Кто ввел в России летоисчисление от Рождества Христова

Начало индикта — церковное новолетие

Православные праздники

14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), в соответствии с византийской традицией называемое также Началом индикта.

Инди́кт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося 15-летнего промежутка времени (так называемого «индиктиона»), от одной индикции (переписи) к другой. Первоначально индиктион (от лат.

 indictio — «объявление») означал, введенный Диоклетианом, чрезвычайный налог на зерно, который определялся на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет.

Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться и в летосчислении (взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам), индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Цикл индиктов, совместно 28-летним солнечным циклом, лёг в основу юлианского периода.

Установление же Нового года (и церковного новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной – с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи (он назывался индикт). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.

По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.

Отцы I Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – с дня, ставшего началом «свободы христианской».

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г.

от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник.

Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем проповедовать лето Господне благоприятное». Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения. Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис 61:1–2) о наступлении лета Господня (Лк. 4:16–22). «Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год».

В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство.

Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы.

В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник».

Великий Индиктион

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие – Пасхалии, Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга.

Миротворный круг (схема Зелинского)

Великий Индиктио́н, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года – такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532).

Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Так по византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Р.

Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н.

Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи.

Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 2:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондакт, глас 2:
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1201096

Новый год, история появления празднования Нового года

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово.

А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды.

Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год.

Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси.

Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.

Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.

Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».

 Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда в двадцатом году будет Пасха

В Петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Новый год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах.

31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).

Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца.

Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью.

Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

Источник: https://www.russianelka.ru/winrus/novyij-god/istoriya-vozniknoveniya-novogo-goda/

20. Что знали и чего не знали. Космические явления, мор

Встарь > Разделы и темы > Что знали и чего не знали. Космические явления, мор > Летоисчисление. Метрология > Славяне и российские этносы (XXI век)

Летоисчисление. Метрология. Славяне и российские этносы (XXI век)

Гоголев, Кеслер, Гоголев, Гоголев

Статья № 1
А. К. Гоголев

В правление Ивана III Грозного, не дождавшись «Конца Света» в 7000-ом году от Сотворения Мира (СМ), раздосадованные попы, так и не попавшие в число 144 тысяч избранных Им и переживших Апокалипсис (см.

 Откровения от Иоанна), решили окончательно покончить с древней народной традицией отмечать начало года в день весеннего солнцестояния (сейчас, например, в Персии — Курбан Байрам), перенеся точку отсчёта годовых циклов на 1 сентября — в непонятно что (логика переноса продиктована антикофилами!).

А тут ещё перепись населения московитский князь Иван затеял, но, видать, припозднился с реализацией, и идея попов оказалась кстати. То есть в 1492 году в Московском княжестве проводилась «всеобщая инвентаризация всех и вся», смотрящие и примкнувшие к ним начинали новую жизнь.

Впрочем, М. П. Погодин придерживался иного мнения, полагая датой перехода 1425 год (см. 20.1.19.s1. Но это мнение тут не будет принято во внимание (более подробно — см. в комментариях к ст. 1 в 20.1.16.s

Константы вычетов [год от СМ − год от РХ]: 5507 или 5508? А, быть может, 5509 или 5500? Или всё же 5535?

Суммарно, по мнениям Погодина, Черепнина и Святского констант-вычитаемых может применяться три: 5507, 5508 и 5509.

Однако обращение к Национальной летописи (во многих её списках) вводит в ступор: практически все списки Летописи дружно помещают дату Рождения Иешуа в 5500 год от СМ , а Патриаршая летопись это делает вообще без обиняков.

Достаточно и иных несуразностей
В якобы XIII веке монах Ипатьевского монастыря отчаянно путался с арабскими цифрами и русскими буквами-цифрами!

И всё бы ничего — мол, бывает, — но речь идёт о том, что аж почти за 330 лет до введения стиля отсчёта лет от РХ русский монах уже его использовал, и, мало того (!), писал арабскими цифрами, которые вошли в оборот в России реально только в XVII веке!

В XV веке летописи дружно продолжают советовать переводить в новый стиль вычетом 5500, но не 5508 лет — к примеру, в Никоновской летописи под 1443 годом. А под 1476 годом там же говорится: «Месяца марта 10, а небесного февраля 15» то есть, получается, что на Руси существовало две системы счета
И только из уст Паоло Кампани в конце XVI века «вылезают» популярные теперь 5509 лет разницы с условием начала года 1 сентября.

Если же верить попу Авраамке с его информацией о Крещении Руси в 6469 году от СМ (961 год от РХ), но не в 988 году, то вырисовывается вообще иная картина. О которой частично говорят и польские историки, чьих трудов в Ипатьевском монастыре было к моменту нахождения там Михаила Романова в великом множестве.

Итак

В итоге всего этого разнобоя летописные сведения мало стыкуются с астрономическими расчётами. Например, комета Галлея, посетившая окрестности Земли в 912 году, таки была замечена, но сей факт был отражён в летописях под 6419 годом от СМ, то есть то ли в 910 году, то ли в 919-ом соответственно, князь Александр, получается, топил супостатов в Чудском озере то ли в 1242, но, может быть, и в 1251-ом?

Получается, что набор летописных констант-конвертеров много «богаче» Черепнинских: и 5500, и 5507, и 5509, и 5508, и даже 5535 лет.

Так сколько именно, и когда именно?

Наглядный расчёт констант

Чтобы хоть какую-то систему навести на весь этот хронологический сюр, возьмём за реперную точку дату 1 января 1700 года.

В тот, — начавшийся 1 сентября новый 7208-ый от СМ — год Пётр Великий удумал синхронизировать порядок летоисчисления с европейцами, где уже с октября 1582 года мало-помалу вводился Григорианский календарь, но на который ещё не перешли ни Англия (переход в 1752 г.), ни Швеция (1753), ни Греция (1924). Однако Польша, к примеру, была «впереди планеты всей»: согласно Львовской Русской летописи «Ляхове одменили календарь» в 1582 году [15.3].

Надо сказать, что к тому году меж Юлианским и Григорианским стилями уже набежала разница в 11 дней, и которые вроде бы Пётр учёл, издав Указ 20 декабря, то есть аккурат за 11 дней до 1 января нового «Нового 1700-ого года» и, таким образом, сегодняшнюю разницу меж Юлианским и Григорианским календарями вроде бы уже учёл!

И тут — два варианта.

Петра вполне хватило бы сказать, что, мол, не будет у нас завтра 21 декабря, и 22-ого тоже не будет, но будет завтра 1 января 1700 года от Рождества Христова (РХ) и, таким образом, сходу решить все расхождения меж двух календарных систем — юлианской и григорианской.

Но тогда полным бредом покажется большевистская затея от конца января 1918 года по сдвигу дат на 13 дней.

Следовательно, от противного, верна иная версия. Пётр таки выдержал паузу почти в две недели, и отпраздновал Новый год 1 января 7208 года от Сотворения Мира, объявив его 1-ым января 1700-ого года от РХ.

Источник: http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=20.1.21.s

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

К некоторым вещам привыкаешь с детства. К тому, что новый год начинается в ночь с 31 декабря на 1 января, к елке, к фейерверкам и брызгам шампанского. И как–то даже трудно представить себе, что все это — приобретение, по историческим меркам, совсем недавнего времени. Устоявшийся порядок вкупе с привычной нам системой летоисчисления появился на свет всего 320 лет назад благодаря петровскому указу, подписанному 20 декабря 1699 года.

1700–й вместо 7208–го

Переход на новое летоисчисление был частью большого проекта по европеизации русской культуры, затеянного Петром I. В самом деле, сложно что вести бизнес, что дипломатией заниматься с другими странами, если даже даты совместных мероприятий как следует не согласовать. Так что шаг этот был во многом вынужденный.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой праздник отмечают через неделю после Пасхи

А тут и время для указа подошло самое подходящее — рубеж веков.

В общем, как гласил официальный текст подписанного царем документа, поскольку «не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы, и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа», предстояли перемены и России. Мало того что новый год теперь следовало отсчитывать на западный манер, так еще и сами годы предстояло исчислять не с сотворения мира, а от Рождества Христова. Так что на смену лету 7208–му пришел 1700–й.

Не впервой

Надо сказать, что это была далеко не первая реформа календаря на Руси. Прежде новый год отсчитывался с 1 марта, то есть со дня завершения процесса сотворения мира созданием Адама.

Но в 1492–м великий князь московский и государь всея Руси Иван III Васильевич, прозванный позже Великим, взялся налаживать имперскую идеологию, налегая на то, что Русь — законная наследница Византии.

И принял решение помимо византийского двуглавого орла на гербе и греческой принцессы в постели обзавестись еще и восточно–римским календарем.

Так что Московский собор не без великокняжеского давления ввел летоисчисление в России с 1 сентября, как было принято в Византии, в память победы императора Константина Великого над враждебным к христианской вере правителем Максентием, состоявшейся как раз таки 1 сентября 312 года, и в честь дарования свободы христианству. Так что Петр Алексеевич был в этом вопросе не оригинален.

Новолетие с гулянкой

А вот порядок празднования Нового года, введенный молодым царем, был для его подданных необычен.

Начиная с требования «по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», а «людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить», заканчивая абсолютно мирской гулянкой и «огненной потехой» — фейерверком.

Своим указом царь требовал «каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится», а помимо того с 1 по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или «на столбиках поставить по одной, по две или по три смоляные и худые бочки и, наполня соломою или хворостом, зажигать».

Прежде «новолетие» было праздником гораздо более чинным и подчиненным скорее церковному, нежели светскому канону, так что граждане Российской империи к новшествам привыкали неохотно. Фейерверки народу понравились и стали привычным атрибутом торжества, а все эти костры и елки–сосенки большинством старательно игнорировались.

Но вот кто отнесся к новым ритуалам с восторгом, так это содержатели трактиров и кабаков, активно использовавшие яркие новинки для саморекламы. Собственно, они и сохранили обычай украшать дома еловыми ветками, так что выражения «поднять елку» или «сходить под елку» еще долго — до пушкинских времен — были синонимами слова «выпить». А в семейный обиход новогодняя ель вошла только полтора столетия спустя.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/12/24/Pora_pod_elku

Зачем Петр I заменил календарь? | Держава Русь

У каждого народа было своё летоисчисление (от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления), но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление. Для чего? Чтобы отсечь всё Наследие. Ведь Петр 1 не просто заменил руский календарь на европейский, он украл у народа 5508 лет Наследия Предков, и появилась возможность в академических книжках по истории написать, что до христианизации, Руси как бы и не было.

После Петровской реформы Наследия как бы не стало, и плюс вырезались все родовитые мужи (Бо-Ярые), древние Рода. Таким образом, появилась хлюпкая новая элита, как в новейшей истории: коммунистов убрали от власти, и пришла новая хлюпкая, дохлая элита – голубые мальчики, розовые девочки.

Тоже самое делал Петр 1: запрещал носить бороды (богатство Рода, связь с Предками), заставлял мужчин ходить в колготочках, панталончиках, одевать всякие висюлечки, ленточки, бантики, как маленькие девочки.

Народ называл новую элиту женоликими, блядоликими, до сих пор осталось выражение «блядское лицо» (по-славянски, блядь – это болтун, пустомеля; не путайте со словом «блуд»).

Формы летоисчисления

При закладке любого Храма, в данной местности вводилось летоисчисление от Сотворения Храма. При храме могло быть несколько летоисчислений, чтобы не пользоваться длинными записями вводили новое летоисчисление, но при этом сохранялось и старое. Так было не только на Руси, допустим: в Индии существует более 300 форм летоисчисления (300 календарей).

В 1948 году Опалённый стан (Палестина) разделили на две части: Палестину и Израиль, и Израиль вернул себе свой календарь. Т.е.

во всём мире сейчас 2014 год от Рождества Христова, а в Израиле Лето 5774 от Адама, этим они как бы показывают всему миру, мол у вас культура, наследие всего 2000 лет, а у нас почти 6000 лет, поэтому мы самые главные и вы все произошли от нас (т.е.

библейская теория). Для международных договоров они пользуются обычным календарём, а у себя в стране живут только по своему календарю.

У славян своё летоисчисление, Лето 7522 от С.М.З.Х. (Сотворение Мира в Звёздном Храме), но это не как у христиан от «Сотворения Мира», якобы Бог сотворил Землю. Нет, у славян Звёздный Храм – это название Лета, т.е.

определённой годины, когда наши Предки победили Предков китайцев, а Сотворение Мира – это заключение мирного договора между народами (Мир Сотворили в день осеннего равноденствия). Но есть и другие формы летоисчисления. Ведь не бывает же, чтобы в нулевой год заключали мир.

Допустим, Сотворение Мира в Звёздном Храме произошло в Лето 5500 от Великого Похолодания, поэтому следующее Лето 5501 от Великого Похолодания стало ещё и 1-ым Летом от С.М.З.Х. То есть наследие уже увеличивается, помимо наших 7522 лет, ещё на 5500 лет. Поэтому старые формы записи летоисчислений не отвергаются, а зачитываются на Новолетие: Лето 7522 от С.М.З.Х.

это также и Лето 13022 от Великого Похолодания. Это говорит о том, что наше Наследие (Iсторiя) не тысячу лет, как утверждают христиане или покойный академик Лихачёв: «Зачем разбирать то, что было до христианства, нам хватит и этой тысячи лет» — ему может и хватит, а славяне должны хранить всё наше Наследие.

См. также:

Рубрика: Наследие Предков

Источник: https://derzhavarus.ru/petr-zamenil-kalendar.html

История старого Нового года в России

ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь с 13 на 14 января отмечают старый Новый год, или Новый год по юлианскому календарю — праздник, который появился в России в результате календарной реформы 1918 года. 

История возникновения праздника

В дохристианское время на Руси дата наступления нового года неоднократно менялась: начало новолетия приходилось на день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), на день весеннего равноденствия (22 марта) или на день первого весеннего полнолуния.

После крещения Руси в 988 году была принята византийская система летоисчисления «от сотворения мира», или от 5508 года, и юлианский календарь. При этом традиция встречать наступление нового года в марте сохранилась и продолжала действовать до XV века.

В 1492 году (или в 7000 году от сотворения мира) указом Ивана III дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей. Такое летоисчисление применяла также Русская православная церковь.

В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом. В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед. Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему.

29 и 30 декабря 1699 года Петр I издал два именных указа о введении нового летоисчисления и о праздновании Нового года.

Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом) и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь царь вводить не стал.

Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, отмечая Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства. Церковная дата новолетия осталась без изменений — 1 сентября.

К ХХ веку календарь России на 13 суток «отстал» от европейского. Чтобы сократить этот разрыв, 24 января 1918 года. Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о введении в России григорианского календаря.

Документ был подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января 1918 году Летоисчисление по новому календарю стали называть «новым стилем», а по юлианскому — «старым».

Согласно декрету, следующий после 31 января 1918 года день предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, таким образом разница между «старым» и «новым» стилем составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила летоисчисление по юлианскому календарю.

С тех пор в России, как и в большинстве других стран, Новый год встречают 1 января по григорианскому стилю. Прежняя дата (1 января по юлианскому календарю) сдвинулась на 14 января. Так возник новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год». Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и в начале 2100-х гг. достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января.

Традиции праздника

Новый год по новому стилю приходится на период сорокадневного поста, предшествующего Рождеству 7 января. Старый Новый год отмечают уже после Рождества, во время святок (12 дней от Рождества до Крещения). Поэтому верующие, строго придерживающиеся церковных канонов, предпочитают устраивать праздник по случаю Нового года 14 января.

14 января христианская церковь также чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 декабря — Васильева вечера (также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др.).

По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год. Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).

В южных регионах России и в Поволжье исполнялись особые предновогодние колядки (овсень, авсень или усень).

Где еще встречают праздник

Традиция встречать старый Новый год сохранилась в бывших советских республиках, ныне — странах СНГ и Прибалтики, а также в Сербии, Черногории, Македонии, Греции, Румынии. В Сербии праздник носит название «Сербский Новый год» или «Малое Рождество», в Черногории — «Правильный Новый Год», в Греции отмечается день святого Василия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда появилась Пасха в России

Праздник встречают и в ряде северо-восточных кантонов Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 г. (например, в Аппенцель празднуют день святого Сильвестра), а также в некоторых валлийских общинах Великобритании.

Новый год 12 и 13 января встречают берберы Алжира, Марокко, Туниса и других стран Северной Африки, живущие по собственному календарю (представляет собой юлианский календарь с некоторыми отличиями). Праздник у берберов носит название Еннаер (Yennayer), известен также как «марокканский Новый год», официальным он не является.

Источник: https://tass.ru/info/4871655

Летоисчисление от Рождества Христова — начало новой эры

7 января — Рождество Христово. Это день начала новой эры. В этот день во всех храмах православной Церкви служится ночная праздничная Литургия. Праздником Рождества начинаются Святки — святые дни — две недели до Крещенского сочельника.

***

Новая эра

В ту ночь резко похолодало. Ночи в этой местности вообще прохладные, но та ночь была особенной зябкой. От холода даже ночь казалась иссиня-черной, и ярче от этого мерцали звезды на темном небе.

Счастливчики, у кого дома были заблаговременно натоплены и все щели предусмотрительно проложены тряпьем, кутались потеплее и, собираясь уже спать, перебрасывались довольными словечками о том, что, наверняка, у них-то потеплее будет, чем у соседей.

Что за непрошенный гость? Кто стучит в дверь в такую темень? Кому не спится?

А ночи и вправду были неспокойные — и все из-за этой переписи. Вот понадобилось перепись населения проводить. Теперь все и идут в Вифлеем, все, кто тут родился, и ведь ночлег им нужен. Хорошо, если кто побогаче будет, а так ведь и даром просятся.

— А заплатить у Вас есть, чем?
— Нет, мы люди бедные, но моя жена должна вот-вот родить, и нам так нужен ночлег! Мы пришли издалека, Она устала и не может больше идти!

. Вот еще, и денег нет, и еще рожать жене, ну, не оберешься с ними хлопот
— Простите, мест нет!

И еще одна дверь захлопнулась.Попробовать еще? Не ночевать же на улице? А как быть дальше?-Место в хлеву?

Ведь Ей рожать. Ведь на свет должен прийти не просто малыш. Ведь придет Царь Царей, спаситель мира!

Старик Иосиф знал о том, кого родит его жена. Марию ему отдали в жены совсем юной девушкой — священники не знали, как быть с девушкой, которая дала обет посвятить всю жизнь Богу и избрали ей в мужья его, уже старого человека. И вот, через некоторое время оказывается, что его чистая невеста беременна. А как же обет целомудрия? И что будет с ней — узнают — ее ведь забьют камнями до смерти! Беременна, а еще не замужем И он принимает решение тайно отпустить ее. Тогда хоть не убьют ее

Но в ту ночь он неожиданно проснулся. Это был не сон, это было видение — ему явился Ангел Божий. Предстал перед ним и сказал, что нет греха на Марии. Тот, кого она носит под сердцем  — плод не мужской похоти, а плод Завета, Сын от Духа Святого, Спаситель мира. Мессия, которого не одну сотню лет так ждали все.
И начались долгие недели ожидания, вот уже совсем близко тот, кто придет спасти мир. Спасти всех нас от смерти, от греха, дать надежду на спасение.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

  Б. Пастернак

 И Ему не нашлось даже самого крохотного места ни в одном доме. Рождается Царь и Спаситель мира, и где? В грязном хлеву, где только животные и согревают воздух своим теплом.


Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и  «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ — до Христа) и AD (Anno Domini лат. — год Господень)

Встреча Царя

Христос родился в городе Вифлееме во дни всенародной переписи в Римской империи, к которой в те времена относилась и Иудея.

«Таинство странное вижду (вижу) и преславное, — воспевает, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже (возлежит) невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона).

По преданию, роды Богомладенца были безболезненными, поэтому Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, спеленала Младенца и положила Его в ясли.

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи. Они сторожили стадо, когда им предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь: я благовествую вам радость великую, родился вам сегодня Спаситель, Христос Господь «.

Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу-Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им Ангелов и о услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная чувства глубокого смирения, запоминала все это, «слагая в сердце Своем.»

Так, первыми видеть Христа удостоились бедные простые пастухи.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя.

Подождите у входа.

Летоисчисление от Рождества Христова

Принятое летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым.

В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.

Однако, эта дионисиевская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами: общепризнанной датой Рождества считается 749-й год от основания Рима.

Почему волхвы?

Следующими к новорожденному Христу пришли волхвы -мудрецы с Востока. В их лице весь языческий мир преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира.

Сегодня нередко говорится о том, что православная вера принимает астрологию, и при этом ссылаются на то, что одними из первых к новорожденному Спасителю пришли волхвы. Однако, церковь свидетельствует о невозможности православной астрологии: волхвы принесли к ногам Христа всю языческую мудрость, символически показывая ничтожность своего знания перед величием Богочеловека.

Евангельские волхвы, определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить в каком именно городе Он родился? «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». (Мф. 2. 2).

Эти слова испугали Ирода. Царившего в то время, т.к. он не имел законных прав на престол. Ирод испугался соперника, но что стоило его уничтожить? Пока младенец был еще так беззащитен: Ирод взял с волхвов обещание указать ему на новорожденного Царя Царей. Они пришли в Вифлеем и там, «падши, поклонились» Новорожденному Христу. «Открывши сокровища свои», волхвы «принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть».

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. и тогда Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях. Иосифу же вновь явился ангел и повелел бежать с Марией и Младенцем в Египет, по избежание верной смерти.

Для чего Рождество?

Христос пришел в мир для того, чтобы изнутри исцелить греховную, падшую природу человека. Как пишет известный богослов 20 века митрополит Антоний Сурожский «Бог отдает Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть — это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела.

Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что — как может Вечная Жизнь умереть?..

Но Он приобщается нам и умирает.»

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.

Праздник

На Рождество во всех храмах православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года.
Песнопения службы Рождества Христова особенно торжественны и мелодичны. Вечером в день Праздника служится праздничная вечерня. Храмы всегда украшены к Рождеству по-особенному: во многих церквях наряжаются елки и устанавливаются Рождественские вертепы.

На Рождество заканчивается 40-дневный пост и начинается веселое время святок. Время, когда нет поста, время, которое православные стараются провести свято — это итог всего поста. Издавна на Руси в эти дни особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким, это и время народных гуляний, веселья и радости о празднике Рождества.

Источник: https://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-nachalo-novoj-ery/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Хула на духа святого что это

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]