Кому принадлежит Храм Гроба Господня

Схождение благодатного огня в Иерусалиме 2019: суть и объяснение феномена

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

photo: Sputnik / Целик

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

Репродукция картины «Голгофа» М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

photo: Sputnik / Юрий Кавер

В Храме Гроба Господня

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

photo: Sputnik / Vitaliy Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

photo: Sputnik / Vitaly Belousov

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Освящение куличей и пасхальных яиц

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Декоративные пасхальные яйца

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Светлое Христово воскресение. Православная Пасха

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160430/231416769.html

Почему ключи от Гроба Господня хранятся у мусульман


Храм Гроба Господня (или храм Воскресения Христова) в Иерусалиме является одной из главных христианских святынь, которая по преданию была построена на месте распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христа.

Сегодня храм официально используется шестью церквями: Римско-католической, Греческой православной, Армянской апостольской, Сирийской православной, Эфиопской православной и Коптской православной.

Но ключи от входа в храм хранятся у представителей двух мусульманских семей (аль-Хусейни и Нусейбе), которые испокон веков охраняли святыню от различных бед.

Сохранение храма

По словам Ваджиха Нусейбе, открывающего врата с 1975 г., представители его рода выполняли эти обязанности с 638 г., когда священный город был покорён сподвижником пророка Мухаммеда халифом Умаром ибн Аль-Хаттабом, который лично обещал патриарху Софронию сохранить христианские святыни в целости и сохранности. Тогда ключи от главной христианской святыни были переданы Убайде ибн аль-Самиту, от которого и пошёл род Нусейбе.

Арабский период в целом был отмечен веротерпимостью по отношению к представителям других религий, проживавших в Иерусалиме и к их святыням. Ситуация изменилась в конце X в., когда на престол вступил халиф Аль-Хаким, прозванный также «безумным». Будучи сыном христианки, он, однако, не отличался веротерпимостью ни к христианам, ни в иудеям, ни даже к мусульманам-суннитам. В 1009 г. Аль-Хаким приказал разрушить храм Гроба Господня. Частично он был восстановлен в середине XI в.

при поддержке византийского императора Константина Мономаха, а затем достроен крестоносцами в эпоху Иерусалимского королевства. Удивительно, но и сами крестоносцы, целью которых было освобождение святого города от арабов, нанесли значительный урон Иерусалиму после его взятия в 1099 г.

Как указывает Татьяна Носенко, ведущий научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института Востоковедения РАН, крестоносцы не только жестоко расправлялись с жителями города («безбожными сарацинами»), но и разграбляли церковное имущество. Так, например, один из предводителей похода Танкред Тарийский был пойман на краже золотых светильников из часовни Голгофы. В 1187 г. египетский султан Саладин отвоевал Иерусалим у крестоносцев. Султан хотел избежать трагедии 1009 г.

Именно Саладин передал ключи от врат храма на хранение семье аль-Хусейни, выходцем из которой и является один из нынешних хранителей Джудех аль-Хусейни. Сегодня можно сказать, что цель Саладина была достигнута, ведь храм дошёл до наших дней практически в неизменном виде.

Спор о святынях

Одной из причин, по которой ключи от храма хранятся у мусульман, является и многовековое соперничество различных конфессий за управление святыней. Ещё во времена Иерусалимского королевства верующие пытались поделить внутреннее пространство, а столкновения могли происходить и в ночное время. Тогда было принято решение закрывать храм на ночь. Эта обязанность и была возложена на мусульманских держателей ключей.

Однако споры между церквями продолжали регулярно вспыхивать на протяжении последующих веков. Определённый статус-кво был достигнут в 1757 г. с принятием султаном Осамном III фирмана, разделившего святыни храма между христианскими конфессиями. Наиболее известный конфликт за покровительство над палестинским святыням разразился в конце 1840-х гг. между православным и католическим духовенством. В 1853 г.

требование России предоставить ей право покровительства над святынями послужило поводом для начала Крымской войны. Современное разделение храма основано на султанском фирмане 1852 г., который фактически подтвердил статус-кво 1757 г. Символом статуса-кво сегодня является лестница на фасаде храма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему называется кафедральный собор

В связи с тем, что представители церквей, управляющих храмом, не могут ничего менять без общего согласия, сохранение лестницы является свидетельством соблюдения этого запрета.

Долгожданное согласие?

Несмотря на то, что решение султана сняло определённую напряжённость вокруг управления храмом, и в наши дни происходят потасовки между представителями трёх церквей (Римско-католической, Греческой и Армянской). В 2008 г. спор между греческим и армянским монахами, вспыхнувший во время проведения армянской службы, перерос в рукопашный бой. Соперничество между конфессиями проявлялось и в таких вопросах, как реставрация храма.

Однако недавно произошло событие, которое вынудило три конфессии, управляющие храмом Воскресения Христова, объединиться в единый фронт. Власти Иерусалима потребовали священнослужителей оплатить налог на имущество, выставив им счёт почти на 200 миллионов долларов. В конце февраля 2018 г. хранители ключей в знак протеста закрыли двери храма, после того как представители управляющих церквей достигли соответствующей договорённости.

Читать ещё •••

дня. Рыба отняла удочку у рыбачки

Истории,Иисус Христос,Институт востоковедения

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/40505579-pochemu-klyuchi-ot-groba-gospodnya-hranyatsya-u-musulman/

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

    Храм Гроба Господня (Воскресения) в Иерусалиме является самой главной святыней для всего католического, православного и восточного христианства. Протестанты и прочие последователи реформации церкви 16-17 вв. видят в нем, в основном, архитектурно-историческое наследие. Под одной крышей здесь собраны места, где провел последние часы жизни, прошел через распятие, смерть и погребение Иисус из Назарета: Голгофа, Камень Миропомазания и погребальная пещера (Кувуклия).

    Новозаветная традиция

    Две тысячи лет тому назад в римской провинции Иудея жил и проповедовал учитель и целитель, ученый муж своего времени Иисус Галилеянен. После своего тридцатилетия Иисус предпринимает ряд действий, которые быстро привлекли внимание масс и, впоследствии, иерусалимской номенклатуры: нравственные проповеди, исцеления, воскрешения, разного рода чудеса.В 33 года, весной, Иисус в окружении своих учеников посещает Великий Иерусалим с целью отметить там важный иудейский праздник Песах. После праздничного вечера Иисус был арестован римскими солдатами и на следующий день осужден. В глазах римской власти Иисус был мятежником, одним из тысячи бунтарей, не угодных императору. На шестой день (в пятницу) Иисуса распяли на Голгофе, в нескольких десятках метров от городской крепостной стены. Смерть наступила в тот же день. После снятия с креста и миропомазания Иисус был погребен в пещере неподалеку от Голгофы. На третий день (первый рабочий день, позднее — воскресенье) камень, закрывавший пещеру, был обнаружен в стороне, а могила оказалась пуста. Находившийся ангел рядом сообщает о Воскресении Христовом.

    История Храма

    На основании учения Иисуса Христа апостолы создали новую религию — христианство. Первые три века строить культовые христианские сооружения не представлялось возможным: римский двор не только не признавал новое учение, но и активно боролся с христианами. Исторически важные изменения начались в годы правления императора Константина Великого (начало 4 века). Результатом этих изменений является паломническая поездка матери Константина, православной Елены Равноапостольной. Елена отыскала места, где был Иисус, в том числе, место казни и погребения. Очистив лишнюю скальную породу (включая стены погребальной пещеры, сохранив лишь погребальное ложе), подданные Елены впервые в истории возводят Храм Гроба Господня (335).С момента постройки и до захвата Иерусалима крестоносцами Храм неоднократно разрушался и восстанавливался. Крестоносцы внесли много изменений и добавлений в здание храма. За исключением многочисленного новодела, можно утверждать, что современный комплекс храма с архитектурной точки зрения преимущественно относится к эпохе крестоносцев.

    Права на Храм

    В соответствии с фирманом (указ в мусульманских странах) о “Статусе Кво” святынь на Святой Земле от 1852 года, вся территория Храма Гроба Господня была поделена между шестью христианскими конфессиями:• Греческая православная церковь (Святогробское братство) • Католическая церковь (Францисканский орден) • Армянская церковь • Коптская церковь • Сирийская церковь• Эфиопская церковьИмеются также площади совместного пользования.Данное разделение строго соблюдается всеми конфессиями и полицией государства Израиль.

    Интересные факты

      • Увидеть Храм Гроба Господня как отдельно стоящее здание невозможно. С веками храм “оброс” различным сооружениями, как правило, ритуального назначения. Фасад единственного входа и выхода Храма является лучшим творением зодчих эпохи крестоносцев. На крыше Храма находится колоритный монастырь эфиопских монахов.• Ключами от Храма Гроба Господня традиционно владеет мусульманская иерусалимская семья, представитель которой, Ваджих Нусейбе, ежедневно дежурит у ворот.• Первый проект Храма был в два раза больше его современных размеров.• Самым глубоким и удаленным пределом храма является предел обретения Креста – там, где Елена обнаружила крест, на котором был распят Христос.• Одной из причин Крымской войны 1853 года явилась конфликтная ситуация, возникшая вокруг контроля над Храмом и другими святынями на Святой Земле между Россией и Францией.• Пять последних остановок Крестного пути (ViaDolorosa) находятся на территории Храма. В его центре обнаружен символический центр христианского мира (пуп земли).• За исключением армянского предела, в Храме Гроба Господня не ведется никакая торговля, поэтому свечами нужно запастись заранее, в многочисленных лавках по пути.• Вполне удачная копия Храма Гроба Господня была построена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в Подмосковье в 1656 году.• Благодатный пасхальный огонь исправно сходит каждый год с момента появления традиции в период византийского владычества.

    Что обязательно стоит посетить?

    Главные святыни храма компактно помещены под одну крышу. В сети легко можно найти схему храма и ориентироваться по ней.

    Если следовать хронике событий той пятницы, дня крестной смерти Христа, снятия Его тела с креста и погребения, то, заходя в храм, нужно повернуть направо. По ступенькам вы поднимаетесь на Голгофу – холм, на котором римляне поставили крест, где умер Христос.

    С Голгофы спускаетесь по другим ступеням — и слева сразу виден Камень Миропомазания. На нем тело Христа подготовили к погребению, помазали маслом миро и укутали в льняной саван.

    Испокон веков именно на этом камне многочисленные верующие со всего мира совершают обряд освящения различных религиозных атрибутов.

    Идя налево от входа и от Камня Миропомазания, посетитель оказывается в тусклой ротонде, в центре которой, под куполом, стоит красивая часовня. Православные называют ее Кувуклия, католики Эдикула. Кувуклия имитирует пещеру, в которой положили тело Христа на каменную скамью.

    Здесь же произошло и Воскресение Христово. Сооружение было восстановлено после пожара на пожертвования царской России в начале 19 века.

    Именно в Кувуклии, в пределе Гроба, раз в год, на православную Пасху в Священную Субботу иерусалимский греческий патриарх получает чудесным образом Благодатный огонь.

    Как дойти до Храма?

    Самостоятельно до Храма добраться достаточно просто. Заходя через Яффские ворота в Старый Город и пересекая красивую площадь, надо попасть на рыночную улицу Давида. На пересечении улицы Давида с Христианской улицей (ChristianQuarter) следует взять налево. Полюбовавшись пару минут на сувенирные лавки, поворачиваем направо на ул. Святой Елены (St. Helenastr.) – и мы на месте.

    Туристам на заметку

      • На территории Храма, так же как и на территории Старого города, невозможно потеряться: выход есть везде.

    • Иногда здесь можно столкнуться с шарлатанами. Реагируя на них, не лишним будет призвать на помощь ваш здравый смысл.

    Приятной прогулки!

    Координаты

    Иерусалим, Старый город, Христианский квартал, улица Святой Елены, Храм Гроба Господня (Воскресения)

    Источник: http://loveisrael.ru/articles/hgg

    История Храма Гроба Господня. История — Путеводитель по Израилю

    Храм Гроба Господня расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима.

    Храм Гроба Господня считается главной святыней, а с IV в. местом паломничества христиан всего мира.

    Храм служит штаб-квартирой Иерусалимской православной церкви, хотя в храмовом комплексе служат различные христианские конфессии в соответствии со сложной процедурой, остающейся неизменной в течение веков.

    Испокон веков в Храме Гроба Господня ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

    История Храма Гроба Господня

    Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.

    При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.

    Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.

    В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».

    По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).

    На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня.

    Кувуклия храма Гроба Господня

    Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.

    Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.

    В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест.

    В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии.

    В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест.

    В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху.

    В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине.

    В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма.

    Храм Гроба Господня

    В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».

    Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.

    После захвата Иерусалима Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.

    Храм Гроба Господня был частично поврежден во время землетрясения 1545 г.

    В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.

    В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.

    В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.

    В таком виде здание существует и сейчас.

    Разделение полномочий

    Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от Храма Гроба Господня с 638 г. хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит другой арабской семье — Нусейба.

    Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

    Status quo

    С точки зрения церковной юрисдикции храм находится в совместном владении и под совместным управлением нескольких христианских конфессий.

    Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом 1757 г., подтвержденным фирманами 1852 и 1858 гг.

    Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия).

    Современный храм Гроба Господня

    В настоящее время Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Католикон или соборный Храм, являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской православной церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм св. равноап. Елены и несколько приделов.

    Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.

    На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений и галерей.

    Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

    Церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Эфиопской (Коптской) церкви.

    Главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской православной церкви.

    Источник: https://guide-israel.ru/history/6506-istoriya-xrama-groba-gospodnya/

    Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

    В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

    Храм Гроба Господня

    Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

    Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

    Храм Гроба Господня

    Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

    Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

    Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

    Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

    Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

    Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

    Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

    В окне горят 3 неугасимые лампады.

    Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

    Справа виден вход вниз Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

    В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

    Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа.

    Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

    На фото коптский монах затепляет лампаду.

    Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

    Двор храма Гроба Господня.

    Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

    Служители храма Гроба Господня, охранники.

    Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

    Очередь в кувуклию.

    Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)

    Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня)

    Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г.

    (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве).

    Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

    Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс.

    лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей.

    Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

    Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного).

    Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж.

    входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

    Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

    Кувуклия

    Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

    Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе).

    В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом.

    Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

    Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г.

    каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление.

    На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

    В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св.

    ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт.

    часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

    Фото Юлии Маковейчук.

    Текст составлен с использованием материала сайта «Православная энциклопедия».

    Вы прочитали статью Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО)

    Источник: https://www.pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-groba-gospodnya/

    Место, где воскрес Христос

    Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.

    Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.

    А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.

    История храма

    Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.

    Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.

    императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.

    Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.

    Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.

    Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.

    Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.

    Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.

    Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.

    , когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.

    В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.

    В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.

    Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.

    Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).

    В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.

    В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

    Экскурсия по храму

    Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.

    Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.

    Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.

    Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.

    С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.

    Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.

    Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.

    От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.

    Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).

    Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).

    На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.

    Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.

    Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.

    Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

    Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.

    Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

    Богослужение в храме

    В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.

    Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.

    У них же хранятся и ключи от храма.

    Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

    Источник: http://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/

    Храм Гроба Господня в Иерусалиме — Молитвы

    Храм Гроба Господня, известный еще как Храм Воскресения, расположен в Старом городе Иерусалима. Он считается одной из главных христианских святынь в мире. Храм Гроба Господня был возведен на месте, где, как считается, находилась и Голгофа – гора, на которой был распят Иисус, и могила, в которой он был захоронен.

    Структура Храма

    При входе в Храм вы сразу можете увидеть Камень помазания, на котором готовилось к погребению тело Христа. Сегодня это место принадлежит сразу четырем конфессиям: армянской, коптской, греко-православной и католической.

    Лестница с правой стороны входа ведет к Кальварии, еще известной как Голгофа, на которой был распят Иисус.

    Здесь можно увидеть Алтарь гвоздей, принадлежащий католикам, на котором изображен Иисус, прибитый гвоздями к кресту. С католической часовней соседствует Кальвария, принадлежащая греко-православной церкви.

    Здесь и находится скала Голгофа, которая стала основой возведения Храма Гроба Господня.

    Сразу под Кальварией на главном этаже (в него можно попасть через дверь возле Камня помазания) находится Часовня Адама, в которой хранится осколок скалы. Считается, что Иисус был распят в том самом месте, где был захоронен Адам. Часовня Адама принадлежит греко-православной церкви.

    Направившись в западную сторону от Камня помазания, вы попадете в центральную часть Храма, известную как Ротонда, под куполом которой хранится Кувуклия — Гроб Господень. Внутри Гроба Господня ежедневно служатся армянские, католические и греко-православные литургии.

    Внутри гробницы находятся две маленькие комнаты. Одна из них – это Часовня ангела, в основе которой лежит кусок камня, унесенный ангелами с места Воскрешения. Часовня ангела принадлежит греко-православной конфессии.

    С правой (северной) стороны гробницы расположена католическая зона, которая включает в себя большую Часовню, посвященную Святой Марии Магдалене – считается, что именно здесь Иисус явился Марии после своего воскрешения, и частную часовню, принадлежащую францисканским монахам.

    В восточном конце северного прохода находится Часовня, возведенная на месте заточения Христа перед распятием. Справа находятся Придел Лонгина сотника, принадлежащий греко-православной церкви, и Придел разделения риз Господних, принадлежащий армянской церкви.

    Источник: https://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/xram-groba-gospodnya-v-ierusalime.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]