Хула на Святого Духа — Православный журнал
В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности.
Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31–32).
Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение — потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.
Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?
Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.
И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать — что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной.
А потом хватишься — ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?
Такие вот вопросы Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить.
А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу — человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?
Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.
Да не будет сего!
Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?
Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а — единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение.
Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии.
Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.
Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?
На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину.
Да не будет сего! Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество.
Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».
Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.
О прощении без покаяния
Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?
Источник: https://foma.ru/xula-na-svyatogo-duxa.html
Отношения со Святым Духом
Нас часто спрашивают, что такое хула на Духа Святого, ведь в Евангелии сказано, что она не может быть прощена человеку. На этот вопрос отвечает пастор Михаил Валентинович Воробьёв.
В нашей христианской культуре появились и прочно укрепились такие понятия, как «религиозный христианин» и «истинный христианин». Что же мы подразумеваем под этими определениями? Думаю, не ошибусь, если скажу, что мы вкладываем в это понятие следующее:
Верит во Христа | Доверяет Христу |
Молится Христу | Покоряется Христу (подчиняет свою жизнь) |
Соглашается, что Иисус — Спаситель | Участвует в миссии Христа |
Держит дистанцию со Христом | Стремится быть ближе ко Христу |
Просит Христа реализовать свои личные планы | Познавая Божью волю, стремится исполнить её |
Так как эти переживания глубоко духовны и внутренни, то внешне жизни этих людей могут походить друг на друга, как пять мудрых и пять неразумных дев походили друг на друга в известной притче Христа, пока не пришло время встречи с Женихом (Евангелие от Матфея 25:1-13). Главным и единственным отличием является присутствие в жизни христиан одной Личности — Святого Духа.
«Дух всё проницает, и глубины Божии» (1 Коринфянам 2:10), знает сердце каждого человека: и христианина, и того, кто лишь считает себя таковым. Никто из нас не ставит цель определить «духовный статус» своего брата или сестры.
Господь знает! Наша же задача и обязанность перед Богом — определение своего духовного состояния, духовного здоровья: в каких взаимоотношениях мы находимся с Духом Святым, потому что без этих отношений нас ждёт духовная смерть и возвращение в погибель. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», — говорит Господь через апостола Павла (Римлянам 8:9).
Поэтому отчасти радует тот факт, что дети Божьи беспокоятся и тревожатся по поводу греха, о котором Господь сказал в отношении Духа Святого: «хула на Духа не простится людям» (От Матфея 12:31). Но нужно знать, что помимо этого греха существуют ещё и другие, не менее опасные и ведущие к погибели.
Три способа испортить отношения с Духом
Итак, Господь предостерегает нас от трёх грехов в отношении Духа Святого:
-
Хула на Духа Святого (От Матфея 12:31, От Марка 3:29, От Луки 12:10)
-
Оскорбление Духа Святого (Ефесянам 4:30)
-
Угашение Духа Святого (1-е Фессалоникийцам 5:19)
1. Хула на Духа Святого
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекамЕвангелие от Матфея 12:31
Во всём Евангелии Христос произнёс эти слова лишь фарисеям, которые не только не признавали Его Господом, но и принимали действия Духа за действия нечистой силы. Часто в церкви спрашивают, может ли верующий похулить Духа Святого. Но это может относиться скорее к неверующим, чем к верующим.
Отвержение Духа Святого, непринятие Его, хула на Него тем самым лишает человека возможности спасения, потому что покаяние в человеке производит не кто иной, как только Дух Святой. Этот грех потому не простится «ни в сём веке, ни в будущем» (От Марка 3:29), что он ожесточает сердца и не дает возможности Духу Святому привести человека к покаянию.
Поэтому, отвергая Духа, человек отвергает единственное средство своего прощения и спасения!
2. Оскорбление Святого Духа
Грех оскорбления Духа уже имеет отношение только к верующим, имеющим Святого Духа. Неверующий не может ни оскорбить, не угасить Духа Святого по той простой причине, что у него Духа просто нет. А каким же образом это могут допустить те, которые Духа Святого имеют? Ответ в этом месте Писания:
И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Котором вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас.Ефесянам 4:30-31
Все эти недостатки поведения у христианина оскорбляют Святого Духа.
Хотя нам легче считать это за личные качества характера или списать всё на слабые нервы и трудные обстоятельства Некоторые могут размышлять таким образом даже в церкви: «Ну вот такой уж он человек, но сердце-то у него доброе!» А в Писании сам Христос утверждает, что «от избытка сердца говорят уста» (От Матфея 12:34).
«Жизнь и смерть во власти языка» (Притчи 18:21) — подтверждается в Ветхом Завете. Это значит, что не бывает случайно вырвавшихся фраз: что вышло из наших уст, то на самом деле и находится в нашем сердце. Будет ли Духу Святому в таком сердце приятно жить? Станет ли Он мириться с этим?
Напрашивается такая аналогия: когда мы готовимся к приходу гостей, то мы тщательно убираем свой дом и в присутствии гостей не устраиваем семейных «разборок».
Если же, пришедшие гости увидят весь сор, который мы будем выносить прямо при них с шумом и криком, то, естественно, такой приём их оскорбит! Некоторые христиане годами живут в подобной ситуации, считая это нормой или просто особенностями своей семьи, а значит своим личным делом, не относящимся к духовной жизни вообще. Стоит ли удивляться, что в этих жизнях нет радости, нет роста, нет мира Божьего и плодов Духа?
Как же нам навести порядок в своём сердце, чтобы не оскорблять Святого Духа? Апостол Павел обращается к христианам:
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.Послание к филиппийцам 4:8
3. Угашение Духа Святого
Духа не угашайте.1-е Послание фессалоникийцам 5:19
Слово «угашение» связано с понятием горения, то есть огня. А огонь всегда нуждается в том, чтобы его поддерживали: он не может долго гореть самостоятельно. Нужны сухие дрова, иначе от сырых дров будет лишь копоть, и огонь не исполнит своей функции: на нём не приготовить еду, ни согреться, ни осветить мрак ночи
Горящий огонь связан с жизнью: он спасение для находящихся в лесу, во мраке, в пурге, в тумане. При погаснувшем свете среди мрака оживают наши страхи, и нас пугает то, чего и нет! Отключение света в метро на короткое время привело к панике и человеческим жертвам.
При взрыве на вокзале в Волгограде раненых привозили в районную больницу, и вдруг в этой сложной ситуации, когда раненых везли на каталках в операционные, неожиданно погас свет.
Каким ярким и драгоценным оказался свет от сотовых телефонов! В Иерусалимском Храме непрестанно горел огонь, как знак вечного поклонения Богу.
Когда в жизни христианина угасает огонь, это трагично: он не только не может согреть другого, но даже сам замерзает, и в его жизнь приходит холод и пустота. Наши «светильники» могут гаснуть, и это жизненный принцип: огонь нуждается в поддержке.
Как и всё важное, что есть у нас в жизни, требует от нас неустанного труда и заботы. Но одни наши дела — влияют на жизнь вечную, а другие — создают лишь суету.
Так что же нам делать, чтобы на самом деле поддерживать огонь Духа Святого?
- Первое — это чтение Слова Божьего, Святого Писания.
- Второе — молитва.
- Третье — общение: общение с Богом и общение Церкви.
И тогда, как процесс горения являет собой соединение углерода с кислородом, так и наши сердца, соединяясь с Духом Божьим, пламенеют огнём. И из этого теперь можно увидеть, что является врагом нашей здоровой духовной жизни, и почему в нас может угасать Дух Святой:
- Беспечность
При нерадении к духовным дисциплинам (молитве, чтению Писания, общению) постепенно в жизни христианина исчезает жажда по Богу! Перестают волновать духовные вопросы, а молитвы становятся формальнее и короче. - Лень
Лень это не что иное, как отсутствие трудолюбия. А с ленью приходит скука — верный показатель внутренней пустоты. Не хочется ничего делать: не читать, ни молиться, ни общаться, ни служить И, со временем, даже жить. Господь предупреждает нас о пагубном действии такого состояния, своего рода «сна»: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». (1 Фессалоникийцам 5:6). - Непослушание Богу
Имея общение с Господом, через Писание или ответы на молитву мы всегда знаем Его волю. Но не всегда хотим исполнять. «Слушай, Израиль!» — говорил Господь, обращаясь к Своему народу. Но послушен ли был народ? И мы знаем трагическую историю его непослушания. А так как Слово Божье и молитва в результате будут обличать непослушное дитя Божье, то вслед за этим приходит нежелание читать Библию и молиться. - Конфликты с ближними
Нередко неправильные взаимоотношения в церкви или в семье, в обществе, создают для человека определённые препятствия в молитве. Для Бога ценны наши сердца перед Ним. И слова об этом из Первого послания Петра, обращённые к мужьям, можно в равной степени, отнести ко всем христианам: «дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Нам следует правильно относиться ко всем, как призывает к этому Слово Божье. - Поглощённость бытом
Немаловажная причина, которая способствует угашению Духа Святого, это поглощённость бытом — всякие повседневные заботы. В самих бытовых делах нет ничего страшного, ведь это неотъемлемая часть нашей жизни: собрать ребёнка в школу, купить мебель, построить дом и многое-многое другое. Но когда эта сторона становится основной, когда она поглощает все наши мысли, время и деньги, когда все, что мы имеем в жизни, подчинено лишь бытовым целям, тогда Дух Святой в нас угасает. Ему нет места в этой круговерти, да и цель у Духа другая — прославлять Христа. Апостол Павел пишет: «О горнем помышляйте» (Колоссянам 3:2), и Христос сказал: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягощялись объедением и пьянством, и заботами житейскими» (От Луки 21:34). Вспомним причту Господа о приглашении на брачный пир: «Но они, принебрегши то, пошли, кто на поле своё, кто на торговлю свою» (От Матфея 22:5) Волы, поле, жена — вот и нет человека ни в служении, ни в церкви. - «Ветер»
Каким бы словом обозначить эту проблему? Иногда в церкви могут задуть разные «ветры»: сомнения, ложные учения, дурные примеры поведения, плотские страсти, ссоры Из-за отсутствия любви к людям мы начинаем видеть недостатки других, и не можем их простить. А ведь можно не только в себе угасить Дух Святой, но и подтолкнуть к этому и других, кто испытывает обиды или, например, не видят вознаграждения в своём труде. Наша постоянная задача: молиться друга за друга, поддерживая веру друг друга. И тогда плодом Духа всегда будет радость.
Давид, муж по сердцу Божьему, взывал в молитве Богу: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Псалом 50:13). Дух Святой пребывает в нас, когда мы дорожим общением с Ним, жаждем Его. Но опасность отпадения существует всегда. «Духа не угашайте» — это вопрос наших личных взаимоотношений с Господом, решить который за нас никто никто не может.
Дух Святой — это тот, кто может помочь
В плане духовного состояния в церкви есть три вида христиан:
- Горят, пламееют Духом Святым: славят Господа, жизнью, трудом своим ради Него.
- Горят, но не так, как вначале: видна усталость, некая холодность, но человек, ещё «живёт» и трудится.
- Едва горят, почти тлеют: если есть духовная жизнь, то едва-едва
Но для всех нас, детей Божьих, есть спасительная благодать — дар Духа Святого.
Для тех, кто в силе: благодарите Господа за это! Для тех кто ослаб: просите помощи у Господа, ведь у Него сила! Те, кто понимает, что жизнь его в Боге «умирает» — исповедуйтесь перед Ним, пусть Он откроет вам глаза на то, в чём именно смог вас уловить сатана, покайтесь в этом, оставьте этот грех — и Дух Святой вас обновит, зажжёт новым огнём! У Господа много благодати, Он хочет помочь нам, но труд исповедания и исполнения Духом Святым за нас никто не совершит, в этом наша ответственность перед Господом (см. Луки 11:9-13).
Исполнение Духом Святым — это заповедь Божья, и Дух Святой — это знак Его великой благодати и милости к нам, знак Его бесценной, всепоглощающей любви, отдавшей за нас жизнь на Кресте.
Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»
Волгоградская область, г. Волгоград, 400062, ул. Полухина, д. 67
Больше подробностей о церкви
Источник: https://baptist-volga.ru/novosti/otnosheniya-so-svyatym-duhom
Хула на Святого Духа — непростительный грех
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. 33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
(Матф.12:31-33)
Перед комментариями к стихам, предлагаю Вам ознакомиться со статьей на тему: Дух, Святой Дух
Поразительно слышать из уст Иисуса, Спасителя всех людей, слова о непростительном грехе. Это поражает настолько, что некоторые богословы хотели бы убрать такую определенность этого высказывания.
Они утверждают, что это лишь еще один пример колоритной восточной манеры выражаться. Как еще, например, Иисус говорил, что для того, чтобы быть Его учеником, человек должен ненавидеть своих родителей, они утверждают, что все это не надо понимать в буквальном смысле, что это лишь значит, что грех против Святого Духа ужаснее всего.
В поддержку такой точки зрения приводят некоторые места из Ветхого Завета.
«Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он резрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та»
(Числ.15,30.31)
«И посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек»
(1 Цар. 3,14)
«И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф»
(Ис. 22,14)
Эти люди утверждают, что эти тексты по существу соответствуют тому, что сказал Иисус и, главным образом, говорят о крайней серьезности этого греха.
Мы не можем лишь сказать, что в этих отрывках из Ветхого Завета нет того духа, да и впечатления они такого же не производят.
Очень тревожно слышать слова о непростительном грехе из уст Того, Кто есть воплощение любви Божьей.
Одна часть этого отрывка, несомненно, ошеломляет: в Библии в уста Иисуса вложены слова о том, что грех, совершенный против Сына Человеческого простителен, а грех против Духа Святого непростителен.
Матфей уже сказал в другом месте, что Иисус — критерий всякой истины, и потому трудно понять, в чем же различие между этими двумя грехами.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
(Матф.10:32,33)
Хула на Святого Духа — непростительный грех
Сын человеческий
Но, может быть, за этим скрывается недопонимание того, что Иисус, собственно, сказал.
Мы уже видели, что выражение сын человеческий значит просто человек, и что иудеи употребляли эту фразу тогда, когда имели в виду любого человека.
1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. 2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? 5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? 6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матф.12:1-8)
В случае, когда мы говорим: «Был один человек», иудейские раввины сказали бы: «Был один сын человеческий». Вполне возможно, что Иисус здесь сказал вот что:
«Если человек скажет слово против человека, он будет, но если он скажет слово против Святого Духа, то это не простится ему во веки веков».
Вполне может случиться, что мы неправильно поймем человека-посланца Божьего; но мы не можем неправильно понять, разве только совсем умышленно, что говорит нам Бог через Своего Святого Духа.
Посланник-человек всегда может быть неправильно истолкован; небесный же посланец говорит столь ясно, что не понять его может лишь тот, кто этого сознательно не хочет.
Этот отрывок, несомненно, легче понять, если принять, что в одном случае речь идет о грехе против человека-посланца Бога, который сам по себе очень тяжелый грех, но в общем может быть прощен, а в другом случае — о грехе против небесного посланца Бога, который может быть только сознательным грехом, и как мы видели, может оказаться непростительным.
Утерянное сознание
Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа.
Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.
Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.
В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.
В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.
Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.
Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.
И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.
Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.
Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.
Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.
Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.
Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.
И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.
Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.
В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.
Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.
Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.
Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.
Хула на Святого Духа — это
Хула на Святого Духа или грех против Святого Духа — это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.
Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?
Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.
Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние — единственное условие прощения.
Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа — это полная потеря чувства греха.
И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.
И в этом нам ужасное предостережение.
Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту.
Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.
Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.
«Послушай!» — сказал он вдруг. «Что такое?» — спросил гражданин. «Кузнечик», — сказал сельский житель.
Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его.
Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.
Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.
Иисус заканчивает вызовом
Итак, Иисус заканчивает вызовом: «Если Я сделал доброе дело, вы должны согласиться с тем, что Я добрый человек. Если Я сделал дурное дело, вы можете считать, что Я человек негодный. Дерево можно узнать лишь по плодам его, а характер человека — по его делам».
А что тогда, когда человек настолько слеп к Богу, что не может узнать добродетель, когда видит ее?
Список литературы:
- Библия. Синодальный перевод
- Баркли к Новому Завету
Источник: https://bible-help.ru/xula-na-svyatogo-duxa/
Хула на Духа Святого: что это значит и чем грозит верующему
Даже человеку, далекому от религии, в общих чертах известна суть христианской концепции триединства. Христиане верят, что Бог един, но имеет три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Это один из тех принципов, на котором зиждется христианское вероучение.
Разумеется, когда речь идет о святости, непоколебимости веры и истинности священных текстов, любое мнение, которое не соответствует установленным нормам, считается неверным, греховным и даже подлежит осуждению. Особенно тяжким грехом считаются оскорбительные высказывания о Троице.
Хула на Духа Святого – что это такое и какое значение имеет для христиан, мы и разберемся сегодня.
Концепция Святого Духа
Чтобы понять степень тяжести греха согласно христианскому вероучению, для начала стоит пояснить, что же представляет собой Святой Дух.
Христианство – не первое религиозное учение, обратившееся к концепции Святого Духа. В Авесте (собрании зороастрийских священных текстов) есть упоминание о том, что верховный бог Ахурамазда, как и бог в представлении христиан, имеет несколько ипостасей. Одна из них схожа с христианским Святым Духом. Древние последователи зороастризма считали, что эта ипостась находится в непрерывной борьбе со злым духом.
Несмотря на связь между вероучениями, иудаизм не признает концепцию триединства, в то время как все христианские конфессии и даже мелкие деноминации признают Святого Духа частью божественного естества. Согласно христианскому вероучению, именно эта ипостась Бога может непосредственно влиять на человека. Несмотря на невидимость и бесплотность, Святой Дух гораздо ближе к человеку, чем Бог Отец.
С момента зарождения христианства Святой Дух считался равным Отцу и Сыну. Но в IV веке их равенство стали ставить под сомнение.
Часть священнослужителей и верующих утверждали, что как Отец, так и Сын могут быть источниками Святого Духа, в то время как их оппоненты были убеждены, что источником является лишь Отец.
Эти разногласия послужили одной из причин раскола христианской церкви на два лагеря – Великой Схизмы. В итоге каждый остался при своем мнении, а мы сегодня имеем католичество и православие.
Непростительный грех
Хулу на Святого Духа называют непростительным или вечным грехом. Согласно христианской теологии, человек, совершивший такой грех, не может быть прощен, он никогда не познает тех благ, которые уготованы истинно верующим.
Под хулой необязательно имеются в виду оскорбительные высказывания в адрес Божественной ипостаси, достаточно лишь отрицания ее силы и способности чудесным образом воздействовать на мир, что, по сути, является отвержением истинности принципов всего христианского вероучения.
Пример, дающий исчерпывающее представление о том, что такое хула на Святого Духа, содержится в Евангелии от Марка. Он описывает, как фарисеи (представители одной из древнейших иудейских философских школ) заявили, что чудо исцеления, продемонстрированное Иисусом, является промыслом не Святого Духа, а Вельзевула.
По христианским представлениям Вельзевул – это один из злых духов, прислужник самого дьявола (однако до возникновения христианства Вельзевулом именовалась одна из ипостасей Баала – верховного бога в ассиро-вавилонской традиции, то есть изначально это имя не ассоциировалось у людей со злом).
Иисус утверждал, что хула на него, Бога Сына, может быть прощена, ведь он все-таки человек, но злословие о Святом Духе – тяжкое преступление, никакое покаяние не смоет с души такой грех.
Многие известные теологи и богословы рассуждали в своих трудах о непростительном грехе. Из этих текстов можно узнать, что даже столь серьезный грех все же может быть искуплен.
Например, Феофилакт Болгарский (византийский толкователь Писания и богослов) утверждал, что хула на Христа может быть прощена без покаяния, если человек изначально не знал о его божественном происхождении и видел в нем просто другого человека.
Но хула на его духовные дела – тяжкий грех, который все же можно искупить искренним покаянием.
Иоанн Златоуст считал, что некий поучительный подтекст имеет даже хула на Святого Духа, что этонекий воспитательный момент, ведь человек, узнавший себя в действиях фарисеев и покаявшийся, будет нести свет веры другим.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1214849285679483601/hula-na-duha-svyatogo-chto-eto-znachit-i-chem-grozit-veruyuschemu/