Почему в пост нельзя есть мясо

«Это какое-то самосвятство»: как поститься и есть мясо каждый день

Сегодня в России начался Великий пост. Он продлится до 19 апреля.

— Великий пост — это не повод для уныния от того, что изменился пищевой рацион. Пост — и это уже известная аксиома — это не то, что мы едим или не едим, а то, как мы выстраиваем свои отношения с Богом и людьми. И если этих отношений не было, их надо настроить. Если с людьми были плохие отношения, то начиная с прощеного воскресенья и до самой Пасхи их надо выстраивать, а церковь в этом помогает — и настроем богослужений, и благодатью, которая входит в душу человека.

В 48-дневный пост полагается ограничивать себя в пище. Традиционно в первый и предпоследний дни поста есть нельзя совсем.

В остальные дни нужно отказаться от скоромной пищи, то есть исключить из своего рациона алкоголь и продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и рыбу. Последнюю можно есть всего два раза за пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

При этом в разные дни разрешается есть разную пищу: на второй день рекомендуется есть только хлеб и пить воду, а дальше чередовать горячую и сырую пищу, с маслом и без.

При этом есть несколько исключений, когда православным, соблюдающим пост, можно его нарушать. Питаться скоромной пищей можно нескольким категориям людей.

1. Путешественникам

Считается, что во время путешествий человек находится в особых условиях, не зависящих от него самого. Поэтому и следить за своим питанием он не может.

2. Больным

Если во время Великого поста вы вдруг подхватили простуду, грипп или более тяжелое заболевание, отказ от пищи животного происхождения может серьезно навредить вашему здоровью. Поэтому никто на вас не посмотрит косо, если на больничном вы позволите себе куриный бульон или богатый кальцием творожок. Правда, в этом случае советуют выбрать все-таки простой молочный продукт, а не, например, йогурт с ярко выраженными вкусовыми добавками.

3. Беременным

Считается, что беременные и кормящие женщины кормят не себя, а ребенка, так что для них пост или ослабляется, или отменяется совсем.

Если вы собрались держать пост для того, чтобы искать лазейки и способы все-таки съесть иногда кусок мяса или шоколадный батончик, нужно помнить, что представители церкви не одобряют такой подход. Так, протоиерей Игорь Фомин называет создание своих правил поста «созданием церкви в церкви». «Это уже неправильно, это уже какое-то самосвятство», — говорит он.

Представители церкви напоминают, главное в посту — укрощение плотских желаний и духовное обновление. Его смысл — не в простой голодовке. Поэтому отказываться надо не только от пищи, но и от развлечений, в том числе и современных, таких как общение в социальных сетях и просмотр телевизора.

Но это внешняя сторона поста. Внутренняя — это регулярные исповеди и молитвы. Так что постящимся рекомендуется в первую очередь уделять внимание духовной составляющей поста, а уже во вторую очередь отказываться от пищи.

Отметим, в прошлом году 80% читателей Портала 66.ru сказали, что не собираются поститься. Давайте проверим, насколько мнение наших читателей изменилось за один год.

Источник: https://66.ru/news/society/194905/

Великий пост: запреты, ограничения, правила

Великий пост – время строгих ограничений. Запрет накладывается на все, что дарит нам удовольствие: еду, личную жизнь, развлечение. Единственное, что можно – это работать, молиться и читать Священное писание.

Великий пост – один из самых важных и ответственных периодов для верующих христиан. В 2019 году он начался 11 марта, а закончится на Пасху, 28 апреля. По православной традиции Великий пост продолжается 48 дней, и делится на два неравных периода: Великую Четыредесятницу и Страстную седмицу.

Первый день Великого поста называют Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Речь тут идет, главным образом, о духовной чистоте. Недаром последний день перед постом называется Прощеным воскресеньем: в этот день принято просить прощения у всех знакомых, и прощать тех, кто вас обидел.

Начинать пост нужно с исповеди и святого причастия. Также в Чистый понедельник рекомендуется сделать генеральную уборку, чтобы очистить свой дом.

Чистая седмица – время покаяния и скорби. В это время церковные службы проходят в темноте, без освещения. При этом молитвы положено не петь, а читать.

Во время всего поста нужно ежедневно молиться, читать Библию, скромно одеваться, помогать тем, кто оказался в сложной ситуации, и каждое воскресенье ходить в церковь на службу.

Во время всего Великого поста нельзя:

Есть животную пищу: мясо, птица, яйца, все молочные продукты. Также под запретом все сладости, выпечка, белый хлеб, сдоба, жирная и острая пища. Рыбу дозволено есть лишь в праздники – да и то немного. Растительное масло можно только по выходным и праздничным дням.

В целом, рацион должен быть очень скромным: каши на воде, немного фруктов и овощей, черный хлеб. Пить разрешено воду, несладкий некрепкий чай, травяные отвары, квас и узвар, по субботам – виноградный сок. Питание несколько раз в день. Есть, всякий раз, как захочется, тоже нельзя.

В будни можно принимать пищу лишь один раз в день, в выходные и праздники – дважды в день. Курить и употреблять алкоголь. Лишь в выходные и праздничные дни разрешается выпить немного сухого вина Вечеринки, гуляния, походы в театр и кино и прочие развлечения под строгим запретом.

Также нельзя бездельничать, играть в любые игры и смотреть развлекательные программы по телевизору. Интимная жизнь под запретом даже для венчанных супругов. Сквернословие, ссоры, конфликты и скандалы.

Плохие мысли, злость, обида, отказ от прощения, ложь.

Как питаться во время Великого поста

Первая и последняя недели Великого поста – самые суровые. К примеру, первые два дня поста есть вообще нельзя – можно только пить простую воду. То же самое –  в пятницу и субботу Страстной седмицы, накануне Пасхи. Еще один суровый день – первая пятница Великого поста, когда можно есть только сырую пшеницу с сахаром или медом.

В остальные дни тоже не наешься досыта:

По понедельникам, средам и пятницам разрешено исключительно сухоядение:  овощи, фрукты, черный хлеб, сухофрукты, мед и орехи. Есть приготовленную горячим образом пищу (кроме хлеба) запрещено. На Страстной неделе сухоядение с понедельника по четверг включительно.

По вторникам и четвергам разрешено горячее: каши, овощные супы. При этом запрещается во время готовки добавлять растительное масло.
В выходные дни и в праздники дозволено немного горячей пищи и растительное масло. А в праздничные дни к постному меню разрешено добавить рыбу.

Небольшие послабления даются в дни церковных праздников. В этом году во время поста православная церковь отмечает:

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Разрешена приготовленная горячая еда, немного вина и рыба. 20 апреля – Лазарева суббота. Дозволяется есть рыбную икру.

21 апреля – Вербное воскресенье. К постному меню можно добавить нежареную и некопченую рыбу.

Кому не обязательно соблюдать пост

На самом деле, формулировка «кому можно не соблюдать пост» — неправильная. Пост как период покаяния, скорби, молитвы и размышлений о Боге обязателен для всех православных христиан. А вот пищевые ограничения накладываются только на людей крепких и здоровых.

Нарушать пост тем или иным образом дозволяется детям, беременным и кормящим мамам, так как у них может пропасть молоко. Также допустимы послабления для людей военных, путешествующих и занимающихся тяжёлым физическим трудом. И, разумеется, нельзя поститься тем, кому описанные выше пищевые ограничения противопоказаны по состоянию здоровья.

Как правильно соблюдать пост

Те ограничения, о которых мы писали выше – для священнослужителей, а также тех воцерковленных людей, которые уже много лет придерживаются строгого поста.

Всем остальным по разрешению духовного отца допустимы послабления. Какие именно – решать только вам. Наиболее распространенный вариант поста для мирян – это отказаться от животной пищи, но оставить в ежедневном меню рыбу, масло и горячую пищу. Некоторые и вовсе отказываются только от мяса и птицы, но оставляют немного молочных продуктов. 

Основная цель поста – укрощение и очищение духа и плоти. Однако излишне строгий пост для неподготовленных людей – огромный стресс, который может стать причиной проблем со здоровьем. Так что лучше попросить у батюшки благословения на некоторые послабления, нежели взять на себя «повышенные обязательства», а потом или сорваться, или, что еще хуже, загреметь в больницу.

Если вы все же решили поститься максимально строго – готовиться к этому нужно заранее. Ограничения вводите постепенно, в течение нескольких дней. Для начала уберите самые тяжелые продукты – жирное мясо и птицу. Потом – постное мясо. Потом – постную птицу. И так далее. Наши предки, кстати, это отлично понимали. Именно поэтому на Масленицу, при всех ее обжорных традициях, мясо и птицу уже не едят. Организм должен постепенно привыкать к суровому постному рациону. 

Точно также следует выходить из поста. Объесться до колик сразу же после «первой звезды» — не самая лучшая идея.

Главное, помните: пост – не модная диета, на которую можно «сесть» и «слезть» в любой момент. Поститься нужно осознанно, по зову души. А вовсе не потому, что так положено, и мама иначе не отстанет.

Постные рецепты

Если сварить кашу или потушить овощи может каждый, то дни сухоядения вызывают у многих наших современников недоумение: что кушать-то? Сушеный горох? На самом деле, постная кухня весьма разнообразна. Мы нашли для вас простые и вкусные рецептов, не нарушающих постных правил.

Ореховый суп

Нужно 800 г любых орехов, литр воды, 2 стебля сельдерея, 1 красная луковица, 10 мл концентрированного сока лимона, соль, куркума. Сельдерей, лук и орехи взбить в блендере, добавить воду, сок лимона и специи. Взбить ещё раз.

Борщ

Нужно: 200 г пекинской капусты, 300 г свеклы, 300 г моркови, 150 г авокадо, 400 г апельсина, 2 дольки чеснока, пучок укропа, пол-литра воды, 50 мл концентрированного сока лимона, соль. Капусту порубить, посолить, промять руками, оставить на 5 минут.

Половину свеклы натереть, вторую половину – смолоть в блендере вместе с чесноком. Морковь натереть. Авокадо нарезать кубиками. Апельсин очистить не только от семечек и кожуры, но и от белой плёнки, а затем пропустить через блендер. Влить в получившуюся апельсиновую массу сок лимона.

Соединить все ингредиенты, перемешать, разбавить водой. Посыпать измельчённым укропом.

Овощные котлеты

Нужно: 1 морковь, 1 луковица, 1 болгарский перец, по 50 г молотых семян льна и семечек подсолнечника, пучок петрушки, перец, соль. Морковь натереть на тёрке. Луковицу и петрушку смолоть в блендере. Перец нарезать тонкой соломкой. Перемешать, промять руками. Добавить семена, соль, перец. Слепить котлеты. Оставить их в тепле на три часа, чтобы подсохли.

Источник: https://blog.irr.ru/view/velikiy_post_zapretyi_ogranicheniya_pravila

Когда можно начинать есть после Великого поста 2020 года?

Церковный устав запрещает употреблять во время Великого поста (в 2020 году со 2 марта по 18 апреля) скоромную пищу – мясные и молочные кушанья, блюда из яиц; лишь в праздничные дни разрешено есть рыбу. Придерживаться подобного рациона бывает непросто, и некоторые люди заранее интересуются, когда можно есть мясо после Великого поста.

Сначала расскажем о том, почему в Великий пост нельзя есть мясо. В этот период предписывается употреблять только те продукты, которые вкушали Адам и Ева в раю.

Кроме того, верующие вспоминают о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, соблюдая пост.На Страстной неделе христиане вспоминают о последних днях Его земной жизни, смерти и погребении, поэтому рацион отличается особой строгостью.

Подготовка к Великому посту начинается за три недели до него — с 9 по 29 февраля 2020 года (седмицы считаются начиная с воскресенья и заканчивая субботой).

Во время первой подготовительной недели, которая носит название «Сплошной седмицы» или «мытаря и фарисея» и длится с 9 по 15 февраля 2020 года, соблюдать пост не нужно. Всю неделю разрешено есть мясо, даже в среду и пятницу правила поста соблюдать не надо.

На второй неделе, следующей за седмицей о мытаре и фарисее (в 2020 году с 16 по 22 февраля), среда и пятница дни постные — в эти дни допускается горячая постная пища без масла. А в понедельник разрешена постная еда с добавлением масла. Во вторник и среду ограничения на мясо не действуют.

Третья, мясопустная неделя перед Великим постом в церковном календаре называется «Сырной седмицей». Во время мясопустной недели уже не употребляют мясную пищу, но готовят блюда из яиц, молочных продуктов, «сыра», как в старину называли творог, и, конечно, пекут блины.

На Масленицу (23 февраля 2020 года), накануне поста, также нельзя есть мясо, чтобы организму было легче выдержать предстоящие ограничения в рационе.

Почему в Великий пост нельзя есть мясо?

Святые угодники Божии придавали большое значение посту.

«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету», – писал Иоанн Кронштадский.

Однако некоторым людям сложно отказаться от скоромной пищи. Если для вас это достаточно серьезное испытание, то, чтобы выдержать пост, вы можете позволить себе немного рыбы или морепродуктов.

Их можно иногда включать в рацион, например, по выходным дням. Осуждать за это вас никто не будет.

Когда после Великого поста можно начинать есть мясо?

Пост для верующих заканчивается в светлый праздник Пасхи, 19 апреля 2020 года, когда все ограничения в рационе снимаются.

В 2020 году Великий пост заканчивается в 24:00 18 апреля, с момента символического открытия дверей храма, когда в нем проводится праздничное богослужение. А разговляются верующие после литургии, около 4 часов утра 19 апреля 2020 года. В этот же день можно начинать есть мясо после Великого поста.

Источник: https://www.prazdniki-na-nosu.com/kogda-mozhno-nachinat-est-myaso-posle-velikogo-posta.html

Что нельзя есть и делать в великий пост? — философия

Впервые готовясь вместе с остальными верующими принять участие в соблюдении Великого Поста, начинающий православный христианин в первую очередь ищет информацию о том, что нельзя есть в Великий Пост и что в пост нельзя делать. Большинство наших соотечественников имеют смутное представление о церковных запретах.

Мы знаем, что во время поста нельзя есть мясо, яйца и молочные продукты, и на этом наши познания о продуктах, от которых следует отказаться в период воздержания, как правило, заканчиваются. На самом деле список ограничений намного шире, более того, строгий православный Пост составлен таким образом, что в некоторые его дни запреты на определенную еду снимаются ради утешения верующих.

Условно дни поста перед Пасхой можно поделить на более и менее строгие и праздничные, и, исходя из этого, контролировать свой постный рацион. Со вторым пунктом – что нельзя делать в пост – все обстоит намного хуже: узнав, что помимо пищевых ограничений, нужно отказывать себе еще и в удовольствиях, многие очень удивляются и возмущаются.

Но ведь церковный Пост это не лечебная диета, и введен церковью не для того, чтобы верующие стройнели, а для того, чтобы они возрастали духовно.

Что нельзя во время поста — продукты, от которых следует отказаться

Церковный устав, регламентирующий, что нельзя есть в Великий Пост, был написан очень давно. В то время и люди были покрепче, и экология получше, поэтому устав получился довольно-таки строгим. Согласно ему, на все время поста православным христианам рекомендуется отказаться от мяса, птицы, рыбы и рыбной икры, молока и молочных продуктов, яиц.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как пережить смерть близкого человека

Однако в те времена пища была намного проще, чем сейчас, поэтому сегодня список того, что нельзя есть в пост, требует дополнительных пояснений. К скоромным продуктам в наше время относятся также булочки, пирожные, торты, белый хлеб, молочный шоколад, майонез, алкогольные напитки (по воскресеньям разрешается немного вина), а также продукты, содержащие сухое молоко, желатин, и маргарин.

В первую и последнюю неделю, а также по средам и пятницам в Великий Пост нельзя есть салаты, супы, и другие блюда, приготовленные с добавлением растительных масел. Для того, чтобы христиане на таком строгом воздержании не впали в уныние и не забросили пост совсем, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) пост послабляется. В эти дни разрешено есть рыбу – жареную, вареную, копченую – в любом виде.

Исключение бывает, если Благовещение выпадает на Страстную Пятницу – тогда строгость поста сохраняется – но такое случается крайне редко. В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресенья) разрешено есть рыбную икру.

Что нельзя делать в православный пост перед Пасхой?

Помимо запретов на целый ряд кулинарных наименований, существуют еще рекомендации относительно того, что нельзя делать в Великий Пост. Пищевого воздержания, даже самого строгого, недостаточно для того, чтобы сказать про человека: он постится. Для того, чтобы настроить свое сердце и душу на покаяние, человеку нужно взять паузу и в увеселительно-развлекательной жизни, а также плотских удовольствиях.

В православный пост нельзя делать следующие вещи: ходить на дискотеки, в бары, вступать в брак, заниматься любовью, курить, употреблять алкоголь (кроме, как уже было написано, вина, которое можно пить в воскресные дни).

Кому-то такие правила могут показаться чересчур жесткими, и действительно, выдержать сорок с лишним дней в режиме резкого отказа от привычного образа жизни может не каждый. Именно поэтому церковь рекомендует привыкать к церковному посту постепенно.

Если же Вы твердо намерены выполнить все требования, касающиеся того, что нельзя делать в строгий пост, – дерзайте – освобождение от мирских удовольствий хотя бы на некоторое время обещает к концу предпасхального поста необыкновенный духовный подъем.

Источник: https://filosofia.ru/chto-nelzya-est-i-delat-v-velikij-post/

Как правильно поститься

Несмотря на то, что Масленица в самом разгаре и думать о каком-либо воздержании не хочется, многие все же планируют поститься.

Сегодня это не только дань вере, но и в определенном смысле мода. Люди, далекие от религии, используют повод, чтобы избавиться как от вредных привычек, так и от лишних килограммов. Но в чем истинный смысл поста, почему отказ от еды — не главное и как не навредить здоровью, переходя с блинов с икрой на пустую гречку, обсудили в пресс-центре «Самарской газеты».

Сакральный смысл числа 40

С понедельника у православных верующих начинается Великий пост. Воздержанием от пищи и развлечений в течение семи недель они будут готовить себя к празднованию Пасхи. В этом году она приходится на 19 апреля. Великий пост — самый древний и самый строгий из всех. Превосходит он остальные многодневные и по продолжительности. Хотя изначально длился всего 40 часов.

— Это были два дня между распятием Спасителя и его воскресением, то есть то время, когда он умер, но еще не воскрес, — рассказывает насельник Свято-Воскресенского мужского монастыря отец Феодор (Будаев). — Потом постепенно пост увеличивается до недели.

Причем в строгом соблюдении устава это отказ не от определенной еды, а от любой пищи. И где-то в IV веке он стал длиться 40 дней. С этой цифрой очень многое связано в христианстве. Сакральное число.

Одна из причин — напоминание, что Христос постился 40 дней в пустыне до того момента, когда он вышел на проповедь.

Без мяса и молока

Если изначально считалось, что нельзя вкушать какую-либо пищу вообще, со временем правила послаблялись. Сейчас нельзя есть продукты животного происхождения. Это не только мясо, но и рыба, молоко, яйца.

— Когда наши прародители Адам и Ева находились в раю до грехопадения, они там не вкушали пищи животного происхождения, — поясняет отец Феодор. — Ведь животные были сотворены в помощь человеку. Господь сказал — вот тебе все животные, вот тебе вся природа. И человек — царь всего этого творения.

Адам и Ева питались тем, что им давала природа, никаких животных они там не убивали. После грехопадения изменилось сущностное состояние человека. Он изгнан из рая и должен по-другому добывать себе пропитание. В тот момент человек стал вкушать и животную пищу в том числе.

Во время поста мы всегда пытаемся вернуться в то первозданное состояние, которое человек имел в раю до грехопадения.

Духовная составляющая

В Русской православной церкви всегда призывают не путать пост и диету. Отмечают, что главное — молитва, духовное очищение и совершенствование себя.

— Если мы постимся только отказом от еды, в таком посте смысла никакого нет, — говорит отец Феодор. — Если мы просто отказываемся от еды, мы уподобляемся демонам, которые не едят вообще, но при этом они же не спасаются. Основной смысл поста — его духовная составляющая. Физический пост — это лишь средство, вспомогательный фактор, на котором строится здание духовного поста.

Человек — такое существо, которому удобнее иметь в виду какую — то конкретику. Нельзя есть мясо, пить вино, развлекаться — вот это ему понятно. А когда начинаешь говорить, что духовный пост — это изменение внутреннего себя, изменение своего духовного состояния, это уже сложнее. Нужно вечером сесть, оставить все заботы и подумать, что ты сегодня сделал хорошего, плохого, сделать выводы для себя, как жить дальше.

Для современного человека эти моменты не всегда понятны.

Церковь разрешает

В современной жизни невозможно себе представить, как можно отказаться на 40 дней от интернета, телевизора или книг. Часто та же всемирная информсеть нужна для работы. Поэтому священнослужители говорят, что смысл поста не в отказе, а в воздержании. Это касается и еды.

Не соблюдать пост могут беременные и кормящие женщины, пожилые люди, больные, а также путешествующие.

— До определенного возраста вообще не постятся дети, — объясняет отец Феодор. — Не надо их лишать еды. Понятно, что ребенку нужно расти, развиваться, отказ от определенных продуктов способен негативно сказаться на этом. Но можно поступать по-другому. Например, ребенок любит сладкое. Можно ограничить его в конфетах на 40 дней.

pixabay.com

При этом пусть он съест котлету, но не съест сладкого. Ну или как вариант — забрать гаджет. То есть мы настраиваем его, что в будущем придется в некоторые дни усмирять себя в своих хотениях.

Принцип постепенности

В идеале к посту нужно готовиться заранее, советуют медики, чтобы резкий отказ от привычных продуктов не стал слишком большим стрессом для организма и психики. Но если делать это постепенно, то здоровый человек не должен почувствовать дискомфорта. Реакцией на такой рацион должны быть легкость и эмоциональный подъем.

— Постепенный отказ от продуктов животного происхождения приводит к тому, что снижается нагрузка на организм, — говорит заместитель главного врача по лечебной работе Самарского областного центра медицинской профилактики «Центр общественного здоровья» Сергей Григошкин. — В первую очередь разгружается пищеварительная система. Если подойти физиологично к процессу пищеварения, он очень энергозатратный.

Ведь каждый в той или иной мере ощущал после плотного обеда сонливость, вялость, слабость. Это как раз от того, что животные продукты несут большую нагрузку, в процессе задействованы системы, которые пытаются дезактивировать продукты обмена. Что такое мясо? Конечный продукт обмена — мочевина. Это аммиак с водой. Аммиак — это токсичное вещество. Естественно, его нужно вывести, на это работают несколько систем организма.

Если мы исключаем эту необходимость, убирая из рациона мясо, организм разгружается.

pixabay.com

По словам Григошкина, продукты животного происхождения несут в себе много рисков для здоровья. И сам пост можно рассматривать как борьбу с рисками будущих заболеваний. Причем не только желудочно-кишечного тракта, это и сердечно-сосудистые, онкологические.

Разнообразие и баланс

Важно, убрав из тарелки мясо и рыбу, найти им адекватную замену. Особенно это касается животного белка. Здесь на помощь придут бобовые — горох, фасоль, чечевица, соя, а также зелень, орехи, грибы и зерновые культуры. Меню должно быть простым, разнообразным и сбалансированным.

— Мы, в отличие от некоторых представителей животного мира, не можем полноценно переваривать и усваивать растительный белок, — отметил врач. — Но если говорить об определенном промежутке времени, об отсутствии изнуряющих физических нагрузок, замена животного белка разнообразным растительным будет полноценной.

pixabay.com

При этом энергетическая составляющая должна соответствовать привычному объему. Если человек обычно употребляет 2 500 калорий, то и во время поста нужно придерживаться этой же цифры. Упадка сил и недомоганий в таком случае быть не должно.

— Можно рассматривать пост как испытание не только своей души, но и тела, — говорит Григошкин. — Если все работает слаженно, то человеку во время поста будет хорошо. Если же появились какие — то тревожные симптомы, то человек, вероятнее всего, не знает о сбоях в своем организме.

Люди с хроническими заболеваниями — разговор другой. Нужно придерживаться здравого смысла и не ставить над собой экспериментов. Хотя многие режимы питания и диеты при том или ином заболевании очень тесно перекликаются с правилами поста, говорят врачи.

— Если человек общается с врачом, он знает особенности своей диеты и может легко провести аналогии с режимом поста в тех или иных вещах, — объясняет Григошкин. — Например, сердечникам рекомендуют отказ от животных жиров, и потому отказ от пищи животного происхождения может оказаться для них весьма полезным. Мы, медики, в этом отношении близки к священнослужителям.

Плавный выход

Спустя 40 дней строгого поста, не стоит сразу налегать на пасхальные яйца и куличи, закусывая все шашлыком. Это может быть опасно для организма, предупреждают врачи. Принцип постепенности важен и здесь.

— А если вы ощутили улучшение самочувствия во время поста, то, может быть, какие-то продукты животного происхождения можно исключить вовсе. Зачем они, если без них стало легче. И полезно, кстати, вне поста устраивать на неделе разгрузочные дни.

Фото обложки: pixabay.com

Источник: https://sgpress.ru/news/183498

Вместо мяса: блюда, которые можно есть в Великий пост

Как известно, на всем протяжении Великого поста, начавшегося 19 февраля и продолжающегося 48 дней, помимо других жизненно важных для организма продуктов нельзя есть мясо. Для многих людей именно этот момент становится самым серьезным препятствием.

Великий пост — время, когда растительные продукты с высоким содержанием белка становятся основой рациона, а значит, мясным блюдам можно найти не менее вкусную замену, восполнив нехватку протеинов.

ELLE выбрал пять рецептов, которые помогут на время забыть о стейках.

Бобовые становятся во время поста основным источником белка. Сытный овощной суп из чечевицы заменит собой основное блюдо в обед и согреет в ветреную мартовскую погоду.

Сложность: Просто

Тип: Первое блюдо

Время: 55 минут

Персон: 4

Ингредиенты

  • 60 мл оливкового масла
  • 1 луковица
  • 2 моркови
  • 4 головки чеснока
  • 250 г чечевицы
  • 1 л овощного бульона
  • 500 мл воды
  • 1 банка консервированных помидоров
  • листья кормовой капусты с двух стеблей
  • соль и перец по вкусу

Приготовление

  1. Масло подогреть в кастрюле на среднем огне, доведя до слабого кипения. Мелко порезать лук и морковку и положить в кастрюлю. Готовить, часто помешивая, в течение пяти минут до тех пор, пока лук не станет мягким. Добавить мелко порезанный чеснок, консервированные томаты (предварительно слив сок) и готовить, помешивая, еще 3-5 минут. Вмешать чечевицу, бульон и воду. Добавить щепотку соли и перца.

    Довести смесь до кипения, после чего накрыть кастрюлю крышкой и убавить огонь, оставив на плите вариться на 30 минут.

  2. После этого взбить суп в блендере и выложить обратно в кастрюлю, добавив мелко порезанные листья капусты. Потомить на плите еще пять минут до мягкости листьев.
  3. Подавать суп с половинкой лимона.

Классическое блюдо японской кухни полностью состоит из сои и тофу — двух источников белка, прекрасно заменяющих собой кусок мяса.

Сложность: Просто

Тип: Первое блюдо

Время: 40 минут

Персон: 4

Пост: если очень хочется, то можно

Пост: если очень хочется, то можно

2304      4

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, приуготовляющий к празднику Рождества Христова, который отмечается 7 января. Устав поста предписывает отказаться от мясной и молочной пищи, яиц, а в отдельные дни даже от рыбы и растительного масла. Но есть целый ряд людей, которым по тем или иным медицинским показателям нельзя соблюдать пост во всей его строгости, а некоторым — нельзя вовсе.

Я знаю, что некоторые, получив запрет поститься, теряются, сильно расстраиваются. Лично со мной этого не произошло: раз велено на какой-то период забыть о постном меню, чтобы поправить здоровье, — забыла. Тем более из года в год, от поста к посту сама много раз писала в различных статьях о том, что гастрономические ограничения — не главное, они даются нам в качестве упражнения, которое призвано научить в чем-то ограничивать себя ради Христа.

Слышала много раз: «Болезнь, которую ты терпишь и из-за которой не можешь поститься, вменяется тебе в пост». Не спорю, бывают такие состояния, что проще посидеть на хлебе и воде недельку-другую, чем пребывать в них.

Но это, слава Богу, не мой случай, поэтому меня не покидало ощущение, что к терпению болезни без ущерба можно все-таки прибавить и какое-то посильное упражнение по самоограничению.

Наверное, здесь не обошлось без участия гордыни, которая подсказывала, что всегда приятно чувствовать себя святее папы римского. Но точно знаю, что было и честное желание хоть немного потрудиться.

Оно может показаться непонятным или даже нереальным. Однако если спросить у человека, который привык регулярно посещать спортзал, что он испытывает, когда делает перерыв в тренировках, то он опишет очень похожие чувства: хочется дать нагрузку мышцам, хорошенько разогнать кровь. Те, у кого сидячая работа, чаще всего тоже испытывают потребность дать себе физическую нагрузку, хотя, казалось бы, отдых и нега — бесконечно желанные и приятные состояния для человека.

Когда вся Церковь входит в период особого сосредоточения и труда, совсем не хочется оставаться в стороне. Кто-то любит в таких случаях иронизировать по поводу стадного чувства и влияния стереотипов.

По моим ощущениям, это больше похоже на желание не потерять связь с семьей и близкими, которые затеяли какое-то очень важное, масштабное и, да, нелегкое дело. Не принять в нем участие означает сделаться посторонним.

Просто тем, кто не бывал в горах, или бывал, но не полюбил их, трудно понять, почему люди туда возвращаются вновь и вновь, и поверить, что причина этого вовсе не в навязанной кем-то романтике или стереотипе.

«Это и будет твой постный подвиг»

Мой план был готов очень быстро. Предписано есть определенные непостные продукты? Отлично — записываю в рацион. Среди них есть нелюбимые, например каши на молоке? Еще лучше — вот и поупражняюсь в смирении и терпении. Есть любимые постные продукты, без которых вполне можно обойтись, и это не нарушит предписание врача? Решение очевидно — на время поста исключаю их из своего меню. Есть любимая постная, но обязательная пища? Ем и благодарю Бога за посланное утешение.

Все очень просто: главное — питаться всем необходимым, исключать излишества и лакомства.

И скажу вам откровенно: следуя намеченному плану, я чувствовала себя полноценно постящимся человеком. Было непросто, а значит, упражнение получилось — получился труд.

Этот простейший план я придумала не сама. На него меня навел прочитанный в одной из душеполезных книг эпизод. Один парень в период студенчества жил вместе с родной тетей, которая ужасно скорбела из-за того, что племянник хотел держать пост. Она боялась, что он повредит своему здоровью.

И тогда духовник, к которому тот обратился за советом, спросил его: есть ли какое-то особо любимое блюдо, от которого было бы очень трудно отказаться? Парень ответил, что ко всем блюдам он относится вполне равнодушно, однако очень любит чай с сахаром.

Тогда духовник сказал: «Ешь все, что будет давать тебе тетя, чтобы не причинять скорбь ее сердцу и не отвечать на добро неблагодарностью, а от чая с сахаром на время поста откажись — это и будет твой постный подвиг».

Никаких преград

Приступая к посту, я напоминала себе, что, помимо гастрономической части, он имеет и духовную. Во-первых, этот период тесно связан с молитвенной практикой. Общению с Богом отводится в жизни христианина особое место.

В пост люди уделяют молитве больше времени, с большим усердием следят за степенью своего внимания, стараются чаще принимать участие в общей молитве Церкви, которая совершается в храме.

А пища, более легкая для усвоения, более простая, не столь обильная, очень помогает быть сосредоточенным, сохранять ясность и остроту ума. Душа, будто теряя грузность, легче откликается на слова молитв.

Надо заметить, продолжая в период поста есть мясо, яйца, молочное и отказавшись от элементарного кофе и чая с сахаром, которые очень люблю, от конфет, пирожных и изысканного печенья, я все равно почувствовала эту легкость молитвы. Не такую, как бывало прежде (все-таки физические свойства продуктов имеют, пожалуй, решающее значение), но все же очень ощутимую.

Во-вторых, в пост мы, христиане, стараемся с особой силой и усердием бороться со своими страстями, греховными навыками и одновременно приобретать навыки добрые, умножать в себе любовь к ближним, смирение, кротость, рассудительность, твердость в вере.

Мы, безусловно, должны все это делать каждый день своей жизни, но в суете житейской часто ослабляем или вовсе оставляем этот труд. А пост — как раз то, что мобилизует нас, мотивирует сосредоточиться на самом главном. И здесь уже, конечно, нет никаких преград ни для кого. Больные, беременные, военнослужащие, даже дети — все способны на это.

Стоит начать с малого: например, перестать огрызаться в транспорте в ответ на резкие замечания или откровенное хамство; не выплескивать на других собственную злость и, чтобы невыпущенным «паром» не повредить здоровью, просто пожалеть того, кто вызывает гнев, и, если получится, помолиться за него; не судачить о своих коллегах, соседях, даже врагах; быть внимательным и чутким к членам своей семьи; бросить курить, пить, играть в компьютерные игры или перестать смотреть сериалы все свободное время напролет, и вообще удалиться на это время от всякого рода увеселений и развлечений, почитать душеполезную литературу.

У каждого человека набор того, с чем надо справиться, навсегда исключить из своей жизни, а чему постараться научиться, будет свой. Главное — честно посмотреть на свою жизнь и понять, что в ней не так: что огорчает близких, в чем обличает совесть. Посмотреть и попытаться хотя бы что-то исправить. И для этого совершенно не важно, соблюдаешь ли ты пост строго по уставу, или убрал из рациона только чай с сахаром.

И еще одним важнейшим фактором в моем непостном посте было то, что я всегда помнила, ради Кого тружусь. Богу не нужны наши подвиги сами по себе, ради подвигов, но Он ждет, чтобы наши сердца открывались Ему, чтобы обращались к нему наши лица.

Как в любых человеческих отношениях мы выражаем свою любовь не только словами, но и делами, заботой, уделенным временем, вниманием, так и в наших отношениях с Богом мы отвечаем на Его любовь, которая проявляется каждую секунду нашей жизни, даже если мы не умеем или не хотим этого замечать, своим трудом над собой.

Трудом, который делает нас лучше, делает нас похожими на Него, а значит, с Ним соединяет.

«Саратовская областная газета» № 75, 28 ноября 2018 г.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/post-esli-ochen-hochetsya-to-mozhno

Что нельзя есть в Великий пост 2020 | Факты ICTV

Великий пост 2020 начинается в понедельник, 2 марта, и заканчивается в субботу, 18 апреля. Ежегодно он начинается за семь недель до Пасхи.

Христиане верят, что, соблюдая правила приема пищи во время поста, можно стать ближе к Богу.

Факты ICTV составили список продуктов, которые нельзя есть в Великий пост 2020.

Мясо

Во время поста запрещено употреблять любое мясо в любом виде.

Продукты животного происхождения

Речь идет о молочных продуктах и ​​яйцах. На замену им в качестве растительных белков подойдут соя, арахис или баклажаны.

Рыба

Великий пост 2020 предусматривает выборочный запрет на употребление рыбы. В Великий пост 2020 ее разрешено есть 7 и 12 апреля; 11 апреля можно есть икру.

Пряности

Не рекомендуется употреблять острую и пересоленную пищу. Блюда на Великий пост стоит есть без добавления специй.

Фаст-фуд

Откажитесь от бургеров, картошки-фри и жареных крылышек: попробуйте заменить их фруктами и овощами.

Сладости

Пирожные, конфеты и бисквитное печенье во время Великого поста 2020 есть категорически запрещено. Считается, что первой сладкой пищей, которую нужно съесть после завершения Великого поста, должна стать пасха.

Читайте: Блюда на Великий пост 2020: пять лучших рецептов

Продукты, которые нельзя есть в Великий пост, на первый взгляд, незаменимы в ежедневном рационе.

Любителям мяса, например, рекомендуют добавить в меню грибы. Вместе с гарниром и соусами они станут прекрасной альтернативой котлетам, стейкам и сосискам.

Соусы, такие как майонез или кетчуп, можно приготовить самостоятельно.

Для тех, кто любит пить молоко, будет нетрудно выбрать этот самый продукт на растительной основе. Стоит такое молоко дороже, однако во время поста его можно пить ежедневно.

Готовить первые блюда можно попробовать в духовке — супы и борщи будут на вкус более наваристыми и ароматными.

Во время Великого поста 2020 не рекомендуется:

  • заниматься сексом;
  • венчаться;
  • посещать развлекательные и светские мероприятия.

Кому нельзя поститься:

  • беременным женщинам и кормящим матерям;
  • военнослужащим;
  • детям до 12 лет;
  • пожилым людям;
  • людям после операции и тяжелобольным.

Во время Великого поста 2020 запрещается употреблять алкогольные напитки. Речь идет о будних днях первых шести недель поста и всех днях последней, седьмой недели. На выходных можно выпить немного виноградного вина, желательно кагора.

К слову, Факты ICTV публиковали календарь христианских праздников, постов и поминальных дней на 2020 год.

Источник: https://fakty.com.ua/ru/lifestyle/20200221-shho-ne-mozhna-yisty-u-velykyj-pist-2020/

Не повод стать посторонним

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, приуготовляющий к празднику Рождества Христова, который отмечается 7 января. Устав поста предписывает отказаться от мясной и молочной пищи, яиц, а в отдельные дни даже от рыбы и растительного масла. Но есть целый ряд людей, которым по тем или иным медицинским показателям нельзя соблюдать пост во всей его строгости, а некоторым — нельзя вовсе.

Я знаю, что некоторые, получив запрет поститься, теряются, сильно расстраиваются. Лично со мной этого не произошло: раз велено на какой-то период забыть о постном меню, чтобы поправить здоровье, — забыла. Тем более из года в год, от поста к посту сама много раз писала в различных статьях о том, что гастрономические ограничения — не главное, они даются нам в качестве упражнения, которое призвано научить в чем-то ограничивать себя ради Христа.

Слышала много раз: «Болезнь, которую ты терпишь и из-за которой не можешь поститься, вменяется тебе в пост». Не спорю, бывают такие состояния, что проще посидеть на хлебе и воде недельку-другую, чем пребывать в них.

Но это, слава Богу, не мой случай, поэтому меня не покидало ощущение, что к терпению болезни без ущерба можно все-таки прибавить и какое-то посильное упражнение по самоограничению.

Наверное, здесь не обошлось без участия гордыни, которая подсказывала, что всегда приятно чувствовать себя святее папы римского. Но точно знаю, что было и честное желание хоть немного потрудиться.

Оно может показаться непонятным или даже нереальным. Однако если спросить у человека, который привык регулярно посещать спортзал, что он испытывает, когда делает перерыв в тренировках, то он опишет очень похожие чувства: хочется дать нагрузку мышцам, хорошенько разогнать кровь. Те, у кого сидячая работа, чаще всего тоже испытывают потребность дать себе физическую нагрузку, хотя, казалось бы, отдых и нега — бесконечно желанные и приятные состояния для человека.

Когда вся Церковь входит в период особого сосредоточения и труда, совсем не хочется оставаться в стороне. Кто-то любит в таких случаях иронизировать по поводу стадного чувства и влияния стереотипов.

По моим ощущениям, это больше похоже на желание не потерять связь с семьей и близкими, которые затеяли какое-то очень важное, масштабное и, да, нелегкое дело. Не принять в нем участие означает сделаться посторонним.

Просто тем, кто не бывал в горах, или бывал, но не полюбил их, трудно понять, почему люди туда возвращаются вновь и вновь, и поверить, что причина этого вовсе не в навязанной кем-то романтике или стереотипе.

Великий спор

Как ни странно, Иисус Христос, о чем известно из Евангелия, не велел ученикам поститься.

За что его критиковали фарисеи, которые, как и ученики Иоанна Крестителя, строго соблюдали посты, предписанные иудейским Законом.

«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни», — приводит слова Христа евангелист Матфей.

Но именно то обстоятельство, что речь явно шла об иудейских постах, уже в середине I века нашей эры приведет к большому спору в христианской общине.

Зачинщиками полемики выступили апостолы Павел и Петр. Один вместе с последователями считал, что нужно соблюдать Закон, данный Моисею, в частности, и в отношении еды, деля ее на кошерную и некошерную. Другой объяснял, что как раз христианам можно употреблять в пищу все. В истории христианства этот эпизод считается одним из ключевых — именно он побудил последователей Христа окончательно отделиться от иудейской общины.

«Сама идея поста стала гораздо глубже, чем просто исполнение предписаний иудейского Закона. Христиане придали ему новый смысл. Наш пост — это подготовка к Страстям Христовым, к Пасхе, то есть встрече с Христом», — объясняет профессор богословия ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский.

В итоге все посты у ранних христиан, как считают историки, свелись к Великому, приуроченному к празднику Пасхи, первому и главному с возникновения христианства.

Но тут в христианской общине разгорелся еще один спор: сколько должен длиться пост?

В 190 году мученик Ириней Лионский в письме папе римскому жаловался: «некоторые (общины — ред.) полагают, что пост нужно держать за час до начала Пасхи», некоторые — за день, а кто-то — за 40 часов. Были и такие, кто, буквально толкуя те самые слова Христа про жениха, постился в сам день Пасхи.

Великий пост-2019: как правильно поститься и питаться по дням

«Трудно определенно утверждать, каким был пост в первые века христианства. Слишком мало достоверных источников», — отмечает отец Павел Хондзинский.

Историки спорят, что представлял собой сорокачасовой Великий пост. Было ли это полное воздержание от еды и питья (как принято сейчас за несколько часов до причащения), либо ограничения касались какой-то определенной пищи.

Как у монахов

В относительно знакомом нам виде Великий пост оформился в IV веке, когда его стали соблюдать сорок дней. Почему именно сорок — Доподлинно неизвестно.

«Это традиционное число. Сорок лет иудеи ходили по пустыне, прежде чем пришли на Землю Обетованную. Сорок дней, по Ветхому завету, длилось ритуальное очищение от скверны. Сорок дней Спаситель постился в пустыне и так далее», — говорит Хондзинский.

Есть мнение, что такую продолжительность поста Церковь установила под влиянием быстро растущего монашества. Однако, по мнению богослова, эта точка зрения недостаточно обоснована.

«Монашество активно формируется в IV-V веках, не раньше. Думаю, это параллельный процесс как минимум. Такие вещи не происходят по предписанию. Для становления традиции требуется время», — считает отец Павел.

Так или иначе, характерная для монахов аскеза, полное воздержание от каких-либо удовольствий — главное в Великий пост. Отсюда и убеждение, что в это время нужно жить буквально по-монашески.

«Играть на повышение»

Однако священники призывают не впадать в крайности.

Sputnik / / Данияр Асылбек уулу

«Религиозная жизнь — не только христианская — без посильной аскезы вообще не мыслится. Потому что через некоторую жертву и преодоление строится духовная жизнь и сама личность. Первой аскезой была просьба Бога, чтобы Адам и Ева не вкушали плоды Древа Познания. И на этом основано любое общество. Я, может, как большой орангутанг, хочу любую самку, но моя аскеза состоит в том, что я люблю одну женщину — свою жену», — говорит известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.

Главное, объясняет он, понимать, что любое воздержание и любая попытка серьезно воздействовать на собственную человеческую природу — «это обоюдоострый меч, то есть может принести как пользу, так и вред».

Календарь питания и меню на Великий пост 2019

Все решается индивидуально — чем питаться и как проводить досуг.

«Чем досуг более возвышен, тем лучше. А что у кого считается возвышенным — это очень по-разному, единых рекомендаций не существует. Известно, например, что в дореволюционной России на время Великого поста закрывались театры.

Но тот же праведный Иоанн Кронштадтский говорил: театр — это добро для тех, кто обычно выбирает злое». То есть театр способен указать на высшие смыслы тем, кто о таких вещах обычно не думает. А для человека, который об этом и так размышляет, театр будет «игрой на понижение».

А лучше всегда — хоть немножко — играть на повышение», — советует отец Максим.

В целом великопостное время, вопреки распространенному мнению, вовсе не рассматривается как исключительный период отказа от всего плохого — «ведь христианин должен избегать этого всегда». Наоборот, это время отказа от того, «что не является плохим само по себе».

«В том , чтобы есть мясо, нет ничего плохого. Но в пост мы от него отказываемся, чтобы снизить зависимость от еды», — подчеркивает протоиерей.

Великий пост 2019: календарь питания, меню и интересные рецепты

«Современный человек в пост должен пытаться избавиться от своих типичных зависимостей. Если ты подсел на сериалы, компьютерные игры или еще что-то — самое время проверить, насколько сильно ты от этого зависим. И если у тебя начинается настоящая ломка от того, что ты не поиграл сегодня в «танчики», значит, в пост нужно отказаться от этого. Либо хотя бы попытаться резко сократить время сидения за компьютером. Тут главное — правильная цель», — заключает священник.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190311/1028455177/myaso-nichego-plohogo-kogda-ustanovili-velikiy-post.html

Не есть мясо или, все-таки, людей

В моей советской семье верили в Бога “в душе”, постилась только бабушка, а когда я ребёнком спрашивала её, зачем нужно поститься, она отвечала так: «Вот я хочу что-то съесть, рука сама тянется, а потом вспоминаю, пост же –– нельзя! И вот в этот момент о Боге вспомнила. И отказалась от чего-то во имя Него. И так каждый раз. Вот и думаю о Нем постоянно, получается». Такое детское объяснение я использую и сама, когда ещё далёкие от Церкви люди спрашивают меня, для чего я пощусь. Чтобы думать о Боге чаще.

Потом, уже осознанно придя к вере, я поняла, что пост –– это, конечно, не только и не столько про еду. Это предельное внимание к своему внутреннему миру, к своим словам, к поступкам и отношению к людям. Пост – это воспитание в себе воли, он позволяет преодолеть себя, своё «я», и начать лучше слышать Бога. Шанс найти тот путь, который возвращает нас к Господу.

https://www.youtube.com/watch?v=6BowtsUrhIU

И тут появляется такой соблазн:

если еда –– не главное в пост, а главное –– это духовное очищение, то можно и не ограничивать себя в еде?

Мол, если я настроился правильно духовно, то могу и шашлык съесть? И правда, кто из нас не слышал этих фраз: «Главное – людей не есть» «За еду никто не будет в аду»

«Кружку молока выпей — кровь у людей не пей»?

Думаю, каждый православный хоть раз размышлял на эту тему.

Так в молоке ли дело?

Нет, не в молоке, а в том, что тренировка духа невозможна без тренировки тела. Еда в пост – это, действительно, не главное. Но и не второстепенное! Это наш личный опыт, наша внутренняя дисциплина, наша собственная аскеза.

«Пост, – пишет преподобный Исаак Сирин, – прогоняет диавола, удаляет злые помыслы, просветляет ум, возносит к престолу Божию»

То есть, питание – инструмент, который настраивает нас на молитву и правильные мысли.

В молитве Ефрема Сирина мы просим Господа в Великий Пост помочь нам освободиться от духа праздности и прийти к духу смиренномудрия и терпения. Можно ли освободиться от духа праздности, не ограничивая себя в еде?

Как гласит народная мудрость, «Сытое брюхо к молитве глухо». Находим похожую мысль и у преподобного Силуана Афонского:

«Я считаю, что кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь»

Все это говорит о том, что душа и тело так тесно связаны между собой, что душа на самом деле становится легче и чище, когда тело добровольно ограничивается в своих потребностях. Еще святитель Василий Великий говорил, что «пост предпосылает молитву на небо» и « отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями».

Только человек, существенно ограничивавший себя в еде в течение нескольких недель, может ощутить в полной мере радость разговения, когда пасхальное яичко кажется самым вкусным лакомством на свете! На Пасху одинаково радуются и душа, и тело.

Важно еще помнить, что пост –– это не когда ты заказываешь в кафе блюдо из постного меню, это когда не делаешь из еды культа.

Само собой, на этом пути нас ждет множество искушений и преград. Например, доесть за ребенком молочную кашу и не готовить себе ничего отдельно, а лучше посвятить это время молитве. Но потом может оказаться, что еще недоеденными остались омлет и котлетка.

И как быть?
Или, наоборот, можно весь пост провести у плиты, экспериментируя с растительным меню, балуя себя веганскими вкусностями и разносолами –– и тут вроде все формальные ограничения соблюдены, но можно ли считать это постом?
Получается, что понять, где же та самая грань между постом и его видимостью, бывает очень сложно.

Так что все-таки можно есть в пост, а что –– категорически нельзя?

Если с продуктами животного происхождения в целом все ясно, то с сухоядением и полным воздержанием от пищи –– сложнее. Даже введя этот вопрос в поисковик, мы найдём разную информацию. Если обратиться к Типикону (Богослужебный устав), в котором регламентирован монашеский пост, то мы увидим, что в дни особо строгого поста предписывается сухоядение или вообще полное воздержание от пищи.

Но этот устав писался для жителей Палестины 6-го века. В Православной церкви принята его более поздняя редакция (от 1695 года), но все равно, насколько актуальна такая мера поста людям, живущим в 21 веке? Да ещё и в российских реалиях, где почти все продукты привычного рациона проходят термическую обработку. Да и климат у нас совсем другой.

Согласно Типикону, в дни сухоядения монаху дозволено было есть орехи, изюм, инжир, маслины. Это довольно калорийное и сбалансированное питание, то есть цели излишне угнетать тела здесь не стоит, да и все эти продукты для них были обычными, повседневными Более того, даже в Типиконе встречаются оговорки «кто не может» — значит, правила все-таки можно адаптировать, чтобы пост был человеку во благо.

Но с любыми послаблениями нужно быть начеку, ведь нам свойственно самооправдание. Вспомним хотя бы Адама: я не виноват, так сложились обстоятельства.

Поэтому очень важно научиться определять: сейчас я своего внутреннего человека воспитываю или балую?

Что есть большая аскеза: придя вечером домой, съесть йогурт, если больше ничего дома не оказалось, и забыть про еду или заказать доставку из ресторана и насладиться салатом из авокадо, киноа и трюфеля – главное, чтобы без растительного масла?

Что такое истинный пост?

На этот вопрос можно ответить словами преподобного Феодосия Киево-Печерского:

«Разум истинно постящегося христианина, подчас незаметно для него самого, становится способным ясно судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос совести, которая постоянно управляет его поведением»

Чтобы не заблудиться, важно почаще спрашивать себя: выбранная мера поста приближает меня к Богу или наоборот?

Ведь пост –– это не голодовка, пост –– это воздержание и сознательное ограничение того, что владеет нашими чувствами и желаниями и удаляет нас от Господа. Я, например, в пост отказываюсь ещё и от сахара, потому что очень велик соблазн «добирать» сладеньким. Это не написано в правилах поста, но я просто стараюсь быть честной с самой собой, потому что отказаться от мяса и молока мне ничего не стоит, а вот от сладкого –– очень сложно. Это мое внутреннее усилие.

Есть примеры, когда человек впервые решает держать пост –– и сразу строгий. Потом не выдерживает, раздражается больше обычного, потому что только о еде и думает, и быстро сдается. Так как же лучше поступить? Выбрать меру поста по силам, постепенно усложняя себе задачу, или сразу идти к батюшке за благословением на послабление? Считать ли нарушением поста съеденную постную вафлю,в составе которой обнаружил потом яичный порошок?

Очень важно соблюсти равновесие, чтобы душа и тело все-таки были в мире и дух возрастал, а тело не страдало. И помнить, что же на первом месте.

«Истинный пост, –– учит святитель Иоанн Златоуст, –– есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления»

Часто кажется, что это непостижимо, недосягаемо. Особенно, когда ты в начале пути, и каждый день снова не получается не раздражаться, не осуждать, не ругаться, смиряться, бороться с гордыней и другими своими пороками. И думаешь, что никогда не избавишься от тех грехов, в которых исповедуешься раз за разом. Но останавливаться нельзя, нужно стараться, как сказал Петр Мамонов, «комариными шажками в Царствие Небесное идти» –– делать, сколько можем, только не останавливаться.

Принимая осознанное решение поститься, мы встаём на путь борьбы со своими пороками, и, самое главное, – плоды работы над собой мы выносим из поста в повседневную жизнь. Так мы хотя бы на одну ступеньку можем стать ближе к Богу. И каждый следующий пост приносит свои плоды, которые помогают нам идти по этому пути.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:

«Пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом –– смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати»

А ведь Великий пост и есть путь подготовки к приятию благодати Пасхальных дней и встречи с воскресшим Христом.

АВТОР: Елена Бугрова

Вам также могут понравиться статьи:

«Пора валить!» или нужно ли бояться Второго Пришествия?

Молись, постись, страдай

Зона комфорта: выходить или нет

Источник: https://www.vera21.ru/ne-est-myaso-ili-vse-taki-lyudej/

Великий пост: что можно есть, а что — нельзя

Священнослужители советуют обычным людям учитывать свое состояние здоровья и избегать излишне строгих запретов: пищу стоит есть простую, но питательную.

Один из самых строгих в церковном календаре, Великий пост длится семь недель. В 2020 году поста следует придерживаться со 2 марта до 18 апреля. Sputnik рассказывает о допустимых и запрещенных продуктах в рационе, а также о правилах приема пищи.

Пост символизирует тяжелый путь: чтобы добраться до Пасхи, верующие люди должны преодолеть его строгие ограничения. К слову, пост призван очистить как тело, так и душу, поэтому воздержаться придется и от веселья.

Что нельзя есть в Великий пост

Стоит отметить, что священнослужители советуют обычным людям учитывать свое состояние здоровья, деятельность и привычки питания, избегая строжайших запретов. Во время Великого поста пища должна быть простой, однако поддерживать физические силы человека.

Главным образом всем, кто решит поститься, в указанные дни запрещено есть пищу животного происхождения. К этой категории относят любое мясо, молоко, яйца и, разумеется, прочие продукты, в составе которых они могут обнаружиться.

Строго-настрого запрещен фастфуд, а сладкоежкам придется обойтись без лакомств и сдобы.

Также не рекомендуется использовать много сахара, соли и пряностей — в случае если вы не готовы отказаться от них вовсе, добавляйте их в малых количествах. Жарить еду тоже не советуют — стоит предпочесть другие способы приготовления.

Что можно есть в Великий пост

Список допустимых во время Великого поста продуктов питания кажется недостаточным только на первый взгляд: на деле же из этих продуктов можно готовить разнообразные блюда каждый день.

Допустимо есть такие продукты, как черный хлеб и злаковые хлебцы, различные крупы, все бобовые, грибы в разном виде, сезонные овощи (в частности, в виде солений), сезонные фрукты, сухофрукты, ягодное варенье, орешки и мед.

Дважды за весь пост разрешено побаловать себя рыбой. Ее можно есть в праздники — например, в Вербное Воскресенье и на Благовещение.

Среди способов приготовления еды стоит выбрать тушение, запекание, варку или обработку паром. Каши разрешено готовить только на воде и без добавления масла. Рекомендуем внимательно отнестись к тому, что, не желая навредить организму, нужно заменить запрещенный в пост животный белок растительным — он содержится в допустимых бобовых, арахисе, сое и баклажанах. Супы в это время варят исключительно на овощном бульоне.

Правила питания в Великий пост по дням

В большинство дней Великого поста разрешено есть только раз в день. Исключением являются только выходные — в субботу и воскресенье можно поесть дважды в день. Наиболее строгих ограничений придется придерживаться в первые четыре дня и в его последнюю неделю — Страстную Седмицу прямо перед Пасхой.

Совсем отказаться от еды придется в Чистый понедельник, а также в Великую Пятницу. Еще один строгий день — первая пятница Великого поста, которая допускает употребление только пшеницы с сахаром или медом.

К слову, любой из дней имеет свои правила: в понедельник, среду и пятницу стоит придерживаться сухоядения (пить воду и компоты, есть хлеб, а также фрукты и овощи в сыром виде). Во вторник и четверг можно есть горячую пищу, но без масла. В выходные к этому списку продуктов можно добавить постное масло и вино.

Что нужно пить в Великий пост

Употреблять алкоголь во время Великого поста запрещается (за исключением выходных дней, когда допустимо вино). Несмотря на то, что на протяжении строгих семи недель не запрещается пить чай и кофе, их употребление рекомендуется существенно снизить и предпочесть напитки на основе фруктов и трав.

К слову, поклонникам кофе стоит задуматься о том, что пост предполагает отказ от удовольствий: вероятно, это ограничение явится для вас настоящим смирением плоти.

Источник: https://sputnik.by/religion/20200301/1033677812/velikiy-post-religiya-pitanie.html

Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост | Милосердие.ru

Фото с сайта pravmir.ru

Протоиерей Александр Борисов:

— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте.

Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.

Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной?

Протоиерей Александр Борисов:

— Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.

Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.

Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней,  суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера.

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.

Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.

Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся?

Фото с сайта bg.ru

Протоиерей Константин Островский:

— Вот две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».

И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном.

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.

А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное (раз уж задался такой день), это уже страсть и лукавство.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Протоиерей Алексей Потокин:

— Человек до грехопадения был чист, и питался в Раю только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии.

Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного.

Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает.

Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении.

Потому что насыщает радость общения, а не селедка под шубой. Вспомните: если сидишь с друзьями и есть о чем говорить, — так или уж важно, как вы при этом закусите?

Тем более если сокровище наше — в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом (попостился душой и телом), прекрасно сесть и за общую праздничную трапезу.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-v-post-nelzya-molochnye-produkty-i-drugie-voprosy-pro-post/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]