Как называется одежда тибетских монахов

Как называется одежда монахов — Благочестие

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.

История развития:

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест, Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу «. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

Это:

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

Последовательность постригов:

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

  • подрясника;
  • рясы;
  • камилавки;
  • пояса;
  • четок.

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как помочь умершему человеку

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

Источник: https://opv-ak.ru/eto-interesno/kak-nazyvaetsya-odezhda-monahov.html

Как живут тибетские монахи (видео)

/ Религия /  

История тибетского учения, или как его ещё называют — «ламаизма», начинается далеко в 6-7 веке н.э. Однако, несмотря на столь внушительный временной промежуток, оно не разгадано до конца и по сей день. Частично причиной этому служит приверженность учеников к молчанию. Но об этом чуть позже. Нам же, как непосвящённым в суть мировоззрения, дано лишь приоткрыть сию завесу.

Распорядок дня

Жизнь в монастыре нельзя назвать легкой. Это постоянная работа: над собой, собственным телом, умом, духом, работа на сельскохозяйственных угодьях, чтобы прокормить себя, в учебных классах, в свое личное время. 

Тут нет места развлечениям, увеселениям, привязанностям. Здесь неважно, кто твои родители и какой у тебя был социальный статус.

Из личных вещей – только предметы гигиены, одежда, одинаковая для всех, и стопка книг. Из связи с внешним миром – машина, которая пару раз в неделю доставляет продукты.

Но именно такой отрешенный, уединенный, скромный, даже аскетичный образ жизни делает монахов настолько сильными. Они знают, что все зависит от распорядка дня, от привычек, которые нами иногда могут управлять. Именно поэтому монахи беспрестанно воспитывают в себе положительные качества, силу воли, чистоту мысли, крепость духа.

Режим дня в монастыре строгий, цикличный, и может показаться, что каждый день похож на предыдущий. Но это не совсем так: каждый день – борьба, самовоспитание, самодисциплина, самосовершенствование.

Основа всего – качественный сон. Ламы стараются высыпаться, при этом практикуют ранний отход ко сну и ранний подъем. Утро начинается с первыми лучами солнца.

В каждом монастыре могут быть свои распорядки, но примерный ежедневный режим монахов следующий:

  • 6.00 – подъем, восхождение на вершину горы или склона, групповая утренняя гимнастика, закаливание, солнечные ванны, медитация;
  • 7.00 – завтрак;
  • 7.30 – чтение мантр, медитация;
  • 9.00 – учеба, дебаты с однокурсниками;
  • 11.00 – обед;
  • 12.00 – выполнение общемонастырских работ (уборка, стирка, приготовление еды), обучение, изучение философии, медицины, буддийских текстов, иногда – боевых искусств, физические упражнения;
  • 17.00 – ужин;
  • 18.00 – обучение, дебаты, диспуты на философские темы;
  • 23.00 – отбой.

Важно, что быт монастыря монахи устраивают сами, поэтому каждый день они, кроме физических, духовных практик и учебных занятий, занимаются также хозяйственными делами. Например, убирают в кельях, аудиториях, во дворе, возделывают сельскохозяйственные угодья, дежурят по кухне.

: Как молиться за некрещеных

День из жизни тибетского монаха

Попытаемся, приоткрыв завесу тайны, взглянуть на совершенно обособленный мирок под названием тибетский монастырь. Образ монашеской жизни достаточно замкнут. Жаждущие просветления весьма немногословны, но поистине терпеливы. Мир, погрязший в суете не достоин внимания, истинный смысл в стараниях и умении ждать. Стремящийся получить все и сразу слишком отвлечен погоней за мнимым, такому человеку не дано обладать высшим знанием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие священники и монахи

Тайны Тибета подвластны лишь пришедшему с истинными духовными устремлениями, тому, для кого совершенствование является первостепенной самоцелью. Итак, обитель существует изолированно от внешнего мира. Единственное связующее звено – это караван с продовольствием. Однако большинство продуктов питания выращивается и производится самими ламами. Более предпочтительным считается ручной труд, исключающий использование даже такого инвентаря, как соха или плуг.

Тибетские ламы практикуют вегетарианство, но позволительно употреблять в пищу молоко и яйца. В виду скудного ассортимента продуктов, поступающих на стол, логична приверженность к раздельному питанию. Застольный монашеский этикет исключает торопливое поглощение пищи на фоне оживленной беседы. Ламы едят, молча, не спеша и весьма сосредоточенно.

Что же касается порции, то она должна быть достаточной, чтобы всего лишь насытить и поддержать жизненные силы для работы и молитвы.

День каждого из монахов начинается молитвой и ею же завершается. В перерывах же между оными протекают медитации, а также вершатся более суетные дела, способствующие порядку на территории монастыря и тому подобному.

Здоровье тела

Оздоровление тела начинается с самого утра, с первым глотком свежего горного воздуха, который насыщает весь организм необходимым ему кислородом. Сразу после пробуждения монахи отправляются на открытую местность, чаще всего на верхушку холма, где занимаются физическими упражнениями.

Самый распространенный комплекс утренних упражнений – комплекс йоги Сурьянамаскар, который так и переводится – «приветствие Солнцу». Светило насыщает человека положительной энергией ци, пробуждает все внутренние функции организма.

Гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и заканчивается медитативными практиками. Сложность и продолжительность варьируется от каждого монастыря и уровня подготовки послушников.

Кроме того, монахи закаливаются, обливаясь холодной водой или обтираясь снегом, если монастырь находится на вершине заснеженного горного пика. Закаливание повышает иммунитет, укрепляя здоровье в целом.

Затем следуют солнечные ванны, которые длятся не менее 10-15 минут. Кроме мощного заряда энергии, которое дарит солнце, оно становится хорошей профилактикой кожных заболеваний. В течение всего дня монахи часто продолжают физические и дыхательные практики.

Отшельничество

Существует особый тип тибетских монахов – отшельники. Одни из них просто удаляются в пещеры, не давая обета молчания. Их посещают все желающие, караваны намеренно прокладывают маршрут, пересекающийся с местом обитания монаха-отшельника. Такая встреча сулит не только безопасность во время странствия, но и мудрые наставления, ибо монах не бросает слов на ветер.

Вторая категория отшельников подвергает свое физическое тело страшнейшим испытаниям во имя скорейшего просветления. С их же позволения лам замуровывают в пещерах или хижинах, оставляя лишь небольшое отверстие для еженедельной передачи пищи. Лишенные света и обреченные на вечное молчание. Страдающие от лютого холода и неутолимого голода, монахи-отшельники безропотно следуют по пути просветления.

Известно, что такие условия, кроме прочего, часто провоцируют приступы кислородного голодания, повергающие в состояние транса. Таким образом, лама добивается ощущения духовной свободы, во имя которой он прибег некогда к заточению. Когда душа отшельника является в монастырь сообщить о смерти своей физической оболочки, монахи проникают в пещеру, извлекают из нее тело. Немного погодя расчлененное отшельничье тело оставляют на съеденье грифам.

Сия традиция связана с каменистостью тибетской местности, исключающей возможность захоронения. Дрова же слишком ценны, чтобы переводить их на отжившую материальную форму, лишенную содержания.

Тибет поистине величав и по-прежнему не теряет своей чарующей привлекательности. Он изобилует сакральными знаниями, которые весьма неохотно раскрывает лишь тем, кто чист намерением и искренен в поиске.

источник

Святые места Амука изменит твою жизнь Святые места ИзраиляСвятым местам Израиля — это захоронения великих каббалистов своего времени, которые святыми признаны при их жизни ,а после их смерти на местах их захоронений происходят чудеса. Израиль — потрясающе интересная по своей истории страна, и удивительно красивая. Уникальность этих мест в том, что там, можно исправлять свою Судьбу. Мы молимся. Мы просим Всев-го о том, что по нашей точке зрения нам больше всего необходимо, о том, что нам не удается. Многие же едут сказать этим местам спасибо, за то, что уже сбылось, изменилось в их жизни. Существует 5 мест. Это маленькие гробницы ,что-то типа мавзолеев, ухоженных, чистых, освещенных, что не мало важно. На горе МИРОН захоронение Раби Шимон Бар Иохай, где захоронен он и его сын Элейзер, и там просят о здоровье себе и своим близким. Есть там место, где снимается сглаз, порча, любая негативная энергетика.. все, что связано со словом — здоровье. Раби Иегуда Бар Илай — место, где просят решить наши материальные проблемы, помочь в работе, найти работу все, что связано со словом — деньги. В городе Цфат есть место, которое называется Давид и Моше, там покупают 40 заговоренных свечей на исполнение желания, и там зажигают первую свечу, место так и называется — исполнение желания. Раби Удиягу Бен Иуда — там просят о том, что связано с судебным механизмом, о военных, но главное, там просят помочь решиться вопросам, которые раньше считались неразрешимыми. И наконец, жемчужина Амука (от слова «амок» — глубоко), Раби Ионатан Бен Узиель — о всем, что связано со словом — семья. Там просят любви, спутника жизни для тех, кто одинок, семейного благополучия, кто в браке, детей — тем, кто бездетен, и понимания тем, у кого дети есть.. Молитва ко Всевышнему всегда была важна в жизни человека. Молитва о самых важных для человека вещах: здоровье, счастье, семье, детях. Почему принято просить на могилах праведников — цадиков? Считается, что здесь мы можем просить их заступничества. Просить о чуде — не принято. А Талмуде сказано, что Всев-ий предпочитает не нарушать порядок вещей, принятых в природе. Однако, вместе с тем сказано: Всев-ий выполняет просьбы праведников. Ведь души цадиков находятся на таком высоком духовном уровне, и всей своей святой жизнью они заслужили исполнение просьб, идущих от их имени.История Интересно Рассказы

Питание

Другой секрет здоровья лам заключается в том, что и как они едят. Трапеза в монастыре – это не шумное застолье и повод посплетничать. Обычно приемы пищи здесь проходят в неторопливой тишине, в добром расположении духа, сопровождаемые молитвами.

Что касается еды, то они считают, что главная ошибка здесь может заключаться в переедании, которое влечет за собой лень, апатию, а с ними недуги, ожирение. Монахи употребляют питательные блюда, которые способны насытить их для выполнения физического труда, но при этом выходят из-за стола с чувством легкого голода.

Некоторые послушники являются вегетарианцами, однако обычно едят яйца. Но даже те, кто употребляет мясо и рыбу, придерживаются принципов раздельного питания: продукты, насыщенные белками, не могут подаваться вместе с углеводной пищей, а за одну трапезу лучше съедать единственное блюдо.

Интересно, что тибетцы обычно не употребляют кофе, зато их излюбленный напиток – часуйма. Это смесь чая пуэр, молока, масла  и изрядно количества соли.

Вместо выводов

Почему же слухи о небывалом долгожительстве тибетских монахов так неистребимы? Почему многие люди охотно им верят, несмотря на явные нестыковки фактов и вымыслов?

Мы уверены, причина одна, — в обществе бытует мнение, что «раньше было лучше». Огромное количество людей уверены, что в прошлом люди питались лучше и здоровее (а монахи — это типичные люди из прошлого!). Что «натуральное питание» с ближайшей грядки является идеальным.

Но сухие факты говорят об обратном. Тибетские монахи живут меньше, чем толстяки из нью-йоркского Макдональдса. Потому что даже в биг-маке полезных веществ больше, чем в настоящей тибетской пище.

Источник: https://newsu.ru/religiya/zhizn-tibetskih-monahov.html

Дабдо (Ldab ldob): «другие» монахи тибетских монастырей

перевод shus 2015

Данные, на которых базируется эта статья, были получены из формальных интервью и неофициальных обсуждений с пятью тибетцами, живущими в Сиэтле и Вашингтоне. Интервью были проведены в Вашингтонском университете с февраля по август 1963 года.

В роли переводчика выступала моя супруга Чунден Суркхан-Голдстейн (Chunden Surkhang-Goldstein). Она родилась и выросла на Тибете, в совершенстве знает английский и является языковым консультантом для проекта «Внутренняя Азия» института по изучению Дальнего Востока и России Вашингтонского университета.

Первые интервью были записаны на магнитофонную пленку, а сделанные в процессе интервью переводы затем были тщательно выверены госпожой Голдстейн. Когда мы поняли, что заметки, сделанные в процессе интервью, полностью соответствуют магнитофонной записи, мы отказались от использования магнитофона.

Неформальные обсуждения – от игр в карты до спокойных вечеров в одном из наших домов – проводились в различных местах и часто на таких встречах присутствовали сразу несколько интервьюируемых. Затем мы перефразировали свои вопросы в свете новых данных, собранных на таких встречах, и снова опросили наших информаторов, но уже индивидуально.

На многих неофициальных встречах я преднамеренно делал ошибочные выводы относительно уже собранного нами материала, чтобы проверить, поправят ли меня наши информаторы. И они всегда поправляли.

Хотя моя выборка и ограничена, тем не менее она представляет все главные области Тибета за исключением Амдо (Amdo) (который в современный исторический период находился вне политического контроля Тибетского правительства) и Западного Тибета. Приведенные ниже краткие биографии наших информаторов призваны подчеркнуть их квалификацию относительно вопроса «дабдо» (Ldab ldob):

Накван Норнан (Ngag dbang Nor nang)

Он родился в Лхасе приблизительно тридцать пять лет назад. По рождению он выходец из среды аристократии. Еще подростком он был пострижен в монахи гелугпинского монастыря Шеджублин (Bshad sgrub gling), расположенного на юго-востоке Центрального Тибета в Дагпо (Dwags po).

Помимо прочего, в течение примерно восьми лет он занимался внешними деловыми операциями этого монастыря (например, торговля и ссуды) и в рамках этой деятельности неоднократно бывал в большей части Центрального Тибета, многих частях Юго-западного Тибета (Цанг, Gtsang) и несколько раз посещал Северный Тибет.

Он имел деловые отношения с людьми на всех социальных уровнях и у него было множество друзей: от воров до настоятелей монастырей. Норнан каждый год проводил много времени в Лхасе и знал многих дабдо лично; а также был членом «дабдо линкачидук» (Ldab ldob Gling ka skyid sdug, см. далее). Его превосходное знание многих деталей было просто неоценимо.

Осторожный в высказываниях, он всегда проводил границу между личным опытом и услышанным от других, и часто уточнял некоторые утверждения, говоря, что он это слышал, но фактически не видел и поэтому не хотел бы, чтобы его цитировали без этой оговорки.

Поскольку он имеет со мной родственную связь по отцовской линии моей жены, он всегда был откровенен в части обсуждении «деликатных» вопросов.

Дэжун Ринпоче (Sde gzhung Rin po che)

Он родился в деревне Талун (Stag lung) в Восточном Тибете (Кхам, Khams) в 1906 году в зажиточной крестьянской семье. В возрасте пяти лет он был отдан в монастырь школы Сакья и впоследствии признан как тулку (Dezhung Lungrik Tulku III – прим. shus).

Большую часть своей жизни он провел в Кхаме (Khams), но в течение некоторого времени также жил и в Цане (Gtsang). Как и Норнан он помнит массу деталей и относится с большой осторожностью к трактовке того, что он видел или слышал.

Поскольку одной из его религиозных «специализаций» были предсказания, у него сложились доверительные отношения с мирянами Кхама, при чем в части разноплановых тем: от брака и до деловых инвестиций.

Тращи Церин (Bkra shis Tshe ring)

Он – мирянин, родился в Цане (Shangs) в 1932 году. Поскольку он был «картхрукпой» (Gar phrug pa) – юным участником «танцующей группы» Далай-ламы, то большую часть своей жизни провел в Лхасе, хотя в разное время он также проживал и в Цане (Gtsang). В обеих этих областях у него были друзья дабдо (Ldab ldobs).

Лхаджон Чарриб (Lha sgron Skyar srib)

Она родилась в Лхасе в 1941 году в аристократической семье. Замужем, имеет четырехлетнего сына. Большую часть своей жизни она провела в Лхасе и ее окрестностях, но также жила и в своем поместье в Цане (Gtsang). Хотя она в течении нескольких лет и обучалась в английской школе в Индии, Чарриб сохранила очень традиционное тибетское воспитание.

Чунден Суркхан (Голдстейн) (Chos ldan Zur Khang (Goldstein))

Она родилась в Лхасе в 1940 году в аристократической семье. В свою бытность на Тибете она жила в Лхасе. Она училась в английской школе в Индии и в колледже Котти в Миссури, а в настоящее время учится в Вашингтонском университете.

Я привожу эти биографические детали из-за проблем достоверности, которые, как кажется, могут возникнуть из-за малочисленности группы опрошенных нами людей. Учитывая масштаб опыта и возраст информаторов, а также механизм проверок достоверности, используемых в методологии, я надеюсь, что изложенные мною данные точны.

Приблизительно 95 процентов новообращенных монахов в Тибете попадают в монастырь в детском или подростковом возрасте. Большинство таких монахов являются подростками, но значительную часть составляют и те, кто попадает в монастырь в возрасте от семьи до тринадцати лет. Многие из младших мальчиков, вне зависимости от того, как они сами воспринимают монашество, помещаются в монастыри их родителями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет имя Ярослав на церковном

Какое-то время после пострижения молодые монахи грустят, тоскуют по дому и чувствуют себя в монастыре несчастными. Они хотят покинуть стены монастыря и играть на воле, как другие молодые мальчики. Они хотят кричать, бороться и гулять по полям. Т.е. они хотят делать вещи, которые им запрещены в соответствии с их монашеским статусом.

В этот период некоторые из этих молодых монахов покидают монастырь и уходят домой, хотя большинство из них вскоре возвращается обратно в монастырь по причинам, объясненным ниже.

Но все же большая же часть молодых людей, поборов тоску по дому, остается в монастыре без внутренней обиды или агрессивных устремлений, идя стандартным путем, предусмотренным монастырской системой.

Приблизительно в возрасте восемнадцати лет они должны решить, продолжать ли им дальше изучать более сложные религиозные тексты, т.е. принять решение, которое зависит от их индивидуальных наклонностей и интеллекта.

Те монахи, которые или не будут, или не могут изучать «продвинутые» тексты, не создают проблем для монастырской системы, т.к. они изучают менее трудные тексты и выполняют в монастыре различную физическую работу.

Но в закрытой системе (см. далее) можно было ожидаемо предполагать (и действительность это подтверждает) появление отклоняющихся от нормы. Среди прочих всегда есть монахи, которые просто неспособны соблюдать монашеские законы. Они агрессивны и драчливы.

При этом они хотят получать многие из жизненных удовольствий, доступных только мирянам, но остаются в монастырской системе ради экономических стимулов и престижного статуса, которые дает им эта система.

Эти монахи, как я полагаю, направляются в готовый «канал», который сама система им и предлагает: статус дабдао, в котором они могут сохранить компромисс между монашескими обетами и светскими желаниями, не теряя при этом свой статус и функцию в монашеской системе.

Такое явление, как дабдо, входящее в составе монашеского сегмента тибетского общества, является по-своему уникальным. Кажется, что эта парадоксальная группа (численность которой настолько высока, что достигает 10-ти процентов от числа монахов больших монастырей) нарочно выставляет себя напоказ и подчеркивает нелепость монашеской системы. И одно из высказываний, которые дабдо с гордостью, хотя и в шутку, используют, чтобы описать себя, прекрасно это иллюстрирует:

Источник: https://webshus.ru/19399

Герб боливии. Кто такой лама в буддизме? Ламаизм и его особенности

Лама является государственным символом Перу, ее изображение находится даже на гербе страны. Огромная часть экспорта государства базируется на продаже шерсти ламы, альпаки, викуньи. Любая модница желает иметь в своем гардеробе кардиган, шарф или пальто из этой волшебной шерсти.

Как живут ламы и чем они питаются? Лама, по сути, водится повсеместно в Перу, это неотъемлемая часть жизни, культуры, животноводства. Когда приезжаешь в Перу, то не встретить лам невозможно, особенно если вы предприняли тур в высокогорье.

Именно там мирно пасутся эти забавные млекопитающие, самая высокая плотность лам на квадратных метр гор — на Альтиплано. Езжайте непременно туда, путешествовать по горам Перу безопасно и очень интересно.

Именно там встречаешь простых людей, которые хранят традиции, знают фольклор и все-все о жизни лам.

Ламы как вид обильно дополнены своими собратьями — альпаки и викуньи. И если альпак еще как-то можно приручить, то викуньи дикие до сих пор. Всё, что перуанцы могут сделать с ними — согнать в стадо, остричь богатую теплую шерсть да отпустить на все четыре стороны.

Альпаки более покладистые и поддаются кое-какой дрессуре (построились, подстриглись, попаслись, ушли за пастухом). Поскольку альпаки меньше ростом, их не используют как вьючное животное — обычно эту функцию выполняют исключительно ламы.

Такие вот полезные четвероногие друзья у перуанцев.

Ламы и горы — визитная карточка Перу

Лама как символ Перу притягивает туристов со всего мира, это спокойное и красивое животное используется для переездов. Вам гарантированы яркие впечатления от этой страны, если подниметесь к расположенному высоко в горах древнему городу инков Мачу-Пикчу верхом на ламе: флегматичным и покладистым животным управлять легко.

Кроме шерсти, ламы и альпаки дают и мясо, особенно ценится мясо детеныша альпаки, его можно заказать в любом ресторане, придорожном кафе и закусочной. Некоторые семьи в горах и городах держат альпаку в качестве домашнего животного, как собак или котов.

Мед в Перу исключительно правильный и вкусный

Пчеловодство в Южной Америке до недавнего времени было слабеньким, первой очнулась Колумбия, за ней Перу. Государственные дотации за двадцать лет смогли оживить пчеловодство, ведь пчелы — это не только мед, но и природный опылитель. Кофе и экзотические растения остро нуждаются в такой опылительной поддержке. А мед перуанских пчел стал настоящим прорывом: в условиях тропиков и субтропиков пчела дает на 70% больше меда своих европейских собратьев.

Научное руководство проектами по развитию пчеловодства возложено на университеты и НИИ, там же пчеловоды проходят курсы повышения квалификации. Соседи колумбийцы не отстают: в стране зародилась мелипонокультура — разведение и содержание безжальных пчел Trigona angustula

Источник: https://avtozvuk174.ru/gerb-bolivii-kto-takoi-lama-v-buddizme-lamaizm-i-ego/

Тибетские монахи: может ли иностранец стать ламой

ПЕКИН, 22 сен — РИА Новости. Анастасия Егорова. Тибетский буддизм всегда вызывал интерес у западного мира, закрытость Тибета, его древние традиции и уклад жизни людей неизменно привлекают иностранцев, которые хотят больше узнать о культуре представителей этого народа. Сегодня тибетский буддизм – это важная составляющая китайского буддизма.

По всей стране насчитывается более трех тысяч тибетских монастырей и 130 тысяч тибетских монахов.

Профессор китайского научно-исследовательского института тибетологии Ван Сяобин рассказал РИА Новости, чем отличается жизнь современных тибетских монахов от жизни их предков в древности, что такое удостоверение живого Будды, и есть ли у иностранцев возможность уйти в тибетский монастырь.

Древность и современность

«В древности все было не так, как сейчас. До 1959 года тибетские монахи не могли поступать в монастырь по собственному желанию. Два мальчика из каждой семьи традиционно отправлялись в монастырь по настоянию родителей», — рассказал Ван Сяобин.

По его словам, детей принудительно отдавали в храм в возрасте 5-6 лет, в этот период ребёнок ещё не мог осознать, есть ли у него желание стать монахом. Поэтому отсутствие первоначальной мотивации лишало их деятельность истинной цели, добавил собеседник.

«Например, в семье нынешнего Далай-ламы XIV было семь детей.

Четыре брата, включая самого Далай-ламу, отправились учиться в тибетский монастырь, но по прошествии определённого времени только он один продолжил обучение, остальные его братья вернулись в мирскую жизнь, потому что не хотели становиться монахами по принуждению», — добавил Ван Сяобин.

«Сегодня в монастырь можно поступить с 18-19 лет и строго после окончания школы», — сказал профессор.

Монахам требуется примерно 25 лет, чтобы освоить все учения буддистской религии или сутры.

По словам профессора, в монастыре, помимо молитв, чтения буддистских канонов и изучения религии, монахи также обучаются иностранным языкам и различным наукам, например, правоведению или политологии, а для занятий приглашают профессоров из университетов.

«Со стороны может показаться, что все люди в храме — это монахи, однако там работают и простые люди без религиозного сана. Они носят такую же одежду, но не молятся, а просто помогают вести хозяйство», — добавил Ван Сяобин.

Он добавил, что есть два способа изучения тибетского буддизма — в храме и в специальном буддистской колледже. «В Лхасе есть специальный институт для лам. Занятия там проходят с 6 утра и до 8 часов вечера, студенты читают буддистские каноны и набираются мудрости у учителей», — сказал Ван Сяобин.

Что касается оснащения современными технологиями, по его словам, у учеников в монастырях есть смартфоны, планшеты, компьютеры и выход в интернет. «Некоторые учителя могут запрещать пользоваться смартфонами в течение дня, но вечером всегда есть время на звонки и общение», — добавил профессор.

В тибетском буддизме также существует своя иерархия — от простого монаха (или ламы), до живого воплощения Будды. Именно последний титул является самым почитаемым среди тибетских буддистов.

«На сегодняшний день в Китае живут 1700 человек, которые являются живым воплощением Будды», — сказал Ван Сяобин.

Чтобы отличить многочисленных самозванцев от настоящих воплощений Будды, последним выдают специальные удостоверения с именем и фотографией, которые так и называются «удостоверение живого Будды». Эти удостоверения чем-то напоминают водительские права.

По словам профессора, лишь в очень редких случаях монах может стать воплощением Будды, сдав специальный экзамен. Обычно живого Будду выбирают еще ребёнком, следуя определённым знамениям и религиозным традициям.

Наиболее известные и авторитетные живые воплощения Будды — это Далай-лама и Панчен-лама. Когда умирает очередной наследник этого титула, буддисты начинают молиться о новой реинкарнации.

«После смерти живого Будды монахи смотрят на священные знаки на воде, указывающие, в каком направлении искать нового живого Будду», — рассказал профессор.

Он пояснил, что перед маленьким ребенком обычно кладут специальные предметы или вещи предыдущего ламы, и, если он их узнает или ведёт себя определённым образом, то становится кандидатом на наследование титула.

За процедурой выбора Далай-ламы и Панчен-ламы тщательно следит центральное правительство, без одобрения которого кандидат не сможет принять титул. Традиция официального утверждения наследника центральными органами власти Китая уходит корнями еще во времена династии Цин, когда правительство утвердило статус Далай-ламы и Панчен-ламы в тибетском буддизме, присвоив им специальные золотые сертификаты.

Специальное разрешение для иностранцев

Профессор также подчеркнул, что иностранцу очень трудно уйти в тибетский монастырь и стать монахом из-за существующих запретов.

По его словам, в некоторых книгах описаны редкие случаи, когда иностранцам удавалось проникнуть в тибетские монастыри под видом бедняков, однако реально подтверждённых фактов и прецедентов пока не было.

Тибет был включен в состав Поднебесной в XIII веке, однако в его истории были длительные периоды независимости.

Вскоре после образования КНР в 1949 году Пекин и Лхаса подписали «Соглашение о мирном освобождении Тибета», в соответствии с которым регион вошел в состав Китая на правах автономного района.

В 1959 году в Тибете произошло восстание, которое было подавлено. Правительство Тибета было распущено, а Далай-лама XIV (Тензин Гьятсо) бежал в Индию, где возглавил «тибетское правительство в изгнании».

В марте 2008 года в Тибете вновь вспыхнули беспорядки, в организации которых власти КНР обвинили Далай-ламу. Они начались в Лхасе, а позже распространились на другие районы компактного проживания тибетцев в Китае.

В 2011 году накануне третьей годовщины антиправительственных волнений китайские власти закрыли Тибетский автономный регион для посещения иностранных туристов. Теперь для такого посещения, помимо китайской визы, необходимо получение дополнительно специального разрешения.

Источник: https://ria.ru/20170922/1505317107.html

Одежда буддийских монахов в разных направлениях буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как называется одежда буддийских монахов, какая она, и почему одеяние одних монахов серое, других – шафрановое, третьих – бордово-красное?

Сегодня мы спешим поделиться с вами ответами на эти вопросы. Статья расскажет об общих правилах ношения одежды для всех монахов, а также о том, как обстоит дело в главных течениях буддизма: тхераваде, махаяне и популярном по всему миру направлении дзен.

Впереди много интересного!

:
Общие правила
Тхеравада
Махаяна
Дзен
Заключение

Общие правила

Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.

Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:

  • кеса – в Японии;
  • сэньи – в Китае;
  • кашая – на остальных буддистских территориях.

Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.

Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями. 

Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.

Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.

Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:

  • антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
  • уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
  • самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.

У некоторых монахов самхати может состоять из нескольких отрезов ткани, например, из пяти – одежда на каждый день у обычного бхиккху, из семи – на каждый день у мастера, из девяти – у мастера по праздникам и во время церемоний.

Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».

«Виная-питака» содержит тексты, которые регулируют жизнь буддийской общины во всех аспектах. Здесь приводятся правила, история их возникновения и рассказ о том, как Будда Шакьямуни использовал их для гармоничных и теплых отношений внутри общины своих учеников.

«Виная-питака» больше всего почитается в традиции тхеравады, но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и бхиккхуни, иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто относится к католической церкви

К главным правилам можно отнести следующие:

  • монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
  • бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
  • нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
  • избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
  • дзен-буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.

Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.

Одежда монахов в магазине

Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.

Тхеравада

Облачение монахов-тхеравадинов, которые живут на бирманских, тайских, шри-ланскийских, вьетнамских землях, наиболее соответствует канону по сравнению с другими школами. Их окраска обычно более темная – преобладают оттенки горчицы, корицы, бордо.

Старую одежду монахи в школах тхеравады сжигают.

Кашая традиционно состоит из трех компонентов:

  • антарвасака – по-тайски также звучит как «сабонг», изготавливается из небольшого прямоугольного отреза ткани, который, опоясывая, фиксируют вокруг талии;
  • уттарасанга – по-палийски – «тивара», по-тайски – «чивон», прямоугольный отрез размером приблизительно два метра на семь метров;
  • самхати – кусок плотной ткани в виде прямоугольника размером приблизительно два метра на три метра, применяется как верхняя одежда вроде плаща во время дождя и ветра, в хорошую погоду носится, прикрывая левое плечо.

Даже у такой канонической тхеравадинской одежды есть исключения из правил:

  • можно носить ангсу – накидку без рукавов, которая прикрывает правое плечо и может иметь вырезы, карманы, липучки, застежки-молнии;
  • ланкийские бхиккху заменяют их на рубахи с рукавами;
  • вьетнамские монахи имеют право носить брюки свободного кроя, рубашку на пуговицах в повседневности, а в праздничные и церемониальные дни сверху накидывают халат «анг хо» и уттарасангу;
  • бирманцы даже во время службы из-за холодов могут утепляться.

Раньше облачение монахинь было похоже на мужское, с той лишь разницей, что содержало четвертый предмет – рубашку, которая прикрывала другое плечо. Сейчас линия преемственности бхиккхуни прекратилась, и состоящие при монастыре женщины носят белое одеяние, которое отличается от мужского.

Махаяна

Приверженцы махаяны проживают в основном на монгольских, тибетских территориях, а также в буддийских районах России – в бурятской, тувинской, калмыцкой республиках.

Среди монахов преобладает желтая, оранжевая, красная цветовая гамма. Их одежда немного отличается от общепринятой:

  • нижнее белье – саронг, похожий на юбочку, и майка без рукавов;
  • дхонка – рубаха, надеваемая поверх нижнего белья с рукавами вроде крылышек и окантовкой;
  • шемдап – верхняя «юбочка»;
  • зен – накидка, надеваемая поверх.

Изношенную кашаю махаянцы оставляют на территории, заряженной «чистотой» – в лесных, горных массивах, у рек, деревьев или в полях.

Из-за особенностей климата, чтобы не замерзнуть на высокогорьях или в степях, тибетским ламам разрешается носить теплую одежду:

  • короткую ватную желтую куртку;
  • кофту, которая надевается под накидку;
  • накидку из шерсти;
  • утепленные брюки;
  • специальную шапку.

Монастырь в Тибете

В традиции махаяны в одежду монахов могут облачаться не только ламы, но и миряне – однако лишь по особым случаям, к примеру, в церемониях, при получении учительских наказов.

Дзен

Дзен-буддизм по большей части распространен среди японцев, китайцев и корейцев. Их одежда более спокойных, монохромных тонов:

  • черный, серый и коричневый носят китайцы;
  • темно-красный, серый – корейцы;
  • черно-белый – японцы.

Одежда последних начиная с 17-го столетия становилась все больше похожа на кимоно в стиле известного театра Но. Ее составляют:

  • шата – белый халат, надеваемый снизу;
  • коломо – черный халат с ремнем, надеваемый сверху;
  • кашая или ракуса – особый ворот, напоминающий манишку и немного прикрывающий грудь; также есть его удлиненная версия – вагеса.

Ракуса олицетворяет поистине буддийское терпение – японские монахи шьют ее самостоятельно, соединяя шестнадцать кусков ткани воедино.

Школа дзен предполагает особые предписания на тему того, как одеваться, раздеваться и хранить монашескую одежду:

  • хранить нужно на алтаре, аккуратно сложенной;
  • нельзя оставлять ее на земле;
  • чтобы надеть, ее снимают с алтаря обеими руками, кланяясь и прикасаясь лбом к одежде, затем расправляют, кланяются три раза – как символ почитания Будды, дхармы и сангхи – и начинают одеваться;
  • при раздевании повторяют тот же обряд, но в обратном порядке.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья, и сегодня ваши знания пополнились интересными фактами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорой встречи!

Источник: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/odezhda-buddiyskikh-monakhov

13 вопросов о Тибете

17 февраля 2020История, Антропология

Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Какое отношение к Тибету имеет йога? А далай-лама? И вообще, кто это такой? 

Автор Анна Цендина

В этом году в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ впервые открыт набор на новую бакалаврскую программу «Монголия и Тибет». Чтобы помочь будущим студентам определиться с выбором, Arzamas попросил академи­ческого руководителя программы, профессора Анну Цендину рассказать о том, что из себя представляет Тибет.

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы? 

Николай Рерих. Эверест (Джомолунгма). 1936 годNicholas Roerich Museum

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров.

При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря.

Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы. 

2. Что древнее — Тибет или Русь? 

Янь Либэнь. Император Тайцзун дает аудиенцию Гару, послу короля Тибета, прибывшему для сватовства принцессы Вэньчэн. 641 годПо легенде, китайская принцесса Вэньчэн принесла буддизм в Тибет.
故宫博物院 (Музей императорского дворца, Пекин)

Смотря что имеется в виду.

Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя  До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений.

В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда..

На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в 988-м. Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

3. Что такое Тибет: государство, религия или место?

Карта Тибета и прилегающих территорий. 1906 годRoyal Geographical Society

Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история.

Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам.

Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии. 

4. То есть Тибет — это часть Китая?

Подписание Соглашения по мирному освобождению Тибета, или Соглашения из 17 пунктов. Пекин, 1951 годབོད་མིའི་སྒྲིག་འཛུགས། (Правительство Тибета в изгнании)

Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы  Хань — этническая группа сино-тибетской языковой семьи.

Это самый многочисленный народ Земли и крупнейшая народность в КНР.. В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государ­ство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий.

В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу  Лхасу — бывшая столица независимого Тибетского государства, а сейчас городской округ в Тибетском автономном районе КНР.. Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими наро­дами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань.

Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.

5. Кто правит Тибетом? 

Далай-лама XIV в изгнании в Индии. 1959 год John Topham / Public domain

Правительство КНР  Речь идет о той части Тибета, которая входит в состав КНР.. Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими.

Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании.

Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Василий Верещагин. Жители Западного Тибета. 1874–1876 годыГосударственная Третьяковская галерея

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие.

Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы)  Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи).

Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко.

Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос. 

7. В Тибете говорят на тибетском?

Образец древнетибетской письменности, найденный в Турфане. 618–907 годыBerlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften

Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке.

При этом различные этни­ческие группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Нап­ример, амдосец  То есть житель Амдо, региона Тибета, разделенного теперь между китай­скими провинциями Цинхай, Сычуань и Ганьсу.

из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот. 

8. В Тибете все буддисты? 

Йохан Ниухоф. Четверо мужчин с буддистскими четками. 1665 годBibliotheek van het Vredespaleis

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций.

В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и какого-то числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна.

Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама.

Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

9. Кстати, кто такой далай-лама? 

Далай-лама XIV. Тибет, 1939 годབོད་ཀྱི་འགྲེམས་སྟོན་ཁང་།་ (Музей Тибета, Дармсала)

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях.

А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца.

В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо. 

10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета? 

Фреска из монастыря Шаолинь. Династия Цин嵩山少林寺 (Монастырь Шаолинь)

Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет. 

11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему? 

Участник демонстрации за свободный Тибет. Лондон, 1999 год Walter G. Allgöwer / Getty Images

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный.

После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская).

Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или кого-то еще. 

12. Йогу придумали в Тибете?

Йог, сидящий в саду. 1620–40-е годыColumbia University

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете. 

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибетский кочевник. 1938 год Das Bundesarchiv

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах.

Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам.

Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства.

Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы по-прежнему верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Изображения: Юго-восточная историческая область Тибета Кам
Diomedia

История, Антропология

Инструкция для жителей Древней Месопотамии

Источник: https://arzamas.academy/mag/793-tibet

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает мое имя Юра

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]