Что такое крещение господне

Праздник Крещения. Крещение Иисуса Христа. Святое Богоявление

что такое крещение господне

6 (19 по н.ст.) января, двунадесятый непереходящий праздник

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица ( Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

  • Крещенский сочельник
  • «Днесь освящается вод естество»

* * *

Богоявление. Фреска XVIв. Хилендарский монастырь.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния.

Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы «исполнить всякую правду» – т. е.

исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления.

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.

Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества.

Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

* * *

Традиции и правила нашей Церкви

День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня (19 января), именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова.

В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин – великое освящение воды.

Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища.

Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует.

Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.

* * *

Источник: http://www.zavet.ru/k/kr/

Крещение Господне. Богоявление. Святая крещенская вода

что такое крещение господне

19 января – Великий Церковный праздник. Крещение Господне. Богоявление.

Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился

СвятительИоанн Златоуст о Крещении

История праздника Крещение Господне
Святая крещенская вода. Традиции праздника
Молитвы в праздник Богоявления, Крещение Господне
Акафист в день Крещения Господня, Богоявления
Величание Господу в праздник Крещения 
фильм -Крещение Господне

Крещение господне – история праздника

После Рождества Христова прошло много времени, за эти годы

“Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем”.

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, наконец, настало время явить Себя миру. Он отправился для совершения обряда Крещения в Иудею, на реку Иордан, где находился Иоанн Предтеча.

После многолетней жизни в пустыне пророк Иоанн Предтеча появился на Иордане. Для иудеев это была священная река, в ней они совершали религиозные обряды, и здесь пророк начал проповедовать людям о грехах, покаянии и осуществлял крещение водой, подготавливая их к появлению Спасителя:

“Идет за мною сильнейший меняЯ крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк.1,7-8).

Но это еще не было тем Крещением, таинство которого мы знаем сегодня.
Уже более 400 лет Бог не посылал на землю иудейскую пророков, поэтому известие о появлении Иоанна распространилась очень быстро, и к нему стали для крещения стекаться толпы народа.

Когда-то Бог открыл Иоанну, что он будет делателем Крещения Господня Иисуса Христа, он узнает Спасителя, когда придет время:

“На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть”(Ин. 1,33).

И вот, когда Иисус Христос появился перед Крестителем, Святой Дух открыл пророку Кто Это.
Иоанн был в большом смущении, он никак не мог понять, каким образом он может дотронуться до Творца, а тем более совершить Его Крещение:

“Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?”.

В ответ Иисус Христос сказал ему:

“Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”(Мф.3,14-15).

Спаситель своим примером должен был показать, как нужно было исполнять волю Божию и Его установления, поэтому Иоанн безоговорочно повиновался Господу и сотворил Крещение безгрешного Иисуса Христа.
После крещения, когда Христос вышел из воды, вдруг разверзлись небеса. Дух Святой в образе голубя, осеняя Божественным светом, опустился на Иисуса и с неба раздалось:

“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” (Мф. 3,16-17).

В этот момент произошло явление Бога людям в трех Ипостасях: Крещение Сына Божиего, свидетельство об этом Бога-Отца и Духа Святого, который явился миру в виде голубя.
Крещение Господне называют еще и Богоявлением, когда Царство Небесное настолько приблизилось к людям, что его можно было даже видеть и слышать.

Во время Крещения Иисус Христос впервые предстал перед народом Израиля, после Богоявления у него появились первые ученики — за ним последовали апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.

После Крещения, как сказано об этом в Евангелие, Спаситель находился в пустыне, на сорок дней он удалился для того, чтобы подготовиться к Своей миссии, он постился и молился вдали от людей. Известно, что в это время Господь вел борьбу с диаволом, который три раза пытался искусить Христа, предлагая богатства, славу и власть за отступление от Бога, но не получилось. Спаситель остался тверд и отверг лукавого.

Именно после Крещения и начинается служение Господа Иисуса Христа, то великое дело, ради которого Он появился среди людей — борьба каждого человека со своими грехами.

Святая крещенская вода. традиции в праздник крещения

Праздник Крещения начинается вечером 18 января — православные отмечают Крещенский Сочельник. В этот день соблюдают строгий пост. А название Сочельник пошло от блюда, которое традиционно готовят перед праздником Богоявления — сочиво, которое приготавливают из какой-либо крупы (можно из пшеничной или рисовой) с медом, изюмом или другими сладостями, которые можно употреблять в постные дни.

  • Рецепт сочива:  пшеница или рис – 200 г, орехи – 30 г, изюм – 50 г, фрукты, ягоды, варенье, мед или сахар – по вкусу. Крупу промыть, полностью залить горячей водой и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (воду можно доливать, при необходимости).  Добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Сразу после литургии в сочельник в православных храмах происходит самая главная особенность богослужения на Крещении — чин Освящения воды, которая называется агиасмой или крещенской водой. Водоосвящение фактически происходит два раза — в сочельник и в сам праздник Богоявление Господне.

Первая традиция происходит, вероятнее, от древних христиан, когда после Утренней службы Богоявления крестили оглашенных. А вторая проистекает от обычая палестинских христиан в праздник Крещение Господне приходить на Иордан к месту, где крестился Спаситель.

При этом существует мнение о том, что это «разная» вода.

Это неверно — освящение воды в оба эти дня проходит по одному чину.

ТРАДИЦИИ В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Праздником Богоявления оканчиваются святки, и простые люди, еще с давних времен, готовились к празднованию Крещения, как к очистительному таинству от грехов. В том числе это и относилось к очищению от грехов, которые накопились из-за гадания на святки перед Богоявлением.

В праздник Крещения дважды совершают великое водосвятие. Первое — во время сочельника перед праздником Крещения, когда освящается вода в купели, стоящая посредине храма.  А во второй раз она освящается непосредственно в сам праздник Крещения, в водоеме недалеко от храма. Во время морозов в эти дни прорубают «иордань», такую полынью в форме креста, рядом обычно ставят аналой и деревянный крест.

После литургии к этой проруби люди идут крестным ходом, священник служит молебн и три раза опускает в воду крест,  испрашивая на воду Божие благословение. После чина освящения вода уже становится крещенской,  люди умываются ею, желающие могут также окунуться в проруби.

В народе считается, что полноценное окунание в крещенской ледяной проруби очищает от грехов.

На самом деле, это заблуждение, обряд купания относится только к народным, но не Церковным, традициям и обрядам.

Очищение грехов начинается только после осознания и искреннего раскаяния своих греховных поступков. Существует традиция окропить крещенской водой своё жилье, исполняя тропарь Богоявления.

Крещенскую воду можно хранить в пищевых емкостях целый год. При правильном отношение к ней, вода не портится, не цветет и не пахнет.
Сосуд, в которую набирается крещенская (или любая святая) вода, должен быть чистым, хранить его желательно в затемненном месте без доступа солнечных лучей. Если на бутылке имеется какая-либо этикетка (например «Лимонад») ,  ее необходимо убрать.

Есть свидетельства того, что крещенская вода, которая хранилась в таких емкостях с надписями, начинала цвести и проявлялась плесень. Но, невзирая на это, она все же не лишается благодатных свойств, ею можно окроплять жилище.  В этом случае лучше набрать из церкви другой крещенской (или освященной) воды, а той, которая испортилась,  можно полить домашние цветы, или вылить в водоем.

Как говорится в Предании, все водное естество в ночь на Крещение освящается и становится подобным иорданским водам, прямо связанных с Крещением Господним. Духом Святым освящается Своим дыханием вся вода, в этот момент считается, что она везде святая, а не только там, где освятил ее священник. Само освящение — это видимый торжественный чин, который напоминает нам о том, что Бог здесь, рядом с нами на земле.

Крещенскую, или другую освященную воду, принято, вместе с кусочком просфоры, употреблять утром натощак перед едой, прочитав молитву:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь«.

При болезнях или искушениях такую воду необходимо пить обязательно. При этом если в графин с обычной водой добавить немного крещенской воды, то вся она становится святой.
А святая блаженная Матрона Московская говорила, что можно немного крещенской или освященной воды налить на дно кружки или стакана, разбавить ее обычной водой и полить на себя во время принятия душа или ванны.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Величание господа в праздник крещения

Величание Иисуса Христа, Господа нашего в день Его Богоявления:

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

ВИДЕО

фильм про праздник Святого Богоявления, Крещение Господне

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie/

Крещение Господне — 19 января 2020 года | Публикации | Православное Закамье

что такое крещение господне

Крещение, или Богоявление — праздник, уста­новленный в воспоминание Крещения Иису­са Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.

Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Креще­нии Спасителя людям открылась великая тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне, Бог Сын крестился в свя­щенной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-1 1; Лк. 3:21 -22; Ин. 1:33-34).

С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасения человеческого рода, о чём вспоминает Церковь во время праздника Крещения Го­сподня. Креститель Господень Иоанн принял от Бога пове­ление крестить, то есть погружать в воду, иудейский народ в знак покаяния. Христос принял Крещение не потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь в воду вместе с грешными людьми, Он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.

В воспоминание этого события Церковь ежегодно совер­шает великое освящение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной литургии.

Существует ошибочное мнение, будто бы освящаемая в эти дни вода различна: та — богоявленская иорданская, а эта — крещенская. На самом деле освящение воды в обоих слу­чаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодатность освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.

Крещенская вода называется агиасмой, что в переводе с грече­ского языка означает святыня. Благочестивые люди бережно со­храняют ее в течение всего года, пьют ее и окропляют жилища.

Значение праздника Крещения Господня

Празднование Крещения Господня совер­шается 19 (6 по старому стилю) января. В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в знак покаяния в грехах. Сочельником этот день на­зван ради обычая вкушать в вечернее время (после появления первой звезды) постное блюдо — сочиво, приготовляемое из пшеницы и мёда.

Чин великого освящения воды получил свое на­чало в Иерусалимской Церкви, где в день празд­ника все выходили на реку Иордан для освяще­ния воды в воспоминание Крещения Спасителя. На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов, оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сделанных прорубях, именуемых иорданью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попасть в Троице Сергиева Лавра

Суеверием является убеждение, будто само по себе (без покаяния и Исповеди) погружение че­ловека в иордань (прорубь) дарует ему отпуще­ние всех грехов.

Языческий обычай гадать в Крещенский сочель­ник (равно как и гадание вообще) Церковь от­носит к тяжким грехам против Бога.

Тропарь Крещению Господню, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещению Господню, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Материалы сайта о Крещении Господне

  • Крещение Господне Проповедь протоиерея Владимира Головина, настоятеля Свято-Авраамиевского храма г. Болгар Подробнее
  • Крещение Иисуса Христа [+аудио] В то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, на берегах реки Иордан проповедовал покаяние Иоанн Предтеча Подробнее
  • Рекомендации при крещенских купаниях Главное управление МЧС России по Республике Татарстан напоминает гостям и жителям республики о мерах безопасности Подробнее

Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=9914

Крещение Господне. Религии — Путеводитель по Израилю

Точное расположение Вифавары (возможно, Бейт-Авара) не определено, с XVI в. им считалось место, где сейчас находится монастырь св. Иоанна, в 1 км от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона  в  Каср аль-Яхуд. Другие данные свидетельствуют о том, что точное место Крещения расположено в Вади аль-Харар на территории Иордании в 350 м от Каср аль-Яхуд, там найдены византийские церкви и основание колонны, упомянутой в связи с место Крещения Господня.

Праздник Крещения в древней церкви

Наиболее ранним свидетельством существования праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого:

«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.):

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства.

Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.

Традиции празднования

В России в на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иорда́нь.

Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении — чтобы смыть грехи. Также считалось, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной.

Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычайгадания на Крещение (гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок, начиная с Рождества). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).

В Болгарии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму.

Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого купаться в проруби. Выловить из воды крест считается почётным. Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден».

Источник: https://guide-israel.ru/religions/26240-kreshhenie-gospodne/

19 января — Крещение Господне: что можно и нельзя делать, приметы

В Русской православной церкви, которая использует юлианский календарь, Крещение отмечается 19 января, которое в 2020 году выпадает на воскресенье.

Что можно делать в Крещение

Традиционно на Крещение люди посещают церковь, молятся, запасаются святой водой, поздравляют родных и близких с праздником. Ходят легенды, что в этот день освященная вода обладает особыми свойствами, способна вылечить даже серьезные болезни, очистить душу и тело. Запасаться святой водой стоит на целый год, возможно принимать по утрам натощак вместе с утренней молитвой.

Известная всем традиция окунаться в прорубь подойдет далеко не каждому, ведь для этого нужна большая сила духа, смелость и неплохая подготовка (стоит закаливать организм, приучать к холоду). Купаться рекомендуется после посещения церкви и причастия. В народе советуют окунаться особенно больным людям, это помогает исцелится. Также популярно принимать «ледяное крещение» для очищения от грехов, особенно это касается военных и полицейских, которые на службе пользовались оружием.

На Крещение накрывается праздничный стол, вся семья собирается вместе. Как гласит традиция, первым приступает к еде тот, кто последним окунался в ледяную освященную воду. Хозяйка дома обязательно должна освятить дом, проветрить его, рассыпать по углам соль. Это защитит семью от злых духов.

Еще одним красивым обрядом, который можно реализовать в Крещение, является отпускание в небо белых голубей. Это символизирует завершение зимнего цикла праздников.

Что нельзя делать в Крещение

Любые ссоры и ругательства, гнев на родственников и друзей недопустимы. Запрещен какой-либо физический труд, в том числе работа по дому и ремесло (шитье, вязание, вышивка). После Крещения не рекомендуется гадать. Это обусловлено тем, что велик шанс «перегадать» будущее в негативное русло. Святочные обряды завершаются до 19 января.

Строго воспрещено распускать сплетни, злословить, причинять боль и подлости, ибо весь негатив вернется в тройном размере. Не стоит принимать спиртное, особенно перед погружением в прорубь (алкоголь не делает тело более устойчивым к холоду, а приглушает реальное восприятие организмом низких температур, что чревато переохлаждением, воспалением легких и другими негативными проявлениями).

Ругаться матом, «грязно» мыслить», плакать также запрещено. Считается, что выпущенные слезы на Крещение будут сопровождать весь год. Нельзя стирать, ибо это может осквернить воду (любой женщине на заметку).

Не стоит оставлять обувь за порогом, это может привести болезнь. Нельзя выбрасывать мусор, ибо вместе с ним можно лишиться семейного счастья. А вот если попасть под снегопад, будет удача сопровождать.

Приметы на Крещение Господне

Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая. В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений.

Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой.

Много снега в Крещение – хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью.

Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток.

У славян на Крещение была примета. Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро.

Источник: http://ysia.ru/19-yanvarya-kreshhenie-gospodne-chto-mozhno-i-nelzya-delat-primety/

Крещение Господне: что празднует Церковь?

Крещение Господне: что празднует Церковь?

3755      0

Во время Крещения Господня происходит явление Святой Троицы, отсюда и название — Богоявление. Лучше всего это выражено в тропаре праздника Крещения: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Крещенская вода

Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды — в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Это водоосвящение совершается по одному и тому же чину, то есть читаются одинаковые молитвы.

Поэтому и вода, освященная и в Сочельник, и в сам день Крещения, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Нередко можно встретить мнение, что если два водоосвящения, значит, и вода в эти дни тоже разная — отдельно крещенская, отдельно богоявленская.

Но, как мы видим, это не так, а приведенное мнение — суеверие.

Но почему совершается два водоосвящения? Дать точный ответ сложно. Уже в VI веке в Палестине существовала традиция освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения.

На Руси существовал обычай (который сохраняется и до сих пор в некоторых местах) совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января — вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби — «иордани».

Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи.

Вслушаемся в слова

Как раскрывается смысл праздника Крещения Господня в богослужебных текстах? Праздник Крещения, точно так же, как и Рождество Христово, имеет Сочельник — 18 января. В этот день совершается Великая вечерня (в этом году она будет совершаться после Литургии), на которой верующие услышат стихиру: «Приклонил еси главу Предтечи (преклонил Ты голову под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев.

Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших». Слова сокрушил еси главы змиев — это цитата из 73?го псалма (Пс. 73, 13). Этот псалом изображает бедствия еврейского народа, порабощенного вавилонским царем Навуходоносором.

Плененный народ просит Господа об избавлении, одновременно прославляя Его за прошлые славные деяния: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс. 73, 12–13).

Расторгнутое море — это разделившееся Чермное море, а сокрушенные головы змиев — погибшее войско египтян, преследовавшее израильский народ, ведомый пророком Моисеем. Мы просим Господа избавить нас от рабства греху и диаволу, как Он избавил от египетского рабства израильский народ.

Затем читаются 13 паремий — отрывки из вехтозаветных книг. Первый из них — 1?я глава книги Бытия, 1–13 стихи. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Это начало творения видимого мира.

Крещение Господне, явление Бога­Троицы у вод Иордана — это образ нового творения, обновления мира, очищенного от власти диавола, греха и смерти.

В каждой последующей паремии вода является образом благодати Божией, ведь через воду Господь подает верующим исцеление и избавляет от смерти.

Еще одна очень важная для понимания смысла праздника стихира прозвучит на всенощном бдении 18 января вечером: Одевайся светом, яко ризою, нас ради по нам бытии сподобился есть (благоволил ради нас сделаться подобным нам), во струи одевается днесь Иорданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение (Он в сей день погружается в струи Иорданские, Сам не нуждаясь в них для очищения). О, чудесе! Без огня изваряет (переплавляет), и назидает без сокрушения (воссоздает без разрушения), и спасает в Него просвещаемыя Христос Бог и Спас душ наших. В этих словах скрыт очень важный смысл: Сын Божий становится человеком и погружается в воды Иордана. Святой пророк и Предтеча Иоанн совершал крещение приходивших к нему людей после исповедания ими своих грехов. Господь Иисус Христос безгрешен, Он не нуждается в Иоанновом крещении покаяния, но ради спасения человека, в знак принятия на Себя грехов всего мира, Господь сходит в реку, возрождая в иорданских струях потомков падшего Адама.

Еще более ярко звучат слова другой стихиры: Крещается Хрис­тос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир и зрит разводящаяся Небеса, яже Адам завори себе и сущим с ним (которые Адам затворил себе и потомкам своим), и Дух свидетельствует Божество, Подобному бо предтичет (и Дух свидетельствует о Его Божестве, ибо к Равному Себе приходит Он) и глас от Небесе: оттуду бо свидетельствуемый, Спас душ наших. Погружаясь в воды Иордана, Христос полагает начало разрушению власти греха. Грех отныне не властен разделить Творца и творение, потому что Сам Творец возводит потомков Адама к спасению.

Самое важное

Самая важная часть всенощного бдения — канон. На крещенской всенощной читаются два канона, написанные церковными песнописцами Космой монахом и преподобным Иоанном Дамаскиным. Это сложные тексты, но понять их очень важно.

Основные темы канона — новое рождение, избавление от власти диавола и греха, просвещение человека Божественным светом.

Приведем некоторые фрагменты обоих канонов (для наглядности пронумеруем цитируемые тексты, чтобы читателю было легче ориентироваться и при желании ознакомиться с текстами канонов более подробно):

Адама истлевшаго (погибшего) обновляет струями Иорданскими и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков, Господь (Канон 1, песнь 1, тропарь 1); Скверну омываяй человеков, сим очищся во Иордане, имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь, яко прославися (Канон 1, песнь 1 тропарь 3; рус.

перевод: Господь, смывающий нечистоту людей, приняв очищение во Иордане ради тех, которым Он пожелал уподобиться, оставшись тем, чем был, просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился); Утру явльшуся человеком светоносну ныне из пустыни, к водам Иорданским преклонил еси, Царю солнца, Твою выю, лика мрачна родоначальника исхитити, скверны же всякия очистити тварь (Канон 2, песнь 1, тропарь 1; рус.

перевод: Ныне человеку явилось светоносное утро от пустыни у струй Иордана: Ты, Царь солнца, склонил Свою шею, чтобы восхитить родоначальника нашего из мрачной страны и от всякой скверны очистить творение); Умерщвление первее насадивый твари, зверя злодейственнаго воображься в естество, омрачается плотским пришествие: утру явльшуся, приразився Владыце сокрушити свою враждебную главу (Канон 2, песнь 3, тропарь 1; рус.

перевод: Тот, кто изначально насадил смертность в творении, представ в виде зловредного гада, помрачается пришествием во плоти Владыки, столкнувшись с Ним, как с рассветом, явившимся сокрушить его враждебнейшую главу); Делатель и Зиждитель, посреде стояй, яко Един всех сердца испытует, чистительную же лопату рукою прием, всемирное гумно всемудре разлучает, неплодие паля, благоплодным вечный живот дарует (Канон 1, песнь 5, тропарь 2; рус.

перевод: Земледелец и Создатель, став посреди, как один из всех, вникает в сердца, и взяв в руки веятельную лопату для очищения, премудро разделение производит на всемирном гумне (гумно — огороженный участок для хранения и обработки зерен хлеба), бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя); веемы, первее всепагубный потоп милостивно тя всех во тлю привести, о, тревеликая сотворяя и странная! Ныне же потопльша, Христе, грех за благосердие и человеческое спасение (Канон 2, песнь 7, тропарь 3; рус. перевод: Знаем, что Ты прежде потоп всегубительный плачевным образом навел к истреблению всех, о Совершающий величайшее и дивное; ныне же, Христе, Ты грех потопил по милосердию ради спасения смертных); Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне, Духа общением, струями чистыми отмыв и тьмы крепость же посрамль возвышенную, ныне в безпрестаннем воздати житии (Канон 2, песнь 9, тропарь 2; рус. перевод: Ты помазуешь Духа общением смертное естество, возводя к совершенству, струями чистыми очистив его, Царь безначальный, и, восторжествовав над надменною силою тьмы, ныне воздаешь ему нескончаемой жизнью).

Господь — это Свет, просвещающий человека, выводящий его из тьмы греха. Воды Иордана становятся символом жизни, ведь именно здесь начинается жизнь обновленного Богом творения.

Нельзя забывать

о том, что у каждого праздника, связанного с событиями земной жизни Господа, есть общая основа — все это части одного крестного пути. После Крещения Господь отправится в пустыню, чтобы подготовиться к проповеди, где его искушает диавол (см.: Мф. 4, 1–11). Гос­подь побеждает там, где человек терпит поражение. Остается только приобщиться к этой победе.

Газета «Православная вера» № 01 (501)

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kreshhenie-gospodne-chto-prazdnuet-cerkov

Крещение Господне. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Событие евангельской истории, Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, а также это и двунадесятый христианский праздник, установленный в честь этого события.

https://www.youtube.com/watch?v=RDqry7z_u0c

Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с Небес провозгласил:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Во всех исторических церквях этот праздник привязан к древней дате праздника Богоявления, то есть 6 января. Однако при этом:

  • в римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора — в ближайшее воскресенье после Богоявления). Такой же традиции могут придерживаться в ряде протестантских конфессий;
  • часть поместных православных церквей, в том числе Русская, придерживается юлианского календаря, соответственно 6 января литургического года для этих церквей в XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря;
  • в древневосточных церквях этот день по-прежнему посвящён воспоминанию не только Крещения, но и Рождества Христова.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать когда католическая Пасха

Событие праздника

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение. 

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал:

«мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»  (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его служении. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились»  (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя:

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом»  (Ин. 1:35-37).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал»  (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Место Крещения

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου).

Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген, но он расположил её на западном берегу Иордана.

В Славянской Библии место крещения названо Вифаварой по ту сторону Иордана (Виѳавáрѣ бы́ша объ о́нъ пóлъ Иордáна), в Русском Синодальном переводе — Вифаварой при Иордане (Ин. 1:28), в Новой Библии Короля Якова (NKJV) — Вифаварой за Иорданом (Bethabara beyond the Jordan), в Греческой Библии и Новой Вульгате — Вифанией за Иорданом.

Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега.

Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу.

Паломник Феодосий (V-VI вв.) сообщал, что на месте Крещения Иисуса Христа находилась мраморная колонна, увенчанная железным крестом.

Вид на Аль-Магтас (Вади аль-Харар) из Каср аль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Idobi, CC BY-SA 3.0

До VI– VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины (640 год) местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей.

С течение времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше.

В конце XV века считалось, что место Крещения находилось в Бейт-Аваре (Beth-Abara, она же Бефвара (Суд. 7:24)) в районе современного моста Алленби, но с XVI века считается, что около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона.

При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср аль-Яхуд (контролируется Израилем), на восточном, напротив него — Аль-Магтас (Вади аль-Харар) в Иордании.

В ходе раскопок в Вади аль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/16464-kreshhenie-gospodne/

Праздник Крещения Господня

Праздник Крещения Господня отметили в Константино-Еленинском женском монастыре Всенощной службой 18 января и праздничной Литургией 19 января, как и во всем Православном мире.

История праздника Крещения

Праздник Крещения начали праздновать еще в апостольские времена, но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Отголоски единства праздников Рождества и Крещения можно найти в богослужении — ведь у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником, т.к в первые века христианства на Богоявление появилась традиция крестить новообращенных, которых называли оглашенными. В знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, этот день часто называли «днем Просвещения» и тогда же складывается традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Об этом пишет святой Иоанн Златоуст в своей Беседе О славе, получаемой в Крещении (из Беседы 7 на Второе послание к Коринфянам): «Как скоро мы крещаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца, и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние».

В этот праздник читается Евангелие о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка — Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа. Иоанн крестил людей крещением покаяния и во оставление грехов.

Но безгрешному Господу незачем было очищаться от грехов. Отсюда и недоумение Иоанна. «Иоанн крестил людей в Иордане и говорил: Идущий за мною сильнее меня (Мф 3:11).

» «Пришедшему же к нему Христу он сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф, 3:13-15).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал о Крещении Христа в реке Иордан, объясняя довольно загадочные слова из цитируемого евангелия, следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим.

Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна.

Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Русская Иордань в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, леса, снегов, наметенных вьюгой, — это все же святое место, и в момент погружения в нее исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

В этом году зима на Крещение не была очень сурова. Льды реки Сестра возле монастыря в поселке Ленинское растаяли, но в темноте бурная река приняла молебное освящение своих вод и стала купелью для Крещения.

«Почерпнув воды в полночь»

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах.

Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Наш народ очень любит этот обычай, и всякий раз, когда священник с хором читает молебен на освящение воды, люди присоединяются к водосвятию с радостью, а после просят окропить их святой водой, и улыбаются как дети, когда святые брызги попадают на лицо и одежду. В Константино-Еленинском монастыре есть храм Рождества Христова. Он совсем небольшой. Там в основном крестят младенцев, и каждый год именно в этом храме проходит Великое освящение воды в канун праздника Крещения.

Источник: http://www.konst-elena.ru/prazdnik-krescheniya-gospodnya.178.html

12 ЯНВАРЯ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ Праздник — Римско — католическая Церковь на севере Кузбасса

Глас Господень над водами, *Господь над водами многими.Глас Господа силен; *

глас Господа величествен.

Бог славы возгремел, *и во храме Его всё возвещает о Его славе.Господь восседал над потопом, *

и будет восседать Господь царём вовек.

Второе чтение
деян 10, 34-38

Чтение Деяний святых Апостолов.

В те дни: Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним.

Слово Божие.

Евангелие мф 3, 13-17

Аллилуйя.

Разверзлись небеса, * и исшёл глас Отца: * Сей есть Сын Мой возлюбленный; * Его слушайте.

Аллилуйя.

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.

Слово Господне.

размышление

Сегодняшним праздником Крещения Господня завершается Рождественское Время. Почему именно этим праздником? Дело в том, что непосредственно с  крещения в Иордане Иисус начинает Свою миссию спасения.

Он пойдет по городам и селам Палестины будет проповедовать, учить, исцелять, собирать вокруг Себя апостолов. В конце Он взойдет на крест, чтобы искупить все человечество.

До крещения Иоанном Иисус жил скрыто в Назарете, с Марией и Иосифом, и это то, что мы особенно созерцаем в Рождественское Время.

Крещение Иоанна Крестителя – прообраз нашего крещения. Но все таки оно сильно отличается от христианского крещения. Иоанн крестил людей в знак покаяния. Каждый, кто принимал такое крещение, публично признавал себя грешником.

И вот приходит Иисус, креститься к Иордану. Стоявшие у водах Иордана думали, видя Его, что пришел очередной грешник покаяться в своих грехах. Но мы то прекрасно понимаем, что Сыну Божьему, Второму Лицу Пресвятой Троицы, совершенно не в чем каяться.

Тогда зачем Он это делает?

Любовь к нам постоянно побуждает Христа к самоунижению. Он, будучи Богом, стал маленьким младенцем в Вифлееме. Он, будучи победителем греха, кается публично. Он, будучи спасителем мира, допускает, чтобы Его распяли на кресте. Все это Он делает из любви.

Но как нам показывает Евангелие, именно в момент самоунижения Отец прославляет Своего Сына: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3,22). Так происходит всегда и в нашей жизни. Каждый раз, когда мы из любви к Богу и ближним унижаем себя, Бог нас возвышает, прославляет нас на небесах.

Наоборот же, когда мы пытаемся себя возвысить, Бог допускает наше падение.

Сегодня мы вспоминаем наше собственное крещение. Мы крещены не в наше покаяние, но в смерть и воскресение Иисуса Христа. Наше крещение – это крещение славы. Крещение открывает нам дверь спасения, приобщает нас ко Христу, делает нас детьми Божьими. Но делает ли крещение нашу жизнь безупречной, совершенной, святой? Мы знаем, что нет. Мы продолжаем грешить, а наша жизнь не редко становиться даже более тяжелой после крещения. Почему так?

Посмотрим на пример крещения Иисуса. Что происходит с Ним после крещения? Он 40 дней пребывает в пустыне. Он подвергается коварнейшим искушениям сатаны. И как мы, поэтому, можем удивляться, если сам факт нашего крещения нам, кажется, приносит больше хлопот чем удачи?

Крещение — не гарантия спасения во что бы то ни было. Крещение только начало нашего спасения. Если мы не будем развивать наше крещение, не будем им жить, его благодать потускнеет и его огонь станет маленькой искоркой. Таинство крещения включает нас в Церковь, но оно не единственное таинство.

Крещение обретает свою полноту, если крещенный идет на встречу с Богом и в других таинствах, особенно в таинстве Евхаристии. Крещение не завершение жизни с Богом, но её начало.

Будем поэтому просить Господа, чтобы Он посылал нам рвение углублять наше крещение в таинствах Церкви и во всех аспектах нашей жизни. Аминь.

д. Александр Деппершмидт

Произносится «Верую»

Молитва верных

Возлюбленные братья и сёстры, через святое крещение мы возродились к жизни, соделавшись чадами Божиими. Празднуя Крещение Господне, помолимся о нас самих и обо всех христианах.

Услышь нас, Господи.

1. Господи Иисусе, ниспошли Церкви Своей изобилие даров Святого Духа, да будет она для всех Матерью и Наставницей. К Тебе взываем.

2. Господи, благослови и укрепи Папу нашего N. и всех служителей Церкви.

3. Приведи к источнику крещальных вод всех, кто ещё не принял таинство святого крещения, и прими их в Церковь Свою. К Тебе взываем.

4. Пошли Церкви Твоей многие святые призвания к священнической и монашеской жизни и умножай во всех верных плоды веры и любви. К Тебе взываем.

5. Помилуй всех, кто пал духом, отчаявшихся и искушаемых и укрепи их благодатью Своею. К Тебе взываем.

6. Помоги всем принявшим святое крещение сохранить верность Богу и вести жизнь в духе Евангелия. К Тебе взываем.

Господи Иисусе, Возлюбленный Сыне Отчий, святым крещением соделавший нас причастниками пророческого, царского и священнического служения Своего, просим Тебя: сохрани нас в благодати усыновления Божия, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

Молитва над дарами

Господи, прими дары, которые мы приносим Тебе, празднуя явление миру Твоего Возлюбленного Сына, и пусть они станут жертвой Христа, принявшего на Себя грехи мира и живущего и царствующего во веки веков.

Префация крещения господня

С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже.

Ты чудесно явил новое таинство Крещения в омовении Иорданском, чтобы слышавшие Твой голос, глаголющий с небес, уверовали, что Слово Твоё обитает среди людей, и в нисхождении Духа Святого в виде голубя познали, что Ты помазал Христа, Раба Твоего, елеем радости и послал Его благовествовать нищим. Поэтому со всеми небесными силами и мы на земле Тебя славим, к величию Твоему непрестанно взывая: Свят

Причастный антифон
ин 1, 32. 34

Иоанн говорит о Нём: я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Молитва после причащения

Насыщенные Твоими Святыми Дарами, смиренно взываем, Господи, к Твоей благости, чтобы, слушая с верою Единородного Твоего Сына, мы удостоились называться и быть Твоими детьми. Через Христа, Господа нашего.

Источник: http://catholickemerovo.ru/12-yanvarya-kreshhenie-gospodne-prazdnik/

Крещение господне (богоявление)

Православные праздники

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане отмечают один из двенадцати главных христианских праздников – КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ, или БОГОЯВЛЕНИЕ.

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана.

Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы. Апостол Петр в своей речи к народу на вопрос слушателей, что же им делать, отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2:37-38).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему праздник Пасхи переходящий праздник

История праздника

Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение. Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия. Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив своего Творца. Сам воздух был осквернен дымом идольских жертв, курившийся повсюду.

Но восставить из глубины нравственного падения само себя человечество было бессильно. Исцелить этот больной, измученный фантазиями мир предстояло своею проповедью, смертью и воскресеньем Спасителю. Об имеющемся прийти Искупителю время от времени давались пророчества и обетования избранному народу, Израилю. Ждали Его прихода все жители востока.

Их взоры всех были обращены на Иудею, откуда ожидали Царя, имеющего овладеть вселенной.

Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах Иордана, к нему потекли десятки тысяч. Пришли к нему и лицемеры фарисеи и циничные аристократы саддукеи. Они тоже знали, что наступает время прихода Мессии. Но пророк их встретил неласково. Отметим этот момент особо.

Крестилась вся Иудея, кроме притворно набожных фарисеев и саддукеев, от которых Иоанн, зная их лживую натуру, потребовал не устного покаяния, а реальных дел добра. Для иудейских вождей у Иоанна Предтечи не нашлось никакого сочувствия. Это стало для них тяжелейшим потрясением. Трудно описать разочарование этих людей.

Ведь выяснилось, что ничего хорошего от прихода Мессии им ждать не стоит.

О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее.

С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего 30-летия, зарабатывая ремеслом плотника.

Когда же Ему исполнилось 30 лет, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому.

Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии. Глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми и, чтобы «исполнить всякую правду», то есть верность и послушание заповедям Божьим. Сначала Иоанн не хотел крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий.

Но когда Господь сказал: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», — крестил Его. Церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки.

Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения.

Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.

Когда же по крещении Господь выходил из воды, то отверзлись небеса, и Дух Святой сошел на него в виде голубя, и слышан был глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости.

Значение праздника

Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Иисус в этом крещении приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус — Его Сын (Мк.1:11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин. 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения — одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Греческий термин baptisma (в славяно-русской традиции – «крещение») означает буквально «погружение в воду», «омовение». Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (греч. эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – «Богоявление»).

Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре.

Освящение воды

В церквях в этот день освящают воду.

Особенность праздника составляют два Великих водоосвящения, в отличие от малых, которые могут совершаться в любые другие дни.

Первое водоосвящение проводится в сочельник, в храме.

Второе водосвятие проводится в день праздника под открытым небом. После богослужения в храме совершается крестный ход с иконами и распятием к ближайшему источнику воды — к реке, озеру, пруду. Во льду источника заранее делается прорубь в виде креста, называется она Иордань (в память о реке Иордань — месте крещения Христа).

Водоосвящение называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой (в переводе с греческого — святыня), или просто крещенской водой. Отношение к ней, как к великой святыне, должно быть особое.

Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.

В Русской Церкви патриарх Никон запретил двукратное водоосвящение, но Московский Собор 1667 года осудил запрет Никона и постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления.

Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Вкушается она натощак, по ложечке. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.

Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет.

Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Все, даже нечасто ходящие в церковь, знают, что крещенская вода может годами стоять и не портиться. Но многие почему-то думают, что так происходит из-за ионов серебра, которые попадают в воду при освящении ее крестом. Много уже говорено о том, что все драгоценные металлы как были изъяты у Церкви при большевиках, так и не вернулись в приходской обиход.

Но до сих пор сложно решить такую, например, химическую задачку: сколько ионов серебра содержится в одном литре крещенской воды, если водоосвящение происходило на Волге, ширина которой в этом месте составляет 300 метров, глубина — 20 метров, скорость течения — 3 метра в секунду, общее время нахождения креста в реке составляло одну минуту, а крест, которым сельский батюшка совершал обряд, был деревянным?

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/30137

Праздник Крещение Господне 2020: история, приметы, правила и купание

В день Крещения принято не только пить святую воду, но и окроплять ею помещения и вещи. А некоторые также окунаются в прорубь.

Крещение Господне или Богоявление — это один из древнейших и самых главных христианских праздников. Оно относится к двунадесятым праздникам: это события, которые догматически тесно связаны с земной жизнью Иисуса Христа.

Sputnik / Miroslav Rotari

Праздник Крещения Господня возник еще во времена апостолов и назывался «Епифания» или «Теофания», что в дословном переводе означает «праздник Света». Эта ассоциация не случайна, поскольку древние христиане верили, что в Крещение Господне Иисус Христос спускается на землю, озаряя мир благодатью и открывая людям Свет Неприступный.

О Крещении Господнем свидетельствует Святое Евангелие: «пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане». Иисус крестился, когда ему было тридцать лет: по легенде, едва свершилось таинство, на Христа сошел Святой Дух в облике голубя.

Он даровал Сыну Божьему прощать падшего в грехе человека через обряд крещения, и возрождать грешников к новой жизни. После таинства, крещеный Иисус, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где сорок дней голодал и подвергался искушениям от дьявола. Однако Спаситель остался крепок и отринул лукавого.

С этого тяжелого испытания и начиналась главная миссия Христа на земле.

Достоверно неизвестно, где именно крестился Иисус. Со временем река Иордан изменила свое русло, поэтому место крещения, скорее всего, находится на суше.

В 2020-м Крещение Господне отмечается в воскресенье, 19 января.

Sputnik / РИА Новости

Икона «Крещение»

Когда можно освещать воду на Крещение

Широко известен ритуал освящения воды. Он проводится дважды: накануне Крещения, 18 января, в день, также известный как Крещенский сочельник. Второй раз — в день Богоявления, 19 января. Святую воду хранят до следующего праздника Крещения и пьют ее с молитвой и натощак. По древнему преданию, источник воды не играет роли — в Крещение Господне, подобно водам Иордана, освящается вся вода. А ритуал освящения — скорее, торжественный процесс, возвеличивающий Христа и чудо Крещения.

Когда можно купаться в проруби на Крещение

Другой неотъемлемый элемент праздника Крещения — это купания в проруби. К слову, купаться в морозной воде на Крещение вовсе не обязательно — гораздо важнее вечером 18 января и утром 19 января присутствовать на службе в храме, причаститься и набрать святой воды.

Купаться же можно сразу после вечерней службы 18 января или в ночь с 18 на 19 января. Важно различать народные обычаи и исконно христианские практики: церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду.

Решение искупаться на Крещение Господне принимает сам человек, если ему позволяет здоровье.

Sputnik / Павел Лисицын

Празднование Дня Крещения Руси в городах России

Приметы на Крещение

Если утро на Крещение пасмурное и теплое — будет хороший урожай. Если же погода на Крещение ясная и морозная — год будет неурожайным.
На Крещение лают собаки — будет много дичи. Если на Крещение новолуние — такая же погода, как на Крещение, будет сохраняться весь месяц. Яркие звезды на Крещение — овцы будут хорошо плодиться.

Гадания на Крещение

С незапамятных времен в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.

Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девицы брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. Тот, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.

Sputnik / Сергей Венявский

Гадание по кольцу

Разумеется, девушек очень интересовало, кем будет их будущий муж, и народные практики позволяли легко это узнать. Гадалка брала четыре тарелки: в первую наливалась вода, во вторую насыпали зерно, в третью клали зеркало, а в четвертую — фигурку курицы. Потом в комнату запускали петуха. В зависимости от того, в какую тарелку он клюнет, гадалка делала выводы, каким человеком будет жених: пьяницей, богачом, красивым или же бабником.

Какая вода на Крещение считается святой>>>>

Существовал и более простой вариант этого гадания. Перед сном девушки приговаривали: «святой Самсон, покажи вещий сон» и думали о том, что они хотят увидеть во сне. Таким образом можно было узнать, кем будет муж, или чего ожидать в этом году.

Поздравления с Крещением

Поздравляю тебя с великим православным праздником и желаю тебе в этот святой день мира в доме и душе, любви и счастья. И пусть на тебе будет всегда Божье благословение. Радости и мира тебе. Пусть Господь всегда помогает тебе и хранит от любых несчастий.

Господне Богоявление празднует сегодня весь христианский народ. Пусть же отведёт светлый праздник от тебя все печали, скорби, недуги, греховные мысли и злых недругов! А тебе улыбнутся счастье, радость и любовь ближнего. С праздником!

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Будь в курсе всех событий в стране и мире: подпишись на наш канал в Telegram>>>

Смотреть видео Cлушать радио Перейти к другим новостям

Узнать, что мы сообщаем в OK

Источник: https://ru.sputnik.md/world_society/20200118/16715369/prazdnik-kreshhenie-gospodne-2020-istoriya-primety-gadaniya-i-kupanie.html

Крещение господне — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Крещение Господне, икона

Креще́ние Госпо́дне, Богоявле́ние, двунадесятый церковный праздник

Празднуется 6 января

В этот день вспоминается крещение [1] Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф.

3, 14), «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился — «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). См. также Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк.

3, 21-22; Ин. 1, 26-34.

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

История праздника

Один из древнейших праздников христианского календаря, праздник Богоявления возник не позднее III века. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым (это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского, Григория Богослова, в древних Лекционариях и проч.); датой праздника было 6 января.

В IV веке сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне.

По-гречески праздник именуется либо Θεοφάνεια/Θεοφάνια (Богоявление), либо Επιφάνεια (Проявление); в древних латинских литургических текстах также Illuminatio (Воссияние), Manifestatio (Явление), Declaratio (Объявление).

В настоящее время Православной Церкви в Рождество Христово и Крещение празднуются раздельно, хотя состав богослужения на эти праздники имеет много общего. Дни между праздниками Рождества и Крещения — святки — считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста.

Рождество и Крещение раздельно празднуют и инославные, за исключением Армянской церкви где, с VIII века в содержание праздника Богоявления включается также и Рождество Христово.

Литература

  • Скабалланович, Типикон, Вып. 1.
  • Скабалланович, Рождество Христово, К., 1916. (Христ. праздники; кн. 4).
  • Braendli G., La fete de l’epiphanie, son origine et ses rapports avec le bapteme de Jesus, Geneve, 1899.
  • Talley, T. J., The Origins of the Liturgical Year, N. Y., 1986.

Использованные материалы

[1]  Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23)

Источник: https://drevo-info.ru/articles/793.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь