Как зарождалась русская православная церковь
Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.
Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.
Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.
Васнецов — крещение князя Владимира
История Русской Православной Церкви
В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.
История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.
Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.
Объединение княжеств
Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.
В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.
В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.
Великие сподвижники
Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.
Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.
Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.
В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.
Автокефалия. Патриархи РПЦ
Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.
Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.
И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.
• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.
• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.
Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.
Раскол РПЦ
Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.
Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».
Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.
Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г.
лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.
Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».
РПЦ и Святейший Правительствующий Синод
Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.
В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.
Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества — опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.
Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.
25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.
Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.
Обер-прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».
Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.
Восстановление патриаршества
В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.
С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).
В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.
Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.
Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.
При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.
Московский патриархат
Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.
Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.
Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.
Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.
В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.
В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.
Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.
Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.
Патриарх Кирилл о Церкви
Источник: https://moiarussia.ru/kak-zarozhdalas-russkaya-pravoslavnaya-tserkov/
Как появилась церковь Христова, для чего нужна христианская церковь
Этот урок рассказывает как появилась церковь Христова, кто в ней глава, для чего нужна христианская церковь в наше время. В чем смысл причастия.
Как появилась Христианская Церковь
и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матфея 16:18)
Иисус пророчествовал о начале Церкви.
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деяния 2:38-47)
Церковь Христова появилась в День Пятидесятницы с проповеди Петра и крещения 3000 учеников в Иерусалиме.
Тело Христа
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. (Колоссянам 1:15—18)
Церковь — Тело Христа. Жизнь в Церкви — неотъемлемая часть христианства.
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Римлянам 6:3-4)
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. (1-е Коринфянам 12:12-13)
- Только истинные ученики Христа становятся частью Церкви.
- Это происходит при крещении.
Предназначение Церкви
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. (Ефесянам 2:13-22)
Христианская Церковь объединяет всех учеников в один народ (семью).
Тело же не из одного члена, но из многих.
Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. (1-е Коринфянам 12:14—27)
- Ученики Иисуса нуждаются друг в друге.
- В Теле нет «ненужных» частей. Для каждого Ученика Бог приготовил служение в соответствии с его дарами. Наша задача — понять и найти свое место и служение в Церкви Христовой.
будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. (Евреям 10:23—25)
Христианская Церковь помогает ученикам завершить спасение.
- Не пропускай встреч в церкви.
- Взаимоотношения помогают нам держаться принятых решений (ст.23).
- Забота друг о друге, побуждение друг друга к любви и добрым деяниям и поддержка, которые помогут нам остаться верными — вот еще одна цель взаимоотношений в церкви.
- Необходимо участие каждого на всех встречах в Церкви: воскресные службы, собрания среди недели, беседы по Библии и т.д. (Евреям 3:12-14)
Причастие
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1-е Коринфянам 11:23-26)
- Участвуя в Причащении, мы подтверждаем, свою духовную причастность к Христу (единство с Ним) и Его Церкви.
- Начни участвовать в каждом причащении Церкви. (Иоанна 6:56-57)
- Готов ли ты быть на каждом собрании?
- Готов ли ты активно участвовать в жизни церкви?
Источник: https://spbcoc.ru/foundation/church/
Догматы Церкви о Божией Матери
Имя Божией Матери близко уму и сердцу каждого православного человека. Церковь называет ее Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной. Почему же Пресвятой Богородице воздается такое почитание?
О христианских догматах
Испытай свою веру, проверь ее; критерий – единственный: Символ веры. Прп. Иустин Попович
По свидетельству Священного Писания, правая вера является необходимым условием спасения человека. Истинный путь веры, тщательно оберегаемый в истории Церкви, называется прямым, правым – православным. Наряду с правым путем веры всегда бывали инакомыслящие, мир больших или меньших заблуждений среди христиан.
Чтобы сохранить правый путь веры, Церковь выработала строгие формы для выражения истин веры, возвела крепость истины для отражения чуждых Церкви влияний. Так появились христианские догматы – откровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые неизменные правила спасительной веры.
Догматы основываются не на рассудочных соображениях отдельных лиц, хотя бы это были Отцы и учители Церкви, а на учении Священного Писания и Священного Предания. Большую роль в определении Православных истин веры сыграли семь Вселенских Соборов.
Среди их догматических определений основным и первостепенным является Символ веры – в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане, совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение.
Постановлениями Вселенских Соборов запрещается изменять что-либо в Символе веры не только в мыслях, но и словах. Любое уклонение от Символа веры свидетельствует о нарушении чистоты вероучения, отступлении от веры.
Церковь признает, что в христианских догматах однажды и навсегда дана вся потребная человеку в его земном бытии истина. Догматы не могут изменяться и дополняться, могут только, по обстоятельствам времени, объясняться, оставаясь неизменными по существу. Православная Церковь не принимает католической теории развития догматов. По словам св. папы Сикста, «нет нужды в новом, потому что ничего нельзя прибавить к старому».
Суемудрия человеческого ума, ставящего себя выше соборного разума Церкви, вносимые в богооткровенное учение о спасении, порождают ереси. Последование учению ереси называется зловерием.
В неприкосновенной целостности хранится откровенное учение Божие единственно в Православной Церкви.
Учение Церкви о Божией Матери
Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она – Приснодева, то есть до рождения Ею Богочеловека – Дева, в рождении Его – Дева, по рождении Его – Дева. Имя Мария дано Ей по велению Божию, и значит Госпожа. Свт. Игнатий Брянчининов
Основу учения Православной Церкви о Божией Матери составляют два догмата: обименовании Ее Богородицей и о Ее приснодевстве. Оба догмата теснейшим образом связаны с догматом о воплощении и вочеловечении Бога Слова.
I. Догмат об именовании Пресвятой Девы Марии Богородицей
Пресвятая Дева Мария, истинная Матерь Иисуса Христа, есть в собственном и истинном смысле Богородица. Ибо, объясняет св. Иоанн Дамаскин, родившийся от Нее есть истинный Бог; посему и родившая истинного Бога, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица.
Поэтому и Св. Писание учит нас исповедовать Ее Богородицей, и Церковь всегда именовала и исповедовала Ее Богородицей:
1. Еще пророк предсказал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7.14; Мф. 1.23);
2. Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, который наречется Сыном Божиим (Лк. 1,31, 35);
3. Прав. Елисавета, по внушению Св. Духа, назвала Ее Матерью Господа: «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1, 43);
4. Ап. Павел пишет: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены» (Гал. 4,4);и в другом месте: «Бог явися во плоти»(1Тим. 3,16);
5. Вслед за апостолом исповедуют эту истину мужи апостольские и последующие учители Церкви. Свв. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др. прямо называют Пресвятую Деву Богородицей.
В 5 в. торжественно исповедует вся Церковь Пресвятую Деву Марию Богородицей на Третьем Вселенском Соборе по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив слова свт. Кирилла Александрийского: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева – Богородица,ибо она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию, – тот да будет анафема».
II. Догмат о приснодевстве Божией Матери
Хотя Христос произошел от нас по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а сверхъестественным образом: Он воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы» (Символ веры),так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и по рождестве Его пребыла Девою и есть Приснодева.
Свидетельства этой истины мы находим:
1.В Св. Писании: Пророчество «Дева во чреве примет» (Ис. 7, 14; Мф 1, 23).
Благовестие Архангела Пресвятой Деве о зачатии и рождении Сына Божия сверхъестественным образом: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк1,380.
Повествование о действительном зачатиии рождении Спасителя: «прежде даже снитися им, обретеся имущее во чреве от Духа Свята не убойся приятии Мариам жены твоея: рождшеегося в Ней от Духа ест ьСвята и прият жену свою, и не знаше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца» (Мф 1, 18,20, 24,25).
2. В единогласном учении Отцов и учителей Церкви.
В доказательство возможности такого чудесного способа рождения они указывали на всемогущество Божие и на некоторые другие подобного рода чудеса, например, на купину, которая горела и не сгорала.
А излагая мысли о благоприличии этого образа рождения, говорили: «прилично было Тому, Кто вступил в жизнь человеческую для приведения всех к непорочности, родиться от послужившей Его рождению Непорочной» (Свт. Григорий Нисский).
Верование всей Церкви в приснодевство Божией Матери засвидетельствовано на вселенских Соборах.
Св. Предание подтверждает, что Пренепорочная Богородительница сохранила обет девства до конца. С апостольских времен Церковь исповедует Ее Девою. Имя Дева соделалось как бы собственным именем Марии.
Верование Церкви в приснодевство Богоматери обнаружилось преимущественнопо случаю появления еретиков, дерзнувших учить, будто Пресвятая Богородица порождении от Нее Спасителя имела и других детей. Такое учение, как только оно возникало, называлось Церковью безумием, святотатством, богохульством, ересью и не раз осуждалось на Поместных Соборах.
III. О почитании и призывании Божией Матери
Почитание и призывание Божией Матери основано на ее совершенно особом, исключительном служении Богу и спасению рода человеческого и на ее нынешнем прославленном состоянии на небе.
В православном сознании спасительный и искупительный подвиг Господа Иисуса Христа не отделим от Пресвятой Богородицы. По мысли свт. Иоанна Златоустого, «среди людей не может найтись никого, подобного Богородице Марии. Она – Матерь спасения, ибо родила Спасителя». Без Нее нет Богочеловека, нет Спасителя, нет Церкви, нет спасения.
Как Матерь Божия и участница домостроительства спасения человечества Богом, а также по той причине, что Она была самой внимательной слушательницей и исполнительницей Его учения, Пресвятая Дева соделалась выше всех Ангелов и святых. В третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне царствует на небесах. Ей воздается особое почитание и прославление.
Пророчество о почитании Пресвятой Богородицы изречено, по внушению Св. Духа, Ей Самой: «се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк 1, 48), и являет собой соизволение Божие на обязанность христиан почитать Божию Матерь.
Первое в истории величание Ее совершается в евангельском эпизоде женщиной, воскликнувшей Господу: «Блаженно чрево, носившее Тя» (Лк. 11, 27). Первый пример молитвенного призывания показали свв.
апостолы, которые на третий день по успении Пресвятой Богородицы, увидев Ее на небесах, воззвали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».
Вселенская Церковь при каждом богослужении постоянно и ревностно ублажает Пресвятую Деву Богородицу. На это указывают все молитвы к ней и все стихиры о ней.
На вопрос, почему мы должны прибегать кпредстательству Божией Матери, когда можно молиться непосредственно Самому Богу, ответим молитвой, выражающей верование всей Православной Церкви: «Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты, иже от Тебе рождшагося моли, Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки».
В небесной иерархии Пресвятой Богородице принадлежат высокое право и сила, кроме ходатайств перед Богом, Самой от Себя много благотворить людям, более, чем другие святые и Ангелы. К ним мы обращаемся с просьбой: «Молите Бога о нас», а к Матери Божией взываем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».
Как должно почитать Божию Матерь ипоклоняться Ей? Конечно, не так, как Богу. Кто чествование Божией Матери прострет до излишества, до степени того почитания и поклонения, какими мы обязаны Богу, тот составит не честь, а оскорбление Пресвятой Деве, т.к.
на земле Она именовала Себя рабой Господа и на небесах не оставляет своего смирения, и там Она – Матерь, но вместе – и раба Господня. Но между Ангелами и святыми Божиими человеками мы должны Ей первой по Бозе приносить свои молитвы.
И воздавать поклонение большее, чем Ангелам и святым.
О современных отступлениях от учения Церкви о Божией Матери
Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру иподобающее место. Свт. Игнатий Брянчанинов
Отступлением от православного вероучения являются два учения Запада, в которых католики приписывают Божией Матери зачатие вне первородного греха, а протестанты не признают Пресвятую Деву Приснодевой.
Догмат о непорочном зачатии провозглашен буллой папы Пия IX в 19 в. Согласно этому догмату, Пресвятая Дева, хотя и родилась от Иоакима и Анны естественным образом, однако зачатие Ее, по особому избытку благодати, не было причастно первородному греху.
Признав Божию Матерь чуждой первородного греха, католики признали Ее чуждой и всякого греха, вполне безгрешной, следовательно, не нуждающейся ни в спасении, ни в Спасителе. По словам свт. Игнатия, «заграждает уста слепотствующих умом еретиков и фанатиков Сама благодатная Приснодева Богоматерь, исповедуя рожденного Ею Бога Спасителем Своим».
Исповедание это заключено в Ее словах: «величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1,46,47).
Католики, приписывая Божией Матери безгрешие, выказывают этим недоверие к всемогуществу Божию и к подвигам благочестия Самой Богоматери. Православная же Церковь прославляет всемогущество и величие Бога, соделавшего зачатую и рожденную во грехе несравненно высшей Херувимов и славнейшей Серафимов, никогда не познавших греха, постоянных в святости.
В противоположность догмату католиков, протестанты утверждают, что святейший сосуд и храм Божий, Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека нарушила девство и имела других детей. Церковь не видит оснований к такому утверждению в тех местах Св.
Писания, на которые протестанты ссылаются и которые произвольно толкуют. Св. Отцы Православной Церкви видят в приводимых ими словах смысл совершенно противоположный. Справедливо замечает св.
Иоанн Дамаскин, что одна мысль о растлении девства Приснодевой может принадлежать лишь не здраво мыслящему уму.
Для более глубокого знакомства с учением Церкви о Божией Матери можно обратиться к сочинению свт. Игнатия Брянчанинова, которое так и называется: «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери».
библиотекарь Свято-Троицкого собора Людмила Кузнецова
Источник: http://trsobor.ru/dogmaty-tserkvi-o-bozhiej-materi/
Общение верующих и церковь | Христианская миссия «Новая жизнь»
Мы были созданы для общения с Богом и общения друг с другом. Почему общение с другими верующими и поместная церковь настолько важны? Как это влияет на нашу жизнь с Богом?
Церковь — это люди, а не здание
Слово «церковь», в переводе с греческого языка, использовалось для описания местного собрания людей, а не здания. Новозаветные авторы, когда использовали слово «церковь» в своих письмах, подразумевали «собрание верующих». То есть, собрание верующих, которых Бог призвал из мира в «чудный Свой свет» (Первое послание Петра 2:9).
По замыслу Бога жизнь людей не проходит в вакууме и независимости друг от друга. Он вложил в нас потребность полагаться на Бога и друг на друга. Английский поэт Джон Донн сказал: «Человек не остров, не просто сам по себе; каждый человек — часть континента, часть целого». Люди нуждаются друг в друге. Только так человек растет и развивается.
Автор Послания к Евреям напоминает нам, что Бог создал нас для общения, а не для единоличного духовного опыта.
Послание к Евреям 10:24-25
Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
Почему Бог говорит, что Церковь — это тело?
В Библии не раз используется один и тот же образ для описания взаимоотношений между верующими. Это образ человеческого тела, состоящего из различных членов.
Первое послание к Коринфянам 12:12-31
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих.
Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно.
Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды.
Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член — страдают с ним все члены; славится ли один член — с ним радуются все члены.
И вы — тело Христово, а порознь — члены.
И иных Бог поставил в Церкви, во‐первых, Апостолами, во‐вторых, пророками, в‐третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
- Как вы думаете, для чего Бог дал людям различные дары?
- В чем может быть польза от того, что мы такие разные?
- В одном из стихов отрывка говорится, что Бог расположил члены тела «как Ему было угодно». Если это правда, то какой вывод можно сделать об индивидуальных дарах и о вкладе каждого верующего?
Нетрудно заметить, что Богу нравится разнообразие; стоит только оглянуться вокруг. Каждый из нас создан уникальным. В этом мире нет повторений и двойников.
Человеческое тело — хороший пример такого разнообразия. Оно имеет многие члены или части. И каждая часть тела служит для выполнения определенной функции. Все члены человеческого тела взаимодействуют как единое целое, завися друг от друга и исполняя — каждый — одну из важных функций. Для того, чтобы жить, тело нуждается во всех своих членах.
Также и в теле Христовом каждый из нас уникален. Члены его имеют разные функции и поэтому разные способности и разное положение, у одних один дар, у других — другой. Разнообразие членов тела придает ему красоту. Каким бы чудовищем было тело, если бы состояло целиком из уха, глаза или руки!
Это также значит, что никто другой не сможет сыграть ту роль, которую Бог предназначил именно вам. Если мы поймем, что также как разнообразие необходимо для нормального, здорового тела, разнообразие необходимо и в церкви. И то это избавит нас от двух опасностей: от принижения себя и от умаления других.
Как выглядело общение в первой Церкви?
После воскресения Иисуса первые христиане находились в близком общении друг с другом. Такое общение служит нам примером того, как должно выглядеть наше общение друг с другом и сегодня. В этом примере первой Церкви сокрыты незыблемые принципы общения верующих для нас.
Деяния св. Апостолов 2:42-47
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
- Что характеризовало первую Церковь, описанную в прочитанном отрыщине?
- Верующие в первой Церкви «посвятили» себя жизни в общине. «Посвятили» означает, что они «крепко держались» за общение. Какие преимущества могут быть в жизни в такой общине?
Как я могу найти хорошую церковь?
Если вы еще не присоединились к какой-либо церкви, то попробуйте найти ее. Также подумайте о тех верующих, с которыми вы хотели бы познакомиться поближе.
Попробуйте узнать у своих верующих знакомых, в какую церковь ходят они. Присмотритесь к верующим, чья жизнь служит для вас хорошим примером. Если у вас нет верующих друзей, то попробуйте найти церковь, воспользовавшись помощью в интернете.
Узнавая о различных церквях, обращайте внимание на следующие моменты:
- Как в церкви проявляется любовь? В Евангелии от Иоанна 13:34-35 Иисус говорит, что мир узнает о том, что мы Его ученики, если будем любить друг друга. Насколько в церкви присутствует атмосфера любви, прощения, милости, помощи людям в тяжелой ситуации? Чувствуете ли вы искренность и открытость к самым разным людям?
- Как в церкви используется Библия? Постоянно ли на встречах и в проповедях используется Библия? Или вы замечаете, что к ней обращаются только к концу проповеди, просто для подтверждения своей идеи? Вы видите, что стали лучше понимать суть Библии после проповеди? Насколько в церкви подчеркивается важность личного пребывания и самостоятельном изучения Божьего Слова, а также обсуждения его в группах?
- О чем говорят служители церкви? О чем они говорят с большой страстью и интересом?
- О чем говорят члены общины? Они понимают желание/план пастора для их роста и роста церкви? Есть ли у них желание применять веру в жизни и жить соответственно тому, что они слышат в проповедях?
- Что говорится в символе веры этой церкви? Обычно на сайте церкви можно найти эту информацию. Если же такой возможности нет, то поговорите с пастором или с лидерами церкви. Прочитайте и убедитесь в том, что вы все понимаете. Если у вас возникли вопросы, то задайте их пастору, лидерам церкви или другим членам церкви.
В одиночку мы не можем достичь задуманного Богом
Церковь — творение Бога. Она — семья Бога. Когда мы принимаем Христа, мы становимся частью Его семьи.
Новый Завет содержит десятки словесных описаний Церкви. Но самым частым у апостолов все же является именно «тело». Используя образ человеческого тела, они учат тому, что Церковь — это живой организм. Этот образ также показывает, насколько мы нуждаемся друг в друге.
Мы нужны друг другу для выполнения Божьих планов. Мы нужны друг другу для личного роста.
У Бога есть важная цель для каждого из нас. Эта цель — преобразить нас в образ Своего Сына. И этой цели нельзя достигнуть в одиночку. Бог создал Церковь и для того, чтобы воспитывать нас, изменять нас.
Помните — вы не одни!
Если у вас появились вопросы или вы хотите поделиться чем-то, что вас беспокоит, просто заполните эту форму. Мы свяжемся с вами, чтобы выслушать и поддержать. Все вопросы и разговоры полностью конфиденциальны.
Enable javascript in your browser if this form does not load.
Источник: https://www.newliferussia.ru/ru/grow/growth/church.html