25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение
Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!
На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.
25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.
Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.
Что же разделило христиан?
Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.
На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.
«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.
Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.
Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.
Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.
Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).
Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.
Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.
А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!
По каким календарям празднуют Рождество в мире?
Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).
Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.
Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.
Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.
Источник: https://ru.krymr.com/a/rozhdestvo-25-dekabrya-7-yanvarya/30342206.html
Праздник один, а дат — две: Почему в Украине дважды отмечают Рождество Христово
На сегодняшний день в Украине Рождество празднуют 25 декабря и 7 января
112.ua
Рождество Христово — один из главных церковных праздников. На сегодняшний день в Украине этот праздник отмечают и по юлианскому (7 января), и по григорианскому календарю (25 декабря).
Все чаще ходят разговоры об изменении церковного календаря и праздновании Рождества только в декабре. Глава Православной церкви Украины Епифаний заявлял, что ПЦУ не против такого шага, однако подчеркнул, что сейчас «для этого не время».
В то же время в Украинской православной церкви заявляют, что останутся верными традиции и не планируют менять календарь. Но обо всем по порядку.
Когда в Украине празднуют Рождество
В Украине христиане восточного обряда (православные и греко-католики) традиционно празднуют Рождество Христово по юлианскому календарю — 7 января. При этом, Римо-Католическая церковь и большая часть Православных церквей в мире отмечают Рождество по григорианскому или новоюлианскому календарю — 25 декабря (до 2800 григорианский и новоюлианский календари будут совпадать).
В ноябре 2017 года Верховная Рада сделала 25 декабря выходным днем.
«Около 23 172 действующих религиозных православных, греко-католических и других христианских общин отмечают Рождество Христово 7 января по юлианскому календарю. Вместе с тем, в Украине насчитывается около 11 тыс. религиозных католических и протестантских общин, что составляет около 30% от всех религиозных организаций Украины, которые празднуют Рождество Христово по григорианскому календарю, то есть 25 декабря.
Таким образом, значительное количество верующих Украины отмечает этот религиозный праздник в другой день, чем определен на законодательном уровне как выходной день.
Учитывая указанное, необходимо обеспечить права значительной части населения Украины на празднование Рождества Христова в тот день, который соответствует их религиозным и мировоззренческим убеждениям, и включить этот день в число официальных праздничных дней Украины», — говорилось в пояснительной записке к законопроекту.
Один из инициаторов законопроекта, бывший народный депутат Павел Унгурян отмечал, что этот документ является достаточно сбалансированным. Он позволит сделать празднование Рождества более соответствующим григорианскому календарю, которым пользуются во всем мире.
«Но, понимая, что сегодня многолетняя традиция празднования 7 января, эти оба праздника — и 25 декабря, и 7 января — остаются как Рождество Христово«, — сообщал Унгурян.
Из открытых источников
Смена церковного календаря
В начале декабря 2019 года предстоятель Православной церкви Украины Епифаний в интервью BBC отмечал, что в целом ПЦУ не против изменения церковного календаря и даты празднования Рождества. Но сейчас этот вопрос неактуален, так как у подобной инициативы нет поддержки со стороны украинского общества.
Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/prazdnik-odin-a-dat-dve-kogda-ukraincam-prazdnovat-rozhdestvo-hristovo-518408.html
Рождество в Греции и на Афоне
Как и когда празднуют Рождество в Греции и на Афоне
Греки довольно религиозны, поэтому празднование Рождествав Греции для них имеет особое значение. Начинается отдых у жителей Греции ещё 25 декабря, так как местная церковь отмечает все события и праздники по григорианскому календарю, в отличие от России, где в быту ещё до сих пор юлианский календарь.
Основное внимание придается именно Рождеству и Крещению, тогда как празднование Нового года уходит на второй план. Ещё начиная с ноября, витрины магазинов и фасады домов начинают украшаться праздничной иллюминацией. Греки любят показывать свое отличие друг от друга, поэтому каждый житель пытается как-то особенно украсить свой дом, балкон или выходящее на улицу окно.
Традиции и верованияв Греции
Один из традиционных символов греческого Рождества и Нового года – парусный кораблик, изображение которого можно увидеть в это время почти везде. Его украшают гирляндами, выставляют на городских площадях или в окнах магазинов и домов.
Кораблик не только символизирует близость Греции к морю, но и является частью христианских верований. У православных христиан, составляющих подавляющее большинство населения, корабль – это символ счастья, блаженной и безмятежной жизни.
Владельцы настоящих яхт и кораблей часто украшают собственные судна, ярко освещая ими прибрежные участки моря.
Ранним утром накануне Рождества, большинство детей в городах и селах начинают традиционный обход соседей и родственников, который сопровождается праздничными пениями – каландой (колядой). Дети целый год готовятся к празднику, учат песни и готовят простые музыкальные инструменты – «тригона», или треугольники. Их звон можно слышать на протяжении всех праздников – греки верят, что он отгоняет злые силы, и приносит в дом счастье, радость и достаток.
Период, длительностью в 12 дней между кануном Рождества и Новым годом носит название Двенадцатидневья, или Святок. Согласно с поверьями, в это время появляются каликандзари – злые духи, основная цель которых – досадить людям, насмехаться над ними и всячески проказничать. Любая неприятность, которая случается в доме перед новым годом, списывается на них.
Поскольку каликандзари проникают в дом посредством дымохода, то и способ борьбы с ними соответствующий – в Рождественскую ночь хозяин дома сильно растапливает печь, и кладет в неё одно большое полено, которое горит целую ночь и дает много дыма. Густой дым призван «выкурить» злых духов из дома, и привлечь в дом богатство, удачу и счастье.
Не обходится Рождество и без вручения подарков друг другу. Вечером 25 декабря, после завершения литургии в церкви, каждая семья собирается вокруг праздничного стола, все её члены обмениваются подарками и желают друг другу счастья в следующем году.
1 января у греков ассоциируется не так с Новым годом, как с днем памяти Святого Василия. Дети пишут Святому Василию письма с пожеланиями, оставляя их под рождественской елкой. Традиционно, к 1 января, хозяйки Греции пекут василопиту – пирог святого Василия, в котором запекают небольшую монетку. Тот, кому на праздник попадется кусочек пирога с монеткой, будет успешным и счастливым на протяжении всего года.
Праздничный стол в Греции
Важная часть любого празднования – традиционный стол, блюда которого не только вкусные, но и символизируют явления религиозной и светской жизни.
Основные блюда, без которых греческие хозяйки не представляют празднование – меломакарона, курабьедес и фаршированная индейка.
Меломакарона – это очень ароматная медовая выпечка, которая являет собой разновидность печенья. Такие гостинцы очень быстро расходятся – их любят дети и взрослые, а также ими традиционно угощают колядников.
Курабьедес – миндально-ванильная сладость, печенье в виде звездочек, колокольчиков и прочих рождественских атрибутов. Готовая выпечка обильно посыпается сахарной пудрой, которая символизирует рождественский снег.
Хорошая хозяйка считает своим долгом приготовить на праздник фаршированную индейку. От того, насколько сочной и ароматной получилось мясо, гости судят о талантах хозяйки, поэтому женщины стараются сделать все на совесть.
Остальные блюда во многом зависят от конкретного региона, но могут меняться и от дома к дому. После окончания поста, греки активно приступают к поеданию блюд из мяса.
Основную роль на местной кухне играет свинина – в деревнях каждая уважающая себя семья держит свинью, которую режут к Рождеству, а из мяса готовят различные блюда – копчености, колбасы, паштеты.
Даже в городах люди нередко коптят мясо во всех доступных местах – на балконах, верандах, или просто на улице. Чем ближе праздник, тем ярче ощущается аромат дыма и пряностей, которые сопровождают приготовление блюд.
Рождество на Афоне
Хотя рождественские песни, щедро накрытый стол и обмен подарками составляют важную часть праздника, основная его подоплека все-таки религиозная. Попав на Рождество на Афон, можно лично ощутить всю значимость этого события, понаблюдать за тем, как следует встречать рождение Христа.
Ночь перед Рождеством, как впрочем, и большая часть остального времени, проходят в молитвах и предпраздничных литургиях. Только побывав на церковной службе, и встретив рассвет с молитвой, можно по-настоящему окунуться в атмосферу праздника. Здесь вы не встретите детей, поющих колядки, или праздно шатающихся взрослых – атмосфера Рождества на Афоне более глубокая, чем в светском мире.
Греция – это колыбель не только мировой философии и науки, но и современного христианства. Посетив эту страну в период рождественских праздников, вы с головой окунетесь в гущу событий, народных гуляний, и тихих семейных вечеров. Особой атмосферой отличается Рождество в монастырях и храмах Афона.
Напишите мне, я помогу организовать Вам посещение Святой Горы, и вы сможете ощутить не только дух торжества, но и приобщиться к таинству такого важного для православного христианина праздника – Рождества Христового.
Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/rozhdestvo-v-grecii-i-na-afone.html
Календарный вопрос, или Все ли равно, когда праздновать Рождество?
Еще пост или уже Праздник?
Три календаря
Точнее или правильнее?
Так все же, почему?
Еще пост или уже праздник?
25 декабря по новому стилю Рождество празднуют не только в католическом и протестантском мире. В этот день, когда христиане Русской Православной Церкви еще только готовятся к встрече Рождества и впереди неделя строгого поста, в некоторых православных поместных церквях уже идут праздничные рождественские службы.
С двадцатых годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.
Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: примерно 4/5 от общего числа православных: вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.
Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?
Три календаря
«Юлианский календарь. В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая «догоняет» длину солнечного года.
Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.
Григорианский календарь. Итак, в «старом» календаре каждые 128 лет накапливались «лишние» сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались.
На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта.
Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.
Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.
Источник: https://www.pravmir.ru/kalendarnyj-vopros-ili-vse-li-ravno-kogda-prazdnovat-rozhdestvo/
Многие православные церкви отметят Рождество в ночь на 25 декабря
По словам представителя РПЦ, Польская православная церковь в марте 2014 года вернулась полностью на старый календарный стиль — через 90 лет после того, как по настоянию тогдашних государственных властей приняла новый календарь в церковной жизни. Однако большинство ее приходов продолжали отмечать праздники по старому стилю, и его официальное восстановление было встречено верующими с удовлетворением.
Вопрос для Всеправославного собора
«Тема церковного календаря является одним из вопросов повестки дня Всеправославного собора, запланированного на 2016 год.
Но никаких революционных решений от предстоящего общеправославного форума не ожидается, — хотя бы уже потому, что все его постановления будут приниматься исключительно на основе единогласия всех автокефальных церквей православного мира, а церкви, придерживающиеся старого календаря, включая Русскую, отнюдь не намерены пересматривать свою практику в этом отношении», — отметил протоиерей Николай Балашов.
По его словам, Всеправославный собор, скорее всего, подтвердит высказанное еще в 1948 году мнение Совещания глав и представителей православных церквей о том, что «для неподвижных праздников каждая автокефальная церковь может пользоваться существующим в этой церкви календарем» при сохранении общей Александрийской пасхалии.
Проект постановления Всеправославного собора по этому вопросу, подготовленный в 1982 году, будет предварительно рассматриваться начавшей свою работу минувшей осенью специальной межправославной комиссией, принимающей свои рекомендации также на основе принципа консенсуса (единогласия).
В упомянутом проекте говорилось, что календарный вопрос «является предметом подобающей оценки церковью своей пастырской ответственности и соответствующих нужд своей паств»; при этом подчеркивается, что единство православия «никоим образом не должно быть поколеблено», и календарные различия «не должны вести к разделению, расхождениям и расколам».
«Значит, настроения паствы обязательно будут учтены участниками собора», — подытожил Балашов.
Календарная реформа
Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В этих же целях в 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.
Современные реалии
Тем не менее Балашов заверил, что «в настоящее время перед Русской православной церковью вопрос о перемене календарного стиля не стоит». «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — подчеркнул представитель Московского патриархата.
Правда, по его словам, небольшое количество приходов РПЦ в дальнем зарубежье, состоящих преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сказал РИА Новости, что многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по юлианскому календарю — 7 января. Вместе с православным большинством 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.
В представительстве же Армянской апостольской церкви, живущей по собственному, «апостольскому» календарю, РИА Новости сообщили, что встречают Рождество в ночь с 5 на 6 января.
Источник: https://ria.ru/20141224/1039896576.html
Рождество Христово. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Рожество́ Христово
в Русской православной церкви: Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа
греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών
Определение даты рождения Иисуса Христа
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году
Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII).
Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven.
luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э.
маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью.
Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e.
в феврале, когда количество дождя в Палестине бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.
Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.
25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.
Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена.
Датой Благовещения было установлено 25 марта (на Востоке — 6 апреля). Прибавление к этим датам 9 месяцев даёт 25 декабря и 6 января соответственно. В IV веке Восток (кроме Армянской Церкви) и Запад заимствовали даты друг друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня.
Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря.
Тропарь Рождества Христова
глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова
глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.
Задостойник
глас 1
Величай, душе моя,// Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Любити убо нам яко безбедное страхом/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть,// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
holder
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/15509-rozhdestvo-xristovo/
Православное Рождество в Греции глазами местного жителя
Александрос Эллинас переехал из СССР в Грецию ещё ребёнком, так что местные рождественские традиции для него давно стали родными. Сам Александр занимается организацией персонального туризма и ведёт свой видеоблог о Греции.
Жизнь вокруг Рождества
В Греции народ отмечает не столько Новый год, сколько именно Рождество. С начала декабря все магазины переходят на праздничное расписание: открыты допоздна и работают по воскресеньям (в непраздничное время у магазинов по воскресеньям выходной).
На рождественских ярмарках продаются натуральные продукты из разных регионов страны — это и множество сортов мёда на разных основах, и разного вида алкогольные напитки, сладкие лукумадэс, вкусные ореховые печенья, греческий самогон ципуро, вино и многое другое. У прилавка каждого деревянного домика (именно в них идёт торговля) гостей ждёт тёплая приветливая улыбка и щедрое угощение.
Всё это сопровождается музыкой, танцами и выступлениями национальных музыкальных коллективов в традиционных одеяниях. В церквях служатся ежедневные рождественские литургии, греки могут исповедоваться и причащаться.
Основные торжества начинаются за неделю до Рождества и заканчиваются 6 января, в День Богоявления, или Крещения Господня.
Во время праздников на улицах возле магазинов устраивают застолья: даже под вывеской «Хозтовары» можно обнаружить большой мангал с вертящейся на нём козлятиной или греческие шашлыки сувлаки! Из магазинов звучит музыка, владельцы подзывают прохожих и угощают мясом, вином и ципуро.
Вечером 24 декабря греки идут на рождественскую службу в «свою» церковь, ибо в Греции практически в каждой, даже самой небольшой, деревушке обязательно есть как минимум одна церковь (обычно всё-таки больше одной). Уже после полуночи (получается, 25 декабря) вся семья собирается за одним столом.
На столе
На рождественском столе у греков лежат меломакарона (медовое печенье), курабьедэс(рождественское печенье), а также мясо: индейка (например, фаршированная или жареная) или более традиционная козлятина и баранина (тушу готовят целиком на вертеле, разделывают на шашлык).
Из напитков, конечно же, ставят домашнее вино. Кроме него на столе присутствуют рецина, ципуро или раки — в зависимости от региона Греции. Например, раки — крепкий алкогольный напиток, представляющий собой продукт перегонки вина, настоянный на анисовом корне, его изготавливают на Крите.
Стоит отметить немаловажный факт: греки любят застолья и пьют немало, но после застолья спокойно садятся за руль и едут домой, без «приключений» на дорогах. Это отмечают многие — как туристы, так и проживающие здесь соотечественники.
А в Новый год на праздничный стол обязательно подаётся пирог василопита. С эллинского (греческого) его название переводится как «пирог святого Василия». Это новогодний пирог, который эллины по традиции выпекают 1 января — в День святого Василия по Византийскому календарю.
Пирог обязательно запекается с монеткой. 31 декабря после полуночи или 1 января в течение дня в каждой семье разрезают василопиту на равные части по количеству членов семьи. По традиции считается, что тот, кто получит кусочек с монетой, будет счастлив весь год.
Монетку нужно положить в кошелёк, чтобы деньги в нём никогда не заканчивались.
Кстати, Деда Мороза или Санта-Клауса у эллинов нет, у них подарки приносит Святой Василий. А за покупки подарков детям от Святого Василия кроме родителей отвечают ещё и крёстные — это звание очень почитаемо греками, и крёстные играют немаловажную роль в жизни детей.
Греки и церковь
Вообще православная вера и православные традиции имеют большое значение для жизни греков не только во время праздников, но и на протяжении всей жизни. Младенцев с раннего возраста причащают, прививают им христианские ценности и традиции. Кстати, Греция находится на последнем месте в Европе по количеству разводов!
Сравнивать Рождество в России и в Греции смысла нет: у каждой страны свои традиции. Могу лишь сказать, что греки действительно очень тепло относятся к русским. Считают их единоверным, братским народом.
Ведь нас связывает множество факторов: фактически крещение греками Руси (напомню, князь Владимир был крещён греками), славянская азбука, глаголица, основанная уроженцами города Фессалоники святыми братьями Кириллом и Мефодием и ставшая основой как русского, так и других славянских языков.
Даже образ двуглавого орла на гербе России взят с образа византийского орла! Так что, несомненно, наши народы очень тесно связаны.
Поздравляю всех греков и россиян с праздником светлого Рождества Христова и с Новым годом! Χρόνια πολλά και ευλογημένα!
Источник: https://life.ru/p/952836
Православные христиане празднуют Рождество
МОСКВА, 7 января. /ТАСС/. Русская православная церковь (РПЦ) отмечает Рождество Христово 7 января (25 декабря по старому стилю). В ночь праздника Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил литургию в храме Христа Спасителя в Москве.
Праздничные богослужения начались накануне — утром в Сочельник (день перед Рождеством) патриарх также служил в храме Христа Спасителя. А в Рождество, кроме ночной литургии, предстоятель РПЦ проведет в храме Христа Спасителя и великую вечерню.
«Вечером 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершит великую вечерню в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.
Начало богослужения в 16:00″, — сообщили на сайте патриаршей пресс-службы.
Патриарх поздравил верующих с Рождеством, выразив надежду, что чтение Евангелия в новом году войдет в их интеллектуальную жизнь. «Пусть в наступившем новом году чтение Евангелия станет обязательной частью нашей духовной и интеллектуальной жизни.
Возьмите в руки эту книгу — книгу божественной любви, силы и правды.
Если у ваших друзей или соседей нет Евангелия, подарите: чтение Священного писания это спасительная возможность преодолеть отчужденность и одиночество, которые столь характерны для наших современников», — сказал он в своем обращении.
Глава Русской церкви напомнил верующим о том, что верность Евангелию сохранять жизненно необходимо, потому что именно его сила «помогает нам противостоять греху и неправде, любить ненавидящих и обидящих нас, оставаться с Господом и его церковью даже тогда, когда весь мир, кажется, пытается нам противодействовать».
Глава Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополит Московский и всея Руси Корнилий, обращаясь к верующим с рождественским поздравлением, напомнил о том, что Рождество для христиан — праздник примирения с Богом.
«Рожество Христово — праздник нашего примирения с Богом, залог прощения наших грехов, светлая заря грядущего Царствия Божия и вечной радости. Молитвенно желаю вам здравия телесного и душевного, бодрости и крепости, стойкости в вере и исполнения всех благих желаний в жизни.
Благодать рождьшагося ныне Богомладенца Христа молитвами Пречистыя Его Матери и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами!», — приводит его текст сайт РПЦС.
Дата празднования
Рождество — это один из центральных праздников христианства, установленный в честь рождения на свет Иисуса Христа. Его празднование в Римской империи заменило отмечавшийся в декабре праздник «Рождения Солнца непобедимого» и Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна.
7 января, или 25 декабря по юлианскому календарю, Рождество празднуют ряд поместных православных церквей: Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская, вернувшаяся к старому стилю в 2014 году.
В этот же день Рождество празднуется в монастырях горы Афон, у старообрядцев различных согласий и греко-католиков. Со II по IV века Рождество праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление — 6 января по юлианскому календарю.
Эта традиция сохранилась по сей день в Армянской апостольской церкви.
В 1582 году папа римский Григорий XIII, стремясь скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом, ввел систему летоисчисления, получившую название григорианского календаря — нового стиля.
В новый календарь перешли все непереходящие праздники (т. е. праздники с фиксированной датой), включая Рождество 25 декабря.
Ряд церквей, в том числе и Русская православная церковь, продолжили пользоваться юлианским календарем, но Рождество при этом также приходилось на 25 декабря.
Традиции православного Рождества
В православной традиции Рождеству предшествует сорокадневный пост, продолжающийся с 28 ноября до 6 января. Его последний и самый строгий день — сочельник (по названию специального постного блюда из зерен пшеницы или ячменя с медом, орехами и фруктами — сочива).
В канун Рождества в церквях служат вечернюю службу, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. После этого верующим разрешается съесть сочиво (отсюда проистекает традиция не есть «до первой звезды»).
Рождественский период празднованием Крещения Господня 19 января. В течение 12 дней до него продолжаются святки («святые дни», или «святые вечера»), в которые, согласно православным канонам, полагается возносить молитвы, славя Христа. До революции в России было запрещено «заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища», но в народной традиции святки всегда были связаны гуляньями, играми, представлениями ряженых, гаданиями и колядованием.
До 1917 года в Российской империи Рождество входило в число официальных праздников, одновременно с ним 25 декабря отмечалась победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Эта дата празднования была установлена манифестом императора Александра I в 1814 году.
Традиция встречи Рождества была прервана в 1915 году, когда немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
После Октябрьской революции запрет отменили, и в декабре того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была установлена общественная елка, но уже в 1918 году постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета Рождество было исключено из списка государственных праздников и перестало быть выходным.
В середине 1920-х годов в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками: 24 сентября 1929 года Совет народных комиссаров запретил его празднование, и вновь отмечаться оно начало только в 1990-е годы.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/7473465
Оксана Коваленко для ВВС Украина, Луцк
Правообладатель иллюстрации УНИАН
На Волыни в главном храме епархии Православной церкви Украины (ПЦУ) в этом году впервые проведут два рождественских богослужения: 25 декабря и 7 января.
Так глава епархии владыка Михаил отреагировал на публичное письмо части верующих. Он называет празднование Рождества до Нового года «декоммунизацией» и движением к европейским традициям.
На доске объявлений Свято-Троицкого кафедрального собора, главного в Волынской епархии ПЦУ, есть сообщение о проведении рождественской службы в ближайшую среду, 25 декабря.
Владыка Михаил был главным соперником предстоятеля ПЦУ Епифания во время проведения Учредительного собора и выборов главы церкви год назад. А потом часто критиковал новоизбранного предстоятеля.
Сейчас руководство ПЦУ не советует праздновать Рождество 25 декабря и считает этот шаг преждевременным, а потому позицию Михаила обозреватели воспринимают как некое продолжение недопонимания.
«Изменить атмосферу»
Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Свято-Троицкий кафедральный собор — главный в Волынской епархии ПЦУ
Праздничное богослужение в епархии решили провести в ответ на обращение нескольких тысяч прихожан, которые еще в ноябре опубликовали открытое письмо к митрополиту Луцкому и Волынскому Михаилу со «смиренной просьбой».
Верующие не хотят отмечать Рождество после Нового года. Пишут, что более 90 лет назад советская власть изменила праздничные акценты в пользу атеизма, и просят помочь изменить атмосферу предпраздничных ожиданий.
Рождественский пост подписанты также начали раньше — 15 ноября.
«25 декабря — это не только католическое Рождество, а общехристианское. Всеправославный собор в Константинополе в 1923 году решил, что православные христиане согласно более точному григорианскому календарю должны отмечать Рождество Христово 25 декабря. На это согласились все страны кроме тех, что были под влиянием Советского Союза», — говорится в письме.
«Большинство поместных православных Церквей празднуют Рождество именно 25 декабря. Однако Украина до сих пор остается в советской (теперь — российской) парадигме», — отмечают его авторы.
«Филарет этого не любил»
Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко
Митрополит Луцкий и Волынский Михаил рассказывает, что принял решение в пользу богослужения 25 декабря, поскольку есть обращения, а также потому, что празднование Рождества в этот день является логичным. Однако проведет его еще раз — традиционно в январе — для верующих с другой позицией:
«Мы не отменяем ничего, мы просто расширяем время празднования Рождества Христова, — рассказывает он. — Поэтому те люди, которые пожелают прийти 7-го, придут 7-го, те, которые — 25-го, придут 25-го. Мы и первых, и вторых не лишим возможности порадоваться Дню рождения Иисуса Христа. С любовью жду всех!»
О себе он говорит, что не один год празднует Рождество Христово 25 декабря, но только в узком кругу. Почему он не заявлял о своей позиции ранее?
«Не говорили во всеуслышание, потому что патриарх [Филарет, воглавлявший УПЦ КП до октября 2018 года] этого не любил. У них так было утверждено. А сегодня, когда есть новая церковь, соответственно, могут быть и совсем другие новые традиции, и уже мы становимся ближе к европейским церквям», — говорит митрополит.
«В предыдущие годы я точно так же праздновал, но не заявлял об этом, потому что была другая власть, другая церковь, были другие традиции. Ну, а теперь наступил день декоммунизации церковных традиций неправильных», — добавляет он.
Владыка Михаил демонстрирует доказательства в подтверждение того, что Рождество в канун Нового года является истинным, — две богослужебные книги, 1982-го (издательства Московской патриархии) и 2002 года (УПЦ Киевского патриархата).
Говорит, что эти издания для священников — как правила дорожного движения для водителей. Он показывает страницу, где указана дата Рождества — 25 декабря.
Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Священник показывает церковные книги двух патриархатов, которые издревле оппонируют друг другу. В обоих написана одна дата
Когда отмечать Рождество?
- По словам историков, традиция отмечать 25 декабря как день рождения Иисуса Христа восходит еще к концу II — началу III века.
- В настоящее время большинство христиан в мире — католики и почти все протестанты — празднуют Рождество 25 декабря.
- Также 25 декабря отмечают Рождество Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и большинство других православных церквей.
- Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская православные церкви, а также монастыри на Афоне, Польская и восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по новому стилю).
- Армянская апостольская церковь (кроме Армянского патриархата в Иерусалиме), а также древневосточные церкви отмечают Рождество вместе с Крещением Господним (под общим названием Богоявления) 6 января.
Что говорят люди?
Священник расспрашивал коллег из других епархий об их рождественских служениях. Говорит, что большинство поддерживает и многие будут служить в этот день:
«Но не все готовы смело об этом сказать. У меня есть один коллега, он говорит: «Я буду 25-го служить. Но если что, буду говорить, что служил в честь праздника Спиридона Тримифунтского Чудотворца. А если будет тихо, скажу, что рождественское богослужение. В зависимости от того, как народ отреагирует».
Еще не все лучане слышали о возможности праздновать Рождество Христово 25 декабря. Кто-то поддерживает изменения, а кто-то — категорически против.
«Европа когда празднует? 25-го! Так что — на москалей будем смотреть, что они будут держать свою монополию на седьмое? Надо потихоньку внедрять, чтобы присоединиться к мировому сообществу», — рассказывает 71-летний Анатолий.
«Я не знаю, зачем что-то менять. Это, я считаю, неправильно. Всегда 7-го отмечали», — считает 20-летняя Анфиса.
А 84-летний Андрей говорит, что праздновать Новый год перед Рождеством неправильно, потому что это еще время поста.
«Дело в том, что Новый год отмечают в пост, люди гуляют, выпивают и даже морды бьют. А на Рождество 7-го делают такой ангельский вид, будто они не виноваты ни в чем. Получается накладка. Нужно присоединиться к мировому сообществу, праздновать весь период скоромных праздников без всякой водки», — доказывает он.
Владыка Михаил, между тем, предполагает, что потребуется как минимум 15 лет, чтобы украинцы приняли календарное новшество.
Правообладатель иллюстрации ПЦУ Image caption Владыка Епифаний считает переход на новый календарь преждевременным. Этот шаг, по его мнению, может навредить молодой церкви
В пцу советуют не спешить
В ПЦУ идею двойного празднования называют поспешным и непродуманным шагом.
«Поспешная календарная реформа — и даже непродуманные попытки сейчас прорекламировать ее предложениями удвоения празднования — потенциально законсервируют в Московском патриархате тысячи общин с миллионами верующих и внесут сумятицу в украинское православие на десятилетия вперед», — написал в «Фейсбуке» заместитель главы управления Православной церкви Украины по внешним связям Евстратий Зоря.
По его словам, риски от реформы сейчас — очевидны и реальны, в отличие от пользы для верующих.
Недавно в интервью Украинской службе Би-би-си митрополит Епифаний говорил, что перенос даты празднования Рождества сейчас не ко времени: «Когда дозреем к этому, увидим, что народ готов, — тогда и перейдем».
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50904837
Война календарей: что нужно знать о переносе празднования Рождества?
Дискуссия между христианскими церквями в Украине, которые в религиозных обрядах придерживаются так называемого «старого летоисчисления», о переносе празднования Рождества на 25 декабря длится уже не один год.
Дело в том, что большинство христианских церквей мира, среди которых и православные приходы, уже давно празднуют Рождество именно в конце года– 25 декабря.
Тогда как лишь несколько православных Церквей, деятельность которых распространяется и в Украине, до сих пор сохраняют традицию празднования Рождества Христова 7 января.
На самом деле, в последние годы такое расхождение во взглядах приобретает черты все более идеологические, кроме сугубо здравого смысла. Что касается последнего, то и рядовые граждане, и церковные деятели в светской жизни пользуются григорианским календарем, а значит, следуя логике, придерживаться несовершенных астрономических норм юлианского календаря просто нет смысла.
Кроме того, все чаще верующие украинских православных церквей желают полного перехода на григорианский календарь в связи с необходимостью ослабить идеологическую привязку к Русской православной церкви. Именно она уже много лет придерживается принципиальности в праздновании Рождества и Нового года по «старому обычаю» — 7 и 14 января соответственно. И именно она является одной из идеологических опор Кремля в Украине.
Конечно, хотя большинство украинцев и любят разнообразные празднования, однако и в данном вопросе настало время сделать выбор.
Кроме того, есть еще один важный аспект: 25 декабря, когда большинство христиан католического и православных обрядов, а также протестантских церквей празднуют день рождения Христа, сама эта дата до сих пор не является официальным выходным днем.
Главный вопрос: кто должен выступить арбитром в подобном вопросе? Государство, которое может назначить дополнительный выходной день решениями парламента и правительства, или большинство верующих, которые обусловят соответствующее решение иерархов церквей?
Разница в календарях
В конце концов, следует дополнительно остановиться на матчасти. Юлианский календарь является древнейшей системой летоисчисления западной цивилизации. Его ввел Юлий Цезарь еще до нашей эры, а с IV века им пользовались почти все христиане на территориях тогдашней Римской империи.
Необходимость внести коррективы в летоисчисление обусловила астрономическое и математическое несовершенство юлианского календаря: следуя ему каждый год получал «лишние» 11 минут к настоящему солнечному астрономическому году. Поэтому впоследствии суммарно 11 минут за каждые 128 лет образовывали один «дополнительный» день. В конце концов, за полтора тысячелетия календарь «набрал вес» и отставал уже на целых десять реальных астрономических дней.
Якобы это и является настоящей причиной, которая позволила Папе Римскому Григорию XIII 4 октября 1582 года ввести новый календарь. С тех пор григорианский календарь признан миром как международный стандарт летоисчисления.
Изображение максимального размера (откроется в новом окне)
Не все страны перешли на новый формат календаря. Особое сопротивление оказывала Константинопольская церковь и подчиненные ей патриархаты. И хотя попытки перейти на григорианский календарь были и в Средневековье, большинство православных церквей признали новое летоисчисление лишь в 1924 году после проведения Великого православного конгресса в Стамбуле.
Но и здесь не обошлось без «оговорок»: новое летоисчисление хотя и почти полностью совпадает с григорианским календарем, но названо было «новоюлианским».
Таким образом, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Румынский патриархаты, Болгарская православная церковь, Польская и Греческая православная церковь отмечают «неподвижные» праздники по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским до 2800 года.
Тогда как всего четыре церкви живут по старому юлианскому календарю: Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви, а также афонские монастыри и православные и греко-католики Украины.
Интересно то, что с 2100 года все православные, которые придерживаются «старого летоисчисления», станут свидетелями очередного смещение дат на 1 сутки вперед. Ведь сама разница между календарями увеличится уже до 14 суток.
Противостояние мировоззрений?
На самом деле, если учитывать религиозный аспект, то никаких догматических или канонических правил относительно того, каким должен быть церковный календарь, нет. Украинцы – верующая нация, и очень тяжело воспринимает изменения в традициях, особенно если это касается религиозных праздников.
С другой стороны, религия в наши дни – вопрос не только лишь традиций духовных, но и во многом идеологических. То есть таких, которые не могут не учитывать мнения многих граждан, а значит, появляется широкое поле для дискуссий, манипуляций и политики.
Так, в период с 1 сентября 2015 года по 27 декабря 2016 года на официальном сайте Президента Украины было обнародовано 10 электронных петиций по поводу празднования Рождества 25 декабря. 8 петиций не были поддержаны из-за недостаточного количества подписей (необходимо собрать 25 тысяч), еще 2 петиции имеют достаточное время для продолжения сбора подписей (зарегистрированы 11 ноября и 27 декабря прошлого года).
В пояснениях к зарегистрированным петициям говорится о мотивациях разного рода: «так как мы живем по григорианскому календарю», «отделиться от двойных советских стандартов», «Украина должна праздновать Рождество с Европой», «праздновать Рождество со всем христианским миром» и другие.
То есть, как видим, большинство петиций относительно перенесения даты празднования Рождества связаны именно с идеологическим аспектом и здравым смыслом, и в меньшей степени – с религиозными обстоятельствами.
Кроме Украинской православной церкви Московского патриархата, другие украинские церкви (которые, конечно, не признаются Русской православной церковью как канонические) не видят условных препятствий для переноса даты празднования Рождества на 25 декабря.
Так, одобрительно откликнулись на такую идею в УГКЦ и УПЦ Киевского патриархата, хотя с условием о том, что инициатива о реализации подобного решения должна исходить от самих верующих.
Ну и, конечно, существует консенсус относительно того, что решение о переносе празднования должны принять одновременно все конфессии внутри всей христианской общины в Украине. Например, это может произойти на уровне Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций.
Политический аспект
Источник: https://ru.slovoidilo.ua/2017/01/06/infografika/obshhestvo/vojna-kalendarej-chto-nuzhno-znat-o-perenose-prazdnovaniya-rozhdestva
Почему православные отмечают рождество 7 января? История праздника
Рождество празднуют во многих странах мира, отличаются лишь даты празднования
Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.
Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.
Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.
Рождество Христово
Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства — установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.
Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.
photo: courtesy of Patriarchate of Georgia
Икона «Рождество Христово»
Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.
Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого иудейский народ ждал.
Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.
В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.
Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже — одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.
История праздника
В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.
Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.
Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.
С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.
Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.
Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.
Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.
Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.
Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.
Разница в датах
Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.
AP Photo / Shakh Aivazov
Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.
В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/society/20180106/238795505/Pochemu-pravoslavnye-otmechajut-rozhdestvo-7-janvarja-Istorija-prazdnika.html