Какого числа праздновали Рождество в России до революции

25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение

Какого числа праздновали Рождество в России до революции

Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!

На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.

25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.

Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.

Что же разделило христиан?

Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.

На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.

«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.

Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.

Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.

Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.

Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).

Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.

Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.

А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!

По каким календарям празднуют Рождество в мире?

Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.

Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.

Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.

Источник: https://ru.krymr.com/a/rozhdestvo-25-dekabrya-7-yanvarya/30342206.html

Православное Рождество – 2020: главные традиции и обычаи

Какого числа праздновали Рождество в России до революции

После принятия христианства на Руси стали отмечать Рождество, которое уверенно закрепилось среди праздников

Рождество – праздник, который отмечают во всех христианских странах. Его принято проводить в кругу родных и близких за пышным столом.

Католики и православные отмечают Рождество в разное время. Это связано с тем, что для исчисления использовались разные календари – юлианский и григорианский. У католиков принято праздновать Рождество до Нового года – 25 декабря, а у православных уже после – 7 января.

Рождение Иисуса Христа

Праведники Ветхого Завета верили, что придет Спаситель, который примирит человечество с Богом и спасет людей от греха.

Sputnik / Максим Богодвид

Рождество Христово в городах России, архивное фото

Младенец родился у Иосифа и Марии, которые направлялись в Вифлеем, так как была объявлена всемирная перепись. Они были вынуждены остановиться на ночлег в вертепе (пещере), в который пастухи загоняли скот в непогоду.

Мария родила глубокой ночью и, запеленав ребенка, положила его в ясли. Первым навестили Спасителя пастухи, к которым явился ангел и рассказал о радостной вести. Затем явились волхвы, которые вручили дары – золото, ладан и миро.

После известия о том, что на землю пришел Спаситель, царь Ирод, боявшийся потерять власть, приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Получив предупреждение от ангела, Иосиф вместе с женой и ребенком укрылись в Египте. После смерти Ирода они перебрались в Назарет.

История праздника

Сам праздник в честь явления во плоти Иисуса Христа от Девы Марии установился лишь в IV веке, когда было решено отделить Рождество от Крещения (6 января), который называли Богоявлением. Однако позднее решено было их разделить.

Рождество Христово стали отмечать 25 декабря. Отдельный праздник утвердил папа римский Юлий I.

На Руси христианство приняли в X веке, однако некоторые праздники пересекались с языческими. В это же время появилась традиция праздновать Рождество.

Sputnik / Александр Гальперин

Рождество Христово в городах России, архивное фото

После введения григорианского календаря появилась разница между старым и новым стилем. Православное Рождество стали отмечать 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.

В Русской православной церкви Рождество занимает второе по важности место после Пасхи. До праздника проходит 40-дневный пост. Рождественский Сочельник проходит 6 января, он же считается днем самого строго поста. Его название происходит от слова «сочиво» – блюдо из пропаренных злаков и меда. Принимать пищу запрещается до первой звезды.

В канун Рождества в церквях проходит праздничная служба, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия.

Sputnik / Александр Гальперин

Рождество Христово в городах России, архивное фото

Особое значение отводится праздничному ужину. На стол подают разнообразные блюда, среди которых могли быть сочиво, кутья, блины, студень, заливная рыба, окорок, домашняя колбаса, жареный поросенок, утка с капустой, пироги и пряники.

У православных после Рождества начинаются Святки, которые длятся 12 дней. В это время принято молиться, славить Христа, колядовать, гадать, устраивать веселые игры. Завершается рождественский период Крещением Господним 19 января.

Православное Рождество в Литве

Жители Литвы наравне с католическим празднуют и православное Рождество. Только 7 января не является выходным днем в республике.

В Вильнюсе приуроченные к празднику мероприятия проходят на Кафедральной площади. Там же стоит главная рождественская елка страны, которую несколько лет подряд разбирают только после православного Рождества. На праздник собираются представители православной общины. Не обходится мероприятие и без Деда Мороза со Снегурочкой.

Vilniaus savivaldybė

Православное Рождество в Вильнюсе 2019

В прошлом году в мэрии Вильнюса отмечали, что православие является неотъемлемой частью города. Со сцены жителей города поздравил мэр Ремигиюс Шимашюс.

Первые лица государства также поздравляют соотечественников с православным Рождеством.

Источник: https://lt.sputniknews.ru/society/20191226/10984062/Pravoslavnoe-Rozhdestvo--2020-glavnye-traditsii-i-obychai.html

Праздник один, а дат — две: Почему в Украине дважды отмечают Рождество Христово

Какого числа праздновали Рождество в России до революции

На сегодняшний день в Украине Рождество празднуют 25 декабря и 7 января

112.ua

Рождество Христово — один из главных церковных праздников. На сегодняшний день в Украине этот праздник отмечают и по юлианскому (7 января), и по григорианскому календарю (25 декабря).

Все чаще ходят разговоры об изменении церковного календаря и праздновании Рождества только в декабре. Глава Православной церкви Украины Епифаний заявлял, что ПЦУ не против такого шага, однако подчеркнул, что сейчас «для этого не время».

В то же время в Украинской православной церкви заявляют, что останутся верными традиции и не планируют менять календарь. Но обо всем по порядку.

Когда в Украине празднуют Рождество

В Украине христиане восточного обряда (православные и греко-католики) традиционно празднуют Рождество Христово по юлианскому календарю7 января. При этом, Римо-Католическая церковь и большая часть Православных церквей в мире отмечают Рождество по григорианскому или новоюлианскому календарю 25 декабря (до 2800 григорианский и новоюлианский календари будут совпадать).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли освятить куличи в субботу

В ноябре 2017 года Верховная Рада сделала 25 декабря выходным днем.

«Около 23 172 действующих религиозных православных, греко-католических и других христианских общин отмечают Рождество Христово 7 января по юлианскому календарю. Вместе с тем, в Украине насчитывается около 11 тыс. религиозных католических и протестантских общин, что составляет около 30% от всех религиозных организаций Украины, которые празднуют Рождество Христово по григорианскому календарю, то есть 25 декабря.

Таким образом, значительное количество верующих Украины отмечает этот религиозный праздник в другой день, чем определен на законодательном уровне как выходной день.

Учитывая указанное, необходимо обеспечить права значительной части населения Украины на празднование Рождества Христова в тот день, который соответствует их религиозным и мировоззренческим убеждениям, и включить этот день в число официальных праздничных дней Украины», — говорилось в пояснительной записке к законопроекту. 

Один из инициаторов законопроекта, бывший народный депутат Павел Унгурян отмечал, что этот документ является достаточно сбалансированным. Он позволит сделать празднование Рождества более соответствующим григорианскому календарю, которым пользуются во всем мире.

«Но, понимая, что сегодня многолетняя традиция празднования 7 января, эти оба праздника — и 25 декабря, и 7 января — остаются как Рождество Христово«, — сообщал Унгурян.

Из открытых источников

Смена церковного календаря

В начале декабря 2019 года предстоятель Православной церкви Украины Епифаний в интервью BBC отмечал, что в целом ПЦУ не против изменения церковного календаря и даты празднования Рождества. Но сейчас этот вопрос неактуален, так как у подобной инициативы нет поддержки со стороны украинского общества.

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/prazdnik-odin-a-dat-dve-kogda-ukraincam-prazdnovat-rozhdestvo-hristovo-518408.html

Рождество Христово и Святки в 2020 году

Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2020 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!

Святки в 2020 году

Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

  • Даты в 2020 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2021 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2022 году: с 7 по 17 января.

Что такое святки?

С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

Святки

Сколько лет святкам?

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна.

Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.

Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа).

Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным.

Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е.

на шесть лет отстраняются от Причастия) пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Фильмы про Рождество, мультфильмы про Рождество

Хулиганство, освященное традицией

Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются.

Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды.

Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу.

Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила.

Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » .

Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М.

Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб.

«В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему у Пасхи такое название

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.

Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора.

Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatki-v-2020-godu/

Почему православные отмечают рождество 7 января? История праздника

Рождество празднуют во многих странах мира, отличаются лишь даты празднования

Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.

Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.

Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.

Рождество Христово

Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства — установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.

Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

photo: courtesy of Patriarchate of Georgia

Икона «Рождество Христово»

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого иудейский народ ждал.

Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже — одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

История праздника

В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.

Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.

С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.

Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.

Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах

Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.

AP Photo / Shakh Aivazov

Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/society/20180106/238795505/Pochemu-pravoslavnye-otmechajut-rozhdestvo-7-janvarja-Istorija-prazdnika.html

Когда праздновать Рождество: история и наши дни

Новогодние праздники от Рождества и до Крещения в народе испокон веков называли Зимними Святками. Традиция наряжать елку пришла к нам из Западной Европы и утвердилась только к середине ХIX века.

Рождество начиналось 24 декабря с восходом на небе первой звезды, символизирующей рождение Сына Божьего.

До ее появления (до 6-7 часов вечера) нельзя было ничего есть, люди торопились навести чистоту, наготовить традиционных кушаний (кутья, узвар, борщ, постные блюда, пирожки с грибами) и принести в дом елку.

Наряжали ее преимущественно съедобными вкусностями, подвешенными на красных нитках – яблоками, орешками, конфетами, пряниками. Кто посостоятельнее, мог купить настоящие елочные игрушки. Самым красивым в то время считался дрезденский картонаж, фигурки, раскрашенные серебром и золотом.

Больше всего радости от елки было, конечно, детям. Они получали от родителей новые игрушки и сладости. Съедобные елочные украшения долго не жили: к утру бедная елка выглядела так, словно по ней пронесся ураган.

 Чтобы продлить красоту рождественского дерева, мастерили и долговечные украшения своими руками: из проволоки делали шарики в виде фруктов, прикрепляли пружину, а на нее устанавливали свечу. Верхушку рождественской елки традиционно украшала вифлеемская восьмиугольная звезда.

Ее надо было зажигать после появления первой звезды на небе. Тогда и наступало Рождество.

До начала XX века в Российской империи в качестве гражданского использовался старый, юлианский календарь, в то время, как другие государства давно пользовались грегорианским. В 1918 году состоялось отделение церкви от государства, страна перешла на грегорианский календарь, а церковь нет. Даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому — «новым стилем». 

Откуда взялся Старый Новый год

Переход на новый календарь внес смуту в процесс празднования Рождества и Нового года. Большинство хотело праздновать так, как привыкли: дома елки украшали на «настоящее» Рождество — по новому стилю это уже 7 января, и стояли они до 13 января, отсюда и пошло название Старый Новый год.

После таких споров в 1928 году елку как «явление буржуазное» вообще запретили и реабилитировали в 1936 году. Только теперь победило государство: елки дома начали  наряжать по советскому графику — в ночь на 1 января, а восьмиугольную вифлеемскую звезду заменили пятиконечной советской. Экономигрушки выглядели так: в старых лампочках срезали верх и раскрашивали. Популярны тогда были стеклянные елочные бусы,  позже их успешно заменили электрогирлянды и дождик.

Времена менялись, менялся и дизайн игрушек: при Хрущеве популярными были украшения в виде початков кукурузы, овощей и грибов. А после выхода фильма «Карнавальная ночь» почти в каждой квартире появилась игрушка-часы, где стрелки показывали без пяти минут полночь:

 

Когда же отмечать Рождество?

В этом году официальным праздником в Украине признали  25 декабря — Католическое Рождество. Православная церковь продолжает пользоваться прежним, юлианским исчислением, отсюда и разница в датах.   

Когда же праздновать Рождество — 24-25 декабря или 6-7 января? Единственного правильного ответа не существует. Каждый празднует согласно собственным взглядам и убеждениям, сверяясь с «внутренним календарем», а некоторые вообще встречает Рождество и Новый год по два раза. Чем больше праздников, тем больше выходных, а, значит веселья, вкусных угощений, поездок, походов в гости, общения с близкими и просто так необходимого нам всем отдыха.

Источник: https://hochu.ua/cat-prazdniki/all/article-81175-kogda-prazdnovat-rozhdestvo-istoriya-i-nashi-dni/

Новый год, история появления празднования Нового года

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово.

А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды.

Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда церковный праздник Петра и Павла

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год.

Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси.

Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.

Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.

Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».

 Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Новый год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах.

31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).

Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца.

Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью.

Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

Источник: https://www.russianelka.ru/winrus/novyij-god/istoriya-vozniknoveniya-novogo-goda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какой церковный праздник 29 июля

Закрыть