Почему православные и католики крестятся по-разному
Ответ простой: потому что у нас вера правильная, а у них нет. Но это не ответ, конечно же. Почему христиане крестятся по-разному – даже и православные со старообрядцами? За этим сокровенным жестом скрываются многие важные смыслы. Пришлось разобраться в них, чтобы объяснить сыну в чем суть дела.
Зачем люди крестятся
Каждый из нас, осеняя себя крестным знамением, творит малое священнодействие. Так мы Благодать Духа Святого, призываем имя Божие. Получаем защиту, таким образом, и изгоняем дух враждебный.
Пошло это еще со времен апостольских. Сам образ креста обладает невероятной духовной силой. Складывая три пальца вместе, мы говорим о том, что веруем в Отца и Сына, и Духа Святого как в троицу единосущную, нераздельную. Трогая себя сложенными в крестном знамении пальцами, мы словно бы мысленно повторяем простые молитвенные слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».
Еще раз подтверждаем веру свою и власть над нами Господа.
Как крестятся католики
Говорят, даже среди католиков тут не царит единообразие. В целом они, перекрещиваясь, вкладывают в этот жест то же значение, что и мы. Но откуда тогда разница?
Во-первых, главное отличие – в направлении. Католики делают это от левого плеча к правому. Но сначала-то все христиане крестились наоборот – от правого к левому. Этот уклад сохранился и у православных. Выходит, католики действительно отступники?
На самом деле, тут все менялось со временем – и у католиков, и у православных. Например, сменив направление, католики сначала крестились всей кистью руки. А католики из Византии соединяли пальцы в троеперстии и осеняли себя справа налево.
Сегодня католическое крещение выглядит так:
Соединены первый и четвертый палец. Все остальные тоже подбираются в горсть. Католик, соединяя средний и указательный палец, указывает тем самым на двойную сущность Христа – божью и человеческую.
Но восточные католики часто крестятся, соединяя лишь два пальца – первый и второй.
Еще один вариант сложения заключается в соединении 1-го и 2-го пальцев. Мизинец и безымянный прижаты к ладони, ну и остальным пальцам, в общем-то, не разбежаться.
Многие крестятся всей ладонью, когда все пальцы, кроме большого, выпрямлены. Этим жестом Папа Римский часто крестит и приветствует толпу. И так он напоминает о пяти ранах Христа.
Православные
Изначально на Руси крестились двумя перстами – вспомните жест боярыни Морозовой на картине Сурикова. Этот жест пришел к нам из Византии, но затем греки перешли на трехперстие, а мы к ним подтянулись лишь в 17 веке и устроили себе раскол.
Толкуя жест подробнее, отметим, что прикоснувшись ко лбу, мы освящаем ум свой, к животу – чувства, а к плечам – все силы телесные. Знак того, что Святой Дух объемлет Вселенную от края до края – горизонтальное движения от плеча к плечу.
Не забудем отметить, что такое «право» и «лево». Первое – сторона ангелов, добра, всего светлого, второе – темная, дьявольская сторона. Говорят, что жест «слева направо» означает нечто, что от человека идет к Богу, а слева направо – от Бога к человеку.
Удивительно, но это перекликается с давней традицией толкования принципиальной разницы между Православием и католичеством. В первом главное – идея личного спасения, желания оторваться от Земли и устремиться к божественному. Католик сам взывает к Христу. А жест его означает путь от греха к свету.
А православные словно призывают бога на землю, приковывают его взгляд и не хотят смириться с тем, что Земля, будто бы, никогда не будет жить по божественным установлениям и нет здесь места абсолютной справедливости. И жест православного означает победу доброго над злым, добро, рассеивающее грех, уничтожающее его.
Заключение
- Вы всегда отличите католика от православного по манере и направлению главного жеста – осенения себя крестом.
- И у католиков, и у православных в разные времена жест этот менялся. У католиков и сейчас есть варианты, как и у православных.
- В жесте этом заключена великая сила – сила спасения и призвания божественных сил на свою сторону.
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.
Источник: https://thebestvideo.ru/fun/poleznosti/pravoslavnye-i-katoliki/
Почему православные крестятся справа налево, а католики слева направо?
Почему православные крестятся справа налево, а католики слева направо?
- Православные правила крещения
- Католические правила крещения
Традиция осенять себя крестным знамением уходит так глубоко в древние времена, что невозможно отследить, когда она возникла. Исследования П.П. Сойкина, автора Православной богословской энциклопедии, позволяют говорить о том, что впервые ритуал появился в апостольские времена.
По записям одного из первых теологов Тертуллиана, жившего в 160-220 годах, символ креста использовался его современниками повсеместно: до и после выхода из дома, перед трапезой, деловыми переговорами, при прощании или встрече.
Церковные книги упоминают Иоанна Предтечу (Иоанн Креститель), как одного из первых, кто использовал крестное знаменье. На самом деле можно только гадать, откуда появилась традиция, но факт неоспорим – крестное знамение неотъемлемая часть христианства и один из важнейших его ритуалов. Но почему православные крестятся справа налево, а католики наоборот? Разберемся в этом вопросе.
Православные правила крещения
Церковных догм на эту тему нет. Традиционная версия говорит о том, что православные люди теоцентричны, то есть воспринимают Бога, как первооснову всего происходящего в мире. Символично ведение руки справа налево означает, что человек призывает на себя божью благодать. Крест – просьба спасти и сохранить от бед, болезней, нечистой силы.
Также в христианской традиции правую сторону принято отождествлять с божественным, а левую – с демоническим. Поэтому крестясь справа налево православные показывают победу светлых ангельских сил над тьмой ада. При этом 3 соединенных пальца символизируют Святую Троицу, а два прижатых к ладони – человеческую и божественную сущность Иисуса Христа.
Интересно:
Почему Рождество 7 января?
Католические правила крещения
Хотя официальный раскол христианства на православных и католиков произошел в 1054 году, традиция креститься справа налево сохранялась в обеих конфессиях. Более того, малограмотные люди того времени часто осуществляли ритуал наоборот, и никто не придавал этому особого значения.
Изменил все Папа Римский Пий V в 1570, когда своим указом обязал всех католиков креститься открытой кистью слева направо. Пальцы при этом олицетворяют 5 ран Иисуса Христа.
Такой порядок также показывает, что человек не ждет божьей благодати, а самостоятельно ее призывает. Наилучшим образом отражено в девизе Тамплиеров: Deus Vult – этого хочет Бог. Речь идет о том, что человек сам совершает поступки и отвечает за то что происходит в мире, но делает это по воле и с благословенья Создателя. Символически движение руки демонстрирует вознесение души от темных греховных сил (левая сторона) к светлым небесным (правая).
Стоит отметить и традицию, которая в православии не сохранилась – малый крест. При совершении мессы в храме или при бытовых обстоятельствах указательным пальцем католики изображают фигуру креста на лбу, губах и сердце. Фома Аквинский писал в своих работах, что крестное знамение – это не только оберег, но и дань памяти тем страданиям, которые Иисус Христос понес ради спасения рода человеческого.
Вполне возможно, что крестное знаменье – это один из древнейших защитных символов в истории человечества. Следует помнить, изначально, правильной считалась именно православная версия ритуала.
Источник: https://kipmu.ru/pochemu-pravoslavnye-krestyatsya-sprava-nalevo-a-katoliki-sleva-napravo/
Основные различия между православием и католичеством. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. В основе различий православия и католичества лежит разный подход к главным христианским догматам (основам веры). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых, наиболее существенных, противоречиях двух церквей.
Различия в источниках вероучения и отношении к церковному преданию
Для католической и православной церкви источником вероучения является Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании (книгах Нового и Ветхого Завета) и Священном Предании. Обе церкви считают вероучительными 27 книг Евангелия, но расходятся в своем отношении к книгам Ветхого завета (некоторые из них, например, книги Товита, Иудифи, не входят в канон православия).
Одно из важнейших различий между церквями – отношение к основам веры. Согласно католической «теории догматического развития», допускается возможность принятия новых догматов и дополнения Священного Предания (постановления церковных соборов, церковные каноны и т.п.) новыми «вероучительными» текстами. В числе нововведений – догмат о непогрешимости папы римского (1870) и др.
, а также решения католических соборов нового времени (всего 21, последний в 1962-1965 гг.) и римских пап. Православная церковь считает, что христианское учение не может подвергаться изменениям. Под Священным Преданием в православии понимаются постановления семи Вселенских соборов (последний – Никейский в 787 г.
), православные каноны, богослужебные тексты, творения богословов эпохи Вселенских соборов (Святых Отцов) и др.
Учение о верховенстве власти папы римского
Учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате) над всей христианской церковью стало источником обособления католичества уже с первых веков христианской истории. В 494 г. римский папа впервые стал именоваться «наместником Христа» на земле. В VI-VII вв. главы западной церкви пытались противопоставить свои решения постановлениям Вселенских соборов, за что, в частности, папа Григорий I был осужден за ересь VI собором (681). В 1054 г.
претензии римского престола на верховную власть над Константинопольским патриархом стали одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Впоследствии признание верховенства власти римского первосвященника выдвигалось западной церковью как обязательное условие во время попыток объединения церквей на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) соборах.
В качестве догмата католичества учение о примате римского папы было утверждено на I Ватиканском соборе (1870).
В православии высшей церковной властью, правомочной решать вопросы, касающиеся основ вероучения, обладают исключительно Вселенские соборы.
Непогрешимость богословских определений понтифика
Уже с V в. в западной церкви постановления римских пап рассматривались наравне с постановлениями Вселенских соборов. В 1870 г. был принят один из основных догматов о непогрешимости богословских определений папы римского, которые он делает от лица всей церкви («ex cathedra»). Согласно православному учению, непогрешимостью обладают исключительно решения Вселенских соборов.
Филиокве
В IV в. был утвержден символ веры – строгая вероучительная формула, в которой собраны основные догматы христианства. В VII в. западная церковь решила внести в него изменения, добавив слова об «исхождении Святого Духа» не только от Бога Отца, но «и от Сына» (филиокве, от лат.
Filioque – «и Сына»). В 1014 г. филиокве было официально утверждено папой Бенедиктом VIII в качестве догмата, что стало одной из причин раскола церквей в 1054 г. С точки зрения православия, этот догмат искажает учение о Троице.
Кроме того, такое решение могло быть принято только с согласия всей церкви.
Учения о «сверхдолжных заслугах» и о «чистилище»
В Средние века в католической доктрине также утвердилось учение о так называемых «сверхдолжных заслугах». Согласно ему, совокупность добрых дел всех когда-либо живших святых образует своеобразный «запас заслуг», который церковь может использовать для прощения грехов своей паствы. Отсюда возникло учение об индульгенциях. Православная церковь отрицает наличие каких-либо «сверхдолжных заслуг» и тем более возможность ими распоряжаться.
Согласно доктрине католической церкви, умерший христианин, отягощенный бременем «легких» грехов, не может сразу попасть в Царствие Божие и подвергается после смерти временному наказанию в «чистилище». Окончательно его посмертная судьба решается на Страшном суде. Православие отрицает существование «чистилища», а также разделение грехов на «легкие» и «тяжкие».
Согласно учению православной церкви, сразу после смерти судьба человеческой души решается во время так называемых «мытарств» (испытаний всех поступков в течение жизни). Молитва отдельных христиан и всей церкви может изменить посмертную судьбу человека по милосердию Бога. Окончательное решение о вечном проклятии или вечном блаженстве происходит на Страшном суде.
Учение о Богородице
В XIX и XX вв. католической церковью были провозглашены два новых, так называемых «мариологических» догмата.
Первый, о непорочном зачатии Девы Марии (1854), гласит, что Богородица в момент зачатия была освобождена от первородного греха в силу будущих искупительных заслуг Христа и благодаря данной ей привилегии.
Согласно учению православной церкви, по своей природе Богородица была такой же, как и все другие люди, хотя и не имела личных грехов. Ее спасение от последствий первородного греха стало возможным после искупительной жертвы и воскресения Христа.
Католический догмат о телесном вознесении Богородицы на небо (1950) провозглашает, что «Дева Мария была взята с телом и душой в Небесную Славу». Православная церковь учит, что Богородица умерла естественным образом, однако в силу своей святости была первой из смертных вознесена на небо.
Церковный календарь
Католическая церковь использует в своем богослужении григорианский календарь, который был введен папой Григорием XIII в 1582 г. В православной церкви действует юлианская система летоисчисления (древнеримский календарь, доработанный в Византийской империи). Ее использование обусловлено вычислением даты ежегодного празднования Пасхи.
При переходе на григорианский календарь христианская Пасха может совпадать с иудейской, что запрещено церковными канонами. Полностью юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Сербской, Русской и Грузинской православных церквях.
В остальных богослужение переведено на григорианский, однако расчет даты Пасхи и связанных с ней праздников все равно ведется на основе юлианской системы летоисчисления.
Другие различия
Значительные различия существуют и в повседневной жизни церквей. Православная церковь состоит из самоуправляемых (автокефальных) национальных церквей. Римско-католическая объединена в единую структуру, подчиняющуюся непосредственно римскому папе.
В православных храмах алтарь отделен от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарем называется сам престол, расположенный, как правило, в открытом пространстве храма. Кроме того, в католических церквях установлены скамьи, на которых верующие сидят во время части богослужения. Для православия, напротив, важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное пространство для совершения земных поклонов.
Во время молитвы православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Таинство миропомазания в православии соединено с крещением. В католической церкви оно совершается отдельно после достижения сознательного возраста (как правило, в 13-14 лет) и называется конфирмацией («утверждением»).
Священники православной церкви могут жениться, а для священнослужителей католической церкви обязателен целибат (безбрачие; исключение сделано для священников униатских церквей).
Источник: https://tass.ru/info/2657992
Как правильно креститься православным христианам?
Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.
Как правильно креститься — история
Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному.
На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце.
Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.
Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях.
Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа.
Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.
— Возрождение древнерусской богослужебной традиции
Как правильно креститься — перстосложение
Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.
Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным
- Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
- Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
- Полагаем персты на правое плечо.
- Полагаем персты на левое плечо.
Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны.
Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.
Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.
Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.
— Православная семья: российские традиции
Как правильно креститься перед храмом и в обществе?
Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах.
Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого.
Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу.
Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.
Значение крестного знамения
Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения).
Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех.
Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.
Источник: https://www.pravmir.ru/kak-pravilno-krestitsja/
Polska.ru | Культура | Религия | О религии
К Римско-католической церкви, самой влиятельной организации в Польше, принадлежит, по разным данным, от 70 до 95% населения.
Основная религия — христианство, направление — католицизм. Однако помимо этого в стране существуют и другие религиозные ветви и секты. По крайней мере, каждый поляк назовет вам хотя бы одного знакомого поляка-некатолика.
Православные и католики
Принципиальных различий между Православием и Католицизмом нет. Особенность католичества заключается в первую очередь в том, что к «символу веры» добавлено филиокве: наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы, целибат (обет безбрачия).
Филиокве (от лат. filiokue — и от сына) — добавление сделанное в западно-христианской церкви об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от сына. Православная церковь не приняла Филиокве, что и стало одним из поводов для разделения церквей. Само разделение датируется 1054 годов; иногда указывается дата 1204 год (завоевание Константинополя крестоносцами).
Впрочем, для большинства это различие никак не сказывается на реальной религиозной жизни.
Католика можно отличить от православного уже по тому, как тот крестится. Если православные осеняют себя крестом справа налево, то католики наоборот – слева направо. Иная и постановка пальцев. Если православные крестятся тремя пальцами, скрещёнными вместе, то католики в Польше — всей ладонью. Хотя строгих предписаний на этот счёт нет, и всё зависит от обряда.
Совместные браки
Если ваша вера православная, и вы решили связать себя узами брака с представителем католицизма — все не так сложно, как можно было бы подумать.
Разъяснения на этот счёт дал сам Римский Папа Иоан Павел II. Если представители православия и католицизма решат вступить в брак, никто из них не обязан менять свое вероисповедание. Более того, венчание может проходить как в православной церкви, так и в католическом костёле. Такой брак признается и православной и римско-католической церковью.
Переход костёла на польский язык
До войны все католические службы проходили по латыни. Соответственно, смысла большого количества читаемого в них многие просто не понимали.
В 50-60-х годах по решению второго Ватиканского собора в католичестве произошли перемены. Большинство текстов в костёлах стали произноситься на родном языке, но всё же по-прежнему многое читалось ксёндзами по-латыни. Наконец, с приходом Иоана Павла II вся служба стала полностью проводиться на родном языке.
Римский Папа для Польши
Перефразируя известную фразу, можно сказать, что Римский Папа в Польше – больше, чем Римский Папа. И это действительно так.
Представитель социалистической Польши стал Римским Папой во времена Советской Власти. Тогда костел был, пожалуй, единственной альтернативой официальной пропаганде.
Социалистический лагерь был огорожен от остального мира железным занавесом. И коммунистические власти творили в стране все, что хотели. Информация об этом не выходила за пределы Польши. И тогда единственным информационным каналом, передающим правдивые сообщения о событиях в государстве стала дипломатическая почта Ватикана.
Любой поляк мог прийти в костел, и передать своему ксендзу любые сведения. А тот, в свою очередь, по церковным каналам переправлял их дальше. По закону дипломатическая почта не проверяется на границе, поэтому любой ксёндз, отправляющийся по делам костела в Ватикан, мог провести на запад сведения о истинном положении вещей.
Таким образом, обо всём, что происходило в стране, становилось известно на Западе. И поляки свято верят, что в этом кроется причина того, что рабочие движения в социалистической Польше смогли набрать такую силу
Современную польскую жизнь невозможно представить без костёла. Практически все поляки — католики, и посещать костёлы по воскресеньям для них так же естественно и обязательно, как здороваться с другом при встрече.
В школах давно существует такой предмет как «Религия», где детей учат основам католической веры. Впрочем, дети относящиеся к другим религиозным концессиям, могут не посещать эти уроки.
Нельзя сказать, что абсолютно все в Польше верующие, но в общей массе на сегодняшний день поляки — одна из самых набожных наций в мире.
Источник: http://www.polska.ru/kultura/religia/religia.html
Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры?
А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?
Помещенные в этой статье ответы основаны на общепринятом церковном мнении и правилах Вселенских соборов.
статьей с друзьями:
Зачем православные посещают католические храмы
Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.
Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии. К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику
Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.
Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».
В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.
Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.
3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен
Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.
В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).
Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?
Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.
По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.
Как вести себя православным в католических храмах
Входя в католический храм, православный христианин может перекреститься по своему обычаю. Но перекреститься не ради поклонения данного культового здания, а ради ограждения себя от нечистой силы.
В дверях католического храма обычно стоит емкость с освященной водой. При входе католики, согласно своему обряду, в эту воду опускают пальцы, тем самым подтверждая, что они крещены в католицизме
Требования католиков к внешнему виду прихожан не столь строгие, что и у православных. Тем не менее неприлично заходить в католический храм в шортах или же юбке, по длине похожей на короткие шорты. При этом женщины могут быть в брюках и с непокрытой головой. Мужчины же должны быть без головного убора.
В католических храмах принято сидеть. Для этого в нем имеются специальные скамейки, внизу которых есть небольшие ступени для преклонения коленей. Но православные преклонять колена в католических храмах не должны. Однако самостоятельно помолиться, перекреститься и поставить свечу у мощей общехристианского святого не возбраняется. Также можно перекреститься пред распятием, или у православной иконы.
У православных принято подавать в храмах записки о здравии и упокоении. Однако подать такие записки в католических храмах православные не должны. Ведь это означает пусть косвенное, но участие в их молитве.
В общем, если вы по каким-то причинам все же посетили католический храм, то надо уважать находящихся там католиков, не относиться с предубеждением к их святыням, хоть ми и не разделяем их религиозных убеждений. Главное — всегда и везде мы должны хранить в чистоте и исповедовать нашу Православную веру.
Игорь Евсин
Источник: https://zyorna.ru/news/publications/mozhno-li-pravoslavnym-poseschat-katolicheskie-hramy-v-palomnichestvah.html
Как правильно креститься православным христианам
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Человек, приближенный к Господу, постоянно совершает один и тот же ритуал, но не задумывается о его значении. Находясь в церкви или дома, все верующие крестятся, но мало кто знает, как правильно креститься православным христианам. Прежде чем рассказать о правилах крещения, следует немного вспомнить историю и выяснить, откуда взялась эта традиция и что она обозначает.
Как правильно креститься, историческая справка
Сегодняшний способ перекрещиваться формировался определенное время. Католики и православные делают это по-разному, ведь основываются на немного различных религиозных традициях.
На начальных этапах зарождения христиане крестились одним пальцем правой руки, прикасаясь ко лбу, груди и губам. Причем делали это перед чтением Евангелие на каждой мессе. Немного позже стали использовать для перекрещивания несколько пальцев и даже целую ладонь.
Посмотрев на изображение Иисуса Христа, видно, что на иконах он представлен с поднятыми двумя пальцами (средним и указательным), а остальные фаланги сомкнуты, поэтому часто священники используют именно такой жест.
Когда сформировалась православная ветвь христианства, верующие стали окрещивать лоб, левое и правое плечо, а также пуп. Лишь в 1551 году пуп изменили на грудь, обосновав это наличием сердца в этой части тела.
Лучшая статья для Вас, переходите: Что делает Бог для человека?
Затем в 1656 году в книге «Скрижаль» впервые было выдвинуто утверждение, что креститься нужно тремя пальцами, прикладывая их ко лбу, животу и плечам. Всех, кто делах иначе, называли еретиками. И только спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.
Как правильно креститься православным, справа налево или наоборот
Часто можно услышать различные споры на тему того, как креститься слева направо или справа налево, и сколько использовать пальцев. Традиция креститься справа налево, притрагиваясь сначала к челу, потом к пупку и плечам, сомкнув три пальца, пришла из Византии. Троеперстие означает веру христианина в Бога Отца, Его Сына и Святого Духа, то есть в Святую Троицу. Именно так можно привлечь к себе и своим близким благодать Господа.
Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:
- прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
- освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
- переходя к плечам, освящается все тело.
Первым идет всегда правое плечо, затем левое. По приданию, именно правая сторона человека является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.
Лучшая статья для Вас, переходите: Иезекииль глава 25 стих 17
Иногда троеперстия трактуют по-другому:
- чело — небо;
- живот — земля;
- плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.
После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.
В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него ложить так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.
Как правильно креститься православным в церкви, основные правила
Опишем подробную схему, как крестятся православные христиане:
- креститься нужно тремя пальцами;
- три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
- мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
- прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
- затем опускаются к животу: «И Сына»;
- перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают, наконец: «И Святого Духа».
Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания. Это очень значимый ритуал. Поэтому прежде чем его осуществлять абы как, следует изучить, зачем креститься.
Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.
Правильному крещению предают большое значение. Делать это нужно не спеша и мысленно обращаться к Богу. Поклон после знамения следует делать только тогда, когда рука будет опущена, чтобы не поломать нарисованный на теле крест.
Если крестное знамение сделано быстро, всей ладонью, это считается кощунством и большим грехом. Это показывает неуважение к Святому Отцу и радует нечистую силу. Поэтому, прежде чем перекреститься, нужно мысленно осознать важность этой процедуры и сделать ее максимально правильно.
Пусть хранит Вас Господь!
Смотрите еще и видео, в котором схимонах Иоаким рассказывает как нужно креститься православным:
Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-xristianam/
Главные различия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Главные различия православия от католицизма:
1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи
4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
папа Пий V
9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.
Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.
Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным.
А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
10. В православии существуют две точки зрения на католиков:
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.
исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием
13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.
16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.
17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).
20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.
Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.
5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:
21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.
22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.
явление воскресшего христа марии магдалине
23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.
24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.
25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
∗∗∗
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.
Источник: https://moiarussia.ru/glavnye-razlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/
Православный крестик и католический: главные различия между двумя изделиями
:
Самый частый вопрос, который так же часто остается без ответа: «Чем отличается католический крестик от православного?» Нерелигиозный человек вряд ли поймет разницу: зачастую такие крестики очень похожи внешне, да и носятся одинаково. Но не всё так сложно, как может показаться. Чтобы научиться их различать, не обязательно углубляться в религиозные знания. Достаточно знать всего 5 важных деталей!
Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения
Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения — яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.
За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.
Форма креста — первое и главное отличие
Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.
В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.
Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием.
Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма.
Четырехугольный крест
По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест — классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным.
Шестиконечный крест
Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец — тяжесть от не раскаяния, а верхний — облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное.
У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского.
Восьмиконечный крест
Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая — так выглядит православный крест с восемью концами.
Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых — путь в духовное царство. Верхний конец на кресте — дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.
Различия католического и православного крестного символа
Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.
Надписи
Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».
Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.
До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.
Изображение
Одно из самых дискуссионных отличий — изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.
Основной посыл православного распятия не в физических страданиях, а в торжестве воскрешения (ладони Иисуса развернуты к людям), в победе над смертью, Духа над телом.
На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.
Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.
У христиан принято носить крестик под, а не поверх одежды, поскольку он считается личным оберегом каждого верующего. По мнению церковников, если крестик важен как символ веры, его не следует демонстрировать окружающим.
Расположение Христа
Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков — скрещены вместе.
Количество гвоздей
Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный.
У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.
История возникновения раскола
Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.
Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.
Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.
Выбор крестиков в сети Ювелірна Карта
В нашей ювелирной коллекции собрано более 100 моделей католических и православных крестов в комбинации различных типов золота, а также с элегантной инкрустацией и растительными узорами. Все модели мужских крестиков, как и женских, отличаются аккуратностью исполнения, что позволит приобрести изделие в качестве значимого атрибута веры и изысканного украшения.
Дополнительные вставки из драгкамней делают изделия более яркими и современными на вид.
Все крестики (для взрослых и детей) можно посмотреть в каталоге на Diamant.ua (с подробным описанием характеристик). Элегантные цепочки из белого/желтого/красного аурума составят крестику гармоничный ансамбль.
Среди множества моделей вы непременно найдете свой драгоценный талисман!
Источник: https://diamant.ua/ru/articles/chem-otlichaetsja-katolicheskij-krestik-ot-pravoslavnogo/
Как правильно креститься, с какой стороны в церкви и дома
Как бы парадоксально это не прозвучало, но даже не все верующие христиане – православные и католики – знают, как правильно креститься, справа налево или слева направо, поэтому зачастую, заходя в церковь, можно заметить, как взрослые люди перекрещиваются неправильно.
Как нужно правильно креститься? Перед посещением церкви, чтобы не запутаться в движениях пальцев и рук важно узнать, как креститься, какой рукой накладывать на себя крестное знамение, сколько раз это правильно делать.
Правильно креститься любой верующий человек должен не только в церкви, но и дома: во время радости, скорби, утром после пробуждения, вечером перед сном, а также перед приемом пищи и после него. Во время перекрещивания нужно произносить слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
В каждой существующей религии есть свои законы и правила, согласно которым знак креста или крестное знамение различается между собой движением рук и сложением пальцев.
При близком знакомстве с двумя самыми многочисленными религиозными вероисповеданиями христианства – православием и католицизмом – становится ясно, в каком случае и какой рукой люди крестятся справа налево, а в каком слева направо.
Крестное знамение – что означает
Крестное знамение – жест, представляющий собой изображение креста движением рук и совершаемый во время и после молитвы дома, в церкви, а также перед входом в храм или выходом из него, кроме того, во время проходящего богослужения.
Для всех верующих крестное знамение имеет огромное значение, по своей сути, перекрестившись, каждый христианин выражает веру в Иисуса Христа, любовь к Богу, благодарность Всевышнему, принесшего себя в жертву за грехи наши, пострадавшего на кресте и принявшего на себя распятие и смерть.
Как крестятся православные
Запомните какой рукой и как крестятся православные — справа налево и тремя сложенными пальцами правой руки.
Правильно креститься православным следует уже на входе в церковь. Делать это нужно три раза, завершая каждое наложение креста земным поклоном, тем самым прославляя Иисуса, заявляя о вере в Христа, в его божественное и человеческое начало.
- Перед крестным знамением указательный, большой и средний пальцы складывают вместе, символизируя этим жестом Святую Троицу, то есть православные христиане крестятся правой рукой тремя сложенными пальцами.
- Мизинец и безымянный палец сгибают к ладони.
- Сначала, три сложенных пальца подносят ко лбу, освящая ум и произнося слова: «Во имя Отца».
- Затем пальцами спускаются к животу, освящая сердце и чувства, вместе с тем проговаривая: «И Сына».
- После этого перемещают руку на правое плечо, а затем переносят на левое, освящая телесные силы и в заключении произнося: «И святого духа».
Кроме этого, существует и другое толкование крестного знамения, в котором лоб символизирует небеса, живот это земля, а плечи – Святой Дух.
Почему правильно креститься справа налево
Правое плечо в православии символично считается раем – местом спасенных душ с ангелами, а левое плечо символизирует ад – место умерших грешников и демонов.
Когда православный христианин перекрещивается, он молит у Господа Всемогущего зачислить его к месту спасенных и избавить от участи погибающих грешников.
Таким образом, каждый верующий человек пытается защитить себя, читая молитвы и обращаясь за помощью к Богу, – по этой причине православным правильно креститься справа налево. Крестное знамение руки справа налево трактуется, как победа божественного над дьявольским.