Что такое помазание в храме

Помазание после службы

Что такое помазание в храме

По обычаю, которое воспринимается как правило, всем молящимся подходить прикладываться в воскресные дни к Евангелию, а в дни великих праздников к иконе праздника, лежащей среди храма на аналое. Помазание благословенным елеем совершается на утрени, после чтения Евангелия и молитвы Спаси, Боже, люди твоя. Это помазание заменяет собой то помазание, которе указано в Типиконе (см. Типикон гл.3) после утрени от кандила (лампады) праздника или святого.

Масло освящается в первой части Всенощного бдения, когда предстоящий священник освящает еще хлеб и вино и после помазания верующим раздается частицы хлеба смоченные в освященном вине. Эти хлеба, при длительности Всенощных бдений, должны были служить для подкрепления сил молящихся. Сейчас же, это действие потеряло свой первоначальный смысл, но осталось, как напоминание о первоначальном значении слов Всенощное бдение.

Смысл Всенощного бдения не в помазании. Основное содержание праздничного вечернего богослужения — чтение Евангелия и канона праздника. Помазание как бы подтверждает видимым образом это участие в духовном торжестве.

Освящение масла наряду с хлебом и вином происходит из практики древних монашеских общин,а обычай помазывать маслом из лампады от иконы святого происходит из Византии.

Помазание маслом (елеем) не является таинством, но это знак причастности к празднику. Масло – древний символ духовной радости.

Вернуться к списку вопросов

У православных

Елеопомазание совершается:

  • на воскресной и праздничной утрени. В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В Типиконе это описано так:

И исходит иерей с кадилом, предыдущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святаго апостола, и отдав кадило стоит о десную страну аналогиа: и приходит игумен ко аналогию, и творит два поклоны, и целует икону святаго апостола.

И по целовании един поклон: и взем стручец на то устроенный, помазует себе от кандила святым елеем крестообразно, на челе своем: и братия подобне целует икону святаго, игумен же помазует святым елеем иереа, и прочую братию.

По помазании же святаго елеа, поем час первый.

Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила (лампады) следует добавлять и елей, освящённый на литии.Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

На Афоне помазание совершается во время пения т. н. хвалитных псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев.

  • во время таинства крещения перед погружением в купель. Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
  • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

Почему нельзя путать Миропомазание, Елеосвящение и елеопомазывание?

Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.

Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.

И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами.

Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения.

Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.

Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью.

Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения.

Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха.

Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт

В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

Иерей Андрей Чиженко

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов.

Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Источник: https://acoustic-fest.ru/pomazanie-posle-sluzhby-1270/

Таинства — Храм святого пророка Иоанна Предтечи в Калуге

Что такое помазание в храме

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис).

Таинство Елеосвящения называется еще «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием» (от греческ. euhelaion), но чаще «соборованием», «маслособорованием», — по собранию, «собору» пресвитеров, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения таинства Елея.

Таинство Елеосвящения есть главное благодатное средство, которое Православная Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания болезни и для приготовления к христианской, мирной и непостыдной кончине.[1]

Установление таинства

Начало елеопомазания как таинства положено Самим Господом, по заповеди Которого Его ученики, врачуя души людей спасительной проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея: «Мазаху маслом многия недужныя, и исцелеваху» (Мк. 6, 13). И в чинопоследовании таинства говорится: «Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый».[2]

Первоначально таинство совершалось, как и миропомазание, чрез возложение рук совершителя (Мк. 16, 18; Деян. 28, 8—9). Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой после совершения таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного.

В век апостольский возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием, и право совершения таинства было предоставлено и пресвитерам.

Такая практика совершения таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова (5, 14—16).

После апостолов о совершении таинства Елеосвящения в Церкви Христовой свидетельствуют многие писатели I—V веков, а именно: во II—III веке — Дионисий Ареопагит, Тертуллиан и Ориген; так, Ориген, изъясняя слова ап.

Иакова: «болит ли кто в вас», упоминает о возложении рук от пресвитера на больного; в IV в. о таинстве говорит Иоанн Златоуст, в V — историк Созомен.

Апостольское предание о таинстве Елеосвящения сохранилось не только у православных и католиков, но и у несториан и монофизитов, отлученных от Церкви в V столетии.

Число совершителей таинства

По заповеди ап. Иакова, таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров. Обыкновенно этот собор составляется из семи пресвитеров, и к этому числу приспособлено последование таинства в нашем Требнике. Число семь в данном случае, по мнению блж. Симеона Солунского, имеет отношение или с числом даров Святого Духа, упоминаемых у прор.

Исаии, или числом хождений иерейских вокруг Иерихона, или с числом молитв и поклонений Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки (4 Цар. 4, 35), или с числом молитв прор. Илии, которыми небо отверсто было и пролил дождь (3 Цар. 18, 43), или, наконец, сообразно числу семикратного погружения Неемана в воде Иорданской, после чего он очистился.

Историческое основание седмеричного числа можно полагать в обычае древних христиан, в частности пресвитеров, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд, и это число, таким образом, составляло полный круг благодатного врачевания.

Но Церковь допускает совершение таинства Елеосвящения трем или двум пресвитерам.

В крайнем же случае дозволяется совершение таинства и одному священнику, с тем, однако, чтобы он совершал таинство от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть.

В Новой скрижали на этот счет сказано: «В крайней нужде один священник, совершающий таинство Елеосвящения, совершает силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике».

Над кем совершается таинство

Таинство Елеосвящения совершается над больными на дому или в храме. В древние времена больные, которые могли вставать с одра и ходить, с помощью других были приводимы или привозимы в храм, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством таинства.

Иногда они сами оставались на несколько дней в церковном притворе и проводили там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания священным елеем.

Были случаи, когда и здоровые из предстоящих, «для получения духовного благословения или для утоления некоторого легкого недуга, приступали к сему духовному врачевству».[3]

У нас на Руси в древнее время придавали большое значение таинству, считая его одним из самых действенных средств против всякой болезни, в особенности против всякого вида одержимости.

Таинство может совершаться не только над тяжелобольными, но и над вообще немощными и чувствующими изнеможение (дряхлые старцы и пр.). Но над здоровыми таинство, как правило, не совершается.

В Синодальный период, только как исключение, в Великий Четверг, по древнему церковному обычаю Греческой и Русской Церкви, совершалось архиереями в Троице-Сергиевой лавре, в Московском Успенском соборе и др.

местах елеосвящение и над здоровыми; «понеже в Великий Четверток, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — на вечери Христос устави Завет Новый Тела и Крове Своея: того ради и сея тайны не неприлично есть причащатися, хотя и здравому человеку, не ведущу дня и часа своея кончины». С другой стороны, при совершении елеосвящения в Великий Четверг над здоровыми телом, слова ап.

Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5, 14), — принимаются в широком значении, т. е. здесь разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, — имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей и т. п. Имея в виду такое широкое понимание таинства Елеосвящения, в Оптиной пустыни и Сергиевом скиту Калужской области оно совершалось для богомольцев по два-три раза в неделю.[4]

Больной, принимающий таинство, должен быть приготовлен к принятию его исповедью, и после или прежде елеосвящения больной причащается Святых Таин. В случае смертной опасности больной должен быть исповедан и причащен до совершения елеосвящения (Правосл. исповедь. 118 вопр.).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется одежда тибетских монахов

Цель и духовное значение таинства елеосвящения

Елеосвящение, как показывает само наименование (греч. elaioa — масло; eleos— милость), есть таинство елея, установленное с целью избавления человека от болезни и прощения грехов. Эта двоякая цель находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней.

Источник: http://www.i-predtecha.ru/novosti/22-bibliotechka/tainstva.html

Таинство Миропомазания

Что такое помазание в храме

Таинство Миропомазания неразрывно связано с Таинством Крещения и совершается над человеком один единственный раз в жизни: так, чтобы сохранить душевную чистоту, получаемую в крещении, возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в Таинстве Миропомазания. Упоминания об этом таинстве встречаются уже в первые века.

После погружения в купель и соответствующей ектении и тайной молитвы о ниспослании на новообращенного Духа Святого, священник помазует крестообразно святым миром чело, глаза, уши, ноздри, уста, грудь и руки крещаемого со словами: «Печать дара Святаго Духа». На каждое помазание после слов «печать дара Духа Святаго» священник произносит особые стихи. Помазание чела (лба) означает освящение ума или мыслей. Помазание груди — освящение сердца или желаний.

Помазание глаз, ушей и губ — освящение чувств. Помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.

Святое миро ( др. греч. μύρον «ароматное масло») есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле. Оно представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего около 50-ти веществ).

Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла.

Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. 
 

История установления Таинства Миропомазания

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам: уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1 Ин. 2:20, 2 Кор. 1:21).

Изначально апостолы возлагали на новокрещённых руки, но когда в отдалённых местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых.

После смерти апостолов миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или иной Поместной церкви. Лаодикийский собор (343 год) утвердил следующее 48 правило:

Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия.

Этим Собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что, вероятно, не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора. Миропомазание совершалось над человеком второй раз в жизни, если человек поставлялся через церковь на царство, так называемое «инаугурационное миропомазание» (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В таком случае, что помазание на царство являлось второй, высшей степенью Таинства Миропомазания.

В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. С таким же миром шли ко гробу Христа и жены-мироносицы. Кроме Таинства Миропомазания, миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. На Руси святое миро стали употреблять с принятием христианства.

«Все мы одним миром мазаны» — известная русская поговорка, указывающая на духовное родство, которое обретают христиане посредством участия в общих церковных таинствах.

До середины XV века Русь пользовалась миром, привезённым из Константинополя, но после утверждения автокефалии Русская Православная Церковь стала сама приготовлять его.
 

Значение Таинства Миропомазания

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием. Святой Кирил Иеросалимский говорит:

Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо, прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее:

Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы.

Чин освящения мира по праву принадлежит только лицам, имеющим епископскую хиротонию, но после злополучной «реформы» XVII века Старообрядческая церковь почти два столетия существовала без высшего епископского управления. Однако, как свидетельствует Ф.Е. Мельников, даже такое положение не мешало вести старообрядцам плодотворную духовную жизнь и до времени восстановления в 1846 году полноценной трехчинной священнической иерархии.

Старообрядческая Церковь всегда имела достаточное количество священников Священники старообрядческой Церкви совершали все присущие их власти таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, елеопомазывали, погребали умерших и т.п. Они не имели власти освящать миро — эта власть принадлежит епископу.

Но и это затруднение было разрешено согласно древним установлениям Церкви. Мира у священников было много, еще освященного прежними патриархами; сохранилось миро даже патриарха Филарета. Но с течением времени оно уменьшилось, поэтому его стали разбавлять освященным елеем, что по необходимости разрешается церковными правилами.

Священники не имеют права освящать церкви (храмы), если нет антиминса. Но в старообрядческой Церкви сохранились древние антиминсы, освященные благочестивыми епископами. На них старообрядческие священники и освящали церкви и совершали Божественную литургию. (Ф. Е.

Мельников, «Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви).

Согласно церковным правилам, допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения.

Так, в древности через миропомазание в Православную Церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского Собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане.

Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства: в славянских кормчих, к примеру, сохранился чин принятия армян и яковитов.

Источник: https://ruvera.ru/tainstvo_miropomazaniya

Соборование: выздороветь душой или хоть телом | Милосердие.ru

С таинством Соборования связано почти комическое заблуждение.

Если сегодня человеку малоцерковному (но знакомому с русской литературой) предложить собороваться или соборовать болящих родственников, он может отпрянуть в смущенном испуге. Это и понятно: еще в XIX веке слова «уже соборовали» означали «кончается». В то время соборовали в основном безнадежных больных или умирающих – вспомним старика графа Безухова из романа Толстого «Война и мир».

Но изначальная и главная цель Соборования — исцеление от болезни. Однако человек болеет не только телом, но и душой, а многие болезни тела – это следствия болезни души. Душа же болеет от грехов (или их следствий).

Поэтому главный смысл таинства Соборования в том, что при помазании человека освященным елеем (маслом) призывается благодать Божия для исцеления или ослабления и телесных, и душевных болезней, а также отпущения забытых без злого умысла грехов.

«Сила Таинства Соборования в том, что им прощаются в особенности грехи, забытые по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здоровье телесное, если воля Божия на то будет», — писал прп. Амвросий Оптинский.

Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — времени особой борьбы с грехом — Соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать Соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем».

История таинства

Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение (так еще называется таинство Соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос») берет начало в Евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать также. Апостолы передали этот дар епископам и священникам.

Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5, 14-16).

В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ним молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства Соборования в храме.

Какие грехи прощаются в таинстве Соборования?

Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех.

Но неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Соборования.

Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. После того, как человек соборовался в храме (можно и незадолго до Соборования), очень хорошо исповедоваться. После же Соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин.

Как подготовиться к таинству Соборования?

На Соборование надо записаться в день Соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу (ее зажигают во время чтения Евангелия). По традиции за Соборование можно принести жертву в храм. За записанных в тетрадь людей молится собор священников (отсюда название Таинства — «Соборование»). В случае необходимости Таинство может совершать и один священник.

Во время Соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха (ум, слово, чувство, дело).

Лучше прийти в одежде с открытым воротом.

После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но выбрасывать ее нельзя: либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. Детей соборуют с того возраста, когда они могут самостоятельно исповедовать грехи.

Как проходит Соборование?

Помазание – это лишь одна из частей службы Соборования. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый».

Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз.

Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения – о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу.

Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно (и добавлять в пищу), елей – помазываться и наливать в лампадки.

Предлагаем подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов Соборования с подробными комментариями.

Вся ответственность за приготовление к Соборованию лежит на алтарнике. На братском соборовании (его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса), будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным. Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны

В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм

На клиросе все готово

И алтарник приготовил все, что нужно

И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят

Священники выходят из алтаря. Начинается первая часть таинства

Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол (и елей на нем), иконы и всех людей, произносит возглас: «Благословен Бог наш»

Поскольку подсвечники из храма вынесли, все зажигают свечи от свечи алтарника

От одной свечки зажглись все остальные, и вскоре весь храм заполнился огоньками. После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие (142 псалом), затем малая ектения (прошение), и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»

После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, этот канон в IX в. дополнил уже существующие семь молитв, произносимых при помазании

Затем начинается вторая часть чинопоследования — освящение елея. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле (сосуде) с елеем есть вино

После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым

Далее начинается третья часть — помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: «Отче Святый, Врачу душ и телес». Эта молитва очень важная.

Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего». Такая последовательность повторяется семь раз.

Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом

Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе

В Требнике сказано: «Вземлет (возьмет) иерей стручец (палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку), и омочив его во святый елей (масло), помазует болящего крестообразно — на челе, на ноздрях, на ланитех (щеках), на устех (губах), на персех (груди), на руках на обе стране (с двух сторон)». То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека.

В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем «секторе». Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый».

Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки

После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание

Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения

Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано — больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе.

Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины.

Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю

После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено (обычно в храме в лампадке или в кадиле). Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении

И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства.

На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников. (Они тоже участвовали в таинстве) Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод.

В это время первенствующий священник читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: «Царю Святый не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил Успенский собор Московского Кремля поле чудес

Затем все священники, проходя по рядам стоящих, возлагают каждому на главу Евангелие и дают целовать Крест

Так заканчивается таинство, в котором ради молитв Церкви, Господь нам прощает грехи, дает силы не унывать и бороться за свое спасение, исцеляет от телесных немощей и мы, обновленные, готовимся соединиться с Господом в Причастии Его Святых Божественных Тайн, чтобы воскреснуть для жизни новой

После окончания Соборования раздают освященное зерно. Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая «благочестивая традиция».

Еще одна благочестивая традиция — брать себе освященного масла с вином после соборования. Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома.

Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/soborovanie-vyzdorovet-voskresnut/

Таинство миропомазания

Миропомазание — это Таинство, в котором человек, возрожденный через Таинство Крещения, при помазании частей тела Святым Миром получает дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в духовной жизни.В Таинстве Крещения человеку дается новая духовная жизнь, так же как плотское рождение дпет человеку возможность существовать. Таинство Миропомазания же дает человеку силы, необходимые для развития и укрепления этой новой духовной жизни.

Как в жизни естественной человек имеет нужду в воздухе, свете и тепле, так и в духовной жизни ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые служили бы для него и духовным теплом, и духовным светом, и духовным воздухом; и при помощи которых он мог бы не только поддерживать свою новую духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти-то «Божественные силы, яже к животу и благочестию» (2 Петр.

1, 3) подаются каждому, возродившемуся в Крещении через Таинство Миропомазания.Для Миропомазания в Церкви употребляется Миро. Миро — слово греческое и означает «жидкая мазь» или сок от растений. Миро употреблялось еще в Ветхом Завете для помазания первосвященников, царей и пророков. Сначала, по повелению Божию Миро состояло из пяти составных частей: смирны или мирры, корицы, благовонного тростника, кассии и елея (Исх. 30, 23-25).

В состав Мира Православной Церкви, ввиду многих развивающих и укрепляющих сил, подаваемых этим Таинством, входит порядка пятидесяти частей.По правилам Церкви, Миро всегда и везде освящалось только епископами. В Россию Миро присылалось из Константинополя, т.к. мы состояли под властью Константинопольского патриарха.

Там, в Константинополе, Миро варилось и освящалось не в определенное время, а по мере надобности: нужно было Миро в России — архиереи посылали за ним уполномоченных, и патриарх освящал его специально для нас. Это, конечно, было неудобно и Миро стали приготовлять и освящать в конце концов прямо в России. Древний обычай предоставил это право только Киевскому и Московскому владыкам, а теперь — Патриарху.Мироварение совершается в Москве.

Оно начинается в понедельник Страстной недели, а освящается в Великий Четверг. Патриарх в мироварной палата благословляет священникам вливать в котлы виноградное вино и масла и всыпать прочие вещества, и сам возжигает под котлами огонь. Потом патриарх начинает чтение Евангелия, которое продолжают после него священники и читают непрерывно до Великого Четверга.

Диаконы в это время постоянно размешивают в котлах варимое Миро особого вида веслами, оканчивающимися вверху серебряными крестами. В Великий Четверг, перед Литургией, сваренное и процеженное Миро переносится в сосудах с Крестным ходом из мироварной палаты в собор и освящается во время Литургии на престоле.

После этого, Миро передается епархиальным архиереям, которые, в свою очередь, передают определенное количество его благочинным, а те — священникам, непосредственно совершающим Таинство.Таинство Миропомазания установлено Самим Господом. Неоднократно предсказывая Своим ученикам о ниспослании от Отца Всесвятого Духа (Ин.

14, 16-17), Господь, перед самым Своим Вознесением, повторил это обетование: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24,49).И вот, на пятидесятый день по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, все апостолы вместе с Пречистой Божией Матерью, с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одном доме в Иерусалиме.

У евреев был тогда великий праздник Пятидесятницы — в память Синайского законодательства. Был третий час дня по еврейскому счету часов, или по нашему — девятый час утра

Внезапно послышался шум с неба и наполнил весь дом, где находились святые апостолы. Явились огненные разделяющиеся языки и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им проповедовать (Деян. 2, 1-4). Этот дар особенно нужен был апостолам, т.к. они шли с проповедью о Христе не только к евреям, но и по всему миру — к язычникам, говорившим на разных языках.

Как совершается Таинство Миропомазания?

Священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которой испрашивается дарование крещаемому печати дара Духа Святого. Затем омокает кисточку в сосуд с Миром и крестообразно (чем дает разуметь, что дары Духа Святого подаются ради страданий и крестной смерти Единородного Сына Божия) помазует новокрещенного на челе, на очах, ноздрях, устах и ушах, на груди, на руках и ногах.

При каждом знамении креста, священник произносит: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Как печать, приложенная к какому-нибудь документу, делает этот документ достоверным и действительным, так и запечатление христианина священным Миром служит непререкаемым свидетельством принадлежности его Богу. Святой Ефрем Сирин говорил: «Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои.

Царь как бы положил на тебя письмо свое, наложив на него печать огня, да не прочтут его чуждые и не испортят письмен».Интересно то, что первоначально апостолы совершали Таинство дара Духа Святого через возложение рук на крещенных. Но это было удобно тогда, когда число крещенных было невелико. Потом, когда число это стало все более и более возрастать, а число апостолов оставалось прежним, возложение рук было заменено Миропомазанием.

Итак, после того, как тело помазано, все крестники и крестные с зажженными свечечками и во главе со священником трижды обходят вокруг купели с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйа!» (Гал. 3,27) или «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Славьте Бога!» Шествие вокруг купели совершается против движения солнца, навстречу ему и выражает вступление новопросвященного в вечный (круг — символ вечности) союз со Христом — Светом мира.В древние времена Крещение и Миропомазание совершались не в храме или его притворе, а в особом здании — баптистерии (крещальне).

Поэтому, сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, чтобы уже с ними совершить радостную Пасхальную Литургию. Значит, шествие вокруг купели также означает радость.

Священник впереди — это, с одной стороны, знак того, что и он принимает живое участие в этой радости, а с другой стороны — выражает мысль, что радость христианина, сколько бы она ни была велика, не должна выходить из разумных пределов и приличий, а должна быть охраняема Церковью или ее представителем — священником. Зажженые свечи тоже выражают радость: в дни торжеств и праздников в наших домах всегда много света.

Кроме того, свечи означают духовное просвещение крещаемого: его душа чиста, как белый снег и облачена в светлую духовную ризу.После шествия читают Апостол (Рим. 6,3-11), где раскрыта мысль о плодах, какие приносит человеку Крещение; и Евангелие (Мф. 28,16-20), где говорится о явлении Господа апостолам в Галилее: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Но перед чтением Апостола поется стих-прокимен из 26 Псалма: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся?». Господь сказал: «Всякий, делающий злое — ненавидит свет и не идет к свету, дабы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3,20), — и потому-то злые дела творятся большей частью в потемках, или, по крайней мере, скрытно. Но мне, как бы говорит крещенный, нечего бояться тьмы! Господь — мой Свет и для меня нет мрака! Злые люди, злые силы не причинят мне вреда: Господь — Спаситель мой, Он спасет меня!

После чтения Евангелия произносится ектения «Помилуй нас, Боже», в которой есть особые прошения о восприемниках и новопросвещенном.

Обряды восьмого дня

Окончанием Таинства Миропомазания являются т.н. обряды (последования) восьмого дня. К ним относятся: омовение, пострижение волос и, отдельным обрядом, но неразрывно связанным с предыдущими — обряд воцерковления.Почему они носят название «восьмого дня»? В ранней Церкви, когда Крещение было связано с Пасхой, они совершались в следующее после Пасхи воскресенье, т.е. на восьмой день.

В Библейском откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, и поэтому, совершенного и законченного. Следующий день — восьмой — день ЭТОГО мира, день, который начинается от Воскресения Христова; и Таинства, совершенные в этот день, означают возвращение в «мир сей», начало христианской жизни.Первый обряд восьмого дня — это омовение (чтобы святыню предохранить от какого-либо осквернения) с тела новокрещенного святого Мира.

В древности новопросвещенный семь дней не снимал с себя белой одежды, избегал мирских развлечений, проводил время в посте и молитве. В течение всей Пасхальной Седмицы новокрещенные ежедневно собирались в храме для слушания проповедей, объясняющих Таинство Евхаристии (Причащения). Сейчас — смывание святого Мира и острижение совершаются непосредственно в день Крещения и Миропомазания.

Как добрая и ласковая мать, омывая ребенка, приговаривает нежные слова, так и священник, омывая Божие дитя, говорит ему: «Вот ты и крестился, и просветился, и миропомазался, и освятился и омылся во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

После омовения, священник читает молитву о том, чтобы Господь благословил новокрещенных с восприемниками.

Потом крестообразно постригает волосы новопросвещенных с произнесением слов: «постригается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». У этого обряда, как минимум, три значения — он означает:

  • благодарственную жертву новокрещенного, которая является его собственностью, и которую он может дать без всякого ущерба для себя;
  • что со дня Крещения человек становится не только сыном Божиим, но и послушным, и верным, и покорным работником Его;
  • что человек посвящает себя служению Богу, подобно тому, как постригаются монахи и священники.

По объяснению книги «Лифос» (камень,- греч.), написанной в 1644 году Киевским митрополитом Петром Могилою, обряд этот, кроме всего прочего, означает, что постриженный становится воином Христовым и должен переносить все терпеливо, как без боли переносит стрижение волос.Воцерковление — это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже введение его в Святая Святых.

По примеру Божией Матери, которая в сороковой день по Рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна сделать то же.Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее Причаститься Тела и Крови Христовых (до сорокового дня жены-родильницы не допускаются до Причащения), а затем — о младенце, чтобы Господь освятил, вразумил, уцеломудрил его и благословил на всякое доброе дело.

После этого священник совершает обряд воцерковления: берет крещенного за руку, подводит его к Царским Вратам и произносит: «Воцерковляется раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь; внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему».

Далее, если воцерковляется женщина (девочка), она прикладывается к обеим половинам Царских Врат, а священник читает молитву «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко»; а если мужчина (мальчик), священник входит с ним в алтарь, обводит вокруг престола и выходит из алтаря. Затем новокрещенный также прикладывается к обеим иконам на Царских Вратах, а священник произносит «Ныне отпущаеши» После этого, священник производит отпуст и новокрещенные целуют Крест.

Братия и сестры! Святые Отцы говорят: «Дух Святой освящает все существо наше: через помазание чела — освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно и что только добродетель и похвала» (Флп.

4,8); через помазание груди освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не мир и что в мире, а Бога и Божие; через помазание органов чувств, освящает все наши чувства, слова и язык, чтобы мы воспринимали и чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног, освящает все дела и поведение человека, — одним словом, через помазание изливаются на человека «все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Дух страха Божия!» (Ис. 11,2).» Так давайте же беречь эти дары Божии, хранить их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага!

Источник: http://stal-nevsky.ru/?page_id=1048

Помазание в храме

  • История обряда
  • Смысл помазания
  • Кто такой помазанник
  • Как проявляется помазание

Помазание — обряд, который проводится в церквях, заключающийся в помазании священником лба служителя или прихожанина. Для этой церемонии существует специальное священное масло, именуемое елеем. В процессе самого помазания рукой изображается знак креста, что является символом явления Божьей милости.

История обряда

Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. В Новом Завете можно увидеть упоминание помазания освященным елеем болящего.

Помазание — одно из семи Таинств православной церкви

С давних времен, со времен Ветхого Завета, Библия говорит об использовании елея в целях благословения. Плоды, из которых получали масло — маслины или оливки, и нередко их представляли благословенных праведниками, с кем пребывает Господь. «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Псалом 51:10).

Важно! Маслина играет очень важную роль в жизни христиан. Вспомнить Ноя, которому голубь принес масличный лист. Это послужило неким предвестием о примирении с Господом.

В книге «Царств» в Ветхом Завете, елеем помазывались пророки и правители государств. Благодаря помазанию, на них сходили откровения, благости и прочие Божьи дары. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-е Царств 16:1).

Смысл помазания

Существует несколько смыслов, которые вкладывают в данный священный обряд:

  1. Примирение с Богом. Как уже упоминалось выше, когда голубь принес масличный лист Ною в знак мира. Так и мы тем самым провозглашаем мир между нами и Богом, что отныне мы «прилепляемся» к Нему;
  2. Подготовка к борьбе с дьяволом. Когда-то воины обмазывались елеем, дабы приобрести преимущество над противником в контактном бою. Так и христиане проявляют свою готовность дать отпор греху;
  3. Смерть для греха. Ранее усопших помазывали елеем, для будущего погребения. Так, человек умирает для греха, но оживает вместе с Богом.

Таким образом помазание будто выстраивает путь от примирения со Всевышним до победы над грехом.

Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки

В библейские времена помазание елеем значило Божье благословение на что-то или свидетельствовало о его призвании. Цари помазывались для царствования, пророки для пророчеств. Однако помазанное призвание имели не только высокопоставленные люди или пророки, особой целью могли обладать и плотники, и повара, и т. д.

На заметку! Но все же воспринимать помазание, как нечто сверхъестественное не нужно. Это лишь обряд, который сам по себе никаких чудотворных свойств не имеет. Помазание на какое-либо дело в руках Бога и благословлять или нет, решать будет Он. Елей служит лишь символом Божьих деяний.

Читайте о православии:

Кто такой помазанник

Одно из значений имен Иисуса Христа — является «помазанник». Бог помазал Сына на распространение Евангелия по всему миру. После же смерти Христа, на земле обитает Дух Святой. Благодаря такой жертве, каждый верующий имеет свой собственный путь и помазание.

«Это Он, Бог, который укрепляет нас с вами в единении с Христом-Помазанником и который помазал и нас, — это Он отметил нас Своей печатью и послал как залог Своего Духа в наши сердца» (2-е Коринфянам 1:21-22).

Другими словами, уверовав во Христа, автоматически становишься помазанником Божьим. Помазанником можно назвать и президента и любого другого правителя, который верит в Иисуса.

В Таинстве помазания христиане получают печать дара Святого Духа

Однако в данном случае, после Крещения, правитель переживает Таинство миропомазания второй раз. Учитывая, тот факт, что главы государства редко причастны ко христианству, то как, правило, служители церквей, которые претендуют на управляющую должность проходят данный процесс.

Как проявляется помазание

Хоть это и является простым обрядом, но все же Бог благ и милостив, а значит, Он и благословляет. Порой случаются моменты, когда трудясь над чем-то годами, ничего не получается, но тут приходит помазание от Бога и в тот же день все выходит. Господь берет попечительство над жизнью, над всеми делами и планами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Полина

Важно! Если помазание истинно, то Бог будет оберегать от различных неудач в той или иной сфере.

Становясь «избранным» Бог желает видеть хорошие плоды и результаты. Поэтому Он будет помогать.

На пути будут встречаться «нужные» люди, обстоятельства будут складываться как нельзя лучше. Но, нужно всегда помнить, что помазание Бог дает не для плотской выгоды, а для расширения Царства Божьего.

Так как Христос был помазан на Евангелие, то Иисус ожидает от людей покаяния и распространения Благой Вести.

Хоть и помазание является священным и очень важным обрядом в жизни верующего, нельзя забывать, что только Бог может благословить на великие свершения. Если помазание действительно коснулось жизни человека, значит, Иисус желает видеть добрые плоды.

В чем смысл помазания освященным маслом на вечерней службе?

Дек 14, 2019 00:33 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pomazanie-v-tserkvi.html

Таинство Елеосвящения (Соборование)

«Соборование, или, как оно еще называется, Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Кроме телесного исцеления в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная.

По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека.

Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с Исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется.»

Прот. Максим Козлов
 

Фотографии и пояснения Таинства:

Это таинство имеет несколько наименований: Соборование – потому что в этом Таинстве принимает участие «собор», то есть несколько священнослужителей.
Елеосвящение – потому что во время Таинства мы помазываем больного освященным елеем (маслом).

1. Приготовление к совершению Таинства

Перед совершением Таинства устанавливается стол, на котором поставляется блюдо с пшеницей (зернами), полагается крест и Евангелие. Зерна символизируют новую жизнь после выздоровления, а также после всеобщего воскресения. Крест и Евангелие напоминают нам о незримом присутствии Самого Господа Иисуса Христа.

В блюдо с зернами водружаются семь свечей – по числу совершителей Таинства, которые зажигаются во время освящения елея. Также поставляется сосуд, который наполняется елеем, служащим видимым знаком благодати исцеления (Мк.

6,13), в соединении с вином – в воспоминание врачевства, употребленного в евангельской притче самарянином (Лк.10,34).

Священники, облачившись в фелонь, становятся около стола. Первый из священников совершает каждение, после чего обратясь к востоку, произносит возглас: «Благословен Бог наш»

2. Последование молебного пения

Последование молебного пения представляет собой сокращенную утреню, совершаемую во дни поста и покаяния. После обычного начала читается псалом 142, повествующим об унылом пребывании человека на земле, а также выражающим душевную жажду в общении с Богом. Этот псалом представляет собой сокращение шестопсалмия.

Произносится малая ектения, поется «Аллилуиа» (как во все покаянные дни), далее тропари «Помилуй нас Господи, помилуй нас». После этого читается псалом 50 – псалом, который является плачем души, кающейся о своих грехах. Далее поется канон, творение Арсения, епископа Корфского (IX в.), по завершении которого поется «Достойно есть» и читается эксопостиларий. Далее поются стихиры, в которых испрашивается у Бога исцеление душевных и телесных недугов.

После стихир читается «Трисвятое по Отче наш» и поется тропарь «Скорый в заступлении»

3. Освящение елея

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся». В этой ектении испрашивается благословение елея «силою и действом и наитием Святаго Духа». После ектении следует приготовление елея для освящения, для чего священник должен влить вино в сосуд с елеем, стоящий на пшенице и смешать их затем лжицей.

Первый из священников читает «Молитву елея над кандилом», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. «Священницы же прочии тихо купно с ним чтут молитву туюжде» (см. Требник).

В то время, когда читается эта молитва, поются Тропари – Господу Иисусу Христу, апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученику Димитрию Солунскому, великомученику и целителю Пантелеимону, святым безсребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.

4. Помазывание болящего святым елеем

Далее следует совершение самого таинства Елеопомазывания, состоящее из семи чтений Евангелия и Апостола, семи молитв и семи помазываний святым елеем.

Теперь совершается первое помазание больного освященным елеем: первый иерей, взяв в руку стручéц, обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки болящего.

При этом читается молитва: «Отче Святый, Врачý душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (рабу Твою, имярек) от обдержащия его (ея) телесныя и душевныя нéмощи и оживотвори его (ю) благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честны΄х Небесных Сил бесплотных, силою Честнáго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.

Источник: https://hramsokol.ru/eleosvyashhenie-soborovanie/

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание — Православный журнал

В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.

Миропомазание после Таинства Крещения. Фото Надежды Ткаченко

Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.

Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.

Елеосвящение (Соборование)

Соборование. Фото Юлии Маковейчук

Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.

Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.

Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.

Елеопомазание

Елеопомазание на Всенощном бдении. spbpda/www.flickr.com

Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.

Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

Фото Надежды Ткаченко

Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом.

Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Источник: https://foma.ru/osvyashhennoe-maslo-chem-otlichayutsya-miropomazanie-eleosvyashhenie-i-eleopomazanie.html

Соборование

20 марта (пятница) в 18 часов будет совершаться Таинство Соборования

Что такое Соборование?

– Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор.

Зачем надо собороваться?

– По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:3-11).

В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак.5:15).

Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния.

При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений.

Ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией отпускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Кто может собороваться?

– Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов.

Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14, 15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Как подготовиться к Соборованию?

– Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться и купить свечу.

Надо ли поститься перед Соборованием?

– Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина. Пост заключается не столько в отказе от определённой пищи, сколько в ограждении себя от развлечений, чтобы больше уделять времени молитве, потрудиться для Господа.

Надо ли исповедоваться перед Соборованием?

– Если есть возможность, то перед Соборованием желательно исповедоваться.

Когда бывает Соборование?

– В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах.

Что делать после Соборования?

– После Соборования желательно причаститься Святых Христовых Таин.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

– Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслицем, оставшимся с Соборования, которое всем раздадут?

– Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться – крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

– Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любые места, когда они больны.

21 марта в субботу в 8:30 начало Божественной Литургии.

Источник: http://hramkochang.pravorg.ru/soborovanie/

Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов.

Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Записку Матроне Московской о здравии написать

Источник: https://vsemolitva.ru/eleopomazanie-v-cerkvi-v-kakie-dni-provodyat-znachenie-na-vechernej-sluzhbe.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
В какой день пасха

Закрыть