Бог мудрости в Древнем Египте
Религия для египтян играла огромную роль, так как они обожествляли все вокруг: видимое и невидимое, осязаемое и неосязаемое. Чтобы изучить религиозное мировоззрение этой древнейшей на земле культуры, исследователи и ученые потратили годы.
В религиозной системе Древнего Египта практически нет единого целого. Это разрозненные, порою несоответствующие друг другу и, мягко говоря, не логичные сказания и мифы.
Мало того, что боги часто выступают в разном обличье, еще и события трактуются по-разному.
Видное место на пантеоне богов занимал Тот (Джехути) — бог Мудрости. В Древнем Египте, где для одного божества было «прописано» сразу несколько функций, Тот считался мудрейшим из мудрецов, кто научил людей письменности, счету и наукам.
Тот
Тот возник, как гермопольское божество, но не входил в состав Огдоады – восьмерки Богов-творцов, которые создали Вселенную. В Гермополисе (или Гермополе) – религиозном центре Древнего Египта — Тот был культовым богом Луны и Времени. Своим греческим названием Гермополис город обязан именно Тоту, ведь он отождествлялся у греков с Гермесом.
Примечательно, что в своей изначальной ипостаси Тот, как бог Луны, символизировал левое око Хора – Бога Неба с соколиной головой, который в ходе сражения со своим противником Сетом потерял глаз. Следует отметить, что глаза, брови и даже «морщинки» под глазами у Хора имели свое значение в мироздании и пространстве, поэтому правый глаз – это Солнце и День, а левый – Луна и Ночь.
«Автор» календаря
В эпоху Древнего царства Тот стал цельным самодостаточным божеством, наделенным знаниями астрономии, астрологии, временных расчетов. Кстати, именно Тоту приписывают открытие нового календаря, который вмещал теперь 365 дней.
Дело в том, что первоначально древнеегипетский календарь состоял всего из 360 суток, а оставшиеся пять считали дополнительными (эпагоменальными).
Ни в одном календаре они задействованы не были, зато их отводили для празднования рождения пятерых богов:
- 1-й день – Осирис (Владыка Всего Сущего);
- 2-й день – Хор (Бог Неба);
- 3-й день – Сет (Бог пустыни);
- 4-й день – Исида (Богиня плодородия, материнства и женственности; защитница лесов, воды и ветра);
- 5-й день – Нефтида («Владычица всего нематериального» по Плутарху).
Жителей долины Нила вполне устраивал «старый» календарь, когда приношения богам плавно перемещались, а не приходились на один и тот же период. Однако, новый календарь узаконили и назвали «годом Сириуса». Древнегреческий философ Плутарх в своих сочинениях указал, что Тот выиграл эпагоменальные дни в игру в кости.
Помимо письменности, Тота считали богом образования и учредителем многих обрядов, включая религиозные и магические. Среди богов он считался писцом и секретарем верховного бога Ра. С богиней справедливости и своей супругой Маат Тот стоял рядом с великим Ра (сразу за ним).
Тот присутствовал на знаменитом суде Осириса, как писец. Его функцией была запись результатов, когда душу Осириса взвешивали. Тот сам вел летописи и записывал в огромную книгу всех рожденных. А умерших еще и сопровождал в Царство тьмы.
Тота считали покровителем архивов и грандиозной библиотеки в Гермополе. Он был управляющим всех в мире языков. Сам тоже являлся «языком» бога-творца Птаха.
Внешность и популярность Тота
Тота изображали человеком с головой птицы ибис. В руке он держал принадлежность для письма. Кроме ибиса еще одним священным животным Тот был павиан, поэтому бога изображали также с головой мудрой обезьяны, в некоторых случаях – павиан просто сидел рядом со своим богом.
Имя Тот стало «популярным» у фараонов. В честь него называли могущественных правителей. Сразу несколько фараонов из самой знаменитой XVIII династии (Эхнатон, Хатшепсут, Тутанхамон) называли Джехутимесу. Так звучало это имя по-египетски, но более известное и привычное – Тутмос. XVIII династия насчитывает четырех фараонов с именем Тутмос, которое дословно переводится, как «рожденный богом Тот».
Древние греки отождествляли Тота с Гермесом, в результате возник новый мифологический образ — Гермес Триждывеличайший. Все, что создавал Интеллект и Разум, приписывали Тоту. Он, создатель календаря, подсказал людям, как им пользоваться и вести счет дням. Он дал египтянам знания, научил их врачевать и покровительствовал наукам.
Сиа
Кроме Тота египтяне почитали богиню мудрости, ума и познания — Сиа. В женском облике она обычно изображалась справа от мудрого Тота. В «ведомстве» Сиа находился священный папирус, в котором «хранились» все открытия, достигнутые с помощью интеллекта и разума.
По одной из легенд, мудрая Сиа будет присутствовать на «конце Света». Произойдет страшная битва богов за Солнце, а Сиа в это время будет находиться в лодке в царстве Тьмы. В последнюю минуту богиня предаст сражающихся титанов. И тогда, увы, новый день не наступит.
Послесловие
Не правда ли, грустное предание. Зато оно, как нельзя лучше открывает отношение египтян к могуществу богов, их непостоянному характеру и даже капризам. Так они представляли себе мироздание: возникший ниоткуда хаос, погруженный во Тьму, но силами могучих Богов, он превратился во все сущее, видимое и невидимое. Однако во власти этих же Богов все прекратить в одно мгновение!
Как коротка может быть жизнь и как легко ее сломать: придти ниоткуда и уйти в никуда. Египтяне, как дети, были чисты и открыты всему, что их окружает. Об этом рассказывает их древняя история, мифы и сказания, которые они передали нам через столетия. Наша мудрость – принять и понять их урок!
Специально для Лилия-Тревел.РУ — Анна Лазарева
Источник: https://liliya-travel.ru/egipet/rekomendaczii-turistu/bog-mudrosti-v-drevnem-egipte.html
«Непристойные» боги секса и любви, которым поклонялись в древности (18+)
В мифологии и религии человечества всех уголков планеты с незапамятных времён существовало множество высших существ, надзирающих за плотскими страстями людей. Воплощённые в рисунках и скульптурах, созданных задолго до эпохи политкорректности, они словно повествуют об истории человеческой сексуальности лучше всякого урока половой грамотности. Мы решили рассказать вам о самых интересных и красочных из них.
Тласолтеотль
В мифологии ацтеков эта богиня, чьё имя переводится как «пожирательница грязи (экскрементов)», одновременно насылает плотскую страсть и связанные с ней грехи и освобождает от них. Причём речь идёт не только об абстрактных «грехах», но и о вполне реальных венерических заболеваниях. Один из эпитетов, которым её величают, переводится как «смерть, вызванная похотью».
Благодаря специфике своей «сферы деятельности», эта богиня считается покровительницей проституток и людей, совершающих супружеские измены.
Имя богини означает возможность для человека «обнулить» свои грехи, обратившись к ней: она буквально пожирает их, и поэтому на её лице, в районе рта, часто изображены красные экскременты, эти грехи символизирующие.
Любопытно, что ритуал «пожирания грехов» встречался и в Европе (по большей части, в Англии), а в Голливуде на эту тему даже сняли занятный фильм с Хитом Леджером. И в фильме, и в европейской традиции обряд проводился перед смертью, что перекликается с культом ацтекской богини – обратиться к ней за очищением можно было только раз в жизни, так что логично это было сделать в самом конце.
Иногда Тласолтеотль считается «тёмной стороной» богини любви и цветов Шочикецаль. Как ни этом изображении, где «хорошая» Шочикецаль (слева) соблазняет человека и превращается в «плохую» Тласолтеотль (справа):
Кроме того, иногда Тласолтеотль изображается в виде рожающей женщины. Выглядит это вот так:
Мин
Один из самых старых богов Древнего Египта, происходящий из додинастических времён, в первую очередь считался богом плодородия. Однако плодородие почвы у древних египтян увязывалось с репродуктивной функцией человека, что и нашло своё воплощение в образе Мина.
Классическое изображение этого божества включает в себя эрегированный член в левой руке и воздетую вверх правую, в которой бог держит цеп для обмолота зерна.
Главный праздник Мина приходился на начало сезона земледелия. В этот день его изображение выносили из храма и несли прямо в поля, где обнажённые люди участвовали в торжественных игрищах. Помимо прочего, мужчины занимались публичной мастурбацией, чтобы отдать дань уважения любящему это дело богу.
На рельефных изображениях левую руку, правда, почему-то скрывали
Как известно, земледелие в Древнем Египте зависело от разливов Нила, и это тоже связывалось с божественным семяизвержением. Именно поэтому при коронации нового фараона тот должен был «посеять своё семя» – под чем некоторые исследователи понимают не высаживание растений, а всё ту же публичную эякуляцию с целью продемонстрировать народу свои, так сказать, «возможности».
Кроме того, символом Мина считалась египетская разновидность салата-латука, выделяющая белую жидкость и имевшая, по представлениям египтян, свойства афродизиака.
Мин изображён и на известной стеле рядом с ещё одним «половым» божеством: богиней Кетеш, отвечавшей в Древнем Египте, помимо прочего, за сексуальное удовольствие. Обнажённая Кетеш стоит на тигре, протягивая Мину цветы лотоса, а стоящему по другую руку богу войны Решефу – змею. Если интерпретировать это как выбор ухажёра, то решение понятное: предложение одного из кандидатов явно больше. В общем, как сказали через три с лишним тысячи лет, «Make love, not war».
Напоследок заметим, что именно с Мином древние греки отождествляли своего бога Пана. Правда, последний был куда менее возвышенным существом, этаким «плебейским вариантом», и поэтому дело не ограничилось мастурбацией (которой, по словам известного философа из бочки Диогена – кстати, тоже любителя заниматься этим делом на людях – Пана научил его отец Гермес, а тот уже передал навык своим любимым подопечным – пастухам).
Статуя, найденная на древнеримской Вилле Папирусов, засвидетельствовала бога дикой природы за актом зоофилии. Впрочем, учитывая, что он и сам не совсем человек, термин спорный.
Афродита, Гермафродит
Древнегреческий пантеон вообще отличался большой сексоцентричностью, если можно так выразиться. Большинство относящихся к нему высших существ так или иначе олицетворяли что-то, связанное с любовной тематикой, или, по крайней мере, были замешаны в самых запутанных и пикантных историях полового характера.
Главной богиней любви в Древней Греции была, как известно, Афродита, и ей ассистировало множество разнообразных подручных, управляющих теми или иными аспектами любви (большинство из этой свиты она и родила – от разных «партнёров»).
Однако и с самой Афродитой всё не так просто. В мире древних греков, с его открытой и даже занимающей привилегированное положение гомосексуальностью, сам пол богини любви являлся величиной непостоянной.
Конечно, обычно Афродита изображалась в виде прекрасной женщины, любящей демонстрировать свои прелести, как на известной скульптуре «Венера Каллипига» — то есть «Венера с прекрасными ягодицами»:
Но ещё с минимум VII века до н.э. в Греции была традиция изображения такой же игривой Афродиты, но только с другим набором первичных половых органов:
Иногда её (или его?) изображали с бородой, а имя переиначивалось на мужской манер, превращаясь в «Афродитоса». Культ этого божества существовал в разных местах Греции, и на посвящённых ему фестивалях мужчины и женщины менялись одеждой и старались изобразить друг друга.
Впоследствии Афродитос превратился в Гермафродита. Появилась красивая легенда о том, что это безумно красивый сын Афродиты и Гермеса (откуда и имя), которого возжелала одна распущенная нимфа по имени Салмакида. Юноша отказал ей, после чего она накинулась на него со спины и попыталась изнасиловать, одновременно взывая к богам, чтобы те соединили их навечно.
Боги вняли молитве, но, как это часто бывает, в чересчур буквальном смысле, и Салмакида с Гермафродитом превратились в одно существо. Которое с тех пор неоднократно изображалось в искусстве, а его имя стало обозначать организм с признаками обоих полов.
«Спящий Гермафродит» — известнейшая античная скульптура, копии которой хранятся во многих крупнейших музеях мира
Несмотря на то, что в восприятии большинства современных людей Гермафродит символизирует что-то противоестественное, в Древней Греции ему отводилась и весьма благородная роль. Воплощая в себе и мужское, и женское, он считался покровителем брака – как союза, в котором два человека разных полов тоже как бы сливаются воедино, только на более высоком, духовном уровне.
Рати
богиня чувственной любви в индуизме, чьё имя переводится с санскрита как «наслаждение», является женой и верной спутницей бога любви Камы — «желание», отсюда и известное название «Камасутра».
Рати на лошади, составленной из женщин
Сама история появления этой парочки на свет довольно красочна. Каму сотворил один из верховных богов индуизма Брахма, дабы тот нёс любовь в мир посредством поражения потенциальных влюблённых цветочными стрелами.
Ничтоже сумняшеся, новоявленный бог первым делом расстрелял самого Брахму и десятерых его сыновей, которые разом влюбились в дочь Брахмы/свою родную сестру Сандхью (что даже у них считалось зазорным). Проходивший мимо Шива, ещё один верховный бог, увидел это комичное зрелище и рассмеялся. От стыда горе-влюблённые начали сильно потеть, и из этого-то пота и народилась Рати, которую тут же презентовали опасному Каме в качестве жены.
Как и её муж, Рати обычно изображается верхом на попугае
Смешливого Шиву, кстати, стрела любви впоследствии тоже не миновала. Правда, над собой он смеяться почему-то не стал, а обиделся и испепелил Каму взглядом своего третьего глаза.
Литография 1890 года, изображающая испепеление Камы
Однако Рати к тому времени настолько спелась со своим шаловливым мужем, что уговорила богов вернуть его к жизни в новом обличии. Он появился на свет в виде ребёнка, и Рати терпеливо взрастила его как мать, а потом объяснила, что они вообще-то супруги. Кама сначала не верил, но потом всё-таки согласился, и брак был торжественно восстановлен.
Кама и Рати на стене храма Кандарья-Махадева
В отличие от большинства своих аналогов в остальном мире, богиня страсти и сексуального удовольствия Рати не является в то же время покровительницей семейных уз и деторождения, а отвечает за наслаждение в чистом виде. Вроде бы упущение, но именно с такими богами индусы по своей численности давно перевалили за миллиард. Так что, возможно, это у других народов не всё в порядке с ценностными приоритетами.
Одна из множества скульптур со стены того же храма
Слово «Рати», являясь именем богини, одновременно содержится в названии множества сексуальных техник и позиций. Например, «петлёй Рати» называется поза, в которой женщина скрещивает ноги за спиной у партнёра, а «Секреты Рати» – название второго по популярности после «Камасутры» индийского сексуального трактата.
В одной из таких поз Рати и её муж Кама предстают на одном очень известном сакральном индийском изображении, где также присутствует богиня Чиннамаста, отрезающая собственную голову. Считается, что это символизирует то ли контроль над сексуальным желанием, то ли, напротив, его наивысшее воплощение.
Рагараджа
В такой принципиально асексуальной религии как буддизм тоже есть своё божество, связанное с плотскими желаниями. Но, в соответствии с общей буддистской концепцией отказа от страстей, Рагараджа занимается тем, что трансформирует человеческую похоть и любовь в духовное просветление (или, как сказал бы Фрейд, «сублимирует»).
От сложности такой задачи это божество выглядит довольно напряжённо. Так что, взглянув на него, многие люди наверняка подумают, что лучше уж свою плотскую страсть удовлетворять, а образ Рагараджи – использовать в качестве наглядной иллюстрации для брошюры «О вреде чрезмерного воздержания».
Ошун
Этот дух женского пола является божеством любви и сексуальности в традиционной религии йоруба – группы народов Западной Африки, чьи верования посредством работорговли проникли в Карибский бассейн и Южную Америку, где благополучно существуют по сей день.
В частности, именно они лежат в истоке жутко популярной в массовой культуре практики вуду, а в Бразилии и на Кубе, к примеру, образ Ошун смешался с христианской Девой Марией.
Африканская культура не слишком сильна своей изобразительной частью, поэтому рисуют эту богиню, как правило, вот в таком «народном» ключе:
Однако в священной для йоруба роще Осун-Осогбо, расположенной в Нигерии и являющейся настоящим кладезем ритуальных сооружений данной религии, находится храм этой богини, при одном взгляде на который понятна вся плотская мощь её культа.
Источник: https://www.anews.com/p/49431680-nepristojnye-bogi-seksa-i-lyubvi-kotorym-poklonyalis-v-drevnosti-18/
Боги Нила: Хапи и Себек
Надежда Добрецова,
специально для сайта www.river-nile.info
Stratomedia, Inc.
Среди множества египетских богов были некоторые, которым египтяне просто не могли не поклоняться – это великие боги великой реки: бок-крокодил Себек и бог, олицетворяющий разлив Нила – Хапи. С ними связано множество легенд и исторических памятников, красивых сказок и жутких легенд, вроде жертвоприношения девственниц.
Бог плодородия
Хапи был не просто богом Нила, он олицетворял его самое благодатное и весьма конкретное состояние ежегодного разлива. От того, разольется или не разольется Нил, зависело, вырастет ли урожай, будет ли пища у всего народа Египта. Поэтому его разливное состояние ждали, приветствовали и очень боялись, что оно может не наступить.
«Разлив реки делал затопляемые территории долины и дельты необычайно плодородными, поэтому процветающее сельское хозяйство этих районов позволяло делать запасы, хранившиеся в высоких конических амбарах, числом которых гордились хозяйства храмов, царя и крупных вельмож. Порой наводнение, наоборот, было сокрушительным и сносило все, приводя к голоду и запустению, которые уносили многие сотни жизней» (В.
Солкин). Немудрено, что разлив Нила получил собственного бога – Хапи.
Хапи изображали в виде мужчины антропоморфных (человеческих) форм, часто с большим животом и женской грудью, развитой мускулатурой и детородными органами, что символизировало плодородие нильского ила, который Хапи разносит по полям, оплодотворяя их и давая силу для нового урожая. На голове у Хапи был головной убор из водных растений и тростника, лицо украшала длинная борода.
Ежегодно, накануне разлива Нила, весь Египет чествовал Хапи во время традиционного праздника, в котором принимал участие весь народ во главе с фараоном. Хапи был символом богатства и изобилия, а потому состоятельные люди любили сравнивать себя с этим богом.
Сказать «богат, как Хапи», означало признать силу, богатство и могущество человека, в отношении которого произнесены данные слова. Во время праздника Хапи приносились многие тысячи жертв в виде специальных плоских фляг или бутылок, наполненных вином, маслом или молоком.
Эти бутылки или фляги в сопровождении списков даров, начертанных на глиняных табличках – остраконах или на папирусах, бросали в реку с пожеланиями счастливого разлива и урожайного года. Есть также неподтвержденная версия о том, что некоторые фараоны приносили в жертву Хапи собственных дочерей, топя их в Ниле.
Фактических данных об этом нет, но отголоски древней легенды слышны и сегодня в обряде так называемого Праздника Невесты Нила, во время которого руководители государства бросают в Нил куклу, одетую по моде эпохи фараонов.
В египетском пантеоне богов Хапи был тесно связан с Исидой, от единственной слезы которой, по преданию, начался Нил. Хапи поклонялись на всей территории страны, но самые большие святилища, посвященные Хапи, были найдены на островах Элефантина и Филе – в верхнем течении Нила.
Сегодня мы можем увидеть прекрасный рельеф с изображением Хапи на троне колоссальной статуи Рамсеса II в Луксорском храме. Правда, здесь Хапи предстает перед нами не в утрированной антропоморфной (человеческой) форме толстого бога плодородия, а в стандартном образе египетского бога – высокого и стройного.
Говорят, что, постояв у этого рельефа и загадав желание, можно обрести материальное благополучие.
Себек – бог и крокодил
Крокодил лежит, И в зубах его Не огонь горит – Солнце красное,
Солнце краденое
Корней Чуковский, «Краденое солнце»
Понятно, что столь высокая зависимость египтян от ежегодных разливов Нила не могла не найти свое отражение в египетской мифологии и космогонии. Время паводка считалось временем возрождения всех животворящих сил реки и природы ее долины.
Египтяне видели это событие так: в ночь разлива Нила великая предвечная мать Нейт, которую также в некоторых областях почитали как творца всей вселенной, рождает и кормит грудью своего сына Себека – «могучего нильского крокодила, повелителя благодатного разлива реки, покровителя охотников и рыболовов, правителя обитателей прибрежных зарослей папируса» (В. Солкин). Именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной сети.
Свирепость и страшные челюсти Себека, согласно легендам, отпугивают от великих богов, которых он защищает, силы зла и тьмы Иногда в своей свирепой ипостаси Себек может быть и крайне агрессивным божеством, противником Осириса и Ра; кроме того, иероглиф, изображающий крокодила, служил определителем в таких словах, как «агрессия», «вожделение» (В. Солкин). Поэтому Себека также считали символом мужской силы и плодородия.
Великий и ужасный
Поскольку автору этой статьи лично общаться с нильским крокодилом не довелось, приведем описание этого животного, сделанного путешественницей Маргарет Мюррей: «Это животное само по себе достаточно опасно, чтобы вызывать почтительный страх.
Умение лежать, притаившись, неотличимым от бревна, выброшенного на берег реки, а затем молниеносно нападать, невероятная сила и крепкая шкура превращают его в коварного и грозного врага. Он одинаково хорошо чувствует себя как в воде, так и на берегу, преодолевает большие расстояния в обеих стихиях и в свирепости не имеет равных среди других хищников.
Нет спасения тому, кто попал ему в пасть, будь то человек или зверь. Неудивительно, что испытывая страх перед ним, племена, населявшие долину Нила в древности, пытались умилостивить его, как и многие другие первобытные люди, видимо полагая, что став тотемом, животное перестанет пожирать их. До появления на Ниле паровых катеров река кишела крокодилами, которые взимали тяжкую дань с людей и животных».
В Сильсиле, начиная с древности и вплоть до середины ХХ века, между двумя скалами, находящимися по обе стороны реки, натягивали тяжелую цепь, которая, как говорят, задерживала крокодилов, не давая им пройти узкий против.
Себек был главным божеством некоторых номов (областей) Египта. Особенно яростные его почитатели жили в Ком-Омбо, Фаюмском оазисе и в Хаваре, где во славу бога-крокодила было построено множество храмов, при каждом из которых выкапывалось священное озеро, где жили обожествленные крокодилы. При жизни и после смерти крокодилов украшали золотыми перстнями и диадемами, их тела бальзамировали и погребали в глиняных саркофагах в храмах.
Святость крокодила распространялась и на его жертв: «Геродот писал, что в Египте, вблизи культового центра бога Себека, было установлено особое отношение к тем людям, которые становились жертвами крокодила.
«Если какого-нибудь египтянина или чужеземца, – писал Геродот, – утащит крокодил то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям.
Жрецы бога Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек, существо». Тело человека, который был убит священным животным, само становилось сакральным объектом» (Александр Беззубцев-Кондаков, портал «T-E-X-T»).
Красочную сцену содержания такого священного крокодила описывает в своем романе «Таис Афинская» русский писатель Иван Ефремов. Правда, его главной героине Таис приходится пережить немало неприятных минут, ожидая нападения огромного священного крокодила, которому она предназначалась в жертву. Но это, скорее всего, литературный вымысел, так как никаких свидетельств о человеческих жертвоприношениях Себеку не сохранилось.
Священных крокодилов, конечно же, кормили, но отнюдь не человеческим мясом. Об этом есть историческое свидетельство Страбона, который в своей «Географии» повествует о посещении города Арсинои в Фаюме: «Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется сухом.
Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера.
Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег.
Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу» (Страбон, «География» XVII, 38, 748, цитируется по В. Солкину).
Крокодилопоклонники и солнцепоклонники
Крокодил всегда вызывал ужас, смешанный с отвращением. Те, у кого ужас преобладал над отвращением, почитали крокодила как бога. Те же, чье отвращение оказывалось сильнее ужаса, крокодилов ненавидели и презирали.
Такие различия во взглядах создали уникальную для Древнего Египта ситуацию противостояния крокодилопоклонников и солнцепоклонников (или соколопоклонников, так как сокол был символом солнечного божества).
Почему уникальную? Потому что египтяне – исключительно консервативный и богобоязненный народ, который не отказывался ни от каких богов – собственных и пришлых и поклонялся всем им с большим усердием. Однако же генетических страх перед рептилией оказался для части египтян непреодолимым препятствием, мешающим поклоняться Себеку.
В самые древние времена культ крокодила был изначальным верованием всего Египта, в исторические времена Себек был верховным божеством Фаюма, исключавшим всех других местных богов.
«В Верхнем Египте крокодила обожествляли с первобытным богом Сетом, и когда культ Сета вызвал вражду со стороны поклоняющихся Осирису, крокодил как бог многих областей Египта приобрел дурную репутацию» (М. Мюррей).
Отсюда выросла вражда между крокодилопоклонниками из Ком-Омбо, обожествлявших крокодила, и поклонниками солнечного культа из Дендеры, которую запечатлел в своих «Сатирах» Ювенал:
«Между соседней Тентирой и Омбо доселе пылает Пламя старинной вражды: их древняя распря бессмертна, Неизлечимою раной горя, и крайнюю ярость С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что Местности обе божеств ненавидят соседних, считая Правильной верой в своих лишь богов».
(Перевод Ф. А. Петровского)
Страбон также не оставил незамеченной ненависть жителей Дендеры к крокодилопоклонникам из Ком-Омб: «Здесь население, в противоположность прочим египтянам, относится с особым отвращением к крокодилу, для них он – самое ненавистное из всех животных.
Хотя прочие египтяне знают злость крокодила и насколько это животное вредоносно для человеческого рода, однако они почитают его и воздерживаются обижать; жители же Тентиры, напротив, всячески выслеживают и истребляют крокодилов у жителей Тентиры такая «неуязвимость» против крокодилов, что они ничуть не страдают от них, но даже бесстрашно ныряют и плывут сквозь кишащую крокодилами воду, на что никто другой не осмелился бы».
Расцвет культа Себека пришелся на время правления XII династии фараонов и во времена Второго переходного периода, когда фараоны стали добавлять к своему имени имя этого бога и появились такие фараоны, как Себекхотеп (Себек умиротворен) или Нефрусебек (Красота Себека). Постепенно культ Себека ассимилировался с культом и солнечного божества и Себека стали считать одним из воплощений бога Амона. Образно говоря, в итоге солнцепоклонники победили крокодилопоклонников.
* * *
Будучи в Египте, не забудьте купить на рынках Каира или Асуана базальтовую статуэтку, изображающую священного нильского крокодила, а по возвращении домой, поставьте ее недалеко от входа – крокодил будет защищать вас от недобрых мыслей визитеров и не выпускать богатство из вашего дома.
Литература:
- Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
- Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.
- Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
- Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
Источник: http://www.river-nile.info/gods-of-the-nile/gods-of-the-nile.php
Боги у египтян
Кого из нас в детстве не завораживал Египет, со своими пирамидами и богами, мумиями и их сокровищами? А сколько фильмов было снято, и снимается по сей день, о всевозможных жрецах и богах. Кто из нас не мечтал хотя бы раз взглянуть на одно из семи чудес света – Египетские пирамиды и Сфинкса? Египет красив и загадочен, интересен своей историей, манит информацией о великих фараонах и царицах, когда то живших на этой земле, или о всемогущих языческих богах и культах.
Фото с сайта cs608227..me
Загадки Древнего Египта не разгаданы и по сию пору и, возможно, никогда не будут разгаданы, так и останутся великими загадками истории. Много мифов и слухов ходит о том, кто все же построил пирамиды. Может, это творения инопланетного разума? Ведь у древних египтян не было таких технологий, чтобы можно было поднимать тяжелые каменные глыбы так высоко. Или может боги Древнего Египта, список имен которых нам известен с детства, помогали своим подданным?
Хотя одну загадку – о проклятии гробницы фараона, ученым все же удалось разгадать, как оказалось, нет никакого мистического проклятия, а есть специальное вещество, которым обрабатывали древние гробницы, для сохранения сокровищ, которое очень токсично и может вызвать отравление до летального исхода.
Все это было очень давно и сейчас уже, наверняка, не узнать всей правды о загадочном и манящем Древнем Египте. Очень многих историков интересуют боги Древнего Египта, картинки их часто украшают школьные учебники по истории, календари для дома, посуду и т.п. Многие дизайнеры создают интерьеры для дома и ресторанов в египетском стиле.
Но откуда людям известно то, как выглядели боги Египта, имена и их значения? Все очень просто, изображения богов и фараонов, их имена, сфера деятельности, ремесла и исторические события, все это высекалось на стенах пирамид, камнях, писалось на гробницах и папирусе.
Затем археологи расшифровывали древние знаки и символы и доносили свои догадки и открытия до историков.
Боги Древнего Египта список и описание
Фото с сайта cs619422..me
- Амон – сначала бог воздуха, потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана.
- Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде мужчины с головой черного шакала. Иногда мог предстать полностью в виде животного, а именно черным псом.
- Апофис – бог мрака и тьмы, вечный враг бога солнца. Обитает под землей. Изображался в виде огромного змея. С ним каждую ночь сражался Ра.
- Ах – низшее божество, часть сущности человека, посредник между богами и людьми, загробное воплощение фараонов.
- Баст – бог веселья, удачи и домашнего очага. Защищал бедных, маленьких детей и старых людей. Виделся карликом с пышной бородой.
- Бухис – бог, воплощенный в виде черно-белого быка. Изображался в короне с двумя длинными перьями и солнечным диском.
- Гор – бог земли, божественный правитель Египта. Представлялся в обличии человека на голове которого изображали утку.
- Мин – бог плодородия и размножения людей и животных. Изображался в виде человека с непропорционально большим твердым фаллосом (символ плодородия), одна рука поднята вверх, во второй держит плеть. На голове корона с высокими золотыми перьями.
- Монту – бог войны. Имел вид мужчины с головой сокола, на голове корона с двумя перьями и солнечным диском, в руке держит копье.
- Осирис – демократичный бог, бог охоты и войны. Так же считался богом плодородия. Сильнее всего почитался простым народом Египта.
- Птах – бог ремесла и творчества, истины и справедливости. Виделся в обтягивающих одеждах, в руках держал посох.
- Ра – самый известный египетский солнечный бог, виделся с головой сокола, увенчанной солнечным диском.
- Себек – бог рек и озер. Изображался в виде человека с головой крокодила, на голове золотая высокая корона.
- Тот – древнеегипетский бог знаний. Тот держит в руках длинный тонкий посох.
- Хапи – божество реки Нил, покровитель влаги и урожая. Представлялся толстым мужчиной с огромным животом и женскими молочными железами. На голове корона из папируса, в руках держит сосуды с водой.
- Хор – бог неба и царской власти, покровитель армии. Египетские фараоны считались воплощением Хора на земле. Изображался в виде человека с головой сокола.
- Хех – воплощение стихии. В изображениях – мужчина с головой лягушки.
- Хнум – создатель людей, бог творения, воды и заходящего солнца. Создал жизненно опасные пороги реки Нил. Изображался в виде мужчины с головой барана.
- Шаи – бог виноградной лозы, покровитель богатства. Позднее стал считаться богом судьбы, который определял время течения человеческой жизни.
- Шесему – бог загробной жизни, охранял мумию и наказывал грешников. Бог бальзамирования.
- Шу – бог воздуха, который разделяет небо и землю. Изображался в виде мужчины, который стоит на одном колене, подняв руки вверх, и держит небеса.
- Ях – бог луны. Представлялся в образе человека увенчанного лунным диском и лунным серпом.
Как и во всех языческих культурах, самым главным божеством являлся бог ,олицетворяющий собой солнце. Солнце дарит силы и плодородие земле. Солнце начинает день и дает свет. Культ Древнего Египта не является исключением и поэтому верховный бог Древнего Египта это бог солнца – Ра.
Боги Древнего Египта картинки и имена
Фото с сайтаrilga.narod.ru
Конечно, языческая культура древних египтян не ограничивалась только богами в мужском воплощении. Женские божества почитались египтянами не меньше чем мужские. Очень часто боги имели оба воплощения и женское и мужское.
Египетские богини, имена и их значения
Фото с сайта www.graycell.ru
- Амаунет – в мужском воплощении Амон, позже его супруга. Воплощение стихии. Изображалась как женщина с головой змеи.
- Аментет – богиня царства мертвых, которая встречала души мертвых людей на другой стороне.
- Анукет – покровительница Нила. Изображалась в короне из папируса.
- Бастет – всем известная богиня женской красоты и любви, хранительница дома. Так же покровительница веселья и радости. Изображалась как женщина с головой кошки или в виде изящной сидящей черной кошки. Очень часто можно встретить статуэтки с образом Бастет.
- Исида – богиня судьбы и жизни. Хранительница только недавно рожденных детей и умерших людей. Изображались в виде женщины с коровьими рогами на голове, на которых держится солнечный диск.
- Маат – богиня истины и справедливости. Изображалась женщиной с большим пером на голове.
- Мерт-сегер – хранительница покоя мертвых. Тех, кто нарушал покой мертвых, и разорял могилы, наказывала тем, что отбирала зрение. Изображалась женщиной с головой змеи или наоборот, в образе змеи с головой женщины.
- Нейт – мать богов, затем богиня искусства и войны. Часто изображалась в облике коровы.
- Нут – богиня неба, поднимающая мертвых наверх. Представлялась в виде женщины, раскинувшейся над землей, как небо.
- Сехмет – богиня жары и зноя, способна насылать и исцелять болезни. Чаще всего представлялась в образе женщины с головой львицы.
- Сешат – покровительница науки и памяти. Изображалась женщиной в шкуре пантеры со звездой, имеющей семь концов, на голове.
- Тефнут – богиня влаги и жидкости, женщина с головой львицы.
Египетские боги, фото и названия
На самом деле богов в Древнем Египте было гораздо больше, чем указано здесь, но многие из них не изучены полностью. Может иметься изображение божества или его имя, но не раскрыт объект его покровительства. Несмотря ни на что история Древнего Египта является очень интересной и до конца неизведанной научной областью, а современные люди относятся к египтологии с вполне объяснимым трепетом и интересом.
Фото с сайта 2012god.ru
Источник: https://perstni.com/magazine/history/bogi-u-egiptyan.html
Доклад
Египет – древняя загадочная страна, где некоторые секреты до сих пор не разгаданы. Свои истоки тайны берут в культуре и традициях, которые связаны с поклонением многочисленным богам. Одни из них помогали и покровительствовали людям, а другие – карали за проступки и прегрешения.
Представляли божеств в виде получеловека с головой и конечностями различных животных. Было это связано с тем, что животные своей силой и мощью вызывали у древних людей страх и испуг.
Каждому природному явлению и важному событию в жизни людей приписывалось покровительство того или иного бога. Этим и объясняется такое большое количество божеств. Основными верховными богами Древнего Египта являются Амон Ра, Анубис, Осирис, Сет и другие.
Амон Ра
Существует легенда о том, что вначале в Египте был единственный главный бог Солнца — Ра. Он покровительствовал людям и всему живому на земле. Изображали божество в виде человека с соколиной головой, которую венчал диск солнца. Сила Ра была в тайне его имени, которое он никому не называл.
Многие люди стремились узнать, как зовут покровителя, чтобы обрести его могущество и власть. Долгое время имя оставалось секретом, но однажды в старости бог назвал его Исиде. В Египет пришли беспорядки, а люди больше не слушались Ра. Из-за этого бог Солнца расстался с землей и ушёл в небо.
И всё же Ра продолжал заботиться о египтянах. Каждое утро он усаживался в лодку и плыл на ней по небу, освещая людям землю с утра и до обеда. После он менял эту лодку на другую и спускался в подземное царство мёртвых. Солнечным светом он облегчал страдания заточенных там людей.
В мире усопших Ра каждую ночь воевал с чудовищным змеем. Побеждал постоянно бог Солнца. Но тьма и зло рождались и крепли к следующей ночи, и побоище повторялось снова.
В различных частях Египта верховного бога звали по-разному. В Элефантине его называли Хнумом-Ра, а в Фивах – Амон Ра. Но это не меняло его предназначение и статус главного божества.
Анубис
Сначала Анубис был главным богом подземного царства, пока его не вытеснил с этого места Осирис.
Обязанностями бога мёртвых было сопровождение душ в загробный мир, где с помощью специальных весов определялась их дальнейшая участь. На одной чаше этих весов была богиня Маат, представленная страусовым пером, а на другой – сердце усопшего. Результаты взвешивания Анубис передавал на суд Осирису, который выносил решение, достойна ли душа оставаться в тёмном царстве.
Так же Анубис был специалистом по изготовлению мумий. Участвовал в бальзамировании богов и фараонов.
Бог царства мёртвых охранял могилы умерших. Поэтому его изображение есть на многих надгробных камнях.
Представляли Анубиса в виде человека с головой шакала или дикой собаки. Связано это с тем, что этих животных люди часто встречали на кладбище и им приписывали связь с загробным миром.
Осирис
Осирис был праправнуком бога Амон Ра. Его отец Геб был правителем земли, а после власть унаследовал Осирис. Он научил людей многим нужным и полезным вещам: обрабатывать землю, лечить болезни, возделывать виноград.
Родной брат Осириса Сет люто завидовал успехам божественного родственника. Однажды Сет убил брата, и, разрезав тело на куски, разбросал их по всей территории Египта.
Но любящая жена Исида собрала останки возлюбленного и вызвала к себе проводника из мира мёртвых Анубиса. Из сложенного из кусков тела, он сделал самую первую мумию. Именно поэтому египетского бога Осириса изображают как человека, закутанного в саван.
Он олицетворяет возрождение, переход от смерти к жизни и является богом плодородия.
Анубис забрал Осириса в царство мертвых, где тот стал полноправным владыкой.
Сет
Сет представляет собой всё зло, беды и несчастья, происходящие с людьми. Это бог войны, бесчинств, беспорядков и песчаных бурь. Не отреклись люди от него только потому, что считают помощником бога Ра в ночных схватках со змеем.
Сет организовал убийство своего брата Осириса, силой, ложью и обманом заняв его место на троне.
Представляли его как человека с ослиной головой, на которой была грива красного цвета. Этот цвет является символом засухи, зноя и песка пустыни.
В Древнем Египте насчитывалось около двух тысяч богов, но главными считались не более ста. У каждого поселения и города были свои божества. Верховные владыки везде были одинаковы, а к некоторым из покровителей люди обращались крайне редко и в отдельных случаях. Боги не всегда благоволили к людям. Поэтому египтяне строили в их честь храмы, приносили туда дары и поклонялись божествам, чтобы задобрить всевышних.
Источник: http://dokladiki.ru/doklad/doklad-bogi-egipta-5-klass