Знакомство с достопримечательностями Истры
За один день можно познакомиться с интересным подмосковной Истрой, посмотреть Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, посетить музейный комплекс и прогуляться по городу.
Мы будем передвигаться на автобусах и много ходить пешком, поэтому наденьте удобную обувь. Если вы путешествуете на автомобиле, на время пешей прогулки по городу можете оставить машину на парковке у музейного комплекса «Новый Иерусалим» или у Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (в зависимости от того, с чего вы решите начать прогулку).
Что надеть на прогулку по Истре
Вы можете посетить Истру в любое время года. однако весной и осенью на улицах довольно грязно, а чтобы подойти, например, к Богоявленскому скиту и вовсе потребуются хорошие резиновые сапоги.
Не забывайте, что при посещении монастыря нужно соблюдать правила и быть пристойно одетыми, то есть на женщинах должны быть юбки и платки, а мужчинам лучше отказаться от шорт, маек и головных уборов.
Если вы в Истре проездом и у вас не более 2-4 часов, вам стоит совершить только первую часть этого маршрута — посмотреть музейный-комплекс и/или только Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь — это главные местные достопримечательности. Последующая прогулка по центру хоть и интересна, но не стоит рассчитывать увидеть старинные здания: к сожалению, город был очень сильно разрушен во время Великой Отечественной войны.
Подумайте, где вы будете перекусывать в течение дня. В центре Истры есть кафе, однако туда вы попадете только уже у конце нашего путешествия. Есть неплохой ресторан в музейном комплексе, но там вы будете в начале дня. Быть может, вам стоит взять еду с собой и во время прогулки устроить пикник в понравившемся месте — например, на берегу Истры.
Главные достопримечательности Истры
Начать знакомство с Истрой рекомендуем с посещения музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Это главный музей города. Раньше он размещался в зданиях Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, но после того как после перестройки в обитель вернулись иноки, для экспозиций построили новое современное здание, расположенное через реку от монастыря.
От железнодорожной станции «Истра» к музейному комплексу можно доехать на автобусах № 4, № 40, № 46, № 48 — выходить нужно на остановке музей. Если вы на автомобиле, то с Волоколамского шоссе нужно свернуть на 41-м километре от МКАД, а перед Ново-Иерусалимским монастырем поворнуть направо (на Бужарово) и через 500 метров свернуть налево (на МВК МО «Новый Иерусалим»). Машину вы сможете оставить на парковке.
В музейном комплексе несколько экспозиций: они рассказывают об истории края, Московской области, Истры и Ново-Иерусалимского монастыря, есть художественные выставки, посвященные древнерусском искусству, российской живописи и современному искусству и временные выставки. Вы можете купить единый комплексный билет во все залы или выбрать несколько экспозиций. Решите посмотреть все — вам потребуется около 2-3 часов.
Если после длительного знакомства с искусством вы проголодаетесь, в музейном комплексе комплексе есть неплохое кафе.
Знакомство с этим музеем позволит сразу многое узнать о городе и настроиться на дальнейшую экскурсию. Конечно, если вы категорически не любите музеи, стоит пропустить это место и сразу с вокзала отправиться в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Выйдя из музея, идите к реке. Вы увидите новый пешеходный мост, перейдя через который вы попадете в Гефсиманский сад. Сейчас он еще не совсем благоустроен. Перед вами будет скит патриарха Никона, куда священнослужитель уединялся для раздумий и разговора с Богом. Посмотрев на скит, идите правее — дорога выведет вас к Музею деревянного зодчества.
В этом музее под открытым небом вы встретите деревянные постройки из разных мест: копию часовни из села Сокольники, реконструированную избу Кокориных (в ней можно увидеть разные предметы крестьянского быта) и крестьянский двор вокруг нее, настоящую ветряную мельницу, привезенную из Тверской области.
Продолжайте идти, ориентируясь на стены Ново-Иерусалимской обители. Вы должны обойти монастырь права и выйти к его главному входу.
В монастыре прежде всего рекомендуем посмотреть главный — Воскресенский собор — огромное недавно отреставрированное здание. Тем, кто в Истре впервые, рекомендуем заказать экскурсию в паломническом центре обители — сделать это нужно заранее по телефону, электронной почте или форму на сайте.
Если вы желаете только посетить основные здания обители, вам потребуется на это чуть меньше часа. Тем, кто хочет побывать на экскурсии и потом еще самостоятельно все рассмотреть — лучше запланировать, что в монастыре вы проведете часа два.
После монастыря мы отправляемся гулять по городу.
Пешеходная прогулка по центру Истры
Выйдя из обители, идите прямо — мимо сувенирного развала. Обратите внимание на памятник борцам за установление советской власти слева от вас. Примерно через 200 от монастыря метров вы выйдете на улицу Советская, с которой еще примерно через 200 метров нужно будет свернуть направо на улицу Первомайская.
Слева от вас будет сквер с памятником воинам-защитникам города Истры, а справа — городской парк. Вы можете зайти и немного погулять по нему — в глубине находится памятный знак — копия самолета «Ил-2». Самолет, как будто взмывающий в небо с постамента, был установлен в 1995 году и посвящен защитникам города Истры в дни обороны Москвы в 1941 году.
Возвращайтесь на Первомайскую улицу и продолжайте идти по ней в прежнем направлении — к центру города. За границей парка справа от вас вы заметите Истринский Дом культуры, перед которым установлен бюст А. П. Чехова — напоминание о том, что, будучи врачом, литератор проходил практику в местной больнице.
Обойдите здание ДК справа — и вы выйдете к деревянному храму-часовне Вознесения Господня. Это временное здание, которое предполагается заменить на храм, проект которого уже готов. Ранее на этом месте находилась церковь, разрушенная во время Великой Отечественной войны. Не поленитесь дойти до этой часовни — от нее открывается красивый вид на Ново-Иерусалимский монастырь.
Возвращайтесь на Первомайскую улицу — примерно через 100 метров слева от вас окажется здание администрации Истринского муниципального района. В этом месте сверните с улицы Первомайской налево, пройдите мимо этого здания и потом поверните направо — на улицу Ленина. Левее останется небольшой сквер на площади революции с вполне ожидаемым для такого места памятником В. И. Ленину.
Можно немного прогуляться по этому парку или обойти его слева: там есть еще один интересный памятник — слесарю водоканала, однако в народе он получил называние «памятника водопроводчику». Рабочий в каске стоит, опершись на кран, рядом лежит собака. По замыслу скульптора, этот, появившийся в 2014 году монумент, должен напоминать о первой артезианской скважине, пробуренной в Истре в 1924 году.
Вернитесь на улицу Ленина, пересеките площадь Революции, продолжайте идти по улице Ленина, и справа от вас будет здание городской администрации. Начиная с этого места застройка Истры несколько меняется. Вероятно, вы уже привыкли к смешению советских пятиэтажных зданий с деревянными домами, здесь же начинаются современные многоэтажные жилые комплексы.
Примерно через 300 метров слева у дома № 14 (детской школы искусств) вы увидите памятник Леонардо да Винчи. Великий художник изображен держащим в руках свою самую знаменитую картину — Джаконду.
Сразу за этим зданием также слева от вас вы увидите площадь Дружбы со скульптурами. За ней — современный центр досуга «Мир». Эта площадь — главное место народных гуляний во время праздников. Летом на ней работают фонтаны.
Пройдя по улице Ленина еще около 300 метров, вы окажетесь у железнодорожного вокзала и автовокзала — они находятся напротив друг друга. На этом наша экскурсия завершается.
Источник: http://turizm.sputnik.ru/routes/znakomstvo-s-dostoprimechatelnostyami-istri
Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии
Впечатление такое, что на этой высоте когда-то был неравный бой и враги, отступая, все разрушили. Победителю достались банки, склянки, обрывки обоев и матрасы.
С тех пор стоят строения без крыш, стены прогнулись, из-под облупившейся штукатурки выглядывает красный кирпич. Все заросло крапивой и лопухом.
Именно так выглядит Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим — памятник архитектуры ХVII — ХVIII веков. Место это у озера Кабан наши предки именовали «остров Эдем».
Храм Воскресения Христова. 1930 г.Фото А.Бренинга |
Новый Иерусалим — так назывался Воскресенский монастырь, построенный в Подмосковье в середине ХVII века. Основавший его патриарх Никон пожелал, чтобы новый казанский монастырь напоминал подмосковный. И обликом, и названием. Сначала постройки в монастыре были деревянными, но уже в 1698 году освятили каменный храм Воскресения Христова. В 1706 году была построена надвратная церковь святителя Тихона Амафунтского.
Церковь эта считается памятником русского барокко, а расположенный рядом Архиерейский дом — яркий образец стиля барокко. Первый этаж дома был построен еще при основании монастыря, а в 1780 — 1781 годах был перестроен. Значительную сумму на его возведение выделила Екатерина II. Так она загладила вину перед митрополитом Казанским и Свияжским Вениамином, который ложно обвинялся в сговоре с Пугачевым.
Рубеж ХVIII — ХIХ веков становится временем расцвета Нового Иерусалима — монастырь напоминал пригородные петербургские дворцы в миниатюре. Особое внимание уделялось устройству парка: аллеи заложили таким образом, что можно было прочитать инициалы Спасителя — ИХ. Революция докатилась и до острова Эдем.
И уже в 1919 году строения Нового Иерусалима стали частью сельскохозяйственной опытной станции (так назывался НИИ «Нива Татарстана»).
Храм науки в храме
Братский корпус и храм Воскресения Христова сразу же переоборудовали под жилье. Убрали все элементы православного храма и надстроили к двум существующим еще два этажа. Здание получилось убогим и кривым: чего стоят только оконные проемы — на нижних этажах они арочные, а на верхних — прямоугольные. Но ничего, жили в нем люди до прошлого года.
— Благодаря моим стараниям удалось выселить жильцов, проживавших в братском корпусе и Воскресенском храме. Они переезжали согласно программе ликвидации ветхого жилья с 98-го по прошлый год, — говорит мне генеральный директор НИИ сельского хозяйства РТ «Нива Татарстана» Рауис Гареев. — А теперь, чтобы сохранить храм, мы поставили на первом этаже железные решетки, а также забили все ходы-выходы. Так выглядит храм сейчас
— Значит, скоро храм будет использоваться по назначению? — интересуюсь у него.
— С министерством культуры у нас заключен договор, по которому мы можем использовать эти памятники архитектуры только под жилье. Но мы хотим разместить в храме Воскресения Христова свою научную лабораторию. Думаем, в министерстве нас поддержат, ведь все другие строения мы содержим в хорошем состоянии. Памятники архитектуры мы спасаем от разрушения.
Трудно понять, как это делается. Взять хотя бы братский корпус ХVII века, в котором располагались кельи для монахов. Здание стоит без крыши, без окон, без дверей и постепенно разрушается. Это уже развалины.
А вот Архиерейский дом привели в порядок, но только для того, чтобы разместить в нем кабинеты сотрудников «Нивы Татарстана». По этой причине фасад дома украшают железная лестница и вентиляционная труба. А что касается надвратной церкви, расположенной при входе в монастырь
— Мы считаем, что памятник архитектуры должен служить народу, поэтому открыли в этой церкви «Аграрный музей Республики Татарстан», — с гордостью сообщил гендиректор. — Сюда приезжают много школьников. Собеседник уверяет меня, что никто чужой на их территорию не попадет. При входе в монастырь Гареев распорядился поставить железные ворота с калиткой. Но если памятник архитектуры охраняется, то почему случился в прошлом году пожар в храме Воскресения Христова?
Как бы то ни было, уже 80 лет как «Нива Татарстана» пришла со своим уставом в чужой монастырь и уходить из этого райского местечка не собирается. Рядом с Архиерейским домом это учреждение выстроило новое трехэтажное административное здание. Там, где были земельные угодья и пасеки Нового Иерусалима, теперь не счесть хозпостроек и гаражей.
На мой вопрос, приобретет ли к 1000-летию Казани этот памятник архитектуры первоначальный облик, генеральный директор ответил уклончиво. Дескать, говорить об этом рано. Правда, представители Русской православной церкви не раз приходили смотреть здания монастыря, но к нему почему-то не обращались.
Новому Иерусалиму быть!
Сегодняшнее состояние Храма Воскресения Христова |
В управлении по охране памятников горадминистрации нам сообщили, что комплекс Воскресенского мужского монастыря вместе с Архиерейским домом включен в федеральную целевую программу «Сохранение и развитие исторического центра Казани к 1000-летию». Черным по белому в ней написано, что эта территория передается Казанской епархии, поэтому научно-исследовательский институт должен выехать. Сейчас готовятся документы о передаче этого памятника архитектуры.
— Необходимые письма разосланы в администрацию города и кабинет министров, — сообщил мне представитель инициативной группы по восстановлению Нового Иерусалима архимандрит Даниил. — Сейчас ждем решения. А пока нет официального документа о передаче монастыря, нам не о чем говорить с руководством НИИ «Нива Татарстана».
32-летний архимандрит настроен оптимистично. Говорит, что если к 2002 году, как написано в проекте, пойдут деньги из Москвы, то за три года монастырь можно будет восстановить. Проблем, конечно, много.
К примеру, было бы намного проще реставрировать братский корпус и храм Воскресения Христова, если бы там до сих пор жили люди. Здания под крышей не разрушались бы так быстро.
Хорошо хоть деревянную часовню — памятник архитектуры ХIХ века — удалось сохранить, но благодаря стараниям реставраторов.
Сейчас готовится научно-проектная документация восстановления монастыря. Специалистам Татарстанского специального научно-реставрационного управления Льву Шавохину и Виктору Бударину потребовалось полгода, чтобы произвести только обмеры зданий. Что и говорить, трудная это работа — превратить территорию, полную мусора и развалин, в настоящий Эдем.
Наталья ВЯТКИНА,
«Вечерняя Казань».
Источник: https://tatmitropolia.ru/temples/lost/voskmuzhmon/
Деревянная копия храма Гроба Господня
В ризнице Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря издавна хранилась любопытная реликвия – небольшая разборная модель храма Гроба Господня, выполненная из дерева, слоновой кости и перламутра. Бытовала легенда, что патриарх Никон построил в Подмосковье свой «Новый Иерусалим», опираясь на облик этого макета, который по его велению привезли из Палестины.
Арсений Суханов – монах и путешественник
В жизнеописания патриарха Никона сказано, что деревянную разборную модель храма Гроба Господня, по образу которой патриарх якобы строил свой монастырь, привез в Москву монах и путешественник Арсений Суханов. Смотритель подворья Троице-Сергиева монастыря в Москве Арсений Суханов совершил в то время два путешествия на Ближний Восток с целью сбора сведений о положении и обычаях православных христиан, проживавших на горе Синай, в Египте, Сирии, Иерусалиме, Грузии и на Афонской горе.
После поездки по Ближнему Востоку, из которой Арсений также привез редкие «церковные книги и кипарисные доски», монах был награжден Никоном высокой должностью келаря Троице-Сергиева монастыря.
Чтобы понять, насколько значительным было это повышение, стоит обратиться к воспоминаниям гостившего в то время в Москве высокопоставленного сирийца Павла Алеппского. Гостю показалось, что Арсений Суханов стал едва ли не третьим человеком в государстве после царя и патриарха.
Видимо, на православного араба произвел впечатление пышный церемониал, который стал окружать Арсения.
Этот же Павел Алеппский вспоминал, как вместе со своим отцом он был с почестями принят Арсением Сухановым в Троице-Сергиевом монастыре. После знакомства со святынями обители, Арсений велел вынести для восточных гостей стулья, усадил их напротив садов, и угостил «кубками вина кипрского в изобилии». У собравшихся было о чем поговорить, ведь Арсений посещал Алеппо во время своих поездок по восточным странам.
Три макета из дерева
В старых книгах говорится, что помимо деревянной модели храма Гроба Господня в ризнице Ново-Иерусалимского монастыря когда-то хранились еще две подобные модели, привезенные из Палестины: копия церкви Рождества Христова в Вифлееме и макет часовни-кувуклии. Они представляли собой небольшие церковки, вырезанные из ореха и кипариса, украшенные перламутром и слоновой костью.
Крыша у этих зданий снималась, поэтому все внутренние помещения были хорошо видны. В разных местах у моделей были наклеены бумажки с пояснениями. Особенно много таких подсказок было у модели Вифлеемской церкви.
На макете указывалось место яслей, в которые положили родившегося Иисуса, расположение пещеры трех волхвов, место явления ангела Иосифу, кельи святого Иеронима, переводившего Библию с еврейского языка и многие другие мелкие детали.
В конце XVII века по указу царицы Софьи в Ново-Иерусалимском монастыре построили храм Рождества Христова, в пространстве которого была сделана попытка скопировать святые места Палестины, связанные с рождением Иисуса Христа. Для этой цели использовалась сохранившаяся деревянная модель Вифлеемской церкви времен патриарха Никона. Впрочем, эта попытка была менее удачной, чем никоновский Воскресенский храм, копировавший иерусалимскую церковь Гроба Господня.
Показателен один случай, связанный с Вифлеемской церковью Ново-Иерусалимского монастыря. В девятнадцатом веке паломничества в Палестину из России были все еще довольно редки. Писатель Андрей Муравьев, совершивший в те годы поездку на Святую землю, решил после возвращения посетить Новый Иерусалим на Истре.
Он хотел сравнить, насколько по форме и по духу подмосковная обитель повторяет свой прообраз в Иерусалиме. Когда монах водил его по церкви Рождества Христова путешественник лишь разочарованно вздыхал: «Здесь нет и тени сходства слышу названия вифлеемские, но не узнаю самых мест».
Совсем другое впечатление произвел на него главный Воскресенский собор никоновской постройки. Зайдя внутрь, Муравьев воскликнул: «Я снова в Палестине!»
Другая версия происхождения модели храма
Историк Сергей Белокуров в конце XIX века усомнился в подлинности версии из жития Никона, где строительство Нового Иерусалима связывалось с деревянной моделью и поездками Арсения Суханова.
Во-первых, итогом путешествия Арсения в Иерусалим стало нечто гораздо более важное для строительства, чем деревянный макет. Он составил так называемый «Проскинитарий» – книгу, где приводились исчерпывающие описания палестинских святынь с обозначением их точных размеров.
Одной такой книги, по мнению историка, было вполне достаточно для постройки копии храма Гроба Господня.
Во-вторых, согласно житию Никона, патриарх будто бы послал Арсения за моделью собора уже после его возвращения из длительных поездок по Ближнему Востоку. Едва ли имело смысл посылать вновь своего представителя в такое трудное путешествие всего лишь для того, чтобы привезти макет. Можно было прибегнуть к помощи «торговых гречан» — то есть греческих купцов, которые постоянно курсировали между Москвой и православным Востоком.
Можно было также призвать для этой цели кого-то из восточных архимандритов. В богатом городе их было в то время много: они регулярно приезжали просить милостыню на свои бедствующие под властью турок монастыри. Известно, что именно так обычно и поступал Никон, когда ему нужно было выслать важные документы для христианских иерархов в восточные страны.
Существует версия, что эту модель привез в Москву не Арсений Суханов, а сам иерусалимский патриарх Паисий, посетивший столицу Русского царства еще до возведения Никона на должность патриарха.
Сегодня палестинскую реликвию можно увидеть в большом и современном здании музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Макет стоит в витрине исторического зала, где находятся также подлинные вещи патриарха Никона, например, его церковный жезл, вериги и карета.
Музейный комплекс расположен примерно в километре от монастыря на другом берегу реки Истры.
Стоит обратить внимание, что в художественной галерее этого музея хранится старая икона Божией Матери «Троеручица», в то время как в самом монастыре выставлены две современные копии этого образа.
Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/derevyannaya-kopiya-khrama-groba-gospodnya/
Новый Иерусалим
В прошлом номере нашей газеты упоминался Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Он был построен как копия Храма Гроба Господня, возведенного крестоносцами в середине XII века. А в XIX веке храм-копия послужил своему первообразу во время масштабной реставрации главной христианской святыни. Сегодня мы предлагаем нашим читателям отправиться в паломничество в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Русская Палестина
Размах и красота монастыря удивляет паломников, но еще более поражает величественный замысел его основателя. Патриарх Никон задумал Новый Иерусалим как точную топографическую и архитектурную копию Святой Земли.
В XVII веке дорога в Иерусалим и обратно занимала у паломников 13 лет. Нужно было пройти несколько стран, в том числе мусульманских, подвергая себя смертельной опасности. Паломник мог заболеть и умереть, не дойдя до цели.
А посетить Новый Иерусалим могло гораздо большее количество русских людей.
Кроме того, этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя Алексея Михайловича представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. В это время Иерусалим воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом религиозной столицы.
Никоновский проект интересен тем, что соединяет две совершенно разные традиции. С одной стороны, он наследует византийскую традицию, для которой Новый Иерусалим — это грандиозная икона Святой Земли. Однако обитель создается уже в середине XVII века, когда Русь испытывает огромное воздействие западной культуры. Поэтому патриарх стремился создать идеально точную копию реального Иерусалима XVII века.
В Палестину послали келаря Свято-Троицкого Сергиева монастыря иеромонаха Арсения (Суханова). Расстояния между святынями монах мерил выстрелами из лука и составил книгу «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»).
Документальными источниками для обустройства обители также стали широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями Храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов.
Патриарх Никон использовал также для строительства разборную модель Храма Гроба Господня, которую в 1649 году в Москву привез Иерусалимский патриарх Паисий.
Для строительства монастыря патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы. Реку Истру, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу.
Истру в ее среднем течении стали называть Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором.
На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.
В центре Русской Палестины находится Воскресенский собор — огромное сооружение, внутреннее пространство которого может вместить 16 тысяч человек (для сравнения — Храм Христа Спасителя г. Москвы вмещает 10 тысяч).
В образ и подобие
Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет его архитектурный облик полностью сформировался.
Воскресенский собор состоит из трех основных частей: подземной церкви во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральной части с главным престолом в честь Воскресения Христова и ротонды Гроба Господня, перекрытой шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».
Построенный «в образ и подобие» Храма Гроба Господня в Иерусалиме, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план и размеры прототипа. При этом его облик и декор неотделимы от традиций древнерусского зодчества и искусства в целом.
Внутреннее убранство должно было напомнить о тех великих событиях, которые столь дороги верующему сердцу. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Христа и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пролилась кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века.
Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя.
У входа в заалтарный придел «Авраамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака.
Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец. И, конечно, центром храма была копия Гроба Господня.
Державные ктиторы
С самого начала своего существования эта обитель была одной из самых известных в России. При патриархе Никоне в монастыре жило до 500 монахов. А столовалось и до полутора тысяч человек — вместе с послушниками, работниками и паломниками. Сто лет назад по числу паломников Новый Иерусалим не уступал Троице-Сергиевой Лавре.
Великое дело, начатое патриархом Никоном еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы, почти на 14 лет приостановилось во время ссылки патриарха.
Но усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны строительство обители продолжилось в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель.
Он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
После смерти Федора Алексеевича, при котором все здание собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Иоанне и Петре Алексеевичах. 18 января 1685 года собор освятил патриарх Иоаким. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был восстановлен.
По приказу императрицы он был отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского).
Поэтому внутренние интерьеры собора в настоящее время резко контрастируют с его внешним видом.
Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие императоры устраивали в Воскресенском соборе престолы в память о рождении наследников.
В XIX и в начале ХХ века Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской железной дороги.
Разорение и возрождение
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе.
Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить деятельность Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и назначить наместника обители.
23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д. А. Медведев.
Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
До полного восстановления монастыря еще далеко, в обители постоянно идут строительные работы. Но и сегодня паломник, посетивший Новый Иерусалим, не может не поразиться дерзновению и трудолюбию наших предков. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в одно из посещений этого удивительного исторического памятника: «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси.
Он был создан приснопамятным Святейшим патриархом Никоном как некое памятование о Святой Земле и как патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием.
Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота».
Марина Шмелева
* * *
Паломнику
Адрес монастыря: 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2. Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8(49831)4–68–38 с 10.00 до 16.00 и 8(910)461–18–57 в любое время.
Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/641
НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Новоиерусалимский монастырь, сентябрь 2007. Фотография с сайта sobory.ru |
Ново-Иерусалимский мужской монастырь в честь Воскресения Христова, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных им монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского.
Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Строительство, начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в 1679 году.
В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года.
К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.
После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года собор был освящен патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
Новоиерусалимский монастырь |
Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского). Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича.
В XIX и в начале XX века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры.
Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века.
Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.
В 1875 году архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков.
В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись.
В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано.
В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу.
Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах XX века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители.
Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси.
Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».
23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили патриарх Алексий II и президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.
Настоятели, наместники
С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).
Наместники
Библиография
- Леонид (Кавелин), архим., Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете, М. 1874.
- Майборода, З. П., сост., Московский областной краеведческий музей в городе Истре, Московский рабочий, 1989.
- Зеленская, Г. М., Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Путеводитель паломника.
Использованные материалы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12113.html
Музей «Новый Иерусалим»
0 1873
Фото музея «Новый Иерусалим»
Музей «Новый Иерусалим» входит в структуру так называемой «подмосковной Палестины» — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: обитель является одним из древнейших архитектурных памятников России.
В фондах музея хранится больше 180 тыс. экспонатов, среди которых: археологические, палеонтологические, этнографические находки, старинные рукописи, документы, книги, редчайшие монеты, коллекции оружия, иконы, картины, графика, предметы быта, фотографии и многое другое.
Коллекция «Нового Иерусалима» в полной мере отражает историю и культуру столичного региона, ставшего ключевым для России в древности и являющегося таковым по сей день. Часть экспозиций посвящена истории Ново-Иерусалимской обители, ее основателю – Патриарху Никону.
Музей находится на въезде в город Истра (до революции – Воскресенск). Официально учреждение было создано в 1920 г. Изначально музей находился в одном из зданий монастыря, но в 2014 г. организация переехала в специально построенный особняк, расположенный неподалеку от обители.
Помимо основного здания, к музею относится филиал «Отдел деревянного зодчества» с выставочным залом под открытым небом. Выставка находится в лесной зоне на берегу Истры в 300 м от монастырских стен. До филиала туристы добираются по живописному пешеходному мосту.
При музее работает концертный зал, в котором проводятся театральные представления, конференции, кукольные спектакли, фестивали, концерты и даже балет.
Сувенирную продукцию можно приобрести в двух больших магазинах на территории музейного комплекса.
«Новый Иерусалим – памятник истории»
Постоянная экспозиция «Новый Иерусалим – памятник истории» расскажет о создании в Подмосковье своей маленькой Палестины, формировании Воскресенского монастыря в качестве духовного и культурного центра столичного региона и всей России. Туристы ознакомятся с шедеврами русского зодчества, узнают много нового об отечественной культуре, истории, вере, о Патриархе Никоне и его реформах.
Центральный экспонат выставки – парсуна, изображающая Патриарха Никона в момент выполнения богослужения. На этой картине можно увидеть предметы, дошедшие до наших дней и представленные в экспозиции: это медальон Патриарха, образок Богородицы, четки Святейшего, подризник, уникальный посох.
Кроме того, посетители увидят изготовленный в 17-ом веке макет Храма Гроба Господня, вензель Патриарха Никона, древние рукописи и документы.
«Русское церковное искусство 16-18 вв.»
В экспозиции, посвященной русскому церковному искусству 16-18 вв., представлены произведения ведущих иконописцев, золотые и серебряные оклады для образов, церковная утварь. Выставку удалось сформировать с помощью благотворительных организаций и частных коллекционеров, активно передававших музею принадлежащие им древности. Без них создание экспозиции было бы невозможно: собрание, принадлежавшее Новоиерусалимской обители до войны, сгорело в ходе авианалета 1941 года.
Новая коллекция икон напрямую не относится к истории монастыря, но она полностью отражает иконописные традиции, характерные для Московской области и всей России. Особо выделяется древняя икона «Спас в силах», написанная в 17-ом веке. Этот потрясающий по художественному воздействию образ в музей привезли прихожане разрушившейся от старости деревянной Троицкой церкви.
Посетителей заинтересует образ Богоматери с младенцем-Христом, написанный в 1747 г. известными иконописцами И. и А. Шустовыми. Мастера творили в Ярославле, их работы расходились по церквям всей страны.
Кроме того, в коллекции икон представлены образа И. и В. Москвитиных, Ф. Ухтомского, П. Чирина, строгановских иконописцев.
Осмотрев экспозицию, туристы получат представление о различных школах иконописного искусства, узнают, что в каждом регионе России образа создавались по-своему, но традиция была единой – христианской.
«Русское искусство 17-20 вв.»
Коллекция светской живописи и графики органично дополняет экспозицию икон 16-18 вв. Гости музея «Новый Иерусалим» увидят собрания портретов времен Петра I, пейзажей 18-19 вв., советского живописного искусства.
Из экспонатов наибольший резонанс вызывают «Портрет княжны М. Кантемир», «Портрет Царевны Софьи», «Портрет М. Зотовой».
Хранятся в музее и бюсты знаменитых скульпторов Я. Земельгака и Ф. Шубина. «Портрет князя С. Долгорукова», написанный в 1802 г. В. Боровиковским, поражает живостью кисти.
Иностранные мастера, трудившиеся в России в 18-19 вв., внесли огромный вклад в русское искусство. В музее хранятся работы шведа А. Рослина и француза Р. Лефевра.
Романтический стиль 19-го века представлен работами великого русского художника В. Тропинина и талантливейшего живописца Н. Аргунова.
В коллекции пейзажной живописи – «Итальянский пейзаж» М. Воробьева, который считался любимым учеником И. Айвазовского. Реалистические картины А. Саврасова познакомят зрителей с бытом простого люда середины и конца 19-го века.
Среди картин советского периода выделяется гениальный портрет А. Высоцкой, написанный художником-модернистом Л. Пастернаком.
«Будни и праздники русской деревни»
Четвертая постоянная экспозиция музея «Новый Иерусалим» посвящена жизни русской деревни, труду крестьян, праздникам и обрядам.
https://www.youtube.com/watch?v=tS6RMVZvsOA
Этнографическая коллекция относится к Отделу деревянного зодчества. В бывшем владении семьи Кокориных достоверно воспроизведен быт русского крестьянства 18-19 вв. Гости увидят деревянную часовню, построенную по сохранившимся фотографиям, настоящую ветряную мельницу, крестьянский дом со всеми предметами быта, двор с хозяйственными постройками и многое другое.
Всего в экспозиции представлено 300 предметов: прялки, ткацкий станок, приспособления для обработки дерева и кожи, повседневная и праздничная крестьянская одежда, посуда, инструменты землепашца, декоративные элементы для украшения жилища и многое другое.
Источник: https://mos-holidays.ru/muzej-novyj-ierusalim/