Русские мусульмане
Русские мусульмане составляют этнорелигиозную группу, в которую входят представители русской национальности, принявшие Ислам.
Славяне мусульмане – это также этнорелигиозные группы людей, которые этнически относятся к славянским народам, но ислам исповедуют как свою религию.
Славяне (slavyane) взаимодействовали с народами ислама в торговых делах издревле. Постепенно отдельные части и группы славянских народов, сохраняя за собой свое славянское самосознание и собственный язык, обратились в ислам. На современном этапе истории славяне мусульмане делятся на несколько групп и представлены разными народами. Славяне мусульмане являются очень религиозными приверженцами Ислама.
Известны южные славяне мусульмане – торбеши или македонцы, помаки или мусульманские болгары, горанцы или македонцы или сербы по происхождению, которые проживают в Горе и Метохии. Также славяне мусульмане представлены боснийцами или бошняками, потуреченцами или муслиманами. Самые известные славяне мусульмане – это сербы.
Русские мусульмане Древней Руси
Русские мусульмане, также как и славяне мусульмане, впервые упоминаются в летописях вместе с упоминанием о первых обращениях русских славян в Ислам. Такой факт упоминается в истории об убийстве, произошедшем в 1262 году, когда был убит православный монах Зосима или Изосима.
Зосима стал известен тем, что принял Ислам, а позже в Ярославле служил у ордынского наместника, которому помогал собирать дань. Его убили во время разгоревшегося восстания: участники восстания были недовольным тем, что объем дани, которую они должны были платить, резко увеличилась.
В тринадцатом веке при хане Узбеке Ислам был определен как государственная религия Золотой Орды, тогда обращались в Ислам преимущественно язычники, и за распространение православия хан Узбек не карал, а также терпимо он относился к распространению других религий. Помимо случая с монахом Изосимой, больше у историков нет достоверных фактов того, что появлялись русские или славянские мусульмане в этот период.
Отдельно стоит упомянуть категорию русских и славян, которые приняли Ислам и проживали на территории Османской Империи, их называли сакалиба.
Когда Иван Грозный взял Казань и Астрахань, начала раскручиваться кампания по христианизации мусульман, что не способствовало вступлению не мусульманских славянских народов в Ислам.
Русские славяне были совершенно не знакомы с арабским языком, что также создавало серьезные препятствия для ознакомления с исламскими источниками литературы. В тот исторический период мусульманские тексты не переводились на славянские языки, поэтому исламские сочинения были недоступны для чтения.
В силу определенных ментальных различий не приветствовалось государственными властями и стремление русских славян контактировать с иноверцами.
Отношение к новообращенным в царской России
Русский мусульманин — организатор проекта «Читай Коран»
В допетровской и в имперской Руси, если человек изъявлял желание перейти из православия в другую веру, на него накладывались уголовные санкции, а если кто-либо пытался обратить в другую веру православных, то санкции были еще более жесткими. Как было сказано в Соборном уложении от 1649 года, смертная казнь грозила тем, кто «какими-нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет».
Чтобы исключить для русских славян контакты с представителями иной веры, возле православных храмов было запрещено строительство мечетей, а кряшены или крещенные татары не могли проживать вместе с некрещенными. Все это не свидетельствует о том, что в то время не было русских мусульман, но число новообратившихся было небольшое, русские не афишировали переход в Ислам, о новобращенных мусульманах мы узнаем только из иностранных архивах.
После того, как начались русско-турецкие войны, стали известны случаи, когда Ислам принимали русские пленные, как на добровольной основе, так и в принудительном порядке. В описании жития святого, относящемся к восемнадцатому веку, упоминается случай, когда русский пленник был насильственно обращен в Ислам.
Также отражение подробного случая есть в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», где описывается насильственное обращение русского пленника.
В тот же период времени был опубликован крымским татарином просветителем Исмаилом Гаспринским труд, которые назывался «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения».
В этом сочинении впервые появился в культуре термин «русские мусульмане», под которым подразумевались в основном те люди, которые представляют мусульманские народы, являющиеся подданными Российской Империи.
Сейчас термин «русские мусульмане» включает в себя не только народы, которые проживают на территории России, но являются этническими русскими, то есть те группы людей славянских и русской национальности, которые имеют этнические корни и самостоятельно обратились в Ислам.
Известные русские мусульмане прошлого
Среди известных русских мусульман необходимо выделить такого величайшего русского писателя, как Лев Николаевич Толстой, а также русского путешественника Афанасия Никитина, о котором можно посмотреть видео ниже.
После того как 17 октября 1905 года был выпущен основной манифест, который провозгласил гражданские права и свободы, наблюдалось существенное изменение ситуации. В период с 1905 года по 1917 стало известно о ряде случаев, когда христиане переходили в Ислам.
Такие случаи были зафиксированы и среди славянских крестьян, которые принимали Ислам в условиях разраставшегося ваисовского движения: русские мусульмане ваисовцы ссылались в Тобольскую губернию, и там стали активно призывать русских обращаться в Ислам, и местные православные священники были очень этим встревожены.
Когда же состоялась Октябрьская революция 1917 года, обращаться в Ислам представителям другим конфессий стало сложнее: чаще всего при Советской власти русские мусульмане стали появляться вследствие того, что славяне попадали в плен при боевых действиях и уже в плену обращались в мусульманскую веру. Русские мусульмане новообращенные массово были зафиксированы во время Афганской войны в 1979 году.
Современная русская мусульманская община
Число русских мусульман точно не определено, поскольку на основании данных переписи населения отделить этнических мусульман от новообращенных крайне сложно.
По словам Али Вячеслава Полосина, в 2003 году число русских мусульман на территории России достигало десяти тысяч человек. Религиовед Силантьев утверждал в 2007 году, что не более, чем три тысячи человек — это русские, принявшие ислам за последние пятнадцать лет.
Но уже в 2013 году он же утверждал, что за последние пятнадцать лет в России не более десяти тысяч славян приняли в России мусульманство.
Ислам, в современной России исповедуют десятки тысяч новообратившихся русских, среди которых немалое количество и тех, кто родился уже будучи этническим мусульманином во втором и третьем поколениях русских семей.
Статистика по русским мусульманам не ведется в стране, официально говорится о нескольких тысячах новообротившихся русских, однако такие данные являются специально заниженными.
На сегодняшний день количество русских мусульман превышает 50 тысяч человек, которые проживают по всей территории России, Казахстана и Украины, а также Турции и ближневосточных арабских странах.
Как считает российский исламовед Алексей Малашенко, русские мусульмане появляются по причине того, что Ислам воспринимается ими как универсальная религия, которая способна дать ответы на любые проблемы, призывающая к борьбе за справедливость.
Если же подойти к вопросу с иной точки зрения, то можно выделить несколько причин, по которым русские мусульмане принимают Ислам: это возможно по идейным причинам, по причинам семейным, а также духовными поисками истинного смысла жизни человека. По семейным причинам чаще всего веру меняют женщины, выходя замуж за мусульман. Мужчины, принявшие Ислам, потому что женятся на мусульманках, встречаются гораздо реже.
Если русские мусульмане обратились в новую мусульманскую веру в результате долгих духовных исканий, то возможно они это сделали по идейным причинам. Принятие Ислама по идейным соображениям может иметь в своих истоках антигосударственные и революционные побуждения человека – до принятия ислама многие из таких людей были членами леворадикальных и праворадикальных группировок.
Русские мусульмане, интеллигенция проявляла к Исламу живой интерес, который был вызван интересом к восточной философии, а также к трудам Идрис-шаха и Гурджиева, мистицизму. Труды этих деятелей к Исламу имели лишь отдаленное отношение, даже к его мистическому направлению или к суфизму.
Но в одном из таких кружков, который объединял любителей мистики восточного происхождения, появилась такая значительная и авторитетная в русском и славянском Исламе фигура, как Гейдар Джемаль, который родился в Москве в семье азербайджанца и русской.
Джемаль оказал свое влияние и на такую авторитетную фигуру, как Али Вячеслав Полосин, который в прошлом был православным священником, а после стал автором книги «Почему я стал мусульманином?», в которой он и упоминает, какое влияние на него оказал сам Джемаль, а также его передачи «Минарет» и «Ныне», ведущим которых он был в девяностых годах.
Полосин с Джемалем познакомились лично, и это лишь усилило намерение Полосина обратиться в Ислам. Он реализовал это намерение в 1998 году, но публично этот поступок он не обнародовал, и решился на это только через год. Немного позже он стал мюридом Саида афанди Чиркейского.
Хамза Дмитрий Черноморченко — главный редактор «Голос Ислама»
Далее у Полосина началась публицистическая активная деятельность, которая был направлена на критику догматов христианства.
Этнические мусульмане отнеслись к деятельности бывшего протоиерея далеко не одобрительно, особенно руководители духовных управлений.
Русские мусульмане, особенно среди молодых славян мусульман, относились к Полосину с признанием его авторитета, но непререкаемым лидером интеллектуальным или духовным он считаться не может, особенно для этнических мусульман.
Вместе с переводчиком Священной Книги Коран Иман Валерией Пороховой в 2000 году Полосин объявил о том, что создают общину «Прямой путь», которая была призвана стать организацией, в которой объединятся русские мусульмане, новообратившихся в Ислам.
В течение нескольких лет Али Вячеслав Полосин активно выступал против того, чтобы русские мусульмане делились по национальности, поскольку считал, что «по национальному признаку в Исламе нельзя создавать общины, поэтому специально «русских» общин не существует, как не должно быть и специально татарских, арабских». Но со стороны этнических мусульман последовала довольно сдержанная реакция на его деятельность, и в итоге Полосин пришел к выводу, что русские мусульмане должны иметь свой путь.
НОРМ
В 2004 году несколько мусульманских групп объединились в Национальную организацию русских мусульман. Лидеры НОРМ на пресс-конференции сказали, что только в Исламе возможно духовная перспектива русских и спасение России. Одной из своих целей организация обозначила формирование русских мусульман как «субэтноса». Социологи провели исследование, в результате которого выяснили, что в данную организацию большинство русских мусульман не входят.
Современные выдающиеся русские мусульмане
Многие русские мусульмане стали выдающимися авторитетными людьми, среди них можно назвать муфтия Свердловской области Николая (Абдуль Куддус) Ашарина, муфтия Северной Осетии Сергея (Али) Евтеева, члена Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова Павла (Ахмада) Михайловича Жеребина, советского и российского культуролога, журналиста, искусствоведа и поэта Сергея (Джанната) Владимировича Маркуса, основателя портала «Голос ислама» Дмитрия (Хамза) Игоревича Черноморченко.
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/russkie-musulmane
Религиозность по-чеченски: ислам на словах
Мурад Магомадов (псевдоним) для bbcrussian.com и интернет-СМИ «Кавказский узел»
Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Чеченские власти в последние годы активно внедряют нормы ислама и шариата, но на бытовом уровне это воспринимается как желание руководства установить тотальный контроль над населением. Молодежь к «исламизации» республики относится с большой долей иронии и скептицизма.
Религия стала неотъемлемой частью Чечни последних лет: запрет на алкоголь и продажу энергетических напитков, обязательное ношение головных платков, длинных юбок и платьев девушками. В традиционную чеченскую рубашку со стоячим воротником и накладными карманами, которая прежде считалась одеждой мулл, теперь по пятницам должны носить госслужащие.
Подобного, конечно, не было даже в как бы независимой Ичкерии времен Дудаева-Масхадова
Уже никем эти изменения не воспринимаются как непонятные и ненужные новшества. Но внешняя атрибутика, однако, не отражает реальных настроений людей, особенно в молодежной среде.
«Ислам у нас только на словах, и это скажет любой знающий человек. То, что у нас девушек заставляют носить длинные платья, хиджабы и платки, каждую пятницу ходить в мечеть, это не ислам. Это просто показуха» — считает студент грозненского ВУЗа Мурад.
«Такое впечатление, что муллы сами во всем запутались и теперь путают всех остальных. То у них можно и нужно носить бороды, то нельзя. То песни и танцы не разрешены по шариату, то, оказывается, можно. У людей такая каша в головах, что никто не знает чего можно ожидать завтра, каких нововведений, — недоумевает он. – Я пытаюсь следовать установкам религии, но при этом особо не выделяться, чтобы не было проблем.
Вместо алкоголя — наркотики?
Местные телеканалы постоянно транслируют различные передачи на религиозные темы, местное духовенство проводит беседы с молодежью, призывая соблюдать религиозные нормы, а молельные комнаты в госучреждениях уже давно стали нормой.
Пару лет назад некие неустановленные лица устроили в Грозном настоящую охоту за девушками без платков. Расстреливали их шариками с краской из пейнтбольных ружей
Подобного, конечно, не было даже в как бы независимой Ичкерии времен Дудаева-Масхадова, хотя после завершения первой военной кампании на территории республики время от времени предпринимались попытки «шариатизации». Теперь руководство республики во главе с сыном бывшего ичкерийского муфтия вновь взялось за исламизацию республики. Но уже с учетом собственного взгляда на вопрос.
Кадыров, например, взял за правило постоянно ходить в рубашке навыпуск с накладными карманами, некоем подобии военного френча. Эту «моду» тут же подхватили его ближайшие соратники и, естественно, духовенство. Так в свое время соратники Иосифа Сталина подражали «вождю народов», предпочитая кители и сапоги строгим деловым костюмам.
«Кадыровская мода» в Чечне прижилась, в том числе и среди молодежи, хотя большинство, в зависимости от возраста, предпочитает в качестве повседневной одежды обычные костюмы или футболки с джинсами.
Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Несколько лет назад в Чечне запретили продажу спиртных напитков, а недавно очередь дошла и до так называемых «энергетиков». Но эти запреты выходят боком. Все большее число молодежи теперь «для поднятия тонуса» принимает лекарственные препараты, содержащие наркотики. Особой популярностью пользуются так называемые «баклосаны».
«Если ты выпьешь алкоголь или покуришь анашу, то это легко узнают по запаху. А вот если употребить несколько таблеток, то никто ничего не поймет, зато так можно снять стресс или поднять настроение», — объясняет грозненский тинейджер Малик.
«Мы с друзьями иногда ими балуемся, но без фанатизма, мы же не наркоманы», — добавляет Малик. По его словам, среди употребляющих такие «легкие» наркотики есть и девушки, его сверстницы.
Мы с подружками иногда одеваем довольно узкие блузки и юбки. Это такой вот наш негласный протест против навязываемой хиджабизации
Религия, как полагает подросток, — удел скорее пожилых, чем молодежи.
«Каждый сам волен решать, чего он хочет от жизни. Я тоже верю в Бога, но не считаю, что дни и ночи нужно проводить в молитвах и постоянно каяться. Это скорее дело стариков.
Жизнь должна быть интересной и насыщенной, а многие из тех, кто сегодня демонстрирует свою религиозность, были далеко не ангелами в свое время. Хотя среди моих друзей есть несколько человек, которые читают Коран, и их можно назвать глубоко верующими людьми.
Нашему общению это, в общем-то, не мешает, хотя они постоянно убеждают всех, что религия во всем и всегда должна быть на первом месте», — говорит он.
Девичьи хитрости
В ВУЗах и школах республики сегодня не увидишь простоволосых девушек в коротких платьях или юбках. Пару лет назад некие неустановленные лица устроили в Грозном настоящую охоту за девушками без платков. Расстреливали их шариками с краской из пейнтбольных ружей.
Власть такие карательные меры в отношении «несознательных» представительниц прекрасного пола поддержала.
Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Носить длинную одежду и платки стало в Чечне уже непреложным правилом, но и здесь есть свои маленькие хитрости, которыми местные девушки нередко пользуются. Длинные платья могут быть обтягивающими фигуру, а платок можно как бы случайно сбросить на плечи, и распущенные волосы он уже не скроет.
«На занятия в короткой юбке или платье не пустят, для этого есть охрана, которая за этим следит. То же самое касается и платка, это обязательный атрибут одежды. Но при желании выход всегда можно найти.
Мы с подружками иногда одеваем довольно узкие блузки и юбки. Это такой вот наш негласный протест против навязываемой хиджабизации, — делится студентка Мадина. — Быть «белой вороной» нельзя, это может обернуться потом проблемами.
У нас многие теперь носят хиджабы, а их за глаза называют «монашками».
«Если спросить меня, то религию не нужно путать со светским образованием. Пусть хиджабы носят те девушки, которые учатся в медресе или исламских ВУЗах, а у всех остальных должно быть право выбора, естественно, в разумных пределах, — поясняет она. — У нас, например, не появишься на улице в топике и шортах, это будет позором на всю семью и даже род».
Многие в Чечне убеждены: несмотря на все внешние признаки исламизации, коренного перелома в сознании людей все же не произошло. Распространено мнение, что настоящие верующие здесь были во времена СССР, когда люди и власть уважали, и Бога боялись.
А сейчас нет ни того ни другого, и ислам у нас больше на словах, а не в сердцах.
Совместно с интернет-СМИ » Кавказский узел»
Источник: https://www.bbc.com/russian/blogs/2014/04/140422_blog_caucasus_chechnya_islamisation
Народы ислама
Ислам — религия, распространенная по всему миру
Религия «islam» в переводе с арабского означает «покорность человека Аллаху» и занимает третье место в мире по распространенности. Сильное воздействие ислама ощутили на себе народности Средней Азии, Африки, Кавказа и Балканского полуострова.
Современные мусульмане, исповедующие ислам – это не только коренные жители восточных стран, но и общины, широко распространенные по всему миру. Основной приток сторонников этой религии исходит из Индии, население которой продолжает существенно возрастать. А самым численным народом поклоняющимся Аллаху, является арабский, численность которого составляет 138 миллионов человек.
Всего в мире исповедуют ислам 1250 миллионов человек, которые проживают в разных странах, из них колоссальное большинство – в Азии, приблизительно 70%, 26 % народностей сосредоточено на Африканском материке, остальные 4% проживают в других частях земного шара.
Основные качества исламских народов
Приверженцев ислама характеризуют следующие схожие качества, которые передаются от поколения к поколению:
- качества личного характера: терпение, выдержка, скромность, самообладание;
- качества семейного характера: уважение к старшим и родителям, проявление снисходительности к супруге;
- качества общественного характера: выполнение договорных и долговых обязательств, приветливость и забота о ближнем человеке, нахождение компромисса в спорных ситуациях;
- качества управленческого характера: проявление милости по отношению к подчиненному, защита чести и достоинства трудящихся;
- качества, касающиеся веры: благодарность Аллаху за жизнь и здоровье, выполнение обещаний Всевышнему.
Основные мусульманские страны
Страны с наибольшей численностью исламских последователей (состояние на 2010 год) следующие.
Африканский материк: Египет – 84,5 млн., Сомали – 9,4 млн., Судан – 43,2 млн., Танзания – 45,0 млн., Эфиопия – 85,0 млн., Алжир – 35,4 млн., Марокко – 28,8 млн., Тунис – 10,4 млн., Буркина-Фасо – 16,3 млн., Гвинея – 10,3 млн., Мали – 13,3 млн., Нигер – 15,9 млн., Нигерия – 158,3 млн., Сенегал – 12,9 млн., Чад – 11,5 млн.
Страны Азии: Азербайджан – 8,9 млн., Казахстан – 15,8 млн., Узбекистан – 27,8 млн., Афганистан – 29,1 млн., Иран – 75,1 млн., Пакистан – 184,8 млн., Турция – 75,7 млн., Бангладеш – 164,4 млн., Индонезия – 232,5 млн., Малайзия – 27,9 млн., Ирак – 31,5 млн., Йемен – 24,3 млн., Саудовская Аравия – 26,2 млн., Сирия– 22,5 млн.
Islam-today
Источник: http://islam-today.ru/islam_v_mire/ostalnoj-mir/narody-islama/
Депортации — cталинский инструмент перевоспитания народов
А.Мартынова
Сталинская эпоха отмечена масштабными социальными потрясениями. Широко известны эксперименты в экономике и политике, искалечившие жизни миллионов граждан голод и массовые репресси. «Отец народов» руководствовался при этом теорией классовой борьбы и официально перестраивал социальную структуру общества.
Однако национальный аспект в этих жутких проектах несомненно присутствовал, равно как и аспект религиозный, хотя о последнем вслух вообще предпочитали не говорить.
Депортации — яркий тому пример. Органы госбезопасности организованно переселяли целые этносы и народы на другие земли, в заведомо худшие условия. Власти к тому же не стеснялись прикрывать это ложными пропагандистскими лозунгами.
В Сталинских депортациях выделяют две волны: до начала Великой отечественной войны и после 1941 года.
Они радикально разнятся в плане причин, народов-объектов депортации, масштабов и методов проведения.
Первая волна — депортированы:
1. Финны — 1935 г. – из приграничных районов Карелии и Ленинградской области.
2. Поляки и немцы — 1935 г. – из приграничных Киевской и Винницкой областей УССР.
3. Корейцы и китайцы — 1937 г. — из приграничных районов на Дальнем Востоке.
4. Курды — 1937 г. — попали под «очищение приграничных полос» на Кавказе.
5. Иранцы — 1938 г. — из пограничных районов Азербайджана.
6. Поляки — 1940 г. — из новоприсоединенных земель УССР (Гитлер и Сталин накануне разделили Польшу).
В целом, было охвачено около 580 тыс. человек, большинство — поляки и корейцы.
Во всех случаях объявлялся благовидный предлог: улучшение охраны государственной границы.
Спецслужбисты же знали, что приграничные полосы очищаются именно от «неблагонадежного элемента» — все депортированные (кроме курдов) имели национальные государства за пределами СССР и считались потенциальными шпионами. Огромные общины курдов проживали в Иране и в фантазиях НКВД могли работать на это государство.
Особенности первой волны депортаций:
– охватывала не народ целиком, а лишь компактные группы в приграничной зоне;
– на сборы населению давали около 10 дней, некоторым удавалось незаметно уехать.
Депортации довоенного периода — жестокие репрессивные действия государственной машины, однако с народами второй волны депортаций кровавый режим обойдется еще хуже. И среди них будет много мусульманских народов.
Вторая волна — депортированы:
1. Немцы, венгры, греки, румыны, болгары, финны — все представители этих народов на территории СССР (1 200 тыс. человек) после начала Великой отечественной войны считались шпионами и подлежали выселению с давно обжитых мест.
Мера, несомненно чудовищная, в то время считалась оправданной, поскольку Румыния, Венгрия, Болгария, Финляндия, Греция были номинальными союзниками Гитлеровской Германии.
2. Карачаевцы — 1943—1944 гг. — 69 тыс. человек – с территории Карачаевской автономной области — почти все представители народа, которые жили там.
3. Калмыки — 1943—1944 гг. — 94 тыс. человек — из Калмыцкой АССР.
4. Чеченцы и ингуши — 1944 г. — около полумиллиона человек — с территории Чечено-Ингушской АССР; операцией руководил лично глава НКВД Лаврентий Берия. Поражает, что к операции «Чечевица» привлекли 100 тыс. силовиков (т.е., соотношение составляло один к пяти, учитывая, что среди депортируемых были старики и грудные младенцы). Остались те, кто сумел скрыться высоко в горах.
5. Балкарцы — 1944 г. — более 37 тыс. человек — из Кабардино-Балкарской АССР.
6. Крымские татары — 1944 г. — весь народ целиком (около 200 тыс. человек) — с территории Крымской АССР. На спецпоселениях в первые два года только по официальным советским данным погибла четверть депортированных. Реальная цифра была больше.
7. Турки-месхетинцы — 1944 г. — 116 тыс. человек (вся этническая группа полностью) — из их родных земель Грузинской ССР.
Всех депортируемых, как и в случае первой волны, вывозили в республики Средней Азии, иногда в Сибирь.
Однако на сборы давались уже не недели, а считанные часы. Меры отличались жестокостью. В документах спецслужб о чечено-ингушской операции отмечались факты «самочинных расстрелов старух, больных, которые не могли следовать, иногда детей».
Перевозили людей в «телячьих» вагонах, редко кормили и поили, никакого медобслуживания предусмотрено не было. Фиксировались вспышки тифа, малярии. Цитата из воспоминаний переживших депортацию крымских татар: «Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: «Трупы есть?».
Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвиривают в двери, детей — в окно».
Дальше было не лучше. Зачастую людей просто выгружали в пустой степи. Им присваивался статус «спецпоселенцы», т.е. они не имели права менять место жительства. Побег считался уголовным преступлением.
Особенности второй волны депортаций:
– молниеносное проведение;
– охвачены не отдельные компактно проживающие общины, а народы целиком;
– представители наций стран-союзников Гитлера классифицировались как «превентивно-депортированные». Остальные, в основном мусульманские, народы в эту категорию относить было бы не логично.
Однако НКВД был богат на выдумки, особенно, когда это касалось фабрикации осуждений. Он обвинил целые нации в предательстве в пользу врага.
Случаи сотрудничества с фашистскими властями были среди всех народов, попавших под оккупацию. Но вместо наказания отдельных коллаборационистов были репрессированы народы в полном составе (это относится именно к мусульманам — депортация калмыков, к примеру, была не настолько тотальной). На спецпоселения депортировали даже солдат с фронта, если они имели национальность «народов-предателей».
Почему Сталин, «Отец народов», массово депортировал коренные мусульманские народы Северного Кавказа и Крыма?
Формальная причина о поголовном предательстве — нонсенс. Ищем реальную мотивацию.
Довоенная волна депортаций мусульман не затронула, т.к. Сталин был занят исключительно «очищением» пограничных зон. Да, война показала, что фронт может достигнуть глубоко внутренних районов страны. Но ни украинцы, ни белорусы, как народы, не были депортированы в полном составе.
Для Сталина депортации мусульманских народов Северного Кавказа стали очередным этапом в укреплении власти Кремля в этом регионе. Его действия напоминают стратегию российских царей, но в заостренной до максимума форме.
Сворачивание политики свобод национальных меньшин в широком смысле началось еще до 1941 года. Депортация произошла бы рано или поздно — фашистская оккупация только ускорила решение Сталина. Это было звено долгой цепочки.
Цари реконфигурировали население путями ликвидации непокорных, переманивания верхушки, переселением на Кавказ русскоязычных.
В 1940-х годах Сталин решил, не церемонясь, зачистить территории от коренного населения. То же мы видим и в случае Крыма: автономии ликвидированы, народы выселены. Любые новоприбывшие в регион будут привязаны уже не к земле и корням, а, скорее, к органам власти.
Радикальный настрой начать с чистого листа именно в случае мусульманских народов доказывает и ход чечено-ингушской операции — последним эшелоном депортированных стали вагоны с бывшими руководящими советскими и партийными работниками, которые сами принимали участие в организации депортации! Т.е., даже лояльные режиму элементы, репрессировавшие собственных земляков, были вывезены.
Сталин очень спешил. На паранойю указывают время проведения депортаций —война с Гитлером еще не закончилась, и фронт настолько нуждался в бойцах, что там воевали даже подростки. Но при этом Кремль находит возможность задействовать сотни тысяч силовиков и взрослых солдат для проведения депортаций!
Перевоспитание народов являлось частью государственной политики. Советской религией стал коммунизм. И вкладывать его в головы возможно только очистив их предварительно от других религий. В случае мусульман это было особенно тяжело.
Сталин не искал сложных путей и любил радикальные меры. Оторванные от родины и искалеченные новыми условиями народы перевоспитать казалось проще.
Возможность вернуться домой у депортированных народов появилась спустя десятилетия, некоторые так и не вернулись. Однако шрамы в исторической памяти сгладить невозможно.
Источник: http://islam.plus/ru/actualno/analiz/deportacii-ctalinskii-instrument-perevospitania-narodov
Антисемитичен ли Коран? Часть 1: Семиты, избранный народ
- Авторство: M. Abdulsalam ( 2011 IslamReligion.com)
- 24 Oct 2011
- Последние изменения 09 Sep 2019
- Распечатано: 561
- Показано: 23609 (в сутки:
- 3.8 из 5
- Оценено: 8
- Отправлено почтой: 0
- 0
В последнее время некоторые группы активно заявляют о том, что Коран – антисемитская книга. Подобные заявления привели к запрету некоторых переводов Корана в США. Вот что Еврейская Энциклопедия говорит об антисемитизме:
«Термин антисемитизм возник на основе этнологической теории, согласно которой евреи, как семиты, полностью отличны от арийского и индоевропейского населения, а их объединение невозможно. Данный термин предполагает, что евреи противопоставляются другим не по причине их религии, а по причине расовых характеристик».
Из вышесказанного понятно, что Коран не является антисемитской книгой, а всякое порицание евреев в нем касается их преступления против своей религии, а вовсе не происхождения.
Кто такие семиты?
Согласно наиболее распространенному библейскому определению, семиты – это потомки Сима, одного из сыновей Ноя, старшего или младшего (библейские ученые разделились в этом вопросе), но всегда упоминаемого первым, часто выделяется и превозносится в Библии. Именно в доме Сима должен был обитать шехина (термин, обозначающий присутствие Господа, в том числе и в физическом аспекте).
«Ясно, что согласно библейской классификации, арабы, вавилоняне, ассирийцы, арамеи, евреи считались семитами или потомками Сима» (Готхард Дойтч, Антисемитизм, Еврейская Энциклопедия). Современные ученые, придающие большее значение происхождению языка, относят к вышеупомянутой группе народов еще и абиссинцев, финикийцев, ханаанитян, моавитян, эдомитов.
В каком бы контексте мы ни рассматривали данный вопрос, арабы, как и евреи (а значит, иудеи) являются семитами. Потому заявление об антисемитичности Корана означает, что Коран ставит все семитские народы, в том числе и арабов, ниже, что абсолютно не поддается логике, если учесть, что Господь часто избирал для пророческой миссии выходцев из этих народов.
В талмудских текстах священничество Сима было передано Аврааму, именно это дает повод евреям заявлять о своей «избранности» и праве на земли Ханаана, которые ныне принадлежат Палестине. Они говорят, что шехина перешла к Аврааму, а затем к потомкам, в частности – Исааку. Таким образом, божье благоволение семитам относится к ним, если быть более точными – израильтянам, потомству Исаака, сыну Авраама.
Семиты – «избранный народ»
Коран не только не ущемляет израильтян, но и сообщает об их благоприятном положении среди остальных народов. Все это благодаря усилиям Авраама и его молитвам вывести пророков из его рода. Авраам воззвал к Богу, о чем сообщается в Коране:
«Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньшеМы повели прямым путем Нуха (Ноя), а из его потомства – Давуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айуба (Иова), Йусуфа (Иосифа), Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Таким образом Мы воздаем творящим добро.
А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они были из числа праведников. А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами. А также некоторых из их отцов, потомков и братьев.
Мы избрали их и повели их прямым путем» (Коран 6:84-87).
Господь избрал пророков из израильского народа, потому он и избран. Всевышний не раз напоминает им об этом преимуществе:
« О сыны Исраила (Израиля)! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами» (Коран 2:47, 2:122).
«Мы уже даровали сынам Исраила (Израиля) Писание, власть и пророчество, наделили их благами и предпочли их мирам» (Коран 45:16).
Господь возвеличил их не только пророками. Он даровал им райскую пищу:
«О сыны Исраила (Израиля)! Мы спасли вас от вашего врага и дали вам обещание на правом склоне горы. Мы также ниспослали вам манну и перепелов» (Коран 20:80).
Господь спас их от преследования Фараона, отправив к ним Моисея, который повел их сквозь Красное море к Благословенной Земле Ханаана:
«Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраила (Израиля), поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли Фараон и его народ и что они воздвигали» (Коран 7:137).
Повторимся, что предпочтение, отданное Богом Израильтянам, было не из-за их расовой превосходности, а по причине великих жертв Авраама и его молитв Богу. Это предпочтение будет в силе, покуда израильтяне останутся верными завету, заключенному с Богом:
«Аллах взял завет с сынов Исраила (Израиля). Мы создали среди них двенадцать вождей. Аллах сказал: «Я – с вами. Если вы будете совершать намаз и выплачивать закят, уверуете в Моих посланников, поможете им и одолжите Аллаху прекрасный заем, то Я отпущу вам ваши прегрешения и введу вас в сады, в которых текут реки. А если кто-либо из вас после этого станет неверующим, то он сойдет с прямого пути» (Коран 5:12)
Источник: https://www.islamreligion.com/ru/articles/310/
Мурчанье не портит намаза: как относятся к кошкам в исламе
ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik. Коран и шариат не только формируют религиозное мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, но и весьма подробно определяют повседневную жизнь мусульман. Какую одежду носить, с кем вступать в брак, как вести бизнес – ответы на все эти вопросы в той или иной форме исламские богословы предлагают искать именно в священных текстах.
Неудивительно, что регламентация быта коснулась и братьев наших меньших, в частности — кошек. «Как относится ислам к кошкам», «хадисы о кошках», «отношение ислама к домашним животным» — вот самые популярные запросы на тематических форумах для мусульман.
Sputnik /
О том, что на самом деле говорит Коран и Сунна о пушистых любимцах и как отношение к кошкам может влиять на загробную жизнь, попытался разобраться Sputnik Таджикистан.
По примеру Пророка
Ислам позволил человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. В принципе то же касается и животных: если оно не считается однозначно нечистым, его можно держать в качестве питомца.
Если брать собак – то здесь все непросто. Богословы столетиями спорят, является ли собака нечистым животным, так как существует очень уж много хадисов и аятов, дающих слишком широкий простор для толкования.
А вот с мурчащими питомцами все куда яснее – ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка — единственное животное, которому разрешен вход в мечеть.
Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.
Серая кошка
Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.
А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.
Рай и ад за котят
Свидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка — Хазрати Абу Хурайра, что означает «отец котят». Приняв ислам, он прибыл в Медину и после все время находился рядом с Мухаммадом, посвящая себя изучению ислама и собирая хадисы.
Смерть от жажды, запрет на поцелуи: 5 популярных стереотипов о посте в исламе
Вообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс — «раб солнца», но как-то он с котенком на плече (а Абу Хурайра с детства любил животных) шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика «маленьким отцом котят». По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как «отец котят».
Также, согласно поверью, пророк запретил продавать кошек как товар, а один из питомцев Абу Хурайра спас пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть.
В суфийской традиции есть еще одна легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: «Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения».
К слову, в исламе вообще поощряет заботу о тех, кто не может помочь себе сам, а в священных текстах не раз отмечается, что сострадания заслуживает не только кошка.
Так, в хадисе, переданном богословом Мухаммадом аль-Бухари (2363 ), со слов упомянутого Абу Хурайра есть слова пророка Мухаммада: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю.
Увидев это, он сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.)».
Слушатели Мухаммада спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».
REUTERS / Kim Kyung-Hoon
Котопоезд а Японии
Но если сострадательное отношение к животным может быть основанием для прощения прегрешений и вхождения в рай, то, напротив – тех, кто обидел беззащитное создание, может ждать жестокая кара. «К тому, кто не проявляет милосердия к творениям Всевышнего, Аллах также не проявит милосердия», — говорится в хадисе Бухари (5538).
В одном их достоверных хадисов, собранных аль-Бухари, пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.
Кошачья чистота
Согласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом — веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, — его молитва может быть не принята Господом.
Чьи молитвы во время Рамадана может не принять Всевышний
Исламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от большинства иных животных, не является нечистой.
Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.
Sputnik / Виталий Белоусов
Выставка самых редких домашних кошек в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»
В исламских источниках данное предание описывается обычно так: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова матери о том, как ее послали с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала знак поставить блюдо на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду с того места, приведя слова Мухаммада: «Они не нечистые, они – ваши домочадцы!»
Есть предание и о раннем исламском богослове и хадисоведе Абуль-Хаттабе Катаде ибн Диама, который в присутствии своей племянницы дал кошке испить из сосуда, где была налита вода для омовения. На удивленный вопрос родственницы он также, как и Айша, привел слова Мухаммада «Кошки — не грязные. Они смешаны с вами». Таким образом он подчеркивал, что раз питомец делит с человеком кров, то и не стоит бояться делить с ним и стол.
Кроме того, в одном из самых достоверных сборников хадисов Сахих Муслима (511) четко говорится — «молитву разрывают (проходящие перед молящимся) женщина, осел и пес, а предохраниться от этого можно чем-то вроде прута для погона скота».
И если следовать принципу – что не запрещено, то разрешено, кошка никак не может нарушить молитву мусульманина.
Почтение к хвостатым
Исламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Потому не трудно найти множество реальных примеров, когда кошки в той или иной мусульманской стране пользовались любовью как простых жителей, так и власть предержащих.
Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием.
CC BY 2.0 / Laszlo S. Ilyes
Турецкий кот
Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.
Ученые доказали, что кошки умеют реагировать на свое имя
А насчет Исмаила Саиба Сенджера, начальника знаменитой Библиотеки Баязида в Стамбуле, точно известно, что ученый муж кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли «Библиотекой кошек».
А сам блистательный Стамбул, истинную столицу государства, многие справедливо называют «городом кошек». Обилие усатых и хвостатых хищников, свободно гуляющих по улицам и заходящих в дома и мечети, давно стало визитной карточкой города.
Источник: https://tj.sputniknews.ru/culture/20190405/1028614195/koshki-islam-muhammad-hadisy.html