Рождественские традиции или что делают люди на Рождество?
Христианский праздник Рождества с благоговением отмечают как в семьях православной, так и католической веры. Истоки уходят более чем на два тысячелетия назад, в далекие века, когда Пречистая дева Мария подарила миру сына своего, Иисуса Христа. Католики отмечают событие в декабре, православные же делают это в ночь с 6 на 7 января.
Но Россия (в большинстве) – православная страна, поэтому русских людей интересует вопрос, что делают на Рождество в православных семьях? Крещеная Русь всегда весело отмечала этот праздник. Даже наряжала рождественскую елку, вплоть до революционных событий, которые на время лишили страну святых праздников.
К великой радости русских людей, чуть позже, ее стали наряжать вновь.
Значение праздника
Что делают на Рождество? С 6 на 7 января во всех все церквях России проводят ночную службу, посвященную рождению Иисуса Христа. В былые времена люди не садились за столы с яствами до появления на небосводе первой звезды. В настоящее время эту традицию мы видим лишь в том, что за стол многие русские семьи садятся именно 7 числа, после большой службы. В ночь перед Рождеством можно загадывать желание, которое непременно должно сбыться.
Христианский праздник рождения Спасителя совпал с языческими Святками, именно поэтому он всегда связан с колядками и девичьими гаданиями. Рождество – это начало 12 святочных дней, из которых каждый день проживался задорно и красиво. Заканчивались Святки Крещением (18 января).
Древние традиции и обычаи Рождества
Информация о том, что именно делали на Рождество жители России, а чего нельзя было делать, дошла и до настоящего времени. Первые святочные дни люди накрывали столы, угощали, каждый должен был быть окружен заботой и любовью.
Ночью, во время службы надо было благодарить за то, что имеешь, молиться о том, чего тебе не хватало и обязательно вспоминать ушедших людей. На Руси считалось, что они молятся рядом в эту ночь, а службу для них ведет покойный священник. В первые дни Святок следовало обязательно отдать дань уважения тем, кто нуждался и заслуживал этого:
- Первый день отводился на посещение родителей, а также близких и дальних родственников в пределах досягаемости. Молодые обязательно оставались у родителей на праздник после службы.
- Во второй день люди навещали немощных, старых и больных, приносили им угощения, кутью.
- Третий день посвящался сиротам, их угощали, дарили подарки, играли.
Не забывали даже и о тех, кто выпал из приличного общества, но это уже были более поздние дни.
После соблюдения традиций, позволялось приступать к гуляньям и веселью. На Руси было поверье:
«Как проведешь святочные дни, так и год твой пройдет».
Именно поэтому люди старались как можно радостнее провести время: катались на санях, на тройках. На главной площади устраивались веселые игрища, пели песни, водили хороводы и придумывали себе различные игры и потехи. Люди более старшего поколения ходили друг к другу в гости, поздравляли, дарили небольшие подарки, чаще съедобные.
Чего нельзя делать на Рождество?
Традиционно 7 января запрещались некоторые вещи. Нельзя было:
- сквернословить, ругаться, желать зла кому-либо (даже в шутку);
- охотиться, забивать домашних животных;
- убирать дом, мыть полы, чинить и заниматься домашними хлопотами (дом к этому времени уже должен быть чистым);
- купаться (это нужно успеть заранее);
- расчесывать волосы, плести косы;
- гадать и ворожить (об этом ниже);
- заниматься любовными утехами.
Гадания и заговоры как часть истории
Что еще делали на Рождество и святочные дни? Ответ прост – гадали.
В эти дни церковь категорически запрещала гадать, считая это «действо» великим грехом. Но святость и божественное начало, не искоренили из русского народа языческий дух, обычаи и обряды.
Молодые девушки собирались и гадали на женихов, замужним гадания были строго запрещены. Девушки пытались узнать имена суженых, количество детей, наличие любви и богатства в браке.
Рождественские гадания проходили в доме или в бане, девушки должны были быть босыми, простоволосыми, в ночных сорочках, поэтому мужчинам традиции такого рода были запрещены. Обязательно следовало снять с себя нательный крест, ведь гадания приравнивались к великому греху. Во многих семьях и вовсе строго запрещались.
Другая традиция – заговоры. Многие старшие женщины в Сочельник читали заговоры и просили дать их семьям здоровья, достатка и благополучия.
Веселые Колядки
Не менее занимательными были и остаются рождественские колядки. Конечно, в наше время осуществить такой обряд сложнее, так как появилось большое количество городов.
В сельской местности, особенно, если речь идет о дореволюционном времени, колядки были красочным и любимым обрядом как детей, так и взрослых. Колядующие, с мешками проса, пшена и другого зерна, ходили со двора на двор.
С веселыми закличками осыпая хозяев и их дома, желали им счастья, богатства, здоровья и плодородной земли. Например:
«Сеем-сеем, посеваем, благочестия желаем».
Люди желали друг другу урожая, детей, богатства, мира и всех благ. В ответ хозяева угощали их праздничной едой – пышным хлебом, калачами, пирогами. Не угостить колядующего было нельзя, хозяева двора, прогнавшие колядующих людей, считались жадными, а поступок не предвещал им ничего хорошего. Сегодня всю Рождественскую неделю дети ходят по домам и квартирам, рассказывают стихи, заклички и получают за свои труды конфеты и другие сладости.
Рождественский стол в России
Стол накрывался богатый, выставляли хозяева все самое лучше, ведь предварительно православные люди переживали пост, который длился 40 дней. Календарь поста не меняется, но в разные времена стол накрывали по-своему: какие-то блюда уходи из жизни русских людей, какие-то приходили. Но, в основном, ставили:
- сбитень,
- мед,
- пареные овощи,
- пироги,
- курники,
- грибы,
- из сладких крошек катали шарики, это было любимое лакомство детей.
Позже стали делать печенье, которым угощали всю святочную неделю. Считается, что очень хорошо застолье и праздничные гулянья описал Николай Васильевич Гоголь. Это верно. Но, не стоит забывать, что это описаны традиции одного места: украинского хутора Диканьки и ближайшей к нему территории, а также одного времени. Несмотря на общую фабулу и смысл праздничных дней, в каждом регионе вносили что-то свое, делали свои блюда, придумывали свои игры и заклички.
Но главным блюдом была и остается Рождественская кутья. По одной версии кутья сулила здоровье и богатство: пышная, ароматная кутья к добру, а тонкая, не поднявшаяся означала не очень хороший год. По другой версии, в святочную неделю ей поминали и угощали ушедших людей.
За столом, накрытым к празднику, обязательно должны были стоять лишние приборы. Так или иначе – кутья была любимым, сладким и согревающим нутро, блюдом на праздничном столе, с которого начинали и заканчивали трапезничать.
Существовало множество рецептов, в них входят семена, сушеные ягоды, мед, крупы и сливочное масло.
Современные традиции
В настоящее время в каждой российской семье любят и празднуют это событие. Вечерами молодые девушки продолжают гадать на своего суженого, и считать количество будущих детей. В ночь перед рождеством вся Россия загадывает желания. Молодежь встречается на центральной площади, а заведения культуры организовывают различные мероприятия и конкурсы для людей всех возрастов. Городская администрация наряжает елку, делает горки и лабиринты, чтобы праздник носил массовый характер.
Сократились лишь праздничные дни, так как в настоящее время выходные начинаются с Новогоднего застолья. Через два дня после встречи такого светлого дня, как Рождество Христово, люди выходят на работу. Но после первой рабочей недели, они с удовольствием празднуют Крещение Руси, которым раньше завершались святочные гулянья.
Большое внимание в наше время уделяется подаркам. Приобретение и дарение подарков в Рождество стало современной традицией. Идею быстро подхватили коммерческие структуры и сегодня на прилавках мы видим не только новогодние, но и рождественские подарки.
Источник: http://new-year-party.ru/chto-delajut-na-rozhdestvo-traditsii/
25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение
Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!
На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.
25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.
Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.
Что же разделило христиан?
Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.
На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.
«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.
Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.
Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.
Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.
Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).
Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.
Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.
А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!
По каким календарям празднуют Рождество в мире?
Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).
Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.
Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.
Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.
Источник: https://ru.krymr.com/a/rozhdestvo-25-dekabrya-7-yanvarya/30342206.html
Оксана Коваленко для ВВС Украина, Луцк
Правообладатель иллюстрации УНИАН
На Волыни в главном храме епархии Православной церкви Украины (ПЦУ) в этом году впервые проведут два рождественских богослужения: 25 декабря и 7 января.
Так глава епархии владыка Михаил отреагировал на публичное письмо части верующих. Он называет празднование Рождества до Нового года «декоммунизацией» и движением к европейским традициям.
На доске объявлений Свято-Троицкого кафедрального собора, главного в Волынской епархии ПЦУ, есть сообщение о проведении рождественской службы в ближайшую среду, 25 декабря.
Владыка Михаил был главным соперником предстоятеля ПЦУ Епифания во время проведения Учредительного собора и выборов главы церкви год назад. А потом часто критиковал новоизбранного предстоятеля.
Сейчас руководство ПЦУ не советует праздновать Рождество 25 декабря и считает этот шаг преждевременным, а потому позицию Михаила обозреватели воспринимают как некое продолжение недопонимания.
«Изменить атмосферу»
Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Свято-Троицкий кафедральный собор — главный в Волынской епархии ПЦУ
Праздничное богослужение в епархии решили провести в ответ на обращение нескольких тысяч прихожан, которые еще в ноябре опубликовали открытое письмо к митрополиту Луцкому и Волынскому Михаилу со «смиренной просьбой».
Верующие не хотят отмечать Рождество после Нового года. Пишут, что более 90 лет назад советская власть изменила праздничные акценты в пользу атеизма, и просят помочь изменить атмосферу предпраздничных ожиданий.
Рождественский пост подписанты также начали раньше — 15 ноября.
«25 декабря — это не только католическое Рождество, а общехристианское. Всеправославный собор в Константинополе в 1923 году решил, что православные христиане согласно более точному григорианскому календарю должны отмечать Рождество Христово 25 декабря. На это согласились все страны кроме тех, что были под влиянием Советского Союза», — говорится в письме.
«Большинство поместных православных Церквей празднуют Рождество именно 25 декабря. Однако Украина до сих пор остается в советской (теперь — российской) парадигме», — отмечают его авторы.
«Филарет этого не любил»
Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко
Митрополит Луцкий и Волынский Михаил рассказывает, что принял решение в пользу богослужения 25 декабря, поскольку есть обращения, а также потому, что празднование Рождества в этот день является логичным. Однако проведет его еще раз — традиционно в январе — для верующих с другой позицией:
«Мы не отменяем ничего, мы просто расширяем время празднования Рождества Христова, — рассказывает он. — Поэтому те люди, которые пожелают прийти 7-го, придут 7-го, те, которые — 25-го, придут 25-го. Мы и первых, и вторых не лишим возможности порадоваться Дню рождения Иисуса Христа. С любовью жду всех!»
О себе он говорит, что не один год празднует Рождество Христово 25 декабря, но только в узком кругу. Почему он не заявлял о своей позиции ранее?
«Не говорили во всеуслышание, потому что патриарх [Филарет, воглавлявший УПЦ КП до октября 2018 года] этого не любил. У них так было утверждено. А сегодня, когда есть новая церковь, соответственно, могут быть и совсем другие новые традиции, и уже мы становимся ближе к европейским церквям», — говорит митрополит.
«В предыдущие годы я точно так же праздновал, но не заявлял об этом, потому что была другая власть, другая церковь, были другие традиции. Ну, а теперь наступил день декоммунизации церковных традиций неправильных», — добавляет он.
Владыка Михаил демонстрирует доказательства в подтверждение того, что Рождество в канун Нового года является истинным, — две богослужебные книги, 1982-го (издательства Московской патриархии) и 2002 года (УПЦ Киевского патриархата).
Говорит, что эти издания для священников — как правила дорожного движения для водителей. Он показывает страницу, где указана дата Рождества — 25 декабря.
Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Священник показывает церковные книги двух патриархатов, которые издревле оппонируют друг другу. В обоих написана одна дата
Когда отмечать Рождество?
- По словам историков, традиция отмечать 25 декабря как день рождения Иисуса Христа восходит еще к концу II — началу III века.
- В настоящее время большинство христиан в мире — католики и почти все протестанты — празднуют Рождество 25 декабря.
- Также 25 декабря отмечают Рождество Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и большинство других православных церквей.
- Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская православные церкви, а также монастыри на Афоне, Польская и восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по новому стилю).
- Армянская апостольская церковь (кроме Армянского патриархата в Иерусалиме), а также древневосточные церкви отмечают Рождество вместе с Крещением Господним (под общим названием Богоявления) 6 января.
Что говорят люди?
Священник расспрашивал коллег из других епархий об их рождественских служениях. Говорит, что большинство поддерживает и многие будут служить в этот день:
«Но не все готовы смело об этом сказать. У меня есть один коллега, он говорит: «Я буду 25-го служить. Но если что, буду говорить, что служил в честь праздника Спиридона Тримифунтского Чудотворца. А если будет тихо, скажу, что рождественское богослужение. В зависимости от того, как народ отреагирует».
Еще не все лучане слышали о возможности праздновать Рождество Христово 25 декабря. Кто-то поддерживает изменения, а кто-то — категорически против.
«Европа когда празднует? 25-го! Так что — на москалей будем смотреть, что они будут держать свою монополию на седьмое? Надо потихоньку внедрять, чтобы присоединиться к мировому сообществу», — рассказывает 71-летний Анатолий.
«Я не знаю, зачем что-то менять. Это, я считаю, неправильно. Всегда 7-го отмечали», — считает 20-летняя Анфиса.
А 84-летний Андрей говорит, что праздновать Новый год перед Рождеством неправильно, потому что это еще время поста.
«Дело в том, что Новый год отмечают в пост, люди гуляют, выпивают и даже морды бьют. А на Рождество 7-го делают такой ангельский вид, будто они не виноваты ни в чем. Получается накладка. Нужно присоединиться к мировому сообществу, праздновать весь период скоромных праздников без всякой водки», — доказывает он.
Владыка Михаил, между тем, предполагает, что потребуется как минимум 15 лет, чтобы украинцы приняли календарное новшество.
Правообладатель иллюстрации ПЦУ Image caption Владыка Епифаний считает переход на новый календарь преждевременным. Этот шаг, по его мнению, может навредить молодой церкви
В пцу советуют не спешить
В ПЦУ идею двойного празднования называют поспешным и непродуманным шагом.
«Поспешная календарная реформа — и даже непродуманные попытки сейчас прорекламировать ее предложениями удвоения празднования — потенциально законсервируют в Московском патриархате тысячи общин с миллионами верующих и внесут сумятицу в украинское православие на десятилетия вперед», — написал в «Фейсбуке» заместитель главы управления Православной церкви Украины по внешним связям Евстратий Зоря.
По его словам, риски от реформы сейчас — очевидны и реальны, в отличие от пользы для верующих.
Недавно в интервью Украинской службе Би-би-си митрополит Епифаний говорил, что перенос даты празднования Рождества сейчас не ко времени: «Когда дозреем к этому, увидим, что народ готов, — тогда и перейдем».
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50904837
Православные христиане празднуют Рождество
МОСКВА, 7 января. /ТАСС/. Русская православная церковь (РПЦ) отмечает Рождество Христово 7 января (25 декабря по старому стилю). В ночь праздника Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил литургию в храме Христа Спасителя в Москве.
Праздничные богослужения начались накануне — утром в Сочельник (день перед Рождеством) патриарх также служил в храме Христа Спасителя. А в Рождество, кроме ночной литургии, предстоятель РПЦ проведет в храме Христа Спасителя и великую вечерню.
«Вечером 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершит великую вечерню в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.
Начало богослужения в 16:00″, — сообщили на сайте патриаршей пресс-службы.
Патриарх поздравил верующих с Рождеством, выразив надежду, что чтение Евангелия в новом году войдет в их интеллектуальную жизнь. «Пусть в наступившем новом году чтение Евангелия станет обязательной частью нашей духовной и интеллектуальной жизни.
Возьмите в руки эту книгу — книгу божественной любви, силы и правды.
Если у ваших друзей или соседей нет Евангелия, подарите: чтение Священного писания это спасительная возможность преодолеть отчужденность и одиночество, которые столь характерны для наших современников», — сказал он в своем обращении.
Глава Русской церкви напомнил верующим о том, что верность Евангелию сохранять жизненно необходимо, потому что именно его сила «помогает нам противостоять греху и неправде, любить ненавидящих и обидящих нас, оставаться с Господом и его церковью даже тогда, когда весь мир, кажется, пытается нам противодействовать».
Глава Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополит Московский и всея Руси Корнилий, обращаясь к верующим с рождественским поздравлением, напомнил о том, что Рождество для христиан — праздник примирения с Богом.
«Рожество Христово — праздник нашего примирения с Богом, залог прощения наших грехов, светлая заря грядущего Царствия Божия и вечной радости. Молитвенно желаю вам здравия телесного и душевного, бодрости и крепости, стойкости в вере и исполнения всех благих желаний в жизни.
Благодать рождьшагося ныне Богомладенца Христа молитвами Пречистыя Его Матери и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами!», — приводит его текст сайт РПЦС.
Дата празднования
Рождество — это один из центральных праздников христианства, установленный в честь рождения на свет Иисуса Христа. Его празднование в Римской империи заменило отмечавшийся в декабре праздник «Рождения Солнца непобедимого» и Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна.
7 января, или 25 декабря по юлианскому календарю, Рождество празднуют ряд поместных православных церквей: Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская, вернувшаяся к старому стилю в 2014 году.
В этот же день Рождество празднуется в монастырях горы Афон, у старообрядцев различных согласий и греко-католиков. Со II по IV века Рождество праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление — 6 января по юлианскому календарю.
Эта традиция сохранилась по сей день в Армянской апостольской церкви.
В 1582 году папа римский Григорий XIII, стремясь скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом, ввел систему летоисчисления, получившую название григорианского календаря — нового стиля.
В новый календарь перешли все непереходящие праздники (т. е. праздники с фиксированной датой), включая Рождество 25 декабря.
Ряд церквей, в том числе и Русская православная церковь, продолжили пользоваться юлианским календарем, но Рождество при этом также приходилось на 25 декабря.
Традиции православного Рождества
В православной традиции Рождеству предшествует сорокадневный пост, продолжающийся с 28 ноября до 6 января. Его последний и самый строгий день — сочельник (по названию специального постного блюда из зерен пшеницы или ячменя с медом, орехами и фруктами — сочива).
В канун Рождества в церквях служат вечернюю службу, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. После этого верующим разрешается съесть сочиво (отсюда проистекает традиция не есть «до первой звезды»).
Рождественский период празднованием Крещения Господня 19 января. В течение 12 дней до него продолжаются святки («святые дни», или «святые вечера»), в которые, согласно православным канонам, полагается возносить молитвы, славя Христа. До революции в России было запрещено «заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища», но в народной традиции святки всегда были связаны гуляньями, играми, представлениями ряженых, гаданиями и колядованием.
До 1917 года в Российской империи Рождество входило в число официальных праздников, одновременно с ним 25 декабря отмечалась победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Эта дата празднования была установлена манифестом императора Александра I в 1814 году.
Традиция встречи Рождества была прервана в 1915 году, когда немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
После Октябрьской революции запрет отменили, и в декабре того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была установлена общественная елка, но уже в 1918 году постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета Рождество было исключено из списка государственных праздников и перестало быть выходным.
В середине 1920-х годов в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками: 24 сентября 1929 года Совет народных комиссаров запретил его празднование, и вновь отмечаться оно начало только в 1990-е годы.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/7473465
Православные христиане отмечают Рождество Христово
Празднование Рождества начинается еще накануне – в Рождественский сочельник. Этому празднику предшествовал 40-дневный пост, который начался 28 ноября.
Русская православная церковь 7 января отмечает один из главных религиозных праздников – Рождество Христово. Историю и традиции праздника читайте в материале Sputnik Казахстан.
Почему даты празднования Рождества разнятся
Как известно, большинство православных церквей (Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон, а также восточнокатолические церкви) празднуют Рождество 7 января, в то время как другие христианские церкви делают это 25 декабря.
Какой главный обычай должен соблюдать православный в Рождество
Такая традиция установилась из-за различий в юлианском и григорианских календарях. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату празднования Рождества Христова. И с тех пор почти весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская православная церковь тоже празднует Рождество 25 декабря по старому стилю – по юлианскому календарю, то есть 7 января по новому григорианскому стилю.
История Рождества
Иисус Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира, в царствование императора Октавия Августа. События Рождества Христова отражены в Библии, в частности, в Евангелиях от Луки и Матфея.
С рождением Иисуса тесно связано одно историческое событие, а именно перепись населения Римской империи. Для этого всем жителям надо было отправиться в «свой город». Поэтому мать Иисуса – Мария, которая в то время уже готовилась к родам, и ее муж Иосиф отправились из города Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда происходил род царя Давида, к которому принадлежал Иосиф Обручник.
Митрополит Александр: Рождество побуждает нас относиться к ближним с почтением
По приезду в город все гостиницы оказались заняты прибывшими для переписи людьми, а Иосифу и Марии ничего не оставалось, как остановиться на ночлег в пещере для скота. Там и родился младенец Иисус.
К нему первыми пришли поклониться пастухи, которым о событии возвестил ангел, а затем волхвы, которые принесли ему дары – золото, как царю, ладан – как Богу, и смирну – как человеку, который должен умереть. Стоит отметить, золото означало подать (налог), ладан и по сей день используется в качестве храмового благовония и жертвы Богу, а смирна – это благовоние, которое использовалось при погребении.
Как празднуют Рождество Христово в Казахстане
В ночь с 6 на 7 января жители Казахстане вместе со всем православным миром встречают Рождество Христово. В стране этот день давно уже стал просто праздничным и отмечается вне зависимости от национальности или вероисповедания. С 2005 года 7 января является в Казахстане выходным днем.
Sputnik / Анатолий Устиненко
Рождество
В этот день верующим следует посетить храмы, особенно тем, кто не смог присутствовать на ночном богослужении.
Одна из главных традиций Рождества – веселые колядки (пение обрядовых песен). В настоящее время в городах уже мало кто ходит по домам колядовать, но тем не менее, эта традиция еще имеет место быть.
Святки
Период от Рождества Христова до Крещения (19 января) называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.
Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных – милосердия и помощи ближним.
Источник: https://ru.sputniknews.kz/society/20200107/12471736/rozhdestvo-hristovo-pravoslavie.html
Рождество Христово. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Рожество́ Христово
в Русской православной церкви: Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа
греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών
Определение даты рождения Иисуса Христа
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году
Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII).
Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven.
luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э.
маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью.
Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e.
в феврале, когда количество дождя в Палестине бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.
Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.
25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.
Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена.
Датой Благовещения было установлено 25 марта (на Востоке — 6 апреля). Прибавление к этим датам 9 месяцев даёт 25 декабря и 6 января соответственно. В IV веке Восток (кроме Армянской Церкви) и Запад заимствовали даты друг друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня.
Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря.
Тропарь Рождества Христова
глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова
глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.
Задостойник
глас 1
Величай, душе моя,// Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Любити убо нам яко безбедное страхом/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть,// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
holder
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/15509-rozhdestvo-xristovo/
Православное Рождество – 2020: главные традиции и обычаи
После принятия христианства на Руси стали отмечать Рождество, которое уверенно закрепилось среди праздников
Рождество – праздник, который отмечают во всех христианских странах. Его принято проводить в кругу родных и близких за пышным столом.
Католики и православные отмечают Рождество в разное время. Это связано с тем, что для исчисления использовались разные календари – юлианский и григорианский. У католиков принято праздновать Рождество до Нового года – 25 декабря, а у православных уже после – 7 января.
Рождение Иисуса Христа
Праведники Ветхого Завета верили, что придет Спаситель, который примирит человечество с Богом и спасет людей от греха.
Sputnik / Максим Богодвид
Рождество Христово в городах России, архивное фото
Младенец родился у Иосифа и Марии, которые направлялись в Вифлеем, так как была объявлена всемирная перепись. Они были вынуждены остановиться на ночлег в вертепе (пещере), в который пастухи загоняли скот в непогоду.
Мария родила глубокой ночью и, запеленав ребенка, положила его в ясли. Первым навестили Спасителя пастухи, к которым явился ангел и рассказал о радостной вести. Затем явились волхвы, которые вручили дары – золото, ладан и миро.
После известия о том, что на землю пришел Спаситель, царь Ирод, боявшийся потерять власть, приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Получив предупреждение от ангела, Иосиф вместе с женой и ребенком укрылись в Египте. После смерти Ирода они перебрались в Назарет.
История праздника
Сам праздник в честь явления во плоти Иисуса Христа от Девы Марии установился лишь в IV веке, когда было решено отделить Рождество от Крещения (6 января), который называли Богоявлением. Однако позднее решено было их разделить.
Рождество Христово стали отмечать 25 декабря. Отдельный праздник утвердил папа римский Юлий I.
На Руси христианство приняли в X веке, однако некоторые праздники пересекались с языческими. В это же время появилась традиция праздновать Рождество.
Sputnik / Александр Гальперин
Рождество Христово в городах России, архивное фото
После введения григорианского календаря появилась разница между старым и новым стилем. Православное Рождество стали отмечать 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.
В Русской православной церкви Рождество занимает второе по важности место после Пасхи. До праздника проходит 40-дневный пост. Рождественский Сочельник проходит 6 января, он же считается днем самого строго поста. Его название происходит от слова «сочиво» – блюдо из пропаренных злаков и меда. Принимать пищу запрещается до первой звезды.
В канун Рождества в церквях проходит праздничная служба, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия.
Sputnik / Александр Гальперин
Рождество Христово в городах России, архивное фото
Особое значение отводится праздничному ужину. На стол подают разнообразные блюда, среди которых могли быть сочиво, кутья, блины, студень, заливная рыба, окорок, домашняя колбаса, жареный поросенок, утка с капустой, пироги и пряники.
У православных после Рождества начинаются Святки, которые длятся 12 дней. В это время принято молиться, славить Христа, колядовать, гадать, устраивать веселые игры. Завершается рождественский период Крещением Господним 19 января.
Православное Рождество в Литве
Жители Литвы наравне с католическим празднуют и православное Рождество. Только 7 января не является выходным днем в республике.
В Вильнюсе приуроченные к празднику мероприятия проходят на Кафедральной площади. Там же стоит главная рождественская елка страны, которую несколько лет подряд разбирают только после православного Рождества. На праздник собираются представители православной общины. Не обходится мероприятие и без Деда Мороза со Снегурочкой.
Vilniaus savivaldybė
Православное Рождество в Вильнюсе 2019
В прошлом году в мэрии Вильнюса отмечали, что православие является неотъемлемой частью города. Со сцены жителей города поздравил мэр Ремигиюс Шимашюс.
Первые лица государства также поздравляют соотечественников с православным Рождеством.
Источник: https://lt.sputniknews.ru/society/20191226/10984062/Pravoslavnoe-Rozhdestvo--2020-glavnye-traditsii-i-obychai.html
Календарный вопрос, или все ли равно, когда праздновать Рождество? — Лампада
25 декабря по новому стилю Рождество празднуют в католическом и протестантском мире. Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, а придерживаются старого стиля? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января.
С двадцатых годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.
Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: примерно 4/5 от общего числа православных: вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.
Так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием Нового Года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?
Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.
Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae – первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей.
Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Египетский календарь просуществовал в истории более 4 тысяч лет.
История появления Юлианского календаря
По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 году и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским.
В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день.
Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта.
Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже.
При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны.
Следует отметить, что точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны.
Так, начиная с 2101 года, Рождество Христово будут праздновать не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года — уже 1 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).
Но, несмотря на это, и новый стиль имеет свои недостатки.
История появления Григорианского календаря
Все христиане праздновали Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.
Сторонниками календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII – при котором и была осуществлена реформа (1582 г.). Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов.
Папа Григорий XIII (1572-1585)
В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского Собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд.
Источник: https://lampada.in.ua/2020/01/kalendarnyiy-vopros-ili-vse-li-ravno-kogda-prazdnovat-rozhdestvo/
Рождество Христово: история и традиции празднования
Миллионы православных христиан во всем мире отмечают один из самых главных церковных праздников — светлое Рождество Христово
КИШИНЕВ, 7 янв — Sputnik. События Рождества Христова отражены в Евангелиях от Луки и Матфея. Как сообщают евангелисты, Дева Мария и ее муж Иосиф, жившие в городе Назарет (он существует в Израиле и в наши дни), пошли в Вифлеем, чтобы принять участие в обязательной переписи населения Римской империи.
Император Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Перепись велась по коленам, племенам и родам, а каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места.
У Девы Марии и Иосифа таким городом был Вифлием, куда они и отправились, чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.
Прослышав о рождении Иисуса, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, и опасавшийся его как соперника своему царствованию, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет.
Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота.
Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых о его рождении известил ангел. Матфей упоминает и о чудесной звезде, которая привела к младенцу Иисусу волхвов, поднесших дары — золото, ладан и смирну.
Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.
Рождественский пост
В 1582 году западные европейцы провели реформу, перейдя на григорианский календарь, который был введен в России лишь в 1918 году. Однако Русская православная церковь этого не признала и продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.
Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю).
Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова.
К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.
Молдавские традиции на Рождество
Две даты празднования Рождества Христова — по новому и по старому стилю — закреплены в республике на законодательном уровне. Различия в юлианском и григорианском календарях и стали причиной того, что в правительственном праздничном календаре появилось два Рождества.
Колядки и прочие зимние песнопения — наследие славян, которые славили в эти дни бога Коляду, хотя слово «колядка» в молдавском языке звучит как «колинда» — от римских календ, священных дней. Один из главных атрибутов колядок — коза.
Козел олицетворяет нечистую силу: он прыгает вокруг прохожих, пугает их. Другой ряженый несет в руках специально изготовленный к этому празднику национальный инструмент «бугай». Остальные колядующие звенят колокольчиками. В народной памяти хранятся сотни рождественских мотивов.
Среди них своеобразные кричалки — «урэтурь» и «стригэтурь», в которых звучат пожелания счастья, здоровья, урожайного года.Колядующие обычно ходят по дворам с котомками, куда складывают полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит колядующих, к тому в Новом году придут удача и достаток. Традиционный дар — хлеб, символ достатка.
Возглавляет их переодетый в козла мужчина. На его голове — рога, поверх одежды — овечий тулуп, вывернутый наизнанку.
Колядки обязательно сопровождаются еще одним характерным для праздника элементом — звездой. Несут ее дети. В центре звезды помещают икону с ликом младенца Иисуса, колядующие поют о появлении на небе звезды, возвестившей о рождении Сына Божьего и приведшей трех восточных королей к месту его рождения. Большинство колядок начинаются словами: «Восходит высоко звезда». Эта традиция также тесно переплетается с язычеством.
Детям дарит подарки Мош Крэчун, аналог Деда Мороза и Санты Клауса. Многие этнологи сравнивают его с языческим богом славян Карачуном. Однако в молдавских легендах это добрый старик. Вместе с ним приходит поздравлять детей Алба ка Зэпадэ (Белоснежка или Снегурочка). Им пытается помешать ведьма Хырка, аналог Бабы Яги. Как правило, в селах разыгрываются разнообразные сценки с масками этих персонажей.
Рождественский стол в Молдове
Рождество в Молдове отмечают с размахом. После поста столы ломятся от лакомств. Но даже праздничное застолье не обходится без обрядовых традиций. В Рождество на праздничном столе обязательно должны быть блюда из свинины, символизирующие богатство и достаток в доме. Традиционно подают свиное жаркое и колбасы, голубцы, холодец (студень), рыбу, хлеб, фрукты, сласти и напитки, а также мамалыгу и кутью (толченая пшеница с изюмом, орехами и медом).
Блюд должно быть семь, девять или 12. Считается, что эти числа имеют магическое значение.
Смотреть видео Cлушать радио Перейти к другим новостям
Узнать, что мы сообщаем в OK
Источник: https://ru.sputnik.md/culture/20200106/23967697/rojdestvo-tradititsii-prazdnika.html
Как провести Рождество правильно
Пару лет назад, накануне Рождества, французские студенты-социологи провели опрос среди своих сверстников, гуляющих по Парижу.
Вопрос был один: «Что мы празднуем на Рождество?» Варианты предлагаемых ответов могли бы показаться шуткой: тут было «на Рождество празднуют окончание рождественских распродаж» и «на Рождество отмечают приход «Père Noël» («Отца Рождества») с подарками», «Рождество — праздник в честь установки рождественской елки» и «Рождество — это как репетиция Нового года», «Рождество — начало двенадцатидневных зимних праздников с 25 декабря по 6 января» и даже «Рождество — это праздник связанный с выходом на экран новой рождественской кинокомедии». Только один ответ упоминал Бога: «Рождество — это день рожденье Христа».
Конечно, опрос можно было бы посчитать студенческим приколом, если бы не то пугающе малое количество респондентов, вспомнивших в этот великий праздник о Христе. Твердо веря, что в среде нашей молодежи подобное невозможно, мы все же решили кратко, конспективно изложить, в чем суть праздника Рождества и как его правильно провести. Приступим. Причем читать текст могут и те, кто давно уже подпадает под категорию +18.
1. Что мы празднуем в день Рождества?
Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.
2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?
У двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год — начало условного отрезка времени, придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям.
Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918 году, когда Ленин подписал «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости — рождение Иисуса Христа.
Пришествие в наш мир Спасителя — поворотный момент в истории человечества.
«РГ» публикует Рождественское послание патриарха Кирилла
Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже несравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат «оливье», шампанское, бессменный «Голубой огонек» и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них позже, сначала о самом рождении Спасителя.
3. Как произошло Рождество Иисуса?
Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название «Благовещение Пресвятой Богородицы», когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда «Благовещение») о том, что она станет Божьей Матерью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».
Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Имя Иисус и означает «Спаситель». Мария в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» И Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим».
Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.
В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения.
И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь.
Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте.
Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем — город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?
Путин поздравил православных с Рождеством
Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере — сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли — туда, куда обычно кладут корм для скота.
И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали «вместилищем невместимого Бога». С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения.
Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать — сердцем.
4. Как мир узнал о рождении Спасителя, как мир это воспринял?
Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: «Не бойтесь! — говорит он, — я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
В Доме музыки состоится Московский Рождественский фестиваль
Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы — мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией — Спасителем.
В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: «Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!» Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод «взволновался, а с ним и весь Иерусалим».
От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет «не от мира сего», что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном.
Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище — он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.
Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.
Источник: https://rg.ru/2020/01/06/kak-provesti-rozhdestvo-pravilno.html
Почему православные отмечают рождество 7 января? История праздника
Рождество празднуют во многих странах мира, отличаются лишь даты празднования
Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.
Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.
Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.
Рождество Христово
Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства — установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.
Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.
photo: courtesy of Patriarchate of Georgia
Икона «Рождество Христово»
Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.
Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого иудейский народ ждал.
Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.
В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.
Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже — одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.
История праздника
В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.
Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.
Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.
С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.
Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.
Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.
Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.
Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.
Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.
Разница в датах
Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.
AP Photo / Shakh Aivazov
Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.
В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/society/20180106/238795505/Pochemu-pravoslavnye-otmechajut-rozhdestvo-7-janvarja-Istorija-prazdnika.html
Рождество в России
Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов.
Стоит отметить, что дата празднования установлена по Юлианскому календарю, который еще принято называть «Старым стилем», на 25 декабря. То есть, православная традиция предполагает, что Рождество открывает праздничный цикл, а уже Новый год, 1 января, закрывает. Сейчас мы пользуемся Григорианским календарям, в котором дата сместилась на 7 января.
Немного истории
На наши земли Рождество пришло вместе с Христианством. После того как Святой Владимир крестил Русь, стали отмечать на государственном уровне. В те времена праздник символизировал конец старого и начало года. Поэтому в период от Рождества и до Масленицы заключались годовые договоры между купцами, завершались прошлогодние дела и начинались новые. В те далекие времена про гражданские календари почти никто не знал, люди измеряли время от одного церковного праздника к другому.
Рождество в Х–ХVIII веках
Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Для крестьян эта дата была самой удобной. Заканчивались все осенние полевые работы, зимой сельское хозяйство застывало. Поэтому праздничные гулянья могли продолжаться целую неделю.
В высшем свете Рождество пользовалось не меньшей популярностью. В Санкт-Петербурге и Москве проходили большие ярмарки и народные гулянья. Строились катки и своеобразные «парки развлечений».
Рождественский вертеп
К началу XVIII века из Западной Европы к нам пришел Вертеп – небольшой театр, в котором разыгрывались библейские сценки. В одних регионах этот театр был кукольным, в других роли исполняли живые актеры. Традиция ставить вертеп просуществовала почти до середины XX века. Во время преследования религии она затухла и в наши времена почти не возродилась. А само слово «вертеп» стало синонимом понятия «любительский театр».
Народные обряды и традиции, связанные с Рождеством
Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Русские крестьяне, хотя и исповедовали православие, сохранили множество языческих традиций. Большинство из них связано с земледелием и будущим урожаем.
До первой звезды
Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть.
Сжигание снопа
Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни – надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.
Вертеп, ряженные и коляда
Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.
Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами.
За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.
Во время представления часто исполнялись песни – коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов.
В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же – прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть – Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства.
Подарки
Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангельским текстам, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к нему пришли три волхва или три царя из восточных стран. Они принесли ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки дарят не только детям, но и взрослым.
Постный стол и богатый стол
В богатых семьях появилась традиция ставить на рождественский стол двенадцать блюд, по числу апостолов на Святой Вечере. И также было принято вспоминать об умерших родственниках – для них по краям стола ложились зубки чеснока.
Сочельник
День перед Рождеством называется Сочельник. Этот термин пошел от названия блюда, которое традиционно готовилось в этот день в крестьянских семьях – сочива. Заваривалась каша, обычно из сеченой пшеницы или ячменя, отсюда и название. В кашу добавлялся мед, мак, орехи и другие сладости. Единого рецепта нет, в каждом селенье сочиво готовили по-своему.
Ужин в канун Рождества было принято делать постным. На стол ставились, в основном, каши, соленья и грибы. Никакого алкоголя у крестьян в этот день не было. Вечеру перед праздником придавали большое сакральное значение. И, хотя церковь выступала против суеверий, молодые девушки в эту ночь собирались, чтобы гадать. Тема гаданий всегда была одной и той же – дата свадьбы и личность суженого. А вот, способы отличались.
После того как семья завершала ужин, хозяин собирал объедки со стола и шел в хлев. Рождество считалось таким большим праздником, что радость от него должны были ощутить все, даже домашние животные.
Совсем по-другому накрывался стол на Рождество. Именно к этому празднику резали скотину, и крестьяне ели мясо. Интересно, что блюда состояли из больших кусков, это связано с особенностью запекания в русской печи. Кроме того, готовили птицу и рыбу. С мясной начинкой делалась и традиционная выпечка – калачи, кулебяки, блины и расстегаи.