Турки-месхетинцы
Турки-месхетинцы (тур. Ahıska Türkleri) – субэтническая тюркоязычная группа, исповедующая ислам и исторически жившая на территории Месхетии. Были выселены в 1944 году в период сталинских депортаций малых народов Кавказа в Среднюю Азию.
Серьезно пострадав от погромов в Узбекистане (1989), они были вынуждены переселиться в соседние республики, а также в Азербайджан, Россию, Украину и Турцию. В 2004–2005 годы часть турок-месхетинцев, живших в Краснодарском крае, под давлением местных властей выехала в США.
В настоящее время турки-месхетинцы проживают в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, России, Азербайджане, Украине, Грузии, Турции и США.
Турок-месхетинцев называют также «ахыскинские турки», «ахыска», «турки-ахыска», «ахалцихские турки», «кавказские турки».
Версии происхождения
В 70-80-х годах прошлого века появились две полярные позиции по этому вопросу.
Первая определяет их грузинское происхождение, предполагая, что, когда Месхетия в 16 веке была завоевана Османской империей, местное население приняло ислам, было отуречено и утратило грузинское самосознание. Именно под влиянием сторонников этой версии с конца 80-х, и особенно после ферганских событий, в литературе получили распространение термины – «месхетинские турки» или «туpки-месхетинцы».
Согласно второй точке зрения — это тюркская народность, а их подлинное имя – «ахыскинские турки» (тюpк. «ахыска тюpкляpи»).
Язык
Часть лингвистов считает, что турки-месхетинцы говорят на восточно-анатолийском диалекте турецкого языка, до сих пор характерным для соседних турецких провинций (Карс, Артвин, Ардахан).
Другие отмечают, что язык турок-месхетинцев почти не изучен и вообще мало известен тюркологической̆ науке. До сих пор у него нет своей̆ письменности. Он сближается как с восточным диалектом турецкого языка, так и с азербайджанским языком, сохраняя в то же время ряд древнетюркских черт.
История
Проблема происхождения турок-месхетинцев находится в тесной связи с историей взаимоотношений Грузии с тюркским миром. Со 2 века н.э. было как минимум 3 крупные волны: во-первых, это гунны, авары и хазары во 2-8 веках. В 9-10 вв. приток тюрок в южные и восточные районы Грузии был заметно ослаблен арабами и усилившимися здесь местными государствами.
Вторая волна – огузы и кыпчаки. Перед угрозой нашествия огузов, принявших к тому времени ислам, грузинский царь Давид IV Строитель породнился с кипчаками, взяв в жены дочь хана, пригласил и поселил в Картли и прилегающих областях кыпчакскую орду численностью 40 тыс. воинов, то есть, по подсчетам специалистов-медиевистов, вместе с членами их семей всего около 200 тыс..
В начале 16 века Гpузия окончательно распалась на Каpтлийское, Кахетинское, Имеpетинское царства и атабекство Самцхе и стала ареной борьбы двух тюркских держав — суннитской Османской Турции и шиитского азербайджанского государства Сефевидов.
Окончательно турецким владением эта область стала в 1639 году, когда был подписан Зухабский мир.
В 1829 году после русско-турецкой войны Месхетия по Адрианопольскому мирному договору отошла Российской империи.
В 1918 году земли турок-месхетинцев вошли в состав независимой Грузии, а в 1921 году – Грузинской ССР. По Карскому договору территория Месхетии была разделена на две части, из которых большая – отошла Советскому Союзу.
В 1928–1937 годы турки-месхетинцы подвергались преследованиям – их принуждали менять национальность и брать грузинские фамилии.
По постановлению ГКО СССР № 6279 от 31 июля 1944 года было принято решение о выселении турок-месхетинцев из Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Их депортировали в три дня — с 15 по 17 ноября 1944 года.
В 1956 году с турок-месхетинцев был снят статус спецпоселенцев – и они смогли вернуться в европейскую часть Советского Союза, однако большинство их осталось в Средней Азии.
В 1989 году турки-месхетинцы, проживавшие в Ферганской долине Узбекистана, пережили погромы и были вынуждены переселиться в соседние страны Средней Азии, а также в Россию и Украину.
Религия
В основном турки-месхетинцы – мусульмане-сунниты, придерживающиеся ханафитское мазхаба, шиитское меньшиство – иснаашариты, последователи 12 имамов.
Демография
Общая численность турок-месхетинцев на сегодня – от 400 до 700 тысяч человек.
В том числе:Россия: 90 тыс.Казахстан: 180 тыс.Узбекистан: 38 тыс.Киргизия: 42 тыс.Азербайджан: 87 тыс.Турция: 76 тыс.Украина: 8 тыс.Грузия: 1,5 тыс.
США: 16 тыс..
Турки-месхетинцы в странах бывшего СССР
Значительная часть турок осела в Краснодарском крае, однако политика местных властей, направленная на воспрепятствование в получении ими российского паспорта и прописки, давление со стороны правоохранительных органов, нападений местного националистически настроенного населения привела к тому, что в 2004 году турки-месхетинцы воспользовались программой МОМ (Международной организации по миграции) и смогли переселиться на постоянное местожительство в США.
В настоящее время ряд стран, включая Грузию и Турцию, приняли ряд программ по репатриации и адаптации турок-месхетинцев.
Однако на деле принятый в январе 2008 года парламентом Грузии закон «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века» носит декларативный характер » и не дает возможности туркам-месхетинцам легитимно вернуться на историческую Родину. Он не предусматривает реабилитации народа и его возвращения в места исторического проживания».
В декабре 2015 года турецкие власти организовали эвакуацию двух тысяч турок-месхетинцев из объятого войной Донбасса (г. Славянск, Украина) в город Эрзинджан, расположенный на северо-востоке Турции.
14 ноября 2017 года в городе Волгодонске Ростовской области состоялись мероприятия, посвященные 73-й годовщине депортации турок-месхетинцев из Грузии. На митинге было принято обращение к Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в возвращении на историческую родину, а также обращение к президенту Грузии и правительству Грузии с требованием выполнения грузинского закона о репатриации месхетинцев.
По предложению Жавида Алиева, руководителя российской ассоциации «Ватан», в Грузию на годовщину депортации приехали 60 турок-мехетинцев. Они отправились в поездку в Самцхе-Джавахети, регион их исторического проживания, для проведения траурных мероприятий.
По случаю 73-й годовщины депортации с заявлением выступил и МИД Турции. «Мы с горечью вспоминаем об этом трагическом событии, произошедшем 73 года тому назад, и выражаем соболезнования в связи с гибелью наших братьев в ходе депортации.
Мы следим за положением турок-месхетинцев, численность которых в 9 различных странах составляет около половины миллиона, и предоставляем им необходимую поддержку. Мы желаем успешного завершения возвращения турок-месхетинцев на свою родину, чтобы турки-месхетинцы жили в мире и покое на своей родине.
Где бы они не находились, Турция продолжит выступать с поддержкой турок-месхетинцев, — сообщается в заявлении.
Примечания
- В 1628 – 1829 годах административным центром турецкой провинции был город Ахалцихе (тур. Ahıska).
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/292683/
Грузинская религия
В 2011 году в Грузии приняты дополнения к гражданскому кодексу устанавливающие единые права на вероисповедание все религиозные конфессии. Это решение было принято, потому что Грузия – это мультикультурная страна с богатой культурной и религиозной историей. На протяжении многих веков народ этой страны является одним из самых толерантных к представителям всех религиозных общин.
Грузия (Georgia) – европейская страна, расположенная в западном Закавказье на Черном море (Восточное побережье).
Христианское вероисповедание в Грузии
Принятие христианства в истории Грузии датировано 337 г. Исторические источники говорят о том, что христианское вероисповедание в эту страну принес странник Андрей Первозанный. Он проповедовал во многих крупных городах, неся с собой нерукотворный образ Богородицы. Эти события положили начало формированию понятия о том, какая вера преобладает в Грузии в настоящий момент.
Христианская вера устояла и укрепила свои права среди грузин даже в периоды агрессивной завоевательной деятельности со стороны арабов, турков, персов, насаждающих свою религию православной стране.
За весь период с IV по XIX (до момента присоединения к Российской Империи) не только отстаивала свои права на православную веру, но и вела в рамках этого активную просветительскую деятельность.
Строились монастыри и церкви, что в тот период истории выступало в роли образовательных центров, ведущих богословскую, научную деятельность. По окончанию революции 1917 года Грузинская Церковь была признана независимой.
История грузинского православного христианства
В истории грузинского православного христианства есть место трагической истории массового самопожертвования во имя веры. В 1226 году Хорезмшах Джалалетдин вторгся на территорию Грузии.
Подавляя веру местных жителей, склоняя их к исламу, — он приказал выложить все иконы на мосту, после чего верующие в православие должны были осквернить их. 100 тысяч человек были казнены на том мосту за отказ в выполнении приказа. Среди них были женщины, не было пощады ни старикам, ни детям.
Поступок этих людей почитается в Грузии до сих пор, их память чтят 31 октября и все они причислены к лику святых.
Еще одно массовое убийство христиан на почве веры в 1386г. было совершено войсками Тамерлана. Были полностью истреблены монахини в Квабтахевском монастыре. Та же учесть, но уже по вине Аббаса, ожидала 6000 монахов, убитых в Давид-Гареджийском монастыре в 1616 году.
Грузинское христианство в современном государстве
Грузинская Апостольская Автокефальная православная церковь – представитель общины. Эту организацию возглавляет патриарх – католикос. История этой религии неразрывно связана с культурой страны, а именно: создание и развитие письменности (мргвловани).
В 2001г. правительство и церковь подписали соглашение, в нем были указаны преимущества православной церкви, как официальной, перед другими конфессиями. Но дополнение к Конституции в 2011-го прировняло все религии страны.
Армянская церковь в Грузии
На территории Грузии широко представлена армянская церковь, как одна из крупнейших конфессий. Армянская Апостольная церковь считается православной, но не в общепринятом смысле этого понятия. Верующие исповедуют монофизитство, что противоречит традиционному делению православной церкви на Восточную и Византийско-славянскую. По последним исследованиям более 250 тысяч армян, проживающих в Грузии, исповедуют монофизитство.
Конфессия Армении и Армяской церкви представлены 650 религиозными сооружениями на территории Грузии.
Католицизм в Грузии
Одной из распространенных религий в Грузии является католицизм, который исповедуют католики. К этой группе относятся верующие Армянской Католической церкви и Римско-Католической. Чаще всего представители конфессии населяют крупные города и составляют приблизительно два процента от общего количества жителей.
Ислам в Грузии
Мусульманская появилась в ряду конфессий в том числе и из-за большого количества вторжений на территорию исламских государств и арабов и арабских войск (в основном в XV-XVIII века). К последствиям вторжений относится рост числа населения исповедующих мусульманство.
Мусульмане составляют примерно 10% от всех жителей. Ислам представлен многим национальностями: азербайджанцы, аджарцы, лезгины и многие другие. Всего на территории страны 130 зарегистрированных мечетей. В Квемо Картли находится большая их часть – 50.
Мусульманская община делится на две части – шииты и сунниты.
В Тбилиси со времен СССР сохранилась уникальная мечеть, в которой шииты и сунниты молятся вместе.
В этой стране не имеет значения к какой вере вы себя относите. Множество религий мирно уживаются по соседству друг с другом из-за влияния исторических и культурных факторов. Исповеданияверы – признание словом и делом своих религиозных принципов характерно для местного народа.
Действующие на территории Грузии конфессии делают таким особенным колорит этой страны, украшая величественными сооружениями ее города – мечети, церкви, католические храмы. Толерантность в вопросах вероисповедания в этой стране позволяет развиваться религиозным культурам всех мировых религий.
Действующие религиозные памятники и святыни привлекают сотни тысяч туристов и паломников каждый год.
Источник: https://gruziyagid.ru/kultura/gruzinskaya-religiya
Патриарх Грузии о лезгинах и удинах
Лидер Грузинской Православной церкви отметил роль потомков Кавказской Албании
Католикос-патриарх всея Грузии Илия II в своей поздравительной речи по случаю Нового года упомянул не только титульные народы страны, но и народы, имеющие общее кавказо-албанское происхождение — лезгин и удин.
«Мои дорогие духовные дети: грузины, абхазы, осетины, удины, курды, езиды, греки, русские, азербайджанцы, армяне, евреи, кистинцы, чеченцы, лезгины и все дети Иверии, жители нашей родины и проживающие за пределами страны соотечественники», — начал свою речь Илия II.
Лезгины и удины Грузии
И данное обращение далеко не случайно. Поскольку все эти народы исторически населяли и населяют территорию современной Грузии. Сегодня, в общей сложности, в Грузии по неофициальным данным проживает в районе нескольких тысяч лезгин и удин.
Большая часть лезгин Грузии приехала в страну в советские или пост-советские годы и живет преимущественно в крупных городах. Что же касается удин, то одно из основных мест компактного проживания удинского населения в Грузии — это село Зинобиани.
Это село было основано в 1922 году православными удинами из города Варташен, находящегося на севере Азербайджана, которые прибыли в Грузию в поисках убежища от межнациональных конфликтов 1918—1920-х годов.
Переселением руководил священник Зиновий Силиков, ставший в Грузии Зинобом Силикашвили. Именно в его честь село было названо Зинобиани. По некоторым данным, всего из Варташена переселилось до 600 человек.
Ингилойцы, как потомки цахур
Самое интересное относительно следов Кавказской Албании в современной Грузии обнаруживается при погружении в более глубокие исторические пласты. Так, в пограничных с Грузией северо-западных районах Азербайджана проживают ингилойцы — потомки омусульманенных грузин.
Треть ингилойцев в царский период подверглась обратной христианизации. При этом, ингилойские старожилы рассказывают, что они – перешедшие на грузинский язык потомки цахуров, бежавшие в период начала распространения ислама под покровительство христианской Грузии.
Весьма примечательно, что населенная ингилойцами территория грузинами именуется Эрети. Историческая Эрети была частью древнего христианского государства Кавказской Албании, наследниками которого являются народы лезгинской группы.
Эрети, как осколок Аррана
По некоторым сведениям, именно от персидского названия Кавказской Албании – Арран – и происходит грузинское название Эрети, а также самоназвание ингилойцев — эры. С принятием населением Кавказской Албании ислама именно по Эрети прошла граница между христианским и исламским Закавказьем.
Кавказо-албанское население Эрети на протяжении столетий смешивалось с грузинским. Этими землями после распада Кавказской Албании управляли местные князья из дома Багратиони, которые сделали своей столицей город Шеки.
В настоящее время Эрети разделено между Грузией и Азербайджаном. И именно из-за принадлежности этих земель и разгораются периодически споры между грузинами и азербайджанцами.
Мусульманское окружение
Что касается современного мусульманского населения Грузии, Католикос-патриарх всея Грузии Илия II в конце 2015 отмечал, что мусульманское население Грузии живет в целом неплохо. «Конечно, есть вопросы, которые нужно решать», — сказал Илия II.
В настоящее время в Грузии проживает около 450 тысяч человек, которые исповедуют ислам. Большинство — это азербайджанцы — шииты, проживающие в юго- западных районах Гардабани, Марнеули, Дманиси, Болниси, а также в Тбилиси.
Вторые по численности — грузины-мусульмане из Аджарии, Гурии и Самцве-Джавахетии, приверженцы суннитского толка ислама. Их число — около 130 тысяч человек. Также в Грузии исповедуют суннитский ислам турки-месхетинцы.
Мусульманами суннитами также являются аварцы из Кварельского и Лагадехского районов, чеченцы — кистинцы из Панкисского района и небольшая курдская община, которая проживает в Тбилиси, Батуми и на части Кахетии.
На 450 тысяч мусульман в Грузии приходится более 300 действующих мечетей. Часть мечетей была построена в в период после краха Союза, на деньги спонсоров из мусульманских стран
Фарида Санджах
.
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Источник: https://flnka.ru/glav_lenta/12061-patriarh-gruzii-o-lezginah-i-udinah.html