Кто написал Евангелие от Луки

Евангелие от Луки: самое радостное

Кто написал Евангелие от Луки

Евангелие от Луки: самое радостное

2051      0

Евангелист Лука — единственный из апостолов, начавший свое Благовестие с объяснения, для чего он написал Евангелие: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4). Евангелист обращается к достопочтенному Феофилу (ср.: Лк. 1, 3).

Кто этот Феофил, в точности неизвестно, но имя его в переводе с греческого означает «друг Божий». Апостол Лука обращается ко всем нам, ко всем, кто был наставлен в христианском учении. У каждого из нас должно быть твердое основание — Евангелие Христово. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6, 47–49).

Евангелие праздников

История возникновения нескольких церковных праздников берет свое начало в Евангелии от Луки. Во-первых, это праздник Благовещения, когда Архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о рождении Сына Божия (см.: Лк.

1, 26–28).

Благовещение в церковных песнопениях называется «главизной спасения» (то есть началом), является по сути началом спасительного пути для всего мира и для каждого из нас, потому что Евангелист, как и Архангел Гавриил, возвещает о Христе и спасении.

Следующий праздник — Рождество Иоанна Предтечи (см.: Лк. 1, 57–80).

Этому событию тоже предшествовало благовещение: снова Архангел Гавриил возвестил Захарии, что у него родится сын: он будет велик пред Господом и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17).

Чтобы встретить Спасителя, нужно приготовиться. Как? Евангелист Лука отвечает словами Иоанна Предтечи: крещением покаяния для прощения грехов (ср.: Лк. 3, 3). Покаяние — это изменение, изменение даже образа мыслей: нужно оставить непокорность и обрести образ мыслей праведников. Именно с покаяния начинается встреча со Христом.

Затем мы видим Младенца Христа в Иерусалимском храме: Матерь Божия и праведный Иосиф Обручник приносят Его сюда, чтобы представить пред Господа (Лк. 2, 22). В храме их встречают праведный Симеон и пророчица Анна, возвестившие всем, что принесенный Младенец — обещанный Богом Спаситель. Это праздник Сретения Господня.

Еще один праздник — Вознесение Господне, о котором мы читаем в 24­й главе Евангелия от Луки (см.: Лк. 24, 50–53). Вознесение — это не уход Господа Иисуса Христа из мира, это продолжение искупительного подвига. Победив смерть Своим славным Воскресением, Господь возносится к Богу Отцу.

Добавим к этим праздникам те, которые есть и у других Евангелистов,— Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасху. Праздник — это радость, а Благовестие апостола Луки буквально переполнено радостью

Евангельская песнь

Евангелие от Луки можно спеть. Конечно, не весь текст, но некоторые его части — можно. Кстати, практически за каждым богослужением именно это и происходит. Если прийти в храм на всенощное бдение, которое совершается в субботу вечером, и остаться до конца, то можно услышать, как хор, а нередко и весь народ, поет фрагменты третьего Евангелия.

Сначала мы услышим молитву праведного Симеона, встретившего Младенца Христа в Иерусалимском храме: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32).

Затем — торжественное славословие Ангелов, возвестивших вифлеемским пастухам о рождении Спасителя: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Ангельское славословие будет повторено еще раз — в конце бдения. Умилительная Песнь Богородицы — Величит душа Моя Господа (см.: Лк. 1, 46–55) — сопровождается каждением всего храма.

Благоухающий дым фимиама — символ благодати Божией. Каждый верующий вместе с Пресвятой Девой воспевает Богу благодарственную песнь за совершившееся спасение.

Еще один гимн, который можно услышать в храмах во время Великого поста,— песнь Захарии, отца святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1, 68–69).

Евангелие покаяния

Тема покаяния, начатая проповедью святого Иоанна Предтечи, звучит на протяжении всего Евангелия от Луки. И в этом открывается еще одно важнейшее богослужебное значение этого Благовестия. Четыре недели до начала Великого поста, по воскресеньям, мы слышим в храмах чтения из Евангелия от Луки: о мытаре Закхее, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне.

Мытари — сборщики налогов, ненавидимые всеми. За что ненавидели мытарей? Налоги собирали в пользу римской власти — власти захватчиков и поработителей. Поэтому мытарь воспринимался как предатель. Но нередко мытари брали больше положенного, попросту обирая своих собратьев. Автор первого Евангелия апостол Матфей был мытарем. Услышав призыв Христа, Матфей оставил все и последовал за Господом (см.: Мф.

9, 9). Евангелист Лука рассказывает о другом покаявшемся мытаре — Закхее. Представьте, как Закхей, человек маленького роста, взбирается на дерево, чтобы увидеть проходящего Христа,— что-то заставило его забыть свое положение начальника мытарей и человека богатого (ср.: Лк. 19, 2).

Христос увидел Закхея и вошел к нему в дом возвестить, что ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Иудеи считали себя потомками Авраама, с которым Бог заключил Завет.

Христос обращает свои слова не только к Закхею, но и ко всем: презираемый вами грешник тоже сын Авраама — брат ваш, почему же вы ненавидите брата своего? Закхей обещает Христу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).

Притча о мытаре и фарисее Первый не смеет поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорит: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (ср.: Лк. 18, 13). Фарисей, наоборот, встав впереди, благодарит Бога за то, что он не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк.

18, 11). Но мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Не гордость возвышает человека перед Богом, но смирение, связанное с покаянием.

Ничего другого не просил мытарь, а только милости

Притча о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32) — настоящая жемчужина третьего Евангелия. Святитель Амвросий Медиоланский, великий святой IV века, называл притчу о блудном сыне Евангелием внутри Евангелия. Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк.

15, 18–19) — слышим мы слова блудного сына, покинувшего дом отца и расточившего его имение. Это слова покаяния. Ни одного слова укора не слышим мы из уст любящего отца, каждый день ждавшего возвращения сына.

Слова отца удивительны: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 22–24).

Покаяние становится для блудного сына новым рождением, воскресением из греховной смерти, возвращением к жизни с любящим отцом. Закхей получил спасение, мытарь был оправдан, блудный сын был мертв и ожил. Ищет ли каждый из нас спасения, оправдания и воскресения к новой жизни?

Евангелие радости

Архангел Гавриил возвещает Захарии радость и веселие (Лк. 1, 14) о рождении Иоанна Предтечи. А затем и Деву Марию приветствует теми же словами: радуйся, Благодатная! (Лк. 1, 28). Когда Богородица пришла к жене Захарии, праведной Елисавете, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41).

Ангелы возвещают вифлеемским пастухам великую радость, которая будет всем людям (Лк. 2, 10). Народ, слышавший слова Христовы и видевший Его чудеса, радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 17). Радуются в доме любящего отца о возвращении блудного сына (см.: Лк. 15, 23). Мытарь Закхей принял Господа в свой дом с радостью (см.: Лк.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где ставят крест на могиле у армян

19, 6). Во время входа Господня в Иерусалим все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они (Лк. 19, 37). На пути в Эммаус двое учеников не узнают сначала Воскресшего Господа, но сердца их горят (Лк.

24, 32) от неизреченной радости: они слышали о Воскресении и пустом гробе, но разум их не мог понять и поверить — сердце же чувствовало, горело радостью

Вот полнота радости для христианина, какой изображает ее евангелист Лука,— радость ангельских благовестий, радость покаявшихся грешников, радость всех, видевших дела Божии, совершаемые Хрис­том, и, наконец,— радость о Воскресшем Спасителе.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/evangelie-ot-luki-samoe-radostnoe

Псалом 90: для чего читают 40 раз

Кто написал Евангелие от Луки

Святая обязанность верующего – постоянно молиться. Обращая духовный взор к Господу, прокладывать невидимый мост между душой и Всевышним. Чтобы прильнуть к чистейшему источнику, тем самым очистившись от скверных помыслов, найдя правильный путь к Богу.

Почему нужно молиться

Молитва одновременно право и обязанность. Средство и возможность просить, не забывая регулярно каяться. Нельзя монотонно произносить слова, мысленно пребывая под впечатлением текущих забот. Моление – дело особого рода, требующее отрешения от земной суеты.

Человек слаб, идти по жизни тропой праведника, следуя примеру Иисуса Христа и Святых угодников божиих, ему невероятно трудно. Часто приходится видеть, что прибегает он к божьей помощи в минуты отчаяния, вызванные жизненными трудностями. Беря в руки псалом 90 и взирая очи Богу, шепчет святые слова, уповая на милость Творца.

Древнейший текст, авторство которого приписывают царю Давиду, обладает воистину чудодейственной силой. Интересны названия, полученные из большинства источников:

  • Евангелия от Матфея и Луки – псалом 90.
  • Псалтырь русской Православной Церкви – «Живый в помощи».
  • Греческая христианская литература – «Хвалебная песня Давида».
  • Латинский вариант – Quihabitat.

Как произносить текст молитвы

Полностью сосредоточившись на содержании. Ясно представляя образы проявления помощи Всевышнего. Последовательно, не спеша, произнося слова молитвы, проникаясь жизнеутверждающей силой. Обрести силу, уверенность.

Текст наполняет человека светлой радостью осознания мощи Творца, дающего упование в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Господь поможет, защитит, убережёт. Прибегающий к милости его будет спасён.

Искушаемый Сатаной, Иисус Христос во время 40 дневного поста в пустыне читал стихи 90-го псалма Священного Писания. И Дьявол в бессилии отступил.

В каких случаях необходимо читать псалом 90

Вкушать пищу духовную дозволено в любое удобное время. Это укрепляет веру, формирует стержень, опираясь на который можно забыть свои страхи. Псалом 90 достаточно прочесть однажды, чтобы понять, что существует всепобеждающая сила.

Одно только осознание этого, окрыляет, даёт уверенность в преодолении сложных проблем. Но, если наступает момент искушения, соблазна, тяготы, то необходимо взять книгу и прочесть молитву. Или произнести, если знаете наизусть.

Нечистый хитёр и коварен, он постоянно посылает воинство демонов, испытать верующего. Соблазны: обогащения, вожделения, обретения власти и могущества атакуют нас повсюду.

Псалом 90 защищает православного христианина, развевает коварные замыслы, очищает помыслы. Читать необходимо пока не возникнет ощущение связи с Создателем.

Молитва, как часть православного церковного богослужения

Суточный круг Богослужения предписывает произносить псалом 90 на 6-ом часе, используя церковнославянский язык. Уместно это и во время отпевания усопших. Западные церкви читают молитву на вечерней службе.

Любой перевод вносит искажение в тексты Священного Писания, не позволяет выразить всю полноту идеи, заключённой в молитве. Поэтому рекомендуется изучать церковнославянский язык, дабы ощущать глубину и гармонию текстов, написанных на нём.

Произносить псалом 90 на русском языке вполне допустимо. Богу нужна искренняя вера. А умение приходит с опытом.

Почему его читают сорок раз?

Чтобы возродить веру в Господа.

Во время смятения необходимо обрести душевный покой, смирение. Упорядочить мысли, отойти от внешнего раздражения, ненужного воздействия. Затем, – очень важно восстановить связь с Богом, прекратить всякие сомнения, обрести веру.

Одномоментно это не происходит. Требуется труд, духовные усилия, время. Необходимо обрести особый настрой получения божественной благодати.

Сберегающая сила псалма общеизвестна. Его можно произносить в минуту опасности, носить в виде бумажного листка или куска ткани, предварительно записав на них текст.

Он устранит вражескую угрозу, убережёт от недругов и завистников. С ним Вам будет гораздо спокойней. Особенно рекомендуется носить его людям, чья жизнь может подвергнуться риску: во время вооружённых конфликтов, разного рода испытаний, посещения мест неблагоприятных воздействий.

Значение слов молитвы

Псалом 90, написанный как похвала Господу пророком Давидом задолго до рождения Иисуса Христа, содержит идею получения заступничества через всепоглощающую веру. И не простого заступничества, а всё сокрушающего.

Это наполняет сердце чувством полной удовлетворенности, знанием того, что обрёл истину в Боге. Душа сразу становится спокойной.

Оказывается, достичь благодати просто:

  • Обрести уверенность, покой и защиту может только человек глубоко верующий. Любящий Бога всем сердцем, открывающий ему душу и вверяющий помыслы.
  • Всевышний дал Моисею десять заповедей. Следуя им, всякий обретает Господний покров.
  • Отец наш небесный всегда защитит верующего от нападения врагов, не даст впасть в греховную страсть, отведёт клевету, порождающую в наших душах смятение.
  • Всевышний нас любит. Он послал сына своего Иисуса Христа на смерть, чтобы искупить все людские грехи, совершённые в прошлом, а также и будущие.

Пс.90:1-2

Человек, живущий с Богом в душе, истинно преданный, обретает надежду и укрытие. Сердце его спокойно, душа безмятежна. Верующий имеет покровительство в любое время, когда над ним нависли злые силы.

Господь единственная защита и упование его. Никто не сможет сделать больше для верующего, чем Бог. Только он – заступник и прибежище.

Пс.90:3-4

Кто бы, не «охотился» на тебя, не замышлял дурного, Господь Бог защитит и укроет. Слова клеветы отпадут, как стрелы, ударившиеся о каменную стену. Будешь всегда ограждён от бед, пребывая всегда в спокойствии и безмятежности.

Верность Всевышнему окружит тебя, как стальные латы рыцаря. Ищущий защиты обязательно её получит, через верность Господу.

Пс.90:5-6

Псалмопевец убеждает нас, что нет необходимости бояться как ночных кошмаров, приходящих во сне, так и реальных злодеев, разбойников, воров, грабителей. Создатель заботится о чадах, преданных ему.

Он не отдаст верующих в руки врагов, предостережёт от соблазна похоти и прелюбодеяния. Остановит коварных демонов. Закроет бездну разврата. Беспечность и лень не смогут помешать творить труды праведные чадам, находящимся под Божьей охраной.

Пс.90:7-8

Соблазняющие тебя «тысячи слева», и противодействующие на пути праведности – «десять тысяч справа», падут. Всё увидишь своими собственными глазами. Грешники, раскаявшиеся в делах своих, обретут прощение. И ты станешь тому свидетель.

Пс.90:9-10

Уповай на Господа, он опора и надежда. Сделай его прибежищем своим. И тогда всякое зло отступит от дома твоего. Отойдут любые болезни.

Пс.90:11-12

Ангелы будут защищать тебя во время бед и несчастий. Позволят обойти любые препятствия, избежать непосильных трудностей. Когда не хватит сил продолжать начатое дело, Господь окажет помощь.  Одиноким и заброшенным, верующий человек не останется.

Пс.90:13-14

В образе аспида выступают маги и чародеи, а василиск – это лица, стоящие у власти. Дракон олицетворяет собой коварство и хитрость, лев – самый сильный зверь. Но их сила и могущество меркнут перед лицом Всевышнего.

Какие бы злые силы не мешали тебе, под защитой Бога они бессильны. Более того, ты сам сможешь попирать зависть и клевету, растапливать добрым сердцем жестокость, милостью покрывать бесчеловечность.

Пс.90:15-16

Любовь к Господу не только ограждает от всякого зла. Она делает человека истинно счастливым, позволяет видеть мир в радостном свете, находить решение любых проблем.

Создатель никогда не покидает любящего его. В любое время он рядом. Будь то скорбь или жизненные неурядицы; радость или удача. Господь даёт жизнь, долгие лета, спасение тем, кто искренне верит в него. Путь к этому лежит через сына Божьего – Иисуса Христа.

Псалом 90 – действенная защита

Читать текст 90-го псалма для православного христианина необходимо так же, как пить чистую воду и вдыхать свежий воздух. Какой бы твёрдостью духа мы не обладали, как бы строго не следовали Божьим заповедям, Лукавый всегда найдёт путь проникновения в наши земные замыслы. Он бесконечно хитёр и изворотлив. Только и ждёт момента, чтобы соблазнить верующего. Испытать на стойкость праведников и грешников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто входит в Святую Троицу

Человек по природе своей слаб. Без помощи Божией ему не устоять. Поэтому крайне необходимо знать текст этой молитвы хотя бы на русском языке. Желательно её выучить и регулярно повторять. Постепенно придёт понимание и полное осознание слов, которые произносит молящийся человек, читая «Живый в помощи».

Не помешает также носить её с собой постоянно. Отправляясь в дальнюю дорогу, обязательно вспомните текст молитвы. Положите её в надёжное место своим близким, уходящим на тяжёлое испытание. Это непременно поможет.

Случаи чудесного заступничества молитвы общеизвестны.

  • За время Первой мировой войны подразделению полковника британской армии Уиттелси удалось полностью сохранить свой численный состав. Четыре года продолжались военные действия. Свистели пули, взрывались снаряды, но солдаты оставались невредимы. Об этом свидетельствует нам отчёт инженера Ф. Л. Роусона.Такое стало возможным лишь благодаря тому, что все военнослужащие полка постоянно произносили слова псалма 90, предварительно выучив его наизусть. Характерно, что называл он у них «О защите». И действительно, защитил.
  • Не менее интересный случай произошёл в Афганистане. Участником, которого был обычный советский офицер. По просьбе своей матери он взял с собой маленькую иконку с молитвой «Живый в помощи». Подразделение, в котором ему довелось сражаться, попало в окружение. Шансов на спасение не было, помощи ждать не приходилось. Но она пришла оттуда, откуда не ждали. Слова молитвы, произнесённые военным, буквально парализовали противника. Бойцам удалось собраться с силами и осуществить прорыв. Во время, которого никто не погиб. Да и сам офицер спустя некоторое время вернулся домой живым и здоровым. Счастью матери, вновь обретшей любимого сына, не было предела.
  • Известно множество случаев, чудесного спасения военнослужащих во время Великой Отечественной войны, носивших с собой на маленьких листках бумаги текст молитвы. По идеологическим соображениям того времени, это не афишировалось. Совершать богослужения на территории воинских подразделений запрещалось. Но промысел Божий не имеет препятствий. Факты свидетельствуют: даже люди, знавшие только первые слова псалма 90, становились неуязвимыми для врага!

Почему даже люди далёкие от христианства, читают эту молитву?

Чтобы убедиться в её действенности. Сомнения постоянно терзают человека, лишённого истинной веры. Он хочет сам, лично, как когда-то Фома Аквинский, удостовериться в правдивости всего услышанного о чудодейственной молитве.

Безусловно, псалом 90 впечатляет любого. Из него хорошо видно, чем обладает православный христианин. Даже неверующий ощущает всю её мощь и защиту.

Подчас случается такое, что он начинает понимать, сколько всего потерял, отступив от Господа. Озарённый таким открытием, ступает «прозревший» счастливец на правильный путь. Чтобы хоть немного приобщиться к великой вере православия.

Вот каким чудом воздействия обладает эта молитва!

Откуда пошла цифра 40?

Тексты Священного Писания рассказывают историю о Богочеловеке Иисусе Христе, сразу после крещения, ушедшим в пустыню. Чтобы в уединении, молитве и посте очистить тело и дух. Таким образом, подготовив себя к великой миссии, предначертанной Господом. Дабы избавить от смерти и греха род людской.

Сорок дней он ничего не ел, а после был, трижды искушаем Дьяволом:

  • Голодом.
  • Гордыней.
  • Верой.

Нечистый всячески соблазнял его, как простого человека, рассчитывая искушениями соблазнить Иисуса на совершение греха. Но, принявший крещение и укрепивший тело своё постом, а дух – молитвой, Сын Божий устоял и отверг все козни нечистого.

А помогла ему в этом молитва, которую Христос повторял постоянно, заменяя пищу телесную пищей духовной, и через это укрепляясь в вере.

В знак высокого подвига Мессии, мы должны повторять дела его хотя бы в малом. То есть, 40 раз повторять слова молитвы и вспоминая дни его пребывания в пустоши. Что, несомненно, поможет верующему обрести желаемое.

Великие Псалмы 26, 50, 90

Источник: https://polet-dushi.ru/psalom-90-dlya-chego-chitayut-40-raz/

Евангелие от луки — древо

Кто написал Евангелие от Луки

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Евангелие от Луки — третье из канонических Евангелий.

Главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24

Авторство

Церковь называет автором этого Евангелия апостола Луку.

Автор, не упоминающий о себе самом, указывает в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия существование нескольких повествований о жизни и деятельности Спасителя (Лк. 1:1 и далее), что побудило его, «по тщательном исследовании», написать своему другу Феофилу то же самое, но возможно точнее и полнее. Следовательно, Лука собирал подробные сведения от очевидцев, и, возможно, написал свое Евангелие под руководством или наблюдением ап. Павла.

Особенности

Некоторые толкователи усматривают в этом Евангелии характерные особенности ап. Павла, так как автор излагает те дела и речи Христа, которые свидетельствуют о благодати Божией, спасительной для всех людей, и рисует Иисуса Спасителем не только евреев, но и всех людей. Также замечают, что это Евангелие приводит родословие Иисуса от самого Адама с целью показать, что Иисус — Сын человеческий — принадлежит не только евреям, но и всем народам мира.

Только Лука приводит рассказы о грешнице (Лк. 7:36 и далее), о Закхее, о фарисее и мытаре (Лк. 18:9 и далее), (Лк. 19:2 и далее), о разбойнике на кресте (Лк. 23:39 и далее) и притчи в 15 и 16 главах. Сравни также слова Иисуса в (Лк. 24:46 и далее), (Лк.

4:24 и далее) относительно призыва язычников. Особенностью Евангелия от Луки является и повествование о рождестве и молодости Иисуса Христа, рождении Иоанна Крестителя, некоторые подробности страданий и воскресения Спасителя и рассказ о Его вознесении на небо.

Время написания

Время написания Евангелия от Луки определяется двумя годами ранее книги Деяний Апостолов, около 62 или 63 года по Р. Хр.

Использованные материалы

  • Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/6750.html

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

За что был наказан праведник Захария? Как Христос смилостивился над вдовой, потерявшей сына? О чем просил распятого Спасителя благоразумный разбойник? Что об этом написал святой евангелист Лука и почему его текст самый подробный?

Ко дню памяти апостола Луки, который Церковь празднует 5 мая. 

Апостол Лука. Книжная миниатюра. Византия. XIII век

5 мая Православная Церковь празднует перенесение святых мощей евангелиста Луки из города Фивы в Константинополь и вспоминает чудесное исцеление царского постельничего Анатолия.

Неизлечимо больной, он молился святому об исцелении и, помогая переносить раку с мощами апостола Луки, выздоровел. Согласно Преданию, святой апостол и евангелист Лука был разносторонне одарен.

Когда он создавал третье по счету синоптическое Евангелие, то дополнил благую весть от Матфея и Марка большим числом оригинальных сцен.

Почему Евангелие от Луки оказалось так богато на неповторимые эпизоды? Можно ли узнать, о чем думал евангелист?

Текст благой вести апостол начал с предисловия (Лк 1:1–4), в котором, как считается, он сообщает о цели повествования – убедить читателя в истинности Евангелия и полноценно изложить евангельскую историю.  «Несомненно, он решил дать больше того, что дали «многие», иначе ему не нужно бы и приниматься за работу» – пишет один из толкователей [1]. На таких основаниях стоит самое подробное и хронологически выверенное синоптическое Евангелие. 

Среди особых эпизодов у евангелиста Луки часты описания сцен, в которых Бог явно или незримо через свою благодать посещает человека. Вспомним эти яркие и воодушевляющие фрагменты из Евангелия и посмотрим, как они отразились в богословских толкованиях и православном искусстве.   

Два Благовещения

Благовестие Захарии.  За что был наказан праведник?

Архангел Гавриил и пророк Захария. Фрагмент миниатюры из Византийского менология. Византия. XIV век

Евангелие (Лк. 1:5–22). Праведные Захария и Елисавета уже встретили старость бездетными, когда явился Ангел от Господа с благой вестью о рождении у них сына, которого должно назвать Иоанном. Захария испугался, смутился и не поверил сказанному, за что был наказан немотой до времени свершения пророчества.

Как толковали. Было ли наказание Захарии справедливым? В Писании и раньше говорилось о том, как бесплодные супруги становились родителями [2]. Мы видим, что Благовещение Захарии изображено на фоне храма, где «явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».

Следующая икона показывает зачатие Иоанна Предтечи. Почтенные супруги стоят, прильнув друг к другу, а рядом с ними Иоанн, которого иконописец изобразил уже взрослым, как пустынника.    

Зачатие Иоанна Предтечи. Икона. Русь. XV век

Благовещение Пресвятой Деве Марии. Почему сомнения Богородицы разумны?

Благовещение (Устюжское). Русь. XII век  

Евангелие (Лк. 1:26–38). В шестой месяц Божий посланник явился Деве Марии. «Господь с Тобою», – произносит Гавриил. Мария дивится словам Ангела о том, что от Нее родится Сын Божий. «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – вопрошает Она. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» – отвечает ей Ангел, и Мария принимает волю Божию как «Раба Господня».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему Сергий был причислен к лику святых

Как толковали.  Григорий Палама считает, что словами «Господь с Тобою» вестник благодати Божьей указывает не на будущее, а на уже происходящее [3]. Такое богословие воплощено, например, в древнерусской иконе Устюжского Благовещения.

Здесь Богомладенец показан уже на материнском лоне. Богородица выражает сомнение, как и Захария.

Чем же отлично сомнение пресвятой Девы от недоумения умудренного годами священника? Такой вопрос у Марии появился не от неверия, а мудрости, так как чуда, равного этому великому событию, не случалось ранее и не будет ему подобного [4].

Встреча Марии и Елисаветы. Как встретились Предтеча и Спаситель?

Встреча Марии и Елисаветы. Фреска 1191 г. Македония. Церковь Св. Георгия в Курбиново. Фрагмент

Евангелие (Лк. 1:39–45). Когда пресвятая Дева узнает от Ангела, что ее родственница Елизавета ждет ребенка, то спешит ее посетить.

В момент встречи праведная Елизавета исполнилась Святого Духа, и начинает славить пресвятую Деву, а далее поясняет: «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем».

На это Мария отвечает: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем»  и продолжает возносить хвалу Богу.

Как толковали. Что еще произошло при встрече великой девы и старицы? Иоанн Предтеча велик среди пророков, так как пророчествовал еще не родившись. Поэтому диалог двух будущих матерей – это также взаимное приветствие Бога и Его Предтечи через речь Марии и Елизаветы [5]. Мы видим черты сходства в ликах двух великих сродниц на этой средневековой македонской фреске.

Два Рождества

Рождество и наречение имени Предтече. Когда немой Захария заговорил?

Рождество Иоанна Предтечи. Икона-таблетка. Русь. XV век

Евангелие (Лк. 1:57–80). Евангелист Лука сообщает, что ко времени наречения имени младенцу Елисавета объявляет, что имя ему будет Иоанн. Праведная Елисавета здесь повторяет сказанное Ангелом Захарии и приводит в изумление окружающих. Она нарушает обычай называть детей именами кого-то из родственников. Неспособный сказать, он пишет имя для сына и подтверждает решение жены. В этот момент к Захарии возвращается речь. И он стал славить Господа и Предтечу.

Как толковали. Имя Иоанн толкуется как благодать Божия. Когда назначенное имя было дано младенцу, Захария, получивший эту благодать, освобождается от немоты и пророчествует [6]. Икона Рождества Иоанна Предтечи изображает праведную Елисавету на ложе в окружении прислужниц, две из них готовят купель для младенца. Рядом на возвышении сидит праведный Захария и чертит буквы на дощечке.

Следующая миниатюра – иллюстрация к песни Захарии, который исполнился Святого Духа.

Песнь Захарии. Фрагмент миниатюры из Псалтири Теодора. Византия. XI век

Рождество Христово. Почему простые пастухи удостоились видеть новорожденного Спасителя?

Рождество Христово. Мозаика. Византия. XI век. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида, Греция

Евангелие (Лк. 2:1–20). О Рождестве Христовом первым сообщил евангелист Матфей. Что же сделало эту сцену уникальной в тексте его последователя Луки? Если у первого Младенцу Христу пришли поклониться мудрецы-волхвы с богатыми дарами, то евангелист Лука обращает внимание на простых пастухов. Послушные Ангелу Господню, благовествовавшему о Рождении Спасителя, они пришли увидеть новорожденного Богомладенца.

Как толковали. Почему простые пастухи удостоились видеть Спасителя? На этот вопрос находим такой ответ. Простые нравом и незлобивые пастыри подобны Давиду, Моисею, Иакову, которые также пасли стада. Благая весть о рождении Христа была дана для всех людей – людей Божиих, но не все иудеи являлись таковыми [7]. 

Развернутый вариант изображения «Рождества Христова» показан в этой мозаике. Здесь соседствуют персонажи двух Евангелий. Также в пространстве совмещены разновременные планы. Такое пространство прорывает земные границы времени. 

Есть мнение, что пастухи принесли весть о рождении Спасителя в Иерусалим. Поэтому, возможно, что праведники, встретившие Спасителя, принесенного в храм на сороковой день, уже были готовы увидеть Христа [8]. Об этом эпизоде, который, как и Рождество, почитают великим двунадесятым праздником, далее пойдет речь.     

Сретение Господне. Какие слова праведного Симеона выразили ключевую идею Евангелия от Луки?

Сретение Господне. Фреска. Афон. Дионисиат. XVI век

Евангелие (Лк. 2:22–39). Праведник Симеон сподобился увидеть обетованного Христа Господня, принесенного в иерусалимский храм согласно Закону на сороковой день. Славя Бога, старец пророчествовал о грядущем пути Христа и Спасении, уготованном «пред лицем всех народов». А с ним и пророчица Анна. Почтенная годами, как и Симеон, эта праведная старица также возносила славу Господу.

Как толковали. Для чего Лука привлек в свой текст этот эпизод? Попробуем разъяснить вопрос, поставленный здесь. Итак, Евангелие от Луки предназначалось для христиан, которые ранее были язычниками.

Лука в ходе повествования неоднократно обращается к следующей идее: Иисус Христос является Искупителем всего человечества и Евангелие написано для всех народов.

Эту мысль выражает и Симеон Богоприимец в пророческиех словах: «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» [9]. Таким образом, Сретение – один из эпизодов, подкрепляющих ключевую тему Евангелия от Луки.   

Воскрешение сына Наинской вдовы. За кого почитали Христа после совершившегося чуда?

Воскрешение сына Наинской вдовы. Фрагмент страницы Четвероевангелие царя Иоанна Александра. Болгария. XIV век

Евангелие (Лк. 7:11–17). «Не плачь», – сжалившись, обратился Христос к вдове, хоронящей своего единственного ребенка. Прикоснувшись к одру мертвого, Спаситель повелел сыну вдовы встать, после чего мертвый ожил и исполнил это. Люди, бывшие вокруг, устрашились, начали славить Бога. При этом они не чтили Христа как Бога, а называли его великим пророком, хотя и говорили, что Бог посетил свой народ.

Как толковали. Для чего Спаситель коснулся одра? «Чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни», – пишет Блаженный Феофилакт. Далее он образно толкует сцену чудесного воскрешения.

Вдова – символ души, которая осталась без мужа (Слова Божия). Иерусалим видится как место живых. Вынесенный за пределы города юноша – олицетворение мертвого ума. В отличие от Тела Спасителя, тело юноши – образ одра для ума.

Коснувшись тела умершего,  Спаситель, таким образом, воскрешает юношу (ум) [10].        

Христос и грешница. Что сильнее греховного долга?

Христос прощает грешницу в доме фарисея Симона. Фреска. Сербия. XIV век. Косово. Монастырь Высокие Дечаны

Евангелие (Лк. 7:36–50). Когда Христос вкушал трапезу в доме фарисея Симона, подошла женщина, она плакала и слезами омывала ноги Спасителя, после чего вытирала их своими волосами, целовала и возливала на них миро. Фарисей же про себя подумал: «Если бы Он был пророк, то знал бы кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».

Христос рассказывает фарисею притчу о заимодавце, который простил двум должникам, не могущим уплатить ему. Долг одного составлял 500 динариев, а второго – 50. И далее следует вопрос о том, чья любовь к простившему будет большей. Симон дает верный ответ – того, кому прощено больше.

Спаситель указывает фарисею на пришедшую грешницу, прощенную как возлюбившую много, в отличие от того, кому прощается мало.

Как толковали. Святитель Игнатий Брянчанинов называет Бога всемогущим и бесконечно богатым.

«Ему – одинаково простить пятьсот и пятьдесят динариев греховного долгу», – пишет святой Игнатий и замечает, что по Суду Божественному, ни фарисей, ни грешница не способны уплатить свой долг.

Но фарисей видит свои меньшие грехи «извинительными», что помешало ему покаяться, как это сделала грешница [11]. Видим, как спасительное покаяние грешницы оказалось невозможным для холодного ума фарисея.

Ужин в доме Марфы и Марии. В чем подвиг Марфы?

Христос у Марфы и Марии. Фрагмент страницы из Елисаветградского Евангелия. Русь. XV–XVI вв.

Евангелие (Лк. 10:38–42). Две сестры по-разному встречают Христа в своем доме. Марфа хлопочет об угощении, в то время как Мария внимает тому, что говорил Христос. Спаситель указывает обиженной Марфе на тщетность суеты и говорит, что Мария «избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Как толковали. По мнению святителя Игнатия, сказанное Господом Марфе очищает ее подвиг от высокоумия и научает смиренно совершать телесное служение. «По объяснению святых отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией – душевный», – поясняет он [12]. 

Обращение Закхея. Что оставил себе бывший мытарь, когда помог нищим и обиженным?

Источник: https://pravlife.org/ru/content/evangelie-ot-luki-neskolko-unikalnyh-epizodov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как раньше называлась Масленица

Закрыть