Сколько мусульман живет в Европе

Как общество Швейцарии относится к евреям и мусульманам?

Насколько тяжело жить мусульманам в Швейцарии? На фото: центральный зал культурно-религиозного центра «Dituria» в Женеве, 10 мая 2017 г.

(Keystone)

Оскорбления на улице, в социальных сетях и даже унижения действием: эксперты утверждают, что евреи и мусульмане в Швейцарии всё чаще подвергаются нападкам исключительно из-за своей религиозной принадлежности, а демонстрация неприкрытой враждебности по отношению к мусульманам уже почти престала быть чем-то неприличным. Так ли это?

Когда этим летом сотрудница швейцарского отеля в курортном городе Ароза адресовала в адрес «еврейских гостей» напоминание принимать душ перед посещением бассейна, начался короткий, но громкий международный скандал, дошедший даже до министерства иностранных дел Израиля. Впрочем, быть участником такого рода конфликтов Швейцарии не привыкать. В стране, где действует прямая демократия, последнее слово действительно имеет народ.

И именно он в свое время постановил запретить строительство в Конфедерации новых минаретов, и именно он, пока еще в границах только одного кантона Тичино, запретил носить на улицах одежду, скрывающую лицо, в том числе и хиджабы (а скоро по данному вопросу состоится и национальный референдум). То, что тем самым под запрет попала еще и «униформа» фанатов-хулиганов и разного рода «левых» и «правых» экстремистов, никого уже не интересовало.

Так что же получается: Швейцария — это страна, где господствуют антиеврейские и антиисламские настроения? И если да, то кто от них страдает сильнее, евреи или мусульмане? Конкретных цифр и сравнительных данных на этот счет в Швейцарии нет.

Впрочем, ряд исследований все-таки позволяет составить хотя бы некоторое приблизительное представление.

Вот, например, исследование от 2014 годаВнешняя ссылка, которое констатирует, что у 11% опрошенных швейцарских граждан имеет место «стереотипный антисемитизм», а 19% разделяют «стереотипные антиисламские настроения». 

Общий вывод: враждебность по отношению к мусульманам в последнее время скорее растет, в то время как антиеврейские настроения, хотя и имеются, но пребывают скорее в застывшем состоянии, не увеличиваясь, но и не уменьшаясь.

Еще одно научное исследование, посвященное вопросу положения мусульман в ЕвропеВнешняя ссылка, показывает, что в Швейцарии мусульмане реже сталкиваются с дискриминацией, чем в Австрии, Великобритании или, например, во Франции.

В то время, как в Австрии мусульман в качестве своих соседей не желают видеть 28% опрошенных, в Швейцарии таких насчитывается «только» 17%.

Поэтому, если совсем кратко, то можно утверждать следующее: бороться с предрассудками приходится везде в Европе как евреям, так и мусульманам, но что касается конкретно Швейцарии, то здесь в настоящее время лицам исламской веры живется несколько труднее, чем людям еврейской религии, однако не столь плохо, как мусульманам в других западноевропейских странах.

Оскорбления в сетях и на улице

Мы обратились к еврейским и мусульманским объединениям с вопросом о том, с какими конкретно проявлениям враждебности в свой адрес их членам случалось лично сталкиваться в Швейцарии.

Джонатан Кройтнер (Jonathan Kreutner), генеральный секретарь «Швейцарской ассоциации еврейских общин» («Schweizerischer Israelitischer Gemeindebund» — «SIG»Внешняя ссылка), рассказал, что ненависть к евреям главным образом распространяется в интернете, но также проявляется и в виде проникнутых ненавистью писем, оскорбительных надписей и рисунков на стенах домов, и даже атак прямо на улице: «Причем дело порой дело доходит и до прямого применения физического насилия».

Эндер Гюнес (Önder Güneş) из «Федерации исламских ассоциаций и объединений Швейцарии»Föderation islamischer Dachorganisationen der Schweiz» — «FIDSВнешняя ссылка») говорит, что исламофобия проявляется, прежде всего, «в форме неприкрытых оскорблений и негативных комментариев в социальных сетях».

Касим Илли (Qaasim Illi) представляет «Исламский центральный совет Швейцарии»Islamischer Zentralrat Schweiz» — «IZRSВнешняя ссылка»), придерживающийся, по мнению многих экспертов, радикальных позиций.

Он говорит о том, что часто на улицах мусульмане в Швейцарии с прямыми оскорблениями, обращенными в их адрес, дети могут стать жертвами травли в школе, кроме того женщинам, носящим мусульманский платок, в Швейцарии тяжелее, чем обычно, найти работу.

По данным швейцарской федеральной «Комиссии по борьбе с расизмом» Eidgenössische Kommission gegen Rassismus» — «EKRВнешняя ссылка»), жертвами актов агрессии, выраженных как вербально, так и на письме, становятся в Конфедерации как евреи, так и мусульмане. Особенно велик риск попасть под удар ненависти в социальных сетях. При этом, по информации комиссии, мусульмане, в отличие от евреев, дополнительно имеют дело еще и с дискриминацией на рынке труда и жилья.

Кто распространяет ненависть?

По данным «EKR», за последние два года враждебность со стороны правых экстремистов возросла, причем как по отношению к евреям, так и к мусульманам. Но негативное отношение к ним встречается и в рамках других социальных групп.

Палестинская семья на востоке города Газа, февраль 2016 года. Ближневосточный конфликт был и остается в Швейцарии источником антисемитизма. 

(Keystone)

Джонатан Кройтнер из «SIG» говорит, что в «подметных письмах», приходящих на адрес конкретных лиц еврейского вероисповедания, часто используется риторика правого толка. Что касается левого политического спектра, то люди из этой среды нередко грешат критикой в адрес Израиля, далеко выходящей за границы позволенного и носящей почти откровенно антисемитский характер.

Относительно новым явлением стали в Швейцарии в последние годы оскорбления в адрес евреев, носящие исламистский характер.

Особенно часто это можно наблюдать в социальных сетях, где молодые пользователи мусульманской веры часто позволяют себе вербальные атаки на евреев — в основном, в связи с какими-либо актуальными событиями в связи с событиями палестино-израильского конфликта.

Ближневосточный конфликт вообще является, применительно к Швейцарии, едва ли не основным источником исламистски мотивированного антисемитизма. Касим Илли из «IZRS» признает, что у мусульман есть целый набор определенных претензий к Израилю.

«Причины напряженных отношений между мусульманами и евреями носят характер не этнический или религиозный, как в случае с европейским антисемитизмом, а политический».

Но в целом антисемитизм, по его мнению, это «не тот метод», с учетом того, что до момента создания современного государства Израиль в 1948 году мусульмане и евреи мирно сосуществовали друг с другом по всему арабскому миру.

В самом ли деле мусульмане — это «новые евреи»?

Итак, значит ли это, что мусульмане сталкиваются в Швейцарии с еще большим неприятием со стороны швейцарцев, чем некогда евреи? На этот счет можно сделать ряд предположений, сформировав некую «рабочую гипотезу». Во-первых.

Еврейское население живет в Швейцарии уже на протяжении многих поколений, у большинства его представителей — швейцарские паспорта.

С другой стороны, не стоит забывать, что в конце 19-го века в Швейцарии процесс предоставления евреям полноценных гражданских прав стал причиной резкого неприятия со стороны части швейцарского населения и даже насильственных беспорядков.

С тех пор, однако, прошло уже достаточно большое количество времени для того, чтобы процесс интеграции еврейского населения в швейцарское общество завершился полным успехом, не говоря уже о том, что, по большому счету, швейцарцы и евреи принадлежали, при всех их религиозных и культурных особенностях и различиях, к культуре, которую, наверное не случайно, называют «европейской» или «иудео-христианской».

Мусульмане же появились в Швейцарии в заметном количестве только в 1960-е годы.

Как правило, это были гастарбайтеры, а потом беженцы, не имеющие никаких прав, не говорящие ни на одном из национальных языков страны, а что касается культуры и религии, то, хотя ислам и принадлежит, вместе с иудейством и христианством, к одному и тому же типу «авраамических религий», мусульманин все-таки для обыденного европейского сознания является чужаком.

Во-вторых. Евреи в Швейцарии представляют собой компактное меньшинство количеством примерно в 18 тыс. человек, и это число остается постоянным и не растет все последние десятилетия. Мусульманское же сообщество в Конфедерации увеличивается весьма быстрыми темпами — с 3 тыс. человек в 1960-м году до 450 тыс. (5,5% всего населения Швейцарии) в настоящий момент.

В-третьих: события в мире и то, как эти события освещаются в СМИ. Настроение, превалирующее в печатных и электронных средствах массовой информации способно оказывать очень сильное влияние на настроения в обществе в целомВнешняя ссылка. Э. Гюнес утверждает, что «информация об исламе, транслируемая швейцарскими СМИ, на 4/5 носит негативный характер.

Особенно же пугает читателей и пользователей тема исламистского терроризма, из-за чего они склонны негативно воспринимать вообще любого представителя исламской культуры».

Мировая политика и СМИ играют заметную роль в подпитывании и антисемитских настроений в Швейцарии. По данным «Швейцарской ассоциации еврейских общин», в 2014 году, после очередной эскалации ближневосточного конфликта, «по Швейцарии прокатилась настоящая антисемитская волна, во время которой живущие здесь евреи стали объектами бесчисленных и неприкрытых угроз и оскорблений». Таким образом, мы можем идентифицировать две категории проблем. 

Первая касается характера действия механизмов общественной интеграции (в Швейцарии пришлому очень трудно стать «своим», о чем могут много чего рассказать экспаты), вторая связана с актуальными политическими событиями за рубежами страны, оказывающими непосредственное влияние на соответствующие группы населения (нечто похожее наблюдалось в период двух мировых войн, когда «французская» часть страны склонялась на сторону Парижа, а «немецкая» поддерживала Берлин). Первую категорию проблем способно решить только время, вторую — инструментами и институтами, дающими всем категориям населения шанс и возможность участвовать в социально-политической жизни страны.  

Еврей и иудаизм, ислам и мусульманин – одно и то же?

Кстати об инструментах и институтах.

Поскольку в Швейцарии действуют развитые инструменты прямой демократииВнешняя ссылка, «деревенский» настрой населения здесь чаще и быстрее, чем в других странах, приобретает форму конкретных политических решений.

У этого обстоятельства есть как позитивные аспекты, так и негативные, на которых, в частности, так любят останавливаться те, кто ищет аргументы в пользу «неприменимости» прямой демократии швейцарского образца за пределами Конфедерации.

И в самом деле, вспомним только референдумы о запрете строительства новых минаретов или еще только предстоящий федеральный референдум о запрете ношения паранджи, никабаВнешняя ссылка и вообще любых других одежд, скрывающих лицо.

Не забудем и недавнюю дискуссию насчет возможности запрета импорта в страну продуктов, произведенных с использованием «жестоких» методов забоя скота, в результате чего СМИ поспешили сообщить, мол, Швейцария готовится запретить импорт кошерного и халяльногоВнешняя ссылка мяса.

Источник: https://www.swissinfo.ch/rus/религия-и-общество_как-общество-швейцарии-относится-к-евреям-и-мусульманам--/43516116

Сколько мусульман на планете? Какие страны и народы относятся к исламскому миру?

Ислам является второй религией в мире по числу приверженцев. На сегодняшний день свыше 1,5 миллиарда жителей нашей планеты (или 22 %) – мусульмане. При этом ислам оказался самой быстрорастущей религией, и к началу следующего столетия, по подсчётам многих экспертов, по числу приверженцев он может опередить христианство.

В наши дни мусульмане составляют крупнейшие конфессиональные группы более чем в 50 государствах, большинство из которых расположены на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Кроме того, мусульманское население преобладает в ряде регионов некоторых немусульманских стран, таких как Россия, Индия, Китай, Болгария, Сербия, Таиланд, Македония, Черногория и так далее.

1. Ближний Восток

Самым «мусульманским» регионом в современном мире принято считать Ближний Восток, на территории которого практически во всех государствах мусульманское население является преобладающим. Исключением является Израиль, который, к слову, не признан многими ближневосточными странами.

В большинстве государств региона проживают, преимущественно, мусульмане-сунниты, но при этом в трёх государствах, таких как Иран, Бахрейн и Ирак, преобладают шииты.

Что касается суннитских государств, то в ближневосточных странах проживают последователи всех четырёх суннитских мазхабов. Самый распространённый в мире ханафитский мазхаб наиболее широко представлен в Турции, а также среди суннитов Ирака, Египта и Сирии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто больше католики или православные

Приверженцы маликитского мазхаба, в основном, проживают в некоторых городах Аравийского полуострова – в частности, в Саудовской Аравии и ОАЭ. Позиции мусульман-шафиитов весьма сильны на территории Ирака, Ливана, Палестины, Иордании и Йемена.

Ханбалитский мазхаб обрёл большую популярность среди стран Персидского залива, среди которых: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт и Оман.

2. Африка

Также широкую популярность ислам обрёл среди жителей африканского континента, где мусульмане преобладают на севере, северо-западе и на востоке материка. Во всех мусульманских государствах Африки основной костяк составляет суннитское население.

В северной Африке, за исключением Египта, преобладает маликитский мазхаб, позиции которого сильны в Ливии, Алжире, Марокко, Мавритании и Западной Сахаре. Ханафитский мазхаб, как уже отмечалось, широкое распространение получил в Египте. Шафиитского мазхаба придерживаются жители восточной Африки, в частности, таких государств как Судан, Сомали, Эритрея.

В странах северо-западной Африки, таких как Мали, Нигерия, Нигер, Чад и других, в соседстве проживают как маликиты, так и шафииты.

3. Азия

Большое количество мусульман проживает также и в западной, центральной, южной и юго-восточной Азии. Во всех мусульманских азиатских государствах преобладает ислам суннитского толка, причём в подавляющем большинстве стран региона доминирующим является ханафитский мазхаб. Позиции мусульман-шафиитов сильны в Пакистане, Малайзии и Индонезии.

4. Кавказ

На территории Кавказа доминирующей религией является ислам, который исповедуют большинство жителей северокавказских регионов России, таких как Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, а также Республики Азербайджан. Причём, среди мусульман Кавказа распространён как суннизм (Северный Кавказ), так и шиизм (Азербайджан). А среди мусульман-суннитов больше всего приверженцев шафиитского мазхаба.

5. Европа

В Старом Свете тоже проживает немало людей, исповедующих ислам. Так, в трёх государствах Восточной Европы мусульмане составляют большинство: Албания, Босния и Герцеговина и Косово. Во всех них доминирует суннитский ислам ханафитского мазхаба.

Кроме того, в связи с большим потоком мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также всё большей популярностью ислама среди коренных европейцев, мусульманское население континента растёт стремительными темпами. По подсчётам экспертов, уже к середине текущего столетия мусульмане могут стать большинством и в других европейских странах.

Наиболее вероятным кандидатом на это, по мнению специалистов, является Франция, в которой каждый десятый её житель является мусульманином.

6. Америка

В западном полушарии нашей планеты ислам менее популярен, нежели в восточном, в связи с чем на территории Северной и Южной Америки отсутствуют мусульманские государства. Кроме того, последователи Пророка Мухаммада (с.г.в.) в странах американского континента имеют весьма небольшое представительство. Лишь в трёх государствах региона мусульмане преодолели отметку в 5 %: Суринам – 20 %, Гайана – 7 % и Тринидад и Тобаго – 6 %.

Источник: https://islam.global/obshchestvo/istoriya/musulmanskiy-mir/

Население Германии 2020: численность, плотность, прирост населения по годам и по землям, возрастной, национальный, религиозный, половой состав населения

Согласно данным Федерального ведомства по статистике Германии, население Германии на конец 2018 года составляет 82,9 миллиона человек.

Численность населения Германии на конец 2018 года составляет 82,9 миллиона человек

Какое количество русскоговорящих человек живет в Германии, включая переселенцев из стран России, Казахстана, Украины и других русскоязычных стран можно узнать на странице Численность русскоговорящих людей в Германии.

§ Прирост населения, изменение численности населения Германии по годам

Численность населения Германии в последние годы не была постоянной, на прирост населения оказывали влияние различные факторы, в том числе: рождаемость и смертность, миграция а также корректировки расчетов. В следующей далее диаграмме и таблице можно увидеть изменение численности населения по годам. В 2014-2015 годах наблюдался самый большой прирост населения с 1992 года.

§ Численность населения Германии по землям и городам на конец 2017, начало 2018 года

В следующей далее таблице 2 представлена численность населения Германии по землям Германии, а также суммарная численность по Западным землям Германии, ФРГ и землям Восточной Германии, ранее ГДР. Как видно из таблицы, земля Северный Рейн-Вестфалия имеет самую большую численность населения, а наименьшая в Бремене.

На начало 2018 года средний возраст жителей Германии составляет 44,4 года, при этом, средний возраст женщин — 45,7 лет, а мужчин — 43 года. Средний возраст граждан Германии на 8-10 лет выше, чем средний возраст людей в Германии, не имеющих гражданства.

§ Половой состав населения Германии, численность по полу

Как видно из данных, представленных в таблице 3 численность мужчин и женщин в Германии является почти равной: женщины составляют группу, превосходящую мужчин примерно на 1 миллион человек.

Таблица 4. Численность по половой принадлежности на 2017-2018 годы

В Германии на 1 апреля 2018 года проживают 73 миллиона человек, имеющих гражданство Германии и 9,8 миллионов человек, не являющихся гражданами страны. Далее в таблице 5 представлено число людей с миграционным фоном, проживающих в Германии.

§ Религиозный состав населения Германии

Германия традиционно является христианской страной, поэтому, большинство жителей Германии принадлежат к Христианству, при этом, подавляющее большинство из них — католики и протестанты (евангелисты). В следующей далее таблице 6 представлен религиозный состав населения Германии. Люди, которые на имеют религиозной принадлежности — не обязательно атеисты, просто они не принадлежат к какой-либо конфессии и составляют вторую по величине группу людей, после христиан.

Таблица 6. Религиозный состав населения Германии

Источник: https://ru-geld.de/statistik/population-of-germany.html

Золото и ручная роспись: в Чечне открывается самая большая в Европе мечеть

ГРОЗНЫЙ, 23 авг – РИА Новости. Крупнейшая в Европе мечеть из белоснежного мрамора, которая будет носить имя главы Чечни Рамзана Кадырова, открывается в пятницу в чеченском городе Шали, в 35 километрах от Грозного, сообщил РИА Новости советник главы Чечни, курирующий строительство мечетей в республике, Амрудди Эдильгириев.

«Мечеть в Шали станет самой крупной в Европе, она вмещает свыше 30 тысяч человек. Кроме того, прилегающая территория может разместить до 70 тысяч молящихся. Открытие приурочено ко дню рождения первого президента Чечни Ахмата-хаджи Кадырова. В пятницу здесь совершат первую коллективную пятничную молитву», — сказал он.

Капсулу под строительство центральной мечети в третьем по величине чеченском городе Шали заложили еще в декабре 2012 года. Мечеть занимает площадь более пяти гектаров в центре города, рядом с высотным комплексом «Шали-сити». Четыре минарета имеют высоту 63 метра, а центральный купол — более 40 метров. Территорию украшают 12 фонтанов в восточном стиле и мраморные беседки, в которых можно совершить омовение перед молитвой.

Гордость мусульман

Мечеть имени главы Чечни называется «Гордость мусульман». Она строилась почти семь лет. По меркам Чечни, где в течение года вырастают небоскребы, это долгострой.

«Огромная территория, колоссальный объем ручной работы, сложная архитектура, новый проект, новый дизайн – все это требовало много времени. К тому же задача была создать нечто уникальное по своей красоте», — пояснил Эдильгириев.

По его словам, для выполнения каждого вида работ привлекались лучшие в своем деле специалисты из разных стран. Чиновник уверен, что с поставленной задачей они справились.

«Почему «Гордость мусульман»? Потому что, я уверен, все мусульмане будут гордиться этим великолепным сооружением. Она уже вошла в тройку красивейших, после мечетей Мекки и Медины», — сказал Эдильгириев.

Кроме того, по его мнению, мечеть станет привлекательной для туристов. «Я уверен, что желающих посмотреть эту красоту и помолиться в этой мечети будет достаточно. Уверен, она станет местом туристического паломничества», — заметил собеседник.

Уникальный проект

Автор проекта — узбекский архитектор Абдукахар Турдиев, участвовавший в создании множества мечетей в Узбекистане, говорит, что в мире нет аналога шалинской мечети.

«Это уникальный проект, не имеющий аналогов в мире. Конечно, некоторые детали повторяются, например использованы элементы архитектуры Самарканда, Бухары в сочетании с элементами исламской цивилизации и национальной чеченской архитектуры», — сказал он РИА Новости.

По словам архитектора, проект корректировался с учетом предложений и замечаний главы Чечни.

«Территория очень большая – пять гектаров, площадь застройки — один гектар, в праздничные дни могут разместиться на всей территории мечети до 100 тысяч молящихся. Я очень рад, что имел возможность создать такую красивую архитектуру. Конечно же, это заслуга республики», — поделился Турдиев.

Греческий мрамор и золотая роспись

Белый мрамор, использованный в строительстве, добывают только на греческом острове Тасос: массивные блоки, вырезанные из скал, отправляют для доработки на материк, и уже в заводских условиях мрамор доводят до нужной формы. Каждую из пронумерованных плит укладывали искусные мастера.

По словам Эдильгириева, таким же мрамором украшен пол вокруг главной святыни мусульман в Мекке – Каабы. Он имеет светоотражающие свойства и держит прохладу в жарких климатических условиях. Роспись под куполами и на стенах выполнена вручную с использованием чистого золота. Мастера из Турции и Узбекистана расписали каждый сантиметр.

Но самая яркое украшение главного зала мечети – восьмиметровая люстра в форме лотоса весом около трех тонн. Эдильгириев рассказал, что она сделана по специальному заказу в Турции, в ней более 400 лампочек, кристаллы Swarovski и золото. Всего в зале более 500 светильников и люстр, которые выполнены в едином с центральной люстрой стиле.

Территория вокруг мечети напоминает ботанический сад, где высажены около 2 тысяч деревьев различных пород и 48 видов роз.

Мечеть Рамзана

Решение назвать мечеть именем главы Чечни приняли жители города, заявил РИА Новости представитель духовенства республики.

«Это в знак благодарности за вклад Кадырова в восстановление города и республики, а также деятельность в защиту и укрепление религии ислам», — считает собеседник.

Однако последнее слово остается за главой Чечни, свое мнение по этому поводу он пока не озвучил.

В Чечне уже функционируют две мечети, названные в честь родителей Рамзана Кадырова: самая крупная в Европе мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата-хаджи Кадырова и красивейшая мечеть в Аргуне, которая носит имя матери главы Чечни – Аймани Кадыровой, которая занимается благотворительной деятельностью.

За последние годы в Чечне были построены сотни мечетей, кроме того при поддержке общественного фонда имени Ахмата Кадырова был построен мусульманский храм в израильской деревне Абу-Гош и восстанавливается историческая мечеть в сирийском Алеппо, на которую фонд выделил 14 миллионов долларов. Глава Чечни Рамзан Кадыров является хранителем священных реликвий пророка Мухаммеда, а также постоянным хранителем замка с ключом от двери Каабы.

Источник: https://ria.ru/20190823/1557819836.html

Станет ли Россия мусульманской страной?

Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как у мусульман называется ад

Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.

В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.

Сомнительный прогноз

«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».

Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.

«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит», – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.

С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских».

Откуда пришли мусульмане?

Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.

Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в  VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.

Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками.

Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг.

Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.

От войны к принятию

В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.

«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей», – пишет «Кавказский узел». Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.

В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины.

Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.

Разрозненные и умеренные

В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров.

Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.

Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.

«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь», – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.

В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.

Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/290-islam-in-russia

Как нацизм завлекал мусульман

Александр Кан обозреватель Русской службы Би-би-си
по вопросам культуры

Правообладатель иллюстрации Belknap Image caption Солдаты одной из мусульманских дивизий «ваффен-СС»

Название книги американского историка Дэвида Мотаделя «Ислам и война нацистской Германии» отдает дешевой сенсационностью. Нацизм – абсолютное и безоговорочное воплощение зла в недавней истории, и объединение его под одной обложкой со все более устрашающе выглядящим для западной цивилизации «радикальным исламом» кажется заманчиво очевидным: два зла неизбежно должны были оказаться близки друг другу.

На самом же деле книга Мотаделя далека от столь упрощенного подхода. Это серьезное исследование, анализирующее идеологические, политические, национальные и зачастую примитивно-корыстные причины сложившегося в годы Второй мировой альянса двух идеологий.

Истоки альянса

Свою книгу он начинает с эпизода, относящегося к осени 1941 года. Немецкий дипломат Эберхард фон Шторер, имевший изрядный опыт дипломатической работы в арабском мире – он был послом Германии в Каире – пришел к выводу, что, воюя против Британии и Франции, Германия получает очень выгодную роль в глазах мусульман. Настало время, решил он, крепить отношения между исламом и национал-социализмом.

Отправленный в высшее германское руководство 18 ноября 1941 года меморандум Шторера предлагал начать широкую программу взаимодействия между двумя идеологиями и исходил из предпосылки близкого родства между ними.

Объединяло их беспрекословное подчинение лидеру, приоритет семейных ценностей и приверженность войне. Мусульманина, как «де-факто фанатика», указывал Шторер, легко можно уговорить объединиться с нацистами.

Не говоря уже о том, что «фюрер и без того пользовался уважением и авторитетом среди мусульман из-за его борьбы с иудаизмом».

К 1942 году разгоревшаяся в Европе война становилась все больше и больше мировой, и боевые действия охватили и населенные мусульманами территории: на Кавказе, в Крыму, в Северной Африке и на Балканах.

Идеология и практика

Брошенное Шторером зерно стало давать свои всходы. При министерстве иностранных дел в Берлине появился Институт ислама. На работу туда были привлечены исламские ученые, задача которых состояла в распространении национал-социалистической идеологии в мусульманских странах.

Одним из первых сотрудников нового института стал Амин аль-Хусейни, колоритный муфтий Иерусалима. Он перебрался в Берлин и был даже принят Гитлером. Вслед за ним в Берлин приехал и Алимджан Идрис, которому был поручен перевод «Майн Кампф» на персидский язык.

Его же отправили на оккупированные территории СССР для вербовки студентов-мусульман для учебы в Германии.

И Амин аль-Хусейни, и Алимджан Идрис были воинствующими антисемитами и вовсю пользовались религиозной риторикой для оправдания своей позиции и продвижения нацистской идеологии.

Уже через несколько месяцев были сформированы мусульманские части в так называемых «ваффен-СС» дивизиях. Дивизии эти формировались по национальному признаку, к их числу относятся и более известные РОНА («Русская Освободительная Народная Армия»), и дивизия «Галиция», и Латвийская дивизия и многие другие.

У нас общие цели. Нет более прочного фундамента для сотрудничества, чем общие цели и общие идеалы. За двести лет у Германии не было ни единого конфликта с мусульманами»Генрих Гимлер

Не все, как пишет Мотадель, при этом разделяли нацистскую идеологию, хотя и воевали под знаменами со свастикой. Многие руководствовались сугубо корыстными интересами. Для захваченных в плен советских военнопленных вступление в части СС было альтернативой нацистскому концлагерю.

Как это нередко или почти неизбежно случается в тоталитарных режимах, изначальная, не лишенная определенной рациональности идея, стала принимать совершенно утрированные формы.

«Что отличает мусульман в Европе и во всем мире от нас, немцев?» – приводит Мотадель риторический возглас Гиммлера из его речи перед группой мусульманских военных командиров.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие народы относятся к исламу

«У нас общие цели, — продолжал Гиммлер. — Нет более прочного фундамента для сотрудничества, чем общие цели и общие идеалы. За двести лет у Германии не было ни единого конфликта с мусульманами».

Даже сам Гитлер, указывает Мотадель, ставил на союз с исламом. Он весьма скептически относился к славянским добровольцам в «ваффен-СС», а мусульман, как пишет Мотадель, «считал единственными заслуживающими доверия иностранными солдатами и безоговорочно поддерживал их включение в состав войск СС».

Особые права

Мотадель приводит разосланную командованию Вермахта инструкцию по уважению «специальных религиозных прав», дарованных мусульманским частям: «ежедневные молитвы, религиозные праздники, обряды захоронения, соблюдение пищевых ограничений, введение полевых имамов и религиозно-военной иерархии».

«Необходимо всячески подчеркивать, — гласила далее инструкция, — что мы предоставляем полную религиозную свободу, в то время как большевизм подавляет церковь».

Ну и конечно, немалую роль играла и антиеврейская пропаганда. Мотадель приводит опубликованную в издававшейся в 1943-44 годах газете Idel-Ural (татарско-язычный термин Идель-Урал применялся для обозначения шести национальных республик Урала и Поволжья: Башкирии, Чувашии, Марий-Эл, Мордовии, Татарстана и Удмуртии). Статья называлась «Евреи – злейшие враги мусульман», и главный тезис ее состоял в том, что большевики нарочно дали власть евреям, чтобы те правили мусульманами.

Восприимчивыми к нацизму оказались и некоторые популярные исламские политические движения. «Мусульманское братство», в частности, получало финансовую поддержку из Германии, а многие «братья» открыто поддерживали нацистскую пропаганду.

Притяжение и отталкивание

Нацистская пропаганда была чересчур прямолинейна, чересчур примитивна. Третий Рейх так и не удосужился предпринять сколько-нибудь серьезные усилия в понимании исламаДэвид Мотадель, историк

Но в то же время большая часть исламских религиозных лидеров не пошли на поводу у нацистов. Даже когда стало очевидно, что колониальные европейские державы не торопятся предоставлять мусульманским народам Ближнего Востока, Азии и Африки право на самоопределение, идею союза с Германией, они тем не менее отвергли.

И дело тут, как пишет Мотадель, не только в том, что нацистская Германия потерпела военное поражение. Нацистская пропаганда была чересчур прямолинейна, чересчур примитивна. Третий Рейх так и не удосужился предпринять сколько-нибудь серьезные усилия в понимании ислама.

Книга «Ислам и война нацистской Германии» раскрывает многие детали столкновения, притяжения и отталкивания двух основополагающих идеологий XX века.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/02/150203_nazi_islam_book

Когда мусульман в Европе станет больше чем христиан

С каждым годом потоки переселенцев из исламских стран все больше захлестывают Европу. Эксперты бьют тревогу: недалек тот день, когда мусульманское большинство будет устанавливать в Европе свои порядки.

Столкновение неизбежно

Конфронтация христиан и мусульман берет начало в VIII веке, когда Европа впервые столкнулась с арабским вторжением. К XV веку арабы были полностью вытеснены из Южной Европы, однако на их место пришла Османская империя, которая покончила с колыбелью восточного христианства Византией.

Новая волна, уже мирной, экспансии ислама в Европу пришла в XIX-XX веках в результате активной колониальной политики европейских стран в мусульманских регионах. Итогом этого процесса стала массовая политическая и экономическая миграция из стран третьего мира, которая в начале XXI века приобрела катастрофические масштабы.

Сегодня в Европе сложилась следующая картина миграционных потоков: французские и испанские мусульмане в подавляющем большинстве — выходцы из арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко); немецкие, голландские, австрийские и датские мусульмане — в основном потомки турецких иммигрантов; предки значительной части английских мусульман родом из Британской Индии.

По мере увеличения мусульманского населения Европы растет конфликтный потенциал, который в первую очередь, сталкивает исламский и христианский миры. «Ислам — это единственная цивилизация, которая ставила под вопрос судьбу Запада», — писал американский социолог Самюэль Хантингтон.

Цивилизационные различия двух религий, двух культур столь велики, что делают слова американского ученого актуальными и в долгосрочной перспективе.

Мусульманская община Франции на сегодняшний день является крупнейшей в Европе. Сколько мусульман проживает во Франции? На этот простой вопрос не так легко ответить. Как ни странно, это один из самых оберегаемых секретов страны.

Причина сокрытия официальной статистки может быть связана с тем, что французские власти толерантно отказываются признавать связь между мусульманским населением и террором.

Впрочем, цифры говорят, что в Марселе — втором по величине городе Франции — из 850 000 жителей 220 000 — мусульмане (по неофициальной статистке, их не менее 40%). А ведь именно Марсель считается самым небезопасным городом Европы.

По данным CSA — структуры, проводящей опросы на основе религиозной принадлежности, — во Франции — 6% мусульман. Неофициальные источники называют совершенно другую цифру: 13-15%.

Это значит, что в 60-миллионной Франции может проживать не менее 9 миллионов мусульман.

А вот какие данные в начале 2016 года опубликовал журнал l’Obs («Новый обозреватель»). Согласно результатам объемного научного исследования, проведенного среди французских школьников, христианами назвали себя 33,2%, мусульманами — 25,5%. Пройдет 10-15 лет, и вполне возможно, такие цифры будут отражать общее соотношение христиан и мусульман страны.

Франция незаметно для себя все больше исламизируется. В 1989 году в Париже две мусульманские школьницы наотрез отказались сменить хиджабы на светскую форму, как того требовал устав учебного заведения, а теперь тысячи их последовательниц готовы отказаться от светского обучения вообще. По данным Французского национального союза книжных магазинов, в первом квартале 2015 года объем продаж книг об исламе увеличился втрое по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Похожие тенденции затрагивают и французскую политику. Израильский востоковед Гай Бехор считает, что «все идет к тому, что до 2020 года мусульмане возглавят мэрии большого количества французских городов». По оценкам европейских специалистов, при сохранении нынешних темпов прироста мусульманского населения примерно лет через 30-40 Франция может стать исламской республикой.

Пугающие цифры

Статистика демографии исламского населения в остальной Европе немногим отличается от ситуации во Франции. Вторая по численности мусульман европейская страна — Германия. Здесь зафиксировано около 4 миллионов адептов ислама (общая численность населения — свыше 82 миллионов), большая часть из которых — сунниты. Однако эта цифра стремительно растет из-за беженцев с охваченного войной Ближнего Востока.

Третье место досталось Великобритании. Здесь среди 65-миллонного населения проживают около 3 миллионов мусульман. Больше всего их в Англии и Уэльсе и практически нет в Шотландии и Северной Ирландии. Важно отметить, что «мусульманскую статистику» улучшают и автохтонные жители Королевства. Так, в 2011 году около 5,2 тысячи британцев приняли ислам, и эта цифра с каждым годом растет.

«Пятерку» рейтинга самых исламизированных стран Европы замыкают Италия и Испания. В первой проживают около 1,5 миллиона приверженцев ислама, во второй — приблизительно миллион. Заметно меньше их в Австрии и Швеции — до полумиллиона человек.

Скорость прироста исламского населения Европы можно проследить на примере Нидерландов. В 1960 году число мусульман там не превышало 1400 человек, в 1992 году оно пугающе выросло до 484 тысяч, а к 2004 году достигло 994 тысяч.

Источник: https://weekend.rambler.ru/crazy-world/38903348-kogda-musulman-v-evrope-stanet-bolshe-chem-hristian/

Пробный шар: станут ли мусульманские праздники причиной раскола парламентской коалиции в Германии

Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер вызвал шквал критики, предложив сделать мусульманские праздники официальными выходными. Об этом он заявил в Нижней Саксонии, где в воскресенье проходят выборы в местные органы власти. От результатов ания зависит будущее формируемой правительственной коалиции во главе с партией Ангелы Меркель. Что стоит за заявлением немецкого министра и отразится ли скандал на будущем коалиции, выяснял RT.

Свою позицию Томас де Мезьер обосновал тем, что приближающийся День всех святых (его отмечают в Германии 1 ноября) является выходным только в католических землях — Баден-Вюртемберге, Баварии, Северном Рейне — Вестфалии, Саарланде и Рейнланд-Пфальце.

Таким образом, министр провёл невольную аналогию между католиками и Римской католической церковью, с одной стороны, и мусульманами и исламом — с другой.

Раз у католиков есть свои государственные праздники, почему бы не подумать о мусульманских, рассуждает де Мезьер.

«Я готов к дискуссии по вопросу, должны ли мы ввести также мусульманский праздник», — отметил де Мезьер, подчёркивая, что «власти, возможно, легко на это пойдут». «В местах, где живёт много мусульман, почему бы нам также не ввести мусульманский праздник», — заявил министр, выступая на одном из мероприятий предвыборной кампании партии Ангелы Меркель «Христианский демократический союз» (ХДС) перед региональными выборами в Нижней Саксонии.

  • Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер
  • globallookpress.com
  • Oliver Killig/dpa

Предложение члена ХДС поддержал Мартин Шульц — лидер социал-демократов, второй по значимости политической силы в стране.

«Об этом предложении надо подумать», — заявил бывший председатель Европарламента в интервью агентству DPA.

По мнению Аймана Мациека, главы Центрального совета немецких мусульман, такая мера поможет интегрировать последователей ислама в германское общество. В 2013 году эта организация уже призывала сделать один из мусульманских праздников выходным. Однако де Мезьер ранее в происламских высказываниях замечен не был.

На чьей улице праздник?

Мусульманские святые дни и без включения в перечень официальных праздников де-факто являются выходными в ряде регионов страны. В Берлине, Гамбурге и Бремене школьники, студенты и работающие мусульмане могут взять отгул во время поста Рамадан или в праздник Курбан-байрам.

В Гамбурге и Бремене к этому списку мусульманских дней отдыха добавляется ещё важный для шиитов памятный день Ашура. Это стало возможным после того, как городские власти заключили соответствующие соглашения с рядом мусульманских религиозных организаций.

С 2013 года мусульманские религиозные деятели высказывают надежду, что такая же система будет внедрена и в Нижней Саксонии, где более 6% населения на тот момент составляли мусульмане.

«Эта идея абсолютно неактуальна», — прокомментировал RT перспективы появления официальных мусульманских праздников в Германии научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО Фёдор Басов.

По его словам, мусульмане в Германии обладают всеми необходимыми им правами и свободами и не нуждаются в дополнительных привилегиях. 

Также по теме

Сказочный расизм: голландцы протестуют против темнокожего помощника Санта-Клауса

Приближается Рождество, и Санта-Клаус прибыл в нидерландский город Гауда, чтобы дать старт зимним торжествам. Вопреки ожиданиям,

Немецкая мусульманская община — самая большая в ЕС по абсолютным показателям, но что касается процентной доли мусульманского населения, то здесь ФРГ опережают Франция, Бельгия, Австрия и Греция.

По данным Министерства внутренних дел Германии, опубликованным в декабре 2016 года, на тот момент в стране проживало от 4,4 до 4,7 млн мусульман, что составило 5% от общей численности населения страны. Из них 3 млн — это представители турецкой диаспоры.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/439873-germania-musulmane-prazdniki-iniciativa

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]