Как называется новая украинская церковь

Упц и сцу: у кого больше независимости?

Как называется новая украинская церковь

Петр Порошенко и Епифаний Думенко получили желанный Томос. Еще задолго до этого большинство экспертов в области религии утверждали, что Фанар ни за что не даст украинской Церкви настоящую автономию. Так оно и получилось.

Даже самые яростные сторонники автокефалии вынуждены признать, что украинская так называемая автокефалия имеет ряд очень существенных ограничений. Высказывали и мнение о том, что новая украинская Церковь, которая будет именоваться автокефальной, на самом деле будет иметь меньшую независимость и свободу в управлении, чем Украинская Православная Церковь в статусе автономии. Действительно ли это так?

Для подстраховки или шантажа?

Несколько предварительных замечаний.

Во-первых, полномочия УПЦ можно проанализировать на основе трех документов: Патриаршей Грамоты 1990 г. об автономии УПЦ, Устава УПЦ и Устава РПЦ, а точнее ее раздела «Глава X. Украинская Православная Церковь». Полномочия же «Святейшей Церкви Украины» (СЦУ), как она именуется в Томосе, можно проанализировать только на основании этого самого Томоса. Текст Устава СЦУ пока полностью не обнародовали, а в Уставе Константинопольской Церкви, естественно, об Украине речи нет.

Однако в Томосе есть положение, которое позволяет анализировать реальный статус СЦУ без оглядки на ее устав. Это положение устанавливает, что положения Устава СЦУ «имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса». Таким образом, если что-либо в Уставе СЦУ будет входить в противоречие с Томосом, это будет недействительным.

Во-вторых, сравнивать тексты документов, регламентирующих статус УПЦ с Томосом СЦУ, достаточно тяжело, по той причине, что формулировки уставных документов УПЦ весьма конкретны и в большинстве случаев не предполагают каких-либо двузначных трактовок. Формулировки же Томоса СЦУ довольно расплывчаты и неконкретны, очень многое оставлено на мнение Фанара, которое в каждой конкретной ситуации может быть тем или иным.

В-третьих, Фанар в тексте Томоса оставил себе несколько подстраховок или рычагов давления, на случай если украинская сторона не будет выполнять тех гласных или негласных условий, на которых этот Томос выдали.

Первая – это уже упомянутое выше положение о том, что Устав СЦУ должен полностью соответствовать Томосу. В противном случае Фанар будет вправе требовать привести Устав СЦУ в согласие с Томосом.

Второе – это утверждение о том, что Фанар является высшей судебной инстанцией для СЦУ: «к тому же сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху» (Томос СЦУ).

Третья – это положение о том, что «Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашему Святейшему и Вселенскому Патриаршему Престолу» (Томос СЦУ).

С вопросами «догматического характера» все более-менее ясно. Это основные вероучительные формулировки, которые являются неизменными на протяжении столетий и которые никто не собирается менять. Но вот к вопросам «канонического», а тем более «церковного» характера можно отнести все что угодно. От кадровых назначений до финансовых потоков. Все это оставлено на усмотрение Фанара, как и право определять, является ли данный вопрос «значительным» или нет.

Четвертый момент – это получение святого мира из Константинополя. Миро – это вещество, которое используют в таинстве Миропомазания и через которое новокрещенному христианину переходит Благодать Святого Духа. Не все Поместные Церкви приготавливают святое миро для себя. Есть такие, которые получают его от других Поместных Церквей. Но по факту получение мира от Константинополя – очень значительный рычаг воздействия Фанара на СЦУ.

Все вопросы СЦУ – от кадровых назначений до финансовых потоков – зависят от Фанара.

В случае неповиновения последней своей «Церкви-матери» Фанар может просто не дать миро, и таким образом СЦУ не сможет совершать таинство Миропомазания, а поскольку таинство Крещения объединено с таинством Миропомазания в один обряд, то и Крещение станет для СЦУ невозможным. А для нашего народа, предающего столь большое значение именно обрядам, это будет чем-то наподобие средневекового интердикта, когда римский папа запрещал совершать таинства в непокорных ему странах.

И наконец, наверное, самый существенный рычаг давления на СЦУ – то, как Фанар относится к выдаваемым им Томосам и прочим документам. Недавняя отмена Томоса 1686 г. о передаче Киевской митрополии Русской Церкви и Томоса 1999 г. об образовании архиепископства русских приходов в Западной Европе наглядно продемонстрировали, что Фанар действительно «хозяин своего слова»: хочу – даю, хочу – беру обратно. Поэтому и украинский Томос в любую минуту могут отозвать или аннулировать.

Теперь собственно сравнение полномочий.

Кто более независим

В Грамоте об автономии УПЦ говорится: «благословляем через настоящую Грамоту нашей силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении». То же самое говорится и в Уставе УПЦ: «Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве», и в Уставе РПЦ: «Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении».

Томос СЦУ говорит о том же самом: «определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой». Отличие только в слове «автокефальная», но, как уже писал СПЖ, это только слово, и не более того.

Однако в Томосе СЦУ есть одно существенное ограничение задекларированной самостоятельности и независимости. Это обязанность обращаться на Фанар за разрешением «значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера».

Что-то похожее есть и в положении об УПЦ, а именно: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов» (Грамота об УПЦ 1990 г.).

По сравнению с Томосом СЦУ в этом положении два принципиальных момента. Первый – это ограничение УПЦ только в вопросах, касающихся «догматов веры и святых канонов», в то время как СЦУ ограничена в самостоятельном решении еще и «церковных» вопросов.

Второй – УПЦ не может «изменять у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов» без «соборного решения всей Православной Кафолической Полноты», то есть соборного мнения всех Поместных Православных Церквей.

А СЦУ обязана согласовывать важные церковные, догматические и канонические вопросы только с Константинополем.

Таким образом, круг вопросов, которые СЦУ должна согласовывать с Фанаром, значительно шире, чем круг вопросов, которые не может решать самостоятельно Украинская Православная Церковь. А значит, УПЦ более свободна и независима в своем управлении, чем СЦУ.

Кто кому голова

В Томосе СЦУ об этом говорится прямо и однозначно: «Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели». Эта ссылка на «других Патриархов и Предстоятелей», во-первых, неправда, поскольку ни один «Патриарх и Предстоятель» не признает своей главой «Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол».

А во-вторых, это не что иное, как попытка утвердить притязания константинопольских патриархов на главенство во всем Православном мире, которые совершенно не обоснованы ни догматически, ни канонически. То есть по факту предстоятели Поместных Церквей не признают Константинопольского патриарха своим главой, а Епифаний Думенко признает. Из этого следует, что автокефалии СЦУ на самом деле не существует.

Что же касается главенства Московского Патриархата над УПЦ, то об этом нигде не говорится. «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии» (Устав РПЦ). Нигде не сказано, что УПЦ признает своим главой «Московский Патриарший Престол».

О Предстоятелях

УПЦ сама выбирает себе Предстоятеля Собором епископов. Патриарх РПЦ может лишь благословить выбор украинских архиереев. Это регламентируется и Уставом УПЦ, и Уставом РПЦ, где в Разделе Х п.5, в частности, говорится: «Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси».

И данные правила подкреплены практикой. Мы видим, что в 2014 году, когда избирался нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Онуфрий, руководство Русской Православной Церкви совершенно никак не участвовало в выборах и уж, тем более, не вмешивалось в них. Патриарх Кирилл лишь благословил избранного Митрополита Киевского и прислал ему свое братское приветствие. 

В Томосе СЦУ о выборе главы говорится следующее: «Митрополит Киевский и Всея Украины, как и Архиереи Святой Церкви Украины, избираются отныне в соответствии с соответствующими положениями ее Устава, которые имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса».

Однако мы помним, что в другом месте говорится следующее: «Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол». И это не просто слова.
В 1998 году Константинополь признал автокефальный статус Церкви Чешских земель и Словакии.

Эта Церковь также получила Томос, однако с условиями даже более лояльными, чем для ПЦУ. Однако, что же происходило на практике?

Источник: https://spzh.news/ru/zashhita-very/59048-upc-i-scu-u-kogo-bolyshe-nezavisimosti

В рпц считают необходимым пересмотр религиозного законодательства украины

Как называется новая украинская церковь

МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Украинские законы, касающиеся защиты прав верующих, должны быть пересмотрены, так как могут быть дискриминирующими. Таким мнением поделился с ТАСС в среду председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

«Вероятно, необходим пересмотр религиозного законодательства Украины, потому что в своем настоящем виде оно не обеспечивает достаточную защиту прав верующих и может считаться дискриминационным. Искренне надеюсь, что власти Украины найдут в себе политическую волю доработать дискриминационное законодательство и удержать свою страну от дальнейшего развития межконфессионального противостояния и деления собственных граждан по признаку «свой — чужой», — сказал он.

Ранее в Киеве Верховный суд Украины оставил без удовлетворения кассационную жалобу Минкультуры Украины о переименовании канонической Украинской православной церкви (УПЦ), которая должна была указать в своем названии на принадлежность к Русской православной церкви (РПЦ). Согласно Уставу РПЦ, УПЦ является самоуправляемой церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата.

Временная мера

Митрополит Иларион полагает, что цель переименования, которого потребовало Министерство культуры Украины, заключается в передаче ее названия так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), которую РПЦ и УПЦ не признают канонической церковью, и облегчении перерегистрации уставов приходов УПЦ для перехода в ее юрисдикцию.

«Декларируемая цель переименования — заставить Украинскую православную церковь указать в своем названии принадлежность к Московскому патриархату, то есть признать себя иностранной, «неукраинской» религиозной организацией.

Фактическая цель — украсть и передать ее название так называемой Православной церкви Украины, что облегчило бы рейдерские захваты храмов канонической церкви на Украине и перерегистрацию их уставов», — добавил он.

Верховный суд поддержал позиции двух предыдущих судов, которые удовлетворили заявление предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) о запрете государственным ведомствам и их подразделениям, а также регистраторам и нотариусам проводить любые регистрационные действия о Киевской митрополии УПЦ и ее структурных религиозных организациях до решения спора по существу. Глава ОВЦС полагает, что это решение стало временной мерой, и теперь УПЦ должна будет дождаться решения Административного суда по существу иска.

«Административный суд, вероятно, понимает, что пока спор не рассмотрен по существу, местные органы власти могут начать переименование, что называется, в явочном порядке. А это может привести к новой волне захватов храмов и новому витку конфессионального противостояния на Украине.

Поэтому в качестве временной, обеспечительной меры суд наложил запрет на внесение в государственный реестр Украины изменений, касающихся религиозных организаций Украинской православной церкви», — сказал он.

Представители РПЦ и УПЦ неоднократно заявляли о том, что сторонники так называемой ПЦУ проводят захваты принадлежащих УПЦ храмов.

Новая непризнанная структура

Новая религиозная структура — так называемая ПЦУ была создана после объединительного собора в Киеве на основе двух неканонических структур — Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата — и получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Константинопольского Варфоломея. Русская и Украинская православные церкви не признают ее канонической. Признание ПЦУ ранее стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом, а также с архиепископом Афинским и всея Эллады и поддержавшими автокефалию ПЦУ архиереями Элладской православной церкви.

Патриарх Иерусалимский Феофил III во время визита в Москву предложил созвать встречу предстоятелей поместных православных церквей для обсуждения вопросов сохранности единства православия и провести ее в Иордании.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя Инна

Заместитель председателя Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил ТАСС, что она может состояться в феврале 2020 года перед Великим постом.

Ранее он заявил, что ближайшее заседание Священного синода РПЦ примет необходимые постановления о взаимодействии с Александрийской церковью после того, как патриарх Александрийский Феодор II принял решение о признании ПЦУ.

Прецеденты государственного вмешательства

Митрополит Иларион отметил, что «прискорбные и опасные» прецеденты вмешательства светского государства в дела церкви наблюдаются не только на Украине.

«В Черногории правительство недавно одобрило и направило на рассмотрение парламента проект дискриминационного закона о вероисповеданиях, закладывающего правовую основу для изъятия в собственность государства недвижимого имущества религиозных организаций  Законопроект, несомненно, направлен, прежде всего, против интересов Сербского патриархата, отношения с которым, в отличие от других конфессий, власти Черногории до сих пор не урегулировали каким-либо соглашением», — рассказал он. При этом, по мнению митрополита Илариона, перспектива принятия нового закона серьезно беспокоит и Ватикан, а также другие религиозные организации Черногории.

Большая часть недвижимого имущества религиозного назначения на территории Черногории относится, по его словам, именно к епархиям Сербской православной церкви (СПЦ).

«К Сербской православной церкви относится подавляющее большинство православного населения Черногории, выразившего возмущение дискриминационным законопроектом на многотысячном Церковно-народном собрании в Подгорице 15 июня 2019 года.

С глубоким сожалением приходится констатировать, что законопроект в его нынешнем виде грубо нарушает выраженную волю большинства граждан», — добавил митрополит.

Ситуация в Черногории

Кабмин Черногории пытается провести через парламент закон о свободе вероисповедания в Черногории, предусматривающий изъятие церковной собственности у Сербской православной церкви. Речь идет о более чем 650 известных в православном мире святынях, включая Острог. Президент Сербии Александар Вучич в связи с этим попросил правительство Черногории еще раз рассмотреть целесообразность такого закона, который «неминуемо ухудшит добрые отношения между Белградом и Подгорицей».

В ответ из Подгорицы прозвучал резкий , в котором Белграду напомнили о черногорской независимости и указали, что правительство Черногории самостоятельно формирует свою законодательную систему и никому не позволит влиять на этот процесс.

Ранее президент Черногории Мило Джуканович обвинил Сербскую православную церковь в попытке сохранить религиозную монополию в стране. Он заявлял, что будет добиваться автокефалии для «черногорской церкви» по примеру Украины. Архиерей СПЦ митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), комментируя высказывания Джукановича, в свою очередь отметил, что президент «сам пытается быть главой церкви», и что «это первый раз в истории, когда атеист создает церковь».

В Черногории существует Черногорская православная церковь (ЧПЦ) — непризнанная поместными церквами юрисдикция, заявившая о своей независимости от СПЦ на народном сборе в Цетине 31 октября 1993 года.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7373151

Раскольники придумали, как заполучить власть на Украине

Как называется новая украинская церковь

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Украинские раскольники пытаются убедить окружающих в собственной значимости. Они тиражируют результаты соцопросов, из которых следует, что «Православную церковь Украины» (ПЦУ) поддерживает чуть ли не большинство граждан страны. Однако, как выяснил корреспондент РИА Новости, красивые цифры не соотносятся с реальностью, а подобные социологические исследования проводятся неспроста.

За потерей потеря

На улицах Винницы в минувшие выходные было особенно многолюдно. Более семи тысяч верующих канонической Украинской православной церкви прошли по улицам города крестным ходом и совершили молебен у Спасо-Преображенского кафедрального собора.

В конце 2018 года храм захватили раскольники. Бывший митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий) тогда рассчитывал, что вслед за главным храмом епархии новосозданной «Православной церкви Украины» отойдут все 320 приходов УПЦ. Но он просчитался, в чем летом прошлого года публично признался.

«Я потерял очень много. У меня было 320 приходов, сейчас осталось 20. Имел 280 священников, а теперь только 30», — заявил тогда украинским журналистам ушедший в раскол иерарх.

Спустя полгода в каноническую Церковь вернулись три священника. Они покаялись в грехе раскола, который в христианстве считается одним из самых тяжких, и были восстановлены в сане, в связи с чем правящий архиерей Винницкой епархии митрополит Варсонофий призвал и остальных священнослужителей к примирению.

А ведь к моменту создания ПЦУ в декабре 2018 года лидеры раскольников вместе с представителями Константинопольского патриархата, выдавшего грамоту об автокефалии новой структуре, убеждали общественность, что украинские граждане, не задумываясь, пойдут к ним в храмы. Первые три месяца команда тогдашнего президента Петра Порошенко делала все для создания соответствующей картинки. К апрелю 2019 года в «незалежную церковь» перешли около 500 общин УПЦ.

Однако впоследствии выяснилось, что лишь около сотни приходов ушли в раскол добровольно. Остальные либо насильственно захвачены, либо перерегистрированы местными властями. То есть реально от Украинской церкви откололось меньше одного процента общин. Всего в юрисдикции УПЦ свыше 12 тысяч приходов, тогда как у ПЦУ — около шести тысяч.

Это не мешает лидеру раскольников Епифанию Думенко раз за разом анонсировать «новую волну переходов» в его структуру. Тут он и приводит данные соцопросов, судя по которым возглавляемой им организации симпатизируют около половины украинцев.

Такие данные содержатся и в свежем исследовании Киевского международного института социологии (КМИС): «позитивно относятся» к ПЦУ 60,4 процента украинцев, в то время как каноническая Украинская церковь вызывает одобрение якобы у 25,7 процента граждан.

«Негативное» отношение к УПЦ, согласно данным КМИС, выразили 28 процентов опрошенных. В представленном исследовании, где фигурирует еще и Украинская греко-католическая церковь, это единственная структура с отрицательным рейтингом одобрения.

Игра цифрами

В Украинской православной церкви говорят, что подобные «исследования» преследуют одну цель — манипулирование общественным мнением. Делается это не впервые.

«Еще до появления ПЦУ Филарет Денисенко (именно он учинил церковный раскол на Украине в начале 90-х. — Прим. ред.) говорил, что у его «Киевского патриархата» (на базе этой структуры и была создана ПЦУ) — 80 процентов верующих и менее трети храмов. Он опирался на данные соцопросов, которые, по сути, сам и провел.

Людям прямо задавали вопрос: «Вы за нашу церковь или за московскую?» А те, естественно, говорили «за нашу». А ведь и Украинская церковь Московского патриархата — тоже наша и по уставу обладает полной административной и финансовой самостоятельностью.

То есть речь идет об обычной подтасовке данных», — обращает внимание пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов.

Он отмечает, что соцопросы сами по себе ничего не показывают. Например, согласно представленным в ноябре прошлого года Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова цифрам, ПЦУ поддерживают не 60, а всего 13 процентов украинцев. Десять процентов — за Украинскую церковь. А 30 процентов граждан называют себя «просто православными».

Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс», проводивший опрос в январе прошлого года, сообщает: ПЦУ симпатизируют 38,4 процента украинцев, за УПЦ — 15,2 процента.

Что интересно, эти же организации еще три года назад в унисон твердили: мол, Украинскую православную церковь поддерживает меньшинство, а больше всего сторонников — у Филарета Денисенко (по данным Центра имени Разумкова, опубликованным летом 2017 года, — 39,5 процента взрослого населения страны). А сегодня на его стороне оказалось всего семь процентов украинцев.

Теперь в тренде ПЦУ. Отчет КМИС прямо указывает на это. Из шести вопросов, заданных по телефону респондентам, три посвящены «новой церкви». Гражданам предлагали выбрать «наиболее важные направления деятельности» для этой структуры, «какой она должна быть в первую очередь» в глазах украинцев, а также согласиться/не согласиться с оценкой ее деятельности.

В остальных трех вопросах респондентам предлагалось сравнить ПЦУ с униатами и Украинской церковью. Причем о многочисленных задокументированных случаях атак «думенковцев» на храмы УПЦ ни в одном из вариантов ответов не упоминается.

«Даже несмотря на волну захватов храмов раскольниками, Украинская церковь остается крупнейшей конфессией страны. У нее двенадцать с половиной тысяч приходов — причем не по документам, а на самом деле, 250 монастырей, более ста епископов, 13 тысяч священников. И УПЦ выстояла, несмотря на многочисленные нападки», — подчеркивает Анисимов.

Тем временем захваченные раскольниками храмы Украинской церкви, по словам пресс-секретаря, пустуют, ведь тема томоса сошла на нет с приходом к власти президента Владимира Зеленского — сразу после своей победы на выборах весной прошлого года он демонстративно дистанцировался от темы церковного раскола в стране.

«Другая реальность»

С момента инаугурации нового украинского лидера ПЦУ приросла лишь несколькими храмами. А перерегистрация приходов «Киевского патриархата» затормозилась. Епифаний Думенко, по-видимому, решил поспорить с действительностью, заказав ряд социологических исследований.

Формулировки вопросов респондентам весьма любопытны. Например, предлагается найти виновника непопулярности раскольнической структуры. В числе вариантов — «отсутствие юридической поддержки со стороны власти» и «противодействие со стороны УПЦ МП».

«Бывает, что на выборах заказные опросы срабатывают, так как человек склонен присоединяться к большинству. Так и здесь — исследование показывает, что за ПЦУ якобы большинство украинцев, и граждане начинают задумываться: не пойти ли к ним в храмы.

А вторая цель такой «социологии» — раздуть значимость, придать вес персоне Епифания Думенко, в том числе и за рубежом, чтобы извлечь из этого материальную выгоду.

Вы же знаете, если человека без музыкального слуха и голоса показать по всем телеканалам, — он уже звезда», — рассуждает в беседе с РИА Новости украинский политолог Ростислав Ищенко.

Однако с реальностью у таких данных, по его словам, мало общего. Настоящий показатель поддержки, подчеркивает эксперт, — численность участников крестных ходов. В минувшее воскресенье на шествия, организованные УПЦ по всей стране, вышли десятки тысяч человек.

Наиболее ярко отношение к Украинской церкви проявилось в дни празднования Крещения Руси, 27 и 28 июля. В крестном ходе УПЦ, напоминает политолог, участвовали тогда свыше 250 тысяч верующих, тогда как у ПЦУ еле набралось десять тысяч участников.

«Если бы «Православную церковь Украины» и в самом деле поддерживали 60 процентов украинских граждан, то они бы уже давно закрыли УПЦ, выгнав духовенство из страны. Не применяют жестких силовых мер лишь потому, что боятся реакции верующих.

Например, когда в 2018 году была угроза захвата Киево-Печерской и Почаевской лавр, простой народ самоорганизовался и встал на защиту святынь. Реально большая часть украинского населения поддерживает именно УПЦ.

Это самая крупная религиозная организация в стране», — подчеркивает Ищенко.

Источник: https://ria.ru/20200312/1568459033.html

Благодатный огонь, Агнец Божий, яйца, паски, куличи и традиции праздника: что нужно знать про Пасху 2020 и ее символы

Пасха — это один из главных христианских праздников. Большинство жителей Украины с нетерпением ждут этот светлый день. Как и у любого другого праздника, у Пасхи есть свои приметы и обычаи, которым следует не одно поколение христиан.

Информатор расскажет о главных традициях празднования Пасхи. Вы сможете отметить этот светлый праздник по всем канонам, как его отмечали наши предки.

Пасха — это один из главных христианских праздников, несущий в себе идею Воскрешения. Своими корнями Пасха уходит в далекое прошлое. Праздник отмечают в первое воскресенье после первого полнолуния, которое идет за днем весеннего равноденствия.

Дата Пасхи

Для празднования Пасхи составляют особые таблицы — пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой — страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа. У праздника для христиан есть определенные правила: Пасху нельзя отмечать раньше еврейского праздника Песах.

Иисус был распят в полнолуние, в Евангелии сказано, что, когда он был распят, солнце померкло, поэтому Пасху нужно праздновать именно в полнолуние. Кроме того, день Пасхи обязательно должен выпадать на воскресенье.

Потому этот праздник напрямую зависим от лунного календаря и является переходящим.

Пасху 2020, согласно церковному календарю, православные христиане будут отмечать 19 апреля. Традиционно этот светлый праздник завершает Великий пост, который в 2020 году продлится с 2 марта по 19 апреля. Во время Великого поста  православные придерживаются строгих ограничений в еде, а также стараются очиститься от грехов и переосмыслить свою духовную жизнь.

Пасхальные Яйца

Яйцо — один древнейших символов зарождающейся и вечно обновляющейся жизни, а также воскресения Христа. По преданию, первое пасхальное яйцо подарила Мария Магдалина римскому императору Тиберию. Она пришла во дворец, чтобы сообщить благую весть. Но император не поверил в воскрешение Иисуса Христа и сказал, что это равносильно тому, что белое яйцо вдруг станет красным. После этих слов яйцо действительно приобрело красный цвет, символизируя кровь Иисуса, пролитую на кресте.

В Украине к Пасхе готовят не только крашенки, но и писанки, на которые наносятся сакральные узоры. Такое расписное яйцо становится талисманом и оберегом рода.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Аделина

Яйцо — один древнейших символов зарождающейся и вечно обновляющейся жизни, а также воскресения Христа

Агнец Божий

Во многих странах мира Пасха связана с образом ягненка. Так, в Западной Европе его часто изображают на пасхальных открытках: ягненок, крест и надпись на латыни — Agnus Dei (Агнец Божий). Это животное символизирует великую жертву Христа. В Украине выпекают фигурку ягненка из теста и украшают ею праздничный стол.

Во многих странах мира Пасха связана с образом ягненка

Пасхи и куличи

Пасхи и куличи — это, наряду с яйцами, чуть ли не главные символы праздника. Считается, что его прообразом куличей стал артос — хлеб, который освящается и в первый день великого торжества кладется в церкви на аналой. А куличи и пасхи означают, что в доме, где они стоят на столе, всегда открыты двери для Иисуса.

Пасхи и куличи — это, наряду с яйцами, чуть ли не главные символы праздника

Благодатный огонь

Накануне праздника христиане во всем мире ждут явления Благодатного огня. Считается, что Благодатный огонь сходит перед Пасхой тысячелетия.

В храме Гроба Господня собираются паломники со всего мира, которые желают своими глазами увидеть схождение Благодатного огня.  В храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. Находящиеся внутри люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет чудо.

Примечательно, что в разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного света, а по помещению проскакивают маленькие молнии.

В течение некоторого времени загоревшийся огонь совершенно не жжет. Прихожане буквально умываются этим огнем. После этого от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Далее специальными авиарейсами огонь везут на Кипр и в Грецию, а оттуда уже по всему миру.

Накануне праздника христиане во всем мире ждут явления Благодатного огня

Пасхальное деревце

Одним из символов Пасхи издавна является пасхальное деревце. Оно символизирует Древо Жизни, Древо Познания Добра и Зла, стоящие в раю. В Украине пасхальное деревце традиционно делают из веток вербы. Их украшают разноцветными лентами, писанками и перышками птиц.

Одним из символов Пасхи издавна является пасхальное деревце

Как празднуют Пасху

Традиционно празднование начинается с пасхального богослужения. Оно проходит в ночь с субботы на воскресенье. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь. Однако в храм лучше прийти заранее пока еще есть места, поскольку в большинстве церквей в пасхальную ночь буквально не протолкнуться.

На пасхальную службу прихожане традиционно берут с собой куличи, крашенные яйца и другую еду, чтобы их освятили во время пасхальной службы. На пасхальной литургии все верующие должны причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют словами «Христос воскрес!».

После пасхального богослужения начинается разговение после длительного Великого поста. Праздничная трапеза обычно проходит в узком семейном кругу. Ходить в гости в первый день Пасхи не принято. За столом должна собраться вся семья.

Начинать пасхальную трапезу нужно с освященных крашенных яиц и кулича, а уже потом можно попробовать и другие блюда. Перед едой, нужно похристоситься: со словами «Христос воскрес!» и обменяться яйцами; при этом дети с родителями христосуются трижды.

Празднуется Пасха 40 дней. Такой срок выбран не случайно, он символизирует сорокадневное пребывании Христа на земле после воскресения. Наиболее торжественно отмечают первую седмицу, в народе ее называют Светлой неделей.

В праздничные дни в церквях «раздается целодневный звон» – в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах – «в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо». Во время пасхальной недели во всех церквях, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему.

Источник: https://kiev.informator.ua/2020/04/16/blagodatnyj-ogon-agnets-bozhij-yajtsa-paski-kulichi-i-traditsii-prazdnika-chto-nuzhno-znat-pro-pashu-2020-i-ee-simvoly/

Украинская автокефальная церковь (украинская автокефалия), Украинская Православная Церковь (УПЦ) – долгий путь к автокефалии в 2018-м году

Украинская автокефальная церковь. О том, было ли или не было передачи киевской митрополии под юрисдикцию московского патриархата (РПЦ), я опубликовал выше. Теперь предлагаю вашему вниманию интересную публикацию о пути Украины и украинской автокефально церкви к своему признанию константинопольским патриархом.

В процессе духовно-культурного возрождения в Украине православное население разных ее районов выбрало и разные темпы возрождения национального колорита своей церкви и по-своему решало вопрос о подчинения духовным центрам. И это стало одним из острейших противоречий религиозной жизни в крае конца 80-х-начала 90-х годов. Образовались две параллельные конкурирующие между собой структуры – Украинской Православной (УПЦ) и Украинской Автокефальной Православной Церквей (УАПЦ).

История с названием УПЦ

Название «Украинская Православная Церковь (УПЦ) возникла в начале 1990-го года, когда архиерейский собор Русской Православной Церкви 31-го января принял «Положение об экзархатах«, которым РПЦ в Украине назвали Украинскую Православную Церковью (УПЦ). Образован синод экзархата.

Такое положение вещей в церкви вполне соответствовало тогдашнему государственному положению и характеризовалось, прежде всего, центром с директивными полномочиями и послушной периферией. Церковь, как часть целого, была унифицирована в соответствии со стандартами административно-командной системы.

Со стороны других религиозных формирований и представителей различных общественно-политических организаций эта церковь была критикуема за то, что усвоила из эпохи сталинщины всё негативное и осталась чуть ли не последней из крепостей имперского мышления, врагом национальных ценностей.

Учитывая это, РПЦ в Украине определила свой путь в будущее, пытаясь сохранить верующих, добрые отношения с другими Церквями и верность православным канонам. Когда перед ней возникла дилемма: сохранить свою организационную структуру или крепкое православие с национальной окраской, то её было решено в пользу последнего.

И принятие Архиерейским собором РПЦ «Положение об экзархатах Московского патриархата» стало реальным шагом к этому. Этим документом Украинский экзархат Московской патриархии получил еще и официальное название – Украинская Православная Церковь (УПЦ).

В «Положениях» высказывалась надежда, что усилия церкви «дадут верующему народу возможность самостоятельно строить церковную жизнь согласно своих национальных традиций и способствовать развитию духовного потенциала этих церквей».

В то же время в определенных общественных кругах относительно преобразования Украинского экзархата в Украинскую Православную Церковь высказывался скептицизм, мол, кроме изменения названия церкви, ничего не произошло.

Сторонники радикальных перемен в церковном курсе «Положения об экзархатах» расценили как одну из попыток переодеть русскую девушку в украинскую юбку. «Если РПЦ заменить на УПЦ, – писал писатель Е. Сверстюк, – то это еще не значит идти по ветру времени, а только надеяться, что ветер утихнет и новая вывеска успокоит людей».

Раздавались голоса, что переименование РПЦ на УПЦ при полном сохранения своего политического великодержавного характера, наброшенного веками имперской русификаторской политики, является одним из демагогических политических мер, который не проясняет, а запутывает жизнь.

Понятно, что церковь не может скрываться под псевдонимом, как будто это какая-то разведывательная служба на чужой территории.

Переименование РПЦ в УПЦ вызвало неоднозначную оценку. Но одновременно было понятно, что название УПЦ не является случайным. Оно соответствует той исторической правде, что Украинская Православная Церковь живет в Украине со времён крещения так же, как храм св. Софии и Киево-Печерская лавра держится усилиями подвижников земли украинской. Это название также соответствует факту, что священство и миряне нашей церкви являются преимущественно украинцами, несмотря на любые политические режимы.

«Положения», хоть и в незначительной степени, расширяли права церковных структур, образовывались коллегиальные органы церковного управления, которые имели законодательную, исполнительную и судебную власть в рамках экзархатов, комиссии для координационной деятельности в религиозно-церковной и социально важных сферах.

Правда, этот документ не ставил проблему полной самостоятельности УПЦ. Московский Священный Синод оставил за собой право окончательного признания постановлений Синода УПЦ, утверждение правящих, викарных архиереев, другие права, которые сужали самостоятельность УПЦ.

Центральный церковный бюджет, например, формировался за счет средств, которые отчислялись екзархами, епархиями, ставропигийскими монастырями.

Первые шаги в предоставлении Московским патриархатом самостоятельности УПЦ

8 февраля 1990 года в Киеве на первом заседании Синода УПЦ решено, что кроме его членов, в него самого войдут еще четыре члена, которые будут переизбираться каждые полгода с тем, чтобы все иерархи УПЦ по очереди могли участвовать в этом руководящем органе. Синод утвердил положения о правах и деятельность УПЦ.

Согласно православным канонам голову автономной церкви и назначенных синодом архиереев утверждают Священный синод и партриарх автокефальной РПЦ, с которой таким образом УПЦ сохраняет канонические связи. Именно этим автономия отличается от автокефалии. А внутренние дела автономная церковь решает самостоятельно. Синод УПЦ сосредоточил с того времени высшую законодательную, исполнительную, судебную и другие функции.

Решено, что синод УПЦ будет самостоятельно решать проблемы финансовые, а также международных и межцерковных отношений.

О мероприятиях в преобразовании Украинского экзархата в Украинскую Православную Церковь митрополит Филарет впоследствии рассказал на пресс-конференции. Богослужения в православных храмах Украины проходят на церквоно-славянском, украинском и русском, в зависимости от специфики региона.

Церковь при этом руководствуется желаниями прихожан, стремясь максимально удовлетворить их потребности. Проповеди произносятся на украинском и русском языках. Перед властью поставлен вопрос об открытии в Киеве храма, где служба будет проводиться исключительно на украинском языке.

Как специальный предмет, украинский язык и литературу ввели в Киевской и Одесской семинариях.

Митрополит ходатайствовал о восстановлении на службе в Софийском соборе Киева, который при том должен остаться музеем, потому является святыней отечественной истории и культуры. Ставился вопрос о сохранении и восстановлении памятников истории, культуры, архитектуры, о восстановлении разрушенного Успенского собора. Синод принял решение об издании газеты «Украинский православный вестник».

На первом заседании синода УПЦ был избран представителей в четырехсторонней православно-католической комиссии. В ней принимали участие и представители Ватикана, Московского патриархата и католиков восточного обряда. Комиссия занималась урегулированием межконфессиональных проблем, возникших в западных областях Украины.

Митрополит Филарет напомнил, что когда в январе представители православной церкви встречались с делегацией римско-католической церкви во главе с кардиналом Виллебрандсом, обе стороны осудили любые насильственные действия и призвали к мирному урегулированию любых проблем. Они выработали договоренности и соответствующие рекомендации, опубликовали их в прессе и ими должны руководствоваться верующие христиане в решении межконфессиональных вопросов.

Когда зашла речь о сложности урегулирования конфликтов между православными верующими и греко-католиками в западных областях Украины, митрополит Филарет на одной из пресс-конференций заверил, что УПЦ, исходя из того, что все верующие имеют равное право на удовлетворение своих религиозных потребностей, приложит усилия, чтобы эти проблемы решались в христианском духе, в связи с тем диалогом, который установился между двумя церквями — православной и римско-католической — а также теми подходами, которые были определены Вторым Ватиканским Собором, серией всеправославных совещаний и последним Архиерейским собором РПЦ. В то же время митрополит с сожалением констатировал, что не всегда церковь и органы власти на местах достигают взаимопонимания, что дело нередко затрудняют вмешательство и давление на верующих со стороны неформальных организаций.

Источник: https://zrada.org/hot/22-cerkva/2015-ukrainskaya-pravoslavnaya-tserkov-dolgij-put-k-avtokefalii-v-2018-m-godu.html

«Задействуются всевозможные мощности»: почему в США поддержали признание новой церкви Украины

Посол США в Греции Джеффри Пайетт поблагодарил главу Элладской церкви архиепископа Иеронима за признание раскольнической Православной церкви Украины и назвал это «историческим решением».

Ранее глава МИД России Сергей Лавров обвинил Соединённые Штаты в продвижении православного раскола. Эксперты считают, что Вашингтон больше не скрывает своего прямого участия в создании на Украине ПЦУ.

Таким образом, отмечают аналитики, США стремятся подорвать культурно-религиозные связи входящих в православный мир стран с Россией.

Посол США в Греции Джеффри Пайетт поблагодарил Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима за признание раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ).

Он встретился с Иеронимом лично, после чего опубликовал благодарность и фото с иерархом в своём .

Honored to give His Eminence Archbishop Ieronymos congratulations from @IRF_Ambassador Brownback for Greek Church’s historic decision to recognize the Orthodox Church of Ukraine, supporting religious freedom & right of self determination despite heavy external political pressure. pic..com/KfopTyGYAe

— Geoffrey Pyatt (@USAmbPyatt) 22 ноября 2019 г.

«Рад передать Его Высокопреосвященству архиепископу Иерониму поздравления от посла Сэма Браунбэка в связи с историческим решением Элладской церкви признать Православную церковь Украины и тем самым поддержать свободу вероисповедания и право на самоопределение, несмотря на серьёзное политическое давление извне», — написал Пайетт.

Джеффри Пайетт стал послом США в Греции в 2016 году. До этого он занимал пост главы американской дипмиссии на Украине с 2013 по 2016 год — в период событий «евромайдана», которые привели к государственному перевороту и смене власти.

Кроме того, архиепископ Иероним заявил, что не поедет на встречу предстоятелей православных церквей, которую предложил провести в Иордании Патриарх Иерусалимский Феофил III. По его словам, он поедет только на встречу, которую созовёт константинопольский патриарх Варфоломей.

«Не каждый может созвать всеправославную встречу. Это прерогатива вселенского патриарха Если вселенский патриарх нас позовёт, мы не скажем нет, если любой другой церковный деятель нас позовёт, я скажу нет», — приводит слова Иеронима РИА Новости.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто вывел евреев из египта

История раскола

ПЦУ была образована путём слияния двух раскольнических организаций: Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата. Это было сделано с подачи занимавшего тогда пост главы Украины Петра Порошенко, который стремился создать в стране новую поместную церковь.

  • «Объединительный собор» на Украине
  • РИА Новости

При этом единственная каноническая в стране Украинская православная церковь Московского патриархата, которая также является и самой многочисленной, «объединительный собор» Порошенко проигнорировала, несмотря на то что украинские власти стремились вовлечь её епископов в свой проект.

Константинопольский патриарх Варфоломей 6 января 2019 года передал томос об автокефалии Украине. В ответ на эти действия Русская и Украинская церкви Московского патриархата прекратили евхаристическое общение с Константинопольской церковью. 

С момента создания новой церковной структуры между её иерархами начались разногласия. Так, в мае глава УПЦ КП Филарет заявил, что если бы он знал о содержании константинопольского томоса до его вручения, то отказался бы его принимать. Затем в июне 2019 года раскольническая УПЦ КП заявила, что не признаёт себя упразднённой, а проведённый 15 декабря 2018 года «объединительный собор» считает не имеющим юридической силы.

Решение Варфоломея предоставить ПЦУ автокефалию вызвало не только разногласия между самими раскольниками, но и не встретило понимания в православном мире. Из 15 православных поместных церквей раскольников признали, помимо Фанара, только две: Александрийская и Элладская православные церкви. 

Американское давление

За два дня до встречи американского дипломата и греческого иерарха источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата, сообщил агентству РИА Новости, что «на иерусалимского патриарха оказывается нажим со стороны США». По словам собеседника агентства, давление на поддерживающего РПЦ патриарха Феофила III оказывалось со стороны чиновников Госдепа США, которые были назначены ещё в то время, когда ведомство возглавляла Хиллари Клинтон.

  • Джеффри Пайетт
  • globallookpress.com
  • US Joint Staff/Digital

Несмотря на это, после совместной с патриархом Кириллом литургии в московском храме Христа Спасителя 21 ноября Феофил III заявил о поддержке РПЦ.

«Церковь сейчас переживает время гонений. Однако, как сказал Иоанн Златоуст, Церковь плывёт по бурному житейскому морю, но не погружается в него. Иерусалимская церковь всегда помогала русскому народу и Русской православной церкви. У нас есть Святой Гроб, который освящён кровью Христовой, и эта святыня является гарантией нашего православного единства», — заявил Феофил III.

Также по теме

«Важно с точки зрения политических реалий»: зачем иерусалимский патриарх организовывает всеправославную встречу в Аммане

Инициатива Патриарха Иерусалимского Феофила III провести встречу предстоятелей православных церквей в Иордании является позитивным

Напомним, что Феофил III выступил с инициативой созыва совещания всех предстоятелей поместных церквей в Иордании для решения проблемы раскола в православном мире.

Действия США в отношении мирового православия не прошли незамеченными со стороны России. 6 ноября глава российского МИД Сергей Лавров по итогам переговоров с греческим коллегой Никосом Дендиасом заявил, что Соединённые Штаты пытаются продвигать раскол во всём православном мире.

Глава российской дипломатии подчеркнул, что внешнее влияние в вопросах, касающихся Элладской православной церкви (ЭПЦ) и автокефальной церкви Украины, налицо. Он отметил, что признанию со стороны элладского архиепископа Иеронима предшествовал визит в Грецию госсекретаря США Майка Помпео, «который особо и не скрывал, что среди вопросов, которые он там решал, был и этот».

«Как я понимаю, с этой же целью американские дипломаты ездили и на святую гору Афон. И глава раскольнической так называемой православной церкви Украины Епифаний публично заявлял, что создание этой структуры было бы невозможно без прямой поддержки США», — отметил Лавров.

Сергей Лавров подчеркнул, что США проводят работу со всеми церквями, чтобы продвигать раскол в православном мире.

Как отметил заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк, создание ПЦУ является масштабной операцией, которую невозможно было осуществить без привлечения крупных политически сил, в первую очередь США.

«США крайне заинтересованы в подрыве единства между православными Украины и России, они хотят ослабить наше общее культурно-религиозное пространство. Для этого задействуются всевозможные мощности, не последнюю роль играют внешние силы», — сказал он в интервью RT.

Данюк отметил, что у православных стран очень тесные культурно-исторические связи, что помогает народам относиться друг к другу с большой теплотой и симпатией. Подобного рода религиозный раскол, инспирированный извне, направлен на разрыв этих связей.

«К сожалению, это та реальность, с которой мы имеем дело. Мировая политика должна быть отделена от мировых религий, но на практике они оказываются тесно связанными. Для достижения амбициозных геополитических и экономических задач в ход идут разные инструменты, в том числе культурные и религиозные», — подчеркнул политолог.

Философ и публицист Аркадий Малер в беседе с RT выразил мнение, что США давно преследовали задачу расколоть православный мир.

«В первую очередь это касалось Демократической партии США Для них очень важно разрушить единство православного мира», — пояснил Малер.

По его словам, реализация этих планов стала возможной благодаря помощи константинопольского патриарха, который решил заявить о себе как о «восточном папе».

«Надо понимать, что Константинопольский патриархат давно мечтал подчинить себе весь православный мир. Но для этого ему нужно было получить санкцию от США на эти действия. Вашингтон дал зелёный свет этим планам», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/689705-ssha-priznanie-cerkov-ukraina

Томос об автокефалии — Православный журнал

«Томос об автокефалии» — в связи с украинскими событиями это словосочетание из работ по церковному праву перекочевало в заголовки СМИ. Однако далеко не все понимают, что такое томос, какую роль он играет в церковном каноническом праве и что он в конечно итоге дает. В итоге возникает масса вопросов. Отвечаем на самые распространенные. 

Томос Церкви об автокефалии

Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить».  В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам.

Томос Церкви об автокефалии — это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Такое «деление» поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США.

Томос Украине

5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа.

Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия на действия Константинопольского Патриарха на своей территории.

Также на данный момент украинский томос не признала ни одна Православная Церковь в мире.

Томос об украинской автокефалии

Томосом об украинской автокефалии Константинополь декларирует якобы независимость не признанной остальными православными Церквями мира Православной Церкви Украины, созданной на базе двух ранее существоваших неканонических структур (так называемых Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата). Согласно данному «томосу об украинской автокефалии», ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины.

При этом следует отметить, что еще в 1992 году Русская Православная Церковь уже предоставила Украинской Церкви статус самоуправляемой, которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя.

Текст томоса об автокефалии

В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.

Источник: https://foma.ru/tomos-ob-avtokefalii.html

Чистый четверг: что разрешено и запрещено делать

16 апреля православные христиане отмечают один из самых важных дней Страстной недели — Великий четверг, или, как его еще называют, Чистый четверг.

Великий Четверг (Чистый четверг) — первый из трех дней которых называют «Большое триденствие» в христианстве. В этот день Иисус Христос в знак покорности омыл ноги своим ученикам и установил Таинство Евхаристии на Тайной Вечери. Также в этот день Иисус молился в Гефсиманском саду, был предан Иудой Искариот, арестован первосвященниками и брошен в темницу.

Чистому четвергу посвящены очистительные обряды. Считалось, что перед Пасхой необходимо очистить не только пространство, но и душу. Поэтому люди отправлялись на утреннюю службу в церковь, где исповедовались и причащались, а по возвращению брались за работу.

Обряды и обычаи Чистого четверга

Многие из обрядов Чистого четверга нацелены на очищение — наряду с душой перед Пасхой было необходимо очистить тело и окружающее пространство. В этот день устраивали генеральную уборку жилья, очищали дом от ненужных вещей, вымывали посуду, стирали одежду и белье, готовили пищу и пекли куличи к Пасхе.

Кроме того, магическая и целебная сила приписывалась и спеченному в этот день хлебу, и особенно приготовленной соли. 

Стоит отметить, что именно в Чистый четверг готовится вся пища к Пасхе: красятся яйца, пекутся пироги, куличи и другие угощения. Ведь в Страстную пятницу это делать уже нельзя.

Важно также помнить, что все приготовления должны сопровождаться только хорошими помыслами.

Также в Чистый четверг помогали нуждающимся.

Купание в Чистый четверг

Этот день был принято начинать с купания еще до восхода солнца, а процесс физического очищения сопровождался различными обрядами.

Умываться нужно «из серебра» — стоит бросить любое серебро в воду и после этого ею умыться. Именно поэтому предки верили, что такие обряды сохраняют красоту и здоровье верующих людей.

Еще одной особенностью в Чистый четверг считают целебной силе соли, которая называется четверговой. После купания члены семьи должны бросить горсть соли в горшок, чтобы она служила оберегом дома на будущий год. Для увеличения силы ее запекали в печи или святили в церкви.

Что можно делать в Чистый четверг:

  • Умыться на рассвете и встретить новый день с молитвой.
  • Сходить в церковь, исповедаться и причаститься.
  • Навести порядок в доме, избавиться от ненужных вещей.
  • Приготовить угощение для пасхального стола.
  • Если девушка не может выйти замуж, то во время уборки дома надо шепотом сказать так: «Какой светлый и красивый Чистый четверг, так и я буду для всех прекрасной».
  • Чтобы избавиться от ссор в семье, берут хлеб, говоря: «Солю, солю, посыпаю.

    Счастье в дом возвращаю».

Что нельзя делать в Чистый четверг:

  • После генеральной уборки в Чистый четверг нельзя убирать мусор до самой Пасхи, поскольку можно «насыпать мусора в глаза Христу, который лежит в гробу».
  • Грязную воду после генеральной уборки, в которой накопилась смыта из дома негативная энергетика, нельзя выливать в пределах дома. Вылейте ее в тех местах, где ничего не растет.
  • От Чистого четверга до Страстной пятницы ни в коем случае нельзя оставлять невымытую посуду или грязное белье.

Приметы

  • Если встретить праздник Пасхи в грязной комнате, то следующий год будет тяжелым и неудачным.
  • Во время уборки в Чистый четверг можно найти то, что давно искали.
  • Если три раза подряд пересчитать все деньги дома, семью ждет достаток и благополучие.
  • Занимая что-нибудь в Чистый четверг, можно вместе с вещью отдать счастье и достаток.
  • Пользуйся только собственной посудой. Не давай в долг деньги и кухонную утварь.
  • Хорошая, солнечная погода в Чистый четверг — предвестник теплого остатка весны. Дождь говорит о том, что холода продержатся до самого лета.

Источник: https://glavcom.ua/ru/articles/chistyy-chetverg-chto-razresheno-i-zapreshcheno-delat-673662.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь