось со славным богатырем Ильей Муромцем.
Мощи Ильи Муромца. Где находятся еще?
Также святые мощи Ильи Муромца хранятся в Спасо-Преображенском монастыре, который расположен в его родном городе. Именно в Муроме в храме имеется собственная отдельная комната, в которой расположен саркофаг, хранящий определенные частички тела Святого богатыря. Служители монастыря утверждают, что доступ к мощам Ильи Муромца доступен в любое время для каждого прихожанина, независимо от того чего бы хотел попросить у богатыря.
Также служители храма утверждают, что многие люди обращаются к мощам богатыря для того, чтобы исцелиться от разнообразных заболеваний связанных с позвоночником, а также его мощи помогают людям избавиться от паралича.
Медицинские эксперты, которые проводили исследование мощей богатыря, выявили, что он жил примерно в 12 веке, а рост его составлял 1 м 77 см, то есть по меркам того времени Илья Муромец являлся великанов. Даже спустя более, чем 300 лет, в тот момент, когда мимо города проезжал германский купец, который увидел мощи богатыря он встал в оцепенении.
Поскольку даже спустя такое количество времени он не мог поверить в то, что существовал человек, который имел столь невиданную силу и представлял собой величие защитников русской земли. В его родном городе Муроме расположен памятник, где Илья Муромец изображён в полный рост он имеет могущественные вид, a его тело внушает людям спокойствия и доверие.
Согласно различных исторических сведений, его сила и мощь передались по наследству его потомкам, которые впоследствии стали знаменитыми, поскольку могли без проблем передвинуть с места тяжелый поезд.
Источник: https://www.o-vere.ru/gde-nahodjatsja-moshhi-ili-muromca.html
Преподобный Илия Муромец, Печерский (†1188)
1 января православные чтут святого воина-монаха Илию Муромца Печерского, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).
Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.
Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чеботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.
В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.
С детства и до 33 лет Илья был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.
Однажды, когда немощный молодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».
Получив исцеление от болезни, Илья посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Известно, что Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.
Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Скончался Илия Муромец около 1188 года (на 45-м году жизни).
Мощи Илии Муромца
Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.
По кончине своей преподобный Илия был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси — Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей.
Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне.
Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья — богатыри духовные Святой Руси.
В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.
В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены.
Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.
Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.
Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях
По методу реконструкции антрополога М. М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.
Илия Муромец. Реконструкция по черепу
О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.
К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.
Илья Муромец в Былинах
Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.
Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).
Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» — это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.
Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илия на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».
С благословения родителей, собирается Илия в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри — не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын.
Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям — его дядя, по былинам — племянник. Илия Муромец — единственный из русских богатырей — крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Илия — крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин».
Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.
Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага.
Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».
Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.
Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др.
Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.
Илья Муромец в культуре
В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника.
Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года.
После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.
Виктор Васнецов. «Богатыри» (1881—1898)
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен.
Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек.
Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.
Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.
Молитва святому преподобному Илии Муромцу
О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 8
Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.
Кондак, глас 8
Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.
Пути Ильи Муромца («Святые», ТВ3)
Режиссер: Олег Бараев, Денис Красильников
Ведущий: Илья Михайлов-Соболевский.
Эксперт: Аркадий Тарасов
Октябрь 2007 года. По трассе Москва-Ярославль на большой скорости мчатся несколько десятков мотоциклов. На головном байке в специальном кофре везут икону с частицей мощей самого известного и в то же время самого загадочного из русских святых Ильи Муромца. Его имени нет ни в одной летописи. А его путь — от воина до святого — до сих пор остается тайной.
Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/12/29/prepodobnyj-iliya-muromec/
Мощи Ильи Муромца: 3 главных молитвы
Когда-то этот человек был парализован 30 лет и совершенно не двигался. Чудом его исцелили прохожие, он стал известным воином и к его мощам теперь приходят, чтобы излечиться.
Всем известна картина три богатыря, на которой изображены Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.
Картина Васнецова, на которой изображены: посередине на черном коне — Илья Муромец, слева на белом коне — Добрыня Никитич, справа на коне бурой масти — Алеша Попович
Прототипом Ильи Муромца, былинного персонажа, считается Преподобный Илья Муромец Печерский. Кто он и как жил, рассмотрим более подробно.
Илья Муромец помогает при любых жизненных обстоятельствах. День памяти Илии — 1 января
В житие мы узнаем, что родился он в семье обычного крестьянина
В житие Ильи мы узнаем не так много. Илья Печерский по прозвищу Чоботок, родился примерно в 1143 году, в XII веке, в Муроме.
Отец его Иван, был обычный крестьянин, мать Ефросинья, также крестьянка.
Народные предания очень часто сравнивали Илью Печерского с былинным русским богатырем, Ильей Муромцем.
С самого детства и до 30 своих лет, Илья был парализован. Но от одних нищих трех странников он получил чудесным образом исцеление.
Они предсказали ему, что смерть на боях ему точно не писана. Произошло это тогда, когда ему исполнилось 33 года.
После своего исцеления, Илья взял у родителей благословение:
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град —
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».
После чего он отправился в дружину Киевского князя Владимира Мономаха. Прослужил Илья у него много лет.
Владимир Мономах — великий русский князь. Прозван был Мономахом по роду его матери, которая была дочерью византийского императора — Константина IX Мономаха
Чем же прославился при жизни Илья Печерский? Своими великими воинскими подвигами и силой, которую он яростно использовал для борьбы с врагами.
Илья был очень скромным человеком и никогда себя не возносил, и при этом всегда говорил:
«Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Однажды в одном из бою, он был ранен в грудь. После чего решил принять монашеский постриг в Киеве-Печерском Успенском монастыре.
Очень много воинов в то время после каких-либо травм, уходили в монастырь для сражения не за земные ценности, а за душевные.
Картина М. Н. Климова «Преподобный Илья Муромец в пещерной келье в Киеве»
Не так много время Илья провел в иноческом постриге.
Умер Илья Печерский на 1188 году, когда ему было около 45 лет.
«Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»
Сейчас его мощи покоятся в Антониевых пещерах
Где хранятся мощи святого?
Во многих источниках указано, Мощи Ильи Муромца покоятся в Антониевых пещерах в Киево-Печерской Лавре.
Где-то в 18 веке один паломник Леонтий оставил такую запись:
«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом — яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».
В 1988 году была проведена экспертиза мощей Ильи Муромца. После исследование мощей, было определено, что умер Илья в возрасте 40–45 лет, рост его был около 177 сантиметров. Выявлены некоторые дефекты в позвоночнике, что говорит о том, что человек перенес в юности паралич конечностей. Причина смерти также была установлена – обширная рана в области сердце.
В 1643 году Илья Печерский был причислен к лику святых. День памяти преподобного —1 января.
Местное почитание преподобного Илии началось примерно в конце 17 века. Тогда, когда установили празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер.
Останки Ильи Муромца, а именно средний перст шуйцы левой руки — находится в данный момент в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома. На фото указанном ниже, можно увидеть — мощи преподобного.
Персты правой руки сложены специально для молитвы, как принято в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнуты к ладони
Приложиться к частице его мощей можно в любое время.
Очень часто говорят, что Илья Муромец — чудотворец.
От святых мощей преподобного, люди исцеляются от многих болезней, в особенности тех, у кого болезни позвоночника, и у кого парализованы ноги.
Даже после своей смерти Илья Печерский чудотворец помогает людям.
Те, кто служит в армии, часто обращаются к иконе Ильи Муромца
Икона Илья Муромца поражает богатырским телосложением и огромными кистями рук. Вид у Ильи довольно суровый.
Святой Илья Муромец покровитель Российских ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России
О чем же молятся иконе Ильи Муромца? Иконе молятся:
- в трудных жизненных ситуациях;
- об исцелении больных детей, а также детей с ДЦП;
- о защите слабых, нуждающихся в помощи и поддержке;
- те, кто служит в армии, чтобы выдержать все испытания.
Считается, что икона должна быть у тех, кто ходит с именем Илья, а в особенности, если преподобный Илья — покровитель.
3 молитвы Илье Муромцу, а также тропари и кондаки
На праздник Илье Муромцу в православных храмах поётся специальный тропарь и кондак, чтобы вспомнить и прославить преподобного в этот день.
Тропарь, глас 3
Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.
Тропарь, глас 8
Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие. Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах наших.
Кондак, глас 8
Яко светило великое Русския земли, Небеснаго Царя воевода непобедим был и монашествующих богодухновенное украшение. Ныне же со Ангелы престолу Божию предстоя, Владыку Христа, всех Творца, моли избавитися от всяких бед и скорбей чтущым святую память твою, да зовем ти: Радуйся, Илие, преподобне отче наш.
Также дома перед иконой Илии Муромца можно прочитать 3 главных молитвы. Прочитать их нужно от чистого сердца и только тогда, ваши молитвы будут услышаны.
Молитва Илье Муромцу первая
«О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Молитва Илье Муромцу вторая
О великий подвижниче и угодниче Христов, преподобне отче наш Илие, ты в воинстем чине за имя Христово крепко подвизался еси и соотчичи от враг ограждал еси.
Ты, оставив славу земную, избрал еси безмолвное житие во обители Киево-Печерстей, и явился еси граду Киеву и обители твоей заступник крепок.
О храбрый в ратех врагов прогонителю и обидимых заступниче, буди нам поборник на вся видимыя и невидимыя враги наша, помози и нам пребыти твердыми, непоколебимыми во искушениих, да твоею помощию и крепким предстательством посрамятся вси хотящии нам злая.
Отче святый, ускори ныне на помощь, утверждая мир и тишину в земли нашей, и умоли Господа всех нас сохранити от глада, губительства, труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от тлетворных ветр, и от смертоносный язвы, и от всякаго зла избавити, раздоры посреде братий бываемая умирити, отпадших паки в единомыслие привести и всех нас единением духа и любве во Единей Святей Соборней и Апостольстей Церкви соединити.
Не забуди, святый отче, обитель твою, присно тя чтущую, и вся грады и веси тебе молитвенника крепка к Богу предлагающа, сохраняя их молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое призывающих и на поклонение к мощем твоим святым приходящих, и вся благая прошения их милостиво исполни, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим непрестанно Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва Илье Муромцу третья
О преподобне и богоносне отче наш Илие, града Мурома и всея земли Русския украшение, храбрый во бранех, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Собраннии пред иконою твоею почитающии тя людие, молим тя, умоли Милосерднаго Бога, да милостив но услышит нас и дарует победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя: укрепи данною тебе благодатию во бранех воинство православное, разруши силы возстающих на ны врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят и уразумеют, яко Господь есть Защитник наш, по нам поборствуяй. О скорый наш помощниче и заступниче, укрепи молитвами твоими немощную волю нашу, во еже обрести нам мужество духовное и сокрушение о гресех наших. Ей, отче святый, не забуди нас, молящихся тебе о помощи, и сподоби нас, грешных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его, яко да с тобою и со всеми святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Считается, что есть еще более сильное обращение к Илье Муромцу, если прочитать специальный акафист.
Святые преподобный Илья Муромец, Печерский
Источник: https://hranitel.club/327-moshhi-ili-muromca
Мощи святого преподобного Илии Муромца
Со времен детства каждый человек слышал о подвигах славного русского богатыря Ильи Муромца. Для христиан станет удивительной новостью тот факт, что Илья Муромец – не просто былинный, сказочный герой, а настоящий богатырь, живший на Руси. Мало того, непобедимый воин вел христианский образ жизни и за свои подвиги на почве христианской веры причислен к лику святых.
Мощи святого Ильи Муромца – христианская святыня, хранящаяся в пещерах Киево-Печерской Лавры, и поныне приходит на помощь христианам по горячим молитвам у могилы преподобного.