В каком городе крестился князь Владимир Святославич

На каком языке говорили первые киевские князья

В каком городе крестился князь Владимир Святославич

Наиболее древним литературным памятником Руси, дошедшим до наших дней, является «Остромирово Евангелие». Более ранние книги и какие-то другие документы просто сгорели во множестве пожаров. Русские города строились, в основном, из дерева, поэтому горели очень часто.

На каком языке говорили первые князья киевские

Источник, с которого было списано «Остромирова Евангелие», не известен. До нас дошла аккуратно переписанная и красочно украшенная копия, выполненная в 1056—1057 гг. неким дьяком Григорием. Язык, на котором оно написано, — старославянский. Последний являлся неким симбиозом нескольких языков народов южнославянской группы (болгар, македонцев, словенцев и пр.).

При этом ученые утверждают, что на старославянском в быту жители Киевской Руси не общались. Он был «благородным» литературным языком. Поскольку литература в те времена была уделом книжников в рясах, то и старославянский язык часто называют церковнославянским. Старославянский нельзя назвать ни русским, ни украинским. Он имеет много признаков (лексем, грамматических форм, частиц, приставок, окончаний и даже букв) их обоих, а также болгарского и некоторых других языков южных славян.

В повседневной жизни киевляне и жители других городов говорили на просторечном варианте видоизмененного со временем древнейшего праславянского языка. Он был общим «прародителем» языков народов современной Белоруссии, России и Украины. Иногда целые фразы этого языка заимствовались переписчиками и помещались в книги. Таким образом литературный и просторечный варианты постоянно смешивались.

Поскольку князья киевские были людьми образованными (умели читать и писать, а в те времена это было уже немало), они наверняка знали оба варианта языка. Княжеские указы тоже составлялись «высоким слогом», что подразумевает использование литературного старославянского.

Какие еще языки знали правители Киева

К вопросу, какими еще языками владели киевские князья, имеет отношение вопрос собственно происхождения этих людей. Олег («Вещий») стал киевским князем в 882 году после того, как убил правивших тогда в городе Дира и Аскольда. Именно Олег объявил Киев столицей («матерью городов русских»), в известной степени основав тем самым государство Киевскую Русь.

Точное происхождение Олега не известно. Есть версия, что он мог происходить из варяг, которые были обрусевшими потомками скандинавских племен (викингов). Есть даже гипотеза, что Олег – это герой норвежско-исландских саг, известный под именем Одд Орвар. Так что первый киевский князь вполне мог владеть не только южнославянскими диалектами, но и некоторыми скандинавскими.

Единственная женщина на киевском престоле, Ольга, была очень образованной для своего времени дамой. На это указывает тот факт, что она первой приняла христианство на Руси. Русичи в ее времена были язычниками. В государстве просто не было никаких церковных книг и, уж тем более, на литературном славянском языке (все это появится гораздо позднее).

Чтобы стать христианкой, Ольге нужно было либо читать Евангелие, либо хотя бы иметь возможность общаться с православными священниками-византийцами. Ольга в 957-ом ездила в Византию и наносила визиты императору Константину Багрянородному. С VII века до конца существования этого государства официальным его языком был греческий.

Через 2 года она отказалась от язычества и крестилась. Для такого серьезного решения киевской правительнице нужно было хорошо ознакомиться с самим христианским учением, читать священные книги и общаться со священниками, которые наставляли бы ее на этом пути. Такие действия предполагают знание греческого или латыни, на которых было написано подавляющее большинство священных книг того времени. Ольга вполне могла владеть хотя бы одним из этих языков.

Правившие после нее князья (Святослав, Ярополк) не уделяли так много внимания вопросам веры и образования, поскольку были язычниками и воинами. Их больше волновали военные походы, завоевания, укрепление границ государства.

Все коренным образом изменилось при княжестве Владимира Святославича в X веке. Он не только крестил языческую Русь, но и поспособствовал тем самым развитию литературного старославянского языка. Последний был нужен для перевода церковных книг на славянский.

Население Руси не понимало ни греческого, ни латыни.

Из «Повести временных лет» известно, что Владимир был женат на византийской царевне Анне. Она была гречанкой из города Корсунь (Херсонес) и говорила на греческом. Вполне вероятно, что и ее супруг понимал этот язык и мог читать на нем Священное Писание. Как и основная масса его потомков, вероятно, князь был знаком и с языками некоторых соседних русичам племен (или хотя бы понимал их). Это требовалось для заключения торговых договоров и других дипломатических союзов.

Источник: http://kfaktiv.ru/na-kakom-iazyke-govorili-pervye-kievskie-kniazia.html

Князь Владимир: житие, иконы, молитвы

В каком городе крестился князь Владимир Святославич

Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2020 году. Житие, биография и молитва — в статье.

Князь Владимир I Святославич

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2020 году

И на берег вышел, душой возрожден,Владимир для новой державы,И в Русь милосердия внес он закон —Дела стародавних, далеких времен,Преданья невянущей славы!..(А.К. Толстой)

Креститель Руси — князь Владимир Святой

Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»

Святой князь Владимир

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка).

Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка.

Приготовься убить его» — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак.

Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его.

«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах.

В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам.

В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования.

Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/

����������

В каком городе крестился князь Владимир Святославич
�������� : ��������� I (945-972�), ������; ���� :

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой православный праздник 21 декабря

1. ����� => �������� (?-1013+), ��. ������������ (?-1013);

2. ������� (?-1000+), ���� ���������, ��������� �����, ������ � 986 ���� ����� ������� ��������� �� ���� =>

3. �������� (1002+) =>

  • ���������, ��. ����������� (?-1015�), ���� ����������� �������� => ����� (?);

4. ������ =>

  • �������� (978-1036+), ��. �������������� (?-1036);
  • ��������� (�� 1015+), ��. ���������� � 987 ����;
  • �������� (?-1063+), ��. ���������; 22 ���� (1036-1058) �������� �������� � �������, ���� ��� ������� ������ ���������. ���������� ������������ � ���� � �����, ��-��������, ���������;
  • ������� (?); �� ������ �.�.������� �������� � ������� ���� ������������ ��������� (��������� �������� ��� �����)

5. ���� (?-1011+), ������������ �������, ������ ���������� ������� II =>

�������� ������� �����

����� ������������ (� 969�.);
���.����� �������� (980-1015);
988�. — �������� ������������ �� ����.

������� ��� ����������. ������� �������, ��������� � �������; ������ � ����������, �������� ���������, ��������� � �������. ��� ��� ��������� �������������� ������ �� ����� �����, �����, ������, ���� � ��., ������ �������� � �������� ��������� �������� �.����.

��� ��������� I ������������� ����������� �������� � ������ ������ ��������, �������� ������������� ��������� ����. � ������� ������� �������� ��������� ������� ��������. ������������� ������� ������������ �������� ��� ����� �������.

* * *

������������ ������� �������� ���������, ���������� �� «������� ��������� ���» (������ XII �.), ������: ���������, ������������ ����� �� �����, ������� ���� ��������� �� ��� �����; ���������, �� ������� �����������, �� ������� � ��������� (970). ����� ������ ���������� ��������� ������ ����� ��������� � ������ ��������������; ��������� ��� (977).

�������� ��� �� ������, �������� ����� � ������� �� ����, ����� ��� ���� ��������, ����� ��������, ������� ����� �������� � ����������� � �������, ������ ��������� �����. ����� ������� ������ � ������ �������, ������ ����� ��������� � ���������� ������� ������� � ���� ���������. ����� ������� �����, �������� ���������� � ����� (980).

������, ���������� ���������, ����������� ����, �� �������� ��������� �� ���, ������ �������� �� �� �������, ������ ����� � ��������.

� 981 �. �������� �������� ���������� ������, � 982 �. ���� �� �������, � 983 �. — �� �������, ����� ���� ������ � ����� ������-���������, ���� � ��� (���� ��������� ������ ���� � ������ �����) � 984 �. — ����� �� ���������, � 985 �. — ����� �� ������, �� �������� ����� — �������� ��� ���������.

� 986 �. ������� � ��������� �����-����������: �������-����������, ��������� �����, «�����» �� ���� � ����-«�������». ������ ��������� ������� � ���� ��������� ������ ������������. �� ������ ���� � �������, �������� �������� ���������� ��� ��������� ����; ������ ��������� ���������. ����� � ������, ���������� �������� �����, ������������ ��������� ����������.

� 987 ����, ����� �������� ������������ ����� ���������, ������ ���������� ������� II ������ ����� ������������ ���������� ����� ����, ������� ������� ���� �����������. ������� II �������� � ��������������� ��������� � ��������� �� ������� � ��������� ����� ���������.

��� �������� �������, �� �������� �������� �������� ������� ������ ����������, � ������ ��� �������� ������ �� ��������� ���� ������ ����, ��� ���� �������� ������ ��� ����������. �������� ������ ������, �� ���� �� ��������. ������� �������� �������� ����� �� ��������� ����� ������� (�������� � �����) � ����������� ���.

� 988 ���� � ��������� ����������� ����� �������� ��������� � ������� � ���������� ���� ������������ �������� �����. �� ����������� � ���� �������� �������� ������ � ������� ������� (988).

����� �������� �������� �������� ��� ��������� �������, ������� ��������� �� ���������, ������ ������ ��� ������. ��� ����������, �������� ��������� � ����������� (��� ������������� ��������� ������ �����) � � ���������� �������, ������� ����� �� ��� �������� (996). �������� �� ������ «�����������», «����� �����».

�� «��������» ������������, � �������� ��������� �����, �����, ������, ����� ���������� ����� (�������� �������). �������� �������� �� �������� �������. ���� �� ���, ������� ������������, ���������. �������� ��������� � ������ �� ����, �� ������� � ���� 15 ���� 1015 �.

��������� �������� �� �������� ��� ���� ��������� (���������� ������, ������������ ������) � ���������� (5 ���, 800 ��������), ��������� ����� �������� �� �������� �������� �����-�����������. ��� �������� ����������� � ���������� ����� � �������� ���������.

� ��������� ���� 11 �������, �����������, ���������, ��� ���������� ����� ��������.
� �������� ���������� �� �����, �� ��� �����������, � ����� ������� ��� ��������� �� �����������: � ����� ����� ��� ���������� �� �������; � ������ ��� ������� � ���� �������.

�.�.�������� �� ��������� ������ � ������������� ������� �� �������� � ������ �������� ���������� ��������� �����: � ��������, ���� ����������� ��������� ������� ���, ��� ��������� �������� (�.�. �� �������������� �������), �� � �������������� ���������� ��� ������������, �������� ��������� ����� ������� ������� � �������� (����), ����� �����������, � ������ ����� ������.

���� �������� ��� �������, �� ������ ��� �������� �� ������� �����, ������������ ��� � ��������� ��� � �����������, ����� ��� ���� ��� 18. ������������ �������� ���� ������������������ ����������, ������� ���� ��������� ������, ����� ���������.

�� ���������� ������� �������.

������ ����� ����� �� ������� �������� ������� �� ����� ����� ������ �������� � ���������� �� ���������� ������� ��������� �� 3-� �����; ��������� ������� ��������� ������� � �� ������ ��������� � �������� ��������� ������� � ����.

�� ����������� ������� �������, ���� ��� �������. ������� ������� ������ ������, � ����� ������ ��������� ��������� � ��������. ���� ������� �������� ���� �������� ���������� ����������� �������������� �������, ��� ��������� � ��� ����� ��� ��� ������ ���� � ���� � ����������. ��������, ���� ��� �������, ������� ��������-���������.

���������, ��� ��������, ������� ����� �����������;

���� ���������, ����������� �����������, ������ �������� ������ (������); ����������, ������� ���� �����, ��� �� ������ �������� � ��������, � ��������� — � �����;

������ �������� ���������� ���� � ������� ������ � �����. � ��������� �������� �������� ������� �� ������� ���������, �������� ������� — ������, � ������� — �����.

�� ����, ��� ����� ����������� ��� ������ ������������ (996), ������ ��� ��� ������ ������������� ������ ��� ����� ��������; ������� � ��������� �������, ������ � ����� � ��������, ����������, ��� ������� ����� ������� �����, � ���� — �������.

�������� ���������� ������� � �������� ������, �����, ����������, ��������� � ��������, �������� � ����������, ��� �� ����� ������ �������� ��� ��� ������ ���� ����� ���� ��� �� �������� �����.
� �������� ������� ������� ������ � ����� ������� ������� ����. � ���� ������ � ��� ������ ���� ������ �� ����� ���� ����� 25 ���, �� �� �������� ����� ������, ��� �� ��� ������� ������.

��. �.��������� ����� ��� ��������;
«������� ��������� ���». ����� 2.

Источник: http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/spis06.htm

Князь Владимир Святославич, его реформы по укреплению русской государственности (крещение Руси)

Князь Владимир Святославич, его реформы по укреплению русской             государственности (крещение Руси).

Внутренняя политика.

—                        Владимир усмирил желание варягов брать дань с Киева, т. к. они помогли захватить его.

—                        Языческая реформа 980-981 гг. (Л. М. Пятецкий). Владимир систематизировал  языческих богов, выделив шесть. Главный – Перун, затем Хорс, Даждьбог, Стрибог, Смаргла и Мокоша. Правда современные историки считают, что укрепить язычество в данном виде не очень-то удалось, ремесленники, например, все равно больше чтили Сварога, купцы – Велеса и т. д. Перуну, как главному богу, в большей части поклонялась дружина.

—                        Посадил своего дядю, Добрыню, в Новгороде.

Внешняя политика.

—                        981 г. – походы на Ляхов (поляков, Пермышль, Червень (юго-западная Русь)).

—                        982 г. — Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож), была возложена большая дань.

—                        983 г. – захват земель ятвягов (граничили с Полоцким княжеством – областью между средним течением р. Неман и верховьем р. Нарев, т. н. Судовией)

—                        984 г. – покорение Радимичей, после битвы на реке Пишане. Они потеряли полностью политическую самостоятельность.

—                        985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.

—                        Меры по укреплению границ государства: Четыре оборонительных рубежа на юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км. Состояли из крепостей, из валов, сигнальных вышек. Владимир за час мог узнать о приближении печенегов.

Принятие Христианства.

—                            Дата дискуссионная, называют 987,988,989 и даже 990 г., но в любом случае  с 987 по 990 год на большей Части Руси оно утвердилось.

—                        Еще Ольга ок. 955 г. приняла христианство, но сына Святослава не смогла уговорить сделать это. К моменту крещения в Киеве была уже была церковь св. Ильи.

—                        В «ПВЛ» есть рассказ о том, как Владимир отправил послов в другие страны затем, чтобы они посмотрели, какая религия лучшая.

Отвергнутые религии//причины:

Ислам – запрещено пить вено;

Иудаизм – нет родины;

Католицизм – Не был принят даже при Ольге, т. к. глава церкви имел плохую характеристику: обвинялся во многих грехах.

1.     Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей, торговли. Византия – могущественная страна во многих отношениях.

2.     Язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси. Язычество – пережиток первобытной демократии.

3.     Требовалась новая идеология, которая помогла бы утверждению новых отношений: господства и подчинения.

4.     Монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.

5.     Появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

                          Крещение Владимира I.

Две точки зрения:

1.     В Киеве ( или в 35 км. от него в г. Василеве). В начале он, потом дружина, затем киевляне.

2.     В Корсуне, после захвата города. И второй раз в Киеве.

Как удалось Владимиру I избежать политической зависимости от Византии?

Владимир оказал военное давление на императора Византии. В 987 г. на Русь прибыли византийские послы с просьбой помочь подавить против императора Фоки. Владимир согласился при условии, что за него выдадут замуж Анну – сестру Византийского императора.

Но следующий приезд посольства затягивается, и Владимир совершает поход на Корсунь, как военное давления. После него Анну прислали, был проведен обряд венчания.

Затем Владимир «заболел», лечащие врачи и окружение советуют креститься ( у византийского священника), он крестится, неожиданно выздоравливает, и крестится вся Русь.

                         Методы христианизации.

I.                  Насильственный. Доказательство – крещение Новгорода: «огнем и мечем».

II.               Не все соглашаются с первым способом, т. к. в мировой практики в подобных случаях крестилась только верхушка власти, а народ отвергал. А. И. Клебанов считает, что насильственный вариант не может укоренить веру. Язычество соответствовало первобытному строю, коллективному обществу. С  исчезновением этого строя возникает потребность в большей индивидуальной свободе личности.

А православие допускает прямое общение между человеком и богом: «просите и получите». Церковь же присваивает роль посредника – претендует на «земное небо». Так же кроме официального варианта христианства существовал еще и народный. Например, в 18. веке народ трактовал законы в свою пользу, подобно он мог трактовать и законы бога, которые проповедовало христианство.

Панченко и Гумилев считают, что христианство было воспринято равнодушно: люди соглашались с князем и дружиной, но в душе оставались язычниками.

III.           В религиозной литературе говорится, что население единодушно приняло христианство. Но есть факты, когда люди бежали в леса, крещение Новгорода и т. п. Следовательно версия заведомо неверна.

  Меры искоренения языческих пережитков, принимаемые православием.     1.Введение двойников языческих богов: богиня плодородия – Макошь, а в христианстве – Параскева Пятница.

2.Языческие праздники приурочивали, скрещивали с христианскими: Масленица (крашенные яйца – символ оплодотворения земли, блины – солнце), Ивана Купала (очищение огнем), Вербное воскресенье (культ растений).

3.Демонизация богов: говорили, что утаскивают в омут и т. п.

Последствия крещения

1.     Смягчение нравов славя: 10 заповедей – гуманны. Например, нельзя было приносить пленных рабов в жертву богам.

2.     Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

3.     Рассвет Русской средневековой культуры, которая в основе своей была религиозна: первые переведенные книги (с латинского языка – Византия), на созданный язык Кирилла и Мефодия. Появились фреска, мозаика, книжная миниатюра, живопись, в архитектуре (церковной) – крестово-купольный тип храма.

4.     Укрепление политического единства Киевской Руси. Например, церковь поддерживала князя и патриотический настрой перед Куликовской битвой.

5.     Уравнение Руси с Европой на международной арене, укрепились связи с христианизированными странами.

Источник: http://russiahistory.narod.ru/vladimir.htm

Владимир Святой — креститель Руси

Владимир был сыном рабыни, пленной древлянской княжны (согласно одной из гипотез), и великого киевского князя Святослава. Перед своим последним походом Святослав разделил Русское княжество между сыновьями: Киевская земля отошла Ярополку, Древлянская — Олегу, Новгородская — Владимиру.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что можно есть в пост

После смерти князя в бою с печенегами между братьями развязалась смертельная битва за трон. В схватке с Ярополком пал Олег. Владимир, понимая, что и его ждет подобная участь, снарядив ладью, бежал из своих владений в Скандинавию.

Владимир и Рогнеда. (wikipedia.org)

За два года жизни в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали Владимира в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и жестокости молодого князя добавились хитрость и терпение.

Владимир ждал своего часа. И дождался.

Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идет на тебя».

Владимир I. Киевское княжение

Собрав под своим стягом варяг, славян, чуди и кривичей, Владимир летом 978 года двинулся на Киев. Главные полки князя передвигались на ладьях по рекам, конница шла берегом. Но вдруг Владимир сменил направление — отправился в Полоцк и нанес по городу внезапный и сокрушительный удар.

Заколов полоцкого князя и двух его сыновей, изнасиловав княжескую дочь Рогнеду, которая за несколько недель до этого имела неосторожность оскорбить Владимира, просившего ее руки («Не пойду за сына рабыни», — были ее слова), Владимир Святославич повернул на Киев. Разорять город, свою будущую столицу, он не стал, прибегнул к хитрости.

Подкупив киевского воеводу Блуда, Владимир выманил Ярополка из Киева в Родень, где на переговорах отдал приказ двум варягам поднять брата «на мечи».

Став великим князем над Киевом и всей землей Русской, Владимир понимал, что победа его свершилась в большей степени потому, что язычники-киевляне были недовольны Ярополком, который до гибели слишком тесно общался с христианами, в том числе и с германским королем Оттоном I. Да и женой экс-князя была греческая монахиня, ставшая в конечном итоге наложницей Владимира.

Владимир идет в поход на печенегов. (runivers.ru)

Право на власть следовало подтверждать воинскими успехами и расширением границ государства. Владимир принялся покорять окрестные племена. В 979 году он совершил поход в земли волынян, закончившийся подчинением их Киеву. В 981 году завоевал вятичей.

Ляхов, Перемышль, Червен и многие другие города не устояли под напором киевского князя и его дружины. В многолетней борьбе Владимир сумел покорить и свирепое племя вятичей, и племя радимичей, и волжских булгар.

Одержав победу над многими народами, князь стал всерьез задумываться о выборе новой веры — огромную территорию, не имевшую общей религии, нужно было удержать.

Крещение Руси

Согласно легенде, выбирая веру для Киевской Руси, Владимир вел беседы с представителями самых разных конфессий. И все же выбор князя пал на православие. С первых дней существования Русского государства его правители присматривались к Византии, крупнейшему торговому партнеру и военному союзнику.

И все же одна деталь существенно тормозила отношения между соседями: православные греки не очень-то доверяли стране языческих варваров. Но в 987 году наступил момент, когда варвары очень понадобились Византии — империю сотряс мятеж Варды Фоки. Византийские дипломаты были готовы ко всему, лишь бы Русь пришла на помощь. Владимир не отказал, однако выдвинул условие — хочу в жены императорскую сестру Анну.

Брак с царевной князю пообещали, но только в том случае, если он примет крещение. Владимир с легкостью согласился.

По приказу князя зимой 988 года у города Хрисополь шеститысячный отряд русских витязей нанес сокрушительный удар по боевым порядкам мятежников. Бунт был подавлен. Фока Варда погиб.

Крещение князя Владимира. (wikipedia.org)

Выполнив свои обязательства, Владимир заговорил о женитьбе. Однако византийцы тянули время. Тогда князь, снарядив войско, двинулся на Херсонес Таврический. Завладев городом, он отправил к императору гонцов, сообщая: «Один ваш город я уже взял. Если не отдадите за меня сестру, то же сделаю и с вашей столицей».

Силой усадив Анну на корабль, греки отправились в Херсонес. Получив обещанное (принцесса полностью находилась в его власти), Владимир с крещением не торопился, размышляя, что, возможно, выгоднее принять веру немцев (Священная Римская империя как раз набирала силу).

Но в один прекрасный день, согласно легенде, все изменилось. Проснувшись утром, князь не смог ничего увидеть. Назвав случившееся Божьим промыслом, византийские священники посоветовали Владимиру принять крещение. Слепого князя погрузили в освященную воду, епископ прочитал молитву, и — о чудо! — Владимир прозрел.

За князем обряд крещения прошла и его дружина.

В Киеве Владимир приказал разрушить все статуи языческих богов. Народ, расставаясь с Перуном, Стрибогом и Мокошей, плакал. Не желая перечить князю, киевляне вошли в воды Почай-реки.

Конечно, православие на Руси утвердилось не сразу. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир тем самым на многие годы вперед определил ее духовные и политические ориентиры.

Источник: https://diletant.media/articles/45260756/

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

Почему Владимир принял крещение в Херсонесе? »

О крещении князя Владимира ходят легенды, и даже авторитетные историки, посвятившие жизнь изучению этого периода, спорят между собой о деталях, пожалуй, одного из важнейших событий в истории России. Некоторых дотошных исследователей смущают не только расхождения в летописях относительно года крещения, их волнуют главные вопросы — место, где это произошло, и почему. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» решил провести собственное расследование.

За историю Руси Ломоносов подрался с Миллером

Согласно официальной версии, князь Владимир Святославич принял крещение в Херсонесе в 988 году н. э.

При этом главный «датировщик», на который ссылается большинство историков — это Повесть временных лет, отсылающая нас к 6496 году «от сотворения мира», то есть к 988 году по современному лето­счислению.

А вот большинство византийских источников указывают 987 год, когда Константинополь заключил с Русью союз, испугавшись завоевания Царьграда (Константинополя) после завладения русскими Корсуни (Херсонеса Таврического).

Называются и другие даты. Ряд авторов считают вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским пат­риархом Фотием I в 860-х годах, вскоре после похода русов на Константинополь. Эти события иногда именуют первым крещением Руси.

А, например, математики РАН Николай Фоменко и Глеб Носовский, ссылаясь на Тверскую летопись 1534 года и на иконы Христа, на которых указан 6878 год от Адама, демонстрируют, что крещение Руси произошло в 1369 году, то есть почти на 400 лет позже. К слову, и рождение Христа они привязывают к XI веку.

Арабский же писатель и историк XI века Аль-Бекри в своих трудах заявляет, что «русы приняли христианство в IV веке нашей эры».

А человеком, который распространил его на славянские земли, был якобы Бус Белояр, правитель Русколании — государства, существовавшего, по легенде, ещё до Киевской Руси и занимавшего территорию от Днепра до Северного Кавказа.

Алексей Евтошенко, кавказовед:

«Григорий Просветитель, креститель Армении, когда встретился с царём Тиридатом, назвал его царём алан и русов, а это начало IV века. О каком царе русов может идти речь, если Киевской Руси, или Руси на Днепре, тогда ещё не существовало?»

Впрочем, современные историки отрицают подлинность Велесовой книги, единственного сохранившегося письменного источника, подтверждающего существование Русколании.

Хотя не секрет, что за переписывание русской истории и, в частности, отрицание существования праславянской государственности Михаил Ломоносов сломал немцу Миллеру нос

Каменные колонны церкви в Корсуни

И всё-таки основная интрига заключается в том, что исследователи продолжают спорить, в каком городе на самом деле Владимир принял крещение. Официальная версия гласит, что произошло это в Корсуни — так на Руси называли греческий Херсонес.

«Крестился Владимир в церкви Святого Василия, а стоит церковь та в Корсуни, посреди города, где собираются корсуняне на торг», — рассказывает Нестор в своей Повести временных лет в начале XII века.

Те же, кто считает этот источник более поздней фальсификацией, заявляют: дескать, некоторые источники указывают на 987 год крещения Владимира, а в это время он находился в Киеве. В качестве потенциального места крещения приводят городок Василев, недалеко от столицы, где обнаружили остатки некой деревянной церквушки.

Впрочем, версия эта слаба: нет никаких достоверных подтверждений, да и на всех древних фресках и картинах Владимир изображён в купели на фоне каменных стен, колонн и арок. Именно такие когда-то возвышались в Херсонесе Таврическом. Сейчас на этом месте стоит беседка с памятной надписью о важнейшем в истории событии.

Однако греческий Херсонес, выбранный местом для крещения, вызывает недоумение: почему веру, которую Владимир собирался ввести в стране в качестве государственной религии, нужно было принимать на греческой территории?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой сегодня церковный праздник 28 октября

Крым передавался русам за военную помощь

Известно, что принятие Русью христианства было условием со стороны Византии в обмен на руку и сердце царевны Анны. Однако ведь именно византийский император Василий II попросил военной помощи у Владимира Красно Солнышко для борьбы с самопровозглашённым царём Вардой Фокой.

Так что условия Василию II должен был ставить Владимир, а не наоборот. Какими же могли быть условия? Разумеется, Владимиру Святославичу, собиравшемуся сплотить и помирить разрозненные русские земли, было выгодно принять новую религию как объединяющий фактор.

Но византийский император об этом не знал.

Виктор Грицков, писатель-историк:

«Летом 988 года русы разгромили осаждавшую Константинополь армию мятежников Был достигнут вынужденный для империи компромисс, в соответствии с которым отложившийся Крым передавался русам в качестве компенсации за оказанную военную помощь.

Но этот дар предстояло заполучить в бою.

Поэтому рядовые участники крымского похода и поздние летописцы воспринимали осаду Корсуня как вой­ну с византийцами, а наиболее информированные — как месть за коварство греков, подсунувших их повелителю ложную сестру императоров».

Речь идёт о том, что Василий II, не желая православную царевну выдавать замуж за язычника, изначально сосватал его с лже-Анной.

Если верить этому исследованию, то христианство Владимир принимал в русской Корсуни, причём такая важная церемония, по всей видимости, была проведена в Херсонесе, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: Крым отныне принадлежит новой православной Руси, наследнице Второго Рима.

Столица Руси в Севастополе

Есть и ещё более смелая версия, отвечающая на вопрос, почему Владимир принял крещение именно в Херсонесе. Согласно ей, именно в Крыму находилась столица Древней Руси.

Виктор Спильный, исследователь:

«Древний город Киев-в-Инкермане был найден мною 9 мая 1997 года благодаря изображению на древней мини­атюре из летописи владимирских князей, сохранённой для истории литовским вельможей — воеводой Николой Радзивиллом. На древней русской миниатюре из летописи владимирских князей изображены первые князья Русской земли в Киеве-в-Инкермане. А именно Кий, Щек и Хорив изображены восседающими на Киевских горах с видом на севастопольскую Северную бухту».

Правда это или вымысел, историкам ещё предстоит разобраться. Но удивительно, почему никто не придаёт значения любопытной формулировке в Повести временных лет, на которую все так настойчиво ссылаются.

Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда «начала называться Русская земля, а Русь впервые появилась в Царьграде». Известно, что Царьград, он же Константинополь, периодически переходил из рук Византии в руки Древней Руси.

Но каким образом, не владея ключевыми портами Северного Причерноморья, можно было претендовать на Босфорский пролив и выход в Средиземное море?

Источник: http://ktelegraf.com.ru/5513-pochemu-vladimir-prinyal-kreshhenie-v-xersonese.html

Владимир Святославич

Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.

Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 — 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши. 

Князь Владимир Святославович

Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.

https://www.youtube.com/watch?v=K56SfOJ7G_E

Святослав Игоревич, отец Владимира

В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега.

Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками.

Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.

Новгород в X столетии

Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Гибель Ярополка

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде.

Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты.

А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.

Гибель Ярополка

Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде.

Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил.

Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Князь Киевский

Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался.

Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения.

А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.

Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).

Поход Владимира Святославича против печенегов

Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.

Карта Руси при Владимире Святославиче

Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга. 

Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

Личная жизнь

Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру Анну Византийскую. Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда.

Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь.

Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.

Анна Византийская и Владимир Святославич

Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира.

По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников.

Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви. 

Крещение Владимира Святославича

Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом.

С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга.

Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон. 

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.

Крещение Руси

Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава. 

Князь Владимир Святославич с сыновьями

Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость. 

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон. 

Святополк и Ярослав

Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель.

Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Память

За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм. 

Памятник Владимиру Святославичу в Москве

4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.

Источник: https://24smi.org/celebrity/4635-vladimir-sviatoslavovich.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь