Как называется церковь у немцев

Никому не верю: как сложилась судьба неправославных храмов в Петербурге

Город

18:29, 27.10.2016

Подборка протестантских кирх, которые в ХХ веке стерли с панорамы города.

«Карповка» изучила истории старейших храмов протестантских течений и разобралась, как их «помотало» атеистическое советское время, кому они принадлежат и чем живут сегодня.

В октябре появилась информация о том, что РПЦ больше не будет претендовать на передачу ей городских храмов. За последние десять лет во владение митрополии вернулись 125 зданий. Неправославные храмы власти отдают религиозным организациям с большим скрипом.

В советское время с красивейшими зданиями велась игра не на жизнь, а на смерть: чиновники кардинально перестраивали «чужие» церкви и открывали там заводы, бассейны, трансформаторные будки. Некоторым все же повезло, они сохранили облик храмов, и после распада СССР их передали религиозным объединениям и частично возродили. Но большинство неправославных церквей переделали до неузнаваемости или вообще снесли.

«Карповка» сравнила истории протестантских храмов, где до сих пор проводят службы, с теми, в которые горожане уже давно не приходят попросить благ у неба.

Счастливое воссоединение: храмы, которые вернули своим хозяевам

За 313 лет в Петербурге были построены десять храмов для немецких общин. Немцам, 90% которых были протестантами, разрешалось свободно исповедовать свою религию. Протестантские храмы действовали в городе до прихода к власти коммунистической партии. В 1920-е годы усилились репрессии в отношении представителей различных конфессий, религиозным деятелям пришлось эмигрировать из Ленинграда.

Тех, кто остался в городе, преследовали власти. В 1930-е годы последних пасторов убили, а существование протестантских общин было прекращено. Здания бывших церквей превратили в склады, кинотеатры, спортивные залы. Возвращать церкви общинам начали лишь в 1990-е годы. Сейчас в храмах не только проводят богослужения, но и организуют выставки, концерты, а все кирхи активно продвигаются в соцсетях.

Петрикирхе (Церковь Святых Петра и Павла)

Что было: 40 лет в здании находился бассейн
Адрес: Невский, 22–24
Кому принадлежит: Евангелическо-лютеранской церкви

Петрикирхе в начале ХХ века и в 2016 году

Здание лютеранской кирхи возвели под руководством Доменико Трезини в 1728–1730 годах. В XIX веке в ходе реконструкции здание приобрело свой современный облик. В 1938 году кирху закрыли и организовали там склад театральных декораций и хранилище для овощей. Затем здание перестроили под бассейн Балтийского морского пароходства, который просуществовал там с 1963 по 1993 год. При перестройке полностью переделали интерьер и планировку, уничтожили настенные рисунки.

Главный зал кирхи в ХХ веке и после реставрации

В 1993 году здание вернули общине, начался ремонт, который длился четыре года. Бетонная чаша бассейна до сих пор находится под полом. Из-за этого уменьшилась высота зала и испортилась акустика. Но в кирхе все равно проходят концерты и спектакли. А еще в здании действует постоянная выставка «История немцев Санкт-Петербурга» и проводятся экскурсии для посетителей, желающих взглянуть на спрятанный под убранством церкви бассейн.

31 октября на здание Петрикирхе торжественно вернут ангела, которого снимали для реставрации.

Анненкирхе (Лютеранская церковь Святой Анны)

Что было: Ночной клуб
Адрес: Кирочная, 8
Кому принадлежит: Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии

Анненкирхе в начале ХХ века и в 2016 году

Деревянное здание церкви было построено в 1704–1705 годах на территории Петропавловской крепости. Его несколько раз переносили и в итоге оставили на Литейном дворе. Позже это место в честь кирхи назвали Кирочной улицей. Каменное здание построили в 1779 году, и свой облик оно с трудом, но сохранило до наших дней. При церкви работала престижная школа, которую, по мнению горожан, посещала жена Николая II.

В 1935 году из Анненкирхе выгнали прихожан и открыли там кинотеатр «Спартак», который был весьма популярен в советское время. С 1992 по 2001 год там возобновились богослужения, но продолжался и показ фильмов. Затем здание отдали фирме «Эрато», которая хотела переделать его под ночной клуб. Городское управление имуществом выступило против и подало иск в суд, в результате компанию выселили. Однако, по слухам, неофициально развлекательное заведение функционировало в кирхе довольно долго.

Анненкирхе изнутри в 2015 году

В 2002 году в церкви случился пожар, во время которого полностью выгорело внутреннее убранство. «Сложно судить, в чем была причина пожара, вариантов много: от поджога до неисправной электропроводки. Но здание еще до пожара отключили от коммуникаций: электричества в нем уже не было, так же, как тепла и воды», — рассказал настоятель церкви отец Александр.

В 2013 году храм вернули Евангелическо-лютеранской церкви, сейчас там проводят богослужения, выставки искусства и музыкальные вечера. Фасад кирхи отреставрировали, но внутри церковь до сих пор в удручающем состоянии. Деньги на ремонт собирают с прихожан.

Катеринен-кирхе (Церковь Святой Екатерины)

Что было: Клуб горняков и студия звукозаписи
Адрес: Большой проспект ВО, 1
Кому принадлежит: Союз Евангелическо-лютеранских церквей

Катеринен-кирхе в начале ХХ века и в 2016 году

Васильевский остров был одним из главных центров лютеранства в Петербурге. Здание Катеринен-кирхе достроили там в 1768 году, а после несколько раз реставрировали и перестраивали. К началу ХХ века приход включал несколько начальных школ, гимназию, училище, детский сад и приют для сирот.

В 1920-х годах храм передали баптистам, а в 1930-х закрыли. В кирхе поочередно работали клуб горняков и студия звукозаписи. В 1990 году здание вернули лютеранам, которые установили там крест и орган.

Сейчас в кирхе проводятся «дискотеки XVI века», концерты органной музыки и выставка «Мир органа». Сами прихожане называют церковь «домом для талантливых людей» и приглашают к сотрудничеству музыкантов, поэтов, художников.

Лютеранская кирха Святого Михаила

Что было: Склад для табака и завод
Адрес: Средний проспект, 18/3-я линия ВО, 32
Кому принадлежит: Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии

Кирха Святого Михаила в начале ХХ века и в ХXI веке

Здание кирхи достроили в 1874 году после ряда событий: разделения общины, переезда ее руководства из кадетского корпуса в частный дом, долгого сбора средств на собственное здание. С приходом к власти коммунистической партии храм снова пережил череду неурядиц. Пастора обвинили в антисоветской пропаганде, в кирхе запретили колокольный звон, а затем и вовсе забрали единственный колокол на нужды индустриализации.

В 1935 году кирху закрыли и собирались переделать под библиотеку, но в итоге организовали там склад табачной фабрики. В 1952—1992 компартия передала кирху заводу спортивного инвентаря «Спорт», который разделил главный зал на три этажа и полностью перестроил церковь. В 1993 году здание вернули лютеранам, его отреставрировали и возобновили богослужения и вокальные вечера. Храм до сих пор славится своей акустикой и выделяется среди невысоких зданий Васильевского острова.

Немецкая лютеранская церковь при евангелической больнице

Что было: Туберкулезный диспансер
Адрес:
Лиговский, 2/4
Что сейчас:
Фтизиопульмонологический институт

Здание больницы с церковью в начале ХХ века и в 2016 году

Церковь построили в 1869–1871 годах. Здание, на втором этаже которого расположилась кирха, входило в
больничный комплекс. Там также находились одновременно детский приют, школа, общежитие для престарелых гувернанток и приют для раскаявшихся проституток. Церковный блок было решено выделить снаружи готической башней. Кирхой пользовались не только больные, но и лютеране со всего Петербурга.

Церковь закрыли в 1920-х годах, отдав имущество лютеранам. Евангелическую женскую больницу переквалифицировали в туберкулезный диспансер. Сейчас там находится Фтизиопульмонологический институт, а в главном помещении кирхи — конференц-зал с сохранившейся надписью на немецком языке «Willkommen», в переводе «Добро пожаловать».

Англиканская церковь Христа

Что было: Экскурсионное бюро
Адрес:
Английская набережная, 56
Что сейчас:
Санкт-Петербургская консерватория

Англиканская церковь в начале ХХ века и в ХXI веке

Храм открыли в 1754 году в проданном английскому консулу бывшем доме Петра Шереметьева. В начале XIX века итальянский зодчий реконструировал дом и установил статуи «Вера», «Надежда» и «Любовь». Спустя почти сто лет здание снова переделали и оформили зал в виде райского сада. Церковное убранство, включая алтарь и орган, сохранилось в здании до сих пор.

В 1919 году церковь закрыли, много лет там располагалось экскурсионное бюро. В 2000 году бывшую церковь передали Санкт-Петербургской консерватории, которая начала капремонт храма и не закончила его до сих пор из-за отсутствия финансов. Все деньги в настоящее время направлены на восстановление здания самой консерватории.

Англиканская церковь изнутри в конце ХХ века

Церковь часто появляется в блогах иностранных верующих, которые жалуются, что здание не реставрируется и англикане не могут проводить там службы. 8 ноября 2015 года помещение на сутки выделили членам британского сообщества и прихожанам англиканской церкви для ежегодной службы в честь дня поминовения. Обычно она проходит в Шведской лютеранской церкви.

«В этом году нам посчастливилось провести мероприятие в старой англиканской церкви на Английской набережной, 56. Это была редкая удача – оказаться в здании, имеющем большое историческое значение для британского сообщества Санкт-Петербурга. Орган остается на своем месте, но на нем никто не играл более 100 лет», — отмечали посетители.

Французская реформаторская церковь

Что было: Курсы баптистов, дом атеистической пропаганды, шахматный клуб
Адрес:
Большая Конюшенная, 25
Что сейчас:
Пышечная «Желябова 25»

Французская реформаторская церковь в ХХ и ХХI веке

Здание заложили в 1770 году для французской и немецкой реформаторских общин, позже при церкви открылась школа. Со временем немцы построили отдельную церковь, а французских прихожан становилось все меньше. Если в ХХ веке французов в Петербурге насчитывалось 3000, то к началу революции — около 400. Так что популярностью храм не пользовался.

В начале 1920-х годов церковь закрыли, там поочередно находились курсы баптистов, дом атеистической пропаганды и шахматный клуб. С 1958 года и до настоящего времени в здании церкви работает популярная пышечная «Желябова 25». Несколько лет назад чиновники внесли кафе в «Красную книгу Петербурга». Место необычайно популярно как среди горожан, так и среди туристов. Мало кто осознает, что кушает пышки в здании, куда меньше века назад приходили не поесть, а помолиться.

Немецкая реформаторская церковь

Что было: Дворец связистов
Адрес:
Большая Морская, 58
Что сейчас:
Региональный учебный центр, Управление федеральной почтовой связи

Немецкая реформаторская церковь в начале ХХ века и в 2016 году

Церковь в 1862 году заложила немецкая община, которая до этого ходила на служения во французскую реформаторскую церковь (см. выше). Здание из красного кирпича с высокой башней-колокольней и витражными окнами построили в романо-готическом стиле.

В 1929 году кирху закрыли и поместили в здании общежитие. В 1930-х туда переехал дом (позже — дворец) культуры, и храм полностью перестроили в стиле конструктивизма. Башню срезали, на фасаде появились балконы и барельефы с рабочими и крестьянами. В здании находились кинотеатр, кружки, библиотека, концертный зал, где выступали «Аквариум» и «Кино». Сейчас помещения бывшей церкви занимают Управление федеральной почтовой связи и Региональный учебный центр.

Ирина Геттингер

Источник: https://karpovka.com/2016/10/27/305406/

Рождество в Германии 2019 / 2020 — Адвент, Сочельник, празднование

Как празднуют немцы Рождество в Германии? Что происходит в предпраздничный период в Германии? Что такое Адвент, и как его празднуют? Какие обычаи и традиции немцев празднования Сочельника и Рождества Христова? Мы подготовили полезную статью, в которой вы найдете ответы на все эти вопросы. Она станет полезной для туристов, экспатов, а также желающих переехать на ПМЖ в Германию.

Рождество в Германии может стать прекрасным поводом для более близкого знакомства с европейской страной. Если после поездки вы захотите переехать на ПМЖ в Германию, мы поможем вам пройти эту процедуру наиболее успешно за короткий срок. Наша компания осуществляет сопровождение процедуры оформления ВНЖ в Германии, регистрации компании и покупки готового бизнеса в Германии. Подробнее об этом вы сможете узнать в конце статьи.

Рождество в Германии — даты празднования

В Германии празднуют католическое Рождество, которое во всём мире ежегодно отмечается 25 декабря. По-немецки этот праздник называется: Weihnachten, Weihnachtstag, Christtag или Christfest.

Название Weihnachten произошло от фразы на немецком языке «Ze wihen nahten», которая переводится как «в святые ночи». По отношению к Рождеству имеется в виду 12 ночей с 25 декабря по 6 января.

Немцам предоставляется два официальных выходных дня, выпадающих на Рождество — 25 и 26 декабря. Однако среди частных компаний вошло в добрую традицию предоставлять выходной день своим сотрудникам и в Сочельник — 24 декабря. Если не дают выходной, то хотя бы делают короткий рабочий день до обеда. Именно поэтому многие магазины, торговые центры, офисы и рождественские ярмарки уже не работают 24 декабря после 14:00.

Для немцев Рождество в Германии является чисто семейным праздником. Они очень чтут внимание для семьи, и ни за что не будут перерабатывать в такие выходные дни. Соответственно, Сочельник и последующие два выходных дня жители ФРГ проводят в домашнем кругу. На улицах нет толп народа.

Немцы выходят только лишь, чтобы проветриться. Поэтому мы советуем приезжать в Германию перед Рождеством, а не на сам праздник. В таком случае вы ощутите волшебное сказочное настроение на рождественских ярмарках, площадях и в торговых центрах.

Для этой цели у вас есть целый декабрь, когда немцы отмечают Адвент — период подготовки к празднованию Рождества Христова.

В 2019 году:

  • Адвент начался 1 декабря
  • Официальные выходные дни 25 и 26 декабря приходятся на среду и четверг.

В 2020 году:

  • Адвент начнется 29 ноября
  • Официальные выходные дни 25 и 26 декабря приходятся на пятницу и субботу.

В 2021 году:

  • Адвент начался 28 ноября
  • Официальные выходные дни 25 и 26 декабря приходятся на субботу и воскресенье.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Дмитрий смирнов где служит

Сочельник в ФРГ называют «Heiligabend», что в переводе означает “Священный вечер”. Его празднуют накануне, вечером 24 декабря. Именно в этот вечер обмениваются рождественскими подарками для детей, которые по-немецки называются Christkindchen или Bescherung.

В общей сложности Рождественский период длится свыше 1 месяца. Мы приведем главные даты этого периода в следующей таблице.

Дата Описание
Четвертое воскресенье до Рождества Христова, которое выпадает на даты с 27 ноября по 3 декабря. Начало Адвента — периода подготовки к главному празднику.
6 декабря День святого Николауса. Это немецкий прототип Санта-Клауса или Деда Мороза.
24 декабря Сочельник, Святой вечер, в которой накрывают праздничный стол и дарят подарки детям.
25 и 26 декабря Официальные выходные дни, общенациональный праздник для немцев.
31 декабря Канун Нового года, который называют “Сильвестр”.
1 января Официальный выходной день, общенациональный праздник для немцев — Новый год.
6 января Окончание рождественского периода. Праздник трех королей — официальный выходной день в нескольких землях Германии. 

Рождество в Германии — празднование Адвента

Период, охватывающий четыре недели до празднования Рождества в Германии, называется Адвент или Адвентцайт. Дословный перевод означает “время Пришествия”. В 2019 году первое воскресенье Адвента пришлось на 1 декабря. Именно оно является началом периода.

К этому времени все магазины и офисы уже подготовлены к празднованию с помощью рождественской иллюминации. В каждом городе по вечерам светятся главные улицы. Световые украшения дают понять, что наступает волшебная пора. Настроение у немцев поднимается, и они с радостью ходят на рождественские ярмарки на центральных площадях городов.

Для Адвента свойственны следующие атрибуты и украшения.

1. Рождественский венок

Это украшение немцы устанавливают в своих домах с середины XIX века. По-немецки его название — Adventskranz. Его придумал просветитель и богослов Иоганн Хинрих Вихен в 1839 году для детей. Рождественский венок служит для отсчета времени до наступления Рождества.

Изначально это было деревянное колесо от телеги, которое Вихен украсил еловыми ветками и установил на нем равноудаленно четыре больших белых свечей и 19 маленьких красных. В первое воскресенье Адвента надо зажигать одну белую свечу, а с понедельника по одной красной свечи. Во второе воскресенье — две белых свечи, в третье — три и т.д.

Последние дни перед Рождеством на венке горели все свечи. В наше время это украшение имеет только четыре свечи, зажигаемые по воскресеньям.

2. Календарь Адвента

Этот атрибут является одним из детских подарков, который дарят в начале Адвента. С помощью такого календаря дети будут отсчитывать дни до наступления Рождества. Он представляет собой обычный календарь-планшетку с кармашками по дням декабря.

В каждый кармашек спрятано шоколадное лакомство. Каждое утро ребёнок открывает новый кармашек, получает шоколадную конфету и отмечает, что на еще один день Рождество стало ближе.

Ещё 100 лет назад в кармашках Календаря Адвента не было шоколадок, а были только записки с библейскими высказываниями.

3. Schwibbogen

Традиционное рождественское украшение — Schwibbogen. Она представляет собой красивую светящуюся дугу, которую ставят на подоконник или вешают на окно. Эта традиция была распространена в Рурском регионе среди шахтеров. Дуга с подсветкой представляла собой “Огонек надежды” для шахтеров, которые спускались в забой до восхода солнца и поднимались уже после заката. Современный Schwibbogen изготовлен из дерева, окрашен в белый цвет и оснащен светодиодами.

4. Рождественская звезда

В Германии Рождественской звездой называют светильник Herrnhuter Stern, по форме напоминающий Вифлеемскую звезду. Его придумал учитель Гернгут в XIX столетии. С помощью светильника он хотел обучать школьников геометрическим фигурам. Второе название светильника “Моравская звезда” — по названию местности, в которой преподавал Гернгут.

А ещё во всём мире Рождественской звездой называют растение Пуансеттия. Он родом из Мексики и цветет зимой, как раз в период Рождества. Цветок “Рождественская звезда” принято дарить друзьям в начале Адвента.

В течение Адвента на главных площадях городов проходят рождественские ярмарки. На них продают рождественские украшения, поделки местных ремесленников, продукты питания и рождественские лакомства. Взрослым предлагают глинтвейн и немецкое крафтовое пиво, а в качестве закуски фирменные немецкие колбаски, жареные каштаны, рождественские штрудели и сладости.

Рождество в Германии — Сочельник

Как мы уже говорили выше, в Сочельник 24 декабря большинство магазинов открыто лишь до 14:00. После полудня торговля и обслуживание замирает. Все отправляются домой праздновать канун Рождества.

В отличие от русских, немцы устанавливают в своём доме рождественскую елку не за несколько недель до Нового года или Рождества, а буквально накануне и сдают ее на переработку уже 2 января. Поэтому во многих немецких семьях ель наряжают прямо 24 декабря. Обычно этим занимается отец семейства и дети, пока мать готовит блюда к праздничному столу. Немцы называют новогоднюю ёлку — Weihnachtsbaumes, что в переводе означает “рождественское дерево”.

Обычай украшать рождественскую елку был изначально немецким. В этих землях на неё вешали зимние яблоки и конфеты. Затем пришла мода на позолоченные фрукты и посеребренные стеклянные шарики. Были распространены красные, золотые и серебряные елочные шары. В 20 веке на рождественскую елку начали вешать электрическую гирлянду, мишуру, “дождик”, шоколадки и деревянные игрушки.

Под Рождественской елкой немцы размещают миниатюрный вертеп. Обычно его модель изготовлена из дерева. Немцам вошла в моду привычка каждый год покупать на рождественской ярмарке новый вертеп.

24 декабря во второй половине дня в каждой церкви ведут детскую Рождественскую службу — Kinderweihnachtsgottesdienst. Детям читают историю Рождества, поют колядки. Однако чаще всего посетителями этой красивой мессы являются взрослые.

Сразу после детской Рождественской службы в церкви всей семьёй немцы посещают на кладбище могилы своих умерших родственников. Там они зажигают свечи, напоминающие маленькие ёлочки. Если на пути встречаются знакомые лица, обоюдно желают провести счастливое Рождество.

Вечером накрывают праздничный стол. Основными блюдами на традиционном праздничном ужине к Рождеству являются запечённый карп, ветчина и рождественский гусь. К таким блюдам обычно подают салат из картофеля и сосисок.

Поужинав в Сочельник, в немецких семьях родители рассказывают своим детям историю Рождества. А затем всей семьёй поют колядки, которые на немецком языке называются Weihnachtslieder. Если в семье есть музыканты, они обязательно аккомпанируют на музыкальных инструментах. Последние годы родители просто включают на домашней аудиосистеме диски с колядками. Самыми популярными рождественскими песнями являются «Stille Nacht, Heilige Nacht» и «O du fröhliche».

Перед сном детей приглашают заглянуть под ёлку, где располагаются рождественские подарки. В присутствие всей семьи ребенок распаковывает свои подарки. Затем особо верующие родители укладываю детей спать, а сами идут в полночь на Рождественскую службу в церковь.

Рождество в Германии — от кого дети получают подарки?

Если у нас в предрождественский период дети получают подарки от Деда Мороза, то в Германии этим занимаются сразу несколько персонажей.

В южных землях Германии, преимущественно в Баварии, согласно преданиям, подарки детям дарит маленький Иисус Христос — Christkind. Его изображают в народных гуляниях в виде маленькой девочки-ангела с белыми волосами, одетой в белое платье.

В остальных частях Германии роль дарителя детских подарков выполняет Рождественский дед — Weihnachtsmann. Он одет в красную шубу, красный колпак и имеет белую длинную бороду. Поэтому его здесь также называют Санта Клаусом.

Хотя в северных и центральных землях ФРГ им выступает Святой Николаус, у которого всегда есть помощник. Им является Кнехт Рупрехт — антипод Святого Николауса, который наказывает непослушных детей. Кнехт Рупрехт имеет тёмное лицо, длинную бороду, меховую одежду с соломой, длинный посох.

Он ходит с мешком, в котором вместо подарков находится пепел.

Надеемся, что ваше Рождество в Германии запомнится вам надолго. Страна баварцев и бюргеров очень привлекательна. Если вы захотите остаться жить на ПМЖ в Германии, мы можем помочь вам в этом деле.

Все легальные способы переезда на ПМЖ в Германию представлены в следующей статье.

Предприниматели из числа наших соотечественников могут рассчитывать на ВНЖ в Германии с Голубой Картой. Наша компания сопровождает и предоставляет юридические услуги по данной процедуре. Подробную информацию вы можете узнать по ссылке.

Состоятельные лица, у которых капитал семьи оценивается в сумму от одного миллиона евро, могут претендовать на быстрое оформление ВНЖ в Германии. При этом им не надо знать немецкий язык, иметь диплом о высшем образовании или регистрировать немецкую компанию. Подробнее об этом вы можете узнать по ссылке.

Мы можем предоставить подробную информацию о возможности переехать на ПМЖ в Германию. Для этого напишите нам письмо на электронный почтовый адрес [email protected]. Вас проконсультируют и предложат лучшие варианты.

Источник: https://internationalwealth.info/residence-permit-abroad/christmas-in-germany-advent-christmas-eve-celebration/

Религия в Германии

Религиозность немцев не поддается сомнению. В Германии многие причисляют себя к католическим общинам или протестантскому кругу верующих. Однако среди молодежи все больше тех, кто верит в Бога, но к церкви относится прохладно.

Но одна из популярных партий в Германии носит название Христианско-демократической, а первые строки Конституции, говорят об ответственности перед Богом. Германия становится либеральнее к тем, кто не идет в церковь и не включает себя в религиозную общину.

Однако на место традиционных для Германии религий, приходит ислам, а в жизни верующих происходит много событий, которые могут говорить о спаде интереса к религии и церкви.

Храмы в Германии

Храмы Германии во многом уникальны и заявляют об этом хотя бы тем, что не имеют аналогов во всем мире. И речь даже не о знаменитых достопримечательностях, как например, Кельнский собор. Уникальность в том, что храмы, созданные за многие столетия в разных уголках Германии, имеют особенности и неповторимый облик. А часть из них, утратив свое первичное значение превратились в замечательные культурные площадки.

К примеру, именно в Германии самая высокая храмовая колокольня в мире, которая расположена в Ульме. Она поднимается в небо на 162 метра, а подъем на смотровую площадку Ульмского собора состоит из 768 ступеней. Шпайерский собор – самая большая церковь в стиле романтизма во всем мире. Ее длина – 134 метра. И построен этот храм как символ мощи и силы власти кайзера.

Таких уникальных объектов, связанных с церковью и религией в Германии предостаточно. Но времена меняются и часть храмов стали из-за малого количества прихожан перепрофилировать в музеи, как это сделали в Штральзунде. Из здания бывшего монастыря сделали великолепный музей океанографии, пользующийся популярностью у туристов из разных уголков Германии.

Еще один пример – Мариенкирхе в Нойбранденбурге, которая стала концертным залом. Здесь проводят концерты симфонических оркестров и предлагают выступления коллективов, исполняющих классическую музыку.

45 миллионов верующих

В Германии, по последним статистическим данным, около 45 миллионов верующих. Их налоги дают возможность церквям содержать храмы и поддерживать необходимый жизненный уровень священства. Также на эти поступления содержатся церковные учреждения – школы и больницы. 9% всех облагаемых доходов верующего, перечисляют церкви. Причем различий между общинами не делают – православный ли это храм, католический или протестантский.

Немцы – традиционалисты и потому среди коренных жителей Германии больше всего католиков и протестантов. Их примерно поровну, из более чем половины всех верующих в стране.

Значительное количество граждан и тех, кто имеет временный вид на жительство, исповедуют ислам – около 5%. Не больше 2% – это православные.

35% граждан Германии вообще относятся нейтрально к религии и не считают себя приверженцем какой-либо конфессии.

Немецкая молодежь все чаще обращается к какому-то высшему разуму или сверхъестественному образу, который и является Богом. Только 5% немецкой молодежи ходит в церковь и является активным представителем религиозной общины. При этом не менее 70% жителей Германии считает себя верующими людьми, хотя и не обязательно приходящими на воскресную мессу.

Родина Реформации

Именно Германия стала центром реформирования религиозных течений Европы. Именно здесь зародились разные направления протестантской веры, которая выступила за изменения в подходах общения верующих и священства.

Саксонский монах Мартин Лютер стал знаменем Реформации, которая изменила не только религиозную, но и политическую и экономическую жизнь Европы. Изменила Реформация и Германию, которая превратилась в союзы и объединения свободных микрогосударств. Они отличались не только именем правителя, но и верой, общественным укладом и многими другими особенностями.

Собственно, такие сильные отличия в жизни каждой из земель идут именно с тех времен, когда крестьяне и граждане городов обязаны были принимать веру их господина и управителя. Чаще всего соседствующие графства и княжества были противоположны по выбору религии. И потому из-за разной веры и разных взглядов на жизнь, часто вспыхивали конфликты, которые иногда перерастали в полноценные боевые действия, причину которых потом уже редко кто и помнил.

Религия и школа

Несмотря на то что Германия светское государство, в Основном Законе ФРГ прописано несколько фраз о Боге. Правда, законодатели не уточнили о каком именно. То есть закон в Германии на стороне свободного выбора веры или предпочтения атеизма. Такой же свободой изучения основ веры, пользуются в школах. Несмотря на то, что немецкие школьники по традиции учат основы религии, они могут изучать и светские дисциплины, которые расскажут об общечеловеческих ценностях.

В некоторых землях этот предмет заменяют изучением антипода религии – философией. Иногда родители и администрации школ предлагают изучать основы этики.

Постепенно Германия становится страной, в которой уверенно сокращается численность верующих. К 2035 году по оценке ученых, количество людей, ассоциирующих себя с верой, станет на 10 миллионов меньше. К 2060 году – в половину меньше нынешней цифры.

Контр-религии

Контр-религии или религии-перевертыши есть и в Германии. Мода на псевдорелигии пришла из Америки. И прочно осела в части умов и сердец немцев. К примеру, многолетние попытки зарегистрировать «Церковь летающего макаронного монстра» пока не увенчались успехом.

Однако ее почитатели успели посудиться с государством и пытаются даже отстоять свое право вести официальную «религиозную» деятельность, в Европейском суде. Хотя по своей сути эта структура далека от привычного понимания религии, но ее почитатели так не считают.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему произошел раскол в церкви

Это верование-перевертыш, где делают все, что пародирует действия христиан, тем не менее достаточного популярно и насчитывает уже десятки тысяч поклонников.

Германия толерантно относится к разному исповедованию Бога. Но статистика и время не на стороне католиков, протестантов и других церквей. Рациональный мир, в котором есть много ответов с помощью научных данных, оставил мало места для веры. Но пока что, эффективного заменителя для души, никто не нашел. Да и Рождественские и Пасхальные праздники немцы продолжают считать частью национальной культуры.

Источник: https://aussiedlerbote.de/2019/11/religiya-v-germanii/

Церковь Фридрихштадта (Французский собор) — равноправие для французских гугенотов

Адрес: Германия, Берлин, площадь Жандарменмаркт
Начало строительства: 1701 год
Окончание строительства: 1705 год
Координаты: 52°30'51.8″N 13°23'32.3″E

: 

Краткое описание

Краткая история

Наши дни и отличия от «близнеца»

Церковь Фридрихштадта на карте

Краткое описание

Задумываясь о том, куда бы на этот раз отправиться в путешествие и, останавливая свое внимание на Германии, а именно на ее столице, практически каждый турист заранее, самостоятельно или с помощью туроператоров, продумывает свои будущие экскурсии.

Вид на южный фасад собора

Безусловно, впервые оказавшись в Берлине, каждый любознательный путешественник мечтает увидеть воочию все те достопримечательности и памятники архитектуры, которые так красочно описаны в многочисленных путеводителях и проспектах.

Невозможно однозначно сказать, что именно следует посетить, а куда идти не стоит, ведь предпочтения и интересы у всех людей разные, однако если пути-дороги привели путешественника на площадь Жандарменмаркт, то пройти мимо Французского собора ему попросту не удастся.

Это по-настоящему удивительное и завораживающее место, ежегодно и ежедневно притягивающее к себе внимание гостей города, приехавших познакомиться с историческим центром Берлина. Кстати, у этого собора есть самое что ни на есть настоящее «зеркальное отражение» – Немецкий собор.

Они идентичны практически до мельчайших деталей. Такое расположение двух одинаковых (только на первый взгляд) соборов, зачастую вводит многочисленных туристов в шок, им кажется, что у них просто двоится в глазах. На это, к слову, и рассчитывали архитекторы, строившие соборы-близнецы.

«Близнецами» они являются лишь внешне, история и предназначения у них, все же, разные.

Площадь Жандарменмаркт известна во всем мире именно благодаря своим храмам-близнецам, которые, как уже говорилось выше, расположены друг напротив друга. Каждый из них заслуживает отдельного внимания, в данном материале речь пойдет об одном из них, а именно о Французском соборе.

Вид собора с Марктрафенштрассе

Французский собор в Берлине — краткая история

Впервые о создании огромной площади в центре Берлина задумался Фридрих I, правивший в 17-м веке, который и отдал приказ своим архитекторам разработать план-проект новой площади. Разбита прекрасная площадь была уже в 1689-м году.

Ее проект представил и воплотил в жизнь талантливый и известный в те далекие времена архитектор Иоганн Арнольд Неринг.

Из сохранившихся документов историки сделали определенный вывод: площадь получила свое название, которое и дошло до нашего времени, благодаря прусским жандармам, входившим в элитный кавалерийский полк.

Стоит отметить, что в районе площади проживало довольно большое число французов. Фридрих I был справедливым королем Пруссии, и во время одной из торжественных церемоний предоставил французским гугенотам все гражданские права, которыми обладали и коренные жители страны. В число этих прав входила свобода выбора религии. Для французов на площади Жандарменмаркт и был возведен величественный собор, который, к слову, правильно называется Церковь Фридрихштадта.

Французский собор в Берлине – это просторечное название храма, возведенного специально для реформированной французской церкви. Однако не были забыты и «родные» лютеране, для которых был возведен в одно и то же время практически идентичный «Немецкий собор». Наверное, таким образом король решил доказать, что равные права коренных немцев и французов – не просто громкие слова.

В 1701 году на площади красовались соборы-близнецы, правда, оба храма на тот период времени еще не имели величественных куполов.

Вид собора от Берлинского драматического театра

Площадь и два «зеркальных собора» в том виде, в котором их может видеть в наши дни гость столицы Германии, появились уже при короле Фридрихе Втором. В 1785 году на Немецком и Французском соборе появились башни. Башни, как и сами храмы, были одинаковы — почти одинаковы Французский собор в Берлине венчает фигура Торжествующей религии, а вот купол башни Немецкого собора — фигура Торжествующей добродетели.

Французский собор в Берлине — наши дни и отличия от «близнеца»

Как уже говорилось выше, Французский собор практически идентичен Немецкому. Их построили «одинаковыми» не только для того, чтобы уравнять права немцев и французов. Кстати, гугенотов из Франции в Берлине насчитывалось менее 2% от общего населения.

Архитектор, выстраивая два одинаковых храма, желал придать площади под названием Жандарменмаркт симметричность. Такую же симметричность, как и на итальянской площади Пьяцца дель Пополо. Справедливости ради стоит отметить, проектировщику это удалось.

Во время бомбежек и артиллерийского обстрела Берлина во время Второй Мировой войны знаменитый Французский собор был практически полностью уничтожен. Естественно, в те страшные времена нелегко пришлось многим символам столицы Германии: пострадали и Рейхстаг, и Бранденбургские ворота. Восстанавливать Французский собор, который находился на «восточной стороне» Берлина, решили лишь в 1977 году. Реконструкция длилась ровно 11 лет.

Вид на собор с юго-востока

«В чем же отличие Французского собора от Немецкого, ведь, как известно из истории, уже в 1817 году все кальвинисты, лютеране и реформистские конгрегации были объединены в единую Евангелическую церковь? », — может задать вопрос неосведомленный турист. Дело все в том, что кроме отличия фигур на куполах, два собора выполняют разные функции.

Во Французском соборе и по сей день проходят Евангелические службы. Есть и еще одно отличие, которое незаметно простому обывателю на первый взгляд: Французский собор и его башня, построенная Карлом фон Гонтардом, это два разных архитектурных сооружения, у них даже владельцы разные.

Правда, многие верующие являются противниками того, чтобы Французский собор на Жандарменмарк вообще назывался собором. Они, к слову, абсолютно правы, Церковь Фридрихштадта не имеет епископского престола, а значит, не имеет права называться собором.

Однако этот факт нисколько не смущает ни гидов, ни туристические агентства, которые описывают здание, с башни которого открывается чудесный вид на величественный Берлин, как Французский собор.

Приехав в Берлин и посетив площадь Жандарменмарк, следует обязательно посетить два собора сразу: внешне они почти одинаковы, а вот внутреннее убранство, впрочем, как и их предназначения, сильно разнятся.

Естественно, не стоит экономить и на билете, дающим право подняться на башню Французского собора. Вид Берлина с ее высоты – поистине незабываемое зрелище. Билет обойдется в символическую сумму — 2,5 евро.

Кроме этого во Французском соборе находится интереснейший музей, в котором собраны экспонаты, принадлежавшие в далекие времена французским гугенотам.

Вид на купол собора

На площади, построенной еще во времена правления короля Пруссии Фридриха Первого, находится огромнейшее количество уютных ресторанов и магазинов, в которых можно смело заняться шоппингом – цены в них, несмотря на огромное количество посетителей, умеренные.

достопримечательности

← Германия Берлин Европа →

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць Милан Рим Флоренция
Амальфи Ассизи Альберобелло Барселона
Жирона Венеция Мюнхен Париж
Афины Лондон Торунь Ватикан
Таллин Обидуш Прага Будапешт

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/447-tcerkov-fridrikhshtadta

Христиане, пользующиеся григорианским календарем, отмечают Пасху

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Христианские конфессии, которые используют григорианский календарь (новый стиль), в 2020 году отмечают Пасху 12 апреля. В России среди них — Римско-католическая церковь, Евангелическо-лютеранская церковь России (ЕЛЦР), Армянская апостольская церковь и часть евангельских христиан.

В связи с пандемией пасхальные богослужения пройдут в особых условиях: в частности, во многих храмах они состоятся без участия прихожан и будут транслироваться в интернете. Духовенство призывает верующих с пониманием, терпением и надеждой ждать окончания охвативших мир испытаний, проявляя заботу о ближних и сохраняя веру.

Онлайн-богослужения в столице

В католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии в Москве пасхальные мессы пройдут на латинском, русском, польском, испанском и английском языках. Все они пройдут без прихожан и будут транслироваться онлайн. Ранее канцлер курии архиепархии священник Игорь Ковалевский рассказал ТАСС, что католическим приходам настоятельно рекомендуется придерживаться предписаний местных властей.

Архиепископ ЕЛЦР Дитрих Брауэр, поздравив верующих с праздником, напомнил им, что «Господь победил безнадежность зла и смерти».

«Это время ограничений и испытаний даровано нам  чтобы мы по-настоящему соскучились друг по другу, по церкви, по богослужению, по совместной молитве и святой Трапезе у алтаря Господня. Эпидемия пройдет, вновь явив нам нашу слабость и беззащитность перед разного рода напастями.

Церковь же продолжает и далее свой путь сколь шторма и бури, неся всем людям драгоценный груз Божьего Слова», — приводит его слова сайт кафедрального собора апостолов Петра и Павла в Москве.

Канцлер ЕЛЦР пастор Виктор Вебер ранее сообщил ТАСС, что в лютеранских храмах на Пасху присутствовать будут только священнослужители и ответственные за онлайн-трансляцию, а прихожанам рекомендовано оставаться дома.

Начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры Евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский сообщил ТАСС, что российские евангельские христиане в большинстве будут справлять Пасху по юлианскому календарю вместе с Русской православной церковью (РПЦ), но на западе страны некоторые общины, возможно, отметят праздник по григорианскому летоисчислению.

«Мы празднуем Пасху в семьях, это будет семейная Пасха в этом году. Но я обратился с посланием к нашим прихожанам, пастырям, епископам, что после того, как закончится режим самоизоляции, мы будем праздновать Пасху торжественно, как только будет первое воскресенье после окончания режима самоизоляции  После того, как мы отпразднуем по домам, будет торжественная, очень праздничная Пасха — если это будет в мае, значит, в мае, если в июне, значит, в июне», — рассказал ТАСС епископ.

Ранее Ряховский призвал пасторов организовать онлайн-трансляции богослужений, а верующих — не пренебрегать врачебными предписаниями и профилактическими мерами. В преддверии Пасхи он рассказал ТАСС, что, «учитывая режим самоизоляции, мы будем праздновать в режиме онлайн в церкви, то есть все службы будут транслироваться».

Протестанты: молитвенник по рассылке и служба без причастия

Лютеране в разных городах и регионах России будут отмечать Пасху дома, церкви в большинстве случаев организуют для прихожан интернет-показы богослужений.

В Санкт-Петербурге трансляции в прямом эфире будут вести из Петрикирхе — лютеранской церкви, расположенной на Невском проспекте.

«У нас есть онлайн-трансляции всех пасхальных богослужений — пасхальной ночи и еще утром в пасхальное воскресенье 12 апреля», — рассказал ТАСС председатель Немецкой евангелическо-лютеранской общины св. Анны и св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Михаэль Шварцкопф.

Уже несколько недель в общине перевели все занятия и совместные молитвы в онлайн-режим, и службы транслируются из церкви каждый день. «Я лично молюсь каждый день в 16:00 мск у главного алтаря Петрикирхе», — добавил пастор.

Предстоящее празднование Пасхи в Петрикирхе будет отличать и то, что в этом году не будет проводиться святое причастие. «Я сам не хочу причащаться без прихожан, это не по-лютерански. Как вы знаете, по вероучению Лютера, мы все священники: пастор и все прихожане тоже. Если они не могут причащаться, то и пастор тоже не причащается — так я решил», — сказал Шварцкопф.

В Ульяновске пасхальное богослужение планируется записать и выложить на и в социальной сети «ВКонтакте», рассказал агентству пастор Евангелическо-лютеранской общины св. Марии Владимир Проворов. Так, утреннее богослужение 9 апреля, в Чистый четверг, появилось в онлайн-доступе уже днем.

На фоне запрета на массовые мероприятия перешли на онлайн-формат общения с прихожанами и в Калининграде. «Приняли решение в онлайне несколькими группами выйти на связь пообщаться.

В центральном кафедральном соборе [святых Петра и Павла] в Москве архиепископ проводит богослужения, и мы рассылаем записи трансляций», — рассказал ТАСС председатель Евангелическо-лютеранской общины Калининграда Сергей Кивенко.

Пожилым прихожанам в общине регулярно звонят по телефону, чтобы поддержать их, а тем, у кого есть электронная почта, рассылают ежедневный молитвенник, добавил он.

Католики: без звуков органа и освящения огня

Дистанционно следить за мессами будут и католики. В Новосибирске онлайн-трансляцию в соцсетях будут вести из Кафедрального собора Преображения Господня, который из-за распространения коронавируса закрыт для прихожан с 26 марта.

«Мы ведем разъяснительные беседы с прихожанами, чтобы они подключались к трансляции, некоторым помогаем освоиться, но месса — это все-таки не главное, ее можно заменить домашней молитвой», — рассказал ТАСС настоятель собора Денис Марчишин.

Из-за того, что прихожане не смогут присутствовать на службе, в этом году не будут проводить традиционный обряд освящения пасхального огня на улице перед храмом, с которого обычно начинается литургия.

Без участия прихожан будут служить пасхальную мессу в приходе Тайной Вечери в Ростове-на-Дону, а также в Базилике святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, которая является одним из старейших католических храмов России. «Онлайн-трансляции ведутся каждый день из базилики и из нескольких приходов: раз в день служба передается в онлайн», — рассказал ТАСС представитель прихода. В этом году отличием пасхальной службы будет и то, что не будет звучат большой орган, добавил он.

https://www.youtube.com/watch?v=THzoAaPE40E

Но не все храмы смогут транслировать богослужения в праздник. «У нас возможности транслировать нет, есть трансляция из кафедрального собора, и люди будут следить за ней. Люди могут выбрать, откуда трансляцию они будут смотреть — из Москвы, Петербурга, Ватикана», — сообщил ТАСС настоятель католического прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии во Владимире Сергей Зуев. Аналогичная ситуация — в приходе Святого Климента Римско-католической церкви в Севастополе.

«Обычно на Пасху прихожане собирались, накрывали столы, была праздничная трапеза и освящение пасхальной пищи. В этом году такого не будет, но архиепископ благословил, что дома каждый может у себя окропить святой водой пасхальные яства. Святая вода есть у наших прихожан: они приходили за ней недавно, на праздник Богоявления, и каждый христианин традиционно хранит ее у себя в течение года для разных целей», — рассказал ТАСС викарий севастопольского прихода отец Александр.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится притвор в храме

Армянская апостольская церковь: минимум прихожан

В 2020 году Пасху отмечают 12 апреля не только католики и протестанты. Армянская апостольская церковь, пользующаяся собственным календарем, летоисчисление в котором ведется с 552 года н. э. по григорианскому, также встречает праздник в этот день.

В ней продолжают проводить богослужения с минимальным количеством верующих. «Мы стараемся, чтобы не было скопления людей, но двери церкви будут открыты. Верующие смогут подойти, свою молитву совершить и спокойно уйти.

Уже дважды в этих условиях проводили онлайн-трансляции с наших богослужений, получили хорошие отзывы от наших прихожан», — рассказал ТАСС отец Тер-Тадеос, настоятель храма Сурб Амбарцум в селе Чалтырь Ростовской области, добавив, что вопрос о том, как будет проходить освящение даров на Пасху (12 апреля), пока еще окончательно не решен.

История Пасхи

Пасха — самый древний и важный праздник церковного литургического года, посвященный посвященный воскресению Иисуса Христа. Его название восходит к еврейскому «Песах» (праздник в иудаизме, посвященный библейской истории об освобождении евреев от египетского рабства).

Пасха начинается в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием.

С XVI века, когда западное христианство перешло на григорианский календарь, использующие его церкви обычно встречают Пасху раньше православных, рассчитывающих ее дату по юлианскому календарю.

Однако раз в несколько лет православная Пасха и Пасха по григорианскому календарю могут совпасть. В 2020 году православные отмечают свой главный праздник спустя неделю после западных христиан — 19 апреля.

Пасхальные традиции католиков

В католицизме празднование Пасхи начинается в субботу предшествующей Пасхе Страстной недели. Вечером этого дня все католические церкви проводят богослужения — Навечерие Пасхи; в Москве его провел в кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии ординарий Архиепархии Божией Матери с центром в Москве архиепископ Павел (Паоло) Пецци. Перед храмами разводят костры, от которых зажигают пасхал (большую свечу), символизирующий воскресение Христа.

Утро пасхального воскресенья начинается с благословения огня и воды. Святой водой окропляют пасхальные яства, а святой огонь разносят по домам и зажигают специальные пасхальные свечи, которые очищают дом. Следующая за праздником Пасхальная неделя или Светлая седмица считаются такими же праздничными, как воскресенье, и в католицизме эти восемь дней называют Октавой Пасхи, от латинского «octo» — восемь).

Как и у православных, у католиков главными блюдами являются освященные крашеные яйца и куличи, также много мясных блюд, особенно из зайца или кролика. В виде кроликов делают игрушки и сладости, открытки и сувениры, фигурками кроликов украшают дома.

Особенности в разных странах

Традиции празднования католической Пасхи в разных странах имеют много общего, но каждый народ имеет и свои обычаи. В Польше на Пасху выпекают особые пасхальные «бабки» из дрожжевого теста, которые символизируют весну и плодородие, и украшают фигурками пасхального барашка, которого вырезают из масла или сахара. Чехи пекут сладкие круглые булки с миндалем и изюмом — «мазанцы», а словаки подают на стол «паску», напоминающую традиционную православную пасху из творога.

В Италии распространена традиция выпекать особый пасхальный кекс в форме птицы — «пасхальную голубку». В Великобритании принято запекать барашка с овощами. В Германии разноцветными яйцами украшают мосты и фонтаны, что символизирует «пасхальные ручьи» — обновление и радость весны. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, наряженные наподобие рождественской елки.

В США единой традиции празднования Пасхи нет, однако там также красят яйца и пекут пасхальный хлеб, а в понедельник после праздника на лужайке перед Белым домом устраивают катание пасхальных яиц.

В большинстве европейских стран Страстная и Пасхальная недели являются школьными каникулами. Многие страны отмечают Пасху и понедельник за ней как государственные праздники. В ряде стран, например в Австралии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских государств, выходным также является Страстная пятница.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/8222309

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности.

Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика.

Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог.

На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище.

Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

24-09-2008, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/zhizn/religija.html

Дом с историей: лютеранская кирха во Владикавказе

В конце 2016 года завершилась реконструкция старинного здания бывшей лютеранской кирхи в историческом центре Владикавказа. Памятник архитектуры официально именуется сегодня филиалом Мариинского театра — Северо-Осетинской государственной академической филармонией, но стены этого сооружения за свою более чем вековую историю успели повидать немало.

История лютеранской кирхи началась, пожалуй, в ноябре 1861 года, когда немецкая община Владикавказа подала официальное прошение о разрешении сбора пожертвований на строительство молитвенного дома. Вердикт властей был оптимистичный: «Выдать шнурованную книгу для записи пожертвований».

Спустя три года начальнику Терской области подали другое прошение — о выделении земли под строительство «церкви красивой архитектуры».

Участок выделили. Сначала, в 1866-м, там появился одноэтажный дом для молитв. А 27 марта 1911 года «Терские ведомости» сообщили об освящении вновь отстроенной евангелическо-лютеранской церкви. В народе здание, выполненное в готическом стиле, прозвали немецкой кирхой. Так одно из самых красивых и эффектных зданий Владикавказа на улице Миллера, 24 и называют до сих пор.

Готическое здание на Кавказе

Откуда взялись немцы во Владикавказе?

— Исторически это были служащие, офицеры русской армии, которые обосновались здесь, когда была основана крепость Владикавказ, — рассказывает председатель североосетинского немецкого национально-культурного общества Роберт Айзверт.

— Затем появились аптекари, учителя, всевозможные рабочие, служащие, фармацевты. Земля тут была дешевле. Первая колония основана в селении Михайловское в 1863 году. Во Владикавказе перед Первой мировой войной насчитывалось около 560 немцев, подданных Российской империи.

Большей частью это были лютеране. Вот их усилиями и средствами была построена кирха.

Официального архитектора у возведенного здания не было. Подобные типовые кирхи строились в те годы по всей России — но для Кавказа это была редкость.

— Здание очень интересное, из добротного кирпича: во Владикавказе было несколько кирпичных заводов в районе поселка Южный. Это была небольшая кирха — одноэтажный домик. При ней — приходское лютеранское училище. С постройкой большой кирхи ничего не изменилось — к ней тоже примыкало лютеранское училище.

В кирхе успели послужить только два пастыря, один до революции, другой — после, рассказывает Айзверт. В готическое здание со шпилем высотой около 25 метров приходили не только для молитв, здесь выписывались свидетельства о рождении и регистрировались браки.

— У одного из членов нашего общества, Светланы Федосеевой, сохранилось свидетельство о браке ее бабушки, где стоит подпись пастора Эдуарда Аксима. Кстати, у этого пастора интересная судьба. После окончания обучения он некоторое время служил в Канаде, потом вернулся на Кавказ, служил в Кутаиси, затем был переведен во Владикавказ. Он первый пастор нашей кирхи.

Над порталом рядом с колокольней сегодня можно прочитать надпись на немецком: «Да пребудет с нами благодать Божья». Заштукатуренное в 1930-е годы изречение открыли только во время недавней реставрации.

Внутри здания — теперь уже храма музыки — на стене, рядом с макетом кирхи, висит крест — заржавевший, из простого металла. Строители обнаружили его между стеной и одной из деревянных балок. По всей вероятности, кто-то спрятал там крест все в те же 30-е годы.

— В будущем мы хотим обратиться к властям, к руководству филармонии — попросить дать возможность проводить нашей маленькой лютеранской общине одно-два богослужения в год, когда к нам приезжают пасторы из Германии, — делится надеждами глава немецкой общины.

В 1990-е годы община даже поднимала вопрос о возвращении зданию прежнего — религиозного — статуса. В ответ ей было предложено построить равнозначное здание филармонии — осуществить это было невозможно. Только на то чтобы привести кирху в порядок, понадобилось бы 1,5 — 2 миллиона немецких марок — это оценка немецких пасторов, приезжавших в город, рассказывает Айзверт.

— Да и содержать такое здание, оплачивать налоги общине не по силам. Мы счастливы, что здание, когда-то принадлежавшее немецкой лютеранской общине, сегодня один из архитектурных украшений города и филиал одного из самых известных театров страны — Мариинского, — резюмирует он.

Музыка: новая жизнь церкви

Церковь закрыли в 1930-е. Здание отдали клубу Союза строителей, тут собирались приятно проводить время и смотреть фильмы — к зданию даже пристроили будку киномеханика. Это был не последний архитектурный «новодел».

В 1940 помещение с прекрасной акустикой перешло к североосетинскому симфоническому оркестру, на его базе открыли филармонию. Понадобились дополнительное место для сцены, подсобные и административные помещения.

Оригинальный шпиль разобрали — на его месте появилась новая конструкция.

Здесь играли звезды классической музыки, в том числе Святослав Рихтер, — для здания началась новая эпоха. И в каком-то смысле — для осетинских музыкантов. Во многом именно благодаря работе филармонии случился феномен осетинских дирижеров, первый среди которых — Валерий Гергиев.

— А Туган Сохиев (главный дирижер Большого театра. — Ред.), можно сказать, жил в моём кабинете, где ему было удобно заниматься, так как домашние условия этого не позволяли.

Два главных театра нашей страны и два главных дирижера — выходцы из Осетии, из этого самого здания, — говорит композитор, директор и художественный руководитель Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаз Макоев.

—  Десятки выдающихся музыкантов, которые играют сегодня в разных оркестрах мира, России, осетинские композиторы, исполнявшиеся в стенах филармонии

Ацамаз Макоев

Макоев говорит, что в 1996 году перед ним встала задача сохранить филармонию: в те годы все лучшие музыканты, концертмейстеры разъехались по миру, надо было сберечь симфонический оркестр. Но нелегкие времена настали и для самого здания: оно крайне обветшало. Капитальный ремонт в бывшей кирхе пытались затеять дважды — но работы оказывались слишком сложными и дорогостоящими. Филармонии помог маэстро Валерий Гергиев.

После масштабной реставрации здание открылось горожанам таким, как когда-то было построено: его освободили от пристроек. Сохранили старинные витражные окна, а еще отделали внутреннюю часть специально подобранными породами дерева — для акустики.

— Изменилось ли для нас что-то после реставрации? Акустика. Зал подготовили под звучание органа. Пробили в верхней несущей стене три окна. Сейчас акустика тоже превосходна, но она специально подготовлена под установку органа, — рассказывает Ацамаз Макоев.

Пока заказанный во Франции орган еще не прибыл в обновленный зал. Но музыка звучит постоянно: теперь бывшая церковь стала филиалом знаменитого Мариинского театра.

При здании осталась и его легенда — о золотом кирпиче. В городе рассказывают, что, когда больше сотни лет назад, здесь закладывали кирху, строители спрятали где-то слиток золота. Его искали чуть ли не весь XX век, но пока не нашли.

— Конечно, саму кирху никто не трогал, — объясняет Макоев. — Нельзя, памятник архитектуры. Вполне возможно, золотой кирпич в ее стенах и находится. Заложенный на счастье.

Кира Тогузова

Источник: https://etokavkaz.ru/gorod/dom-s-istoriei-lyuteranskaya-kirkha-vo-vladikavkaze

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Откуда к нам пришло имя Олеся

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]