Как появилась первая икона

Икона — Спас Нерукотворный | Иконописная мастерская Радонежъ

как появилась первая икона

Икона – Спас Нерукотворный всегда была на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск.

Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа “Спас на убрусе” лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма.Лик Иисуса Христа – лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы “Спас на чрепии” объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на “доску негниющу” и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто.

В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах “Спас на чрепии” нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки. На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

В православной церкви одним из наиболее известных и почитаемых образов является икона Спаса Нерукотворного. Её история восходит к временам Нового Завета, когда Спаситель исполнял своё земное служение. Предание о возникновении первого нерукотворного образа излагается в книге, именуемой Четьи Минеи. Вот что она рассказывает.

Икона Спаса Нерукотворного. История иконы

Древний правитель Авгарь Ухама V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его. Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю.Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей.

Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня.

Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты.

Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.

Икона Спаса Нерукотворного. Исцеление Авгаря

Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа.Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение. Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона “Спас Нерукотворный”.

Значение этого события очень велико. Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца.

Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.

Икона – Спас Нерукотворный. Второе обретение образа

Икона Спаса Нерукотворного провела в нише долгие годы. Только в 545 году, когда город был осаждён персами, случилось чудо. Епископу города было явление Пресвятой Богородицы, сообщившей, что от врагов их избавит только икона Спаса Нерукотворного, замурованная над воротами города.

Срочно разобрали кладку, обрели Нерукотворный Образ, перед которым по-прежнему горела лампада.На глиняной же доске, которая закрывала нишу, чудесным образом появилось точно такое же изображение Спасителя. Когда горожане совершили крестный ход с обретённой святыней, персы отступили. Таким чудесным образом город избавила от врага икона “Спас Нерукотворный”.

Описание этого события донесло до нас Священное предание.

Оно в памяти каждого, кто знаком с христианской литературой. Через восемьдесят с лишним лет Едесса стала арабским городом. Сейчас эта территория принадлежит Сирии. Однако почитание святого образа не прерывалось. Всему Востоку было известно, что молитва иконе “Спас Нерукотворный” творит чудеса.

Исторические документы свидетельствуют о том, что уже в 8 веке все христиане Востока отмечали праздники в честь этого святого образа.

 Перенесение образа в Константинополь

В середине 10-го века благочестивые византийские императоры выкупили святыню у правителя города Едесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери.Там в течении более трёхсот лет и находилась икона “Спас Нерукотворный”.

Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира. О дальнейшей судьбе образа информация противоречива.

По одной версии, икона была вывезена крестоносцами после захвата ими Константинополя. Однако корабль, на котором её пытались доставить в Европу, попал в шторм и затонул в Мраморном море.

Другая версия указывает на то, что хранится она в Генуе в монастыре святого Варфоломея, куда была вывезена в середине 14-го века.

Купить икону – Спас Нерукотворный

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Спаса Нерукотворного. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. 

Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ Спасителя выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/spas-nerukotvornyy

Икона «Спас Нерукотворный»: значение, в чем помогает

как появилась первая икона

Святыни Иисуса Христа – особый тип образов, которые приносят в душу мир, указывают верный путь, избавляют от ошибок и заблуждений, помогают раскаяться в грехах и забыть о соблазнах. И одной из них является возвышенная, одухотворённая и прекрасная икона Спаса Нерукотворного. Именно о ней и поведает Вам наша статья!

Фрагмент створки триптиха. Монастырь святой Екатерины. Синай. Египет

Лик, созданный по воле Творца

Согласно зафиксированным в литургическом предании свидетельствам церковных хронистов, реликвия была обретена ещё при земной жизни Богочеловека. Существует два варианта легенды – восточный, принятый в православии, и западный, бытующий в католичестве. Они объясняют, что такое Спас Нерукотворный и как возникла традиция его почитания.

Как гласит первая история, святыню даровали Авгарю, правившему в сирийском городе Эдессе. Владыка страдал от проказы – ужасные язвы поразили всё его тело, источая гной и смрад. Но как-то он услышал о чудесах, которые творил Иисус Христос, и отправил Ему письмо, в котором восхвалял Сына Божьего, приглашал его прибыть в свою резиденцию и разделить власть над покорными царю землями, взамен прося лишь об излечении.

Однако миссия Господа подходила к завершению, поэтому Он отклонил предложение. Впрочем, добрый пастырь также написал, что после своего воскрешения Он пришлёт к царю одного из учеников, чтобы тот исцелил его. Тогда Авгарь, не в силах ждать обещанного, послал к Спасителю самого умелого придворного художника, чтобы он запечатлел хотя бы лик Иисуса. Но даже лучший мастер оказался не в силах это сделать – такое неземное сияние исходило от Творца.

После этого Христос, не желая обижать доброго правителя, приказал принести ему воды и льняной платок (убрус). Он омыл руки и лицо, а затем вытерся тканью – и все присутствующие увидели, как на ней проступают черты Господа! Именно из-за этого образ, возникший на материи, и носит название «Спас Нерукотворный», или «Мандилион».

Когда апостол Фаддей (один из 70 последователей Иисуса) доставил платок владыке, его страдания стали меньше, а после крещения болезнь и вовсе прошла. С тех пор образ стал величайшей городской святыней.

Её прикрепили к прочной доске, не подверженной гниению, и поместили над главными воротами.

Но благоденствие длилось недолго – наследник Авгаря оказался язычником, и, чтобы спасти икону от поругания, христиане вынуждены были заложить камнями нишу, в которой она находилась. Постепенно о реликвии все забыли.

Спас Нерукотворный (Икона с Эдессы или Мандилион). Капелла Санта-Матильда. Ватикан

Но в 544 г., когда Эдессу окружили войска шахиншаха Хосрова, образ вновь вернулся к людям! Епископ Евлалий увидел его во сне – и, разобрав в указанном месте камни, верующие нашли безукоризненно сохранившуюся святыню. А на керамической табличке, под которой пряталась святыня, остался ещё один отпечаток Господнего лика. Так появилась икона «Спас на чрепии». После того, как у чудесно обретённой реликвии отслужили молебен, враги внезапно сняли осаду и оставили страну.

Икона пребывала в Эдессе до 944 г., пока византийский император Роман Лакапин не перенёс её в Константинополь. Там образ водрузили в соборе святой Софии, где он и находился до 1204 г.

После разграбления Царьграда крестоносцами реликвию с многими другими сокровищами погрузили на корабль, пересекавший Мраморное море, однако судно не выдержало шторма и затонуло. Так был утрачен подлинник святыни – но осталось множество чтимых списков.

Приобрести один из них, выполненный из лучистых самоцветов, Вам поможет наш магазин икон.

«Плат Вероники» хранится в соборе Святого Петра в Риме

Реликвия, дарованная милосердной женщине

Западная версия предания, появившаяся в XIII-XV ст., значительно отличается. В ней рассказывается о праведнице Веронике, которая сопровождала Спасителя во время Его крестного пути.

Когда Сын Божий поднимался на Голгофу, девушка протянула Ему платок, чтобы Иисус мог вытереть с лица пот и кровь – и по Господнему промыслу на материи появился и лик Творца, увенчанный терновыми ветвями.

Просмотрев наш каталог икон, Вы увидите, как выразительно и живо выглядят подобные реликвии!

Сейчас эта святыня бережно содержится в соборе св. Петра (Рим). Её активно исследуют – так, химики, изучив изображение, заявили, что при нанесении рисунка не использовалась ни минеральные пигменты, ни какие-либо органические вещества. А название реликвии связывают с искажённым латинским выражением «vera icon» – истинная икона. Кроме того, есть несколько теорий, которые называют историческим прототипом «Спаса Нерукотворного» Туринскую плащаницу.

Икона Иисуса Христа из янтаря «Спас Нерукотворный» Лик Иисуса Христа на Туринской плащанице Икона из янтаря «Спас Нерукотворный»

Богословское толкование убруса и его почитание

Святой образ Божьего Сына, оставленный христианам самим Спасителем, напоминает людям о воплощении Иисуса, Его страданиях, крестной смерти и искуплении грехов, дарованном всему человечеству – так провозгласил VI Вселенский Собор (787 г.). Молитва перед этой иконой способствует очищению души, вразумляет, исцеляет душу и тело, защищает от искушений, опасностей, недоброжелателей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что обозначает слово Библия

Реликвия давно стала важной частью христианской традиции. В частности, ею благословляют молодожёнов на долгую и счастливую совместную жизнь. Лик следует помещать в верхнем ряду иконостаса, а в дни поминовения образа, известные как Яблочный (19 августа) и Медовый (29 августа) Спас, зажигать перед ним лампадку. Кроме того, в честь святыни возведён не один храм Спаса Нерукотворного. Есть они и в Киеве, и в Харькове, и в других украинских городах.

Спас Мокрая Брада(Омоченные Власы)XV в.  /  Спас Нерукотворный. Вторая половина XVI в.

Святыня в летописях и документах

Эта реликвия является единственным достоверным источником сведений для мастеров, изображающих лик Господа. И, хотя вследствие иконоборческих гонений (VIII – начало IX ст.) предание о ней не столь широко распространено, как другие церковные легенды, всё же память о чудесной святыне сохранилась до наших дней. Именно благодаря этому Вы имеете возможность купить икону из янтаря, на которой запечатлён Иисус Христос.

Так, первое упоминание убруса датировано IV ст. Это несколько папирусов из Фаюма, в которых идёт речь о письмах Авгаря к Христу. Ответное послание сохранилось в книгах Евсевия Кесарийского (Памфила). В конце V ст.

копии этой переписки получила в дар от епископа Эдессы паломница Сильвия из Аквитании. А с VI ст. многочисленные заметки об образе встречаются в греческих летописях и Четьях-Минеях (так называли собрания апокрифов, житий святых и поучений отцов церкви).

Рассказывает о нём в своём труде «Церковная история» и Евагрий Схоластик.

Спас Нерукотворный (новгородская икона XII века). Третьяковская галерея

Наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с радостью поможет Вам купить икону «Спас Нерукотворный». К ней взывают во всякой нужде, обретая поддержку, утешение и силы для преодоления любых препятствий. Эта реликвия будет покровительствовать Вашей семье, защищая от проблем и превратностей судьбы!

Источник: https://yantar.ua/blog/chudesnaya-relikviya-spasitelya.html

Научиться читать икону

как появилась первая икона

3053      1

— Когда я впервые решилась делать икону, батюшке об этом не сказала,— вспоминает Галина Ерина, волонтер проекта Покровского храма Саратова по созданию специальных тактильных пособий для работы со слепыми и слабовидящими детьми, руководит которым священник Кирилл Петрович. — Думала, что сначала сделаю, и если отцу Кириллу не понравится, просто оставлю ее себе.

А если понравится, то слава Богу — пусть отправляется к людям, которые не могут увидеть иконы так, как видим их мы. И вот, я призналась батюшке, что сделала икону Пресвятой Богородицы, и он захотел на нее взглянуть. Приехал, я положила перед ним образ, а сама смотрю за его реакцией. Так волновалась! Гляжу: заулыбался.

Поняла, что икона ему понравилась, и на сердце сразу стало легче.

Галина Павловна — домохозяйка, в свободное время любит заниматься рукоделием. В воскресной школе Покровского храма узнала о проекте по созданию тактильных пособий и откликнулась — изготовила три книги.

— Желание сделать тактильную икону буквально загорелось во мне, — говорит она. — Взяла за образец свой любимый образ Пресвятой Богородицы — «Умиление» — и запаслась полимерной глиной. Сначала прорисовывала линии на листочке, чтобы руки запоминали, как лепить лик.

Когда стал получаться образ, который мне нравился, стала пробовать лепить. К моему удивлению, изготовить основу получилось довольно быстро, хотя лепкой я никогда до этого не занималась.

У меня и специальных инструментов для этого не было — в ход шли зубочистки и отвертки.

Труднее всего Галине Павловне пришлось, когда началась работа с облачением Богоматери.

— Сначала я сделала белое облачение, — вспоминает мастерица, — но результат не удовлетворил — не было контраста между облачением и ликом. Стала переделывать, долго примеряла разные цвета и всё чувствовала — не то. Устала, даже стала бояться, что совсем испорчу работу.

Наконец, выбрала: синюю ткань — для туники, вишневую — для омофора, голубую — для чепца. Через какое-то время наткнулась в Интернете на информацию, что на самой первой иконе Богородица была в облачении именно таких цветов. Оказалось, я все-таки сделала правильный выбор! Видимо, это была подсказка свыше.

Не зря же у меня появилось желание сделать именно этот образ.

Завершив образ Богоматери, Галина Павловна продолжила работу над тактильными иконами. Отец Кирилл попросил ее сделать образ Господа Вседержителя. Потом были иконы Архангела Гавриила, святого преподобного Серафима Саровского.

Уже стал появляться навык, с каждым разом все давалось легче и быстрее. Работа эта хоть и творческая, но очень ответственная: тактильная икона должна соответствовать тому оригиналу, с которого она сделана.

Здесь перед мастерами стоит немаловажная задача: заботиться одновременно и о тактильной составляющей, и о внешней красоте.

— Чтобы сделать нимб, я использовала бисер и пайетки, — продолжает Галина Павловна. — Еще я знаю, что издревле иконы украшались, и свои изделия тоже решила украсить. Для образа Пресвятой Богородицы, например, пригодилась имитация драгоценных камней.

Сейчас в творческих планах мастерицы сделать тактильную икону святой равноапостольной княгини Ольги.

— Святая Ольга первой в нашей стране приняла христианство, стала распространять православную веру на Руси. Это наша история, детям важно ее знать.

* * *

— Тактильные иконы в России стали изготавливать примерно в 2000-х годах, — рассказывает священник Кирилл Петрович.— Хотя и раньше делали, например, иконы в окладе, содержащем тактильную составляющую, существовали различные рельефные священные изображения.

Тактильные иконы обычно производят из искусственного камня, гипса, дерева. Однако из-за того, что это практически полностью ручная работа, стоят они очень дорого и для большинства слепых и слабовидящих людей оказываются недоступны.

И вообще, для нашего времени иконы для слепых — большая редкость.

Обычно такие иконы дарят храмам. К примеру, в этом году в дар храму Богоявления Господня в подмосковных Химках был передан тактильный резной образ блаженной Матроны Московской. В Храме Христа Спасителя находится тактильная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По данным информагентств, тактильные иконы есть всего в семнадцати храмах России.

Нерукотворная святыня

Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о Его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого», — сказано было на VI Вселенском Соборе. Этот образ появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под названием Нерукотворного Спаса. 29 августа Православная Церковь празднует его перенесение из Едессы в Константинополь.

Чудо исцеления

История первой христианской иконы довольно необычна. Согласно преданию, царь Авгарь древнего турецкого города Едессы (ныне Урфа) заболел неизлечимой болезнью. Услышав об исцелениях, которые совершил Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя.

Он послал своего самого искусного живописца, чтобы тот нарисовал Его лик. Однако от лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Господь омыл Свое лицо водой и отер полотенцем. На нем остался запечатленным образ, получивший название «Убрус» (от церк. -слав.

«плат, платок»), или икона Спаса Нерукотворного.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», он украсил его и установил в нише над городскими воротами.

После чудесного исцеления Едесского правителя упоминания об этой иконе отсутствуют вплоть до 545 года, когда Едессу взяли в блокаду персидские войска.

В нефе над воротами города были обнаружены не только сама прекрасно сохранившаяся икона Спаса Нерукотворного, но и ее отпечаток на керамической стене. Блокада города была снята чудесным образом.

С тех пор в память об этом событии в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или «Убрус», и лик без убруса, так называемый «Чрепие».

Особенности иконы

На иконах типа «Спас на убрусе» лик Господа помещен на плате, верхние концы которого завязаны узлами. Вокруг головы — нимб, в который вписан крест. В византийских изображениях крест украшался драгоценными камнями, по краям нимба ставились первая и последняя буквы греческого алфавита «Альфа» и «Омега».

Позднее крест в нимбе стали изображать состоящим из девяти линеек — по числу девяти ангельских чинов — и вписывать три буквы греческого алфавита, означающие «Сущий». А по сторонам нимба, на фоне плата, помещать сокращенное именование Спасителя — по-славянски IС ХС. В древности начертание на иконе имени уже делало ее священным изображением.

Присутствие имени означает соединение слова и образа — словесного и зрительного откровения Божия. Поздние иконы типа «Спаса на убрусе» стали включать двух ангелов по сторонам, держащих платы с ликом Христа.

На иконах типа «Спас на Чрепии» нет изображения плата, фон ровный. В некоторых случаях имитируется каменная кладка.

Установление празднества

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Едессе. В период иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылался преподобный Иоанн Дамаскин, а в 787 году — Седьмой Вселенский Собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Евфрата, где процессию ожидали галеры.

Христиане начали роптать, отказываясь отдать святыню. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Пораженные этим чудом жители вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем.

На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 29 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Чудотворные образы

Наиболее близким к первоначальному образу исследователи предположительно считают Спас Нерукотворный, хранящийся в армянской церкви святого Варфоломея в Генуе. Икона написана на холсте, укреплена на деревянной основе и закрыта плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос.

На Руси иконы Спаса Нерукотворного появились уже в IX веке. В честь этого образа строится небывалое количество храмов. Этот лик изображен на знаменах русских войск в самых решающих для страны битвах — от Куликовской до сражений Первой мировой.

Древнейшая из сохранившихся икон этого типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века) — находится в Третьяковской галерее.

Приведем примеры самых известных русских икон Нерукотворного образа:

1) «Спас на убрусе» во фреске церкви Спаса Нередицы близ Новгорода, XII век;

2) икона «Нерукотворного убруса» в Спасо-Андрониковском монастыре, которую святитель Алексий перенес в Москву в 1364 году из Константинополя;

3) Икона «Нерукотворного убруса» в Московском Успенском соборе, XVI век;

4) Чудотворный образ Нерукотворного убруса в Воскресенском соборе г. Романова-Борисоглебска, XV век;

5) Икона Нерукотворного убруса в Новоспасском монастыре, принесенная в Москву в 1647 году;

6) Икона Нерукотворного убруса письма Прокопия Чирина в Никольском единоверческом монастыре в Москве, XVI век;

7) Икона Нерукотворного убруса в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры – вклад княгини Трубецкой от 1672 года;

8) Икона Нерукотворного убруса письма Симона Ушакова 1673 год (в ризнице Троице-Сергиевой Лавры).

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Нерукотворный Образ Христа Спасителя из Вознесенского собора города Хлынова прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями. В 1647 году икона была перенесена из Хлынова в московский Новоспасский монастырь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего ставят крест на могиле

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали носить вокруг пожарища. На глазах у всех огонь невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону.

Вскоре ветер утих и пожар прекратился.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну — Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, Господь по молитвам у этой иконы не раз сохранял жизнь царю.

Чудотворный образ Саратовской земли

Чудотворный образ Спаса Нерукотворного является главной святыней Саратовской земли. Он хранится в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова и является списком с фрески кисти учеников преподобного Андрея Рублева, находящейся в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Икону привезли московские стрельцы при основании Саратова.

По молитвам у этого образа верующие неоднократно получали исцеление и помощь. В советское время образ Спасителя изымался, и лишь в 1942 году его вернули в собор. С пятидесятых годов XX века каждую неделю перед чтимым образом служат акафист, который исполняется всеми прихожанами нараспев.

Образ находился в тяжелом состоянии: изображение было частично утрачено, доска сильно повреждена. В 2006 году была проведена реставрация святыни. Икону обследовали специалисты из московского музея преподобного Андрея Рублева. Было принято решение реставрировать ее в Саратове, чтобы чтимый образ не покидал города, в котором находится вот уже несколько столетий. Также был отреставрирован старинный оклад.

«Наши предки с великим благоговением и любовью молились у этого образа. Перед этой иконой люди изливали свою скорбь, свою боль и свое покаяние. А сегодня почитание этой святыни в полной мере зависит от нас. Будем же помнить об этом, будем просить у Господа, чтобы Он даровал нам ревность, чтобы утвердил в нашем сердце любовь и благоговение», — сказал в одной из своих проповедей Епископ Пахомий.

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/834

Икона иисуса христа: в чем помогает, значение — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета.

Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя — Бога — в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия.

Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой.

А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его.

А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет.

Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Образ Христа «Спас Мокрая Борода»

На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне.

В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии.

Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус

На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Образ «Предста Царица»

Еще один вид иконографии — «Предста Царица». На ней Иисус представлен в царских далматике, лоре и короне-камилавке. В одной руке у него жезл, в другой — Евангелие. Это изображение доносит, что Бог связан с церковью. И Христос здесь в роли священника.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.

Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

Источник: https://simanskia.ru/prochee/ikona-iisusa-hrista-v-chem-pomogaet-znachenie.html

Как появились первые иконы: история, возникновение

Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

Немного из истории написания раннехристианских икон

С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет назад написали Библию

Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства.

Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука.  Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным.

Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя.

А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

(5 3,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/kak-poyavilis-pervye-ikony/

Икона, с которой всё и началось

Свое искусство есть в каждой более-менее развитой религии. Такова природа человеческая. Впрочем, православную икону нельзя свести лишь к обычному проявлению человеческой природы: «Везде находятся люди, которые желают и умеют рисовать портреты тех, перед кем благоговейно преклоняются. Среди христиан тоже выискиваются художники. Отсюда и произошла православная иконопись – большая портретная галерея на религиозные темы». Нет, не отсюда произошла иконопись!

Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника.

Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа.

Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое.

Мы, православные, должны бы хорошенько это знать.

Икона – дар Божий.

Зачем Господь нам его дал?

Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.

Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?

В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.

Икона в политическом детективе

Помню популярный игровой фильм середины восьмидесятых годов. Политический детектив «ТАСС уполномочен заявить» по сценарию Юлиана Сёменова.

Как полагается, сюжет острый: в одной африканской стране происходит переворот, за которым стоят американские спецслужбы. ЦРУ удалось завербовать какого-то советского специалиста высокого уровня. Его пытаются вычислить и обезвредить сотрудники госбезопасности. Тематика, прямо скажем, в стороне от религиозной жизни.

И все-таки в одном эпизоде детектива мелькнул диалог об иконе.

Перескажу его. Сотрудник КГБ приходит к подопечному, повидавшему виды художнику, и дает ему письмо, написанное от имени свидетеля вербовки. Анонимное письмо подкинул в наше посольство вроде бы тот, кто лично видел, как американцы обрабатывали русского специалиста. Перед художником был поставлен вопрос: «Как думаете, кто автор письма? И насколько автор искренний?»

Художник подтверждает подлинность и искренность письма. Считает, что автор его – бывший власовец. Сотрудник спецслужб вроде бы согласен с художником. Тем не менее, интересуется, почему собеседник решил, что письмо настоящее.

Старый художник, в свое время близкий к власовским кругам, в ответ вспоминает короткую историю. Был у него знакомый, иконы реставрировал. Показал этот коллега как-то свою работу, скопировал он русскую икону XVI века. Копия получилась удачная. И состоялся небольшой спор:

– Слушай, почему бы тебе не заняться иконописью?

Реставратор только рассмеялся:

– Что ты! У меня так никогда не получится.

– Ты, талантливый художник с такой великолепной школой, и сработаешь хуже, чем этот безграмотный богомаз?!!

Тогда реставратор поставил рядом оригинал и сказал:

– Неужели ты не видишь разницу? Этот художник писал икону с верой в Бога. А веру подделать трудно. Даже невозможно.

Икона XVI века была подлинной. И письмо о вербовке было выстрадано, было подлинным

До сих пор удивляюсь: в политическом детективе икона засвидетельствовала о подлинных человеческих религиозных чувствах. Может быть, икона и здесь, с советского телеэкрана проповедовала о религиозном опыте, который стоит за церковным искусством.

Да, техникой иконописи можно овладеть, можно выучиться копировать старинные образцы. Но вот веру в Того, Кого пишешь, нельзя скопировать, не получится подделать. Чтобы написать подлинную икону, нужен дар Божий, дар веры, дар общения с Господом.

Иконопись начинается с опыта

Что это за опыт? Опыт настоящей встречи с настоящим Христом. И опыт молитвенного общения с Ним. Без этого не было бы на Земле подлинной иконы.

Господь дает нам видеть Свой Лик, обращаться к Нему. Поблагодарим Его за это счастье.

Словарь «Правмира» — Икона

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/ikona-s-kotoroy-vsyo-i-nachalos/

| Статьи, Пресс-релизы | Когда появилась первая икона Богородицы и её чудотворная сила?

Уже более 1000 лет, со времен древней Руси и принятия христианства, образ Матери Божией почитается и занимает особое место в каждом доме. В православных храмах, монастырях, церквах иконы с ликом Богородицы размещаются на самом примечательном и почетном месте иконостаса. Каждая из них написана самыми лучшими иконописцами. Их украшают драгоценными металлами, белыми лилиями, полудрагоценными камнями, чтобы подчеркнуть, насколько иконы Богоматери бесценны.

Как и когда появилась первая икона Матери Божией?

Старые преданья гласят о том, что Мать Христа оказывала помощь и заступалась за каждого, кто обращался к ней с какой-либо просьбой. Отсюда и пошло выражение «Божья Мать – заступница». В старых летописях написано, что самая первая икона с Матерью Божией была написана одним из апостолов, которого звали Лукой. Евангелист нарисовал лик Богородицы с младенцем прямо на столе, за которым обедала Богоматерь с Иисусом Христом.

Именно с этой картины составлялись дальнейшие списки и репродукции икон. Справа на ней была изображена сама Богородица, а слева маленький Иисус, которого она нежной и заботливой правой рукой прижимает к себе, в то время как младенец касается щеки своей матери.

Самой же почитаемой в России считается Владимирская икона Богородицы (рекомендуем посмотреть варианты образов в мастерской). О её силе слагаются легенды, датированные 1395 годом. В это время на Руси происходили кровопролития и битвы русских войск с ханом Тамерланом.

Князья молили Бога и Деву Марию спасти их от нашествия и захватчиков, в течение 10 дней они ходили в крестном шествии от самого города Владимира до Москвы. После чего произошло настоящее чудо, войска Тамерлана отступили.

Именно поэтому Владимирская икона стала считаться покровительницей семейного очага, благополучия, дома, и еще не раз использовалась в борьбе с иноземными захватчиками.

Какие бывают иконы с Богородицей и в чем они помогают?

Вариаций изображения Матери Божией на иконах много, каждая из них по-своему примечательна, их еще называют иконами – помощницами, заступницами, покровительницами. Самыми чудотворными считаются:

  • «Неополимая Купина» — помогает каждому дому и защищает от возможных возгораний, пожаров;
  • «Троеручица» — избавляет от боли в руках и помогает с обучением рукоделию;
  • «Неупиваемая Чаша» — помогает в борьбе с алкогольной, наркотической зависимости;
  • «Скоропослушница» — помогает во всех бедах, проблемах, делах очень быстро, за что и получила такое название;
  • «Всецарица» — излечивает от рака и других смертельных болезней;
  • «Нечаянная радость» — молитва перед этой иконой избавляет от затяжной депрессии;
  • «Всех скорбящих радость» — налаживает благосостояние и избавляет от материальной нужды;
  • «Тихвинская» — заступница детей, у нее молятся и просят об излечении малышей, беременности.

Такой же силой обладают и воспеваемые всеми верующими людьми Казанская, Смоленская, Иверская иконы с ликом Девы Марии. Если хочется принести в свой дом настоящее счастье, благополучие и мир необходимо разместить все эти иконы.

И, конечно же, верить в силу покровительницы, искренне читать молитвы и просить о помощи. Я, как автор данного материала, приобрёл один из образов Владимирской Богородицы в магазине vseikony.

ru, и хочу оставить хороший отзыв об этой мастерской за свои поистине качественные и вдохновлённые работы.

Источник: http://www.pravchelny.ru/useful/?ID=83

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какое значение имеет имя Лилия

Закрыть