Когда у православных христиан Рождество Христово

Праздник один, а дат — две: Почему в Украине дважды отмечают Рождество Христово

Когда у православных христиан Рождество Христово

На сегодняшний день в Украине Рождество празднуют 25 декабря и 7 января

112.ua

Рождество Христово — один из главных церковных праздников. На сегодняшний день в Украине этот праздник отмечают и по юлианскому (7 января), и по григорианскому календарю (25 декабря).

Все чаще ходят разговоры об изменении церковного календаря и праздновании Рождества только в декабре. Глава Православной церкви Украины Епифаний заявлял, что ПЦУ не против такого шага, однако подчеркнул, что сейчас «для этого не время».

В то же время в Украинской православной церкви заявляют, что останутся верными традиции и не планируют менять календарь. Но обо всем по порядку.

Когда в Украине празднуют Рождество

В Украине христиане восточного обряда (православные и греко-католики) традиционно празднуют Рождество Христово по юлианскому календарю7 января. При этом, Римо-Католическая церковь и большая часть Православных церквей в мире отмечают Рождество по григорианскому или новоюлианскому календарю 25 декабря (до 2800 григорианский и новоюлианский календари будут совпадать).

В ноябре 2017 года Верховная Рада сделала 25 декабря выходным днем.

«Около 23 172 действующих религиозных православных, греко-католических и других христианских общин отмечают Рождество Христово 7 января по юлианскому календарю. Вместе с тем, в Украине насчитывается около 11 тыс. религиозных католических и протестантских общин, что составляет около 30% от всех религиозных организаций Украины, которые празднуют Рождество Христово по григорианскому календарю, то есть 25 декабря.

Таким образом, значительное количество верующих Украины отмечает этот религиозный праздник в другой день, чем определен на законодательном уровне как выходной день.

Учитывая указанное, необходимо обеспечить права значительной части населения Украины на празднование Рождества Христова в тот день, который соответствует их религиозным и мировоззренческим убеждениям, и включить этот день в число официальных праздничных дней Украины», — говорилось в пояснительной записке к законопроекту. 

Один из инициаторов законопроекта, бывший народный депутат Павел Унгурян отмечал, что этот документ является достаточно сбалансированным. Он позволит сделать празднование Рождества более соответствующим григорианскому календарю, которым пользуются во всем мире.

«Но, понимая, что сегодня многолетняя традиция празднования 7 января, эти оба праздника — и 25 декабря, и 7 января — остаются как Рождество Христово«, — сообщал Унгурян.

Из открытых источников

Смена церковного календаря

В начале декабря 2019 года предстоятель Православной церкви Украины Епифаний в интервью BBC отмечал, что в целом ПЦУ не против изменения церковного календаря и даты празднования Рождества. Но сейчас этот вопрос неактуален, так как у подобной инициативы нет поддержки со стороны украинского общества.

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/prazdnik-odin-a-dat-dve-kogda-ukraincam-prazdnovat-rozhdestvo-hristovo-518408.html

Рождество Христово

Когда у православных христиан Рождество Христово

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому.

Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи.

Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами.

Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем.

В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца.

Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась.

Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.

Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Рождение Иисуса Христа

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

“Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.” (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела.

И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему у Пасхи такое название

Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов.

Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8).

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху.

При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.

Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября – 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания.

Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: « Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих».

Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Источник: http://hram-troitsa.cerkov.ru/rozhdestvo-xristovo/

Рождество Христово (детям о праздниках)

Когда у православных христиан Рождество Христово

Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме. Это произошло так:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей (до трёх лет).

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

Эти слова Ангелов отражены в начале утреннего Богослужения в Малом славословии.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Трижды.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Дважды.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока». Волхвами называли мудрецов и наблюдателей звёзд.

Изучая звёздное небо, эти волхвы-мудрецы увидели необычную, очень яркую, новую звезду. Им было открыто, что на земле родился Спаситель мира. Так как город Вифлеем находился в Иудее, то Спасителя называли Царём Иудейским. Волхвы собрались в путь, чтобы поклониться родившемуся Спасителю. Сначала они пришли в Иерусалим и стали спрашивать жителей: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».

Звезда, которая вела за собой волхвов к месту рождения Христа, названа Вифлеемской. Вифлеемская звезда изображается на иконах и имеет обычно восемь концов. Звёзды, которыми украшают рождественскую ёлку, праздничные гирлянды, поздравительные открытки напоминают нам о Вифлеемской звезде.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Ладан – это специальная ароматная смола, используемая при богослужениях, а смирна – дорогое масло, которым натирали тела умерших. Это были не случайные подарки. Своими дарами волхвы показали, что поклоняются Христу как Богу, Человеку и Царю: ладан предназначался Иисусу как Богу, смирна – как Человеку, обречённому на смерть, и золото – как Царю, имеющему власть и силу править судьбами людей.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли венчаться не в браке

Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. пророков, что Он Назареем наречется.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума:/ в нем бо звездам служащии,/ звездою учахуся,/ Тебе кланятися Солнцу правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока:\ Господи, слава Тебе.

Твое рождение, Христе Боже наш, осветило мир светом разума. Те, которые служили звездам, научены были звездою поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток, с Высоты. Господи, слава Тебе.

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Иисус – имя Спасителя, которое и значит «Спаситель». Самим Богом через Архангела Гавриила было указано Марии назвать Сына именем Иисус. А Христос означает «помазанник».

Так древние евреи и называли царей, священников и пророков, которых в знак их особенно важного служения и для того, чтобы они могли совершать его богоугодно, помазывали миром. Миро – смесь благовонных веществ, особым образом приготовленная и освящённая.

Оба имени Спасителя говорят о выполнении Им Божественной воли спасения человечества.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.

История создания праздника

В Апостольских постановлениях (памятнике истории христианской Церкви, относящемся к первым векам ее бытия) заповедуется праздновать Рождество Христово 25 декабря (по старому стилю).

В церквах восточных (к примеру, Александрийской и Кипрской) он отмечался вместе с праздником Крещения Господня 6 января (старого стиля) под общим именованием Богоявления.

Основанием такого совмещения послужило не историческое соответствие праздника дате самого события – день Рождества Христова и для Древней Церкви оставался неизвестен, а церковное предание, что Господь родился в тот же день, в который родился Адам, то есть в шестой от создания мира, поэтому Адам Новый – Христос должен родиться тогда же.

На установление праздника Рождества Христова 25 декабря (старого стиля) имело влияние языческое празднование 25 декабря как дня «поворота солнца с зимы на лето» или « дня рождения нового солнца, снова к земле обращающегося». Поэтому Церковь и противопоставила языческому празднику «дня непобедимого солнца» День Рождества Иисуса Христа, Который называется Солнцем Правды (Мал.4,2)

Чтобы верующие достойно подготовились к встрече и празднованию Рождества Христова, Церковь установила пост, продолжающийся 40 дней, который называется Рождественским или Филипповым (так как начинается на следующий день после празднования памяти апостола Филиппа).

Праздником Рождества Христова заканчивается Рождественский пост, поэтому после праздничной Божественной литургии верующие разговляются – вкушают скоромную пищу.

День, предшествующий Рождеству (6 января нового стиля), именуется Рождественским сочельником. Это день особо строгого поста. Само название «сочельник» происходит от наименования «сочива» — особенно постного блюда, которое готовят в этот день (пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). По давней русской традиции, в сочельник не вкушают пищу весь день до появления на небе первой звезды (в память о Вифлеемской звезде).

Святки

Время с 8 по 17 января включительно именуется святыми днями, или святками. На протяжении святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу, это дни особой радости, торжественного продолжения празднования Рождества Христова. По традиции, верующие – с благопожеланиями и рождественскими песнопениями – посещают дома родных и близких людей; в народе такие посещения именуют «славлением Христа» или «колядованием».

Рождество Христово

В яслях спит на свежем сенеТихий, крошечный Христос,Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос

Источник: http://voskrcerkov.ru/rozhdestvo-xristovo/

Оксана Коваленко для ВВС Украина, Луцк

Правообладатель иллюстрации УНИАН

На Волыни в главном храме епархии Православной церкви Украины (ПЦУ) в этом году впервые проведут два рождественских богослужения: 25 декабря и 7 января.

Так глава епархии владыка Михаил отреагировал на публичное письмо части верующих. Он называет празднование Рождества до Нового года «декоммунизацией» и движением к европейским традициям.

На доске объявлений Свято-Троицкого кафедрального собора, главного в Волынской епархии ПЦУ, есть сообщение о проведении рождественской службы в ближайшую среду, 25 декабря.

Владыка Михаил был главным соперником предстоятеля ПЦУ Епифания во время проведения Учредительного собора и выборов главы церкви год назад. А потом часто критиковал новоизбранного предстоятеля.

Сейчас руководство ПЦУ не советует праздновать Рождество 25 декабря и считает этот шаг преждевременным, а потому позицию Михаила обозреватели воспринимают как некое продолжение недопонимания.

«Изменить атмосферу»

Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Свято-Троицкий кафедральный собор — главный в Волынской епархии ПЦУ

Праздничное богослужение в епархии решили провести в ответ на обращение нескольких тысяч прихожан, которые еще в ноябре опубликовали открытое письмо к митрополиту Луцкому и Волынскому Михаилу со «смиренной просьбой».

Верующие не хотят отмечать Рождество после Нового года. Пишут, что более 90 лет назад советская власть изменила праздничные акценты в пользу атеизма, и просят помочь изменить атмосферу предпраздничных ожиданий.

Рождественский пост подписанты также начали раньше — 15 ноября.

«25 декабря — это не только католическое Рождество, а общехристианское. Всеправославный собор в Константинополе в 1923 году решил, что православные христиане согласно более точному григорианскому календарю должны отмечать Рождество Христово 25 декабря. На это согласились все страны кроме тех, что были под влиянием Советского Союза», — говорится в письме.

«Большинство поместных православных Церквей празднуют Рождество именно 25 декабря. Однако Украина до сих пор остается в советской (теперь — российской) парадигме», — отмечают его авторы.

«Филарет этого не любил»

Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко

Митрополит Луцкий и Волынский Михаил рассказывает, что принял решение в пользу богослужения 25 декабря, поскольку есть обращения, а также потому, что празднование Рождества в этот день является логичным. Однако проведет его еще раз — традиционно в январе — для верующих с другой позицией:

«Мы не отменяем ничего, мы просто расширяем время празднования Рождества Христова, — рассказывает он. — Поэтому те люди, которые пожелают прийти 7-го, придут 7-го, те, которые — 25-го, придут 25-го. Мы и первых, и вторых не лишим возможности порадоваться Дню рождения Иисуса Христа. С любовью жду всех!»

О себе он говорит, что не один год празднует Рождество Христово 25 декабря, но только в узком кругу. Почему он не заявлял о своей позиции ранее?

«Не говорили во всеуслышание, потому что патриарх [Филарет, воглавлявший УПЦ КП до октября 2018 года] этого не любил. У них так было утверждено. А сегодня, когда есть новая церковь, соответственно, могут быть и совсем другие новые традиции, и уже мы становимся ближе к европейским церквям», — говорит митрополит.

«В предыдущие годы я точно так же праздновал, но не заявлял об этом, потому что была другая власть, другая церковь, были другие традиции. Ну, а теперь наступил день декоммунизации церковных традиций неправильных», — добавляет он.

Владыка Михаил демонстрирует доказательства в подтверждение того, что Рождество в канун Нового года является истинным, — две богослужебные книги, 1982-го (издательства Московской патриархии) и 2002 года (УПЦ Киевского патриархата).

Говорит, что эти издания для священников — как правила дорожного движения для водителей. Он показывает страницу, где указана дата Рождества — 25 декабря.

Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Священник показывает церковные книги двух патриархатов, которые издревле оппонируют друг другу. В обоих написана одна дата

Когда отмечать Рождество?

  • По словам историков, традиция отмечать 25 декабря как день рождения Иисуса Христа восходит еще к концу II — началу III века.
  • В настоящее время большинство христиан в мире — католики и почти все протестанты — празднуют Рождество 25 декабря.
  • Также 25 декабря отмечают Рождество Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и большинство других православных церквей.
  • Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская православные церкви, а также монастыри на Афоне, Польская и восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по новому стилю).
  • Армянская апостольская церковь (кроме Армянского патриархата в Иерусалиме), а также древневосточные церкви отмечают Рождество вместе с Крещением Господним (под общим названием Богоявления) 6 января.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа праздновали Рождество в России до революции

Что говорят люди?

Священник расспрашивал коллег из других епархий об их рождественских служениях. Говорит, что большинство поддерживает и многие будут служить в этот день:

«Но не все готовы смело об этом сказать. У меня есть один коллега, он говорит: «Я буду 25-го служить. Но если что, буду говорить, что служил в честь праздника Спиридона Тримифунтского Чудотворца. А если будет тихо, скажу, что рождественское богослужение. В зависимости от того, как народ отреагирует».

Еще не все лучане слышали о возможности праздновать Рождество Христово 25 декабря. Кто-то поддерживает изменения, а кто-то — категорически против.

«Европа когда празднует? 25-го! Так что — на москалей будем смотреть, что они будут держать свою монополию на седьмое? Надо потихоньку внедрять, чтобы присоединиться к мировому сообществу», — рассказывает 71-летний Анатолий.

«Я не знаю, зачем что-то менять. Это, я считаю, неправильно. Всегда 7-го отмечали», — считает 20-летняя Анфиса.

А 84-летний Андрей говорит, что праздновать Новый год перед Рождеством неправильно, потому что это еще время поста.

«Дело в том, что Новый год отмечают в пост, люди гуляют, выпивают и даже морды бьют. А на Рождество 7-го делают такой ангельский вид, будто они не виноваты ни в чем. Получается накладка. Нужно присоединиться к мировому сообществу, праздновать весь период скоромных праздников без всякой водки», — доказывает он.

Владыка Михаил, между тем, предполагает, что потребуется как минимум 15 лет, чтобы украинцы приняли календарное новшество.

Правообладатель иллюстрации ПЦУ Image caption Владыка Епифаний считает переход на новый календарь преждевременным. Этот шаг, по его мнению, может навредить молодой церкви

В пцу советуют не спешить

В ПЦУ идею двойного празднования называют поспешным и непродуманным шагом.

«Поспешная календарная реформа — и даже непродуманные попытки сейчас прорекламировать ее предложениями удвоения празднования — потенциально законсервируют в Московском патриархате тысячи общин с миллионами верующих и внесут сумятицу в украинское православие на десятилетия вперед», — написал в «Фейсбуке» заместитель главы управления Православной церкви Украины по внешним связям Евстратий Зоря.

По его словам, риски от реформы сейчас — очевидны и реальны, в отличие от пользы для верующих.

Недавно в интервью Украинской службе Би-би-си митрополит Епифаний говорил, что перенос даты празднования Рождества сейчас не ко времени: «Когда дозреем к этому, увидим, что народ готов, — тогда и перейдем».

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50904837

Рождество 25 декабря или 7 января: как правильно встречать праздник?

Рождество Христово — день рождения сына Божьего, один из самых важных христианских праздников, который отмечают во всех христианских странах мира, но в разные дни

Католики, протестанты и некоторые православные общины празднуют Рождество 25 декабря, а православная церковь — 7 января.

Sputnik Грузия рассказывает, почему католическое Рождество празднуют 25 декабря, а православное — 7 января, почему возникла эта разница в датах и как правильно встречать праздник.

История праздника

Праздник установили с первых веков христианства для прославления явления миру Сына Божьего во плоти. Рождество праздновали вместе с Крещением 6 января – праздник называли Богоявлением.

Впервые Рождество от Крещения отделили в 337 году. Решение отмечать Рождество, как отдельный праздник 25 декабря, утвердил Папа римский Юлий I. Отцы церкви посчитали, что 25 декабря исторически более соответствует дню рождения Господа и хотели создать противовес языческому торжеству, которое праздновалось народом в это время.

Из Константинополя традиция встречать Рождество 25 декабря распространилась по всему православному Востоку.

С тех пор Рождество весь христианский мир встречает 25 декабря. Только Армянская Апостольская церковь по сей день отмечает 6 января, как единый праздник Богоявления.

Рождество Грузинская, Иерусалимская, Русская, Сербская и Польская православные церкви также встречают 25 декабря, но по старому стилю — 7 января.

Рождество 7 января отмечают монастыри на Святой горе Афон, некоторые протестанты, католики восточного обряда, придерживающиеся юлианского календаря, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, православные и греко-католики Украины, Македонии, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах празднования возникла у православных и католиков после проведения Римско-католической церковью календарной реформы в 1582-м.

Православная церковь григорианский календарь или новый стиль, не признала и продолжала церковные праздники отмечать по-старому — юлианскому календарю.

По григорианскому календарю в настоящее время живет большинство стран мира, в том числе и православная Грузия. После введения григорианского календаря, разница между новым и старым стилями в год составляла 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

Как правильно встречать?

Католики, чтобы правильно встретить Рождество, проходят определенные ритуалы. Один из них Адвент или период покаяния. Он начинается за четыре недели до праздника.

Верующие католики, чтобы принять Причастие и правильно встретить Рождество, в это время исповедуются и участвуют в богослужениях.

Католики на праздник Рождества совершают три церковных богослужения — в полночь, на рассвете и днем. Праздник начинается с восходом первой вечерней зари, возвестившей всему миру о рождения Сына Божьего и продолжается в течение восьми дней (октавы).

Православному Рождеству предшествует рождественский пост, который длится 40 дней. Те, кто хотят правильно встретить Рождество, не должны пропустить Божественную литургию. По уставу, они должны накануне праздника, 6 января, присутствовать на утреннем богослужении. Затем прийти на Великое повечерие и утреню.

Во время вечерни и утрени прославляется Христос, родившийся в Вифлееме. Основные богослужебные тексты и песнопения объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают прихожан, как правильно встретить праздник.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20191224/247336583/Rozhdestvo-25-dekabrya-ili-7-yanvarya-kak-pravilno-vstrechat-prazdnik.html

Православные христиане отмечают Рождество Христово

Празднование Рождества начинается еще накануне – в Рождественский сочельник. Этому празднику предшествовал 40-дневный пост, который начался 28 ноября.

Русская православная церковь 7 января отмечает один из главных религиозных праздников – Рождество Христово. Историю и традиции праздника читайте в материале Sputnik Казахстан.

Почему даты празднования Рождества разнятся

Как известно, большинство православных церквей (Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон, а также восточнокатолические церкви) празднуют Рождество 7 января, в то время как другие христианские церкви делают это 25 декабря.

Какой главный обычай должен соблюдать православный в Рождество

Такая традиция установилась из-за различий в юлианском и григорианских календарях. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату празднования Рождества Христова. И с тех пор почти весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская православная церковь тоже празднует Рождество 25 декабря по старому стилю – по юлианскому календарю, то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

История Рождества

Иисус Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира, в царствование императора Октавия Августа. События Рождества Христова отражены в Библии, в частности, в Евангелиях от Луки и Матфея.

С рождением Иисуса тесно связано одно историческое событие, а именно перепись населения Римской империи. Для этого всем жителям надо было отправиться в «свой город». Поэтому мать Иисуса – Мария, которая в то время уже готовилась к родам, и ее муж Иосиф отправились из города Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда происходил род царя Давида, к которому принадлежал Иосиф Обручник.

Митрополит Александр: Рождество побуждает нас относиться к ближним с почтением

По приезду в город все гостиницы оказались заняты прибывшими для переписи людьми, а Иосифу и Марии ничего не оставалось, как остановиться на ночлег в пещере для скота. Там и родился младенец Иисус.

К нему первыми пришли поклониться пастухи, которым о событии возвестил ангел, а затем волхвы, которые принесли ему дары – золото, как царю, ладан – как Богу, и смирну – как человеку, который должен умереть. Стоит отметить, золото означало подать (налог), ладан и по сей день используется в качестве храмового благовония и жертвы Богу, а смирна – это благовоние, которое использовалось при погребении.

Как празднуют Рождество Христово в Казахстане

В ночь с 6 на 7 января жители Казахстане вместе со всем православным миром встречают Рождество Христово. В стране этот день давно уже стал просто праздничным и отмечается вне зависимости от национальности или вероисповедания. С 2005 года 7 января является в Казахстане выходным днем.

Sputnik / Анатолий Устиненко

Рождество

В этот день верующим следует посетить храмы, особенно тем, кто не смог присутствовать на ночном богослужении.

Одна из главных традиций Рождества – веселые колядки (пение обрядовых песен). В настоящее время в городах уже мало кто ходит по домам колядовать, но тем не менее, эта традиция еще имеет место быть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какую молитву читать при входе в храм

Закрыть