Когда возникла Русская Православная Церковь

Самостоятельность русской церкви 1438 — 1448

Митрополит Московский Исидор присоединяется к Флорентийской унии. Собор русской православной церкви отвергает Флорентийскую унию и смещает Исидора с поста Московского митрополита. Собор русских епископов ставит Иону, епископа Рязанского, преемником Исидора, минуя разрешение Константинополя. Русская православная церковь фактически стала автокефальной.

Осуществить принятые на Флорентийском Соборе решения на территории Восточной Европы должен был «русский» митрополит Исидор, получивший от папы кардинальский сан и наделенный полномочиями папского легата в Литве, Ливонии, Руси и «Ляхии» (Польше)

Сведения из различных источников сходятся на том, что начало конфликту положило торжественное богослужение в Успенском соборе. На светских людей, присутствовавших на службе, наиболее сильное впечатление, по-видимому, произвело публичное «поминание» папы вместо принятого по традиции поминания Восточных патриархов.

Для духовных лиц более существенным было то, что по окончании службы по приказу митрополита публично зачитали текст буллы папы Евгения IV с изложением условий Флорентийской унии В наиболее ранних летописных свидетельствах обрисована картина общего единодушного отпора еретику, что подчеркивалось, в частности, последовательным употреблением глаголов множественного числа — «поимаша», «посадиша».

Действительно, у нас нет оснований думать, что при решении этого вопроса позиция великого князя могла в чем-то расходиться с позицией его духовных и светских подданных. На землях Северо-Восточной Руси, где православие издревле было господствующим вероисповеданием, церковная уния не могла принести Русской Церкви тех выгод, на которые могла бы рассчитывать православная Церковь во владениях Ягеллонов.

Не было здесь и внешней опасности, защищаясь от которой было бы необходимо «поступаться принципами». Положение было как раз противоположным. В тяжелые времена татаро-монгольского господства именно в приверженности к православной вере черпали русские люди способность к сопротивлению. К середине XV в.

власть завоевателей ослабла, складывались благоприятные условия для объединения русских земель вокруг Москвы и воссоздания суверенной государственности. Приверженность своей вере была подкреплена опытом истории, и тем менее оправданным представлялось русскому обществу отступление от нее.

Уния Церквей и соглашение с латинством, несомненно, воспринимались в Москве и как отказ от борьбы с «иноверной» Литвой, подчинившей своей власти русские земли, здесь уже складывалось устойчивое представление, что именно московские великие князья — законные наследники Владимира киевского. В этих условиях провал миссии Исидора был неизбежным.

Флоря Б.Н. Флорентийская уния и Восточная Европа (конец 30-х — конец 60-х гг. XV в.)

МИТРОПОЛИТ ИОНА

Иона (ум. 1461 г.) — епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. Иона был выходцем из уездного княжества Галицкого, князья которого были главными соперниками Василия II; постригся в монахи он там же — в Галицкой земле. Затем он перешел в московский Симонов монастырь, а потом стал епископом Рязанским. Лишь в 40-х гг.

, после осуждения и изгнания Исидора, у Ионы появилась возможность занять митрополичий престол Затем Иона занял своеобразную промежуточную позицию между обоими враждующими князьями. Летом 1447 г., после занятия Москвы Василием Темным, бежавшие из нее Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, заявили, что Василий II не может их требовать к себе до тех пор, «доколе будет у нас в земле отец нашь митрополит».

К осени митрополит уже изменил Шемяке и перешел на сторону Василия Темного, однако и после этого он не стал в глазах своих собратьев-иерархов законным митрополитом: в обличительной грамоте русского духовенства против Шемяки, отправленной в декабре 1447 г., Иона по-прежнему именуется епископом рязанским и назван на третьем месте — после Ефрема Ростовского и Авраамия Суздальского. Только в следующем 1448 г.

Иона был, наконец, возведен своими братьями-епископами на митрополичий престол.

Словарь книжников и книжности Древней Руси  

ИЗБРАНИЕ МИТРОПОЛИТА ИОНЫ

Наречение Ионы на митрополичий престол состоялось, вероятнее всего, сразу после смерти митрополита Фотия. Дата наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во 2-й половине 1432 г. Сразу после наречения Иона не мог отправиться за благословением в Константинополь, т. к. в 1431 г.

возобновилась борьба за великокняжеский стол Так что не от кого было посылать московского кандидата в митрополиты (как правило, его сопровождал великокняжеский посол). Василий II вернулся в Москву 29 июня 1432 г., но и теперь Иона не мог отправиться в Константинополь, т. к. литовский великий князь Свидригайло направил туда своего претендента — Смоленского епископа Герасима (до 1 сентября 1432), который и был поставлен на кафедру.

В литературе выдвигались разные предположения о времени поездки Ионы. Вероятнее всего, ее следует датировать временем после сожжения в Литве 26 июля 1435 г. митрополита Герасима.

В Константинополе добиться назначения Ионы на митрополичью кафедру не удалось: патриарх в 1436 г. уже поставил митрополитом Киевским и всея Руси Исидора. Василий II в послании в Константинополь 1441/43 г.

выражал удивление в связи с таким решением патриарха: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли того нам епископа Иону на митрополию не поставили, и тому есмы невмале подивились, что ради нашего посланиа, или свое высочайшее поставише, тако сотвориша».

В послании императору Константину XI, относящемся к июлю 1451 (или 1452) г., великий князь подчеркивал, что еще «до его [Ионы] прихождения царь и патриярх поставиша Исидора митрополитом»

Византийские власти, отказывая в просьбе о поставлении нареченного митрополита правителю такой крупной православной страны, какой была в то время Русь, нашли способ дать Ионе заверения общего характера. В посланиях, написанных вскоре после 1448 г.

, Иона сообщал о полученном им патриаршем благословении на митрополию в случае, если митрополит Исидор умрет или «каково инаково о нем ся станет» В великокняжеских и митрополичьих посланиях рубежа 40-х и 50-х гг. XV в.

, после возведения Ионы на митрополичий стол Собором русских епископов, этот аргумент использовался в качестве обоснования

После поставления Ионы в митрополиты Русская Церковь оказалась в состоянии фактической автокефалии. Однако в первые годы вопрос о каноническом утверждении этого статуса не стоял. В июле 1451 (или 1452) г.

великий князь Василий II писал византийскому императору Константину XI Палеологу, что поставление Ионы совершилось «за великую нужду а не кичением, ни дерзостию» и что митрополия всея Руси от Константинополя «благословения требует и ищет» После падения Византии в 1453 г.

Иона считал своим долгом помогать греческим единоверцам: он давал благословение на сбор греками пожертвований на всей территории митрополии

Православная энциклопедия 

НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО

Для понимания дальнейших событий в Москве, необходимо указать на то, что происходило в Царьграде Константин XI сначала был верен Православию, когда же надвинулась непосредственная опасность Константинополю, прибег к унии, считая ее единственным средством спасения. Народ же, напротив, смотрел на унию, как на способ привлечь на Византию гнев Божий После свержения Исидора вел. князь в 1441 г.

заготовил к патриарху письмо, в котором, обвиняя Исидора в измене Православию, просил о поставлении митрополитом Святителя Иону. Но письмо это не было отослано. Видимо, не решились обращаться к патриарху униату, свергнув Исидора за униатство В 1448 г. Иона, оставаясь все это время «нареченным», был, наконец, поставлен митрополитом собором русских архиереев. В 1452 г. вел.

князь Василий составил послание императору Константину XI Палеологу, в то время остававшемуся православным В заключение он сообщает, что намеревался писать патриарху, но не знает, имеется ли таковой в Константинополе и каково его имя. Письмо императору не было послано.

По-видимому, в Москву пришли сведения, что император сделался униатом, как то имело место в 1452 году С этого времени установился порядок ставить митрополитов в самой Москве и своими русскими епископами, так чтобы митрополиты могли быть на будущее время фактически независимыми от патриархов

Тальберг Н. История Русской Церкви

НА ПУТИ К «ТРЕТЬЕМУ РИМУ»

Одно из первых произведений, отражающих факт неприятия акта унии как «послания папина» в Москве, — Послание московского великого князя Василия II Васильевича константинопольскому патриарху Митрофану II (1441), основным содержанием которого является просьба о предоставлении русской Церкви автокефалии.

В Послании признается исключительный канонический авторитет константинопольской Церкви в предоставлении Москве права «свободного поставления» митрополитов, что свидетельствовало о нежелании русской стороны установить автокефалию «явочным порядком», «самозвано».

В Послании обращает на себя внимание тождественное титулование византийского императора и киевского князя Владимира «царями»: Владимир, «благочестивый царь Русскиа земли», — «великий новый Констяньтин»; как и последний, киевский князь — «святый и равный апостолом»

Если предыдущее Послание содержало желаемую модель отношений двух Церквей, то Послание московского великого князя Василия II Васильевича императору Константину XI Палеологу (июль 1451 г.) описывает исторически («по изначальству») сложившуюся модель отношений между «Русской землей» и империей.

Обращаясь к императору, великий князь пишет: «Въсприял еси свой великый царьскый скипетр, свое отечество, в утвержение всему православному християньству ваших держав, и нашим владетельствам Русия земли, всему нашему благочестью, в великую помощь» Как и в Послании патриарху, Василий II заверяет императора в «любви и приязни» и стремлении сохранить единство («съединение») с константинопольской церковью при условии ее приверженности «древнему благочестью». Такова была официальная позиция Москвы по отношению к Византии и константинопольской церкви накануне гибели империи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему Церковь Покрова на Нерли так называется

Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла». Правоведение. 2005, № 4

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/samostoiatiel-nost-russkoi-tsierkvi

Русская Православная Церковь: история, органы управления

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».

Староверы

  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Митрополит

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополияАрхангельская митрополияАстраханская митрополияБашкортостанская митрополияБелгородская митрополияБрянская митрополияБурятская митрополияВладимирская митрополияВолгоградская митрополияВологодская митрополияВоронежская митрополияВятская митрополияДонская митрополияЕкатеринбургская митрополияЗабайкальская митрополияИвановская митрополияИркутская митрополияКалининградская митрополияКалужская митрополияКарельская митрополияКостромская митрополияКрасноярская митрополияКубанская митрополияКузбасская митрополияКурганская митрополияКурская митрополияЛипецкая митрополияМарийская митрополияМинская митрополия (Белорусский экзархат)Мордовская митрополияМурманская митрополияНижегородская митрополияНовгородская митрополияНовосибирская митрополияОмская митрополияОренбургская митрополияОрловская митрополияПензенская митрополияПермская митрополияПриамурская митрополияПриморская митрополияПсковская митрополияРязанская митрополияСамарская митрополияСанкт-Петербургская митрополияСаратовская митрополияСимбирская митрополияСмоленская митрополияСтавропольская митрополияТамбовская митрополияТатарстанская митрополияТверская митрополияТобольская митрополияТомская митрополияТульская митрополияУдмуртская митрополияХанты-Мансийская митрополияЧелябинская митрополияЧувашская митрополия

Ярославская митрополия

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/russkaja-pravoslavnaja-cerkov/

Как зарождалась русская православная церковь

Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.

Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.

Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.

Васнецов — крещение князя Владимира

История Русской Православной Церкви

В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.

История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.

Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.

Объединение княжеств

Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.

В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.

В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.

Великие сподвижники

Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.

Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.

Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.

В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.

Автокефалия. Патриархи РПЦ

Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.

Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.

И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько начинается новый день

• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.

• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.

Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.

Раскол РПЦ

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».

Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.

Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г.

лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».

РПЦ и Святейший Правительствующий Синод

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.

Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества —  опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.

Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.

 Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».

Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.

Восстановление патриаршества

В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.

С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).

В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.

Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.

Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.

При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.

Московский патриархат

Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.

Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.

Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.

В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.

В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.

Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.

Патриарх Кирилл о Церкви

Источник: https://moiarussia.ru/kak-zarozhdalas-russkaya-pravoslavnaya-tserkov/

Епархия — Берлинско-Германская епархия

Берлинско-Германская епархия > Епархия

Управляющий: Архиепископ Подольский Тихон
Учреждена: в 1921 г. Объединяет приходы на территории Германии.

Кафедральный город: Берлин
Кафедральный Собор: Свято-Воскресенский Собор (Берлин)
Благочиния: Северное, Баварско-Гессенское, Южное, Западное, Восточное.

Количество приходов: 91
Монастырь:  мужской монастырь Св. Георгия Победоносца в Гётшендорфе.
Духовенство: 69 священников и 13 диаконов (из них 12 в монашеском постриге).

Историческая справка

Приходы Русской Православной Церкви появились в Германии в XVIII веке. Причиной тому стали посещения Германии русскими купцами, дипломатами и путешественниками. В немалой степени этому способствовали этому и тесные родственные связи между монаршими династиями и аристократией.

Первая русская православная община появилась в Германии в самом начале XVIII века. Она образовалась из русских солдат, состоявших на службе императора Германии. Первым русским священником, командированным в Германию, был протоиерей Иоанн Чудовский. В 1718 году в  Берлине и в Потсдаме — пригороде Берлина, где жили первые переселенцы из России — были построены православные часовни, которые, к сожалению,  не сохранились до нашего времени.

Среди первых русских культовых сооружений источники упоминают и домовую церковь св. вмц. Екатерины в замке Готторп в Киле, построенную в 1727 году.

Примечательно, что многие храмы в Германии строились в качестве духовного утешения для важных особ, например русских княгинь, вышедших замуж за знатных немцев, а также для православных людей, которые обычно находились у них в услужении или путешествовали по Германии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе находится Исаакиевский собор

Среди таких храмов можно назвать придворные православные церкви в Шверине,  Людвигслюсте, Веймаре, Штутгарте, Карлсруэ и др. Вокруг них формировались православные общины, возникали  приходы.

После смерти русских великих княгинь их старались хоронить в специально построенных для этих целей православных храмах-усыпальницах.

И если самая первая православная усыпальница в Германии в Людвигслюсте была довольно скромной, то  архитектура мемориальных храмов в Штутгарте-Ротенберге, Веймаре, Висбадене отличалась особой пышностью и торжественностью.

Над их созданием трудились известные архитекторы, скульпторы и художники из Германии. Иконостасы, иконы и богослужебную утварь, как правило, доставляли из России.

В XIX веке православные храмы и общины, хотя и малочисленные, появляются в  центрах русских колоний: например, в Берлине и в Дрездене. Стараниями православных верующих и благодаря значительному ктиторскому пожертвованию в 1874 г.

в столице Саксонского королевства Дрездене был построен и освящен каменный храм во имя св. Симеона Дивногорского, приписанный к российской императорской миссии.

В Берлине, несмотря на давние дипломатические связи, отдельно стоящее здание церкви было построено только в 1938 г.

Конец XIX века — особенно важный период для развития русско-немецких связей и жизни Русской Церкви в Германии. Первый из построенных и сохранившихся до сегодняшнего дня храмов той эпохи — церковь во имя св.

Александра Невского в Потсдаме, заложенная в 1826 году в присутствии короля Фридриха Вильгельма III. Это замечательный архитектурный памятник русско-прусской дружбы.

Возле неё возникло целое деревенское поселение русских с настоящими деревянными избами — Александровка, исторически облик которой сохраняется и сегодня.

Интерес к технике и машиностроению, торговле, философии и культуре, а также знаменитые на вес мир немецкие лечебные курорты привлекали в Германию многих состоятельных российских подданных.

В Бад-Эмсе, Гамбурге, Бад-Наухайме, в Киссингене и Баден-Бадене возникают уникальные русские церкви — своего рода духовные оазисы, без которых не мыслит себя православный человек.

С курортами, а также центрами культуры, науки и международной политики связаны имена выдающихся людей России: представителей  царского дома Романовых, ученых, философов и писателей. Здесь бывали Гоголь, Анненков, Жуковский, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Глинка, Толстой, Чайковский и другие.

В XIX веке русские храмы появляются помимо уже названных городов в Ремплине, Карлсруе, Бад-Эмсе, Баден-Бадене, Берлине-Тегеле, Штуттарте, Дармштадте, в Бад-Наухайме.

Интересна история возникновения тегельского храма. В 1886 году настоятелем посольской Свято-Владимирской церкви назначается протоиерей Алексий Мальцев. Помимо богослужебной деятельности отец Алексий помогал организовать другие стороны жизни русской колонии. С этой целью в 1888 году он основывает православное Братство св. Князя Владимира. Братство сплотило многих православных людей не только русской национальности.

Оно заботилось о всесторонней поддержке православной веры, имело своё издание на русском и немецком языках, содержало обширную библиотеку с читальным залом, собирало пожертвования и вело благотворительную деятельность. Музей Братства располагал большой коллекций – около двух тысяч – картин, книг, бюстов, и других экспонатов религиозного и культурно-исторического характера. Особенно ценной была коллекция музея о жизни и быте староверов из Восточной Пруссии.

Братство организовывало познавательные встречи с учеными и богословами.

Необходимо отметить, что благотворительность братства распространялась не только на православных всех национальностей, живших в Германии, но и на всех нуждавшихся, вне зависимости от их вероисповедания и взглядов.

Это православное общество, подобное тем, которые уже были известны в Русской Церкви, имело свои мастерские и предприятия: садоводства, столярные и слесарные мастерские, переплетное и свечное дело. Всем нуждающимся предоставлялась работа. Первостепенно важным для себя делом Братство считало поддержание русских православных общин в Германии, помощь в организации новых приходов, строительство новых православных храмов.

Воплощению многих общественно-благотворительных планов протоиерея А. Мальцева помогло строительство своеобразного центра русской колонии в Берлине — «Кайзер-Александерхайма».  С прекращением в России царского правления этот дом стали называть просто -«Александерхайм». Красивый и просторный двухэтажный особняк был освящен 8 декабря 1898 года самим отцом Алексием.

Все храмы в Германии имели священника, своё собственное управление и постоянных прихожан. Приходы через священников имели связь с Русской Православной Церковью в лице митрополита Санкт-Петербургского, который занимал одно из первых мест в Святейшем Синоде — высшем руководящем органе Русской Церкви. Позже, с восстановлением Патриаршества, заграничные русские православные приходы стали подчиняться Патриарху Московскому и всея Руси.

На рубеже XIX-XX веков паства Русской Церкви в Германии составляла около пяти тысяч человек.

XX  век для Русской Церкви в Германии начался без особых потрясений. Продолжилось строительство храмов в Бад-Киссингене, Гёрберсдорфе, Гамбурге, Лейпциге.

Были учреждены многие, близкие к церкви общественные организации и общества, миссионерское издательство, философская школа и богословский институт. Последний был впоследствии перенесён в Париж и стал известен как Свято-Сергиевский богословский институт.

Серьезно подорвала позиции русского православного присутствия в Германии Первая мировая война.

В середине 20-х годов русские беженцы эмигрируют «глубже» в Европу, в поисках лучшей судьбы и благоприятных мест многие покидают Германию. Почти в два раза увеличивается число русских эмигрантов во Францию – 110 тысяч человек. Поэтому архиепископ Евлогий, возведенный к этому времени Патриархом Тихоном в митрополиты, решает перенести центр своей епархии во Францию, в Париж, куда он окончательно переезжает к Рождеству 1923 года.

В начале 30-х годов русские православные приходы, ввиду некоторых объективных обстоятельств, должны были признать над собой иную духовную власть — так называемой Русской Зарубежной Церкви и её епископа.

В сороковые годы, во время второй мировой войны, православные храмы в Германии уже не закрывались, как в первую мировую. Более того, православные приходы стали единственным прибежищем для соотечественников-военнопленных и насильно вывезенных в Германию на работы. По некоторым подсчетам, в 1941-1945 гг. во всех частях Германии находилось  около 10 млн человек.

После войны, к концу 1945 года, в разделенной Германии всё еще  проживало около 4 млн человек, в том числе священников, которые после войны остались здесь служить в храмах.

Последующие годы XX века можно назвать благоприятными для церковной жизни: восстанавливаются старые храмы и даже возводятся новые: в Бишофсхайме, Гамбурге (новый храм построен в 1964 году), Франкфурте-на-Майне, Мюнхене.

Для Церкви стали возможны богослужение и проповедь, социальная забота о людях и благотворительность, духовное просвещение, работа с детьми и молодежью.

На середину 90-х гг. прошлого века пришелся пик эмиграции в Германию русскоязычных граждан из России и стран бывшего Союза: за последние 20 лет в Германию прибыло более 4 млн человек, многие из которых являются православными. Увеличение паствы Берлинской и Германской епархии привело к открытию новых приходов.

С 1992 года правящим архиереем Берлинско-Германской епархии является Архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). Когда архиепископ Феофан прибыл на кафедру, в епархии было только двенадцать приходов. Сейчас – 91. Епархия разделена на пять благочиний: северное, Баварско-Гессенское, южное, западное и восточное.

На приходах епархии несут свое служение 69 штатных священников и 13 диаконов. Приходы Русской Православной Церкви расположены во всех крупных городах Германии. В 2006 году Русской Православной Церкви был передан усадебный комплекс в восточной Германии в земле Бранденбург под основание мужского монастыря cв.

Георгия Победоносца, призванного стать духовным центром не только Германии но и центральной Европы.

После кончины архиепископа Феофана 11 сентября 2017 года, решением Священного Синода от 26 декабря 2017 года управляющим Берлинско-Германской епархией назначен епископ Подольский Тихон. 1 февраля 2018 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве епископ Тихон возведен в сан архиепископа.

Представители Берлинской епархии являются полноправными членами Комиссии Православной Церкви Германии (КПЦГ) – Объединение епархий / Kommission der Orthodoxen Kirche in Deutschland (KOKiD) – Verband der Diözesen.

  Данная комиссия была образована 1 мая 1994 года и является союзом всех канонических православных епархий Германии, центральным органом Православной Церкви в ФРГ, выражающим общее мнение своих членов по различным насущным вопросам.

Работа Комиссии строится на основании ее устава и охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности Православной Церкви в Германии.

Архипастыри

  • митрополит Александр (Немоловский) (1945 —1948)
  • архиепископ Сергий (Королёв) (1948 — 1950)
  • митрополит Борис (Вик) (1950 — 1954)
  • архиепископ Михаил (Чуб) (1957 —  1959)
  • митрополит Иоанн (Вендланд) ( 1960 —  1962)
  • архиепископ Сергий (Ларин) (1962 —  1964)
  • архиепископ Киприан (Зёрнов) (1964 — 1966)
  • митрополит Владимир (Котляров) (1967 —  1970)
  • митрополит Леонтий (Гудимов) (1970 — 1973)
  • митрополит Филарет (Вахромеев) ( 1973 —  1978)
  • архиепископ Мелхиседек (Лебедев) (1978 —  1984)
  • митрополит Феодосий (Процюк) (1984 —  1986)
  • митрополит Герман (Тимофеев) (1986 —  1991)
  • архиепископ Феофан (Галинский) (1991 — 2017)

Источник: https://rokmp.de/ru/eparhiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает мое имя Виктория

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]